Суть психологического тренинга: Психологический тренинг — Психологос

Содержание

Психологический тренинг — Психологос

​Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе.

Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:

— содержательный план работы

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1) содержанием тренинга,

2) особенностями группы,

3) особенностями ситуации,

4) возможностями тренера.

Психологический тренинг

Введение

Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к  применению активных групповых методов  воздействия, в том числе и  психологического тренинга, все время  возрастает. В наше время, когда жизнь  требует переработки огромного  количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, «недружественным» условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может стать той «палочкой-выручалочкой», которая поможет решить многие из актуальных проблем как ежедневной жизнедеятельности людей, так и управления персоналом.

За последние 10-15 лет психологический  тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.

Острая необходимость  проектирования и прогнозирования  результатов психологического воздействия прежде всего связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. Многие психологи с тревогой пишут, что в практическую психологию приходит большое количество дилетантов, не имеющих специального образования и подготовки (Исурина, 1998; Лидерс, 1998; Вачков, 1999 и др.). Всеобъемлющие знания по групповой динамике, психологии воздействия, психологии личности и другим важнейшим механизмам, которые задействованы в процессе тренинга, подменяются отрывочными сведениями из какой-либо популярной психологической теории.

В связи с этим нам кажется, что последние достижения теоретической  психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить  практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что  в конечном итоге приведет к формированию новой методологии 

осуществления  тренингового воздействия.

Для этого мы попытались раскрыть сущность психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые  позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать  непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию  поведения на более высокий уровень. Представление о психологическом  тренинге как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим  обоснованием этой формы практической психологической работы. Мы также  использовали понятие «зоны ближайшего развития» для обоснования нового взгляда на способы достижения и  закрепления эффекта тренинга, что, как нам кажется, проливает новый  свет на гностический потенциал этого  понятия, расширяя рамки его феноменологии  до системы координат «взрослый-взрослый».

В последнее время особую востребованность приобретают исследования, где ведется поиск закономерностей динамики личности участников в процессе психологического тренинга. Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления наших теоретических представлений. В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам (Вачков, 1999). Резко лимитируется возможность участников влиять на выбор методов и длительности воздействия, на сценарии встреч. Однако без опоры на личность самого участника, без постоянного отслеживания его внутренних трансформаций нельзя рассчитывать на полноценный эффект психологического воздействия.

Цель настоящей книги  состоит в разработке представлений  о психологическом тренинге как  особом культурном орудии, применяемом  для овладения новым поведением, и о «зоне ближайшего развития» как методологической и операциональной основе понимания и диагностики динамики изменения личности в процессе тренинга.

Определив психологический  тренинг как «культурное орудие», которое используется для освоения нового или изменения старого  поведения, мы особо выделили стадию овладения-присвоения, которой завершается  процесс внутренней трансформации  участников в ходе тренинга. Овладение-присвоение нового (знаний, навыков, умений) происходит в рамках «зоны ближайшего развития» (ЗБР) участников в результате совместной деятельности ведущего и участников психологического тренинга. Более подробно это означает следующее.

  1. Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор «культурных орудий» для овладения новым поведением.
  2. В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:
  • выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;
  • построение модели идеального поведения во внешнем плане;
  • модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.
  • В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать «зона ближайшего развития» (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.
  • Эффективность проведения тренинга ведущим обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.
  • Данное исследование относится  к разряду общепсихологических – то есть в нем рассматриваются фундаментальные, основополагающие характеристики и свойства человека как деятельностного существа. Это не означает, что мы игнорируем социальную природу «человечности». Однако в отличие от социально-психологического подхода, общепсихологический подход характеризуется, прежде всего, концентрированностью на основных закономерностях функционирования базовых психических процессов. В своей работе мы смещаем акцент с анализа закономерностей взаимодействия внутри тренингового процесса (социально-психологический подход) на анализ протекания индивидуального процесса трансформации, инициированного этим взаимодействием.

    Обсуждая проблему искусственного деления психологии на подходы и  направления, нельзя не упомянуть весьма популярное разведение индивидуального  и группового: либо анализируется  представленность общества в индивиде, либо, наоборот, от индивида поднимаются к анализу общественных законов. Эти два подхода обозначают как методологический индивидуализм и социальный редукционизм (Wertsch, 1998). Вместо того чтобы искать ключ к процессам трансформации в течение тренинга в социально-психологических феноменах или в свойствах психики изолированного индивида, мы, вслед за Л.С.Выготским и А.Н. Леонтьевым, предлагаем в качестве единицы анализа величину, которая бы отражала динамическое взаимодействие между этими силами. В качестве такой единицы может быть выбрано инструментальное (опосредствующее) действие, которое осуществляется конкретным индивидом в рамках заданного предметного контекста с использованием культурных орудий. Таким образом, мы получаем мощный, логически выстроенный инструмент для определения стратегии работы в каждом конкретном случае.

    Глава 1

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГИ СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

    1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ПОНЯТИЯ ТРЕНИНГА

    В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в  определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная  данной проблеме, начинается с определения  понятия тренинга. В наиболее широком  контексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных  форм групповой психологической  работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая  психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Как справедливо замечает И.В.Вачков в своей книге «Основы технологии группового тренинга» (1999), доходит до того, что группы одного и того же вида у разных авторов названы по-разному.

    Определяя границы понятия «психологический тренинг», И.В.Вачков пишет:

    «Современное понимание  тренинга включает в себя многие  традиционные методы групповой  психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах» (1999, с. 7).

    Рассматривая тренинг  в рамках деятельности по развитию личности, мы представим разнообразные  формы групповой психологической  работы, граничащие с обучением, терапией и коррекцией. Наиболее наглядно это  отражено на рисунке 1.

     

    Рис. 1. Соотношение  понятий «психотерапия», «психокоррекция» и «обучение» (Вачков, 1999, с.13)

    Прежде всего это подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Особенно четко эту позицию сформулировал С.И.Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации (Макшанов, 1999). Центральной категорией здесь выступает категория изменения. Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их «конгруэнтности» с собой и окружающей средой.

    В этой связи нам наиболее близко определение тренинга, которое  дает в своей книге Ю.Н. Емельянов:

    «…Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре  русской психологической речи  должен использоваться не для  обозначения методов обучения, а  для обозначения методов развития  способностей к обучению или  овладению любым сложным видом  деятельности, в частности, общением» (Емельянов, 1985, с. 144).

    Из этого определения  видно, что основной акцент переносится  на «психотехническую» составляющую тренинга. Термин «психотехника» впервые был введен У.Штерном  и подразумевал любую практику воздействия  на психику и управление ею. Н.В.Цзен и Ю.В.Пахомов дают следующую современную трактовку этого термина:

    «Психотехника – это  искусство ориентировки в психических  явлениях и управления ими». И далее: «Психотехнику часто  называют практической психологией,  подчеркивая тем самым ее тесную  связь с наукой и прикладную  направленность. Все найденное и  открытое в психологии – законы  развития и формирования психических  процессов, мотивационные и личностные  структуры, динамика групп и  феномены подсознания – может  быть успешно применено в самых разных сферах деятельности» (Цзен, Пахомов, 1988, с. 25-26).

    В этом контексте психологическое  воздействие выступает как система  психотехнических действий, предоставляющих  психотехнические средства. В настоящий  момент весьма остро стоит вопрос об эффективности различных прикладных элементов психологии – «психотехник» (по Л.С.Выготскому), в том числе и психологического тренинга. Выделение психотехнической составляющей тренинга наводит нас на методологический пласт проблем связанных с построением психологического воздействия, обозначением и определением влияния различных переменных на эффективность этого процесса.

    1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ТРЕНИНГА

    Теоретическая карта такой  области психологии как тренинг  отличается особой пестротой. Каждый год  приносит все новые и новые  научные направления, школы, появляются более совершенные техники, модели, упражнения. Большинство авторов, уделяющих  внимание проблематике тренинга в контексте  социальной и организационной психологии, концентрируются на различных методических приемах организации процесса тренинга: описывают различные методики проведения тренинговых групп, приводят детальное описание упражнений и приемов (Арнольд, 1989; Большаков, 1996; Емельянов, 1985; Жуков, Петровская, Растянников, 1990 и др. ). Между тем, в цикле указанных исследований неоднократно отмечается, что при определении эффективности тренингового курса речь идет скорее не о мощности теоретической системы и рожденных в ее рамках прикладных методик, а об успешности отдельных ведущих как личностей и их уникальном опыте.

    «Упражнения, приемы, характерные  для той или иной психологической  школы тренинга, являются не более  чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего» (Вачков, 1999, с. 18).

    Сегодня, спустя почти 20 лет, данная проблема не потеряла своей  актуальности. В статье 1998 года Г.В. Исурина, опытный специалист в области психологического тренинга, пишет:

    «На практике, к сожалению,  разные психологические интервенции  зачастую не удовлетворяют этим [профессиональным. – Т.З.] требованиям. Практические психологические вмешательства <…> далеко не всегда имеют соответствующую теоретическую базу <. ..> и также не всегда осуществляются осознанно, с полным пониманием теоретических основ такого рода воздействий <…>. На сегодня чрезвычайно важно «теоретическое самоопределение» психологов. Для этого явно недостаточно только дидактических занятий. Самостоятельной практике под наблюдением супервизора обязательно должна предшествовать работа [психологов. – Т.З.] в группах личностного тренинга под руководством опытного специалиста, которая дает возможность участникам не только развивать и совершенствовать собственные способности воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, но также на основании практического опыта участия в группе внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой личности, специфике личностных проблем и конфликтов и соответствующих способах психологического вмешательства» (Исурина, 1998, с.30-31).

    Области применения социально-психологического тренинга и групповой терапии

    Сущность социально-психологического тренинга

    Определение 1

    Социально-психологический тренинг – это тренинг, направленный на развитие навыков самопонимания, самопознания, изменения отношения к себе и другим, рефлексии, выработку навыков саморегуляции, развитие эмоциональной гибкости, с целью улучшения социальной адаптации личности и углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.

    Основные формы социально-психологического тренинга: деловая игра, групповая дискуссия, ролевая игра, разнообразные интерпретации и модификации «мозгового штурма», «конференция идей», «коллективная записная книжка», метод анализа различных практических и жизненных ситуаций.

    Замечание 1

    Основная цель использования социально-психологического группового тренинга – мобилизация внутреннего потенциала каждого участника тренинга с целью расширения круга собственных возможностей.

    Социально-психологический тренинг представляет собой одно из наиболее удобных и доступных средств групповой терапии. При проведении тренинга каждый его участник имеет возможность в безопасной (условной) обстановке оттачивать определенные знания, умения и навыки, необходимые для успешной социализации в обществе. Например, в рамках социально-психологического тренинга участники могут развивать навыки эффективного социального взаимодействия друг с другом. В дальнейшем данные навыки могут быть применены в повседневной жизни, при выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми.

    Преимущества использования социально-психологического тренинга в групповой работе

    Замечание 2

    Использование социально-психологического тренинга с целью овладения навыками успешной социализации и адаптации в современном социуме включает в себя элементы психокоррекции, психологии воздействия и частично психотерапии.

    Групповая форма организации социально-психологического тренинга имеет ряд преимуществ:

    1. Способствует решению ряда межличностных проблем – группа, отображает окружающее человека общество, в миниатюре.
    2. Получение от других участников поддержки и обратной связи, особенно актуально это, если они имеют схожие проблемы.
    3. Получение новых умений и навыков, предоставление возможности применения их во взаимодействии с участниками группы, а также экспериментирование с различными стилями взаимоотношений.
    4. Снижение общего психологического напряжения, рассмотрение и обсуждение психологических проблем посредством взаимодействия участников группы.
    5. Взаимодействуя в группе, облегчает участникам раскрыться, осуществить самопознание и самоисследование. Это позволяет лучше понять свои социально-психологические проблемы, посмотреть на них со стороны, изменить свое отношение к ним, повысить собственную уверенность.
    6. Экономически выгоднее при проведении в рамках конкретного учреждения или организации.

    К основным парадигмам и принципам организации группового социально-психологического тренинга относятся:

    1. Тренинг представляет собой своеобразный метод «дрессуры», при котором посредством жестких манипулятивных приемов выстраивается необходимое поведение участников.
    2. Тренинг выступает в качестве тренировки, которая направлена на формирование и последующую отработку умений и навыков эффективного поведения и взаимодействия человека в обществе.
    3. Тренинг как одна из форм активного обучения, направлен на передачу психологических знаний и умений, способствующих развитию необходимых навыков успешной социализации.
    4. Тренинг как один из метолов создания условий для эффективного самораскрытия каждого участника и самостоятельного поиска оптимальных методов решения своих психологических проблем.

    Таким образом, уровень манипулятивного воздействия на участников тренинга во много зависит от установок ведущего и общей цели проводимого тренинга. Разное понимание и восприятие группового социально-психологического тренинга исходит их различных теоретических концепций ведущих тренинговой группы.

    Концептуальные направления применения социально-психологического тренинга

    В настоящее время выделяют три основных подхода (области) в групповом социально-психологическом тренинге – психодинамический, поведенческий, гуманистический.

    Психодинамический подход – к нему в основном относятся транзакционный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

    В основе данного подхода заложено «инсценирование» реальных проблем, которые имеются у участников группового тренинга. В рамках инсценировки, каждый участник исполняет определенную роль. Это помогает понять суть проблемы и найти оптимальные пути ее решения. Результатом данного подхода является достижение участниками эмоциональной разрядки и внутреннего эмоционального очищения.

    Поведенческий подход – направлен на выделение неэффективных типов и форм поведения, опробование нового безопасного и действенного поведения, а также взаимодействия с окружающими.

    Суть данного подхода заключается в том, что человек через исправление неадекватного поведения, получает знания об иных формах поведения и взаимодействия с людьми. Опробование данных форм происходит непосредственно в рамках группы.

    Гуманистический подход – в основе данного метода заложено признание самоценности и уникальности человеческой личности.

    Важным в данном тренинге является осознание ценности собственного существования, принятия себя как личности. Каждый участник группы должен понимать, что он как личность несет полную ответственность за свое поведение и свои поступки. Основной формой организации групповой терапии в данном случае является социально-психологический тренинг сензитивности и группы встреч.

    Согласно данному направлению проблемы дезадаптации и социализации возникают тогда, когда блокируются потребности высшего уровня, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью «Я». В этом случае целью социально-психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, способствующий личностной интеграции.

    Essence Training – Риск Ошо

    The Essence Training — это экспериментальный тренинг из шести частей (31 день) для людей с опытом предыдущих групповых процессов и медитации, которые хотят расширить свое понимание самих себя и углубить свою медитацию. Это помогает создать внутреннюю карту того, где вы находитесь, и если вы работаете терапевтом, где находится ваш клиент. Многие участники проходят этот тренинг как продолжение Ошо-терапевтического тренинга. Тренинг исследует работу А. Х. Алмааса и Фейсала Мукаддама, пионеров психо-духовной работы, которые использовали древнюю суфийскую карту сознания в сочетании с современной углубленной психологией для разработки системы, открывающей измерение, которое они назвали «Сущностью». Сущность часто понимается как мост между духовной сферой Абсолюта и личностью структуры эго.

     

    Сердцем этой работы является тонкая энергетическая система суфиев, называемая «Латифа», и то, как она соединяется с углубленной западной психологией. Он функционирует как путь к пониманию нашей сущностной природы и к восстановлению утраченных сущностных состояний, таких как воля, сила, любовь, ценность, сострадание, покой и радость.

     

    В этом тренинге мы изучим шесть основных Латиф или измерений Сущности. Каждый раздел будет посвящен работе с конкретной Латифой, каждая из которых отличается и имеет свой цвет, качество и набор проблем. Проблемы каждой Латифы также дают способ понять нашу потерю контакта с Сущностью, а также способ снова соприкоснуться с ней.

    2021 – 2022 Расписание

    Часть 1: Внутренний Судья и Самоисследование с Анджи и Харишаран

    6 – 11 августа 2021

    (Вы можете присоединиться к этой части обучения отдельно или в рамках этой части)

    Часть 2: Белая эссенция с Velusia

    27 сентября — 3 октября 2021 г.

    Часть 3: Красная эссенция с Velusia

    0003

    Часть 4: зеленая эссенция с Avikal

    5 — 10 апреля 2022 г.

    Часть 5: Черная эссенция с Velusia

    14 — 19 июня 2022

    Часть 6: Желтая эсс.

    20 – 24 сентября 2022 г.

     

    Все секции начинаются в 20.30 и заканчиваются в 15.00. Обратите внимание на изменение порядка разделов из-за covid.