Т группа это в психологии: Т-группа это

Виды коррекционных групп: Т- группы.

Т-группа (от англ. training group — группа тренинга) — малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение Т-группы относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — тренинг чувствительности). Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения — то есть обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения.

Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.

Т-группы придают особое значение непосредственным переживаниям членов группы. Более, чем другие группы, они удачно продолжают традиции социальной психологии и исследований групповой динамики.

На практике учебные цели Т-группы в основном определяются ее участниками, и достижение этих целей облегчается благодаря соответствующей направленности групповых интересов. Групповые интересы могут касаться отдельных участников, их взаимоотношений, роли индивидуума в организации, группы как целого, взаимоотношений между группами, внутренних проблем организации, которую представляют участники группы.

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных.

Важные компоненты:

1.         Уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде

2.         Обратная связь. Эффективное использование обратной связи, полученной от группы ( в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.). Обеспечивает лучшее понимание участниками группового процесса.

3.         Экспериментирование (основано на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учатся использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как гарантирует, что участник будет чувствовать себя более комфортно при использовании вновь приобретенных умений.)

Важным условием работы Т-группы является сосредоточение внимания на принципе «здесь и теперь». Поскольку считается, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт, важно, чтобы группа, насколько возможно, оставалась деятельной и релевантной. Это значит, что погружение в повествование и личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущим взаимодействием членов группы.

Существуют Т-группы, ориентированные на развитие личности, выявление жизненных ценностей и усиление чувства самоидентичности, — это группы сензитивности.

Для Т-групп характерна:

1) кратковременность существования — от нескольких дней до недель;

2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в т-группах — свободная дискуссия без предварительно принятого плана (см. метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» — анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности — без обращения к прошлому опыту участников.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Виды коррекционных групп: Т- группы.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Виды коррекционных групп: Т- группы.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Виды коррекционных групп: Т- группы.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Тренинговые группы и социально-психологический тренинг

Прежде всего Т-группа учит, как учиться.

Конечная цель тренинговой группы — научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Т-группа в психокоррекционном плане имеет две основные цели: 1. Самосовершенствование личности. 2. Обучение навыкам межличностного общения.

Т-группа, кроме функции научения, выполняет еще и функцию психического выздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают ее участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помогают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства.

Т-группы, или группы социально-психологического тренинга, большей частью создаются и используются для обучения правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В них обсуждаются проблемы, с которыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основная задача, которую решают Т-группы, — обучение деловому и личностному взаимодействию, руководству людьми и организации совместной деятельности.

Иногда Т-группы применяются для изменения индивидуальной психологии клиентов. Конкретные цели этой группы, направленность ее деятельности в основном определяются самими участниками групп.

В Т-группах поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а также способность быть и оставаться самим собой во взаимодействии с людьми. Работа Т-групп направлена на то, чтобы в атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений. Развитие процессов в Т-группах идет поэтапно.

Основные этапы работы Т-групп

Предоставление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности — «Какой я».

Получение реакций от других людей на собственные высказывания: «Какой ты», «Каким мы видим тебя».

Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.

Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

Т-группы обычно используются как своеобразная социопсихологическая микролаборатория для выявления имеющихся у каждого из участников возможностей развития и отработки умений межличностного общения.

Социально-психологический тренинг как средство коррекции

СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы.

Общая цель СПТ- повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например, умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.;

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например, коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развития способности адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Основные задачи, решаемые в ходе социально-психологического тренинга, можно разделить на пять групп:

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д., т.е. обогащение техники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как: партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.

Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи и эта мера зависит не только от тренинга, но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы.

СПТ проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. Обычный цикл занятий рассчитан на 30-50 ч.

Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня и средней продолжительностью каждого занятия 3 ч. Но более эффективной формой организации работы является марафон- несколько занятий подряд по 8-10 ч непрерывной работы.

В процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевая игра, невербальные упражнения и т.д. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность СПТ, предоставляя участникам (наряду с обратной связью, полученной от других членов группы) объективную обратную связь.

СПТ получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля: руководителей, педагогов, врачей, психологов, социальных работников и т.д.

Результативность СПТ в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них: активность на занятиях, принцип открытой обратной связи, принцип «здесь и теперь», доверительность в общении.

Активность на занятиях

Принцип активности на занятиях означает следующее. Все члены группы должны активно участвовать в работе, если хотят получить информацию о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и общаются в конкретной ситуации, а также о том, что можно сделать для оптимизации личностной стратегии взаимодействия. Принцип активности тесно связан с принципом обратной связи.

Открытая обратная связь

Под обратной связью здесь следует понимать краткое, аргументированное и конструктивное высказывание каждым членом группы своих соображений о смысле, способах разрешения различных проблем, собственном стиле деятельности и общения. Благодаря активному использованию обратной связи участники тренинга получают уникальную возможность узнать, как воспринимаются глазами других людей их манера общения, стиль индивидуальной беседы, рассуждения, мысли, те или иные индивидуальные поведенческие реакции.

Принцип «здесь и теперь»

Обсуждению подлежат лишь те личностные проявления, характеристики общения участников, которые можно наблюдать в ходе занятия. От соблюдения принципа доверительности в общении во многом зависит обучающий эффект тренинга. Лишь доверительная, доброжелательная атмосфера в группе создает возможность для ненормативных и искренних высказываний участников по всем обсуждаемым проблемам.

Кроме отмеченных основных принципов, обусловливающих успешность проведения СПТ, важно соблюдать и те, которые отражают особенности участников во взаимосвязи и взаимодействиях в процессе совместной работы. К ним можно отнести:

· добровольность и конфиденциальность участия в СПТ;

· равенство позиций, признание личностных норм каждого человека;

· безопасность участников и защищенность их от грубости;

· беспристрастность и осознание личностных блокирующих ролей;

· одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга и экологичность коммуникаций, интеллектуальный и эмоциональный риск;

· гибкость ролевой тактики и др.

Занятие методом социально-психологического тренинга включает четыре этапа:

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.

3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие фазы:

· определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;

· круговую дискуссию по обсуждаемой проблеме, сбор информации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;

· упорядочение информации и ее обсуждение;

· обоснование альтернатив и совместная их оценка;

· подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;

· сопоставление целей занятия с полученным результатом;

· снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элемента сотворческого поиска, широкого применения различных видов моделирования.

Что такое t-группа?


Тренинг или Т-группа — это подход к обучению человеческим отношениям, который, вообще говоря, предоставляет участникам возможность узнать больше о себе и своем влиянии на других и, в частности, узнать как действовать более эффективно в ситуациях лицом к лицу. Он пытается облегчить это обучение, собрав небольшую группу людей специально для изучения собственного поведения, которое происходит, когда они взаимодействуют внутри небольшой группы.

Есть определенные особенности, которые отличают этот тип группы от обычной группы обсуждение. Во-первых, обучение в первую очередь «ориентировано на процесс». чем «содержательно-ориентированный». То есть основное внимание уделяется чувству уровне коммуникации, а не на информационном или концептуальном уровень. Этот акцент достигается за счет сосредоточения внимания на «здесь и сейчас». поведение и темы в группе. Во-вторых, обучение не структурировано. обычным способом. Предоставляются возможности для физических лиц решить, о чем они хотят говорить, какие проблемы они хотят иметь дело, и какие средства они хотят использовать для достижения своих целей. Никто не говорит им, о чем они должны говорить. Как они относятся к себе с проблемами, вызванными этим отсутствием направления, они начинают действовать характерными способами; кто-то молчит, кто-то агрессивен, некоторые имеют тенденцию постоянно инициировать обсуждение, а некоторые пытаются структурировать разбирательства. С помощью фасилитатора или лидера группы эти подходы или разработки становятся предметом обсуждения и анализа. Фасилитатор привлекает внимание к событиям и поведению в группе, случайные вмешательства в виде предварительных интерпретаций. Третий, Сердце лаборатории Т-группы находится в небольших группах, что позволяет высокий уровень участия, вовлеченности и свободного общения. Интенсивный вовлечение в группу является важной чертой программ Т-группы, в отличие от других методов. Такое участие может быть полезным в устойчивые изменения в установках и поведении участников.

От раздаточный материал, распространяемый на сайте «Личностный рост Лаборатория», каждую весну и осень спонсируется государством Трентон. Колледж, конец 1970-х — начало 1980-х, включая 1981-1983 годы. Источник не приписано, но, очевидно, взято из Cooper, C.L. & Мангам, И.Л. (1971). Т-группы: обзор исследований . Лондон: Wiley-Interscience, как указано здесь.

 

Т-групп | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Группы
Групповая динамика
  • Смена выбора
  • Соответствие
  • Групповая сплоченность
  • Групповая эмоция
  • Групповые характеристики
  • Групповое развитие
  • Групповое принятие решений
  • Групповое обсуждение
  • Групповое участие
  • Групповое выступление
  • Групповая поляризация
  • Групповое решение проблем
  • Консультация по групповому процессу
  • Размер группы
  • Структура группы
  • Групповое мышление
  • Ингруппа аутгруппа
  • Межгрупповая динамика
  • Давление сверстников
Виды групповой терапии
  • Мозговой штурм
  • Группы повышения сознания
  • Группа встреч
  • Семья
  • Фокус-группы
  • Функциональные группы
  • Групповое консультирование
  • Групповая инструкция
  • Групповая психотерапия
  • Марафон групповой терапии
  • Референтные группы
  • Социальные группы
  • Группы поддержки
  • Команды
  • Т-группы
Другие аспекты
  • Групповые дома
  • Социальное безделье

Это ящик: просмотреть • обсудить • изменить

В 1947 году Управление военно-морских исследований и Национальная ассоциация образования создали Национальный институт учебных лабораторий в Бетеле, штат Мэн. Они впервые использовали T-групп (чувствительность или лабораторное обучение), в которых учащиеся используют обратную связь, решение проблем и ролевые игры, чтобы получить представление о себе, других и группах. Цель состояла в том, чтобы изменить стандарты, взгляды и поведение людей.

Этот тип обучения вызывает споры, поскольку поведение, которое оно поощряет, часто связано с самораскрытием и открытостью, которые, по мнению многих людей, в конечном итоге наказывается организацией. Кроме того, во многих тренировках чувствительности используется чрезмерная активность. Обратная связь, используемая в этом типе обучения, может быть сугубо личной, поэтому ее должны давать хорошо подготовленные наблюдатели (инструкторы).

См. также[]

  • Группы повышения сознания
  • Обучение человеческим отношениям
  • Марафон групповой терапии
  • Тренировка чувствительности

Внешние ссылки[]

  • Т-группы
Эта статья по психологии является незавершенной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *