Воспитание свободой — Азбука воспитания
Что такое свободное воспитание? Где границы свободы и вседозволенности, есть ли последствия такой свободы и что думают святые отцы о свободном воспитании.
Свободное воспитание – это идеология, для которой характерна крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание авторитарного воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободного воспитания — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.
Индивидуализация воспитания – это:
- предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств;
- деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;
- деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации.
Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, у нас первооткрыватель этого направления – Л.Н. Толстой. Начиная с 20 века и до сегодняшнего дня, большую известность получили так называемые свободные школы, например, школа Александра Нилла в Саммерхилле.
Что же подразумевают под свободным воспитанием его идеологи? Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника.
Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. То есть по сути это некая манипуляторная тактика, закамуфлированная под оболочку непринуждения.Утверждение Толстого о том, что «воспитание не воспитывает, а только портит», что «лучшая система в деле воспитания – не иметь никакой системы», прозвучавшее в ряде его статей – «Кому у кого учиться писать: нам у крестьянских детей или крестьянским детям у нас?», «Воспитание и образование», «О народном образовании», у многих современников Толстого вызвало протест. Опираясь на идею Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, Л.Н. Толстой утверждал, что «учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов, поэтому в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться, а основное дело учителя – следовать и развивать ребенка».
Идеи Л.Н. Толстого в дальнейшем прослеживалась и в деятельности К.Н. Вентцеля, М. Монтессори и многих других.
Так, К.Н. Вентцель в своей работе “Освобождение ребенка” (1908) впервые обосновал право ребенка на свободу выбора: ” Каждый ребенок, рожденный на свет, имеет право на воспитание, но она имеет также право и на то, чтобы его не воспитывали и особо не воспитывали чрезмерно” борьбе за свободу и права ребенка К. Н. Вентцель в своих педагогических трудах высказал ряд мыслей и положений, которые можно объединить в три раздела:
1.Права уравнивают возможности детей и взрослых: право ребенка участвовать в создании законодательных актов, регулирующих его жизни; право равенства со взрослыми; право создавать организации, союзы, кружки.
- Права, гарантирующие свободу и право выбора: право принадлежать самому себе; право уходить от родителей и воспитателей; право выбора учебного заведения; право на свободу вероисповедания и религиозных убеждений; право на сохранение своей самобытности; право свободы мысли; право уклоняться от того обучения и воспитания, которое идет вразрез с индивидуальностью ребенка.
- Права, обеспечивающие полноценное существование и развитие личности: право иметь надлежащие социальные условия; право на образование; право на жизнь; право на развитие способностей и потенциала; право на защиту от наказаний; право на материальное обеспечение.
Не из этих ли гуманистических идей о правах и свободах ребенка растут ноги у нынешней Ювенальной системы?
В советский период обрела популярность педагогическая система В.А. Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. Вся образовательная система в Павлышской средней школе, руководимой Сухомлинским В.А., была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала участие самого ребенка.
Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского следующие:
- доверие к детям,
- учение без принуждения,
- воспитание без наказаний,
- сотрудничество детей и взрослых,
- творческий труд и нравственная свобода,
- возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
- принятие ответственности за свой выбор.
Сухомлинский В. А. отмечал: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний. И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников — воспитывайте детей без наказаний».
Святителю Тихону Задонскому есть, что на это возразить:
«Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: “Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней” (Притч. 23, 13–14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но от любви их наказывает: “Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает” (Евр. 12, 6). Так и плотские родители должны последовать Богу и детей своих от любви наказывать.
Ибо та любовь отеческая слепа, которая оставляет детей неисправных без наказания; истинная же и мудрая та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” (Притч. 13, 25).- Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как и апостол повелевает: “Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали” (Кол. 3, 21), но средним путем поступать, как выше сказано»
Многолетнее исследование психолога и педагога Н.М. Магомедова показало, что, если применять принципы свободного воспитания на практике, то воспитание превращается в особый процесс общения педагога с воспитанником как равный с равным. Но какова сущность этого равенства? Почему, если все так радужно в теории свободного воспитания, психологи утверждают обратное: детям нужен взрослый человек – опора, защита, пример, образец, к которому он стремится.
– Не могли бы вы привести примеры вредных современных педагогических методик?
– Иногда повышенные страхи бывают оттого, что некоторые современные родители исповедуют совершенно несвойственную нашей культуре, да и любой традиционной культуре, модель отношений с ребенком. Они вместо того, чтобы быть старшими друзьями своего ребенка, вместо того, чтобы проявлять свой родительский авторитет и четко ребенку объяснять, что хорошо и что плохо, где добро и где зло, играют в так называемое партнерство. Дескать, мы с тобой партнеры, мы такие же, как ты, ты мудрее нас, мы ничего не знаем, решай сам. Ребенок же не понимает, что это такая модная и очень вредная педагогическая инновация. Он думает, что его родители – слабаки. Они в его глазах перестают быть его защитой.
– Какие еще есть модели воспитания, которые нельзя воплощать?
– Есть еще модель, когда родители перестают делать детям замечания, когда родители думают, что замечания – это насилие над ребенком, когда они верят каким-то глупостям, что в Японии детям до пяти лет не говорят слово «нельзя». Рассказы про то, что в Японии маленьким детям не говорят «нельзя» – это чушь, потому что японская культура основана на чувстве долга. Оно стоит в центре национальной этики. Может быть, там и не говорится слово «нельзя», но при этом произносятся другие запретительные слова.
В отличие от Л.Н. Толстого, основатель школы Саммерхилл, успешно занимающейся практикой свободного воспитания, имеет такой взгляд на религию:
– Верите ли вы в Христа?
– Несколько лет назад у нас в Саммерхилле жил ребенок одного проповедника.
Однажды в воскресенье вечером, когда мы все танцевали, проповедник покачал головой. Нилл, — сказал он, — здесь такое чудесное место, но почему вы все такие язычники? Браун, — ответил я, — вы проводите свою жизнь, стоя на импровизированных трибунах и рассказывая людям о том, как им спастись. Вы разговариваете о спасении, а мы спасение проживаем. Нет, сознательно мы не следуем христианству, но, говоря более широко, Саммерхилл — это чуть ли не единственная школа в Англии, которая обращается с детьми так, что Иисус это одобрил бы. Кальвинистские священники в Южной Африке бьют своих детей точно так же, как и католики. Мы же в Саммерхилле даем детям любовь и приятие.
– Каким образом должны дети получить свои первые представления о Боге?
– А кто это — Бог? Я не знаю. Для меня это слово означает доброе начало в каждом из нас. Если убеждать ребенка любить какое-то существо, которое сам не особенно хорошо себе представляешь, то принесешь больше вреда, чем пользы.
Бог сделал человека свободным, дал ему свободную волю и наделил его свободой выбора. Но значит ли это, что нужно детей равнять на взрослых, что им необходимо предоставить полную свободу для развития, систему, в которой нет принуждения и наказания, нет рамок?
На практике больше вреда, чем пользы заканчиваются попытки осуществить свободное воспитание в массовом порядке. В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность – это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский очень точно прокомментировал бы отношение к свободному воспитанию:
«Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю прямо доброму, а хотя должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что “Царствие Небесное нудится”, что “нуждницы восхищают е” (Мф. II, 12)? А как не принуждать особенно мальчиков к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?».
Свобода – она разная. Иногда действительно необходимо предоставить свободу ребенку, не давить на него, не понукать, не заставлять, не требовать, иногда даже не говорить. Но только в том случае, если сердце продолжает неустанно молится о том, чтобы дарованная свобода пошла ребенку на пользу и стала бы душеспасительной. Закончить хочется словами прп. Порфирия Кавсокаливита: «Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она всё устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечёт детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда»
Свободное воспитание: к чему приводит жизнь без запретов
В каждой семье свои правила воспитания (у нас про это даже рубрика есть). А вот в семье нашего блогера Анны Беляевой правил не было. И она считает, что это самый лучший подход к детям: поменьше правил, побольше свободы. Согласны?
«Нужна смелость, чтобы быть родителем свободного ребенка», — говорит Артем Соловейчик, сын знаменитого педагога и писателя Симона Соловейчика, автора книг «Педагогика для всех» и «Ученье с увлеченьем». Семья Симона Соловейчика воспитывала троих своих детей в духе свободы. Артем, его сын, вместе со своей женой воспитали таким же способом восьмерых своих детей. Открыто и честно о таком воспитании пишет Александр Нилл, основатель первой и легендарной свободной школы «Самерхилл» (1921 год основания), в своей книге «Воспитание свободой».
Многие дети 90-х годов могут назвать свое воспитание «свободным». Получилось оно таким во многом из-за политических и социальных причин: система образования рушилась и воссоздавалась энтузиастами заново, а родители вынуждены были много работать и мало заниматься детьми.
Дети 90-х были предоставлены сами себе. Не специально
Многие из этих детей как раз и стали активными предпринимателями, лидерами поколений, уверенными в себе и своих силах людьми. Я родилась в 1990-м году, а значит, моё активное детство пришлось на 2000-е годы. Моя мама тогда ничего не знала о свободном воспитании. Из помощников была только книга доктора Спока и какая-то советская энциклопедия. Но методы воспитания, которые подсказывала ей интуиция, были верными. А именно: детей нужно любить безусловно, а запреты разрушают отношения и любовь к жизни.
Результатам таких взаимоотношений я не перестаю удивляться и гордиться до сих пор:
- У нас не было и нет таких категорий в отношениях, как «запрещать» и «разрешать». Видимо поэтому, мне не хотелось делать ничего того, что обычно запрещают делать детям.
- Я попробовала курить в 9-м классе вместе с одноклассниками, но поняла, что мне это не нравится. Я ни разу не слышала от мамы фраз вроде «не кури, не пей». Для меня не было в этом никакой магии, поэтому курить и пить во дворах и подъездах, как многие мои сверстники, мне было не интересно.
- Я никогда не велась на «слабо» и другие провокации от сверстников, а глупые высказывания школьных учителей в мой адрес меня не задевали. Меня любила МАМА. Безусловно.
- Мы не ругались из-за оценок. Я не была отличницей, в 9-м классе учительница математики вообще поставила мне «2» в четверти, чтобы проучить меня за мою «лень». Но не помогло, я проигнорировала. Но школу я закончила без троек, сдала ЕГЭ, вступительные в вуз. В этом году получила 4 диплом.
- Мы не ругались из-за друзей или молодых людей. Хотя вру, один раз такое было. Но так история показала, что мама оказывалась права чаще, чем я думала.
- У меня не было необходимости врать маме, мне и не хотелось. Я знала, что меня примут, поддержат и помогут решить любые вопросы и трудности.
И про результаты: хотите вырастить самостоятельных, успешных и свободных детей — оставьте их в покое. Создайте доверие (оно начинается с родителя) между вами. Будьте счастливы сами. Тогда спустя годы вы посмотрите на своих счастливых и успешных детей и увидите результат.
И как говорит Дима Зицер: «Есть огромное количество людей, которые, увы, испортят жизнь нашим детям. Я предлагаю нам стать единственными, кто хотя бы попробует этого не делать».
P. S. Если вам интересна эта тема, советую посмотреть интервью Татьяны Лазаревой с Артемом Соловейчиком «Воспитание без воспитания» на YouTube.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: shutterstock / Evgeny Atamanenko
Образец работы— Талия Абрамс
Контекст
Мой образец письма о Фредерике Дугласе, рабе, который получил образование. Он изменил свою жизнь благодаря своему желанию учиться.
Повествование о жизни Фредерика Дугласа Эссе
от Талии Абрамс
Профессор Патерсон
Английские основы класс
16 июня 2015 г.
, когда Дуглас был отправлен в Балтимир. , Он узнал, что, используя свои знания и образование, вы можете изменить свою ситуацию в жизни. Повествование Фредерика Дугласа показывает, как через образование можно достичь свободы. Занимаясь самообразованием, он смог понять свое положение и избежать рабства.
«Аргумент, который он так горячо выдвигал против моего обучения чтению, только вдохновил меня на желание и решимость учиться» (Дуглас 44). Дуглас начал работать над своей целью понять слова, написанные в книгах и вывески на улицах. Дуглас воспользовался обильным количеством разрешенной ему еды и обменял ее с бедными белыми мальчиками на уроки чтения. Вскоре Дуглас уже мог читать вывески на улице. Когда у него была возможность, он брал газету и читал о разных вещах, происходящих в мире. Он понял, как афроамериканцы контролировались белыми мужчинами посредством промывания мозгов, которое проецировалось на необразованных порабощенных чернокожих. Поскольку порабощенные чернокожие не знали, что делать со своей жизнью что-то еще, кроме того, что ими правят белые, они не думали, что есть такие варианты, как свобода для себя. Дуглас также смог сохранить информацию о том, что Север был свободным местом для афроамериканцев. Он хотел иметь возможность вырваться на свободу. Дуглас начал учиться писать и теперь мог ставить свою подпись на таких вещах, как оформление документов или покупка билетов. Дугласа отправили обратно к своему старому хозяину, где он встретил нескольких других порабощенных афроамериканцев, которые стали братьями Дугласа и новыми учениками. Тайно обучая этих других порабощенных, он понял, сколько вреда было нанесено из-за отсутствия образования. Порабощенные афроамериканцы стали марионетками под кнутом белого человека. Теперь, когда Дуглас и его братья могли читать направления и карты, найти дорогу на север стало намного проще. Как и у Дугласа, мышление его нового ученика прояснялось, и они тоже по-другому смотрели на мир. «Работа по обучению моих дорогих собратьев-рабов была самым сладким занятием, которым я когда-либо был благословлен» (Дуглас, 59).). Он заметил, что нужно совсем немного знаний, чтобы понять, как работает система рабства. Как только вы поймете систему, вы сможете найти способ попасть в свободные состояния и обрести свободу. Дуглас также изучил несколько различных профессий, когда его нанял его хозяин Олд. Для порабощенного Дуглас заработал неплохую сумму денег. Он учился на судостроителя. Он также научился столярному делу и чеканке. Эти сделки помогли ему заработать немного денег перед побегом. Эти сделки позже помогли Дугласу сохранить работу, когда он был в свободных штатах. Это также помогло ему подготовиться к тому, на что будет похоже наличие собственной работы и управление своей жизнью. Он стал уличным умным, а также умным.
Отсутствие образования — вот что держит большинство афроамериканцев в рабстве у белых мужчин и женщин. Г-н Олд утверждает, что «негр не должен знать ничего, кроме как подчиняться своему хозяину — делать то, что ему говорят. Ты учишь этого негра читать; его было бы не удержать. Ему навсегда не годится быть рабом» (Дуглас, 44). Из-за того, что порабощенные афроамериканцы не получали образования, они не знали, как избежать своего положения. Они бы не делали ничего другого, кроме как служить своим белым хозяевам. Таким образом, они не знали бы, что свобода и свобода были для них даже возможными. Некоторые порабощенные чернокожие едва могли понять, что у них есть свобода делать то, что они хотят. Не имея хорошего образования, афроамериканцы не могли продвигаться по жизни. Они застряли бы на трудовой работе, такой как работа на фабриках или плантациях. Рабы ничего не знали о своем положении. Они умели только физический труд.
Получение надлежащего образования было ключом Дугласа к побегу из рабства. «Прервав урок чтения, мистер Олд отругал мисс Олд за то, что она научила Дуглас читать. «С этого момента я понял путь от рабства к свободе» (Дуглас 44). Если бы Фредерик Дуглас не получил образования, он не был бы свободным человеком. Он бы умер, работая на мастера. Другие рабы, которых он обучал, не получили бы образования. Он также не смог бы поделиться своими историями с миром. Если бы он не поделился своей историей, многие другие афроамериканцы не знали бы о важности образования. То, что он был умным человеком, отличало его от других рабов. Это был его ключ от порабощения и его билет на свободу. Помимо Фредерика, образование Дугласа улучшает человека и позволяет обществу развиваться. Если бы Дуглас не был образованным порабощенным афроамериканцем, он бы не вышел на свободу. Его бы поймали, когда он пытался сесть на поезд до Филадельфии. Отсутствие знаний о том, как работают поезда, означало бы конец его цели свободы. Многие другие вещи, такие как пропуск чтения вывесок, доверие не тем людям, укрытие в опасных местах и т. д., могли бы положить конец побегу Дугласа.
Фредерик Дуглас через свои работы распространял информацию о жестокости рабства. Большое значение имело то, как образование повлияло на его свободу и его порабощение. Дуглас поделился своей историей с людьми через свои слова. То, что он не смог бы сделать без своего образования. Он показывает, как образование может не только изменить вашу жизнь, но и стать разницей между порабощением и свободой. Повествование Фредерика Дугласа показывает, как через образование можно достичь свободы. Занимаясь самообразованием, он смог понять свое положение и избежать рабства.
Отражение
Я узнал, что в любом содержании есть значение и символизм. При написании этой статьи я смог поразмышлять о жизни Фредерика Дугласа, раба, который прошел через множество испытаний и лишений. Я должен глубоко подойти и проанализировать чью-то жизнь.
Сайт работает на WordPress. Тема: Flat 1.7.11 от Themeisle.Фредерик Дуглас, защитник свободных искусств
Образование
Хотя он считал, что профессиональное образование является ключом к расширению возможностей, труды бывшего раба напоминают о том, что такие предметы, как литература и философия, по-прежнему являются неотъемлемой частью социальной мобильности.
Э. Томас Финан Wikimedia/The Atlantic
В речи, произнесенной на открытии в 1894 году Манассасской промышленной школы для цветной молодежи, которая была основана для технического образования афроамериканцев Фредерик Дуглас утверждал, что обучение и свобода идут рука об руку. Он подчеркнул важность образования как части процесса реализации человеческого потенциала, продвижения справедливости и достижения свободы: «Образование… означает эмансипацию», — сказал он. «Это означает свет и свободу. Это означает вознесение души человека к славному свету истины, свету, только благодаря которому люди могут быть свободны. Отказывать в образовании любому народу — одно из величайших преступлений против человеческой природы».
Будучи бывшим рабом, Дуглас хорошо понимал вес цепей и стремление вырваться на свободу; он также верил в ценность профессионального обучения, повышающего экономический потенциал учащихся. Тем не менее, как продемонстрировал Дуглас, эмансипация, проистекающая из образования, не ограничивается расширением экономических возможностей. Собственная жизнь Дугласа свидетельствовала о способности гуманитарных наук — таких областей, как литература, философия, естественные и социальные науки — также вдохновлять на внутреннюю эмансипацию.
Обучение афроамериканцев промышленным профессиональным навыкам поможет им подняться по лестнице от раба до интегрированного свободного человека.Пример Дугласа предлагает полезную поправку к тенденции современных дискуссий об образовании зацикливаться на экономических вопросах. По обе стороны прохода многие политики полагают, что главная цель государственного образования — научить учащихся востребованным на рынке навыкам, чтобы они могли стать продуктивными участниками экономической деятельности. Это предположение помогает объяснить широко распространенное прославление STEM (науки, технологии, инженерии и математики) и фактические насмешки над многими гуманитарными степенями, особенно над печально известными специальностями в области истории искусств. Администрация Обамы тоже часто рассматривает политику в области образования как экономическую проблему. Просто взгляните на веб-сайт Белого дома, посвященный образованию: «Чтобы подготовить американцев к работе в будущем и помочь восстановить безопасность среднего класса, — говорится в нем, — мы должны превзойти мир в образовании, и это начинается с сильной школьной системы». » В том же духе штаты по всей стране обсуждают, играют ли гуманитарные науки по-прежнему роль в образовании; дебаты недавно разгорелись в Висконсине, например, после того, как бюджетное предложение губернатора (ошибочно или нет) призвало систему государственных университетов отказаться от «поиска истины» как официальной цели и вместо этого сосредоточиться исключительно на подготовке студентов для востребованных рабочие места.
Дуглас показывает, что целеустремленное внимание к образованию как к профессиональному предприятию рискует затмить другие важные цели, включая личное развитие, этическое созревание и подготовку к гражданской жизни. Подготовка студентов, способных преуспеть в трудовой деятельности, является достойной целью, но профессиональные навыки должны быть обогащены более целостной гуманистической перспективой. С момента своего раннего формализации в древнем мире гуманитарные науки помогли развить эту перспективу. Опять же, гуманитарные науки и профессиональные навыки не диаметрально противоположны — например, критическое мышление, поощряемое первым, может быть полезным в любой профессии. Но гуманитарные науки предлагают больше, чем косвенные экономические выгоды. Они могут, например, воспитывать вдумчивость, важную в свободном обществе.
В письме Гарриет Бичер-Стоу от 1853 года, которое свидетельствует о его интересе к профессиональному образованию, Дуглас не призывал к созданию новых колледжей для обслуживания афроамериканцев. Вместо этого он искал школы, в которых обучали бы «сельскому хозяйству и механике». Дуглас утверждал, что обучение афроамериканцев профессиональным навыкам, особенно промышленным, поможет им подняться по лестнице от раба до интегрированного свободного человека. Он думал, что процветающий, стремящийся к восхождению афроамериканский рабочий класс предложит глубокое опровержение многих аргументов в пользу рабства, согласно которым афроамериканцы неспособны к экономической самодостаточности.
Интерес Дугласа к практическому обучению находится в гармонии с мышлением, стоящим за современными усилиями по расширению экономических возможностей, особенно для студентов из неблагополучных семей, путем продвижения профессиональных программ и целевых предприятий, таких как Project Lead the Way. Но его воспоминания свидетельствуют о том, что практической подготовки едва ли достаточно. В своей автобиографии 1845 года « Рассказ о жизни Фредерика Дугласа, американского раба » он описывает свои усилия по формированию образа свободного человека, предлагая бодрящий портрет не только физических тягот рабства, но и его психологических проблем. мучает. «Вы видели, как человека сделали рабом; вы увидите, как раб стал человеком», — писал Дуглас.
Решающее значение для этих усилий имело получение знаний. Хотя американская система рабства зависела от физической силы, она также полагалась на паутину умственного и духовного принуждения. В своем стремлении стать свободным человеком Дуглас должен был не только разорвать свои физические узы; ему также пришлось обрезать эту паутину прядь за прядь, чтобы претендовать на знание о себе и мире. Как и многие другие, рожденные рабами, Дуглас не знал наверняка ни даты своего рождения, ни личности своего отца, и тайна его происхождения причиняла ему боль. Как он писал: «Белые дети могли определить свой возраст. Я не мог сказать, почему я должен быть лишен такой же привилегии». Таким образом, в начале своей жизни Дуглас понял, что вынужденное невежество было ключевым инструментом рабства. Например, один из владельцев Дугласа пришел в ярость, когда узнал, что его жена учит его читать, заявив, по словам Дугласа, что раб «не должен знать ничего, кроме как подчиняться своему хозяину — делать то, что ему говорят». » Чтение «навсегда лишит его возможности быть рабом», потому что сделает его «неуправляемым».
Целенаправленное внимание к образованию как профессиональному предприятию рискует затмить другие важные цели.Угрозы учителя не смогли отговорить Дугласа, который в конце концов научился грамоте и позже описал свой опыт чтения The Columbian Orator , антологии под редакцией школьного учителя из Массачусетса, как поворотный момент в его жизни. Чтение этой антологии гуманитарных наук, составленной из самых разных источников, от речей до отрывков из пьес, возможно, помогло Дугласу нанести решающий удар по психологической паутине рабства. Размышляя о некоторых произведениях антологии, он писал: «Они дали язык интересным мыслям моей собственной души, которые часто мелькали в моем уме и затухали за недостатком произнесения… Чтение этих документов дало мне возможность произнести мои мысли и противостоять аргументам, выдвинутым в поддержку рабства».
Вопреки императиву, согласно которому раб должен быть некритичным инструментом воли своего хозяина, встреча Дугласа с Колумбийским оратором и другими работами побудила его исследовать человечность. Чем больше Дуглас читал, тем больше он был недоволен своим положением и тем сильнее жаждал свободы. Он стал лучше сформулировать концептуальный вызов господствующей идеологии рабства.
Даже защита Дугласа в пользу профессионального обучения говорит о важности либерального образования.