Свобода как условие самореализации личности кратко: Свобода как условие самореализации личности

Содержание

Свобода как условие самореализации личности

Свобода как условие самореализации личности — фундамент для внутреннего роста и совершенствования. В современном мире для того чтобы достичь успеха, человеку необходимо не мечтать о чем-то большем, а действовать. Соответственно, чтобы предпринимать какие-либо шаги, необходимо ощущать себя зрелым и целостным человеком, находящимся в гармонии с окружающим миром.

Самореализация — это целенаправленный поиск и развитие своих талантов и возможностей в различных сферах деятельности. Иными словами, если человек чувствует, что реализовал свой потенциал, достиг максимальной планки, гордится своими достижениями и признан обществом, значит, можно сказать, что этот человек самореализовался. Понятие свободы трактуется менее однозначно. Большинство определений размыты, а те, что конкретизированы, могут сильно отличаться друг от друга. Однако чаще всего под свободой понимается полная независимость от внешних факторов, самостоятельность, возведенная в абсолют, а также воля поступать в соответствии со своими желаниями.

Первый шаг на пути к успеху — это всегда самореализация, которая невозможна без ощущения внутренней свободы как условия самореализации личности. Так, понятия «свобода» и «самореализация» неразрывно связаны между собой. От тренеров по личностному росту можно часто услышать выражение: «свобода — цель самореализации». Отсюда видно, что эти два понятия тесно связаны между собой.

Понимание свободы в современном мире

Еще несколько столетий назад свобода для большинства людей была недосягаемой мечтой. В России существовало крепостное право, в большинстве европейских стран — рабство. Раб не имел никаких прав, только обязанности — исполнение воли тех, кому он принадлежал. Логично, что думать о саморазвитии и самореализации рабам в то время не приходилось.

Осознание воли, выбора и независимости происходит в два этапа

Первый этап — это этап осознания. Человек начинает понимать, что для развития необходимо не стоять на месте, а двигаться в каком-то направлении. Он начинает задумываться о том, в каком направлении ему стоит работать над собой.

Следующий этап – способность выбора: человек уже определяется с целями и начинает задумываться о том, что ему нужно и какие шаги следует предпринять для осуществления желаемого.

Чем больше у человека опыта в различных сферах жизни, чем шире его кругозор, багаж знаний и умений, тем менее человек зависим от окружающих его людей и общества в целом, а значит, и более свободен. Расширение рамок и снятие внутренних ограничений позволяют максимально раскрыть свой потенциал и реализовать себя как личность.

Та степень свободы, которую общество позволит использовать человеку в полной мере, и будет его полем для самореализации. Кроме того, личность совершенствуется, используя те возможности, которые предоставляет ей общество. Человек будет развиваться гармонично и полноценно только при условии, что он сможет делать свой выбор самостоятельно, без оглядки на чужие мнения или иные внешние факторы, — иными словами, человек должен быть свободен. Для того чтобы развиваться максимально продуктивно, необходимо обеспечить подходящие условия. Одним из таких условий будет обеспечение внутренней свободы, которая также распространяется на любую творческую и интеллектуальную деятельность человека.

Роль воли при самосовершенствовании

Самосовершенствование — это целенаправленное развитие ценных качеств и способностей, а также личностный рост, согласующийся с целями человека. Воля играет решающую роль для благополучного саморазвития. Если человек усерден, порой через силу, и не поддается лени, значит, он готов развиваться. Кроме того, гармонично развивающийся человек должен иметь собственное мнение и не бояться его высказывать, даже если оно противоположно общественному. Для этого тоже необходимо иметь развитую силу воли

С детства ребенок привыкает к тому, что мнение родителей неоспоримо, его учат не перечить и во всем соглашаться со старшими. Ребенку приходится подстраиваться сначала под родителей, затем – под учителей и сверстников, и таким образом, его сила воли заглушается, собственное мнение сливается с чужим, и ребенок уже не может принимать решения самостоятельно.

Еще один часто встречающийся враг вставшего на путь самосовершенствования — внутренние сомнения и неуверенность. «Что о моих действиях подумают окружающие?», «Точно ли у меня получится?», «Правильно ли я поступаю, делая так, а не иначе?» — появление в голове всех этих вопросов логично и объяснимо. Однако их следует гнать прочь, так как чем больше вы будете тянуть с принятием решения, тем больше времени вы потеряете впустую. Лучше попробовать, пусть и безуспешно, чем не пробовать вовсе — так вы как минимум наберетесь опыта.

Ответственность за свой выбор

Какое бы решение вы не приняли, оно обязательно будет нести за собой последствия, ответственность за которые ляжет на ваши плечи. Необходимо понимать, что любой совершенный вами поступок, каждое слово, действие и даже взгляд имеет свой исход. Логично, что полученный исход может удовлетворять или не удовлетворять человека, то есть быть для него положительным или отрицательным. Умение нести ответственность за каждое свое решение — это еще один важный пункт, необходимый для благополучного самосовершенствования. Поэтому, прежде чем совершить какое-то действие, нужно сразу подумать, к каким последствиям оно может привести. Если результат не зависит от вас и ваши риски минимальны, то пробуйте и рискуйте, выходите из своей зоны комфорта. Однако если ситуация полностью находится под вашим контролем, то приложите максимум усилий, чтобы достичь нужного результата. Например, если вы даете обещание, значит, сдержите его. Только человек, который полностью осознает последствия своих действий и несет ответственность за свои решения, может считаться человеком, стоящим на пути к самореализации.

 

Факторы самореализации личности | Диплом по психологии

В приведенном определении самореализации личности отчетливо поставлен акцент на том, что самореализация предполагает активность самого субъекта под выраженным воздействием социальных факторов. Т.е. самореализация осуществляется во взаимодействии внешних и внутренних факторов.

Поскольку, как уже упоминалось, самореализация тесно связана с развитием личности, для изучения факторов самореализации целесообразно рассмотреть подробно изученные в психологической науке факторы развития личности.

Известно, что личность развивается под влиянием биологических и социальных факторов. Согласно классической культурно-исторической теории Л.С.Выготского, «личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности. Переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта человечества» [7]. В результате социальных влияний человек как биологическое существоиндивид – становится социальным существомличностью. Процесс развития личности при этом осуществляется в процессе социализации путем интериоризации общественного опыта (внешнее переходит во внутреннее).

Однако вся сущность человека не ограничивается понятиями «индивид» и «личность». Этих понятий недостаточно для описания, например, высших способностей человека и ярких проявлений его творческой активности. Существует еще одна, высшая, ступень развития человека – индивидуальность. «Процесс развития индивидуальности можно назвать индивидуализацией, в основе которой лежит механизм экстериоризации, то есть социальной отдачи личности, творчества. Но стать индивидуальностью можно, лишь став личностью, однако для этого недостаточно социальной детерминации. Здесь вступают в силу индивидуальные, личностные, субъектные факторы. Выдающаяся индивидуальность становится как бы над обществом, вступает с ним в противоречие, развивается вопреки социальным ожиданиям. Такой уровень развития нельзя свести к формированию. Индивидуальность не просто формируется, а самореализуется, саморазвивается» [7]. Процесс развития при этом совпадает с процессом самореализации и осуществляется в процессе творческой деятельности путем экстериоризации (внутреннее переходит во внешнее).

Следует отметить, что перечисленные ступени развития личности не имеют четких границ между собой: «уровни развития человека не следует понимать как этапы, разделенные во времени, точно также ступени развития – это не хронологические стадии, а скорее характеристики неких качественных результатов развития, которые не всегда последовательны» [7].

Иногда процесс самореализации наблюдается на ранних этапах онтогенеза, как видно на примерах детской одаренности. «Раннее развитие способностей, казалось бы, свидетельствует об их врожденности и приоритете биологических факторов. Однако это развитие возможно только при определенном уровне социализации человека, без которой не формируется готовность к самореализации» [7].

Важно, что, развиваясь в самореализации, личность сама выбирает для себя направления деятельности и тем самым самостоятельно руководит процессом собственного развития. Т.е., если процесс социализации как основы развития личности происходит преимущественно под влиянием внешних факторов, то для процесса самореализации как развития индивидуальности характерна преимущественно внутренняя мотивация. «Детерминация посредством внутренней мотивации предполагает действие инициирующих и регулирующих самореализацию факторов изнутри личного «Я». Такая детерминанта связана с внутренним локусом каузальности, относится к самой личности. Личность предпочитает тот или иной тип самореализации на основе собственного выбора … Человек выбирает такое окружение, такие условия, которые способствуют осуществлению свободы выбора» [9]. Другими словами, в процессе самореализации личность является субъектом собственного развития.

Однако это не означает, что внешние социальные факторы, действовавшие на этапе социализации личности, утрачивают свою актуальность. Они продолжают действовать, но уже не как внешние, а как внутренние факторы, ранее усвоенные (интериоризованные) личностью.

Кроме того, самореализация всегда предполагает непосредственное взаимодействие человека с предметной и социальной средой, она осуществляется в направлении во внешний мир, и текущие характеристики внешней среды всегда оказывают на нее определенное воздействие: «индивидуальная самореализация … детерминируется и внешними, объективными факторами, условиями в которых (и через которые) она осуществляется» [9]. «Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. … путь к себе проходит через деятельность во внешнем мире» [3].

Поэтому принято считать, что «Проблема самореализации личности является узловой пробле­мой взаимодействия индивида и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: соци­альная детерминация индивидуального сознания и роль собствен­ной активности субъекта в этой детерминации» [2].

В связи с этим подвергается критике одно из положений теории Маслоу, согласно которому самореализация представляет собой максимальное развитие всего заложенного в человеке потенциала. «Как указывает М.Б.Смит, «пороки и зло точно так же входят в число человеческих потенций, как и добродетель, специализация – точно так же, как всестороннее развитие. Этику нельзя привязать к биологии, как это пытался сделать Маслоу». В.Франкл, также критикуя эту доктрину, названную им «потенциализмом», приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Хорошо или плохо, что он не реализовал эти потенции? Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного над возможным. «Всесторонняя самоактуализация не является ни возможной, ни желательной, – замечает в этой же связи еще один автор. – Некоторые из потенций всегда приносятся в жертву, когда человек выбирает определенный путь в жизни… В процессе своей жизни человеку приходится отказываться от многих возможностей, которые несовместимы с его актуальным образом жизни» [14].

Таким образом, личность никогда не реализует все свои возможности, она выбирает для себя определенные направления самореализации, и на этот выбор оказывают влияние социальные факторы.

Эта закономерность отчетливо прослеживается в результатах гендерных исследований. Известно, что общество предписывает мужчинам и женщинам различные социальные роли. Результаты исследований свидетельствуют о том, что, усвоив гендерные стереотипы, юноши и девушки склонны выбирать направления социализации, соответствующие своей гендерной роли: «в самореализации юношей и девушек отражены гендерные сте­реотипы, характеризующие нормативные представления общества о мужчинах и женщинах … для самореализации девушек свойственна … приоритетная на­правленность на сферу семейных и межличностных отношений, в то время как для самореализации юношей – … мотивация, проявляющаяся преимущественно в про­фессиональной и учебной деятельности» [8].

Рассмотрим внешние и внутренние факторы самореализации личности более подробно. Согласно большинству классификаций, выделяют факторы самореализации, которые могут быть соотнесены с внешними и внутренними: зависящие и не зависящие от человека, объективные и субъективные и т.п. [12; 13; 21 и др.]. Согласно более подробной классификации факторов самореализации, различают [13]:

  1. Психоэкологические факторы – влияние экологических факторов (загрязнение воздуха, неблагоприятный температурный режим и т.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться снижение жизненного тонуса и другие явления, отрицательно влияющие на самореализацию.
  2. Психофизиологические факторы – анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также свойства нервной системы и темперамента.
  3. Психологические факторы – познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния, способствующие или препятствующие самореализации личности.
  4. Педагогические факторы – особенности обучения и воспитания личности, уровень образования.
  5. Социальные факторы – различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Наибольшую значимость при этом представляют психологические факторы. По мнению П.П.Горностая, вся совокупность психологических факторов, влияющих на самореализацию личности, образует одну обобщенную характеристику – психологическую готовность к самореализации. Психологическая готовность к самореализации представляет собой «системное явление, проявляющиеся в виде ситуативной (например, состояние вдохновения) или долговременной, устойчивой готовности, являющихся диалектическим единством психических состояний и свойств личности» [7]. В структуре психологической готовности к самореализации П.П.Горностай выделяет следующие блоки [7]:

  1. Отношение к себе – представляет собой элемент самосознания личности. Оно включает в себя оценку своих возможностей, которая может выражаться в осознании призвания, особого предназначения личности, возможности решить задачу, недоступную другим. Однако оно может быть и неосознанным (или недостаточно осознанным) и опираться на интуицию. Этот блок включает в себя также образ идеального «Я» или, шире – идеалы личности.
  2. Направленность личности – мотивы и потребности творчества (мотивы самоактуализации) и ценностные ориентации личности. Потребности и ценностные ориентации выражаются в интересах, склонностях, желании творить, потребности выразить себя в творческом произведении.
  3. Качества индивидуальности – способности личности, являющиеся важнейшим фактором (фундаментом) самореализации. Для самореализации наибольшее значение имеют способности к творчеству и способности к системному мышлению [9]. Развитие способностей непосредственным образом связано с развитием отношения к себе и направленности.
  4. Опыт личности – способствует реализации потребностей в творчестве и самореализации. Это не только непосредственный опыт, но и фиксированные установки, диспозиции личности. Установка определяет направленность активности человека и трактуется именно как готовность к определенным способам деятельности. Можно говорить об установке на самореализацию, то есть, состоянии, которое способствует включению механизмов самореализации при определенных условиях.

Еще одним основанием для классификации факторов, влияющих на самореализацию личности, является характер этого влияния, в зависимости от которого различают факторы, способствующие и препятствующие самореализации личности [2; 10 и др.]. При этом факторы, препятствующие самореализации, рассматриваются как барьеры самореализации.

Социальные (внешние) барьеры самореализации подробно рассмотрены в работах Карен Хорни. «Согласно её точке зрения, под воздействием культурных и социальных условий существования человека, его желания оказываются расщепленными и направленными в противоположные стороны. … Как правило, люди вынуждены выбирать между желаниями, влекущими их в противоположных направлениях. В результате этого фактора, между желаниями и обязанностями, между собственными убеждениями и мнением других людей, между представлениями о ценностях и способностью личности им следовать, может возникнуть глубокий внутренний конфликт. Напряженность таких конфликтов в значительной степени детерминируется … цивилизацией, в которой живет человек. … Он может подчиняться ожиданиям сообщества или быть инакомыслящим индивидуалистом, быть общительным или жить затворником» [23]. Одним из факторов, влияющих на степень напряженности таких социально обусловленных барьеров самореализации, по мнению Хорни, является нестабильность общества, социальных условий жизнедеятельности человека: «Человеческая психика не в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям среды, в результате чего возникают противоречия между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре» [23].

О том, что неудовлетворение потребностей более низкого уровня препятствует проявлению потребности самоактуализации, говорил и А.Маслоу: «движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении» [22]. Таким образом, барьером для самореализации личности могут стать такие условия ее жизнедеятельности, в которых не могут быть удовлетворены ее базовые потребности или их удовлетворение требует чрезвычайно больших временных и энергетических затрат.

Отечественные авторы так же подчеркивают, что социальные факторы могут как способствовать, так и препятствовать развитию самореализации, обращая внимание, например, на «особенности социально-исторического образа жизни, в рамках которого человек может (или не может) выбирать виды деятельности. … для успешной реализации жизненных планов необходима свобода, трактуемая в психологии как свобода выбора» [21].

Разновидностью социальных барьеров социализации являются барьеры, связанные с гендерными стереотипами: «Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. … Самореализация обозначает принятие себя, своих личностных и половых особенностей, но этот процесс может за­труднять конфликты между индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о гендерных ролях» [24].

Среди психологических (внутренних) барьеров самореализации личности отмечают низкую самооценку [10], пассивную и неадекватную жизненную позицию [2], различного рода страхи [14] и т.п. Многие авторы [6; 21 и др.] считают одним из важных психологических барьеров самореализации ригидность как негибкость, неготовность и неспособность реагировать на изменения, вызванные сменой макросоциальных условий: «чем выше ригидность, тем сильнее блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, которые открываются во взаимодействии человека со средой, тем вероятнее появление поведенческих и других стереотипов в неадекватных для них условиях» [6]. Все перечисленные внутренние факторы ассоциируются с психологической адаптацией, душевным здоровьем человека.

Изучая жизненную ретроспективу пожилых людей, Т.З. Козлова обнаружила, что «объяснение своей нереализованной жизни одна половина респондентов находит в объективных факторах (последствия войны, неблагополучная родительская семья, собственная болезнь или болезнь детей, реформы 90-х годов и пр.), а другая – в субъективных (собственная неорганизованность, вредные привычки, отсутствие воли и т.д.)» [10].

А.Маслоу также указывал, что процесс самоактуализации может быть ограничен различными внешними и внутренними факторами, к которым он относил [22]:

  1. Негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате привычки, которые замыкают личность в непродуктивмом поведении;
  2. Социальные влияния и групповое давление, которое часто действует против вкусов и суждений личности;
  3. Внутренние защиты, которые отрывают личность от самой себя.

Таким образом, на особенности самореализации личности влияет огромное количество внешних и внутренних, способствующих и препятствующих самореализации факторов. Общая закономерность состоит в том, что в каждом человеке природой заложен мощный внутренний потенциал, особенности реализации которого в течение жизненного пути зависят от внешних воздействий. Влияние социальных факторов определяет, какие из заложенных природой возможностей человека будут развиты и реализованы, а какие нет. То, в какой мере первые будут развиты, зависит так же от внутренних факторов, внешних условий среды и их взаимодействия между собой.

Такие выводы имеют большое практическое значение. Из них следует, что для максимального саморазвития личности необходимо создание оптимальных условий саморазвития, устранение барьеров саморазвития. Эта мысль хорошо проиллюстрирована Карен Хорни: «Вам не нужно (да фактически вы этого и не можете), – пишет она, – учить желудь, как ему вырасти в дуб. Но если желудю дать возможность, его внутренняя сущность разовьется. Сходным образом, если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки» [23].

Далее: Структура и механизм самореализации

Свобода от себя • Krishnamurti Foundation Trust

Свобода от себя и, следовательно, поиск реальности, открытие и появление реальности — вот истинная функция человека. Религии играют с этим в своих ритуалах и чепухе — знаете, все дело в этом. Но если человек осознает весь этот процесс, тогда у вновь пробужденного разума появится возможность функционировать. В этом есть не самоосвобождение, не самоосуществление, а творчество. Именно это творчество реальности, которая не принадлежит времени, освобождает от всех дел коллективных и индивидуальных. Тогда человек действительно в состоянии помочь создать новое.

Кришнамурти в Охай 1949, Talk 7

Творит только свободный ум

Почему ум накапливает знания или приобретает добродетель? Почему ум постоянно стремится стать чем-то, усовершенствовать себя? В процессе приобретения и накопления ум отягощается. Всякое накопление в самопознании является препятствием для дальнейшего открытия себя. Итак, возможно ли открывать и не приобретать, чтобы открытие не оставило опыта, который обуславливает дальнейшее открытие?

Это действительно свобода от себя, так что нет аккумулятивной сущности, и поэтому есть творческое бытие. Накопление — это не творчество. Ум, который постоянно приобретает, очевидно, никогда не может быть творческим. Только свободный ум является творческим. Не может быть свободы, если каждый опыт накапливается, потому что накопленное становится центром «я», «я».

Кришнамурти в Нью-Йорке, 1954, Talk 5

Видео: Структура эгоцентричной заботы

Процесс самости

Под самостью я подразумеваю идею, память, заключение, опыт, различные формы именуемых и неназываемых намерений, сознательное стремление быть или не быть, соревнование, накопленную память бессознательного, расовое, групповое, индивидуальное, клановое, все в целом, независимо от того, проецируется ли оно вовне в действии или проецируется духовно как добродетель. Весь процесс этого есть я; и мы действительно знаем, когда сталкиваемся с этим, что это зло. я использую слово зло намеренно, потому что самость разделяется; он замкнут в себе; его деятельность, какой бы благородной она ни была, разделяет и изолирует. Мы все это знаем. Мы также знаем те необыкновенные моменты, когда «я» отсутствует, когда нет ощущения стремления, усилия и что случается, когда есть любовь.

Возможно ли, чтобы ум был совершенно спокоен, в состоянии неузнавания или непереживания?

Все различные формы дисциплины, веры и знания только укрепляют личность. Можем ли мы найти элемент, который растворит наше «я»? Или это неправильный вопрос? Это то, что мы хотим в основном. Мы хотим найти что-то, что растворит «я». Мы думаем, что есть разные средства, а именно отождествление, убеждение и т. д., но все они находятся на одном уровне; один не превосходит другого, потому что все они одинаково сильны в укреплении себя, «я». Так могу ли я видеть «я», где бы оно ни функционировало, и видеть его разрушительные силы и энергию? Какое бы имя я ей ни дал, это изолирующая сила, разрушительная сила, и я хочу найти способ растворить ее. Вы, должно быть, сами спросили об этом. Я вижу, как «я» действует все время и приносит тревогу, страх, разочарование, отчаяние, страдание не только мне, но и всем вокруг меня. Возможно ли, чтобы это «я» растворилось не частично, а полностью? Можем ли мы добраться до корня этого и уничтожить его? Это единственный способ по-настоящему функционировать, не так ли? Я не хочу быть умным частично, но разумен комплексно. Большинство из нас разумны слоями: вы, вероятно, одним образом, а я каким-то другим. Люди разумны по-разному, но мы не разумны в целом. Быть интегрально разумным означает быть без «я». Является ли это возможным?

Возможно ли, чтобы я сейчас полностью отсутствовал? Каковы необходимые ингредиенты или требования? Какой элемент вызывает это? Могу ли я найти его? Когда я задаю этот вопрос: «Могу ли я найти это?», я убежден, что это возможно, и поэтому я уже создал опыт, в котором самость укрепится. Понимание себя требует большого ума, большой бдительности, бдительности, непрерывного наблюдения, чтобы оно не ускользнуло. Я, кто очень серьезен, хочу растворить себя. Когда я говорю это, я знаю, что можно растворить себя. В тот момент, когда я говорю: «Я хочу растворить это», в этом все еще есть переживание «я», и таким образом «я» укрепляется.

Можно видеть, что состояние творения вовсе не является переживанием себя. Творение — это когда нет «я», потому что творение не интеллектуально, не ума, не самопроецируется, это нечто за пределами всякого переживания. Итак, возможно ли, чтобы ум был совершенно спокоен, находился в состоянии неузнавания или непереживания, находился в состоянии, в котором может происходить творение, что означает, когда «я» отсутствует, когда «я» отсутствует? Любое движение ума, положительное или отрицательное, — это опыт, который на самом деле укрепляет «я». Разве может ум не узнавать? Это может иметь место только тогда, когда есть полная тишина, но не тишина, которая является переживанием самости и, следовательно, укрепляет самость.

Есть ли сущность, кроме личности, которая смотрит на себя и растворяет себя? Существует ли духовная сущность, которая вытесняет самость и разрушает ее, отбрасывает ее в сторону? Большинство религиозных людей думают, что такой элемент есть. Материалист говорит: «Я не может быть уничтожено; его можно только обусловить и сдержать – политически, экономически и социально; мы можем твердо удерживать его в рамках определенного шаблона, а можем и сломать его; и поэтому его можно заставить вести светскую жизнь, нравственную жизнь и ни во что не вмешиваться, кроме как следовать социальной модели и функционировать просто как машина». Это мы знаем. Есть и другие люди, так называемые религиозные — они на самом деле не религиозны, хотя мы их так и называем, — которые говорят: «В основе такой элемент есть; если мы сможем соприкоснуться с ним, оно растворит наше «я». Существует ли такой элемент, который растворит наше «я»? Пожалуйста, посмотрите, что мы делаем. Мы загоняем себя в угол. Если вы позволите загнать себя в угол, вы увидите, что произойдет. Мы хотели бы, чтобы существовал вневременной элемент, не принадлежащий «я», который, как мы надеемся, придет, заступится и уничтожит «я», и который мы называем Богом. Есть ли что-нибудь такое, что может постичь ум? Может быть, а может и не быть; дело не в этом.

Если вы и я, как личности, сможем увидеть всю работу своего «я», тогда мы узнаем, что такое любовь.

Когда ум ищет вневременное духовное состояние, которое вступит в действие, чтобы разрушить «я», разве это не другая форма опыта, укрепляющая «я»? Когда вы верите, разве это не то, что на самом деле происходит? Когда вы верите, что есть истина, Бог, вневременное состояние, бессмертие, разве это не процесс укрепления себя? «Я» спроецировало то, что вы чувствуете и верите, что оно придет и уничтожит «я». Итак, спроецировав эту идею о пребывании во вневременном состоянии в качестве духовной сущности, вы получаете опыт. Такой опыт только укрепляет вас, и поэтому что вы сделали? На самом деле вы не уничтожили себя, а только дали ему другое имя, другое качество. Я все еще здесь, потому что вы испытали его. Таким образом, наше действие от начала до конца является одним и тем же действием, только мы думаем, что оно развивается, растет, становится все более и более прекрасным. Но происходит одно и то же действие, одно и то же «я», функционирующее на разных уровнях с разными ярлыками, с разными именами.

Когда вы видите весь процесс, коварство, экстраординарные изобретения, интеллект самого себя, то, как оно прикрывает себя через отождествление, через добродетель, через опыт, через веру, через знание; когда вы видите, что ум движется по кругу, в клетке, которую он сам создал, что происходит? Когда вы осознаете это, полностью осознаете это, разве вы не необычайно тихи? Не через принуждение, не через какое-либо вознаграждение, не через какой-либо страх, когда вы осознаете, что каждое движение ума есть просто форма укрепления себя, когда вы наблюдаете его, видите его, когда вы полностью осознаете его в действии, когда вы приходите к этому моменту, не идеологически или вербально, не через спроецированное переживание, но когда вы на самом деле находитесь в этом состоянии, тогда вы увидите, что ум, будучи совершенно неподвижным, не имеет силы творить. Все, что создает ум, находится в кругу, в поле самости. Когда ум не творит, происходит творение, которое не является узнаваемым процессом.

Реальность, правда, не узнать. Чтобы пришла истина, вера, знание, опыт, стремление к добродетели, все это должно уйти. Добродетельный человек, осознающий стремление к добродетели, никогда не сможет найти реальность. Он может быть очень порядочным человеком, но это совсем не то, что человек истины, человек понимающий. Для человека истины истина стала реальностью. Добродетельный человек — это праведник, а праведник никогда не сможет понять, что такое истина, потому что добродетель для него — это прикрытие своего «я», укрепление своего «я», потому что он стремится к добродетели. Когда он говорит: «Я должен быть без жадности», состояние отсутствия жадности, которое он испытывает, только укрепляет его «я». Вот почему так важно быть бедным не только в мирских вещах, но и в вере и в знании. Человек с мирскими богатствами или человек, богатый знаниями и верой, никогда не будет знать ничего, кроме тьмы, и будет центром всех зол и страданий. Но если вы и я, как отдельные личности, сможем увидеть всю работу «я», тогда мы узнаем, что такое любовь. Уверяю вас, это единственная реформация, которая может изменить мир. Любовь не от себя. Я не может распознать любовь. Вы говорите: «Я люблю», но в самом произнесении этого слова, в самом его переживании любви нет. Но когда вы знаете любовь, эго нет. Когда есть любовь, эго нет.

Из книги Кришнамурти ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ СВОБОДА

Видео: Свобода от себя

Самопознание

9 0002 Интеллект возможен только тогда, когда есть реальная свобода от себя, от «я», то есть когда ум больше не является центром требования «большего», больше не захвачен желанием большего, более широкого, более обширного опыта. Интеллект — это свобода от давления времени, потому что «больше» подразумевает время, и пока разум является центром требования «большего», это результат времени. Так что взращивание «большего» — это не разум. Понимание всего этого процесса есть самопознание. Когда кто-то знает себя таким, какой он есть, без аккумулирующего центра, из этого самопознания приходит разум, который может встретить жизнь; и этот разум созидателен.

Из книги Кришнамурти «ЖИЗНЬ ВПЕРЕД»

Видео: Красота — это покой забытого «я»

Я и мой ум — одно и то же, между мной и моим умом нет разделения. Я, которое завистливо или честолюбиво, точно такое же, как ум, который говорит: «Я не должен быть завистливым, я должен быть благородным», только ум разделился. Теперь, когда я вижу это, что мне делать? Если ум — продукт окружения, зависти, жадности и обусловленности, то что ему делать? Несомненно, любое движение, которое оно совершает, чтобы освободиться, все еще является частью этой обусловленности. Любое движение ума, направленное на освобождение от обусловленности, есть действие «я», которое хочет быть свободным, чтобы быть более счастливым, более спокойным, ближе к деснице Бога. Итак, я вижу все это, пути и уловки ума. Поэтому ум спокоен, он совершенно неподвижен, в нем нет движения; и именно в этой тишине, в этой тишине есть свобода от себя, от самого ума. Несомненно, «я» существует только в движении ума, чтобы что-то получить или чего-то избежать. Если нет движения достижения или избегания, ум полностью спокоен. Только тогда есть возможность быть свободным от тотальности сознания.

Кришнамурти в Охай 1955, Разговор 8

Тотальность Самости

Я не знаю, замечали ли вы постоянное усилие, которое человек сознательно или бессознательно предпринимает, чтобы выразить себя, быть кем-то в социальном, моральном или экономически. Это влечет за собой большие усилия; вся наша жизнь основана на вечной борьбе за достижение, за то, чтобы стать. Чем больше мы боремся, тем более значительным и преувеличенным становится наше «я» со всеми его ограничениями, страхами, амбициями, разочарованиями. Должно быть, были времена, когда каждый спрашивал себя, возможно ли быть полностью без себя.

Можем ли мы жить в этом мире вообще без идентификации?

В конце концов, у нас действительно бывают редкие моменты, когда чувства собственного «я» нет. Я говорю не о трансмутации «я» на более высокий уровень, а о простом прекращении «я» с его тревогами, заботами, страхами — отсутствием «я». Человек осознает, что такое возможно, и тогда он преднамеренно, сознательно приступает к устранению себя. Это то, что пытаются сделать организованные религии, чтобы помочь каждому поклоннику или верующему раствориться в чем-то большем и тем самым, возможно, испытать некое более высокое состояние. Если вы не являетесь так называемым религиозным человеком, тогда вы отождествляете себя с государством, со страной и пытаетесь раствориться в этом отождествлении, которое дает вам ощущение величия, того, что вы являетесь чем-то гораздо большим, чем мелкое маленькое я. Или, если мы этого не делаем, мы пытаемся погрузиться в какую-то общественную работу, опять же с тем же намерением. Мы думаем, что если мы сможем забыть себя, отвергнуть себя, убрать себя с дороги, посвятив свою жизнь чему-то большему и жизненно важному, чем мы сами, мы, возможно, испытаем блаженство или счастье. И если мы не делаем ничего из этого, мы надеемся перестать думать о себе через взращивание добродетели, через дисциплину, через контроль или через постоянную практику.

Все это подразумевает непрекращающееся усилие быть или стать чем-то. Возможно, прислушиваясь к тому, что говорится, мы сможем вместе погрузиться во весь этот процесс и открыть для себя, возможно ли стереть чувство «я» без этой страшной, ограничивающей дисциплины, без этого огромного усилия отречься от себя, этой постоянной борьбы за отказ от наших желаний, наших амбиций, чтобы быть чем-то или достичь какой-то реальности. Я думаю, что в этом и заключается настоящая проблема. Всякое усилие подразумевает мотив. Я стараюсь забыть себя в чем-то, в ритуале или идеологии, потому что, думая о себе, я несчастен. Когда я думаю о чем-то другом, я более расслаблен, мой разум спокойнее, мне кажется, что я чувствую себя лучше, я смотрю на вещи по-другому. Поэтому я стараюсь забыть себя. Но за моим усилием стоит мотив, который состоит в том, чтобы убежать от себя, потому что я страдаю; и этот мотив по существу является частью личности. Когда я отрекаюсь от этого мира и становлюсь монахом или очень набожным религиозным человеком, мотивом является то, что я хочу достичь чего-то лучшего; но это все еще процесс самости. Я могу отказаться от своего имени и просто быть номером в религиозном ордене, но мотив все равно есть.

Можно ли забыться без всякой причины? Мы можем очень хорошо видеть, что любой мотив содержит в себе семя самости с его тревогой, амбициями, разочарованием, страхом небытия и безмерным стремлением быть в безопасности. Может ли все это отпасть легко, без всякого усилия? Что значит, действительно, можем ли мы с вами, как личности, жить в этом мире, ни с чем не отождествляясь? Я отождествляю себя со своей страной, со своей религией, со своей семьей, со своим именем, потому что без отождествления я ничто. Без положения, без власти, без того или иного престижа я чувствую себя потерянным; и поэтому я отождествляю себя со своим именем, со своей семьей, со своей религией, я присоединяюсь к какой-то организации или становлюсь монахом — всем нам известны различные типы отождествления, за которые цепляется ум. Но можем ли мы жить в этом мире вообще без какой-либо идентификации?

Если мы можем думать об этом, если мы можем слушать то, что говорится, и в то же время осознавать наши собственные намеки на последствия отождествления, то я думаю, что мы обнаружим, если мы будем настроены серьезно, что можно жить в этом мире без кошмара отождествления и непрерывной борьбы за достижение результата. Тогда я думаю, что знание имеет совсем другое значение. В настоящее время мы отождествляем себя со своими знаниями и используем их как средство саморасширения, точно так же, как мы делаем это с нацией, религией или какой-либо деятельностью. Отождествление с полученным знанием — это еще один способ самосовершенствования. Через знание «я» продолжает свою борьбу за то, чтобы быть чем-то, и тем самым увековечивает страдание, боль.

Самопознание означает очень глубокое погружение в себя без каких-либо предположений.

Если мы сможем очень скромно и просто увидеть последствия всего этого, осознать, ничего не предполагая, как действует наш разум и на чем основано наше мышление, тогда, я думаю, мы осознаем необычайное противоречие, существующее во всем этом процессе отождествления. Ведь именно потому, что я чувствую себя опустошенным, одиноким, несчастным, я отождествляю себя со своей страной, и это отождествление дает мне ощущение благополучия, ощущение силы. Или по той же причине я отождествляю себя с героем или со святым. Но если я смогу очень глубоко погрузиться в этот процесс отождествления, я увижу, что все движение моего мышления и моей деятельности, каким бы благородным оно ни было, по существу основано на сохранении меня самого в той или иной форме.

Вот если я однажды это увижу, если осознаю, почувствую всем своим существом, тогда религия имеет совсем другое значение. Тогда религия — это уже не процесс отождествления себя с Богом, а скорее возникновение состояния, в котором есть только эта реальность, а не «я». Но это не может быть просто словесным утверждением, это не просто повторяемая фраза.

Вот почему очень важно иметь самопознание, что означает очень глубокое погружение в себя, ничего не предполагая, чтобы в уме не было обманов, иллюзий, чтобы он не обманывал себя видениями и ложными состояниями. Тогда, возможно, замкнутый процесс самости придет к концу, но не посредством какой-либо формы принуждения или дисциплины, потому что чем больше вы дисциплинируете себя, тем сильнее становится самость. Важно очень глубоко и терпеливо вникнуть во все это, ничего не принимая как должное, чтобы начать понимать пути, цели, мотивы и направления ума. Тогда ум приходит в состояние, в котором вообще нет отождествления и, следовательно, нет усилия быть чем-то; затем происходит прекращение самости, и это реально.

Хотя мы можем быстро, мимолетно испытать это состояние, трудность для большинства из нас заключается в том, что разум цепляется за переживание и хочет его большего; и само желание большего снова является началом личности. Вот почему для тех из нас, кто действительно серьезен в этих вопросах, очень важно внутренне осознавать процесс собственного мышления, молча наблюдать за своими мотивами, за своими эмоциональными реакциями, а не просто говорить: «Я очень хорошо себя знаю», ибо на самом деле никто этого не знает. Вы можете знать свои реакции и мотивы поверхностно, на сознательном уровне, но самость, «я» — это очень сложное явление, и для того, чтобы проникнуть в полноту самости, требуется настойчивое и непрерывное исследование без мотива, без цели. Такое исследование, несомненно, является формой медитации.

Эту необъятную реальность нельзя найти ни в какой организации, ни в какой церкви, ни в какой книге, ни в каком человеке или учителе. Человек должен найти его для себя, а это значит, что он должен быть в полном одиночестве, без влияния. Но все мы — результат стольких влияний, стольких давлений, известных и неизвестных; и именно поэтому очень важно понять эти многочисленные давления, влияния и отделиться от них всех, чтобы ум стал необычайно простым, ясным. Тогда, возможно, можно будет испытать то, что нельзя выразить словами.

Кришнамурти в Гамбурге 1956, Talk 2

Пожалуйста, проверьте свою электронную почту, чтобы подтвердить подписку.

Подписаться

Введение: Перспективы гегелевской идеи свободы | Гегелевская идея свободы

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИдея свободы ГегеляФилософия XIX векаИстория западной философииСоциальная и политическая философияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИдея свободы ГегеляФилософия XIX векаИстория западной философииСоциальная и политическая философияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Паттен, Алан, «Введение: взгляды на гегелевскую идею свободы», Hegel’s Idea of ​​Freedom (

Oxford , 2002; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 ноября 2003 г. ), https://doi.org/10.1093/0199251568.003.0001, доступ 21 июля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИдея свободы ГегеляФилософия XIX векаИстория западной философииСоциальная и политическая философияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Идея свободы Гегеля19Философия th-CenturyИстория западной философииСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Вводит проблему свободы и общности в мысли Гегеля. Гегель утверждает, что для индивидуальной свободы необходима определенная форма членства в сообществе, но это приводит к нескольким загадкам. В главе противопоставляются и критикуются несколько стандартных интерпретаций гегелевской теории свободы, а также обрисовывается альтернативная интерпретация, которая будет предложена в книге. В нем обсуждаются взгляды Гегеля на связи между свободой, конвенционализмом, историей и духом, а также вводится «гражданско-гуманистический» аспект его мысли.

Ключевые слова: Гражданский гуманизм, община, свобода, Гегель, история дух

Предмет

Социальная и политическая философияИстория западной философии Философия XIX века

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
    Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом.
    Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *