Тактильное восприятие: Тактильное восприятие у детей: развиваем с помощью упражнений

Тактильное восприятие у детей: развиваем с помощью упражнений

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей. 

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей     

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

развитие у детей с помощью упражнений

Содержание

  • 1 Тактильное восприятие как познавательный процесс
  • 2 Развитие тактильного восприятия у детей     
    • 2.1 Роль тактильных ощущений в восприятии формы
  • 3 Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей. 

Тактильное восприятие как познавательный процесс

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.

Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.

Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.

Развитие тактильного восприятия у детей     

Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.

Роль тактильных ощущений в восприятии формы

Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.

Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.

Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.

Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.

Упражнения на развитие ощущений и осязания

Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.

В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.

Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Развивают тактильные способности пальчиковые игры для детей.

Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.

Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.

Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.

Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.

Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.

Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.

Тактильное восприятие последовательно предъявляемых пространственных паттернов

Тактильное восприятие последовательно предъявляемых пространственных паттернов

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Джеймс С. Блисс 1 ,
  • Hewitt D. Crane 2 ,
  • Стивен В. Линк 2 &
  • Джеймс Т. Таунсенд 2
  • Джеймс Т. Таунсенд 2
  • Восприятие и психофизика том 1 , страницы 125–130 (1966 г. )Процитировать эту статью

    • 343 доступа

    • 22 цитаты

    • Сведения о показателях

    Abstract

    Тактильное распознавание образов изучалось путем предъявления пар букв алфавита в быстрой последовательности в одном и том же анатомическом месте, при этом испытуемый должен был в каждом испытании идентифицировать набор узоров. Экспериментальными переменными были продолжительность каждого стимула и время между стимулами. Тремя аспектами наблюдаемого взаимодействия были: (1) увеличение числа инверсий букв для очень коротких межстимульных интервалов; (2) больший процент ошибок первого ответа для коротких интервалов начала стимула и больший процент ошибок второго ответа для длительных интервалов начала стимула; и (3) пересечение частот ошибок первого и второго ответа в диапазоне от 100 до 200 мс.

    после появления первого раздражителя. Эти результаты согласуются с некоторыми временными свойствами моделей, предложенных для аналогичных визуальных задач.

    Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

    Ссылки

    • Авербах, Э. и Кориелл, А. С. Кратковременная память в видении. Белл тех. J. , 1961. 40, 307–328.

      Google Scholar

    • BIiss, ​​J.C., & Crane, H.D. Компьютеризированная инструментальная система для исследований тактильного восприятия. Проц. 16-й ежегодной конференции NAECON. , Дейтон. Огайо, 1964. Стр. 375–384

    • Эриксен . CW Временные эффекты суммирования яркостей при маскировании назад и вперед. Восприятие. и психофиз. , 1966, 1(3), 87–92.

      Google Scholar

    • Эриксен, К. В. и Коллинз, Дж. Ф. Реинтерпретация одной формы обратной и прямой маскировки в зрительном восприятии. Дж. эксп. Психол . 1965, 70, 343–351.

      Артикул пабмед Google Scholar

    • Колерс, П. А., и Кацман, М. Т. Называние и чтение последовательно представленных букв. Представлено Психономическому обществу 20 августа 1963 г.

    • Котовский К. и Блисс Дж. К. Тактильное представление визуальной информации. IEEE Trans. по Медицинской Электронике , 1963, МИЛ-7, 108–113.

      Артикул Google Scholar

    • Lindblom, V. Свойства сенсорных рецепторов в дистальных отделах гладкой кожи обезьяны. Дж. Нейрофиз. , 1965, 128, 966–985.

      Google Scholar

    • Massa, R. J. Роль кратковременной зрительной памяти в обработке зрительной информации. Симпозиум по моделям восприятия речи и визуальной формы . Бостон, Массачусетс, 1964.

    • Сперлинг . G. Модель для задач на зрительную память. Гул. факторы , 1963. 5, 19–32.

      ПабМед Google Scholar

    • Sumby, WH Экспериментальное исследование вибротактильного кажущегося движения. Рез. Бык. амер. Фонд для слепых , 1965, 9, 71–101.

      Google Scholar

    • Towe, A.L. , & Amassian, V.E. Паттерны активности отдельных корковых единиц после стимуляции пальцев у обезьян. Дж. Нейрофиз. , 1958, 21, 292–311.

      Google Scholar

    • Uttal, W. R. Отражают ли сложные вызванные потенциалы психологические коды? Психология. Бык. , 1965, 64, 377–392.

      Артикул пабмед Google Scholar

    Ссылка на скачивание

    Информация о авторе

    Авторы и принадлежности

    1. Стэнфордский исследовательский институт и Стэнфордский университет, США

      Джеймс С. Блисс

    2. Stanford Research Instistut W. Link и James T. Townsend

    Авторы

    1. James C. Bliss

      Посмотреть публикации автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

    2. Hewitt D. Crane

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    3. Stephen W. Link

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    4. James T. Townsend

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    Дополнительная информация

    1. Работа, описанная в этом документе, была частично поддержана Отделом исследований и технологий Лаборатории авионики ВВС, Отдел авиационных систем. по контракту AF 33(615)-1099 со Стэнфордским исследовательским институтом и частично Национальным институтом неврологических заболеваний и слепоты по гранту NB 06412-01 со Стэнфордским университетом. Тактильные стимуляторы alrjet, используемые в этом исследовании, были разработаны в Стэнфордском научно-исследовательском институте по контракту NAS 2-1679.с Исследовательским центром Эймса, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Моффет Филд, Калифорния.

    Права и разрешения

    Перепечатка и разрешения

    Об этой статье

    Дыхание, сердцебиение и сознательное тактильное восприятие

    Новые результаты

    Посмотреть профиль ORCIDMartin Grund, Посмотреть профиль ORCIDEsra Al, Marc Pabst, Alice Dabbagh, Посмотреть профиль ORCIDTilman Stephani, Посмотреть профиль ORCIDTill Nierhaus, Посмотреть профиль ORCIDArno Villringer

    doi: https://doi.org/10.1101/2021.03.22.436396

    • Аннотация
    • Полный текст
    • Информация/История
    • Abstrics
    • Data/Code
    • 69 Aplains
    • /код
    • 69 Ablics.
    • Data/Code
    • 6669. Было показано, что активность взаимодействует с сознательным тактильным восприятием: обнаружение околопороговых тактильных раздражителей более вероятно во время диастолы, чем во время систолы, а замедление сердечного ритма более выражено для обнаруженных стимулов по сравнению с необнаруженными. Здесь мы исследовали, как влияние сердечного цикла на сознательное тактильное восприятие связано с дыханием, учитывая естественное сочетание этих двух доминирующих ритмов тела. Сорок один здоровый участник должен был сообщить об осознанном восприятии слабых электрических импульсов, приложенных к левому указательному пальцу (да/нет), и уверенности в своем решении да/нет (неуверенность/уверенность) во время электрокардиографии (ЭКГ), дыхательной активности (окружности грудной клетки). ) и пальцевой пульсоксиметрии. Мы подтвердили предыдущие выводы о более высокой частоте тактильного обнаружения во время диастолы и одномодальном распределении попаданий в диастолу, в частности, мы обнаружили это только тогда, когда участники были уверены в своем решении об обнаружении. Наименьшая частота тактильной детекции наблюдалась через 250-300 мс после R-пика, соответствующего началу пульсовой волны в пальце. Вдохновение было привязано к тактильной стимуляции, и это было более последовательно при попадании, чем при промахе. Дыхательные циклы, сопровождающие промахи, были более продолжительными по сравнению с попаданиями и правильными отклонениями. Влияние сердечного цикла на сознательное тактильное восприятие взаимодействует с уверенностью в принятии решения и совпадает с приходом пульсовой волны, что предполагает участие высших когнитивных процессов в этом феномене, возможно, связанном с прогностическим кодированием. Более последовательная синхронизация фазы вдоха с началом стимула для попаданий, чем промахов, согласуется с предыдущими сообщениями о синхронизации вдоха по фазе с началом когнитивной задачи, которые интерпретировались как настройка сенсорной системы на поступающую информацию.

      Заявление о значении Механистические исследования восприятия и познания, как правило, сосредотачиваются на мозге, пренебрегая вкладом тела.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *