Технология свободного воспитания презентация, доклад
ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДГОТОВИЛ СТУДЕНТ 34 ГРУППЫ
ЦЮПКО АЛЕНА ЮРЬЕВНА
ПЛАН
Понятия «свобода», «свободное воспитание»
Ведущие принципы свободного воспитания
Главные представители данной технологии
Ж.Ж.Руссо и его точка зрения на технологию
Л.Н.Толстой
История развития системы М. Монтессори
Слабые стороны свободного воспитания
Вывод
ПОНЯТИЯ
Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.
Свободное воспитание — направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ:
вера педагога в творческие способности ребёнка, сочетаемая с убеждённостью в том, что любое внешнее (даже самое благотворное) влияние на творческий потенциал ребёнка оказывает тормозящее действие;
сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребёнком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности;
стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании;
трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой;
понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательно-воспитательную среду для проявления детьми своих творческих возможностей.
ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Руссо Жан Жак (1712—1778) — французский писатель, один из крупнейших мыслителей XVIII в.
Мария Монтессори
(1870 —1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка. католичка.
Толстой Лев Николаевич (1828— 1910)— граф, русский писатель.
ЖАН-ЖАК РУССО
Первым, кто поднял флаг «Да здравствует свободное воспитание!», был французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Он написал трактат «Эмиль, или О воспитании». Ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли – и это при том, что сам Руссо не воспитал ни одного ребенка, а своих пятерых детей оставил — в деревне.
Руссо хотел защитить голову ребенка от мусора, которым его набивают бестолковые и невнимательные взрослые, хотел защитить еще неокрепшую душу от жестокого и кривого общества. По Руссо, все заблуждения и пороки детей – от окружающих. Детей портят глупые мамы, потакающие их капризам, жестокие отцы, ломающие характер ребенка, и уже бестолковые дети, подающие ребенку дурной пример.
При этом, свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника.
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – с гармонизировать действие этих факторов.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ
В основу своей системы она положила биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активной личности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности
Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Смысл метода Монтессори заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.
Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания — «уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка».
В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
По его мнению, школа должна была создаваться для ребёнка и помогать его свободному развитию, предоставляя учащемуся свободу воспринимать то учение, к-рое согласно с его требованиями и к-рое он хочет воспринимать настолько, насколько он хочет, и уклониться от того учения, к-рое ему не нужно и к-рого он не хочет.
Толстой считал недопустимым навязывание педагогом своей (пусть и разумной) воли детям. Тем самым он поставил вопрос о праве воспитателя формировать ребёнка в духе идеалов, к-рые он считает истинными (проблема предельной свободы самоопределения ребёнка в ходе своего развития).
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дороговизна. Традиционное воспитание проще, требует меньшей квалификации воспитателя и наносит меньший урон материальным ценностям: дети устраивают меньше пожаров и реже бьют окна. С другой стороны, свободное воспитание требует гораздо большей включенности воспитатели, его времени и его внимания, и нередко создает дополнительные трудности с окружающими, которым такие педагогические эксперименты непонятны и не нужны.
Непригодность к воспитанию элиты. Как основной путь, свободное воспитание мало подходит к делу воспитания элиты. Современную европейскую элиту воспитывают в Итоне, где воспитание скорее жестко-спартанское и требовательное, нежели мягкое и свободное. С другой стороны, опыт Царскосельского лицея говорит о том, что в окружении традиционно-тоталитарного воспитания островки свободного воспитания для специально отобранной элиты дают также впечатляющие результаты.
ВЫВОД
Проследив путь свободного воспитания на различных этапах развития педагогической мысли, можно сделать следующий вывод: в современных условиях постиндустриального общества естественно и неизбежно на первый план выдвигаются задачи индивидуального развития каждого ученика, постоянного самосовершенствовании его личности, осознающей, и умело использующей свой творческий потенциал.
Актуальные на современном этапе развития педагогической науки идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности развития индивидуальных качеств каждого ребёнка выдвигались педагогами и философами на всём протяжении исторического времени.
Конечно, никакая система обучения и воспитания не может обойтись без тех или иных форм давления на личность. Однако педагогика пытается минимизировать подобное давление на ребенка и создать условия для сочетания индивидуальных интересов с общественными потребностями.
Свободное воспитание: теория и практика
Теория свободного воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребёнку возможность пользоваться своей свободой. Тогда он сможет стать счастливым и независимым. Самостоятельно накапливая жизненный опыт.
СодержаниеРаскрыть
- Особенности теории свободного и естественного воспитания
- Возрастная периодизация Жан-Жака Руссо
- Александр Нилл и его воспитание свободой
- Принципы работы школы Самерхилл
- Особенности воспитания в Японии
- Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание
- Рекомендации
Эту теорию развивал философ Жан-Жак Руссо. Он придерживался мнения, что главным умением педагога является способность ничего не делать с учеником. Необходимо следовать природе ребёнка и его потребностям. В таком случае он будет расти в радости, самостоятельно удовлетворяя своей интерес. Наблюдая и понимая мир, сможет к двадцатипятилетнему возрасту получить необходимый опыт и уровень знаний.
Особенности теории свободного и естественного воспитания
Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности. И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра.
Руссо призывал отказаться от ограничений. Так как считал, что слепое повиновение воспитателю и его неоспоримый авторитет разрушают личность ребёнка.
В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.
На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.
Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.
Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.
Возрастная периодизация Жан-Жака Руссо
- Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
- Второй период (от двух лет до двенадцати). В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
- Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
- Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».
Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния. Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.
Александр Нилл и его воспитание свободой
Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.
Принципы работы школы Самерхилл
- Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
- Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
- Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
- А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает. И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
- Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.
Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.
Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.
А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.
Подробней о гендерном воспитании вы можете узнать из статьи по ссылке.
Особенности воспитания в Японии
- Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
- В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
- Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
- Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.
Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.
youtube.com/embed/59WEVVwvReE» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.
Если вы все же задаётесь вопросом послушания ребёнка — прочтите материал по ссылке.
Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание
- Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться. Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
- Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует. Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
- Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.
Рекомендации
- Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.
Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт. - Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
- Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями. Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать. Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.
И другие советы по воспитанию детей вы найдёте в статье по ссылке.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
youtube.com/embed/5-eSZgo-unw» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Бесплатное образование | Инициатива «Право на образование»
В соответствии с международным правом прав человека начальное образование является обязательным и бесплатным. Среднее и высшее образование постепенно делается бесплатным.
Бесплатное начальное образование имеет основополагающее значение для гарантии доступа к образованию для всех. Однако во многих развивающихся странах семьи часто не могут позволить себе отправить своих детей в школу, в результате чего миллионы детей школьного возраста лишены образования. Несмотря на международные обязательства, некоторые государства продолжают взимать плату за доступ к начальному образованию. Кроме того, часто существуют косвенные расходы, связанные с образованием, такие как школьные учебники, форма или проезд, которые не позволяют детям из малообеспеченных семей посещать школу.
Финансовые трудности, с которыми могут столкнуться государства, не освобождают их от обязательства гарантировать бесплатное начальное образование. Если государство не может обеспечить обязательное бесплатное начальное образование, когда оно ратифицирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП, 1966 г.), оно по-прежнему обязано в течение двух лет разработать и принять подробный план действий по его постепенному осуществлению в течение разумного количества лет, который должен быть зафиксирован в плане (МПЭСКП, статья 14). Для получения дополнительной информации см. Общий комментарий 11 (1999) Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.
«Постепенное введение бесплатного образования» означает, что, хотя государства должны уделять первоочередное внимание предоставлению бесплатного начального образования, они также обязаны предпринимать конкретные шаги для обеспечения бесплатного среднего и высшего образования (Замечание общего порядка 13 Комитета по экономическим, социальным и культурные права, 1999 г.: пункт 14).
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г., статья 26)
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г. , статьи 13 и 14)
- Конвенция о правах ребенка (1982 г., статья 28)
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г., статья 10)
- Конвенция о правах инвалидов (2006 г., статья 24)
- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г., статьи 4)
- Конвенция МОТ о наихудших формах детского труда (1999, преамбула, статьи 7 и 8)
- Африканская хартия прав и благополучия ребенка (1990 г., статья 11)
- Африканская молодежная хартия (2006 г., статьи 13 и 16)
- Хартия Организации американских Государства (1967 г., статья 49)
- Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека, Сан-Сальвадорский протокол (1988 г., статья 13)
- Хартия основных прав Европейского Союза (2000 г., статья 14)
- Европейская социальная хартия (пересмотрено) (1996, статьи 10 и 17). Следующая судебная практика в отношении бесплатного образования включает решения национальных, региональных и международных судов, а также решения национальных административных органов, национальных правозащитных учреждений и международных органов по правам человека.
Иск о неконституционности статьи 183 Закона об общем образовании (Конституционный суд Колумбии; 2010 г.)
В этом случае заявители, поддержанные Колумбийской коалицией за право на образование, подали иск в Конституционный суд Колумбии, оспаривающий положение в Закон об общем образовании (Закон № 115 от 1994 г.), который позволял правительству вводить плату за начальное образование. Конституционный суд пришел к выводу, что положение закона, позволяющее взимать плату за начальное образование, не имело исковой силы и нарушало Конституцию Колумбии и международные договоры о правах человека.Новости и блоги
Организации гражданского общества подчеркивают недостатки нового исследования образовательной модели Bridge International Academy и призывают к осторожности при интерпретации результатов
13 сентября 2022
На пути к концу прибыли и коммерческой практики в образовании? RTE выступает соорганизатором мероприятия, посвященного третьей годовщине Абиджанских принципов
14 февраля 2022 г.
Public Education Works: новое исследование поддерживает укрепление систем государственного образования во всем мире
29 сентября 2021 г.
Презентация книги | Реализация Абиджанских принципов права на образование: права человека, государственное образование и роль частных субъектов в образовании
9 июня 2021 г.
Сегрегация, пузыри в частных школах и сокращение финансовой поддержки государственного образования: приватизация в арабском регионе
2 июня 2021 г.
больше новостей
Образование должно быть бесплатным для всех?
Сантош Сингх
Сантош Сингх
Менеджер в Aditya Birla Finance Ltd ||Ex-ICICI Bank ||Финансовый специалист ||BITian IIПоэт и автор контента IIत्यागी और बागी दोनों हूँ ||
Опубликовано 16 марта 2021 г.
+ Подписаться
Образование — величайшее оружие народов в эту эпоху. Но очень печально, что в наши дни им правит коррупция. Чтобы импровизировать в образовании страны, все люди этой страны должны быть образованы. Но во многих случаях они не могут этого добиться. Может быть, если образование будет бесплатным, то страна будет развитой страной, которая поведет страну в правильном направлении и добьется процветания.
Что может быть лучшим способом получить хорошее образование для малообеспеченных людей?Я думаю, что это сильно повлияет на многие семьи, которые только что закончили среднюю школу с детьми и стремятся получить высшее образование. Чтобы сделать хорошую карьеру в индустрии труда, в эту эпоху многие компании требуют высшего образования и более высокого потенциала в качестве стандарта. Если цена на образование изменится, это затронет всех, потому что люди смогут легко себе это позволить.
Одна из причин, почему это изменение должно произойти в нашем образовании, заключается в том, что многие люди не хотят оставаться в долгах из-за большого количества студенческих кредитов. Эта сумма собирается так много, что большинство людей не могут себе этого позволить. Такой эффект может привести к финансовым потерям из-за банкротства людей и необходимости взыскать большие суммы средств со студентов.
Образование должно быть бесплатным для всех. ( Плюсы и минусы) Плюсы:-- Гарантированное образование: Бесплатное образование важно, поскольку оно гарантирует определенный уровень образования для каждого учащегося в стране. Это означает, что каждый учащийся имеет равные возможности достичь этого уровня образования на равном уровне.
- Безопасность жизни : Образование является ключом к безопасной жизни. Например, когда студент образован, а не необразован, ему легче добиться успеха в будущем.
- Лучший взгляд на жизнь: Образование дает детям возможность мыслить позитивно и более позитивно относиться к жизни. Бесплатное образование гарантирует, что мировоззрение всех детей будет одинаковым.
- Повышение занятости: Свобода воли означает, что большинство учащихся получат доступ к образованию и, следовательно, повысят свои шансы на получение работы.
- Обеспечивает равенство, осведомленность и финансовую свободу: Бесплатное образование означает, что любой ребенок, откуда он родом, сможет получить такое же качественное образование. Он играет важную роль в создании равенства среди учащихся в школе. Также студенты не будут беспокоиться о получении студенческих кредитов в университете, чтобы полностью облегчить свое обучение. Это гарантирует, что студенты останутся без долгов.
- Создание неравного общества в школе: Бесплатное образование объединяет людей из разных культур и слоев общества в одну школу, где аспекты социального класса могут проявиться. Это рисковало неравномерным обществом.
- Увеличение государственных расходов: Хотя бесплатное образование может быть бесплатным для студентов, оно навязывается правительству. Это означает, что правительство может быть вынуждено занять деньги на бесплатное образование в стране.
- Это может повысить налоги и поставить под угрозу качество образования: Бесплатное образование может повысить государственный налог на финансовые пожертвования и тем самым сократить располагаемый доход людей. С другой стороны, возникнет низкое качество образования, потому что бесплатное образование может повлиять на качество образования в долгосрочной перспективе, поскольку классы будут ограничены, а ресурсы будут ограничены.
- Проблемы с ликвидностью могут возникнуть на ранних этапах жизни: По моему мнению, молодое поколение не умеет обращаться с деньгами. Бесплатное образование отпугивает молодежь от ответственного отношения к деньгам, что может сделать их более экологичными в управлении деньгами.
- Недостаток личного внимания и контакта: Бесплатное образование означает, что соотношение количества учителей и учеников будет больше, что негативно повлияет на необходимый личный контакт между учителем и учеником.