23.Бихеовиоризм. Теория формирования агрессивных форм поведения. Суть бихевиоризма
Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая младенцев. Если вернуться к нашему младенцу, то это означало, что он был организмом, для которого основным стали «стимул» (раздражитель внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация), сознание его еще спало. Малыш должен был приспособиться к среде обитания. Возможно, что это был естественный ход развития, человечества, философии и психологии.
Цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).
Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.
Идея бихевиоризма — превращение психологии в естественную науку о поведении организма потерпела крах, т.к. сам организм не вписывался в эту схему. Таким образом, наш младенец научился двигаться, но без включения сознания, его поведение было идентично поведению животного.
Но надо отдать должное, что появление бихевиоризма привело психологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию психики. Психологи этого направления обогатили науку, но не в результате, а вопреки, потому что они не смогли удержаться на позициях только лишь бихевиоризма, используя явления без которых невозможно было понять смысл поведения.
Бихевиоризм и агрессия
Знание бихевиористской методологии очень важно для изучения проблемы агрессии, поскольку в США большинство ученых, хоть как-то причастных к проблеме агрессии, являются приверженцами бихевиоризма.
Человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели. Агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется тем, что человек стремится добиться максимального преимущества.Бихевиорист А. Басе определяет агрессию как «поведение, вызывающее раздражение и наносящее ущерб другим организмам». Агрессивное поведение в большей мере зависит от последствий «стимулирования», именно они определяют возникновение и интенсивность агрессивных реакций. То есть, иными словами, речь идет о том, чтобы определить, какие виды «стимулов» вызывают агрессивное поведение. Выдающиеся бихевиористы А. Басе и Л. Беркович демонстрируют гораздо больше понимания эмоциональных состояний человека, чем Скиннер, хотя в целом они поддерживают главный принцип необихевиориста Скиннера, гласящий, что объектом научного наблюдения является действие, а не действующий человек.
БИХЕВИОРИЗМ | это… Что такое БИХЕВИОРИЗМ?
(от англ. behaviour — поведение) — теор. направление в психологии, возникшее в конце 19 — нач. 20 вв. и сделавшее осн. предметом изучение поведения организма в среде. В рамках этого направления, в целом, поведение рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредств. следствием воздействия на него внешних стимулов. Б. сложился в русле объективистского понимания принципов научности, предполагавшего возможность построения такой науки о человеке, к-рая бы базировалась на тех же самых методол. основаниях, что и естеств. науки, и опиралась в своих выводах на наблюдение и эксперимент. Как общая объяснит, теория психич. процессов, Б. уходит корнями в экспериментальную зоопсихологию. Основоположником Б. считается амер. исследователь Э. Торндайк.
Проводя эксперименты с животными, Торндайк (1898), установил, что в рамках одной и той же проблемной ситуации опр. последовательность поведения у животного закрепляется и протекает все более стабильно. Закрепление адаптивного образца поведения Торндайк назвал “запечатленном”, а сам факт запечатления — “законом эффекта”. Фиксируя промежутки времени, требовавшиеся животному для решения поставленной экспериментатором проблемы в последоват. серии экспериментов, Торндайк строил “кривые научения”; это была одна из наиболее ранних попыток колич. измерения поведенч. процессов. Однако “кривые научения” не описывали сущности самого процесса запечатления.
Развернутая научная программа Б. была сформулирована амер. психологом Дж. Уотсоном (ему же принадлежит и сам термин “Б.”); значит, влияние на бихевиористскую психологию оказали работы рус. ученых И. Павлова и Бехтерева.
Принципы Б. были впервые изложены Уотсоном в программной статье “Психология с т.зр. бихевиориста” (1913). Опираясь на господствовавшие в то время принципы научности, Уотсон заявил о необходимости устранения субъективного фактора (наблюдателя-интерпретатора) из процесса научного исследования психич. явлений и, соответственно, о недопустимости применения метода интроспекции в подлинно научной психологии. Он писал: “С т.зр. бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естеств. науки… Для бихевиориста интроспекция не составляет существ, части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания”. Объективная научная психология, с т.зр. Уотсона, не может быть наукой о сознании (как считалось прежде); ее предметом должно быть объективно наблюдаемое и беспристрастно фиксируемое поведение, причем, вынося за скобки сознание, Б. выносит за скобки всякое различие между поведением человека и животного и проблему сознания как таковую. “Кажется, пришло время, когда психологи должны отбросить всякие ссылки на сознание, когда больше не нужно вводить себя в заблуждение, думая, что психич. состояние можно сделать объектом наблюдения”.
В качестве отправной точки бихевиористской психологии Уотсон предложил взять “тот наблюдаемый факт, что организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врожденного и приобретенного набора актов”.
Все формы поведения рассматривались как врожденные или приобретенные реакции на те или иные стимулы среды; т.о., психич. деятельность была полностью сведена к совокупности эксплицитных (видимых) и имплицитных (“внутр.”, скрытых)
реакций организма. Под имплицитными понимались эмоц. и мыслит. реакции, представляющие собой “свернутый”, или “отсроченный” вариант соответствующих эксплицитных реакций. В частности, Уотсон полагал, что “мышление есть поведение, двигат. активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия. Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях.., представляет собой в значит, мере беззвучную речь”.Последние годы жизни Уотсон посвятил экспериментальному изучению обусловливания, а именно, образования условных эмоц. реакций у ребенка. Суть процесса обусловливания, или научения, как процесса приобретения живым существом необходимых адаптивных реакций, состояла, с его т.зр., в том, что “стимулы, первоначально не вызывавшие каких-либо реакций, могут впоследствии вызвать ее”. Индивидуальный опыт в концепции Уотсона сводился к образованию условных связей между стимулами и реакциями; научение же понималось как усиление одних связей и ослабление других.
В 30-е гг. изучение процессов обусловливания и научения получило широкое распространение (К. Халл, Э. Гатри, Б. Скиннер, Э. Толмен и др.). В частности, Толмен, проводя эксперименты на крысах, установил, что организм не просто реагирует на стимулы, а формирует “когнитивные карты” (устанавливающие смысловые связи между стимулами) и обусловленное поведение организуется в соответствии с этими картами, причем в исполнительной деятельности выученное обнаруживается только частично. Иначе говоря, неадаптивные реакции не просто ослабляются, как считал Уотсон, а остаются компонентами таких когнитивных карт.
Классич. Б. достиг пика своей популярности в 20-е гг. Однако критика многочисл. его положений потребовала значит, его модернизации. Одним из осн. объектов критики была недостаточность упрощенной схемы “стимул-реакция” для анализа поведения. Попытки усовершенствования классич. бихевиористской модели дали жизнь многочисл. необихевиористским концепциям, одной из первых среди к-рых была теория “молярного Б.” Толмена
Амер. психолог К. Халл в книге “Принципы поведения” (1943) предложил свою усовершенствованную модель бихевиористской психологии. Подобно Толмену, он постулировал сложную систему промежуточных переменных, опосредующих реакцию организма на стимул. В число промежуточных переменных включались “потенциал возбуждения”, “потенциал торможения”, “стимульный след” и др.; важнейшей промежуточной переменной Халл считал “навык”, понимаемый им как функциональная связь между стимулом и реакцией.
Основную функцию поведения Халл определял как установление адаптивного равновесия между организмом и средой. В процессе органич. эволюции, как он отмечал, сложились два способа поведенч. адаптации: 1) рецепторно-эффекторные связи на уровне нервного волокна, определяющие эффективные поведенч. решения в сиюминутных ситуациях, и 2) “способность организма самостоятельно, автоматически приобретать приспособит, рецепторно-эффекторные связи”, т.е. способность к научению. Осн. фактором научения, то есть формирования навыка, является подкрепление — как первичное (устранение потребности, вызвавшей ряд двигат. реакций), так и вторичное (когда агентом подкрепления выступает ситуация, включающая стимулы, тесно и постоянно связанные с редукцией потребности). Сила навыка представляет функцию числа подкреплений; каждое подкрепление ведет к усилению навыка.
Осн. задачей психол. теории Халл считал установление внутр. связи между промежуточными переменными и их связи с независимыми и зависимыми переменными. Гипотетико-дедуктивная теория была изложена Халлом в форме многочисл. математич. уравнений, опирающихся на экспериментальные данные и описывающих психол. механизмы поведения и научения.
Авторы теории субъективного Б. Миллер, Галлантер и Прибрам, ориентируясь на кибернетич. модель исследования, включили в структуру поведения в качестве промежуточных механизмов, опосредующих стимул и реакцию, “Образ” (организованную информацию, к-рой обладает организм о себе и окружающем мире) и “План” (усвоенные организмом алгоритмы поведения). Человек уподоблялся своего рода вычислит, машине. Человеч. поведение описывалось цепочкой “проба — операционная фаза — проба — результат”; тем самым в структуру человеч. поведения был включен механизм обратной связи.
Опираясь на собственные экспериментальные исследования, амер. ученый Скиннер разделил два типа обусловленного поведения: респондентные условные реакции и оперантное поведение. В адаптации организма к среде, с его т. зр., важнейшую роль играют не респондентные реакции (подчиняющиеся модели С—>Р), а оперантное поведение, под к-рым понимается исходящее от самого организма поведение, “воздействующее” на среду и генерирующее подкрепления. Если в случае респондентного поведения, когда организм пассивно реагирует на среду, подкрепление сочетается с внешним стимулом, то в оперантном поведении подкрепление связано с самой реакцией. Скиннер подверг исследованию разл. закономерности оперантного поведения (угасание оперантных реакций, зависимость закрепления и скорости угасания оперантных реакций от регулярности и нерегулярности подкрепления и т.д.).
Принципы Б. оказали огромное воздействие на развитие социальных наук в 20 в. Бихевиористские теор. модели (особенно теория научения), наряду с психоаналитическими, активно использовались в пер. пол. века представителями направления “культура-и-личность”. Радикальная трансформация модели “С—>Р” и введение в нее в качестве промежуточного звена символов и интерпретаций легли в основу “социального Б” (символич. интеракционизма) Дж.Г. Мида. Необихевиористские модели активно используются в социологии и социальной психологии (теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау; социол. концепции Скиннера), а также в области психотерапии и коррекции поведения.
Лит.: Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926; Он же. Психология с т.зр. бихевиориста; Бихевиоризм // История психологии: период открытого кризиса (нач. 10 — середина 30-х гг. XX в.). М., 1992: Миллер Дж., Галлантер Э., Прибрам К. Планы и структура поведения.М., 1965; ХомансДж. Социальное поведение как обмен // Совр. зарубеж. социальная психология. М., 1984; Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубеж. психологии (30-60-е гг. XX в.). М., 1986; Он же. Технология поведения //Амер. социол. мысль. М., 1994; История психологии; Период открытого кризиса (нач. 10-х — середина 30-х гг. XX в.). М., 1992; Халл К.. Принципы поведения // История зарубеж. психологии (30-е -60-е гг. XX в.). М., 1986; Тол-мен Э. Поведение как молярный феномен; Когнитивные карты у крыс и у человека//История психологии: период открытого кризиса (нач. 10-х—середина 30-х гг. XX в.). М., 1992; Watson J. Behaviorism. N.Y., 1925; Tolman E.Ch. Purposive Behavior in Animals and Men. N.Y.; L., 1932; Idem. Collected Papers in Psychology. Berk., 1951; Hull C.L. Principles of Behavior. N.Y.; L., 1943; Skinner B.F. Science and Human Behavior. N.Y., 1965; Idem. Beyond Freedom and Dignity. N.Y., 1971; Idem. Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs; N.Y., 1978; Homans G. Social Behavior. N.Y., 1961; Bandura A., Walters R.H. Social Learning and Personality Development. N.Y., 1964.
В. Г. Николаев
Гуманистический бихевиоризм: сущность эффективной поведенческой безопасности (BBS)
Э. Скотт Геллер, доктор философии.
Моя предыдущая ISHN вклад иллюстрировал сложность человеческой стороны безопасности рассматривая семь измерений людей — поведение, отношение, ощущения, образы, познание, Межличностные отношения и наркотики (BASIC ID). Эта статья заканчивалась рекомендацию рассмотреть человеческую динамику безопасности, начав с поведение и миссия «Привить людям конструктивное отношение к безопасности, восприятие, познание, образы и межличностная поддержка».
При этом рекомендацию можно интерпретировать как рекламу поведенческой безопасности (BBS), критическая роль человеческой динамики за пределами наблюдаемого поведения подразумевается это заявление о миссии. Эта презентация представляет собой доказательную основу для этой рекомендации, а также некоторые практические стратегии вмешательства.
Гуманизм vs. Бихевиоризм
Читатели, прошедшие курс вводной психологии Конечно, несомненно, слышали и о бихевиоризме, популяризированном Б. Ф. Скиннером 1 и гуманизм, разработанный Карлом Роджерсом 2 . Скорее всего эти философии и подходы к психотерапии были представлены как противоположные, даже конкурирующие, перспективы.
Бихевиористы рассматривают только поведение своих клиентов, по существу применяя положительные последствия для желаемого поведения и удаляя положительные последствия нежелательного поведения. Напротив, гуманисты оценивают ориентироваться на намерения людей и сосредоточиться на выявлении личных восприятия, мотивы и самооценка. Поведенческие терапевты избирательны при обеспечении положительных последствий (например, положительное признание, поддержка обратная связь и поощрения, основанные на поведении), в то время как гуманистические терапевты дают положительное отношение независимо от поведения клиента.
Гуманист клинический подход не является директивным, терапевт больше слушает, чем режиссура. Напротив, поведенческие терапевты директивны, поскольку они определяют поведенческие последствия, которые можно изменить, чтобы увеличить частоту желательное поведение и уменьшить случаи нежелательного поведения.
Больше различий между бихевиоризмом и гуманизмом можно было бы обсуждаться, но эти несколько различий объясняют, почему я получаю отрицательное тело языком, когда я предлагаю «гуманистический бихевиоризм» в качестве интервенционного подхода на профессиональные конференции для прикладных поведенческих аналитиков. Тем не менее, я подавляю некоторые негативные эмоции, когда я сообщаю публике, что Б. Ф. Скиннер был удостоен награды «Гуманист года» в 1972, и он утверждал, что «бихевиоризм позволяет более эффективно достигать целей гуманизма». 3
А Полезный Компромисс
Я предлагаю: « Гуманизм позволяет достичь целей бихевиоризма более эффективно». Для специалистов по безопасности: «Применение избранных принципов из гуманизм может оптимизировать воздействие основных средств на предотвращение травм. интервенционный процесс BBS – взаимное наблюдение и обратная связь». Фактически, многие читатели, которые применяли эффективный процесс коучинга BBS, вероятно, использовали эти принципы, но, возможно, не осознавали, что исповедуют гуманизм. Давайте рассмотрим три важнейших принципа гуманистической терапии.
1. Сначала слушайте с сочувствием.
Выслушивание мнения или точки зрения другого человека с Сопереживание перед тем, как дать совет или направление, отражает пятую черту Стивена Кови. привычка высокоэффективных людей: «Сначала стремитесь понять, а затем стать понял». 4 Как и большинство читатели знают, эмпатическое слушание — это больше, чем сочувствие и выражение забота о судьбе другого человека. Мы действительно сопереживаем, когда отождествляем себя с ситуацию другого человека и попытаться понять, каково это быть в туфли со стальными носками другого человека.
Контрольный список критического поведения (CBC), используемый в BBS для соблюдать безопасное и рискованное поведение, не переданное OSHA, руководством или профессионал безопасности. Нет, CBC разрабатывается командой рабочих на конкретная работа, и они изменяют этот CBC, когда их работа и / или изменения окружающей среды. Это эмпатия в действии.
Плюс, когда коллеги, специалисты по безопасности и руководители дают сотруднику корректирующие обратную связь для наблюдаемого рискованного поведения, они практикуют эмпатию. Они не начинают с директивами по изменению поведения, а скорее задавайте вопросы, чтобы понять обоснование рискованного поведения и узнать, могут ли особенности ситуации быть изменены, чтобы облегчить появление безопасной альтернативы.
2. Развивайте самоотчетность.
Вместо того, чтобы указывать сотруднику, какое безопасное поведение следует заменить наблюдаемое рискованное поведение, гуманистический наблюдатель спрашивает работника что он/она может сделать, чтобы уменьшить вероятность травмы и, таким образом, установить безопасный пример для других.
Аналогично, после идентификации рабочая проблема, гуманистические руководители не указывают решение. Вместо, они призывают соответствующих сотрудников обсудить возможные решения и предложить план действий. Как испытал каждый читатель, ответственность и самоотчетность происходит, когда люди воспринимают некоторую автономию и получают уважение и признательность за их способность сотрудничать со сверстниками для решения проблемы.
Эта основанная на здравом смысле стратегия содействия самоотчетности основана на доказательной теории самоопределения, выведенной из гуманизм. В частности, восприятие автономии (или выбора), компетентности и родственность (или взаимозависимость) повышают самоотчетность. Читатели могут узнать больше о гуманистическом бихевиоризме и его связи с самоотчетностью и расширение прав и возможностей, посмотрев 15-минутный доклад TEDX о самомотивации в Google Скотт Геллер TEDX.
3. Оцените иерархию потребностей Маслоу.
Каждый читатель, прошедший курс по мотивации человека слышал об этом подходе к пониманию вариаций человеческих мотивов, создан гуманистом Абрахамом Маслоу. Категории потребностей расположены иерархически, и люди не пытаются удовлетворить потребности на одном уровне до тех пор, пока потребности на нижние уровни в какой-то степени удовлетворены.
Во-первых, мы мотивированы выполнять наши физиологические потребности – основные потребности выживания в еде, воде, крове и сне. После эти потребности находятся под контролем, нами движет желание чувствовать себя в безопасности и защищены от потенциальных опасностей. Затем у нас есть потребности в социальном принятии – иметь друзей и чувствовать чувство принадлежности. Когда эти потребности удовлетворены, наша забота сосредоточена на самоуважении – заработке самоуважения и чувстве значимости.
Насладившись ощущением собственного достоинства, мы, по-видимому, достигаем вершина этой иерархии потребностей – самоактуализация или реализация достижения свой полный потенциал. Хотя многие усвоили, что самореализация находится на вершине эту иерархию потребностей, Маслоу пересмотрел свою иерархию ближе к концу своей жизни, поместив еще одно высшее достижение на вершину — самопревосхождение. Мы лучше всего мы можем быть, когда выходим за рамки собственных интересов и вносим свой вклад в потребности других. Разве не этим ежедневно занимаются специалисты по безопасности? Они вмешиваются когда это возможно, чтобы уберечь других от травм.
Как приятно осознавать, что вы достигли вершины Маслоу Иерархия потребностей каждый раз, когда вы действуете от имени безопасности другого человека. И это помогает удовлетворить потребности более низкого уровня, которые никогда не бывают полностью удовлетворены – социальные принятие, самоуважение и самореализация. Подумайте об этом: Достижение самопреодоление является конечным и самоусиливающим, потому что оно естественным образом удовлетворяет другие потребности более высокого уровня.
В Заключение
Надеюсь, вы убеждены, что эти три основных принципа гуманизма имеют отношение к повышению эффективности BBS — эмпатия, самомотивация, и самопревосхождение. Как видно из названия статьи, академик термин, лежащий в основе эффективной BBS, равен гуманистический (забота) бихевиоризм (актерское мастерство). Да, этот интервенционный подход является основой активной заботы о людях (AC4P) Движение – www.AC4P.org.
Ссылки
1. Скиннер, Б.Ф. (1974). О бихевиоризме . Нью-Йорк: Альфред A. Knopf
2. Rogers, C.R. (1961). Вкл. становление личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Бостон: Хоутон Миффлин; Роджерс, CR (1980). Способ быть . Бостон: Хоутон Миффлин.
3. Скиннер Б.Ф. (1978). Отражение по бихевиоризму и обществу (стр.9-10). Энглвуд, Нью-Джерси: Прентис Холл.
4. Кови С.Р. (1989). семь привычек высокоэффективных людей: восстановление этики характера (стр. 236–260). Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
5. Деси, Э.Л., и Фласте, Р. (1995). Почему мы делаем то, что делаем: понимание самомотивации . Нью-Йорк: Книги пингвинов; Геллер, Э.С. (2016). Психология самомотивации. В Э.С. Геллер. (Ред.). Прикладная психология: Активная забота о людях (стр.83-118). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Что теория социального обучения говорит о человеческом поведении?
С момента своего рождения вы учитесь, наблюдая за окружающими. На самом деле, это может объяснить некоторые из ваших текущих поступков.
Представьте, что вы входите на кухню и вам в первый раз говорят приготовить яичницу-болтунью. Даже если вы никогда не готовили их сами, наверняка видели, как это блюдо готовят другие. Возможно, вы уже ели его раньше, поэтому знаете, как он выглядит и на вкус.
В результате всего этого вы, вероятно, сможете взламывать, перемешивать и подавать популярный продукт для завтрака — даже без какого-либо непосредственного предварительного опыта.
Это называется наблюдательным обучением, то есть обучением, наблюдая за другими. По сути, это и есть теория социального научения.
Вы когда-нибудь слышали фразу «обезьяна видит, обезьяна делает»? Короче говоря, это и есть теория социального научения. Только это немного сложнее, поскольку мы говорим о человеческом поведении.
Теория социального научения утверждает, что модели поведения формируются в результате наблюдения и имитации других людей, обычно значимых других.
В целом, три основных принципа теории социального научения гласят:
- Вы учитесь поведению посредством наблюдения.
- Ваше психическое состояние играет роль в этом процессе обучения, в том числе от того, мотивированы ли вы на такое поведение.
- Наблюдение за поведением другого человека может не привести к изменению вашего поведения, за исключением случаев положительного подкрепления или вознаграждения.
Идея социального обучения была предложена стэнфордским психологом Альбертом Бандурой в 1960-х годах в ходе эксперимента с куклой Бобо. Это одна из самых известных серий экспериментов в мировой психологии.
В исследовании 1961 года Бандура взял кукол Бобо (надувных клоунов в натуральную величину) и проинструктировал взрослых вести себя агрессивно по отношению к ним перед детьми дошкольного возраста. Цель состояла в том, чтобы увидеть, что дети будут делать после наблюдения за этим поведением.
Взрослые ударили куклу Бобо молотком, подбросили куклу в воздух, пинали ее, а затем ударили по земле.
Затем исследователи оставили детей наедине с куклами Бобо. Дети, особенно маленькие мальчики, подражали поведению взрослых без каких-либо подсказок.
В последующем исследовании 1965 года, посвященном последствиям поведения и наградам, Бандура обнаружил, что дети менее склонны подражать взрослым, если видят, что взрослых наказывают за такое поведение.
Точно так же они с большей вероятностью будут подражать взрослым, если увидят, что взрослые получают за это вознаграждение.
Как и в эксперименте с куклой Бобо, когда вы видите поведение, а затем воспроизводите его, это называется моделированием.
Теория социального научения утверждает, что моделирование поведения состоит из четырех основных компонентов:
- Внимание. Вы обращаете полное внимание на поведение.
- Сохранение: Вы фиксируете поведение в памяти.
- Репродукция. Вы воссоздаете поведение.
- Усиление. Вы каким-то образом вознаграждены за такое поведение.
Модельный бизнес начинается в раннем возрасте. Большинство детей наблюдают за своими основными опекунами и пытаются подражать некоторым их поступкам. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни во многих различных сценариях.
Как это происходит? Теория социального научения говорит, что есть три способа:
- Живая модель: наблюдение за человеком, который ведет себя перед вами
- Символическая модель: наблюдение теле- или киноперсонажа, демонстрирующего поведение
- Вербальная учебная модель: услышать о поведении от учителя или друга, прослушать подкаст, прочитать об этом в книге или получить объяснение от влиятельного лица TikTok
Исследования, проведенные в 2019 году, показывают, что рост популярности социальных сетей и моделей «вдохновения» добавил новое измерение в социальное обучение и моделирование поведения.
Положительное и отрицательное подкрепление
Положительное подкрепление — это приятное последствие предпринятого вами действия, которое усиливает ваше желание повторить это поведение снова.
Например, если у вас улучшилось настроение после прогулки, у вас может появиться больше мотивации снова заниматься спортом.
Отрицательное подкрепление противоположно; это негативное последствие, которое происходит после того, как вы занимаетесь определенным поведением.
Например, если вы чувствуете себя опустошенным каждый раз, когда проводите время с определенным членом семьи, у вас может снизиться мотивация проводить с ним время.
До того, как Бандура обнародовал свою теорию, психологи в основном использовали концепцию, называемую бихевиоризмом, чтобы объяснить, как люди усваивают новую информацию и проявляют новое поведение.
Согласно исследованию 2018 года, бихевиоризм утверждает, что обучение происходит в результате взаимодействия с окружающей средой и обусловлено положительным или отрицательным подкреплением. Это непрерывный процесс, активно формирующий ваши взгляды на мир.
Например, если вы сядете за руль автомобиля после того, как вы выпили несколько порций, аферист может научить вас тому, что водить машину в состоянии алкогольного опьянения — не лучшая идея. Это поведение, которому вы научились через негативное подкрепление вашего опыта.
Социальное обучение, с другой стороны, включает в себя идею о том, что вам не обязательно быть тем, кто попал в автомобильную аварию, чтобы знать, что пить перед тем, как сесть за руль, — плохая идея.
Вы можете услышать о последствиях от других и узнать таким же образом.
В развитии симптомов психического расстройства участвуют многие факторы. Исследования еще не установили основную причину для всех из них.
Таким образом, психические расстройства могут быть обусловлены несколькими факторами, включая:
- биохимию мозга
- биологическую предрасположенность
- генетические связи
- черты личности
- основные условия
- факторы окружающей среды
Теория социального обучения относится к факторам окружающей среды.
Действительно, исследования показали, что некоторые состояния психического здоровья имеют сильный компонент социального обучения. К ним относятся:
Беспокойство
С точки зрения эволюции у вас есть преимущество, если вы можете уловить страх окружающих, потому что это дает вам достаточно времени, чтобы отреагировать на опасность.
Если вы наблюдаете, как другие люди предчувствуют опасность, вы тоже можете этому научиться. Однако, если угроза неясна, вы можете узнать, что всегда быть начеку — это эффективный способ предвидеть опасность.
Исследование, проведенное в 2019 году, предполагает, что это так, хотя здесь может быть задействовано больше переменных.
Расстройство поведения
Теория социального научения наиболее известна благодаря объяснению того, как дети, ставшие свидетелями насилия, впоследствии сами могут стать агрессивными. Это основная черта расстройства поведения.
Исследование, проведенное в Чили в 2016 году, показало, что дети, подвергшиеся насилию дома или в обществе, с большей вероятностью будут повторять такое поведение. У них также больше эмоциональных и поведенческих осложнений в будущем, особенно если их родители не проявляют эмоциональной теплоты.
В том же исследовании было установлено, что у этих детей чаще проявлялись симптомы: пренебрежение может развить выученную беспомощность, отличительную черту депрессии.
Теория социального научения может объяснить беспомощность как механизм выживания. Это означает, что вам через трудные обстоятельства было показано, что, что бы вы ни делали, вы не сможете выбраться из своего положения.
Позже, даже если обстоятельства изменились, от этих чувств будет трудно избавиться.
Интернализированная стигма
Некоторые исследования 2021 года показывают, что теория социального научения может объяснить, почему некоторые люди живут с интернализованной стигмой из-за психического расстройства, которое может усугубить симптомы.
Во-первых, вы наблюдаете предубеждение, предвзятость или дискриминацию со стороны общественности. Затем вы усваиваете эти негативные представления о себе. В результате вы можете испытывать снижение самооценки и меньше оптимизма в отношении своей способности управлять своим состоянием.
Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
Исследования 2021 года показывают, что сочетание внутренних факторов (таких как генетика) и факторов окружающей среды (таких как давление со стороны сверстников и моделирование) может повлиять на вероятность употребления психоактивных веществ.
В одном исследовании, опубликованном в 2020 году, например, курсанты в Турции, которые наблюдали, как их отцы или сверстники курили сигареты, с большей вероятностью сами курили сигареты.
Другое исследование, проведенное в 2018 году в Новой Зеландии, показало, что учащиеся, которые ограничивали потребление алкоголя, подвергались стигматизации, остракизму и давлению сверстников, чтобы те выпивали больше.
Теория социального обучения объясняет поведение человека в результате наблюдения и копирования действий и реакций других людей.