Одиночество | Наука и жизнь
Точное, или, как говорят психиатры, адекватное, отражение постоянно меняющейся обстановки — непременное условие успешного выполнения космонавтами полетного задания и, конечно, безопасности полета. Авиационная практика знает немало летных происшествий, случавшихся именно из-за того, что пилот вдруг начинал воспринимать действительность иллюзорно. Зарубежные ученые Кларк, Грейбил и Саймонc, изучавшие поведение пилотов, летающих на одноместных высотных самолетах и воздушных шарах, описали «чувство оторванности от Земли», сопровождающееся подчас слуховыми и зрительными галлюцинациями.
Галлюцинация — это ложное восприятие зрительных, слуховых, осязательных образов, возникающее без конкретного внешнего раздражителя, но человек принимает эти образы за реальность. Галлюцинации носят характер полной ясности, конкретности, производят на человека впечатление живой действительности и вызывают соответствующие реакции поведения: больные отвечают на голоса, защищаются от грозящей опасности, сами переходят от защиты к нападению и т. д. Это — тяжелое психическое нарушение.
Появление галлюцинаций у летчиков американские ученые (уже названные нами) объясняют однообразием и монотонностью впечатлений, отсутствием достаточного притока внешних раздражителей, падающих на органы чувств. Но ведь и одним из факторов космического полета также является относительная ограниченность раздражителей, воздействующих на сенсорную сферу космонавтов. Естественно поэтому, что в период подготовки человека к космическим полетам большое внимание было уделено изучению его поведения в условиях изоляции, когда количество чувствительных раздражителей весьма ограниченно.
Многочисленные опыты с различными искусственными условиями изоляции были поставлены на испытателях американскими учеными. В одной серии опытов испытуемых для наибольшей их изоляции от внешних раздражителей помещали в звуконепроницаемые камеры, на глаза надевали очки, рассеивающие свет, на уши — аудифоны, не позволяющие слышать даже собственную речь, на руки — перчатки (футляры), исключающие осязательные восприятий. В другой серии опытов испытуемые продолжительный срок находились в макетах космических кораблей.
Во время таких опытов, как сообщают исследователи, человек терял чувство времени, им овладевало беспокойство, а у некоторых даже нарушалась психическая деятельность, появлялись галлюцинации.
Данные американских ученых о том, что в условиях ограничения раздражителей и у здоровых людей могут развиться тяжелые психические заболевания, вызвали у советских ученых большую настороженность при подготовке человека к первым космическим полетам. Это и понятно. Если заранее было известно, что первые космонавты будут летать на одноместных космических кораблях, то, исходя из данных американских исследований, у них можно было ожидать появления галлюцинаций, которые, в свою очередь, могли бы повести к осложнениям в полете.
Итак, этот вопрос нуждался в тщательном научно-экспериментальном изучении, явление галлюцинации известно уже давно и есть большая клиническая литература, посвященная ему, но далеко не все еще ясно в самой природе галлюцинаций. В частности, до сих пор существуют две как бы взаимоисключающие друг друга теории происхождения галлюцинаций. По одной из них, галлюцинация — это неадекватно яркое и не поддающееся контролю представление; по второй — галлюцинация условнорефлекторна, то есть вызывается каким-либо неправильно воспринятым «подсознательным раздражителем».
Сурдокамерные испытания с длительной изоляцией, которые проводились у нас в стране, ставили перед собой две цели: изучить природу психических нарушений, возникающих при длительном одиночестве, с тем чтобы создать эффективные средства борьбы с ними, а с другой стороны, экспериментально-психологически изучить механизмы начальных стадий развития психических заболеваний.
Исследования проводились в сурдокамере, в которой все было приспособлено для звуковой и световой изоляции. В течение 10—15 суток испытанию нервно-психической устойчивости подвергались практически здоровые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Во время опыта испытуемым задавалась определенная программа деятельности, занимающая в общей сложности 4 часа в сутки, В ходе эксперимента врачи изучали работоспособность, динамику физиологических и психических функций, сон при различных режимах работы и отдыха. Биотоки мозга и другие функции организма регистрировались. За испытуемыми постоянно наблюдали с помощью телевидения. В камере были установлены чувствительные микрофоны. По окончании каждого эксперимента проводился его разбор, на котором испытуемый делал доклад по специально разработанной схеме.
В условиях изоляции в сурдокамере мы наблюдали испытуемого С-ва. В камеру частично и приглушенно (в целях исследования) передавались различные звуки. Испытуемый должен был в форме репортажа сообщать обо всем услышанном. Форма репортажа позволяла сразу же сопоставлять воспринятое испытуемым с истинными раздражителями. И вот что выявилось: в тех случаях, когда С-ев по ситуации был осведомлен о том, что происходит вне его камеры, он достаточно точно воспринимал шумы и разговоры в аппаратной. Когда же обстоятельства опыта ему были неясны, он воспринимал подаваемые звуковые сигналы ошибочно. Он неправильно понимал смысл разговора, не узнавал голоса, а шум работающего электромотора в аппаратной однажды воспринял как еле слышную ему магнитофонную запись Робертино Лоретти. В реальности воспринятого С-ев был твердо убежден. Только уже после опыта, на разборе, представив ему доказательства, нам удалось наконец разубедить его.
Эта форма обмана чувств была отнесена нами к иллюзиям, вызываемым неправильным узнаванием раздражителей, информативность которых недостаточна для их узнавания. И как это ни странно на первый взгляд, но правильной оценке данного явления способствовал метод простого репортажа, предложенный испытуемому. Без репортажа обманы чувств С-ева не были бы вскрыты или могли бы быть классифицированы нами как галлюцинации.
Но вернемся к иллюзиям. Американский космонавт Гордон Купер сообщил, что с космического корабля он видел невооруженным глазом на Тибете дома и другие строения. Но, как известно, разрешающая способность глаза человека не позволяет ему различать подобные предметы с такой высоты. По нашему мнению, этот случай с Купером следует отнести к иллюзиям узнавания, обусловленным недостаточной полнотой поступаемой в мозг информации.
Ложное узнавание может и не доходить до степени иллюзий, а выступать как одна из наиболее вероятных гипотез для объяснения непонятных для испытуемого раздражителей. Так, например, один из наших испытуемых, ощутив толчки по амортизирующей системе сурдокамеры, которые были вызваны земляными работами вблизи лабораторного здания, подумал, что в соседних комнатах веселятся, танцуют, но уверенности в правильности своего объяснения у него не было.
Следовательно, иллюзии сами по себе еще не являются признаком психического заболевания. Иллюзии возникают и у здоровых людей, особенно тогда, когда что-то мешает отчетливому восприятию зрительных и слуховых образов, например, плохое освещение. Большое значение здесь имеет психическое состояние человека — утомление, рассеянность, состояние ожидания или страха. Так, люди боязливые часто испытывают страх по ночам, особенно в одиночестве, им что-то мерещится.
При разборе одного из экспериментов испытуемый Т-ких сообщил, что на десятые сутки у него появилось странное и непонятное ощущение: ему начало казаться, что в камере, позади его кресла, кто-то есть. Т-ких не мог ответить, кто это был — мужчина или женщина, старик или ребенок. Его восприятие не опиралось на зрительные или слуховые ощущения, и, кроме того, сам-то он твердо был убежден, что в камере никого, кроме него, нет. Но тем не менее не мог отделаться от этого неприятного и необычного чувства. Испытуемый также отметил, что состояние у него в этот день было напряженным, и в часы, не регламентированные программой, он не мог найти себе занятия, (Это сообщение о нервном напряжении подтверждалось физиологическими записями и наблюдениями за Т-ких в это время.)
Так как же объяснить появление столь странных ощущений у Т-ких? Мы считаем, что они были вызваны обострением кожной чувствительности к изменениям давления и температуры воздуха (это естественно в условиях длительной изоляции). Источником ощущений, послуживших основой иллюзии, в данном случае мог стать поток воздуха от вентиляционной системы сурдокамеры, находившейся за креслом испытуемого. Незначительные изменения давления и температуры воздуха, ранее не доходившие до сознания, теперь, в условиях крайне скудного количества раздражителей, когда чувствительность человека обострилась, стали восприниматься, но осознавались неправильно, как присутствие постороннего человека.
Подтверждением этой нашей гипотезы могут служить описания феномена «присутствия» у одного слепого. У него, как и у многих слепых, были великолепно развиты слух и тактильное чувство. Он мог по признакам, непонятным для остальных, определять появление и приближение человека. Этими признаками, как выяснилось, были незначительные, не ощутимые для других изменения давления воздуха.
Но вернемся к нашим экспериментам. Во время одного из опытов дежурный врач по ошибке включил свет через 20 минут после отбоя. Испытуемый П-ов а своем утреннем отчетном сообщении доложил об этом. А через три дня он вновь доложил о несвоевременном включении света в предшествующую ночь, в то время как на самом деле свет не включали. Этот случай мы объяснили сновидением, которое П-ов принял за реальность.
Человек и в обычной обстановке подчас путает свои сновидения с событиями действительными. Но здесь он все же может выяснить, приснился ли ему сон или же действительно что-то произошло, расспросив об этом друзей, знакомых. В условиях же изоляции вероятность спутать сновидение с реальными событиями (конечно, при условии, что сон рисует события не фантастические, а обычные) возрастает, так как у человека нет возможности проверить свои сомнения, если они даже у него и появятся.
Подтверждением этого может служить запись, сделанная в дневнике испытуемым К-вым: «Во время записи физиологических функций 24 декабря в 13 часов 30 минут, кажется, уснул. Потом увидел, что вошел Эдик. Так ли это? Вторник — дежурство врача Ростислава Борисовича. Я тут же попросил по радиопереговорному устройству передать привет Эдику… Это для того, чтобы затем проверить себя».
Анализируя записи в дневнике после окончания опыта, установили, что в этот день Эдика не было в лаборатории. А на записи биотоков головного мозга в указанное в дневнике время в течение 7 минут типичная картина сна.
Советским ученым В. И. Мясниковым описано появление очень ярких, образных зрительных и слуховых представлений у человека, долго находившегося в изоляции и без определенной деятельности. В своих экспериментах мы также встретились с этим феноменом. Ассоциативно возникшие представления достигали такой убедительности, что по яркости могли сравниться с реальными раздражителями. Но испытуемые знали, что эти образы — плод их воображения, и в любой момент они могли избавиться от них.
Подобные представления относятся к категории эйдетических. Зрительный эйдетизм обычно свойствен детям. Ведь они подчас не только мысленно рисуют себе те или иные картины, но словно бы видят то, о чем думают. Так, один мальчик говорит: «Подумаю и вижу наружу». Но это свойство, как правило, исчезает с возрастом. Оно сохраняется обычно у людей, которые относятся к так называемым художественным натурам. Так, А. Н. Толстой о своих литературных героях говорил: «Я физически видел их». Классик русской литературы И. А. Гончаров писал: «Лица не дают покоя, пристают — позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров, и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что все это носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться». Известно, что Гете мог видеть перед собой расцветающие одна за другой розы, обладающие живостью и яркостью действительно цветущих и пахнущих роз.
Однако степень психического влияния эйдетических представлений бывает настолько сильной, что вынуждает подчас бороться с этим. У Бетховена, например, музыкальные образы заявляли о себе так настойчиво, что великий композитор должен был прибегать к ушату с холодной водой. А сказочник Гофман, чтобы избавиться от страха, возникающего в процессе творчества от предельно ярких зрительных образов героев своих произведений, просил в такие моменты жену остаться с ним.
Эйдетик видит предмет, но не верит в реальность этого как будто находящегося во внешнем мире объекта.
Усиление яркости представлений в условиях изоляции вызвано тем, что резко сокращается поток раздражителей, падающих на органы чувств человека. В обычной обстановке яркость мысленных образов (воспоминания, мечты) гасится многочисленными и реальными раздражителями. Когда, допустим, человек видит яркие цветы, голубое небо, зеленые рощи и слышит пение птиц, стрекотание кузнечиков, свистки паровозов, воображаемые образы обычно не достигают достаточной яркости по сравнению с реальными раздражителями и кажутся бледными, неотчетливыми тенями.
Некоторые иностранные авторы, описавшие галлюцинации у здоровых людей, по-видимому, произвольно расширили понятие «галлюцинации», включив в него и обманы чувств. А это противоречит классическому пониманию галлюцинации как явления патологического. Примером того, что эйдетические представления были причислены к галлюцинациям, служат слова одного из испытуемых: «Я видел гремучую змею, но, к счастью, понимал, что это нереально». Несмотря на такое критическое отношение испытуемого к своим восприятиям, Лели расценил и описал это состояние какп галлюцинацию.
Опыты с длительной изоляцией в сурдокамерах, проведенные в нашей стране, показали, что здоровый человек с высокими морально-волевыми качествами может долгое время пробыть в сурдокамере без каких-либо психических изменений, угрожающих его здоровью. Возникающие у некоторых специфические обманы чувств не имеют болезненного характера. А знание природы возникающих в длительном одиночестве психических явлений даст возможность космонавтам во время космического полета бороться с обманами чувств. Всегда можно дополнительными расспросами уточнить недостаточную информацию, отделить сновидение от реальности, подлинно воспринятое — от предположительного и неясного.
Изучение влияний на человека длительного одиночества и закономерностей обмана чувств в нем имеет отношение не только к авиации и космонавтике, но и к другим профессиям, где люди подолгу и в одиночестве выполняют монотонную работу. Например, шофер в длительном и однообразном рейсе может задремать за рулем и принять виденное в сонной дреме за реальность. Не в этом ли таятся причины некоторых неясных дорожных происшествий, когда до того абсолютно честный водитель указывает в качестве причины на необычное явление, которое в дальнейшем отвергается расследованием?
Эксперименты, поставленные нами, показывают, что, по-видимому, нет и непримиримой противоположности в двух различных теориях возникновения галлюцинаций. В практике сурдокамерных испытаний отмечаются и эйдетические представления, которые при болезненном состоянии мозга и нарушении высшей нервной деятельности могут перерасти в галлюцинации и иллюзии, которые, в свою очередь, при соответствующих физиологических нарушениях могут также приобрести патологический характер. Поэтому можно предположить, что и при психических заболеваниях есть галлюцинации двух типов происхождения. Задача врачей — найти клинические особенности этих разновидностей.
Шоу-Мастер: Первый день осени: «Смысловые Галлюцинации»
Первого сентября в екатеринбургском киноконцертном театре «Космос»
группа «Смысловые Галлюцинации» при участии камерного струнного
оркестра «B-A-C-H» представила юбилейную программу «Первый
день осени», приуроченную к 15-летию коллектива.
Еще одним поводом для концерта стал день рождения лидера «СГ» Сергея
Бобунца. А один из хитов группы явился заглавной песней этого шоу. Когда
речь зашла о юбилейном концерте, все понимали, что он должен быть необычным
для группы и запоминающимся для публики. Поклонники «Смысловых Галлюцинаций»
всего несколько месяцев назад имели возможность услышать премьеру акустической
программы группы. И «Смысловые» решили развить эту тему — привлечь
интимным и в то же время ярким, нетипичным для творчества группы, достаточно
далеким от академической культуры. Надо сказать, группа не в первый раз
привлекает под свои знамена различных музыкантов в живых выступлениях
— от ди-джеев до струнного квартета. Но то были отдельные номера, но никак
не полноценный концерт. Так или иначе, от идеи до ее воплощения в жизнь
прошло чуть больше месяца.
С дирижером и аранжировщиком оркестра Николаем Усенко были оговорены основные
моменты партитуры и стилистические ориентиры, и работа началась. Однако
летом оркестр «B-A-C-H» уже закончил свой концертный сезон,
музыканты разъехались в отпуска, а группа в это время активно гастролировала.
Роль оркестра взял на себя более привычный «Смысловым Галлюцинациям»
компьютер. Дирижер Николай Усенко присылал по электронной почте варианты
аранжировок, которые переводились в секвенсер. Это позволило впоследствии
сократить количество трудоемких совместных репетиций.
А совместные репетиции группы и оркестра оказались совсем непростыми в
организации и потребовали значительных технических средств, поскольку,
как известно, акустически рок-группа и камерный струнный оркестр не совмещаются.
На первой же репетиции стало очевидно, что критическим моментом будет
точность сценического мониторинга. Так или иначе, атмосфера совместного
музицирования была хорошей, музыканты обоих коллективов внимательно относились
Самым же серьезным вопросом успеха концерта был выбор способа звукоусиления.
Если с группой все было более-менее ясно, то с подзвучиванием оркестра
возникли определенные сложности. Дело в том, что в Екатеринбурге не оказалось
достаточного количества контактных микрофонов для того, чтобы снять сигнал
непосредственно с деки каждого инструмента (а это 16 инструментов). Использовать
смешанную технику озвучивания оркестра (частично контактные микрофоны,
частично обычные микрофоны на стойках) означало бы полностью разрушить
оригинальный звук высококлассного коллектива. Итак, было принято решение
«снимать» оркестр микрофонами на стойках: по одному AKG C412
пульт альтов и один Shure SM87 на второй пульт, два Sennheiser MD 441
на первый пульт виолончелей и один Shure SM87 на виолончель второго пульта,
Shure SM52 на контрабас. Учитывая, что в одной из песен у контрабаса есть
соло, мы пробовали его озвучить контактным способом. Конкретики в звуке,
конечно, прибавилось, но инструмент начисто выпал из общего звукового
контекста. Это подтвердило нашу мысль о недопустимости использования смешанной
техники. Разумеется, если бы «Смысловые Галлюцинации» задумали
пригласить оркестр в «громкую» электрическую программу, то такой
давал относительно тихий акустический состав инструментов.
В любом случае, снимая оркестр «с воздухом», мы очень рисковали.
Каждый, кто записывал или озвучивал симфонический оркестр, обращал внимание
на количество ударных в микрофонах, скажем, в микрофонах струнных (разумеется,
все зависит от способа расстановки микрофонов, размеров концертного зала
и т. д., но сейчас речь не об этом). Оркестр, ударная установка, перкуссионный
сет и басовые комбо должны были находиться на одной, пусть даже довольно
просторной, сцене. И проблема возникает не просто в балансе инструментов
Если, например, в произведениях Шостаковича или Шнитке ударная установка
может не подзвучиваться и при этом никак не выпадать из звукового контекста,
то в музыке стиля «Смысловых Галлюцинаций» ритм-секция должна
быть основой для всей фактуры независимо от того, есть на сцене оркестр
или нет. И присутствие звука ударных в микрофонах оркестра не только усложняет
музыкальный баланс, но и придает ритм-секции нежелательное и практически
неуправляемое пространство. Эта проблема объективно существовала и на
нашем концерте, но отчасти она решилась при помощи чуть большей, чем изначально
хотелось бы, компрессии барабанов и применения к ним же и перкуссии эффекта
очень малого пространства, чтобы перебить «паразитный объем»,
на недопустимо дальний план.
Что касается мониторного баланса, то связь между группой и оркестром была
почти односторонней. Оркестр в мониторы группе практически не подавался
(за исключением барабанщика), в то время как в мониторах оркестра присутствовал
почти полный микс. Такой подход потребовал чрезвычайно тщательной работы
мониторного инженера, но был абсолютно необходим для хорошей ансамблевой
игры. Нельзя сказать, что кто-либо из музыкантов получал полную звуковую
картину в сценических мониторах, но все к этому были готовы ради полноценного
звука в зале. Вообще, этот концерт явил собой пример здорового компромисса
сути, в непривычные для себя акустические условия.
Серьезного компромисса потребовал и микс на FOH пульте. Самым важным решением
стало сознательное ограничение общей громкости концерта ради естественности
звучания. Объективно существует предел звукоусиления струнного оркестра,
перейдя который, мы получаем тот самый «микрофонный звук», который
так не любят посетители академических концертов. Учитывая «засоренность»
сигнала микрофонов оркестра, опасность возникновения обратной связи и
неизбежное применение фильтров, мы не могли себе позволить «разогнать»
громкость до уровня обычного рок- или эстрадного концерта. А такой соблазн
чтобы сохранить характер звучания, на протяжении первого отделения все
(!) каналы микрофонов оркестра были открыты, поскольку картина при выключенных
микрофонах менялась слишком радикально. Такой подход позволил сохранить
нарастающее напряжение, естественное для большого концерта. Реально уровень
звукового давления в зале на месте FOH инженеров не превышал 105 дБ.
Расположение PA системы в ККТ «Космос» заставило нас к тому же практически
полностью отказаться от панорамирования инструментов. Дело в том, что
при очень широкой сцене основные акустические системы встроены в порталы,
и попытка использовать прелести стерео (что существенно облегчило бы микширование)
Есть, впрочем, в этом зале и центральный кластер, также встроенный в нишу
над авансценой, но устройство этой ниши не позволяет разместить колонки
вертикально (как они расположены в порталах), а потому они там попросту
лежат. Выравнивание частотной характеристики порталов и центрального кластера
дает мало пользы, поскольку присутствуют фазовые искажения. Например,
деликатные струнные, добавленные в центральный канал, приобретают настолько
неприятный оттенок звучания, что с ужасом оттуда изгоняются. В результате
в центральном канале остается только лидер-вокал. Клиническую картину
(подвес их в данном зале не предусмотрен). Но мы предпочли отказаться
от глубокого низа в миксе в угоду читаемости инструментов. Кроме того,
чрезмерная отдача сабвуферов на сцену просто мешала бы играть оркестру.
В общей сложности саундчек с момента установки оборудования и коммутации
длился около шести часов (включая полноценную двухчасовую репетицию группы
с оркестром).
Приоритеты в звучании были расставлены, ансамблевые задачи решены, и все
участники концерта с волнением ожидали начала.
Конечно, было очень приятно, что, как и ожидалось, группа удивила и порадовала
публику. Но не меньше и публика порадовала музыкантов теплым приемом.
В первом отделении были исполнены не только знакомые слушателям (а люди
действительно сидели и слушали) хиты, но и совершенно новые песни из будущего
альбома группы. Также были сыграны песни, практически никогда не исполнявшиеся
в концертах, и песни самого раннего периода творчества группы. Это был
уже в чистом виде эксклюзив, и едва ли такое когда-нибудь повторится.
В конце первого отделения ритм-секцию неожиданно поддержал Владимир Шахрин
с шейкером, пришедший специально поздравить Сергей Бобунца и группу с
днем рождения и юбилеем.
Второе отделение открыло очень красивое оркестровое вступление. Зал слушал,
затаив дыхание. А дальше, не отпуская внимание
зрителей ни на минуту, со сцены звучали любимые песни в совершенно неожиданной
трактовке. В конце каждой композиции публика взрывалась аплодисментами.
Час пролетел совершенно незаметно. Концерт, после исполнения на бис песни
<Зачем топтать мою любовь>, завершился оркестровой кодой, растворившейся
в овациях восторженной публики. Позже мы слышали немало лестных отзывов
как от поклонников группы, так и от любителей классической музыки, пришедших
послушать известный оркестр в неизвестном амплуа.
Это радует — значит, наши усилия были не напрасны.
Участники концерта:
С. «Буба» Бобунец — вокал, гитары
К. Лекомцев — гитары, клавишные, вокал
А. Бурый — акустический и электрический бас
Д. Хабиров — барабаны, перкуссия
М. Митенков — перкуссия
Муниципальный камерный оркестр
«B-A-C-H», дирижер Н. Усенко
FOH — инженеры — Ш. Гайнетдинов (СГ)
В. Елизаров (SVE Records)
Мониторный инженер — И. Меньшиков
(<Праздник Всем>)
Мобильная студия — М. Конторович (СГ)
И. Воробьев (Pinnoccio music)
С. Тучин (SVE Records)
Техники сцены — А. Кошкин (СГ)
<Праздник Всем>
Менеджмент — О. Фельд (СГ)
ЗВУКОВАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНЦЕРТА «СГ»
PA СИСТЕМА
16 х JBL SP 225
4 х JBL SP 225 (центральный канал)
SB 8 x JBL SP 128
УСИЛИТЕЛИ
12 х CREST CA 12
FOH — ПУЛЬТ
ALLEN&HEATH GL 4000
FOH OUTBOARD
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА
3 х DBX 160A
KLARK TEKNIK DN 504
KLARK TEKNIK DN 514
DRAWMER 221
BSS DPR 402
ПРОЦЕССОРЫ ЭФФЕКТОВ
LEXICON PCM 90
YAMAHA SPX 1000
ROLAND SDE 330
TC ELECTRONIC D-TWO
TC ELECTRONIC M 300
МОНИТОРНЫЙ ПУЛЬТ
SOUNDCRAFT 8000
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА
2 x DBX 266 XL
DBX 166 XL
СЦЕНИЧЕСКИЕ МОНИТОРЫ
3 x JBL SP 222
3 x JBL SP 212
6 x PEAVEY 1545 TI
ЭКВАЛАЙЗЕРЫ
FOH
KLARK TEKNIK 300
BSS 906
3 x DBX 2031
СПЛИТТЕРЫ
16 ch — BSS — mobile studio/monitor
16 ch custom — mobile studio/monitor
32 ch custom — mobile studio/monitor/FOH
МОБИЛЬНАЯ СТУДИЯ
Recording console
ALLEN&HEATH GS 3000
AD converters
2 x RME Hammerfall DSP
ADAT XT
P4 based PC
26 декабря в 00:05 Шоу 4 2004 (39)
новые возможности для обороны кораблей
Памятный день ВМФ РФ отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля. Обороноспособность России на море обеспечивают мощные корабли, оснащенные современным вооружением. И это не только ракетно-артиллерийские комплексы, такие как «Пальма» или «Панцирь-МЕ», но и новый вид нелетального оружия, способного ослепить врага и даже вызывать у него галлюцинации. О трех комплексах последнего времени, которые заняли достойное место на российских боевых кораблях – в нашем материале.
«Панцирь-МЕ»: лучший морской ЗРПК
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» сегодня является визитной карточкой не только тульского КБ приборостроения (холдинг «Высокоточные комплексы»), но и всей российской оборонной промышленности. «Панцирь», принятый на вооружение в 2012 году, поставляется на экспорт и стал одним из самых популярных ЗРПК в мире. В 2015 году была разработана его морская версия – «Панцирь-МЕ».
Боевой модуль морского ЗРПК оснащен восемью зенитными управляемыми ракетами, помимо которых еще 32 ракеты находятся в подпалубном хранилище, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматами. Оружие может уничтожать ракетами цели, летящие на высоте от 2 м до 15 км, на расстоянии до 20 км. Под артиллерийский огонь попадают объекты, находящиеся на удалении до 4 км на высоте от 0 до 3 км. Возможности «Панциря-МЕ» позволяют вести огонь сразу по четырем целям, скорость которых может доходить до 1 км/с.
В комплексе используется высокоинтеллектуальная многорежимная адаптивная радиолокационно-оптическая система управления. Работа оператора – от поиска цели до ведения огня – полностью автоматизирована. Комбинированное использование радиолокационной и оптической системы управления обеспечивает всепогодность работы комплекса в любое время суток.
«Панцирь-МЕ» может размещаться на любом корабле водоизмещением от 300 тонн, а также его можно устанавливать на неподвижные платформы. Комплекс может сбивать различные объекты, включая беспилотники и самолеты, но ракеты могут применяться и против кораблей.
Морской «Панцирь» был представлен в рамках Международного военно-морского салона, проходившего в 2017 году в Санкт-Петербурге. Тогда новинка произвела большое впечатление на специалистов и посетителей форума. По мнению экспертов, у «Панциря-МЕ» большое экспортное будущее в странах арабского Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
«Пальма» первенства на воде
Морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Пальма» разработан в стенах Конструкторского бюро точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана (входит в состав холдинга «Высокоточные комплексы») и поставляется ВМФ РФ с 2011 года.
Комплекс предназначен для поражения средств воздушного и надводного нападения на ближних рубежах обороны корабля, включая противокорабельные ракеты, летящие на малых и сверхмалых высотах, и малоразмерные необитаемые скоростные катера. При этом «Пальма» – компонент обороны не только кораблей, но и морских баз, береговой инфраструктуры, аэродромов и других особо важных объектов. Наряду со своим основным предназначением – противоракетной обороной – «Пальма» может поражать самолеты, вертолеты и катера.
ЗРАК «Пальма» – это система «два в одном», соединяющая в себе не только ракеты, но и скорострельные автоматические пушки. В составе вооружения комплекса используются две модернизированные шестиствольные 30-мм автоматические пушки АО-18КД и восемь высокоточных зенитных управляемых ракет «Сосна-Р». По скоростным характеристикам «Сосна-Р» обгоняет иностранные аналоги – максимальная скорость ракеты достигает 900 м/с. Высокая скорость обеспечивает и высокую огневую мощь. «Сосна-Р» комплекса «Пальма» работает на 10 км, что не сравнится с 15 км дальности ракет корабельного ЗРК «Оса», но попадание «Сосны» за счет высокой скорости будет разрушительнее.
Управление вооружением комплекса обеспечивается посредством новейшей оптико-электронной системы управления (ОЭСУ), которая специально разработана для ЗРАК «Пальма». Система управления ракетным вооружением ЗРАК «Пальма» – лазерно-лучевая.
Благодаря такому набору технических средств «Пальма» способна обнаруживать, сопровождать и уничтожать цели днем или ночью, в том числе и в плохих метеоусловиях, которые часто бывают на море. Новая ОЭСУ увеличивает эффективность боевого применения комплекса, что важно при стрельбе по высокоскоростным и низколетящим целям.
Станция «Филин»: как ослепить противника
Холдинг «Росэлектроника» разрабатывает новый вид нелетального оружия, опытный образец которого может появиться уже в 2019 году. Новое устройство создается на Опытном заводе «Интеграл» на основе станции визуально-оптических помех 5П-42 «Филин».
«Филин» применяется на надводных кораблях ВМФ России для подавления визуально-оптических и оптико-электронных каналов наблюдения и прицеливания стрелкового оружия и оружия ближнего боя на расстоянии до 2 тыс. метров. Действие «Филина» основано на модуляции яркости светового излучения – низкочастотные колебания яркости возбуждают зрительные нервы и вызывают временные расстройства зрения.
Фото: А.В. Карпенко
Можно сказать, что «Филин» представляет собой мощный прожектор с эффектом стробоскопа – прибора, быстро воспроизводящего повторяющиеся яркие световые импульсы. Из-за таких неравномерных вспышек благодаря инерции зрения человек может быть дезориентирован, а если присутствует еще и какое-то неврологическое заболевание, например, эпилепсия, то и вовсе выведен из строя.
Высокоинтенсивное световое излучение временно «ослепляет» противника и создает условия для его нейтрализации. Постоянные частые изменения яркости светового потока воздействуют на зрительные нервы и вызывают обратимые расстройства органов зрения. «Филин» уже устанавливается на корабли ВМФ РФ, рассматривается разработка переносного варианта устройства.
Галлюцинации: причины, виды, диагностика, лечение
Автор Пейдж Фаулер
В этой статье
- Что такое галлюцинации?
- Обычные причины галлюцинаций
- Слуховые вещи (слуховые галлюцинации)
- Просмотр вещей (визуальные галлюцинации)
- Удовлетворяющие вещи (обонятельные галлюцинации)
- дегустации (повларующие галлюцинации)
- Чувствуют вещи (Тактиль или соматические галлюцинины)
- . 0008
- Диагностика и лечение галлюцинаций
Что такое галлюцинации?
Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, думаете, что галлюцинации связаны с видением вещей, которых на самом деле нет. Но это еще не все. Это может означать, что вы касаетесь или даже чувствуете запах чего-то, чего не существует.
Есть много разных причин. Это может быть психическое заболевание, называемое шизофренией, проблема нервной системы, такая как болезнь Паркинсона, эпилепсия или ряд других вещей.
Если у вас или у вашего близкого появились галлюцинации, обратитесь к врачу. Вы можете получить лечение, которое поможет контролировать их, но многое зависит от того, что стоит за проблемой. Есть несколько разных типов.
Общие причины галлюцинаций
Галлюцинации чаще всего возникают в результате:
- Шизофрении. Более 70% людей с этим заболеванием имеют зрительные галлюцинации, а 60%-90% слышат голоса. Но некоторые могут также ощущать запах и вкус вещей, которых нет.
- Болезнь Паркинсона. До половины людей с этим заболеванием иногда видят вещи, которых нет.
- Болезнь Альцгеймера. и другие формы деменции, особенно деменция с тельцами Леви. Они вызывают изменения в мозгу, которые могут вызывать галлюцинации. Это может быть более вероятно, когда ваше заболевание прогрессирует.
- Мигрень. Около трети людей с такой головной болью также имеют «ауру», тип зрительной галлюцинации. Это может выглядеть как разноцветный полумесяц света.
- Опухоль головного мозга. В зависимости от того, где он находится, он может вызывать различные типы галлюцинаций. Если это область, связанная со зрением, вы можете видеть вещи, которые не являются реальными. Вы также можете увидеть пятна или формы света. Опухоли в некоторых частях мозга могут вызывать обонятельные и вкусовые галлюцинации.
- Синдром Шарля Бонне. Это состояние заставляет людей с проблемами зрения, такими как дегенерация желтого пятна, глаукома или катаракта, видеть предметы. Сначала вы можете не осознавать, что это галлюцинация, но в конце концов вы понимаете, что то, что вы видите, не реально.
- Эпилепсия. Приступы, сопровождающие это расстройство, могут повысить вероятность возникновения галлюцинаций. Тип, который вы получите, зависит от того, на какую часть вашего мозга влияет приступ.
Слух (слуховые галлюцинации)
Вы можете ощущать, что звуки исходят из вашего разума или извне. Вы можете слышать голоса, разговаривающие друг с другом, или чувствовать, что они говорят вам что-то делать. Возможные причины:
- Шизофрения
- Биполярное расстройство
- Психоз
- Пограничный расстройство личности
- Посттравматическое стрессовое расстройство
- Потеря слуха
- Расстройства сна. may:
- Видеть то, чего не видят другие, например насекомых, ползающих по вашей руке или лицу кого-то из ваших знакомых
- Видеть объекты неправильной формы или видеть, как предметы движутся не так, как обычно
Иногда они выглядят как вспышки света. Редкий тип припадка, называемый «затылочным», может привести к тому, что вы увидите яркие пятна или формы. Другие причины включают:
- Раздражение в зрительной коре, части вашего мозга, которая помогает вам видеть
- Делирий (из-за инфекций, употребления наркотиков и синдрома отмены или проблем с телом и мозгом)
- Деменция
- Болезнь Паркинсона
- Приступы
- Мигрень
- поражения и опухоли мозга
- Проблемы со сном
- Препараты, которые заставляют вас галлуцинации
- . )
Вы можете подумать, что запах исходит от чего-то вокруг вас или от вашего собственного тела. Возможные причины:
- Повреждение головы
- Cold
- Временная доля захват
- Воспаленные пазухи
- Опухоли головного мозга
- Болезнь Паркинсона
Вкусы (вкусовые галлюцинации)
Вы можете почувствовать, что то, что вы едите, или напишите, что нечетное на вкус. Возможные причины:
- Болезнь височной доли
- Поражения головного мозга
- Заболевания носовых пазух
- Эпилепсия
Осязание (тактильные или соматические галлюцинации)
Вам может казаться, что вас щекочут, даже когда вокруг никого нет, или вам может казаться, что насекомые ползают по вашей коже или под ней. Вы можете почувствовать поток горячего воздуха на своем лице, который не настоящий. Причины включают в себя:
- Шизофрения
- Шизоаффективное расстройство
- Препараты, которые делают галлюцинацию
- Delirium Treamens
- Алкоголь
- Болезнь Альцгеймера
- Lewy Body Demence
- Болезнь паркинсона
- Lewy Body Demence
- Болезнь Паркинсона
- 0023
Диагностика и лечение галлюцинаций
Во-первых, ваш врач должен выяснить, что вызывает ваши галлюцинации. Они спросят о вашей истории болезни и проведут медицинский осмотр. Затем они спросят о ваших симптомах.
Возможно, им потребуется провести тесты, чтобы выяснить проблему. Например, ЭЭГ или электроэнцефалограмма проверяет наличие необычных паттернов электрической активности в вашем мозгу. Это может показать, вызваны ли ваши галлюцинации судорогами.
Вы можете пройти МРТ или магнитно-резонансную томографию, при которой используются мощные магниты и радиоволны для получения изображений внутренних органов вашего тела. Он может выяснить, может ли быть виновата опухоль головного мозга или что-то еще, например, в области, перенесшей небольшой инсульт.
Ваш врач вылечит состояние, вызвавшее галлюцинации. Сюда могут входить:
- Лекарства от шизофрении или слабоумия, например, болезни Альцгеймера
- Противосудорожные препараты для лечения эпилепсии
- Лечение дегенерации желтого пятна, глаукомы и катаракты
- Хирургия или облучение, называемые лекарствами для лечения опухолей
7, бетастан
-блокаторы или противосудорожные средства для людей с мигренью
Ваш врач может назначить пимавансерин (Нуплазид). Это лекарство лечит галлюцинации и бред, связанные с психозом, которым страдают некоторые люди с болезнью Паркинсона.
Также могут помочь занятия с терапевтом. Например, когнитивно-поведенческая терапия, направленная на изменение мышления и поведения, помогает некоторым людям лучше справляться со своими симптомами.
Галлюцинации: причины, виды, диагностика, лечение
Автор Пейдж Фаулер
В этой статье
- Что такое галлюцинации?
- Общие причины галлюцинаций
- Слух (слуховые галлюцинации)
- Видение вещей (зрительные галлюцинации)
- Обоняние (обонятельные галлюцинации)
- Вкусовые ощущения (вкусовые галлюцинации)
- Осязание (тактильные или соматические галлюцинации)
- Диагностика и лечение галлюцинаций
Что такое галлюцинации?
Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, думаете, что галлюцинации связаны с видением вещей, которых на самом деле нет. Но это еще не все. Это может означать, что вы касаетесь или даже чувствуете запах чего-то, чего не существует.
Причин много. Это может быть психическое заболевание, называемое шизофренией, проблема нервной системы, такая как болезнь Паркинсона, эпилепсия или ряд других вещей.
Если у вас или у вашего близкого появились галлюцинации, обратитесь к врачу. Вы можете получить лечение, которое поможет контролировать их, но многое зависит от того, что стоит за проблемой. Есть несколько разных типов.
Общие причины галлюцинаций
Галлюцинации чаще всего возникают в результате:
- Шизофрения. Более 70% людей с этим заболеванием имеют зрительные галлюцинации, а 60%-90% слышат голоса. Но некоторые могут также ощущать запах и вкус вещей, которых нет.
- Болезнь Паркинсона. До половины людей с этим заболеванием иногда видят вещи, которых нет.
- Болезнь Альцгеймера. и другие формы деменции, особенно деменция с тельцами Леви. Они вызывают изменения в мозгу, которые могут вызывать галлюцинации. Это может быть более вероятно, когда ваше заболевание прогрессирует.
- Мигрень. Около трети людей с такой головной болью также имеют «ауру», тип зрительной галлюцинации. Это может выглядеть как разноцветный полумесяц света.
- Опухоль головного мозга. В зависимости от того, где он находится, он может вызывать различные типы галлюцинаций. Если это область, связанная со зрением, вы можете видеть вещи, которые не являются реальными. Вы также можете увидеть пятна или формы света. Опухоли в некоторых частях мозга могут вызывать обонятельные и вкусовые галлюцинации.
- Синдром Шарля Бонне. Это состояние заставляет людей с проблемами зрения, такими как дегенерация желтого пятна, глаукома или катаракта, видеть предметы. Сначала вы можете не осознавать, что это галлюцинация, но в конце концов вы понимаете, что то, что вы видите, не реально.
- Эпилепсия. Приступы, сопровождающие это расстройство, могут повысить вероятность возникновения галлюцинаций. Тип, который вы получите, зависит от того, на какую часть вашего мозга влияет приступ.
Слух (слуховые галлюцинации)
Вы можете ощущать, что звуки исходят из вашего разума или извне. Вы можете слышать голоса, разговаривающие друг с другом, или чувствовать, что они говорят вам что-то делать. Возможные причины:
- Шизофрения
- Биполярное расстройство
- Психоз
- Пограничное расстройство личности
- Посттравматическое стрессовое расстройство
- Потеря слуха
- Нарушения сна
- 0007 Поражения головного мозга
- Употребление наркотиков
Видение вещей (зрительные галлюцинации)
Например, вы можете:
- Видеть вещи, которые другие не видят, например, насекомых, ползающих по вашей руке или лицу кого-то из ваших знакомых
- Видеть объекты неправильной формы или видеть предметы, движущиеся не так, как обычно
Иногда они выглядят как вспышки света. Редкий тип припадка, называемый «затылочным», может привести к тому, что вы увидите яркие пятна или формы. Другие причины включают в себя:
- Раздражение в зрительной коре, той части мозга, которая помогает вам видеть
- Деменция
- Болезнь Паркинсона
- Судороги
- Мигрень
- Поражения и опухоли головного мозга
- Проблемы со сном
- лекарств, которые делают вас галлюцинацией
- Проблемы об метаболизме
- Creutzfeldt-Jakob болезнь
Черноте из собственного тела. Возможные причины:
- Травма головы
- Простуда
- Захват височной доли
- Воспаление придаточных пазух носа
- Опухоли головного мозга
- Болезнь Паркинсона
Вкусовые ощущения (вкусовые галлюцинации)
Вы можете почувствовать, что что-то, что вы едите или пьете, имеет странный вкус. Возможные причины:
- Болезнь височной доли
- Поражения головного мозга
- Заболевания носовых пазух
- Эпилепсия
Осязание (тактильные или соматические галлюцинации)
или вы можете почувствовать, как насекомые ползают по вашей коже или под ней. Вы можете почувствовать поток горячего воздуха на своем лице, который не настоящий. Причины включают:
- Schizophrenia
- Schizoaffective disorder
- Drugs that make you hallucinate
- Delirium tremens
- Alcohol
- Alzheimer’s disease
- Lewy body dementia
- Parkinson’s disease
Diagnosis and Treatment of Hallucinations
First, your doctor needs выяснить, что вызывает ваши галлюцинации. Они спросят о вашей истории болезни и проведут медицинский осмотр. Затем они спросят о ваших симптомах.
Возможно, им потребуется провести тесты, чтобы выяснить проблему. Например, ЭЭГ или электроэнцефалограмма проверяет наличие необычных паттернов электрической активности в вашем мозгу. Это может показать, вызваны ли ваши галлюцинации судорогами.
Вы можете пройти МРТ или магнитно-резонансную томографию, при которой используются мощные магниты и радиоволны для получения изображений внутренних органов вашего тела. Он может выяснить, может ли быть виновата опухоль головного мозга или что-то еще, например, в области, перенесшей небольшой инсульт.
Ваш врач вылечит состояние, вызвавшее галлюцинации. Сюда могут входить:
- Лекарства от шизофрении или слабоумия, например, болезни Альцгеймера
- Противосудорожные препараты для лечения эпилепсии
- Лечение дегенерации желтого пятна, глаукомы и катаракты
- Хирургия или облучение, называемые лекарствами для лечения опухолей
7, бетастан
-блокаторы или противосудорожные средства для людей с мигренью
Ваш врач может назначить пимавансерин (Нуплазид). Это лекарство лечит галлюцинации и бред, связанные с психозом, которым страдают некоторые люди с болезнью Паркинсона.
Также могут помочь занятия с терапевтом. Например, когнитивно-поведенческая терапия, направленная на изменение мышления и поведения, помогает некоторым людям лучше справляться со своими симптомами.
Галлюцинации: причины, виды, диагностика, лечение
Автор Пейдж Фаулер
В этой статье
- Что такое галлюцинации?
- Общие причины галлюцинаций
- Слух (слуховые галлюцинации)
- Видение вещей (зрительные галлюцинации)
- Обоняние (обонятельные галлюцинации)
- Вкусовые ощущения (вкусовые галлюцинации)
- Осязание (тактильные или соматические галлюцинации)
- Диагностика и лечение галлюцинаций
Что такое галлюцинации?
Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, думаете, что галлюцинации связаны с видением вещей, которых на самом деле нет. Но это еще не все. Это может означать, что вы касаетесь или даже чувствуете запах чего-то, чего не существует.
Причин много. Это может быть психическое заболевание, называемое шизофренией, проблема нервной системы, такая как болезнь Паркинсона, эпилепсия или ряд других вещей.
Если у вас или у вашего близкого появились галлюцинации, обратитесь к врачу. Вы можете получить лечение, которое поможет контролировать их, но многое зависит от того, что стоит за проблемой. Есть несколько разных типов.
Общие причины галлюцинаций
Галлюцинации чаще всего возникают в результате:
- Шизофрения. Более 70% людей с этим заболеванием имеют зрительные галлюцинации, а 60%-90% слышат голоса. Но некоторые могут также ощущать запах и вкус вещей, которых нет.
- Болезнь Паркинсона. До половины людей с этим заболеванием иногда видят вещи, которых нет.
- Болезнь Альцгеймера. и другие формы деменции, особенно деменция с тельцами Леви. Они вызывают изменения в мозгу, которые могут вызывать галлюцинации. Это может быть более вероятно, когда ваше заболевание прогрессирует.
- Мигрень. Около трети людей с такой головной болью также имеют «ауру», тип зрительной галлюцинации. Это может выглядеть как разноцветный полумесяц света.
- Опухоль головного мозга. В зависимости от того, где он находится, он может вызывать различные типы галлюцинаций. Если это область, связанная со зрением, вы можете видеть вещи, которые не являются реальными. Вы также можете увидеть пятна или формы света. Опухоли в некоторых частях мозга могут вызывать обонятельные и вкусовые галлюцинации.
- Синдром Шарля Бонне. Это состояние заставляет людей с проблемами зрения, такими как дегенерация желтого пятна, глаукома или катаракта, видеть предметы. Сначала вы можете не осознавать, что это галлюцинация, но в конце концов вы понимаете, что то, что вы видите, не реально.
- Эпилепсия. Приступы, сопровождающие это расстройство, могут повысить вероятность возникновения галлюцинаций. Тип, который вы получите, зависит от того, на какую часть вашего мозга влияет приступ.
Слух (слуховые галлюцинации)
Вы можете ощущать, что звуки исходят из вашего разума или извне. Вы можете слышать голоса, разговаривающие друг с другом, или чувствовать, что они говорят вам что-то делать. Возможные причины:
- Шизофрения
- Биполярное расстройство
- Психоз
- Пограничное расстройство личности
- Посттравматическое стрессовое расстройство
- Потеря слуха
- Нарушения сна
- 0007 Поражения головного мозга
- Употребление наркотиков
Видение вещей (зрительные галлюцинации)
Например, вы можете:
- Видеть вещи, которые другие не видят, например, насекомых, ползающих по вашей руке или лицу кого-то из ваших знакомых
- Видеть объекты неправильной формы или видеть предметы, движущиеся не так, как обычно
Иногда они выглядят как вспышки света. Редкий тип припадка, называемый «затылочным», может привести к тому, что вы увидите яркие пятна или формы. Другие причины включают в себя:
- Раздражение в зрительной коре, той части мозга, которая помогает вам видеть
- Деменция
- Болезнь Паркинсона
- Судороги
- Мигрень
- Поражения и опухоли головного мозга
- Проблемы со сном
- лекарств, которые делают вас галлюцинацией
- Проблемы об метаболизме
- Creutzfeldt-Jakob болезнь
Черноте из собственного тела. Возможные причины:
- Травма головы
- Простуда
- Захват височной доли
- Воспаление придаточных пазух носа
- Опухоли головного мозга
- Болезнь Паркинсона
Вкусовые ощущения (вкусовые галлюцинации)
Вы можете почувствовать, что что-то, что вы едите или пьете, имеет странный вкус. Возможные причины:
- Болезнь височной доли
- Поражения головного мозга
- Заболевания носовых пазух
- Эпилепсия
Осязание (тактильные или соматические галлюцинации)
или вы можете почувствовать, как насекомые ползают по вашей коже или под ней. Вы можете почувствовать поток горячего воздуха на своем лице, который не настоящий. Причины включают:
- Schizophrenia
- Schizoaffective disorder
- Drugs that make you hallucinate
- Delirium tremens
- Alcohol
- Alzheimer’s disease
- Lewy body dementia
- Parkinson’s disease
Diagnosis and Treatment of Hallucinations
First, your doctor needs выяснить, что вызывает ваши галлюцинации. Они спросят о вашей истории болезни и проведут медицинский осмотр. Затем они спросят о ваших симптомах.
Возможно, им потребуется провести тесты, чтобы выяснить проблему. Например, ЭЭГ или электроэнцефалограмма проверяет наличие необычных паттернов электрической активности в вашем мозгу. Это может показать, вызваны ли ваши галлюцинации судорогами.
Вы можете пройти МРТ или магнитно-резонансную томографию, при которой используются мощные магниты и радиоволны для получения изображений внутренних органов вашего тела.