Д3. Свойства восприятия – Эффективная работа в MS Office
Информационный дизайн ‒ художественно-техническое оформление и представление информации. Информационный дизайн включает в себя:
- Функциональные возможности представления информации
- Психологические критерии восприятия информации человеком
- Эстетика визуальных форм представления информации.
90 % информации человек получает с помощью зрения Это знают все |
Не раз я становилась свидетелем спора: что и кто определяет качество обучения. Преподаватель, а точнее квалификация преподавателя, или наглядные материалы, в частности презентации? Для меня подобный спор беспредметен – в обучении нет мелочей. Что касается наглядных материалов, то этот спор давно решён самой природой – 90 % информации мы получаем через глаза.
Рассказывать или показывать? Почти гамлетовский вопрос. Обратимся к официальным данным. Что остаётся в головах у обучаемых после занятия?
Вид занятия | Усвоенная информация | |
После 3 часов | После 3 дней | |
Только рассказ | 70 % | 10 % |
Только показ | 72 % | 20 % |
Рассказ и показ | 85 % | 65 % |
По окончании урока вы сможете:
- Дать определение понятию «Восприятие»
- Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
- Перечислить свойства хороших учебных материалов
1. Восприятие окружающего мира
Мы воспринимаем окружающий мир, благодаря пяти органам чувств:
- глаза (орган зрения),
- уши (орган слуха),
- нос (орган обоняния),
- кожа (орган осязания),
- язык (орган вкуса).
Восприятием называется процесс, в ходе которого происходит:
- отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств;
- создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.
Восприятие – процесс, имеющий две связанные между собой стороны:
- отражение в сознании внешних предметов и явлений,
- «встречную» деятельность сознания, в ходе которой создаётся некий образ. Последнее означает, что эффективное и полноценное восприятие всегда должно быть активным, и это необходимо учитывать при создании презентации и любого другого наглядного материала.
Восприятие является одним из этапов воздействия любой учебной информации на людей и занимает первое место в цепочке:
Следовательно, если эффективного восприятия объекта не произойдёт, то снизится или даже будет равна нулю эффективность процесса «
Для нас важно понять особенности зрительного восприятия потому, что оно обеспечивает человеку до 90 % всей получаемой информации.
Главные причины, по которым зрительная информация так важна:
- зрительные образы по большей части (хотя далеко не все) «интернациональны», они позволяют преодолевать языковой барьер;
- зрительная информация более выразительна, сильнее привлекает внимание, поэтому она легче и быстрее воспринимается;
- зрительная информация лучше запоминается, чем любая другая – нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде визуальных образов (с помощью иллюстраций учат иностранные слова, а в начальной школе – и слова родного языка).
Более подробно об этом можно почитать в любой работе по психологии, посвящённой свойствам восприятия.
Существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Об этих закономерностях знают рекламщики и маркетологи. Воздействуя на наше восприятие, нас заставляют совершать зачастую не нужные нам покупки, запоминать не нужную нам информацию. Так почему мы не можем воспользоваться объективными закономерностями в благородных целях? А наша цель – создать красивые интересные запоминающиеся учебно-методические материалы и в конечном итоге поспособствовать успеху обучения.
Рассмотрим психологические критерии зрительного восприятия информации человеком или Свойства восприятия, так как нам важно понять, почему свойства зрительного восприятия следует учитывать при создании слайдов, да и вообще при любой визуализации информации.
Итак, перечислю по порядку свойства восприятия:
- Последовательность
- Избирательность
- Соотносительность
- Константность
- Целостность
- Иллюзорность
- Ассоциативность
- Запоминаемость
- Реакция на движение
2.
Свойства восприятия1. Свойство восприятия «Последовательность»
Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом.
Посмотрите, как хаотично движется зрачок при рассматривании профиля Нефертити:В зрительной памяти «застревают» характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, иногда несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.
Смысловыми центрами называются элементы изображения, на которых человек фиксирует взгляд чаще всего. Последовательность зрительного восприятия – это последовательность восприятия смысловых центров.
При визуализации учебной информации необходимо заботиться о том, чтобы смысловыми центрами были не второстепенные элементы, а элементы, несущие непосредственную учебную нагрузку.
Пример:
Выводы, которые я делаю при рассмотрении этой схемы
- ЗГИ (1) имеет крайне отдалённое отношение к Начальнику управления по модернизации и ПСЭ (2).
- Начальники отделов (3) имеют различный «вес» на производстве,
- Группа контроллинга (4) стоит на ступеньку ниже Начальника управления по модернизации и ПСЭ (
2), но выше других начальников. - Связь между группой контроллинга (4) и Контролем выполнения заданий, соблюдения норм и правил (5) более весома и направлена чётко от одного к другому, тогда как связь между остальными объектами выражена соединительными линиями. (Кстати, а почему группа контроллинга с маленькой буквы?)
- Элемент Контроль выполнения заданий (5) обозначен международным символом «база данных». Это база данных документов по контролю?
- Связи (6) между начальниками отделов (3) и группами (7) имеют различные «коленца»
- Группы (7) различаются не понятно по какому признаку: то ли по количеству сотрудников, то ли по важности выполняемых задач.
А теперь окончательный вывод по этой схеме. Смысловые центры расположены по схеме хаотично, не определены вес и значимость каждого смыслового центра. Обилие ломанных линий даёт иллюзию обилия связей, в которых тяжело разобраться. Глаза обучаемых при рассмотрении этой схемы наверняка будут двигаться хаотично, чтобы собрать эту схему в единое целое. Понять такую схему тяжело, а запомнить практически невозможно.
При анализе этой структурной схемы следует:
- Выделить главные и второстепенные смысловые центры.
- Определить связи между центрами и расположением подчеркнуть уровень связей.
При оформлении структурный схемы следует:
- Делать скруглённые углы у фигур.
- Использовать серую обводку для «смягчения» и размытия фигуру (приём смягчения фигур позволяет тексту не потеряться, а остаться в зоне внимания).
- Использовать различные оттенки одного цвета для заливки фигур, чтобы подчеркнуть различные уровни.
Обратите внимание на элемент «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил». Этот элемент отличается от других по своему смыслу (он раскрывает функционал группы контроллинга), поэтому и оформление должно отличаться от остальных.
Элементы, обозначающие функционал групп, подчиняющихся начальникам отделов, оформлен в одном ключе с элементом «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил» – прямоугольная форма элемента, курсивное начертание текста. Но граница окрашена в тон элементу «Группа…»
Вывод: к свойству восприятия «Последовательность» мы обращаемся тогда, когда структурируем информацию.
2. Свойство восприятия «Избирательность»
Человек воспринимает зрительные объекты избирательно, и одним элементам уделяет больше внимания, а другим меньше, то есть для нас существуют более и менее значимые элементы изображения. Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны (или точками излома) данного участка контура (иногда они бывают точками максимального контраста, как, например, глаза). Эти точки наиболее важны для распознавания визуальной информации. Повышенное внимание к таким точкам выработано эволюцией. Эти точки, то есть характер излома линий, служит первостепенным признаком для быстрого определения объектов, которые могут нести опасность.
Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Перед вами стилизованное изображение бегущего человечка. На изображении кружками выделены точки излома:Когда нам полезно вспомнить об этом свойстве восприятия? Когда идёт сплошной текст (а это часто встречается в учебных презентациях), сдвиньте блоки текста относительно друг друга, добавьте картинку-перебивку, которая по смыслу подходит к тексту.
Пример. Сплошной текст:При анализе этого текстового блока можно выделить различные объекты (см статью Технология работы с текстом):
- Заголовки
- Подзаголовки
- Поясняющий текст.
Заголовки и подзаголовки будут главными объектами, а поясняющий текст ‒ второстепенным объектом. При оформлении этого блока текста акцентируем цветом, размером и расположением различные уровни этих объектов (как это делалось в структурной схеме). В результате получаем точки излома в тексте:
3. Свойство восприятия «Соотносительность»
Соотносительность ‒ особенность восприятия, которая выражает следующее: свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.
Если на картинке изображён только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький.
Следует поместить его в какую-то среду, сопоставить габариты с известными размерами других предметов.
Посмотрите, как меняется наше представление о размере автомобиля в зависимости от того, чьё изображение мы поместим рядом с автомобилем. В первом случае мы видим дорогой кабриолет, который собирается ремонтировать механик, а во втором случае мы видим большую красивую машинку, которую любящие родители слишком рано подарили своему малышу:
Глаз воспринимает линию как длинную, если для сравнения перед ним находится другая, более короткая. Но та же линия будет казаться короткой, если рядом расположена линия большей длины.
Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения:Принцип соотносительности восприятия справедлив не только для размера. Это свойство зрения позволяет усилить восприятие цветности изображения: тёмное на светлом фоне кажется более темным и наоборот; контраст цветов усиливает их «звучание». Посмотрите на картинку. Внутренние прямоугольники одинаковые, они залиты одной и той же градиентной заливкой. Первый внешний прямоугольник залит сплошным цветом, а второй – градиентом обратного направления. Во втором случае контраст цветов заметнее
Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям. Поместите рядом с объектом предмет, размеры которого заведомо известны (спичечный коробок, мобильный телефон известной марки, взрослого человека), и размеры этого объекта станут узнаваемыми:
4. Свойство восприятия «Константность»
Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, — это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу:
- раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука»,
- собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, более того, собаки бывают разных пород – но увидев изображение любой собаки, человек непременно идентифицирует ее именно как таковую.
- все мыслимые изображения деревьев — в понятие «дерево»:
Постоянство восприятия объектов, которые различаются между собой, но принадлежат к одному классу – свойство не врождённое, а приобретённое. Оно формируется у человека на основе накопленного опыта. В течение жизни в нашем сознании накапливается множество обобщённых образов, необходимых для опознания тех или иных предметов. И как только человек в очередной раз видит предмет этого класса, в его сознании всплывает обобщённый образ.
Для иллюстрации данного утверждения приведу старинную детскую загадку:
Ответ:
Вы никогда не видели человека в сомбреро на велосипеде сверху? Я – нет. У меня нет опыта в распознавании сомбреро вид сверху
С учётом свойства «Константность» мы можем добиться того, чтобы обучаемые смогли соотнести новый материал с накопленным ранее опытом. Содержательная и изобразительная составляющие наших учебных пособий и презентаций должны быть узнаваемы.
5. Свойство восприятия «Целостность»
Человек способен воспринимать как отдельные части, так и все изображение одновременно.
Информация о форме, цвете, яркости и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определённый образ:
Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемые как единое целое, могут неожиданно породить новое изображение, причём человек подсознательно пытается наделить такое изображение смыслом.
Пример:
На этой картинке заголовок настолько доминирует над всей остальной информацией, что взгляд постоянно будет обращаться к этому заголовку, а остальная информация будет ускользать от внимания. Когда вы сделаете усилие и начнёте изучать слайд, то пляшущие строчки не дадут вам целостной картины. Взгляд постоянно будет сбиваться. Хорошо, если в презентации один такой слайд, а если несколько? Ничего, кроме утомления, такой слайд не вызывает
А на этой картинке заголовок акцентирован размером шрифта и неяркой подложкой. Текст является естественным продолжением заголовка. Благодаря использованию табуляторов смысловые части создают иллюзию вертикальных линий. Текст легко читается и воспринимается:
6. Свойство восприятия «Запоминаемость»
Существенной характеристикой зрительного восприятия является запоминаемость. Из множества элементов рассматриваемого изображения или другого объекта человек может одновременно воспринять и запомнить лишь ограниченное их число, а именно 7 плюс-минус 2 (так называемое число Миллера). По отношению к учебным пособиям это означает, что их нельзя перегружать лишними деталями, в которых человек не сможет разобраться с первого взгляда.
Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести элементы сцены. Наверняка их будет не больше девяти:
При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций, не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу избыточным количеством деталей.
Но в практике нам приходится в качестве иллюстрации давать сложную схему с большим количеством элементов. Попробуйте выделить в схеме функциональные блока, то есть группу элементов, отвечающих за один процесс. Разделите эти блоки интервалами (расстояниями). Для однотиповых элементов задайте определённый цвет:
На этой картинке выделены функциональные блоки, которые расстоянием отделены друг от друга и воспринимаются отдельными большими объектами. В результате мы имеем схему из четырёх объектов. Схема намного легче читается.
7. Свойство восприятия «Реакция на движение»
Зрительный аппарат устроен так, что когда в поле зрения появляется движущийся объект, взгляд почти мгновенно, через 150–170 миллисекунд, захватывает объект центральным зрением и отслеживает движение. Вот появилось пульсирующее сердечко – и ваш взгляд метнулся к нему и отвлёкся от текста.
Существует версия, что причина этого механизма кроется в истории эволюции человечества. Для первобытного человека движущийся объект часто представлял опасность. Это мог быть хищник, падающее дерево, летящий камень, лавина и т. д. Человек должен был быстро отреагировать на постороннее движение и принять меры предосторожности. Возможно, выжили те, чья реакция была лучше, и это свойство закрепилось на генетическом уровне.
Реакция на движение широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.
Очень осторожно применяйте анимацию в учебных презентациях. После анимации, особенно, экзотической, взгляду трудно перейти к статике, то есть к элементарному чтению текста, схемы, таблицы. Ничего, кроме раздражения, презентации, перегруженные анимацией, не вызывают.
Анимация должна быть только там, где это необходимо. Анимация, которая не утомляет глаза ‒ это должно стать всеобщим правилом
8. Свойство восприятия «Иллюзорность»
Иллюзорность – это обманчивость зрительного восприятия, когда наше сознание даёт нам неверную информацию о видимых объектах. Так происходит потому, что зрительное восприятие часто сопровождается глазомерной оценкой. В ходе этой оценки некоторые выводы человек делает подсознательно и при этом ошибается, когда определяет размеры отрезков, равенство или неравенство фигур. Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность носит весьма устойчивый характер. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше и значительнее, чем они есть на самом деле, этот эффект называется иррадиацией (от лат. «сиять», «сияние»):
9. Свойство восприятие «Ассоциативность»
Ассоциативность – свойство восприятия, в силу которого человек устанавливает связи между, изображениями и возникающими при их восприятии зрительными образами с одной стороны, и идеями, понятиями, представлениями – с другой стороны.
Разные ассоциации может вызывать и восприятие разных линий и фигур:
Ассоциативность и особенно образность восприятия в большой степени зависит от национально-культурной принадлежности человека, от его образованности и информированности. Поэтому, используя те или иные образы и рассчитывая на те или иные ассоциации, необходимо учитывать, на какую аудиторию нацелена реклама – для того, чтобы закодированная в ней информация была правильно интерпретирована.
Учет особенностей зрительного восприятия является значительным резервом повышения выразительности.
3. Характеристика хороших учебных материалов
Квалифицированный преподаватель, показывающий хорошо сделанную презентацию, добьётся наибольших успехов:
Хорошо сделанные учебные материалы показывают уважение к аудитории, серьёзное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на личный имидж преподавателя.
Учебные материалы, в том числе и презентации, должны:
- отвечать поставленным задачам занятия,
- позволять организовывать учебный процесс (вопросы, задания, проверка гипотез),
- отвечать выбранным педагогическим технологиям и формам работы во время занятия,
- учитывать особенности восприятия информации,
- быть вариативным по способам представления учебной информации (рисунки, таблицы, модели, анимации, видеофрагменты).
Теперь вы сможете:
- Дать определение понятию «Восприятие»
- Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
- Перечислить свойства хороших учебных материалов
Основные свойства образа восприятия
I. Пространственно-временные:
– локализация,
– рельеф (объёмность образов благодаря бинокулярности нашего зрения),
– форма,
– величина предмета,
– последовательность,
– длительность,
– одновременность,
– модальность.
– интенсивность.
II. Производные:
– константность (узнавание предмета и его свойств в изменённом виде),
– предметность (выделение из фона знакомых или необходимых предметов),
– целостность (узнавание предмета по его деталям),
– обобщённость,
– осмысленность (целенаправленность восприятия, включающие в себя осознанность и мышление).
III. Дополнительные свойства:
– апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей;
– активность восприятия – установка на восприятие,
– избирательность (преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими).
Важнейшими свойствами образа восприятия являются: предметность, структурность, подвижность и управляемость, целостность, константность, избирательность.
Остановимся более подробно на предметности образа восприятия. Предметность образа восприятия означает:
Реальность – человек верит в существование того предмета, который дан ему в образе, т.е. он убежден в объективном существовании этого предмета. Вынесенность образа называется предметностью. Объективированность – человек переживает образ как вынесенный вовне. При неадекватном стимулировании того или иного органа чувств могут возникнуть образы, лишенные объективированности. В этих случаях говорят «в ухе звенит», «из глаз посыпались искры» и т. п. Перцептивные системы работают так, что разделяют мир на отдельные предметы.
Означенность – образы восприятия, лишенные значения, когда человек может детально описать предмет, на который он смотрит, но не способен его опознать.
Полимодальность – органическое единство данных различной модальности, получаемых от органов чувств.
Перечисленные выше свойства не исчерпывают предметности образа. Человек живет в предметном мире, который отличается от мира, описание которого можно найти в учебниках физики. Этому способствует непосредственно данное в сознании тождество предмета и его образа.
В знаемом мире есть явления, которые не могут быть восприняты без специальных приборов. С другой стороны, громадное множество явлений (таких, как улыбка, агрессивность) легко и отчетливо воспринимаются нами.
Виды восприятия
I. По модальности:
– слуховые (звуков, речи; например, симфония),
– зрительные (цвета, формы, величины; например, картина),
– осязательные (температуры, гладкости и др.).
II. По форме существования материи:
– пространства,
– времени,
– движения.
4.Восприятие социальных объектов. Восприятие людей друг друга в обществе называетсясоциальной перцепцией.
Восприятие социальных объектов – себя и других – подчиняется тем же механизмам, о которых говорилось ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления. Так, например, фактор «предшествующий опыт» проявляется в феноменах приписывание, установка, стереотипизация и предубеждение.
Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом человеке. Оно осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Приписывание включается в более общий план – установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий субъект первоначально «видит» другого именно таким, какова была установка. Стереотип возникает при тенденции «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью. Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы, окрашивается неприязнью. Восприятие других людей преломляется также через профессиональную принадлежность: когда говорят о восприятии окружающего мира, то в какой-то мере можно вести речь о профессиональном видении человека.
Выработанные в детстве установки могут определить не только то, что и как надо видеть, но они во многом обусловливают все виды восприятий, формируют глубоко своеобразный вариант картины мира, и в этот мир легко входит только то, что соответствует его законам. Те впечатления, которые им противоречат, нередко видоизменяются или вообще отбрасываются. Когда человеку приходится воспринимать какую-то несовместимую с его внутренними убеждениями информацию, у него возникает неприятное переживание психологического дискомфорта – когнитивный диссонанс. Дальше человек сознательно или несознательно старается как-то выйти из этого тревожного состояния: новая информация либо просто отбрасывается, либо обесценивается. Важно понять, что существует барьер восприятия, возникающий благодаря нашей внутренней позиции.
Советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев считал, что информация между людьми проходит через фильтр доверия или недоверия. Информация может быть абсолютно истинной и полезной и всё-таки остаться непринятой, не пропущенной фильтром, и, наоборот, информация может быть ложной и вредной, но принятой в силу доверия. На учёте личностных факторов восприятия основаны все проективные методы изучения внутреннего мира человека. Например, что испытуемый увидит или чего не увидит в причудливых пятнах Роршаха зависит от того, что у него на душе. Короче говоря, скажи мне, что и как ты воспринимаешь, и я скажу, кто ты. Содержание данной темы отражено в рис. 6, 7, 8.
Вопросы для повторения
Что общего и различного у ощущения и восприятия? Приведите примеры.
Какие свойства ощущений Вы знаете?
Какие основания классификаций и виды ощущений Вы знаете?
Назовите свойства восприятия.
Охарактеризуйте виды восприятия. Приведите примеры.
Расскажите о роли социальной перцепции в жизни людей.
Рис. 6. Ощущение и восприятие (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)
Рис. 7. Ощущение и восприятие (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)
Рис. 8. Ощущение и восприятие (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
Экологический подход к восприятию: место перцептивного содержания
Обзор
. 1989 Зима; 102 (4): 443-76.
Т Нацулас 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис 95616.
- PMID: 2688441
Обзор
Т Нацулас. Ам Джей Психол. 1989 Зима.
. 1989 Зима; 102 (4): 443-76.
Автор
Т Нацулас 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Дэвис 95616.
- PMID: 2688441
Абстрактный
Типы систем восприятия, которыми обладают люди, позволяют каждому из нас реагировать в высокой степени адаптивно и преднамеренно, принимая во внимание соответствие конкретного поведения тому, что мы осознаем как перцептивно переживаемое здесь и сейчас. При принятии решения о том, что делать дальше в воспринимаемых обстоятельствах, содержание является измерением перцептивного опыта, с которым мы консультируемся. Ибо перцептивное содержание — это то, как то, что воспринимающий в данный момент имеет перцептивный опыт, дается или принимается соответствующим перцептивным опытом. Перцептивное содержание включает в себя презентационное содержание, то есть все способы, которыми то, что вы воспринимаете, может предстать перед вами, и интенциональное содержание, то есть все способы, которые ваш поток перцептивного опыта может принять за то, о чем вы перцептивно осведомлены. окружение или себя. Следовательно, перцептивное содержание следует отличать от интенционального объекта перцептивного осознавания, которым является то свойство, событие или сущность, о которых вы перцептивно осведомлены. Гибсон предположил, что не существует содержания восприятия, независимого от конкретных интенциональных объектов, воспринимаемых человеком, которые всегда являются частью экологической среды. Эта экстернализация перцептивного содержания была, без сомнения, обусловлена гибсоновской концепцией перцептивного восприятия чего-либо вообще как не опосредованного осознанием чего-либо другого, например чего-то, имманентного самому перцептивному опыту. Тем не менее, перцептивное содержание теоретически не обязательно должно быть заменой того, что воспринимающий имеет перцептивное осознание. При непосредственном восприятии воспринимающий осознает не содержание восприятия, а части экологической среды, включая воспринимающего. Перцептивное содержание — это то, как внешний интенциональный объект перспективно проявляется от момента к моменту и как он воспринимается перцептивно, правдиво или нет. Восприятие экологического свойства всегда происходит в той или иной инстанции последнего, а перцептивное восприятие экологической сущности или события всегда связано со свойствами. Появление перцептивного интенционального объекта определенным образом отличается от перцептивного принятия интенционального объекта. Например, экологическое свойство может быть воспринято вполне достоверно, но через поток различных проявлений. И даже когда свойство проявляется постоянным образом, перцептивное осознание может воспринимать его по-разному от одного момента к другому. Например, воспринимающий может иметь визуальное представление о поверхности, не замечая цветовой текстуры поверхности, хотя цветовая текстура может казаться воспринимающему во время взгляда на поверхность, до и после того, как он или она перестанет замечать цветовую текстуру. РЕЗЮМЕ СОКРАТЕНО ДО 400 СЛОВ)
Похожие статьи
Восприятие, его составляющий поток перцептивного опыта и экологический подход Гибсона.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1993;55(3):248-57. дои: 10.1007/BF00419611. Психолог Рез. 1993. PMID: 8416043
Перспективное явление и теория зрительного восприятия Гибсона.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1990;52(4):291-8. дои: 10.1007/BF00868060. Психолог Рез. 1990. PMID: 2287692 Обзор.
Туннельный эффект, теория восприятия Гибсона и рефлективное зрение.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1992;54(3):160-74. дои: 10.1007/BF00922095. Психолог Рез. 1992. PMID: 1509024 Обзор.
Каковы объекты перцептивного сознания?
Нацулас Т. Нацулас Т. Ам Джей Психол. 1983 Зима; 96 (4): 435-67. Ам Джей Психол. 1983. PMID: 6666773
К новой экологической концепции перцептивной информации: уроки с точки зрения систем развития.
Витаген Р., ван дер Камп Дж. Витаген Р. и соавт. Hum Mov Sci. 2010 фев; 29(1):149-63. doi: 10.1016/j.humov.2009.09.003. Epub 2010 12 января. Hum Mov Sci. 2010. PMID: 20061040
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Восприятие, его составляющий поток перцептивного опыта и экологический подход Гибсона.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1993;55(3):248-57. дои: 10.1007/BF00419611. Психолог Рез. 1993. PMID: 8416043
От визуальных ощущений к увиденному-сейчас и увиденному-отсюда.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1989;51(3):87-92. дои: 10.1007/BF00309302. Психолог Рез. 1989. PMID: 2692061 Обзор.
Перспективное явление и теория зрительного восприятия Гибсона.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1990;52(4):291-8. дои: 10.1007/BF00868060. Психолог Рез. 1990. PMID: 2287692 Обзор.
Туннельный эффект, теория восприятия Гибсона и рефлективное зрение.
Нацулас Т. Нацулас Т. Психолог Рез. 1992;54(3):160-74. дои: 10.1007/BF00922095. Психолог Рез. 1992. PMID: 1509024 Обзор.
Типы публикаций
термины MeSH
Перцептивная робототехника | SpringerLink
- 1.»>
Р.А. Brooks: Надежная многоуровневая система управления мобильным роботом, IEEE J. Robot. Автомат. 2 (1), 14–23 (1986)
Google ученый
J.A.S. Келсо: Динамические паттерны: самоорганизация мозга и поведения (MIT Press, Кембридж, 1995)
Google ученый
Г. Шёнер, М. Дозе, К. Энгельс: Динамика поведения: теория и приложения для архитектур автономных роботов, Робот. Автон. Сист. 16 , 213–245 (1997)
Google ученый
Дж. Тани, М. Ито: Самоорганизация поведенческих примитивов как динамика множественных аттракторов: эксперимент с роботом, IEEE Trans. Сист. Человек Кибернет. Часть A: Syst Humans 33 (4), 481–488 (2003)
Google ученый
Б.Х. Уоррен: динамика восприятия и действия, Psychol. 113 , 358–389 (2006)
Google ученый
Д. Марр, Х. Нишихара: Представление и распознавание пространственной организации трехмерных форм, Proc. Р. Соц. Лондон B 200 , 269–294 (1978)
Google ученый
И. Бидерман: Распознавание по компонентам: теория понимания человеческого образа, Психолог. 94 , 115–147 (1987)
Google ученый
Д. Лоу: Организация восприятия и визуальное распознавание (Клувер, Бостон, 1985)
Google ученый
10.»>М.А. Курбат: Теории структурного описания: является ли RBC/JIM универсальной теорией распознавания объектов начального уровня человеком?, Восприятие 23 , 1339–1368 (1994)
Google ученый
С. Эдельман: Представление и признание в видении (MIT Press, Кембридж, 1999)
Google ученый
М. Дж. Тарр, Х. Х. Бюльтхофф: Распознавание объектов на основе изображений у человека, обезьяны и машины, Познание 67 (1–2), 1–20 (1998)
Google ученый
М. Граф, В. Шнайдер: Структурные описания в HIT — проблематичное обязательство, Behav. наук о мозге. 24 , 483–484 (2001)
Google ученый
Х. Х. Бюльтхофф, С. Эдельман: Психофизическая поддержка теории распознавания объектов с интерполяцией двумерного изображения, Proc. Нац. акад. науч. США 89 , 60–64 (1992)
Google ученый
М. Дж. Тарр, С. Пинкер: Ментальная ориентация и зависимость от ориентации при распознавании форм, Cognit. Психол. 21 , 233–282 (1989)
Google ученый
В. Г. Хейворд, М. Дж. Тарр: Условия проверки инвариантности точки зрения при распознавании объектов, J. Exp. Психол. Человеческое восприятие. Выполнять. 23 , 1511–1521 (1997)
Google ученый
ЮВ Палмер, Э. Рош, П. Чейз: Каноническая перспектива и восприятие объектов. В: Внимание и производительность IX , изд. Дж. Лонг, А. Баддели (Эрлбаум, Хиллсдейл, 1981), стр. 135–151
Google ученый
Х. Хилл, П.Г. Шинс, С. Акамацу: зависимость информации и точки зрения при распознавании лиц, Познание 62 , 201–222 (1997)
Google ученый
К. Валравен, А. Шванингер, С. Шумахер, Х. Х. Бюльтхофф: Распознавание лиц на основе просмотра в человеке и машине: повторное посещение Inter-Extra-Ortho, Lect. Примечания Вычисл. науч. 2525 , 651–660 (2002)
Google ученый
М. Дж. Тарр: Вращение объектов для их распознавания: тематическое исследование роли зависимости точки зрения в распознавании трехмерных объектов, Psychonom. Бык. Ред. 2 , 55–82 (1995)
Google ученый
22.»>Э. Эшбридж, Д.И. Перретт: Обобщение по ориентации и размеру объекта. В: Постоянство восприятия. Почему вещи выглядят именно так , изд. В. Уолш, Дж. Куликовски (издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1998 г.), стр. 192–209
Google ученый
М. Дилл, С. Эдельман: Несовершенная инвариантность к переводу объекта при различении сложных форм, Восприятие 30 , 707–724 (2001)
Google ученый
К.Р. Кейв, С. Пинкер, Л. Джорджи, К. Э. Томас, Л. М. Хеллер, Дж. М. Вулф, Х. Лин: Представление местоположения в зрительных образах, Cognit. Психол. 26 , 1–32 (1994)
Google ученый
С. Ульман: Выравнивание графических описаний: подход к распознаванию объектов, познание 32 , 193–254 (1989)
Google ученый
С. Ульман, Р. Басри: Распознавание по линейным комбинациям моделей, IEEE Trans. Анальный узор. Мах. Интел. 13 , 992–1006 (1991)
Google ученый
Т. Поджо, С. Эдельман: Сеть, которая учится распознавать трехмерные объекты, Природа 343 , 263–266 (1990)
Google ученый
Д. Перретт, В.М. Oram: Зрительное распознавание на основе клеток височной коры: обработка конфигураций паттернов, ориентированная на зрителя, Zeitschrift Naturforschung C 53 , 518–541 (1998)
Google ученый
30.»>И.Т. Роллс, Т. Милвард: Модель распознавания инвариантных объектов в зрительной системе: правила обучения, функции активации, боковое торможение и информационные показатели производительности, Neural Comput. 2 (11), 2547–2572 (2000)
Google ученый
Г. Уоллис, Х. Х. Бюльтхофф: Обучение распознаванию объектов, Trends Cognit. науч. 3 , 22–31 (1999)
Google ученый
Д. Перретт, В.М. Орам, Э. Эшбридж: Накопление данных в клеточных популяциях, реагирующих на лица: отчет об генерализации распознавания без психических преобразований, Познание 67 , 111–145 (1998)
Google ученый
34.»>Д.Х. Хубел, Т.Н. Wiesel: Рецептивные поля, бинокулярное взаимодействие и функциональная архитектура зрительной коры кошек, J. Physiol. (Лондон) 160 , 106–154 (1962)
Google ученый
Г. Ван, М. Танифудзи, К. Танака: Функциональная архитектура нижневисочной коры обезьян, выявленная с помощью оптической визуализации in vivo, Neurosci. Рез. 32 , 33–46 (1998)
Google ученый
К. Танака: Представление объектов зрительных функций в нижневисочной коре, Neural Netw. 9 (8), 1459–1475 (1996)
МАТЕМАТИКА Google ученый
К. Гриль-Спектор, Р. Малах: Зрительная кора человека, Annu. Преподобный Нейроски. 27 , 649–677 (2004)
Google ученый
Н.К. Logothetis, J. Pauls, HH Bülthoff, T. Poggio: Распознавание объектов, зависящее от вида, обезьянами, Curr. биол. 4 , 401–414 (1994)
Google ученый
Л. Робертс: Машинное восприятие трехмерных тел. В: Оптическая и электрооптическая обработка информации , изд. Дж.Т. Типпет (MIT Press, Кембридж, 1965), стр. 159–197
Google ученый
М. Суэйн, Д. Баллард: цветовая индексация, межд. Дж. Вычисл. Вис. 7 , 11–32 (1991)
Google ученый
К. Шмид, Р. Мор: Локальные инварианты оттенков серого для поиска изображений, IEEE Trans. Выкройка Маха. Интел. 19 , 530–535 (1997)
Google ученый
Д. Лоу: Отличительные особенности изображения по характерным точкам, не зависящим от масштаба, Int. Дж. Вычисл. Вис. 60 (2), 91–110 (2004)
Google ученый
М. Кирби, Л. Сирович: Применение процедуры Карунена-Лоева для характеристики человеческих лиц, IEEE Trans. Выкройка Маха. Интел. 12 , 103–108 (1990)
Google ученый
А. Делорм, С. Торп: SpikeNET: пакет моделирования, управляемый событиями, для моделирования больших сетей спайковых нейронов, Netw. вычисл. Нейронная система. 14 , 613–627 (2003)
Google ученый
Y. LeCun, F. Huang, L. Bottou: Learning Methods for Generic Object Recognition with Invariant to Pose and Lighting in Proceedings of 2004 IEEE Computer Society Conference on Computer Vision and Pattern Recognition (2004)
Google ученый
47.»>С. Торп, Д. Физе, К. Марло: Скорость обработки в зрительной системе человека, Nature 381 (6582), 520–522 (1996)
Google ученый
Г. Уоллис, Х. Х. Бюльтхофф: Влияние временной ассоциации на память узнавания, Proc. Нац. акад. науч. США 98 , 4800–4804 (2001)
Google ученый
Дж. В. Стоун: Распознавание объектов с использованием пространственно-временных сигнатур, Вис. Рез. 38 , 947–951 (1998)
Google ученый
51.»>К.К. Вунг, М. Дж. Тарр: направление вращения влияет на распознавание объектов, Vis. Рез. 44 (14), 1717–1730 (2004)
Google ученый
C. Wallraven, HH Bülthoff: Автоматическое получение представлений на основе образцов для распознавания из последовательностей изображений. CVPR 2001 — Семинар по сравнению моделей с образцами (2001)
Google ученый
К. Уоллравен, Б. Капуто, A.B.A. Graf: Распознавание с локальными особенностями: Рецепт ядра, Proc. Междунар. конф. вычисл. Вис. 2 , 257–264 (2003), IEEE Press
Google ученый
55.»>М.А. Гизе, Т. Поджо: Нейронные механизмы распознавания биологических движений, Нац. Преподобный Нейроски. 4 , 179–192 (2003)
Google ученый
C. Wallraven, HH Bülthoff: Распознавание объектов в человеке и машине. Распознавание объектов, внимание и действие (Спрингер, Токио) (в печати)
Google ученый
Ж.-П. Эверт: Нейронные механизмы ловли добычи и поведения избегания у жабы (bufo bufo), Brain Behav. Эвол. 3 , 36–56 (1970)
Google ученый
«>К. Верфайи: Восприятие движений человека: основные эффекты при различении направлений, Brain Cogn. 44 , 192–213 (2000)
Google ученый
А.Дж. О’Тул, Д.А. Рорк, Х. Абди: Распознавание движущихся лиц: психологический и нейронный синтез, Trends Cognit. науч. 6 , 261–266 (2002)
Google ученый
Д. Перретт, А. Пьюс: Электрофизиология и визуализация биологического движения мозга, Фил. Транс. Р. Соц. Лонд. Б 358 , 435–445 (2003)
Google ученый
Д.Д. Хоффман, Б.Е. Флинчбо: интерпретация биологического движения, Biol. Кибернет. 42 , 195–204 (1982)
МАТЕМАТИКА Google ученый
Дж.А. Уэбб, Дж.К. Aggarwal: Структура движения твердых и сочлененных объектов, Artif. Интел. 19 , 107–130 (1982)
Google ученый
М. Пилен, А. Виггетт, П. Даунинг: Модели активности фМРТ диссоциируют перекрывающиеся функциональные области мозга, которые реагируют на биологическое движение, Нейрон 49 , 815–822 (2006)
Google ученый
Г. Риццолатти, Л. Крайгеро: система зеркальных нейронов, Ann. Преподобный Нейроски. 27 , 169–192 (2004)
Google ученый
Э.Д. Гроссман, Р. Блейк, С.Ю. Ким: Учимся видеть биологическое движение: активность мозга параллельна поведению, J. Cogn. Неврологи. 16 , 1669–1679 (2004)
Google ученый
Дж. Ясторфф, З. Курци, М.А. Гизе: Обучение распознаванию сложных движений: биологические и искусственные траектории, J. Vis. 6 , 791–804 (2006)
Google ученый
H. Hill, F.E. Pollick: преувеличение временных различий улучшает распознавание людей по точечным световым дисплеям, Psychol. науч. 11 , 223–228 (2000)
Google ученый
Б. Кнаппмейер, И. М. Торнтон, Х. Х. Бюльтхофф: использование движений лица и формы лица при обработке личности, Vision Res. 43 , 1921–1936 (2003)
Google ученый
Дж. Ли, В. Вонг: Стохастическая модель когерентного обнаружения движения, Biol. Кибернет. 91 , 306–314 (2004)
МАТЕМАТИКА Google ученый
П. Корнпробст, Т. Вьей, И.К. Димо: Могут ли ранние зрительные процессы быть достаточными для обозначения движений? Труды Международной объединенной конференции нейронных сетей IEEE (IJNN’05) (2005 г.), стр. 1687–1692
Google ученый
Г. Метта, Г. Сандини, Л. Натале, Л. Крайгеро, Л. Фадига: Понимание зеркальных нейронов: биороботизированный подход, Исследования взаимодействия 7 , в печати
Google ученый
Д.М. Вольперт, К. Доя, М. Кавато: унифицирующая вычислительная структура для управления двигателем и социального взаимодействия, Philos. Транс. Р. Соц. Лондон Б Биол. науч. 358 , 593–602 (2003)
Google ученый
75.»>И. Эсса, А. Пентланд: кодирование, анализ, интерпретация и распознавание выражений лица, IEEE Trans. Анальный узор. Мах. Интел. 19 , 757–763 (1997)
Google ученый
Дж.К. Аггарвал, К. Кай: Анализ движений человека: обзор, Comput. Видение Образ Понимание. 73 , 428–440 (1999)
Google ученый
Д.М. Гаврила: Визуальный анализ движений человека: Обзор, Сост. Вис. Изображение Понимание. 73 , 82–98 (1999)
МАТЕМАТИКА Google ученый
Т.Б. Мёслунд, Г. Гранум: Обзор захвата движения человека на основе компьютерного зрения, Comp. Вис. Изображение Понимание. 81 , 231–268 (2001)
МАТЕМАТИКА Google ученый
Марр Д., Вайна Л.М. Представление и распознавание движений фигур, Тр. Р. Соц. Лондон B 214 , 501–524 (1982)
Google ученый
С. Вахтер, Х.-Х. Нагель: Отслеживание людей в последовательностях монокулярных изображений, Comput. Вис. Изображение Понимание. 74 , 174–192 (1999)
Google ученый
Дж.Дж. Ван, С. Сингх: Видеоанализ динамики человека — опрос, визуализация в реальном времени 9 , 321–346 (2003)
Google ученый
Р. Росалес, С. Скларофф: Вывод позы тела без отслеживания частей тела, Proc. Конф. IEEE. вычисл. Вис. Распознавание образов (CVPR) II , 721–727 (2000)
Google ученый
84.»>C. Curio, M.A. Giese: Сочетание отслеживания шарнирных движений человека на основе представлений и моделей. В: IEEE Workshop on Applications of Computer Vision/IEEE Workshop on Motion and Video Computing (WACV/MOTION 2005) (IEEE Computer Society, Los Alamitos 2005), стр. 261–268
Google ученый
Т. Поджио, Э. Биззи: Обобщение зрения и двигательного контроля, Природа 431 , 768–774 (2004)
Google ученый
П. Нийоги, Ф. Гироси, Т. Поджио: Включение предыдущей информации в машинное обучение путем создания виртуальных примеров, Proc. IEEE 86 , 2196–2209 (1998)
Google ученый
Т. Валентин: унифицированный отчет о влиянии отличительности, инверсии и расы на распознавание лиц, Quart. Дж. Эксп. Психол. A: Человеческий опыт. Психол. 43 , 161–204 (1991)
Google ученый
Т. Веттер, Т. Поджио: Классы линейных объектов и синтез изображений из одного примера изображения, IEEE Trans. Анальный узор. Мах. Интел. 19 , 733–742 (1997)
Google ученый
А. Ланитис, С.Дж. Тейлор, Т.Ф. Cootes: Автоматическая интерпретация и кодирование изображений лиц с использованием гибких моделей, IEEE Trans. Выкройка Маха. Интел. 19 , 743–756 (1997)
Google ученый
В. Бланц, Т. Веттер: трансформируемая модель для синтеза трехмерных граней. В: Proc. ACM SIGGRAPH (1999), стр. 187–194
Google ученый
И. Бюльтхофф, Ф.Н. Ньюэлл: Категориальное восприятие пола происходит в знакомых, но не в незнакомых лицах, Vis. Когнит. 11 , 823–855 (2004)
Google ученый
А.Дж. О’Тул, Т. Веттер, В. Бланц: Вклад трехмерной формы и отражательной способности двумерной поверхности в распознавание лиц: применение трехмерного преобразования, Вис. Рез. 39 , 3145–3155 (1999)
Google ученый
Д.А. Леопольд, А.Дж. О’Тул, Т. Веттер, В. Бланц: Кодирование формы, связанное с прототипом, выявленное с помощью постэффектов высокого уровня, Nat. Неврологи. 4 , 89–94 (2001)
Google ученый
95.»>М. Брейдт, К. Уоллравен, Д.В. Каннингем, Х. Х. Бюльтхофф: Лицевая анимация на основе 3D-сканирования и захвата движения. SIGGRAPH ʼ03 Эскизы и приложения (ACM, Нью-Йорк, 2003 г.)
Google ученый
К. Уоллрейвен, М. Брейдт, Д.В. Каннингем, Х. Х. Бюльтхофф: Психофизическая оценка анимированных выражений лица, Proc. 2-й симп. заявл. Восприятие. Graphics Visual., 17–24 (2005)
Google ученый
М. Унума, К. Анджо, Р. Такеучи: Принципы Фурье для анимации человеческих фигур, основанной на эмоциях, ACM Trans. вычисл. Графика 29 , 91–99 (1995)
Google ученый
99.»>Д.Дж. Уайли, Дж.К. Хан: Интерполяционный синтез движения сочлененной фигуры, IEEE Comp. Графическое приложение 17 , 39–45 (1997)
Google ученый
Ю. Якуб, М. Дж. Блэк: параметризованное моделирование и распознавание действий, вычисл. Вис. Изображение Понимание. 73 , 232–247 (1999)
Google ученый
М. А. Гизе, Т. Поджо: Морфируемые модели для анализа и синтеза сложных паттернов движения, Int. Дж. Вычисл. Вис. 38 , 59–73 (2000)
МАТЕМАТИКА Google ученый
M. Brand, A. Hertzmann: Style Machines. проц. ACM SIGGRAPH 2000 (ACM, Нью-Йорк, 2000 г.), стр. 183–192
Google ученый
Т. Флэш, Б. Хохнер: Моторные примитивы у позвоночных и беспозвоночных, Curr. мнение Нейробиол. 15 (6), 660–666 (2005)
Google ученый
О.К. Дженкинс, М. Дж. Матарик: Поведенческие словари, основанные на производительности: приобретение навыков в движении на основе данных, Int. Дж. Человек-робот. 1 , 237–288 (2004)
Google ученый
А. Сафонова, Ю.К. Ходжинс, Н.С. Поллард: Синтез физически реалистичного человеческого движения в низкоразмерных пространствах, зависящих от поведения, ACM Trans. вычисл. Графика 23 , 514–521 (2004)
Google ученый
В. Илг, Г.Х. Бакир, Дж. Мезгер, М.А. Гизе: О представлении, изучении и передаче пространственно-временных характеристик движения, Int. Дж. Человек-робот. 1 , 613–636 (2004)
Google ученый
О. Арикан, Д.А. Форсайт, Дж. Ф. О’Брайен: Синтез движения на основе аннотаций, ACM Trans. Графика 22 , 402–408 (2003)
МАТЕМАТИКА Google ученый
Ковар Л., Глейхер М., Пигин Ф.: Motion Graphs. Материалы 29-й ежегодной конференции по компьютерной графике и интерактивным технологиям (ACM, Нью-Йорк, 2002 г.), стр. 473–482
Google ученый
Л. Рен, Г. Шахнарович, Ж.К. Ходгинс, Х. Пфистер, П. Виола: Изучение особенностей силуэта для управления движениями человека, ACM Trans. Графика 24 , 1303–1331 (2005)
Google ученый
111.»>М. Глейхер, П. Литвинович: Адаптация движения на основе ограничений, J. Vis. вычисл. Аним. 9 , 65–94 (1998)
Google ученый
С. Так, Х.С. Ko: Физически обоснованный фильтр перенацеливания движения, ACM Trans. Графика 24 , 98–117 (2005)
Google ученый
К.Л. Колби: Ориентированные на действие пространственные системы отсчета в коре головного мозга, Neuron 20 , 15–24 (1998)
Google ученый
А.Р. Килгур, Р. Китада, П. Сервос, Т.В. Джеймс, С.Дж. Ледерман: Тактильная идентификация лица активирует вентральную затылочную и височную области: исследование фМРТ, Brain Cogn.
Д. Марр: Vision (Freeman, Сан-Франциско, 1982 г.)
Google ученый
С. Ульман: Видение высокого уровня. Распознавание объектов и визуальное познание (MIT Press, Кембридж, 1996)
МАТЕМАТИКА Google ученый
Р. Лоусон, Г.В. Хамфрис: Влияние поворота глубины и ракурса на начальное распознавание и подготовку знакомых объектов, Percept. Психофиз. 60 , 1052–1066 (1998)
Google ученый
М. Ризенхубер, Т. Поджио: Иерархические модели распознавания объектов в коре, Nature Neurosci. 2 , 1019–1025 (1999)
Google ученый
Х. Саката: Роль теменной коры в хватании, Adv. Нейрол. 93 , 121–139 (2003)
Google ученый
Т. Серр, Л. Вольф, Т. Поджио: Распознавание объектов с функциями, вдохновленными зрительной корой. В: Материалы конференции IEEE Computer Society 2005 г. по компьютерному зрению и распознаванию образов (2005)
Google ученый
Дж. В. Стоун: Распознавание объектов: специфичность вида и специфичность движения, Vis. Рез. 39 , 4032–4044 (1999)
Google ученый
Ф.Н. Ньюэлл, М.О. Эрнст, Б.С. Tjan, HH Bülthoff: Зависимость точки зрения при визуальном и тактильном распознавании объектов, Psychol. науч. 12 , 37–42 (2001)
Google ученый
Г. Йоханссон: Зрительное восприятие биологического движения и модель для его анализа, Percept. Психофиз. 14 , 201–211 (1973)
Google ученый
А. Бобик: Движение, активность и действие: роль знания в восприятии движения, Филос. Транс. Р. Соц. Лондон Б 352 , 1257–1265 (1997)
Google ученый
А. Агарвал, Б. Триггс: восстановление трехмерной позы человека из монокулярных изображений, IEEE Trans. Анальный узор. Машинный интеллект. (ПАМИ) 28 , 44–58 (2006)
Google ученый
Д.А. Леопольд, И.В. Бондар, М.А. Гизе: кодирование лица на основе норм одиночными нейронами нижневисочной коры обезьяны, Nature 442 , 572–575 (2006)
Google ученый
А. Брудерлин, Л. Уильямс: обработка сигнала движения, ACM Trans. вычисл. Графика 29 , 97–104 (1995)
Google ученый
С. Шаал, А. Эйспеерт, А. Биллард: Вычислительные подходы к обучению моторике путем имитации, Фил. Транс. Р. Соц. Лондон Б 358 , 537–547 (2003)
Google ученый