Танцевальная терапия для детей – танцевальная терапия, метод, особенности для детей и пожилых

Содержание

танцевальная терапия, метод, особенности для детей и пожилых

Танцевальная двигательная терапия  (танцетерапия)— это уникальный вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве. В ее основе лежит связь между психикой и телом.

Если укреплять и развивать эту связь, то состояние души и психики будет более здоровым. Во время танца можно распознать, пережить и выразить разные чувства и эмоции.

В процессе танцедвигательной терапии возможно улучшить свои коммуникативные способности и наладить общение. Во время сессии развиваются доверие, способность распознать и выразить эмоции, тренируется осознанность и формируется положительный образ себя.

На физическом уровне в процессе терапии улучшается такие качества, как равновесие, координация и чувство ритма. Увеличивается двигательное разнообразие и способность импровизировать. ТДТ помогает уменьшить напряжение и развить бережное, уважительное отношение к своему телу.

В процессе танца мозг интегрирует информацию поступающих из визуальных, аудиальных, вестибулярных и соматосенсорной системы. Чтобы обработать всю поступающую информацию во время движения, разные участки коры головного мозга и подкорковые ядра срабатывают одновременно.

Танец регулирует в организме уровень серотонина и дофамина. В свою очередь, уровень концентрации этих гормонов связан с усталостью, стрессом, бессонницей и другими факторами. Танец способствует когнитивным процессам, уровню концентрации, творчеству и спонтанности и налаживает контакт со своими внутренними ресурсами.

Танцетерапия может происходить в группе, индивидуально, а также для пар.

Танцетерапия, история возникновения

Изначально, в культуре, танец был выражением чувств. Он передавал то, что человек чувствует в этом мире. Древний человек «танцевал» свои страхи, танцевал свое горе и  счастье. Не один ритуал перехода или рождения, инициация мальчиков в мужчины, девочек в девушки, свадьбы и смерти не проходили без танцев. Человек выражал в танце свое взаимоотношение с высшими силами.

 

Механизм воздействия танца на человека современной наукой были изучены только в двадцатом веке. Однако нашим предкам эти объяснения не требовались, они умели использовать психофизические практики направленные на расширение границ нашего сознания.

Американская танцовщица Мэрион Чейз является первым танцевальным терапевтом. Изначально ее интересовала эмоциональная сторона танца и чувства, которые передает танцор. Чуть позже техника исполнения стала для нее менее интересна и свое предпочтение она отдала выражению чувств в свободной пластике.

Еще в 1946 году она убедилась в силе танцевальных движений при работе с госпитализироваными психиатрическими больными. Мэрион работала с самыми тяжёлыми пациентами, с которыми вербальные способы терапии просто не срабатывали. Они были слишком сложны и основная задача конечно же в работе с психиатрическими больными это улучшение их коммуникативных способностей и телесная реинтеграция — возвращение человеку осознанности своего тела.

Во время лечения, инстинктивно пациенты испытывали непроизвольную радость, которая стала приносить терапевтический эффект. Мэрион успешно работала много лет и смогла выделить большое количество благоприятно влияющих психологических составляющих танца.

В 1960-х годах исследования по невербальному поведению и роли тела в вопросах психического здоровья также повлияли на практику. В 1966 году была создана Американская ассоциация танцевальной терапии (ADTA), в которой были разработаны стандарты обучения и сертификации в этой области.

Вильгельм Райх считается основателем телесной терапии. Именно он смог доказать, что многие психологические и физические проблемы формируются в детском возрасте:

Все страхи, которые зародились у человека в детстве и со временем были подавлены, приводят к тому, что мышцы становятся скованными. Первой причиной многих душевных и телесных заболеваний являются различные зажимы и блоки, которые появляются от скапливания негативных переживаний и мыслей. Все мышечное напряжение можно полностью растворить если восстановить естественное дыхание и спонтанные движения.

Этого и добивался Вильгельм Райх, потому что был уверен что положительные эмоциональные всплески хорошо влияют на психику.

Методы танцевальной терапии

Существует несколько методов и техник для работы с телом:

  • Внимание к телесным ощущениям;
  • Эмоциональное двигательное выражение;
  • Анализ;
  • Повторное проживание.

Организовываются разные группы танцевальной терапии. Клиническая является основной. Она может длиться несколько лет, но эффект будет гарантирован. Клиническая терапия хорошо помогает таким пациентам, у которых замечены нарушения в речи, в общении с другими людьми.

Существует более трудный вид, который применяют к людям с психологическим проблемами. В основе метода лежит аналитическая психология. Танцетерапия проводится как индивидуально, так и в группе, где присутствуют другие пациенты. Данный вид помогает решить какие-либо конкретные психологические проблемы человека.

Еще один метод танцевальной терапии создан для тех людей, которые не имеют проблем, но в их жизни их что-то не устраивает. Это им помогает обрести свое скрытое «я», по новому самовыражаться и взаимодействовать с другими людьми.

Лечение начинается с легких упражнений, благодаря которым тело настраивается на работу. Упражнения и задания выстроены так, чтобы человек смог узнать себя и свое тело.

Танцевальный терапевт также является участником события, полностью вовлекается в процесс вместе со своими пациентами. Он создает направление, дает задания и отслеживает изменения, которые приносят его методы каждому пациенту.

Показания к применению

Люди с психологическими проблемами, а также здоровые люди, которые хотят обрести внутренний баланс, находят пользу в танцевальной терапии. Проблемы, которые способна решить такая терапия:

  1. Обеспечивает негативным эмоциям и агрессии безопасный выход;
  2. Помогает проанализировать и избавиться от плохих мыслей и чувств;
  3. Меняет отношение к своему телу на более осознанное;
  4. Помогает избавиться от проблем в общении с посторонними людьми, благодаря коммуникативному опыту, полученному в группе;
  5. Повышает самооценку и развивает творческие способности.

Для тех, кто часто пребывает в плохом настроении, либо испытывает стресс, танцевальная терапия необходима. Также терапия помогает решить такие психологические проблемы, как ревность, неудовлетворение семейными отношениями, страхи, фобии, чувство одиночества, повышенное беспокойство.

С какими проблемами можно заниматься танцевальной терапией?

Танцевальные терапевты работают с людьми в терапии, чтобы помочь им улучшить психологическое  и физическое состояние. ТДТ — это универсальная форма терапии, основанная на идее, что движение и эмоция взаимосвязаны. Творческое выражение танцевальной терапии может укрепить коммуникативные навыки и вдохновить на динамичные отношения. Она обычно используется для лечения физических, психологических, когнитивных и социальных проблем.

Физические проблемы:

  • Хроническая боль
  • Детское ожирение
  • Рак
  • Артрит
  • Повышенное кровяное давление
  • Сердечно-сосудистые заболевания

Вопросы психического здоровья:

  • Тревожность
  • Депрессия
  • Неупорядоченная еда
  • Низкая самооценка
  • Пост травматический стресс

Когнитивные проблемы:

  • Слабоумие
  • Проблемы связи, коммуникабельность

Социальные вопросы:

  • Аутизм
  • Агрессия / насилие
  • Сложное социальное взаимодействие
  • Семейный конфликт

Насколько эффективна танцевальная терапия?

Исследования показали, что танцевальная терапия может быть эффективной при лечении вопросов психического здоровья, таких как неупорядоченное питание, депрессия и беспокойство. Некоторые недавние примеры включают:

  • Исследование, проведенное журналом The Arts in Psychotherapy (2007), показало, что танцевальная терапия оказала положительное влияние на участников, испытывающих симптомы депрессии.
  • Исследование, проведенное Американским журналом танцевальной терапии (2004), в котором участвовало 54 студента в программе профилактики насилия в отношении танцевальной терапии, показало, что агрессия среди участников уменьшилась, а социальное поведение увеличилось.
  • Исследование от Alzheimer’s Care Today (2009) предполагает, что ТДТ может непосредственно улучшать воспоминание памяти у людей с деменцией.
  • В обзоре литературы из American Journal of Dance Therapy указано, что ТДТ может быть хорошим вариантом лечения для детей в спектре аутизма.
  • Благодаря своим социальным и физическим компонентам, танцевальная двигательная терапия также рассматривается как вариант лечения детского ожирения.
Рекомендуем почитать интересную статью: Округляя результат: увлекательная мандалотерапия

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»

Ключевые принципы ТДТ

  1. Тело и ум взаимосвязаны, так что изменение одного воздействует на другого.
  2. Движение может выражать аспекты личности.
  3. Часть терапевтических отношений передается через невербальные средства.
  4. Движения могут быть символическими и представлять собой бессознательный процесс.
  5. Импровизация движения, экспериментирование могут привести к новым ощущениям и восприятию окружающей действительности.

Особенности танцетерапии для детей

Танцы являются одним из самых приятных способов терапии для детей. Танцевальные занятия есть в каждом детском саду. Здоровые дети просто прыгают под музыку в виде игры, а для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются танцевальные программы с лечебной направленностью. Врачи создали комплексы танцевальной терапии для детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Танцы — это аэробная форма упражнений. Это может потенциально помочь детям с избыточным весом похудеть и улучшить свои привычки в еде.

Танцетерапия для пожилых

По прогнозам, к 2050 году пожилое население мира достигнет почти удвоения, а случаи деменции и депрессии, как ожидается, увеличатся в тандеме. Поэтому существует большая потребность в комплексных, не фармацевтических методов, которые укрепляют когнитивные, психосоциальные и двигательные функции и улучшают общее качество жизнь пожилых людей.

Исследования показывают, что танцевальная двигательная терапия может значительно улучшить состояние настроения среди пожилых людей, а также улучшить когнитивные функции и сенсомоторную работу ( Kshtriya, Barnstaple, Rabinovich, DeSouza, American Journal of Dance Therapy, 2015) .

 

Занятие танцами могут также помочь предотвратить падения, улучшить походку и равновесие, а также уменьшить потребность в болевых приемах. И многие старейшины находят это более приятным, чем другие формы физической активности.

Танцевальная терапия улучшает и увеличивает объем движений, воспитывает координацию. Оказывает глубокое позитивное влияние на жизнь пожилых людей. Это гораздо больше, чем просто приятное развлечение — это настоящая медицина.

 Танцевальная терапия — упражнения

В танцевальной терапии используются специальные упражнения, такие как:

  • Свободное раскачивание;
  • Движения, которые требуют собранности и контроль над телом;
  • Чередование собранности и расслабления;
  • Передвижение по помещению строго определенным способом.

 

Занятия или танцевальные сессии состоят из нескольких этапов:

На первом, терапевт выслушает тебя и выяснит, что на данный момент тебе важно и что ждёшь от процесса. В этот момент обговариваются все организаторские вопросы.

Второй этап начинается с разогрева, которая занимает несколько минут и состоит из упражнений, которые в виде разминки подготавливают тело к работе. Выполняются спонтанные движения свободной формы под разную музыку. Упражнения включают в себя встряхивания, покачивания, хлопки.

Основную часть составляют задания, направленные на достижение терапевтических целей. Этап состоит из разработки темы для всей группы, члены которой должны взаимодействовать друг с другом.

В заключительной стадии занятия разрабатывается такая тема, которая сможет использовать все пространство, которое предоставлено группе. Последовательность действий и скорость участников должны меняться.

 

Третий этап — это этап завершения. Этап рефлексии, который необходим, чтобы сформулировать пережитое словами и углубить терапевтический процесс.

Какой бы ни была твоя история, у тебя всегда есть выбор довериться и сделать шаг в неизвестность. Впусти движение в свою жизнь.

Ирина Горбачева танцевальная терапия (видео)

Предлагаем вам также посмотреть видео, проект с использованием танцетерапии «Я танцую по Москве»:

А также клип Полины Гагариной «Танцуй со мной»с участием Ирины Горбачевой, где она говорит: «Танцевальная терапия работает по другому, она открывает, защищает и исцеляет»!

 

Заключение

Танец, который основан на естественных импульсах своего тела и рожден из самой глубины души, способен разрушить многие барьеры в голове, а также помочь обрести себя настоящего. Рожденные спонтанно движения способны освободить нас от тревожных мыслей. Человек обретает новый способ мышления — через свое тело. В процессе такого лечения человек обретает гармонию и здоровье.

Статью прочитали: 9 472

naturopiya.com

Танцевальная терапия | Социальная сеть работников образования

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия — это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальная терапия является — это новая форма лечения для широкого спектра болезней. Лечение происходит на том принципе, что тело и разум взаимосвязаны, и через движение тела можно лечить самые тонкие области психики. Педагоги работают с детьми, у которых различные эмоциональные проблемы, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелые заболевания. Они работают с детьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцевальные терапевты стараются помочь детям развить навыки общения, позитивный образ и эмоциональную стабильность.  Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины.  Танец уже долгое время используется в качестве терапевтического инструмента. Истоки танцевально-двигательной терапии идут к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной чертой составляющей жизнь. Возможно, люди начали танцевать и применять движение тела как средство коммуникации до возникновения языка.  Специалисты доказывают, что еще народные целители в индейских племенах применяли танец в качестве своеобразного искусства исцеления. В Китае же в медицинское лечение были добавлены определенные  движения, такие как Тай Цзи. Еще в 19 веке в Англии врачи были осведомлены о влиянии движения для лечения как физических, так и психических заболеваний. Разнообразные теории танцевальной терапии были разработаны в Великобритании под влиянием американских современных хореографов, таких как Марта Грэм и Дорис Хамфри. Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс.  Она начала преподавать танец  после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце  и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она позволила им  обращаться к свободе движения, а не механике танца. Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец.

Танцевальная терапия с детьми дошкольного возраста — это очень сложный и трудоемкий процесс. Цель — развить творческие способности детей, средствами танцевального искусства. Основные задачи танцевальной терапии с детьми:

  1. Не только улучшить физическое и эмоциональное состояние детей, но и правильно использовать свое тело в танце
  2. Развить социальные навыки, посредством творческого взаимодействия
  3. Снять физическое напряжение, наладить контакт с собственными чувствами; установить связь чувств с движениями
  4. Научить детей работать в коллективе
  5. Повысить двигательную активность
  6. Раскрепостить ребенка
  7. Привить любовь к танцу
  8. Наработать широкий репертуар детских танцев и танцевальных игр

Ритмика в системе обучения знакомит с методикой  преподавания и репертуаром детского танца. В детском возрасте, на начальном этапе обучения, закладываются многие важные навыки, поэтому  развитие ребенка во многом предопределяется профессионализмом педагога.  Ритмика помогает развить  ритм, умения слышать и понимать музыку, согласовывать движения, развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Ритмика создает для организма ребенка физическую нагрузку, равную нагрузке нескольких видов спорта. Используемые на уроках ритмики движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На таких занятиях в раннем возрасте формируется осанка, мышечный скелет, развитие физических и природных данных в раннем возрасте помогает, подобно скульптору, вылепить из простого материала уникальное тело. В  обучения детей младшего возраста необходимо добавить игровое начало, сделать игру главным компонентом урока, который должен возникать на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры формируют умение трудиться, вызывают интерес к уроку, работе. Поэтому педагогу важно внимательно относиться к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно обновлять его, внося определенные коррективы с учетом времени и особенностей обучаемых детей, научиться самостоятельно, создавать танцевальные композиции и постановки с учетом возрастных, психологических и физиологических возможностей детей.

Приемы обучения ритмики тесно связаны с постоянной физической нагрузкой и требуют от хореографа совершенного исполнительского мастерства при демонстрации танцевального репертуара. Сама по себе физическая нагрузка обязательно должна быть сочетаться с творчеством, развитием памяти и эмоциональным выражением. Педагога-хореографа должен воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Необходимо «разбудить» в детях интерес к занятиям и получению новых знаний, поставить четкие для детского понимания цели. Хореограф должен создать условия для дружного целеустремленного творческого процесса, где в равной степени трудятся и педагог, и ребенок. В этом отношении приносит большой успех индивидуальная постановочная работа. Дети любят ее, относятся к подготовке с большим интересом, ведут себя на репетициях лучше, чем на уроках, включаются в рабочий процесс, фантазируют, работают с огромным увлечением и отдачей. В процессе подготовки к постановке педагогу необходимо сформировать собранность, творческую активность и артистизм, которые необходимы в дальнейшем от будущих исполнителей. Они должны уметь перевоплощаться и владеть высочайшими навыками актерского мастерства. Педагоги-хореографы, репетирующие ярко и убедительно, добиваются высоких положительных результатов, их ученики различаются артистизмом, выразительностью в исполнении сложных танцевальных элементов. Сочиняя танцевальные композиции для детей, необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть простыми и в то же время интересными. Не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, перестроений, технических сложностей — недоступность гасит в ребенке желание заниматься. Если же он чувствует, понимает композицию танца, то он уже не отступит перед трудностями и будет упорно трудиться. Будущий специалист должен умело отбирать танцевальные движения, соединяя их в интересные сочетания, строить хореографические этюды. Методика предварительной этюдной работы полезна в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев и произвольных программ. Самым важным фактором работы на начальном этапе обучения является использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.  Длительное изучение, повторение небольшого количества движений дают возможность качественного его усвоения, отработка является прочным фундаментом знаний.  Различное сочетание танцевальных движений открывает новизну и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит благодаря практическому показу и объяснений на словах. Нужно четко обозначить баланс в сочетании этих двух методов. Подробное словесное объяснение приводит к потере внимания учащихся, утрате интереса к занятиям. Нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае материал воспринимается подражательно и неосознанно. Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней жизни: ребенок учится ходить, бегать, прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на его овладение требуется время. Хореографическая тренировка — это длительный процесс выработки большого числа  усложняющихся музыкально-двигательных навыков.  Будущим педагогам следует помнить, что обучение двигательными навыками всегда должно сопровождаться конкретным эмоциональным настроем, нельзя учить только движениям, надо раскрывать эмоциональную выразительность учеников. На первых этапах обучения педагог знакомит детей с элементарными понятиями: характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер, эмоциональная выразительность. Происходит знакомство с  актерским мастерством через игровые задания на передачу эмоциональных состояний. На занятиях необходимо использовать импровизацию. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе, оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося опыта. Дети импровизируют выразительно-изобразительные движения в характере музыки, которую слушают и исполняют, ритмизируют,  участвуют в играх — импровизациях по русским народным сказкам и сказкам других народов. К творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке. Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, темп исполнения. Применяя свои движения в ход восприятия музыки, дети реализуют свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки. Детям очень нравится импровизация, они любят замирать в определенных позах, кружится, любят танцевать парами.  Так же в игровой форме можно знакомить учеников с анатомией:  части тела — суставы и мышцы. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать танцевальные элементы и избегать возможных травм. Таким образом, при подготовке педагогов-хореографов спортивного бального танца важное место отводится предмету «Ритмика», который закладывает творческие и профессиональные основы, учит организовывать, планировать концертно-постановочную деятельность коллектива, быть руководителем и реализовывать задачи по воспитанию духовно-нравственной культуры у современного подрастающего поколения.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Кроме того, танцы способствуют развитию в ребенке эстетического вкуса  и стремлению к красоте. Это выявляется самим набором танцев и одеждой, которая для танца выбирается самая красивая. Также у ребенка появляется музыкальный слух, который  и позволяет попасть в такт музыке. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции ребенка. На самом деле, ритмические  движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий. Занятие в танцевальной студии способствует тому, что у ребенка и родителей возникают общие точки соприкосновения, а их в современных мире у семей очень мало. Поэтому родители должны мотивировать интерес своего ребенка к танцу, своим интересом, гордостью за все его маленькие победы, прежде всего над собой. Ребенок будет гораздо меньше болеть простудными заболеваниями, научится гордо держать спину. Все это в комплексе позволяет  ребенку стать полноценной личностью  — здоровой морально и физически.

nsportal.ru

Танцетерапия для детей избавляет от множества физических и психических проблем

Здравствуйте, дорогие читатели блога Алексея Шевченко « Здоровый образ жизни». Уже не за горами весна с ее замечательными и романтическими праздниками. Безусловно, все мы их будем весело отмечать и, как водится, много танцевать. А знаете ли вы, что многие врачи считают танцы не просто веселым времяпровождением, а настоящим лекарством, способным побеждать весьма серьезные болезни? Как вы, наверное, уже догадались, эта статья будет посвящена теме — танцетерапия для детей.

Немного истории развития терапии

У каждого человека есть физиологическая потребность в движении. Танцетерапия (или танцевально-двигательная терапия) основывается на том, что ритмические движения очень благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека.

Собственно говоря, танцы всегда были неотъемлемой составной частью человеческой жизни. Их воздействие настолько мощное, что на заре истории они использовались в основном не для развлечения, а в ритуалах – религиозных и военных.

В медицинских целях использовались неистовые пляски шаманов.

Постепенно с развитием общества танец утратил свое мистически-целительное значение и превратился, если так можно выразиться, в рекреационную активность. На его явную медицинскую пользу вновь обратили внимание лишь в начале ХХ века, когда активно развивались современные психоаналитические школы.

Интересно отметить, что самые первые танцевальные терапевты были учениками таких прославленных мастеров танца как британский танцовщик и хореограф Рудольф фон Лабан (1879—1958) и немецкая танцовщица Мэри Вигман (1886—1973) (ее в свое время называли величайшей танцовщицей Германии).

Настоящий «прорыв» в применении метода танцевальной терапии в лечебных целях связан с именем американской танцовщицы Мэрион Чейз (1896—1970), которая организовала для этого специальные танцевальные школы для детей и подростков. Результаты ее комплекса занятий танцами были настолько убедительными, что психологи и психиатры стали рекомендовать своим пациентам ее уроки.

В 1946 году, который считается годом появления на свет полноценной танцевально-двигательной терапии, Чейз провела работу с психиатрическими больными, содержащимися в вашингтонском госпитале Святой Элизабет, после чего ее методы получили мировое признание.

Кому может помочь танцетерапия

Танцы – приятный способ лечения. Сегодня танцевальные занятия с детьми практикуются в каждом хорошем детском саду. Но для здоровых детей – это просто занимательные движения под музыку, веселая игра и лишний повод попрыгать. Что же касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то для них разрабатываются специальные танцевальные программы, имеющие особую лечебную направленность. Врачами созданы целые комплексы танцевальной терапии для инвалидов:

  • для детей с нарушениями зрения;
  • для детей с нарушениями слуха;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Заниматься танцетерапией можно даже дома

Занятия танцами представляют собой очень позитивную встряску для всего организма, отлично повышают стрессоустойчивость, развивают координацию движений и выводят из депрессии. Это не только оздоровительный фактор, но также замечательная возможность выразить эмоции, почувствовать ритмическую структуру музыки и ее темповые изменения, воплотив все это в собственном хореографическом произведении.

Кроме того, танцетерапия создает уникальную ситуацию востребованности самых разных психических функций, что очень положительно сказывается на психическом развитии ребенка.

Занятия танцами требуют простора, музыки и грамотного руководства, поэтому для занятий танцетерапией детей лучше отводить в специальную студию. Но, к сожалению, такие группы есть далеко не во всех городах. В этом случае простейшие занятия можно проводить и самостоятельно. Но для этого ребенку потребуется партнер. Примерный комплекс занятий выглядит следующим образом.

  1. Зеркало. 15-минутное занятие.

    Один из участников пары – ведущий, другой – ведомый. Танцующие встают лицом друг к другу. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь плавные (желательно изящные) движения руками, ногами или всем корпусом. Задача ведомого партнера – как можно точнее повторить движения ведущего, как будто он является его зеркальным отражением. Чтобы выполнить это упражнение правильно, требуется хорошая концентрация внимания.

    Через несколько минут партнеры меняются ролями: ведущий становится ведомым, и наоборот.
  2. Зоопарк. 30-минутное занятие.

    Сначала каждый участник занятия должен задумать образ какого-нибудь животного, но не называть его вслух. Затем всем предлагается в течение 20 минут играть роль своего задуманного животного: воспроизводить его движения и даже звуки. При этом все участники могут взаимодействовать друг с другом. В конце занятия все стараются отгадать, кто какое животное изображал.

    Подобная двигательная активность существенно улучшает память, развивает внимание и совершенствует телесные навыки.
  3. Следуй за лидером. 30-минутное занятие для группы из 4-5 человек. Групп может быть несколько.

    Группа выбирает ведущего и выстраивается в ряд друг за другом. Ведущий начинает совершать танцевальные движения, а все остальные члены группы должны повторять их как можно точнее, сохраняя при этом стройность ряда.

    Через несколько минут руководитель подает сигнал, и ведущий перебегает в хвост ряда, а тот участник группы, который стоял за ним, в свою очередь становится ведущим.
  4. Круг. 30-минутное занятие.

    Все участники группы садятся в круг. Каждый участник по очереди выходит на середину круга и в течение нескольких минут исполняет импровизированный танец. Затем и садится на свое место, и его сменяет следующий участник.

Особенность этих занятий заключается в том, что в них полностью отсутствует элемент соревнований. Руководитель не ставит оценок, никто не выбирает «лучших танцоров». Каждый ребенок сам создает свой танец и сам его исполняет.

Все эти упражнения прекрасно подходят и для детей дошкольного возраста, и для взрослых. Они обычно вызывают у детей настоящий восторг, и даже самые стеснительные немедленно включаются в общее движение, начинают азартно фантазировать. Поэтому любое из приведенных здесь упражнений можно использовать, например, для развлечения во время праздников, когда вокруг много гостей, и группы могут быть достаточно большими.

И в заключение предлагаю посмотреть на ми-ми-мишно-очаровательную разминку детской группы танцетерапии.


dolgo-zivi.ru

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Введение.

Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в развитии, а проблемы их обучаемости не вполне разрешимы.

Современные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей в усвоении школьных знаний и формирование ВПФ. Например: целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно- ориентированные методы. Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления чаще всего сводятся к обычной суммации (например, в обычную коррекционную программу вводятся и когнитивные и двигательные методы). Но опыт показывает, что желаемые результаты часто не достигаются.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребёнка. Данное направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, внимание, память, процессы саморегуляции и т.д. Это доказывает необходимость проведения специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию базисных составляющих психической и двигательной сферы.

Поэтому передо мной встал вопрос о необходимости создания комплекса занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии. С давних пор танцевально-двигательная терапия применялась к людям с проблемами в развитии и в здоровье. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступали как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии.

Считаю, что использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции, таким образом воздействовать на продуктивность их учебной деятельности.

Подходы к организации танцевальных занятий.

Танцевально-двигательная терапия-это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология (наука о двигательных возможностях человека), нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., – т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий.

Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Существует ряд различных методик применения танцетерапии. На мой взгляд интересными являются: эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудольфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал.

Разработка комплекса танцевальных занятий.

Наличие трудностей в современных методах коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья можно объяснить как особенностями развития аномального ребёнка, так и, по моему мнению, отсутствием системного подхода к организации коррекционной работы с такими детьми.

В связи с этим мною был разработан танцевальный проект «Движение- танец», включающий в себя метод танцевальной терапии, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель проекта: развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами танцевального искусства.

Основные задачи:

  1. Последовательно знакомить аномального школьника с различными видами танца.
  2. Воспитывать устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
  3. Совершенствовать артистические навыки и умения в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях в танцевальных постановках.
  4. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка с проблемами в развитии.
  5. Формировать коммуникативные навыки, тем самым повышая уровень социальной адаптации учащихся в обществе.

Проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

Обучению танцам и пляскам детей с ограниченными возможностями здоровья предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего- с озорной плясовой. Задания должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку, Такой танец с детства повышает стрессоустойчивость. Кроме того, ленивым подросткам полезны энергичные танцы, как встряска для всего организма.

Проект состоит из трёх разделов: (сентябрь – ноябрь, декабрь – февраль, март – май).

Виды творческой деятельности Репертуар Сроки
Сентябрь – ноябрь
Знакомство с основами танцевального искусства. Позиции рук и ног, основные танцевальные движения. 1-3 нед. сентября
Знакомство с различными видами танцев (медленные и быстрые). Разучивание танц.движений для выступления на празднике. Современные и классические виды танцев. 4 нед. сентября, 1-2 нед. октября.
Танцевально-двигательная терапия Танцевально-двигательная импровизация перед зеркалом. 3-4 нед. октября.
Знакомство с танцами народов мира. Различные танцы народов мира. 2-4 нед. ноября.
Декабрь – февраль
Танцевально-двигательная терапия эвритмия, «Пять Танцев в вольном стиле» 1-2 нед. декабря.
Разучивание танц.движений. Характерные танцы. 3-4 нед. декабря.
Разучивание танц.движений (вальсовый шаг). Вальсы. 3-4 нед. января.
Разучивание танц.движений Вальсовый шаг, квадрат, продвижение по кругу. Вальсы. 1-2 нед. февраля.
Разучивание современных танц.движений Современное направление в танцевальном искусстве. 3-4 нед февраля.
Март – май
Разучивание движений танца к празднику. Вальс. Современный танец. 1-3 нед. марта.
Танцевально-двигательная терапия Танцевально-двигательная импровизация перед зеркалом, эвритмия. 1-2 нед. апреля.
Разучивание движений танца к празднику. Спортивные бальные танцы. 3-4 нед. апреля.
Разучивание новых танц.движений. Все виды изученных танцев. 1-2 нед мая.
Подготовка к заключительному выступлению. Все виды изученных танцев. 3-4 нед. мая.

С целью выявления результативности данного проекта, возможно, не только проводить мониторинг эмоциональной, двигательной (моторной), когнитивной сферы учащихся, но и наблюдать динамику развития через показательные выступления детей на праздниках, школьных мероприятиях. Данный вид исследования помогает выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы, процессов саморегуляции, памяти, пространственного восприятия. К тому же участие детей в праздниках, школьных мероприятиях благотворно влияет на развитие чувств прекрасного, а положительное эмоциональное состояние – на продуктивность учебной деятельности учащихся.

Успешность реализации данного проекта, по моему мнению, положительно сказывается на развитии творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта, повышает уровень психодинамических функций детей и благотворно влияет на продуктивность их учебной деятельности.

Над данной темой я работаю с 2008года, опыт моей работы подтвердил значимость применения метода танцевальной терапии на занятиях проектной деятельности, помог более успешно развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В течение этого времени наблюдалась стабильно положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся. Результатом чего явились показательные выступления на школьных мероприятиях, где дети проявляли дисциплинированность, выдержку. Это наглядно можно проследить по мониторингу, представленному в приложении (Таблица 1).

Систематическая работа по данной теме показывает, что в течение 3-х лет обучения неизменно повышался уровень двигательной (моторной) сферы, включающей в себя такие необходимые качества как: развитие общей моторики, умение повторять ритмический рисунок, точность координации движений, согласованность движений всех частей тела, синхронность выполнения движений в группе (Таблица 2).

Наблюдая динамику развития некоторых видов памяти на протяжении с 2 по 4 класс, можно

urok.1sept.ru

«Танцевальная терапия как средство развития творческих способностей учащихся»

МБУ ДО ДШИ№3 «МЛАДОСТЬ»

ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА Г.О.САМАРА

«Танцевальная терапия как средство развития творческих способностей учащихся»

Составитель: педагог ДО

Елисеева Н.Н

САМАРА 2015

Введение

Жизнь современных людей и, в первую очередь, молодого поколения проходит в условиях глобализации – сложного и неоднозначно воспринимаемого явления. Глобализация характерна, в первую очередь, стремительным темпом перемен, что превращает жизнь в сплошной круговорот событий, обостряет проблемы ценностной адаптации человека.

Вследствие этого современное общество перед любой информационной угрозой в прямом и расширенном толковании этого понятия становится фактически беззащитным. Пагубные воздействия получили в глобальной системе новые стимулы и возможности, стали разнообразны, диапазон их влияния начинается от стандартизации духовных ценностей и простирается до распространения манипулятивных технологий.

В связи с этим многократно выросли сложности индивидуального мировосприятия, и, в первую очередь, у подрастающего поколения. В числе прочих вызывает большую тревогу ощущение дезориентации в сфере социокультурных норм, ценностей и образцов, состояние душевной неуравновешенности, растерянности и агрессивности.

Причина этого в том, что маленького человека с самого раннего возраста приучают скрывать свои естественные эмоции, подавлять чувства, отражающие реакцию на окружающий мир, поскольку взрослые считают их наивными и не соответствующими господствующей морали. А с телевизионного экрана на них льется целый поток эмоциональных проявлений и дети наблюдают многообразие чувств и эмоций в окружающем их мире. К сожалению, доминирующая поп-культура основана на поверхностных и агрессивных формах выражения чувств и эмоций. Это наблюдается и в других сферах жизни общества потребления.

В такой среде дети вынуждены сдерживать себя, каждый раз переживая чувство смущения, страха и дискомфорта, а перед обществом встает трудная задача научить ребенка быть открытым по отношению к своим чувствам, понимать свою уникальность и индивидуальность, свободно говорить о том, что он любит и что он чувствует. Не имея внутренней опоры и уверенности ребенок будет искать поддержку и защиту у себе подобных и принимать нормы и «ценности» массового поведения. В результате формируется «серая» невыразительная личность с примитивными творческими способностями.

Пути развития творческих способностей у детей и подростков

Формировать у ребенка установку на осознание своей настоящей индивидуальности и на самоопределение в общественной жизни призваны, прежде всего, педагоги. Очень подходящей средой для этого является система дополнительного образования детей, в рамках которой основным видом деятельности ребенка становится творческое самовыражение. Оно помогает воспитаннику найти свой собственный ответ, создать собственный продукт творчества, а самое главное – выработать в себе начала художественного вкуса, являющегося самым сильным «иммунитетом» против влияния низкопробных продуктов массовой культуры.

Наиболее результативной в этом плане является психологическая практика арт-терапии. «Арт-терапия» в научно-педагогической сфере интерпретируется как забота об эмоциональном самовыражении и психологическом здоровье личности и коллектива средствами творческой деятельности. Не является исключением и танец.

Танцевальная терапия относительно новое направление в педагогике. Её использование в работе с детьми разного возраста, уровня способностей и социального статуса позволяет эффективно снимать личностные, поведенческие и этические проблемы. Танец учит мыслить, импровизировать, развивает уверенность в собственных силах. Пластика тела дает детям свободу для ответных реакций на разнообразные ситуации, позволяет выражать различные чувства и эмоции, снимать психологические зажимы и напряжение.

Принципы и методы танцевальной терапии

Одно из наиболее мощных и ярких средств творческого самовыражения — создание собственного произведения искусства. Танец тоже произведение, — произведение фантазий, чувств, эмоций и мыслей.

Танцы для детей — это одна из самых лучших физических практик. Каждый ребёнок имеет огромный потенциал от рождения и обязанность педагога дать ему возможность раскрыть его. Хореография для детей — это не просто танцы для детей, это огромные возможности для полноценного физического, интеллектуального, эстетического и эмоционального развития ребёнка. Благодаря занятиям хореографией развивается не только координация, музыкальный слух, но и мыслительные процессы, память, речь, творческий потенциал ребенка.

Танцевальная терапия дает уникальную возможность свободно выразить свои зажатые по разным причинам эмоции в пластике тела. Подростку для этого не надо быть профессиональным танцором, иметь сногсшибательный костюм и музыку. Достаточно увлечения этим видом искусства, чтобы жить творческой жизнью. Таким образом, занятия сценическим движением и хореографией в русле танцевальной терапии дают почву для размышлений и самоопределения преобладающему большинству воспитанников, заинтересованных в своем творческом и личностном становлении.

Особенности детей, посещающих занятия танцами

Хореографический коллектив «Палитра не является профессиональным коллективом. Его задачей является приобщение детей к миру искусства, воспитание навыков творчества и восприятия искусства. По этой причине критерием отбора детей в коллектив являются наличие желания ребенка и родителей и отсутствие медицинских противопоказаний. Понятно, что все принятые по такому критерию дети в той или иной степени нуждаются и в арт-терапии. При этом необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка. Наиболее подходящими для занятий танцами из четырех типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков. Флегматики, а тем более меланхолики, требуют особых индивидуальных занятий.

Но есть дети с хорошими танцевальными данными. Им не надо много времени, чтобы освоить то или иное танцевальное движение или весь танец. И чтобы они не потеряли интерес к танцу, к занятиям, с ними приходится заниматься отдельно, по более сложной программе. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем способностей в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

  • Тщательная дозировка нагрузок для каждой группы детей 

Важно правильно отрегулировать режим нагрузок ребенка, так как перегрузка неблагоприятным образом отражается на мышцах и связках.

  • Развитие навыков у детей держать осанку 

Неподтянутый корпус деформирует плечи и позвоночник. Научившись в детстве правильно держать спину, впоследствии ребёнок с правильной осанкой избежит многих неприятностей со здоровьем.

  • Обязательные упражнения на полу и у станка.

В целях и задачах хореографического коллектива «Палитра» не предусмотрены индивидуальные занятия. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. Зато группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Работать с детьми лучше в группе, отобранной по возрасту (обязательно!) и степени развития ребенка. Развитие танцевальных способностей у детей с недостаточным физическим и психическим развитием поможет детям стать более раскрепощенными. Используемые в детских танцах движения прошли длительный отбор и, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей в целом. Дети научатся лучше работать мышцами, чувствовать музыку, распознавать ритм и импровизировать, развивать координацию движений. Кроме того, занятия дарят детям положительные эмоции.

Формирование ценностных ориентиров

Ценностные ориентиры определяются путем создания на занятиях специальных условий, проявляющихся в тематике, драматургии, характере сценического образа и движения. Тем самым, выдвигая в ходе работы с воспитанниками определенный ряд ценностных значимых проблем и вопросов, педагог дает им возможность определиться в своих мировоззренческих установках, стилях общения, моделях поведения.

Танцы воспитывают не только культуру движения, пластику, умение владеть своим телом, но также формируют музыкальный вкус, прививают нормы этикета и манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве, обучают умению самоорганизации и самоконтроля, ответственности. А это основное, что позволит в дальнейшем чувствовать себя уверенно в жизни!

Создание сценического образа как технология арт-терапии

Создание сценического образа как технология танцевальной терапии представляет собой интегральный комплекс методик танцевальной, драматической и музыкальной направленности. Ведущей задачей является развитие целостного восприятия и переживания воспитанником содержания музыкального, чувственного и телесного образа. Работа над ним направлена на естественное вхождение ребенка в интуитивное пространство, спонтанно включающее процесс эмоционально-телесного самовыражения. В танцевальный опыт, который воспитанники получают на занятиях, включаются мыслительные, чувственные, телесные и духовные функции.

Момент создания образа помогает детям быть ближе к самим себе. Они отыскивают внутри себя «потерянные» и скрытые чувства и эмоции из собственного жизненного опыта, которые на этот момент можно пережить открыто. Движение становится естественным способом самовыражения. Работа над образом позволяет каждому воспитаннику оставаться самим собой, не испытывать неловкости от сравнения с окружающими, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Принципы арт-терапии в хореографии

В последнее время необычно большое распространение получение увлечение танцем. Клубный танец, танец живота, латино и капоэйра, джаз-модерн и контактная импровизация, хастл и contemporary – вот их неполный перечень. Но в отличие от многих других модных увлечений танцы реализуют настоящую потребность многих людей — танцевать, не имея ввиду профессиональной карьеры в искусстве или спорте, а просто потому, что хочется. И в целом, наше время характеризуется взрывом массовой танцевальности, повышением роли бытовых танцев в структуре масс-культа. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он может быть и досугом, и спортом, и средством релаксации, и универсальным языком общения. Одним словом — это важный инструмент формирования идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека.

Можно выделить несколько разных трактовок понятия танцтерапия:

  • медицинское — танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга.
  • нью-эйджевское — экстатический танец, танец-медитация и т.д.
  • психологическое — танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития или индивидуальной терапии.

Изначальное значение греческого слова theraps — тот, кто сопровождает, спутник. Основной его смысл в современном мире — лечение, исцеление, забота:

  • лечение как устранение симптомов,
  • исцеление как путь к целостности,
  • сопровождение на пути развития.

Чем «лечат» танец и танцевальная терапия

 Сами терапевтические механизмы в танце и танцтерапии естественным образом пересекаются, но не идентичны, а в некоторых случаях — противоположны. Два базовых терапевтических механизма, которые есть в танце – это:

  • возможность танца быть выражением разнообразных человеческих чувств;
  • изменения телесного, двигательного характера личности при обучении новым движениям (переобучение).

В соответствии с этим можно утверждать:

  • танец — это психоэмоциональная разрядка;
  • танец — это творческое самовыражение.

Первое утверждение отражает обыденный и узко-медицинский подходы, но, адекватно описывает процессы стандартного социального функционирования танца (дискотеки и т.п.). Второе больше соотносится с танцем как с искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие. Психоэмоциональная разрядка достаточно простой способ, типичным примером которого в терапевтической области являются трансовые танцы. Он опирается на природу и исторические корни танца, как важного элемента оргий. Самовыражение само по себе достаточно сложный процесс, требующий «вхождения» в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом в танце, имеющим для танцующего особую эмоциональную значимость.

Другой базовый механизм — переобучение. Если нарушения вызваны проблемами и пропущенными стадиями развития в прошлом или остановкой развития в настоящем, то переобучение является адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития. Оно может выступать как:

  • перестраивание и трансформация, например, работа с осанкой, фокусом внимания в движении и т.д.;
  • получение нового опыта, например, освоение новых движений, поз и т.д.

Естественно, в реальном процессе механизмы перекрывают и взаимодействуют друг с другом. Тем не менее, имеет смысл знать, выделять и использовать эти механизмы в реальном процессе — творческом, образовательном или терапевтическом. Они существуют в любой танцевальной практике, но их значение меняется в зависимости от целей и контекста этой конкретной практики. Как пример часто приводят способность танца (особенно парного) быть моделью и метафорой человеческих отношений и т.д.

Надо отметить, что конкретные танцевальные направления и стили «полезны» по-разному. И у каждого направления есть своя «обратная сторона» — то, чему именно это танцевальное направление не может научить, а также набор качеств, которые необходимо «отвергнуть». Например:

  • структурированность и точность классического балета плохо сочетается с «отпусканием» тела, использованием инерционности в некоторых направлениях современного танца;
  • самба, за счет чередования медленного и быстрого ритма, снижает уровень реактивной и личностной тревожности, уменьшает уровень восприятия боли;
  • пасодобль, с его целеустремленными, активными, четко очерченными движениями корпуса помогает преодолевать неуверенность в себе, страх перед экзаменами и выступлением, а также заикание.

Интересно, что гораздо чаще в танцтерапии используется стилистика «модерн» или «контемпорари», поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием в танце.

Коренное отличие танцевальной терапии от большинства танцевальных направлений лежит в отсутствии предустановленного результата — образа, стиля, словаря движения. Так, даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение), а в контексте танцтерапевтической сессии мы можем совсем не уделять этому внимания. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность.

Еще одно отличие — наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (не чисто танцевальное, и не только психотерапевтическое) образование. Существует иллюзия, что танцтерапия — это «легкий» вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам.


Заключение

«Какой танец нужно танцевать, чтобы это было терапией?» – вот типичная обывательская постановка вопроса. Она отражает наивную точку зрения, что танцевальная, терапия — это процедура приема «правильной таблетки». Увы, (а может быть и к счастью) любая, в том числе и танцевальная терапия – это процесс. В этом процессе задействованы многие участники. Порой этот процесс становится образом жизни.

Безусловно, что детский хореографический коллектив не может позиционировать себя как терапевтическое отделение. У него совсем другая цель – эстетическое воспитание детей. Однако, при первом же рассмотрении задач, которые приходится решать для достижения этой цели, выясняется, что первоочередные из них как раз те, которые можно и целесообразно решать методами танцевальной терапии, или используя ее элементы. Мало того, выясняется, что большинство методических наработок, доставшихся от корифеев хореографии, можно назвать и терапевтическими методиками! Действительно, для освоения всех выразительных средств хореографии и достижения успеха ученику приходится преодолеть в себе немалое число барьеров, для преодоления которых других способов попросту нет.

Таким образом, знание принципов танцевальной терапии позволяет педагогу-хореографу в полной мере использовать уже известные ему методики. Это, естественно, не исключает и применение других, специальных, методик. Особенно это важно в случае работы с детьми с отклонениями в развитии. Сочетание методов психологии и хореографии рождает «creative dance», т.е. творческий танец. Это процесс творческого развития через танец и движение, не связанный напрямую с обучением каким либо танцевальным навыкам. «Creative dance» может быть назван частным случаем танцтерапии. 

Танцевальная терапия – метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми. Говоря о самоисцеляющих процессах, происходящих с человеком в ходе занятий танцами, необходимо проанализировать условия, в которых эти процессы становятся естественными, спонтанными, идущими от природы человека, обусловленными его истинными побуждениями. Колоссальные возможности метода помогают включать самоисцеляющие способности детской психики.

Учащиеся коллектива «Палитра» имеют основные понятия о хореографии. Они, помимо танцев, знают различные танцевальные движения, владеют рисунком танца и всевозможными танцевальными образами. Словом, ознакомлены с азбукой хореографии. Танцы для них ⠠ это одна из самых лучших физических практик. Каждый ребёнок имеет огромный потенциал от рождения и обязанность взрослых дать ему возможность раскрыть его. А хореография — это не просто танцы, это огромные возможности для полноценного физического, интеллектуального, эстетического и эмоционального развития. Наблюдения за учениками на протяжении двух-трех лет показывают, что в младшем школьном возрасте благодаря занятиям хореографией развивается не только координация, музыкальный слух, но и мыслительные процессы, память, речь, творческий потенциал ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004. – 288 с.; илл.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с., илл.
  3. Копытин А.И, Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
  4. Копытин А.И, Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.: ил. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»)
  5. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. – СПб.: Речь, 2005. – 192с.:ил.

nsportal.ru

Консультация на тему: Консультация для педагогов «Танцевальная терапия для детей».

                              Танцевальная терапия для детей.

У каждого человека есть физиологическая потребность в движении.  Занятия танцами позволяют не только прекрасно провести время, восполнить недостаток двигательной активности, но и помогают эмоционально раскрепоститься, освободиться от накопившегося напряжения и достичь гармонии со своим телом.

     

Целебные свойства танца применять в качестве терапии стали не так давно. Хотя истоки танцевально-двигательной терапии идут к древним цивилизациям. 

Танцевальная терапия — это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Она использует танец как способ избавиться от ненужного напряжения – это выход физической энергии. Движения собственного тела в такт музыке разряжают внутреннее состояние человека, успокаивают и дарят приятную усталость, чистый рассудок.

       

На сегодняшний день танцевальная терапия применяется для лечения широкого спектра болезней. В целом, лечение основано на том принципе, что тело и разум взаимосвязаны, и через движение тела можно лечить самые тонкие области психики. Педагоги работают с детьми, у которых различные эмоциональные проблемы, связанные со снижением интеллектуальных возможностей и тяжелые заболевания. Заниматься можно с детьми разного возраста. При этом занятия могут происходить в различных формах: групповой и индивидуальной.

     

Индивидуальные занятия лучше подходят для робких и замкнутых детей, которым сложно свободно выражать себя на публике. Такому ребенку нужно научиться высвобождать свои ощущения, говорить то, что чувствуешь и при этом выполнять физические упражнения. И, со временем, он будет просто танцевать, а психотерапия будет работать сама на себя.

       

В индивидуальных занятиях техника танцевальной терапии основана на выполнении простых упражнений. Но при этом происходит обязательная привязка эмоциональной составляющей к выполнению двигательной композиции. При этом особенно важно педагогу найти нужные слова, которые помогут ребенку раскрыть и выразить свои накопленные эмоции. 

     

Данную форму танцевальной терапии эффективно также использовать для занятий с детьми с повышенной эмоциональной возбудимостью, агрессивных детей. Она позволяет выплеснуть излишки энергии с помощью физических нагрузок, которые нужно совмещать с грациозностью и самоконтролем. А формирование положительной установки на танцевальные движения в виде освобождения от накопившегося эмоционального груза обеспечивает длительный эффект от данного вида психотерапии.

       

Групповая форма занятий  направлена больше на решение социальных проблем и взаимоотношений. В коллективе ребенок учится социализации, взаимодействию с другими детьми. Таким образом, её целесообразно назначать при нарушении межличностных отношений. Ведь умение работать в команде или в паре предусматривают много танцев. Такой тесный контакт помогает ребенку ощутить свою значимость, улучшить социальные навыки и способствует развитию общительности через телесные движения. А кроме того такая форма занятий позволяет повысить самооценку ребенка.  

Благодаря обучению стандартным танцевальным движениям и отработке их в коллективе, у ребенка появляется чувство гордости за свои успехи и достижения, и, тем самым повышается мнение о собственных возможностях и способностях.

     

Необходимо учитывать, что групповая форма танцевальной терапии должна обязательно проходить с подбором группы приблизительно одного возраста для того, чтобы каждый ребенок ощущал себя комфортно и не чувствовал преимущества со своей стороны или от других. Это важно для создания положительных доверительных взаимоотношений в группе.

   

И, конечно же, танцы – это приятный и эстетически красивый способ терапии. Он способствует развитию у ребенка вкуса и стремления к красоте.

nsportal.ru

Программа танцевально — двигательной терапии «Жизнь в движении»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

ПРОГРАММА

танцевально двигательной терапии в работе с подростками

«Жизнь в движении»

                                                Разработал:  

                                                        педагог-психолог

 МКОУ «СОШ № 10»

Самохвалова О.Н.

Шадринск, 2015

Пояснительная записка.

Стремительные изменения, произошедшие за последние годы в общественно-политической, социально-экономической, научно-технической жизни общества, рост экологических и техногенных катастроф оказывают прямое влияние на адаптационные механизмы личности, особенности психического напряжения, эмоциональных состояний.

В жизни людей возникают кризисные ситуации, которые все чаще остаются неразрешенными. Результатом этого становятся нарушения эмоциональной составляющей поведения, которые являются значимыми параметрами, определяющими выраженность дезадаптации личности, ее самооценки.

На сегодняшний день возрос общественный интерес к методам, оказывающим положительное влияние на организм и психику человека посредством искусства, в том числе танца. Вместе с тем, на практике стало социально важным обосновать влияние методов терапии на психическое здоровье человека.

Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако,  их значимость усиливается именно в подростковом возрасте. Общение с близким товарищем в данном возрасте выделяется в особую деятельность – деятельность общения, которая имеет прямое отношение к формированию у подростка представления о себе, его самооценке.

        Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей. Так, Т.Г. Казакова, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский отмечают, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Именно в подростковом возрасте происходит бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность, которая проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки.

Опираясь на все вышеперечисленные факторы и эмпирические наблюдения, учитывая ведущие потребности подростков в общении со сверстниками и проявлении индивидуальных особенностей личности, была разработана программа, поддержки формирования самооценки подростков средствами танцевально-двигательной терапии.

Обоснование выбора танцевально-двигательной терапии.

Танцевально-двигательная терапия базируется на понимании того, что тело и психика взаимосвязаны – изменения в телесных и двигательных паттернах вызывают изменения в сфере эмоциональной, мыслительной и поведенческой. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.

В современной психологической науке под танцева́льно-дви́гательной терапи́ей (ТДТ) понимается метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты.

Основной задачей танцевальной терапии является побуждение спонтанного выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психологическом уровне.

Таким образом, одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самосознание проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию.

Разрабатывая программу, мы предположили, что в процессе работы с движением, у детей подросткового возраста появляется возможность ответить для себя на множество весьма жизненно важных вопросов.

Танцевально — двигательную терапию можно использовать для личного развития и самосовершенствования, для решения конкретных проблем подростков. ТДТ используется для того, чтобы создать безопасный телесный образ, а также помогает развитию более привлекательного образа тела, который прямо связан с положительным образом «Я», с самооценкой подростка.

Цель программы: психологическая поддержка и формирования адекватной самооценки подростков средствами танцевально-двигательной терапии.

Задачи данной программы:

  1. формировать положительный образ собственного «Я»;
  2. развивать творческое мышление, навыки креативного подхода к решению различных  задач;
  3. развить умение справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;
  4. раскрыть личностные особенности участников;

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Преодоление  возможных психологических ограничений подростков;
  2. Формирование внутренней мотивации деятельности;
  3. Развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;
  4. Осознание самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации.
  5. Формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми,  освоение навыков работы в коллективе.

Методы и формы работы, применяемые в программе: 

  1. индивидуальная работа;
  2. работа в мини-группах;
  3. ролевые игры;
  4. групповая дискуссия;
  5. практические упражнения;
  6. решения проблемных ситуаций.
  7. метод творческих преобразований.

Принципы  работы, применяемые в программе:

  1. принцип мягкого соревнования;
  2. принцип безоценочной деятельности;
  3. принцип подкрепления.

   Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю). Продолжительность занятия 30 минут. Количество участников в группе 10 – 12 человек.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

1. Требования к специалистам, реализующим программу

Для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.

2. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:

Стимульный материал для проведения диагностических методик, распечатанный на листах бумаги формата А4.

3. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:Для проведения групповых работ необходимо просторное светлое помещение, оснащенный  компьютером и проектором.  

ПРОГРАММА

«Жизнь в движении»

п/п

Тема занятий

Количество

часов

1

Психологическая диагностика самооценки подростков

1

2

Лекции по данной теме

2

3

Организация занятий по формированию самооценки подростков средствами танцевально-двигательной терапии

28

4

Психологическая диагностика самооценки подростков

1

5

Организация танцевального флешмоба

2

Учебно-тематический план.

п/п

   Тема занятия

Цель занятия

Методы обучения

Часы

        

1

Психологическая диагностика жизнестойкости и совладающего

поведения подростков

        

 

  1.1

Исследование

самооценки подростков

Выявление уровня самооценки подростков

  1. 1.Опросник Филипса методика диагностики проявлений школьной тревожности.

2.  Методика Дембо-Рубинштейн — направлена на диагностику уровня самооценки.

1

2

Знакомство с теоретическими основами

2.1

Круглый стол

«В здоровом теле -здоровый дух»

-Осознание взаимосвязи тела и психики

— демонстрация презентации и видеороликов

-беседа по данной теме.

1

2.2

 Беседа

«Движение -невербальный язык нашей души»

— знакомство с теоретическими основами танцевально-двигательной терапии.

— демонстрация презентации и видеороликов

1

3

Организация занятий по формированию самооценки  подростков средствами танцевально-двигательной терапии

3.1

Тренинговые занятия: «Способы саморегуляции»

Цель: познакомить участников тренинга с основными психологическими способами снятия нервно-психического напряжения, то есть способами саморегуляции организма.

Задачи тренинга:

— обучить способам снятия напряжения и усталости;

— отработать навыки владения способами саморегуляции;

— развить навык быстро повышения настроения, снятия негативных эмоций;

Упражнение для начала тренинговых занятий:

— «Здравствуйте, мое настроение цвета…»

Управление дыханием, как способ снятия нервно-психического напряжения:

— «Дыхание»

— «Свеча»

— «Замок»

— «Ха–дыхание»

— «Яблоки»

— «Отдых»

— «Передышка»

Нервно-мышечная релаксация как способ снятия нервно-психического напряжения:

-«Релакс для тела»

Самопрограммирование:
«слово может убить, слово может спасти».

— «Самоприказ»

«Самопрограммирование»

Самоодобрения (самопоощрения):

-«Солнышко»

 Самоприказ (аутогенная тренировка), как способ снятия напряжения:

-«Почувствуй…»

Концентрация, как способ снятия нервно-психического напряжения:

-«Концентрация на слове»

-«Концентрация на нейтральном предмете»

-«Найти равновесие»

Использование образов,  как способ снятия нервно-психического напряжения:

— «Образы»

— «Море»

Заключительная часть занятия:

Упражнение «Мне сегодня…»

1

1

2

2

1

2

2

2

3.2

Пластический тренинг «устранение мышечных зажимов»

Максимальное расслабление,  снятие тревожных ощущений, мышечных зажимов с глазного сегмента

Упражнение «6 ступеней»

1

Формирование навыков освобождения от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»).

-нахождение и снятие собственных зажимов,

— изучение невербальных компонентов общения,

— осознание языка собственного тела;

— осознание языка тела окружающих.

Упражнения:

— «Напряжение – расслабление»

— «Перекат напряжения»

— «Огонь – лед»

— «Ртуть»

— «Зажимы по кругу»

— «Ртуть»

— «Зажимы по кругу»

— «Растем»

— «Скульптор и глина»

— «Групповая скульптура»

— «Марионетки»-«Согласованные действия» 

-«Оправдание позы»

-«Тень»

-«Зеркало»

-«Японская машинка»

-«Ритм по кругу»

-«Предмет по кругу»  

— «Слово-глагол»

— «Шахматы»

— «Рисунок из точек»  «Сколько человек хлопало?» 

-«Прислушивание»  

-«Сиамские близнецы»

-«Разговор через стекло»

9

3.3

Занятие, с элементами тренинга «Язык тела, как способ взаимодействия с окружающими»

— стимуляция осознания тела, творческого движения и самовыражения межличностную эмпатию.  

-актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности ;

— повышение групповой сплоченности.

-стимуляция осознания и принятия себя, катарсическое высвобождение чувств;

-развитие толерантности к другому человеку.

-освобождение от подавленных чувств – и соответствующих хронических мышечных напряжений.

Упражнения:

-«Животные»

-«следование за ведущим»

— «свободный танец»

-«Отображение»

-«Кинестетическая эмпатия»

-«Хоровод»

-«Увеличительное стекло»

-«Индивидуальный танец»

-«Данс макабр».

-«Танцую монолог»

2

3.4

Тренинг «Эмоции в теле»

-Снятие эмоционального и психического напряжения, профилактика эмоциональных нарушений;

-освобождение от мышечных напряжений и зажимов в теле;

-восстановление здорового дыхания;

-изменение стереотипов восприятия собственного тела, изучение образа собственного тел;

-выявление сложившихся двигательных стереотипов, расширение собственных возможностей;

-обобщение изученного ранее материала.

Упражнения:

 -«погрузиться в тишину»;

 -«найти равновесие»;

 -«дать отдохнуть глазам»;

 -«освободить тело»;

 -«музыкант и инструмент»;

-«свободный танец»;

 -«наполниться светом»

3

4

Психологическая диагностика самооценки  подростков

4.1

Исследование

жизнестойкости и совладающего поведения подростков

Диагностика жизнестойкости и совладающего поведения подростков

— методика для психологической диагностики совладающего поведенияв стрессовых и проблемных для личности ситуациях;

— Тест жизнестойкости Д.А Леонтьева (адаптированный вариант опросника С. Мадди)

1

5.

Организация танцевального флешмоба

5.1

«Жизнь в движении»

— Пропаганда танцевального искусства среди молодежи;

— Распространение полученного положительного опыта.

2

Итого

   

 34

                

Заключение

Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения.

 Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

Благодаря работе в группе по танцевально-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 300с.
  2. Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры         подростков «Сам себе арт-терапевт» [Текст] / Л.А. Аметова. — М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. – 36 с.
  3. Анохин, П.К. Психология эмоций [Текст] / П.К. Анохин. — М.: Наука, 2000. – 173с.
  4. Баскаков, В. Г. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии [Текст] / В.Г. Баскаков. – М.: Прогресс, 1992. – 145с.
  5. Бирюкова, И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души [Текст] / И.В. Бирюкова. – М.: Наука, 2001. – 67 с.
  6. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. — М.: Владос,  2003.- 200с.
  7. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков [Текст] / И.В. Дубровина. – M.: Академия, 2000. – 256 с.
  8. Жаворонкова, И.А. Танцевально-двигательная терапия [Текcт] / И.А. Жаворонкова – М.: Академия, 2003. – 320с.
  9. Запорожец, A.B. Роль Л. С. Выготского в разработке проблемы эмоций [Текст] / A.B. Запорожец. — М.: Педагогика, 1981. – 90с.
  10.  Гиршон,  А.Е. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / А.Е. Гиршон.  – СПб.: Речь, 2006. – 160с.
  11.  Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2006. — 155с.
  12. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. — М.: Просвещение,  2000 . – 145с.
  13.  Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрстная динамика [Текст] / A.M. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  14. Школьникова, Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности [Текст] / Л.Е. Школьникова. —  СПб.: Речь, 2006. – 160с.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *