Гении и таланты. В чём разница? | Дом и семья
В то время как талант наоборот подразумевает собой отклонение в пользу эмоций, но часто в сочетании с низким интеллектом, и означает выдающиеся природные способности, необычайную одарённость, позволяющую человеку наиболее успешно справляться с той или иной деятельностью. Неслучайно талантливые люди медленно решают интеллектуальные задачи, зато качественно справляются с творческой или физической работой. А гении открывают новые теории и законы, создают бессмертные произведения искусства, но часто не могут работать в стандартных нормативных условиях, а также непрактичны в быту. В СМИ множество публикаций о талантливых звёздах, которые плохо учились, среди которых Аль Пачино, Джим Керри, Джонни Депп, Марлон Брандо, Мадонна, Марк Уолберг, Никита Михалков, Андрей Тарковский, Стэнли Кубрик, Александр Абдулов, Николай Фоменко, Олег Газманов, Стивен Спилберг, Дэниел Редклифф, Райан Гослинг, Кэмерон Диаз, Рэйчел Вайс, Питер Джексон, Кристен Стюарт и многие другие.
Между уровнем развития интеллекта и скоростью работы (производительностью труда) есть прямая связь. Практически у всех гениальных людей, оставивших след в истории, бесчисленное количество работ. Винсент Ван Гог написал более двух тысяч картин и рисунков, Александр Пушкин написал около 800 стихов, Вольфганг Моцарт сочинил более 600 произведений, авторству Пабло Пикассо принадлежат десятки тысяч работ, Сергей Есенин написал свыше 400 стихотворений…
Сумасшедшему гению дано создать всего одно гениальное произведение искусства или совершить одно гениальное научное открытие. Это происходит в начальной стадии развития шизофрении или при первой гипомании в биполярном аффективном расстройстве, когда происходит интеллектуальный и эмоциональный подъём.
Ещё Карл Ясперс утверждал, что гений создает лучшие произведения в начальный период шизофрении, когда распадающееся сознание открывает невероятные глубины. После чего идет полоса распада.Джон Нэш, страдавший шизофренией, получил номинацию на Нобелевскую премию за диссертацию по теории игр (1949), которую написал как раз на волне развивающейся шизофрении, и победил в ней, а Ван Гог, который, как утверждают, страдал биполярным расстройством, всему миру известен по картине «Подсолнухи». Во время развития болезни происходит подъём эмоционального интеллекта, что и позволяет создать гению нечто из ряда вон выходящее. Именно болезнь способствует проявлению гениальности, но потом происходит инвалидизирующий психоз, после чего по объективным причинам ничего гениального создать невозможно: нарушаются эмоционально-волевая сфера, мышление, внимание.
В то же время неправильно называть всех гениев сумасшедшими. Есть среди них психически здоровые, и их немало (например, выше упомянутые Александр Пушкин, Пабло Пикассо, а в современном мире можно упомянуть Ханса Циммера, Григория Перельмана, Эннио Морриконе, Стивена Хокинга и Стивена Кинга). И в отличие от сумасшедших гениев, они не ограничены количеством гениальных, то есть оригинальных и при этом долговечных работ.
Неправильно также утверждать, что талантливый человек талантлив во всём. Как правило, талантливая личность проявляет себя в смежных с основной деятельностью областях: киноактёры продюсируют, пишут сценарии и ставят фильмы, а музыканты поют, пишут стихи и сочиняют музыку. При этом большинству талантов характерна узкая направленность. Так, например, актёры бывают комедийными, драматическими или актёрами боевиков. В то время как большинству гениев наоборот характерна универсальность, но проявить себя они могут почти всегда лишь в одном виде деятельности.
Ван Гог был уволен из парижской художественной фирмы, в которой он работал, после чего не мог найти постоянную работу учителем в Англии. Джон Нэш по словам современников был ужасным преподавателем. Кроме того, он был уволен в 1954-м году из корпорации RAND. Был уволен и выдающийся физик Лев Ландау (из Харьковского механико-машиностроительного института). Альберт Эйнштейн вплоть до весны 1902-го года не мог найти постоянное место работы, а среди условий, которые он поставил Милевой Марич для замужества, были: забота об одежде, постели, еде и принятие отказа от проявления каких-либо чувств.
Вряд ли возможно привести ни одного примера талантливого человека, который добился выдающихся успехов в науке. Равно как невозможно вспомнить ни одного гениального актёра или кинорежиссёра. Практически все выдающиеся кинорежиссёры сами пишут сценарии, продюсируют и иногда монтируют кино. Кристофер Нолан проявил себя как режиссёр, сценарист, продюсер, оператор и монтажёр. Андрей Тарковский как режиссер, сценарист, актер, монтажер, художник. Никита Михалков как режиссёр, актёр, продюсер, сценарист. Столь разносторонняя работоспособность в сочетании с ограниченным направлением в творчестве (у Нолана — триллеры и детективы, у Тарковского с Михалковым — драмы) может быть только у талантливых людей.
Поскольку талант, как и гений — это отклонение от нормы, талантливые личности зачастую также обладают проблемами со здоровьем. Наиболее известные примеры больных талантов: у Владимира Высоцкого были проблемы с почками и сердцем, один из братьев Вачовски сменил пол, Том Круз и Киану Ривз — дислексики, Брэд Питт страдает прозопагнозией, Кэтрин Зета-Джонс страдает биполярным аффективным расстройством второго типа.
Большинство гениев холодные. Об этом писал ещё Ломброзо. А таланты — напротив, горячие. Работа гения технически значительно проще работы таланта. Талант часто передаётся по наследству. В то время как гениальность не передаётся по наследству никогда. Таким образом, не следует путать гениальность с талантом. Талант не входит в гениальность и тем более это не одно и то же.
от Аристотеля до Водолазкина] [litres]
«Писателями становятся – кто грамотен, тот может и писать. Но гениями слова вроде Мелвилла, Уитмена или Торо – рождаются.
Давайте рассмотрим термин “гениальность”. Гений не значит “чокнутый”, “эксцентричный” или “с переизбытком таланта”. Термин происходит от латинского слова gignere (порождать), и гений – это просто человек, который создает что-то совершенно новое. Никто, кроме Мелвилла, не смог бы написать “Моби Дик”, – даже Уитмен или Шекспир. Никто, кроме Уитмена, не мог написать “Листья травы”; Уитмен родился, чтобы их написать, а Мелвилл – чтобы написать “Моби Дик”. “Вопрос не в том, что ты делаешь, – говорили Сай Оливер и Трамми Янг[141], – а в том, как ты это делаешь”. Любой из пяти тысяч студентов, изучающих писательское мастерство, может взяться за легенду о Фаустусе, но лишь один Марло родился затем, чтобы написать своего “Фауста” так, как он его написал[142].Я всегда смеюсь, когда слышу умников с Бродвея, рассуждающих о “таланте” и “гениальности”. Иных виртуозов, которые могут сыграть Брамса на скрипке, называют “гениями”, но гениальность – как исходная сила – на самом деле принадлежит Брамсу, а скрипач-виртуоз лишь прекрасный исполнитель: иными словами, “талант”.
‹…›
Возьмите Джеймса Джойса: люди говорили, что он “растранжирил” свой талант на поток сознания, тогда как на самом деле Джойс родился как раз затем, чтобы создать этот поток. Гении могут быть светлыми, могут быть мрачными, но в них зияет неизбежная, полная печали глубина – оригинальность. ‹…› Джойса оскорбляли всю его жизнь – Ирландия и весь мир – за то, что он был гением. ‹…› Пять тысяч писателей с университетским образованием могли бы взяться за единственный июньский день в Дублине 1904 года, но им никогда не выжать из этого дня того, что сделал с ним Джойс, – он попросту был рожден затем, чтобы создать “Улисс”.
С другой стороны, если пять тысяч “обученных” писателей плюс Джойс все вместе примутся за статью вроде тех, что публикует Rider’s Digest – “Идеи для отпуска” или, скажем, “Секреты домоводства”, – то даже тогда, я думаю, Джойс выделился бы за счет своего врожденного оригинального языкового чутья. Хорошенько запомните, что сказал Синклер Льюис[143] Томасу Вулфу[144]: “Если бы Томас Харди[145] нанялся писать статьи для Saturday Evening Post, вы думаете, он писал бы их как Зейн Грей[146] или как Томас Харди? Я отвечу за вас. Томас Харди мог писать только как Томас Харди. Он всегда писал бы как Томас Харди – неважно, для Saturday Evening Post или для какого-нибудь бульварного листка”.
Поэтому, отвечая на вопрос, рождаются писателями или становятся, сначала следует переспросить: “Ты имеешь в виду талантливых писателей или оригинальных?”. Потому что писать может каждый, но не каждый изобретает новые формы письма. ‹…› Критерии оценки таланта или гениальности эфемерны, если рассуждать рационально, с цифрами в руках, но каждый и сам прекрасно чувствует, когда гениальный писатель поражает строками невиданной силы, которые вместе с тем кажутся такими знакомыми.
‹…›
Главное, о чем следует помнить, – талант имитирует гениальность, потому что ему больше нечего имитировать. Так как талант не может порождать, он должен имитировать или интерпретировать. ‹…› Гений порождает, талант воплощает. То, что видели в ночном небе Рембрандт или Ван Гог, больше никто не увидит. Ни одна лягушка больше не прыгнет в пруд так, как лягушка Басё.
‹…›
Так что в случае с гением гениальность подразумевает еще и оригинальное формирование нового стиля. Хотя язык Кида[147] – все время, что он творил, – елизаветинский, язык Шекспира может называться только шекспировским. Часто изобретателя новых языковых форм завистливые таланты называют “выпендрежником”. Но все сводится не к тому, что ты пишешь, а к тому, как ты пишешь».
Из эссе Джека Керуака «Рождаются писателями или становятся?»[148]
Коучинг руководителей для предпринимателей и лидеров
ЧАСТНЫЙ КОУЧИНГ: НАЙДИТЕ СВОЙ БРЕНД DEEP GENIUS®Наши услуги частного коучинга предназначены для того, чтобы пробудить и зажечь все то, что делает вас великим как лидера и как профессионала. Мы сотрудничаем с вами, чтобы раскрыть сильные стороны и мощь вашего глубокого гения и наполнить их тем, как вы создаете, внедряете инновации и руководите.
Что нас отличает, так это наша способность выйти за пределы поверхностного уровня и увидеть вас всех. Мы находим то, что делает вас выдающимся в взлетах и падениях вашего жизненного пути, препятствиях и барьерах, с которыми вы, возможно, сталкивались, культурном происхождении, истории происхождения и внутреннем побуждении.
Независимо от того, являетесь ли вы первым в своей семье, поступившим в колледж, первооткрывателем в своей области, «единственным ____» на работе или у вас есть горячее желание привлечь внимание к своей подлинной личности, мы можем помочь.
Наша совместная работа может помочь вам: Все DiSC® — это обучающий опыт личного развития, который измеряет индивидуальные предпочтения и тенденции на основе модели DiSC® . Эта простая, но мощная модель описывает четыре основных стиля: D, i, S и C и служит основой для набора приложений Everything DiSC. Вы получите персонализированную информацию, которая углубит ваше понимание себя и других и сделает взаимодействие на рабочем месте более приятным и эффективным. Существует несколько различных оценок под названием DiSC. Вы можете проходить оценки отдельно без коучинга или сочетать их с коучинговым пакетом (рекомендуется). Свяжитесь со мной, используя форму ниже для получения дополнительной информации. Оценка DiSC: доступна для отдельных лиц и групп
Заполните мою онлайн-форму.
Я верю, что КАЖДЫЙ обладает Deep Genius и что у вас есть сила изменить свой бизнес и карьеру, подключившись к нему!
НЭНСИ МАРМОЛЕХО, основатель компании Talent and Genius, – отмеченный наградами латиноамериканский коуч и инструктор, который учит лидеров тому, как задействовать свой уникальный гений и использовать его, чтобы руководить, общаться и творить еще эффективнее. На протяжении более 15 лет бизнес-консалтинг Нэнси помогает клиентам со всего мира общаться более четко, повышать производительность и развивать сострадательные лидерские качества. Постоянный автор статей в Forbes и HuffPo, она получила множество наград за свой бизнес за сервис и инновации. Она также фигурирует в журналах Smart Money, Redbook, Latina Magazine, The Orange County Register, Univision, NPR и многих других. Нэнси живет в районе залива Сан-Франциско, где она наслаждается удивительным миром своего сада на заднем дворе, коллекционирует произведения искусства и исследует близлежащие пешеходные тропы.
Развитие лидерских качеств, построение команды, вовлечение сотрудников
Пожалуйста, используйте контактную форму ниже, чтобы запросить дополнительную информацию и подробности
Глубокий гений на работе: как раскрыть скрытый талант в вашей команде Гениальность рабочего места создает среду, в которой развитие лидерских качеств происходит более эффективно, сплочение коллектива происходит естественным образом, а люди чувствуют, что их работу ценят.
Когда вы открываете Deep Genius в своих сотрудниках и командах, вы взламываете код к вовлеченному, высокопроизводительному рабочему месту.
На этом тренинге участники узнают:
- Ценность своих врожденных сильных сторон, приобретенных навыков и жизненного опыта
- Как получить уникальную точку зрения, определяющую ценность, которую каждый человек привносит в свою работу
- Как распознать Deep Genius других и использовать его как способ повысить производительность, продуктивность и вовлеченность в команды и сотрудников.
Это отличный тренинг для команд лидеров, начинающих лидеров, новых менеджеров и других, кто растет и ведет.
Личный бренд: REINVENTED
Ваш личный бренд — это способ сообщить о вашей ценности и уникальном вкладе. Речь идет не только о слоганах, названиях должностей или корпоративном жаргоне.
Личный бренд: reINVENTED использует комплексный подход к выявлению и уточнению уникальной ценности каждого человека и предлагает практичные и простые в реализации стратегии, позволяющие максимально эффективно использовать личный бренд.
На этом тренинге участники узнают, как:
- Определите свои уникальные личные бренды
- Понять разницу между своим внутренним брендом и внешними брендами
- Узнайте советы для Linked In и других социальных платформ
- Узнайте, как стать более влиятельными, используя свои личные бренды
- Определить конкретные цели, в достижении которых может помочь мощный личный бренд
Преднамеренная коммуникация: как разные команды могут добиться успеха вместе
Четкая и преднамеренная коммуникация помогает разным командам работать более эффективно, уменьшает недопонимание и повышает производительность. Это также помогает в развитии лидерских качеств и карьерном росте.
На этом семинаре участники изучат различные подходы к общению в различных условиях, таких как встречи, оценки, интервью и многое другое.
Участники:- Изучат различные коммуникационные структуры для использования на рабочем месте и за его пределами
- Потренируйтесь рассказывать другим о своих профессиональных достоинствах
- Создавайте темы для обсуждения, чтобы подчеркнуть их достижения
- Получите ценную информацию о том, как слушать, говорить и писать об их ценности и вкладе
Навыки коучинга для начинающих и признанных лидеров
Используя проверенную структуру для управления процессом, участники узнают о лучших методах предоставления и получения обратной связи, предложения советов, выслушивания, постановки целей и помощи членам команды в поиске собственного источника мотивации и сосредоточенности.