Танцевально двигательная терапия для детей: Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми

Год издания и номер журнала: 

2005, №1

В предлагаемой вниманию читателей статье представлено описание практического опыта работы с семьями, с подростками и детьми, а также некоторые материалы учебного курса по работе с семьями в танцевально-двигательной терапии.1 Многие теоретические обоснования могут показаться спорными, так как выведены из практического опыта. В статье рассмотрены случаи из практики, в которых применение танцевально-двигательной терапии оказалось эффективным методом решения определенных терапевтических задач.

Мой личный путь с детства был связан с занятиями музыкой, театром и танцами. Эти сферы помогали мне выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. И, когда я выбрала профессию психолога, я знала сразу, что область моих интересов будет связана с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Двенадцать лет назад я начала работать в качестве психолога с детьми пяти-шести лет в Доме Творчества. Это был одногодичный курс занятий по развитию творческих способностей. Мы лепили из глины и пластилина, рисовали акварелями, гуашью и карандашами, пели песни, играли, сочиняли сказки, придумывали собственные игры, танцы, спектакли то есть осваивали самые различные формы творчества. Довольно быстро, узнав, что занятия ведет психолог, родители стали обращаться с вопросами о том, как вести себя с детьми в сложных ситуациях, как лучше помогать ребенку в развитии его способностей и как их распознавать, как налаживать отношения разновозрастных детей в семье и так далее. В то время я еще обучалась на факультете психологии МГУ им. Ломоносова а также в международной программе по психодраме, соединяя таким образом психологию и театр. В дальнейшем, я прошла еще одну специализацию в области психотерапии — 4-летнюю международную обучающую программу по танцевально-двигательной терапии (Руководитель — Бирюкова И.В.). Моя дипломная работа была посвящена исследованию влияния танцевально-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. (Руководитель — канд. психол. наук. И.Г. Кокурина., со-руководитель — И.В. Бирюкова) В результате, мне удалось осуществить свою мечту — соединить в практической работе психологию, театр и танец, а также добавить элементы арт-терапии.

Общение с различными семьями позволило мне увидеть, как присутствие творчества в повседневной жизни семьи может помочь в решении трудностей, которые в ней возникают. Часто семьи приходят в терапию в таком состоянии, что о творческом подходе в жизни давно забыто. Мы начинаем разбирать сложные ситуации и конфликты, и оказывается, что слова уже «не работают» или им уже не верят. В таких случаях я прошу «показать» ситуацию (используя психодраму) или станцевать (применяя танцевально-двигательную терапию).

Танцевально-двигательная терапия в работе с семьями с темой установления личных границ

Приведу пример из практики, когда слова «перестали работать»: на семейную терапию ходила мама с двумя дочерьми подросткового возраста (отец ушел из семьи, когда детям было 4 и 5 лет). Главной темой их взаимоотношений было непонимание друг друга: конфликты вспыхивали по любому поводу, они кричали и угрожали друг другу, хлопали дверьми и по очереди убегали из дома. Большое количество терапевтических сессий мы посвятили проговариванию позиций друг друга, установлению правил и взаимоприемлемых договоренностей. Проходило время, и они возвращались после очередного цикла терапии с еще большим накалом во взаимоотношениях в связи с нарушением тех договоров, которые были установлены ими в ходе наших встреч. Тема нарушения границ стала главной. Однажды они пришли в таком состоянии, что не могли разговаривать друг с другом. Обозначив тему границ, я предложила им невербально исследовать границы и проксемику (т.е. отношения дистанции и близости относительно друг друга). Нужно было ощутить то расстояние, которое существует между ними на данный момент, и то, которое им хотелось бы иметь. Это был своеобразный парный танец, в котором очень уверенным движением показывалось, где следовало остановиться другому: «Стоп!». Каково же было их удивление, когда они увидели, что расстояние, которое существует реально, слишком близкое для них и очень тесное, так как любое движение одного физически задевало личное пространство другого. Поэтому любая искра разгоралась в пламя, любое слово воспринималось как угроза, нападение или вторжение в личное пространство. Следующая часть работы их удивила не меньше — оказалось, что расстояние, на котором они чувствуют себя комфортно, очень большое. Для дочек было открытием то, что мама останавливала каждую из них на довольно большом расстоянии. Им казалось, что их маме вообще не требуется собственное пространство, что она живет исключительно их интересами. И только в результате такой двигательной работы у них появилась способность говорить и слышать друг друга. Эта сессия стала кардинальной для их семьи. После нее мама перестала водить детей к разным психологам с постоянным запросом: «Сделайте с моими дочками что-нибудь, чтобы они слушались и уважали меня». Она приняла решение о своей личной длительной терапии. Этот пример наглядно показывает, как работа с движением может эффективно снять сопротивление и помочь увидеть реальную ситуацию. Кроме того, подобное двигательное исследование позволяет пережить и изменить ее на физическом уровне, получить новый телесный опыт комфортного сосуществования в семье.

Ролевое взаимодействие в семье

Следующей темой, с которой эффективно можно работать с семьями, применяя метод танцевально-двигательной терапии, является ролевое взаимодействие в семье. Одно из исследований, которое мы можем предложить в этой связи, называется «Кинетическая скульптура». Мы просим, сделать скульптуру взаимоотношений каждого из членов семьи и «оживить» ее, задавая каждому характерное движение. На словах часто может утверждаться «правильное» распределение ролей в семье, но в таком танце всегда видны как зоны проблемного взаимодействия, так и реальные взаимоотношения: кто на самом деле играет роль ребенка, кто — родителей, кто — дедушек и бабушек и т.д. Перефразируя название известной передачи «Очевидное — невероятное», можно утверждать, что в танцевально-двигательной терапии вероятное и невероятное становится очевидным через движение, мимику, жесты и звуки.

Танцевально-двигательная терапия может применяться, когда идет психологическая работа с выражением чувств внутри семьи. Особенно в тех случаях, когда оказывается недостаточным осознать и назвать чувства, а важно их выразить. Эмоции живут в теле, поэтому движение, сочинение своего танца является способом выражения чувств. Несколько лет назад я столкнулась с тем, что многие дети пяти-шести лет с трудом осознают и называют какие-либо эмоции. На вопрос: «Что ты чувствуешь?», они в лучшем случае отвечали: «Мне хорошо» или «Мне так себе», а более распространенный ответ был: «Не знаю». Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей. В рамках специализации по танцевально-двигательной терапии существует семинар «Базовые аффекты». Этот материал вдохновил меня на создание курса по знакомству с эмоциями для детей, который прошел апробацию в «Детских Творческих Мастерских на Соколе» при Госклубе «Факел», где я работаю уже восемь лет. Уникальность этих Мастерских в том, что преподаватели обладают не только высокими преподавательскими способностями, но и реализуются как художники, музыканты, актеры, режиссеры, танцоры и другие специалисты из разных областей. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Возвращаясь к теме создания курса для детей по исследованию базовых эмоций, мы каждое занятие посвящали исследованию одной эмоции. Мы рисовали ее, разговаривали о ней, сочиняли сказки, и каждый ребенок придумывал танец выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывало именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняли танец злости, становились злостью, исполняя ее танец, и это не вызывало сопротивления. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. Прошло уже семь лет со времени проведения первой такой группы и дети, уже ставшие подростками, до сих пор вспоминают эту работу с эмоциями.

Работа с довербальными стадиями развития в танцевально-двигательной терапии

Наверное, одна из самых сильных сторон танцевально-двигательной терапии как метода является работа с довербальными стадиями развития, так как опыт этого периода запоминается телесно и не оформлен в слова, поэтому через движение появляется возможность войти в соприкосновение с этим ранним опытом, осознать и изменить его, если потребуется.

Приведу случай из практики, который является для меня одним из ярких примеров работы с восстановлением базового доверия к миру с помощью танцевально-двигательной терапии. Ко мне обратилась мама семилетней девочки, которая не хотела учиться, не отвечала на уроках. Когда я стала общаться с ребенком, она мне сразу после знакомства сказала: «А знаешь, я не хочу быть человеком. Мне так плохо. Я всегда мечтала жить в море и быть водорослями, чтобы волны меня качали». Из истории семьи стало известно, что мама с папой в разводе и находятся в конфликте почти с рождения дочки. Мама пыталась уйти от проблем в работу, а дочку с первого месяца от рождения растили няни, которые гуляли, кормили, одевали ребенка, но довольно мало общались, так как совмещали свои обязанности с ролью домработницы, а девочка проводила время в основном одна. Когда мы начали терапию, Аня (имя изменено) приходила в кабинет и сразу говорила: «Я буду водорослями», после чего замолкала надолго, ложилась на ковер и медленно качала руками, поднимая их немного вверх. Я была «зеркалом», повторяя ее движения, подчеркивая их основные характеристики. («Зеркало» — одна из основных техник в танцевально-двигательной терапии, которая позволяет на глубоком телесном уровне настроиться на состояние человека и быть вместе с ним, полностью присутствуя в текущем моменте. Такое качество взаимоотношений называется кинестетической эмпатией). Сначала Аня делала вид, что ей все равно, что я присутствую в комнате, время от времени она лишь бросала быстрые взгляды и тут же отворачивалась. В конце встречи она вставала на ноги и молча уходила, не отвечая на вопросы. Временами, когда я чуть приближалась к ней, она отодвигалась, а иногда я чуть ближе подносила свои руки к ее рукам, и мы вместе покачивали их, как водоросли. Так прошло несколько встреч, а в конце пятой сессии она вдруг сказала: «Это то, как я хочу жить. Спасибо». На следующую сессию она пришла более энергичная, радостная и сказала: «А давай сегодня будем кошками». И мы всю сессию ползали на четвереньках и мяукали. Так прошло еще три встречи. На девятой встрече я предложила построить котятам домики. У каждой из нас появился свой домик, со своими границами, Мы могли ходить друг к другу в гости, спрашивая разрешения войти. Можно было сказать: «Нет» Это была очень важная работа по установлению своих границ и осознанию, что они есть. А на двенадцатую сессию мы превратились в хозяев, у которых живут эти котята. Аня встала на ноги и стала строить дом для себя и играть в то, как она гуляет с котенком. А потом она предложила объединить наши домики. За это время ситуация в школе изменилась. Аня стала общаться с другими детьми и с учителями, отвечать на вопросы. Если проследить динамику нашей работы, то можно предположить, что работа началась с восстановления доверия к миру еще в перинатальном периоде, о чем свидетельствуют образы воды и водорослей. Затем стадия от 0 до 1 года (формирование базового доверия к миру по Э.Эриксону), когда ребенок еще лежит на спинке или на животике и может совершать небольшие движения, получая информацию о мире через телесный опыт, невербальное общение с матерью, через то, как она его держит, отзеркаливает звуки, мимику, выражает свое отношение к ребенку. (Флейк-Хобсон К., Робиртсон Б.Е., Скин П.) А потом мы перешли к периоду ползания, ползали столько, сколько понадобилось для освоения пространства и исследования границ своих и внешнего мира. В данной работе Ане было важно получить невербальный опыт присутствия взрослого рядом, сначала здесь невозможно было работать словами, так как Аня молчала, отказывалась говорить, поэтому важно было помочь обрести ей собственную уверенность и доверие к миру взрослых на телесном уровне.

Индивидуальная работа с подростками в танцевально-двигательной терапии

Когда задают вопрос, а как можно применять танцевально-двигательную терапию в работе с подростками, важно уточнять, в какой работе — в группах иди индивидуально. Так как выбор техник сильно отличается, в связи с особенностями именно этого возраста.

К задачам возраста примерно с 12 до 15 лет относятся вопросы самоидентификации, коммуникации со сверстниками, с противоположным полом, со старшими, осознание и принятие эмоциональных и физических изменений. В группах подростков я применяю структурированные техники танцевально-двигательной терапии, так как один из главных вопросов, волнующих подростков, является: «Как я буду выглядеть в глазах моих сверстников, что обо мне подумают, не посмеются ли, если я покажу себя таким, какой (какая) я есть? И вообще, кто я сейчас?» Поэтому важно выбирать структурированные задания, упражнения, игры, лучше изобразить кого-то, чем предлагать спонтанно двигаться. Это возможно, если группа идет достаточно длительное время, что бывает не часто, и только тогда, когда в группе есть необходимый уровень доверия для спонтанной работы. А в индивидуальной работе подростки с большей готовностью работают и говорят о своих чувствах. Важной частью работы является осознание, где в теле локализуются разные эмоции и поиск движений, выражающих эти эмоции. Часто это не долгий спонтанный танец, как это бывает у детей, а скорее движение, возможно одно, где танцуют чаще руки. Именно с подростками эффективно работает синтез психодрамы и танцевально — двигательной терапии, так как им легче играть роли и выражать себя через них, говорить из ролей то, что они думают и чувствуют на самом деле, и находить двигательное выражение собственным эмоциям. Много индивидуальных работ с подростками посвящено интрапсихическим исследованиям собственных чувств. Довольно быстро виден эффект, так как именно в подростковом возрасте остро проявляются проблемы стеснительности, зажатости, неуверенности, что выражается в позах, осанке и походке. Поэтому двигательное высвобождение сдерживаемых эмоций позволяет телу распрямляться, дыханию освобождаться, способствуя, тем самым, процессу самопринятия.

В завершении, говоря об эффективности работы с семьями, детьми и подростками с применением методов танцевально-двигательной терапии, хотелось бы отметить, что существует еще множество других аспектов в рассмотрении этого вопроса, которые не удалось затронуть в данной статье, так как метод танцевально-двигательной терапии многогранен, может синтезироваться с другими методами терапии, и каждый терапевт уникален, привнося свою личность в работу. Еще раз хотелось бы отметить, что танцевально-двигательная терапия как метод позволяет найти ресурсы в собственном теле, научиться их выражать и создавать Свой Неповторимый Танец Жизни.

 

Примечания

1 Речь идет о курсе в рамках специализации по танцевально-двигательной терапии в Институте практической психологии и психоанализа. Москва.

Использование элементов танцевально-двигательной терапии для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но социализация таких детей имеет определённые особенности, определяемые характером ограниченных возможностей и объемом реабилитационных ресурсов общества. Основной заботой органов социальной защиты, родителей, а также педагогов является обеспечение физиологических потребностей детей с ограниченными возможностями. В то время как развитие интеллектуальных и природных склонностей, позволяющее добиться успехов в современном обществе, до сих пор остаётся проблематичным. Ребёнок-инвалид является носителем целого комплекса особенностей, связанных с изменённой физиологией, повышенной истощаемостью, трудностями в обучении, контролем активности и поведения, эмоциональной неустойчивости. В реабилитации таких детей на первое место необходимо ставить коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств. Ведь многие трудности социализации инвалидов вызваны нарушением эмоциональной сферы личности.

В целях наиболее эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время широкую популярность приобретает реабилитация с помощью танца. Танцевально-двигательная терапия является доступным средством адаптации, способствующей развитию потенциальных способностей, уверенности в себе. А также идеально подходит для физического развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению — формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. С помощью танцевальной терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются коммуникативные навыки и творческие способности, появляется мощный стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем. Применение танца относится к активной форме реабилитации, в которой для детей-инвалидов предоставляется возможность творчески самореализоваться. Это делает детей с ограниченными возможностями активными и социально адаптироваными, низкий уровень удовлетворенности меняется на высокий.

На занятиях танцевально-двигательной терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются упражнения и танцевальные игры, импровизация, неструктурированные танцы, экспериментирование с движениями. Для развития взаимодействия в группе широко применяются кинестетическая эмпатия, трансформация движения в коммуникацию, развитие темы в действие, использование ритма, работа с реквизитом.

Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия, в них дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Танцевальная игра с одной стороны помогает снять напряжение, выплеснуть энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, пробудить положительные эмоции, а с другой — развивает коммуникативные качества, умение логически мыслить, инициативу, фантазию и воображение, творческие способности. Это особая форма экспрессивного поведения ребенка, которая открывает «границы». Так как большая часть детей с ограниченными возможностями имеет проблемы в общении и отгорожены от мира.

Игры построенные на импровизации (импровизации на заданную тему; импровизации с предметом: с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой; импровизация на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств: например, «знакомимся»; контактные импровизации: в паре, в групп). Такие игры предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. Педагог только объясняет условия игры, дает необходимые инструкции, направляя фантазию ребенка, не навязывая свою собственную. При использовании на занятиях с детьми с ОВЗ игр-импровизаций, педагогом описывается ситуация, но ничего не показывается, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Через индивидуальную «импровизацию» идет разговор с самим собой, во время которого возникают вопросы и ответы, предоставляется возможность выразить свои мысли и свои эмоции. Групповая импровизация помогает развить целостное видение ситуации и своего места в ней. Многие упражнения направлены на то, чтоб сохранять определенное состояние в меняющихся условиях и этот навык сохранения в дальнейшем достаточно легко переносится на жизненные ситуации.

Для того, чтобы ребята могли выразить и проявить себя, им предоставляется как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей.

В играх-импровизациях формируется способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.

Занятия по импровизации предусматривают высокий уровень владения и управления своим телом, дети способны полнее осознавать свое тело, воображение, чувства. Поэтому работу над импровизацией необходимо вести поэтапно.

Первый этап — занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные пантомимические задания.

Второй этап — создание собственных танцевальных этюдов.

Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку.

Третий этап— сочинение импровизации на заданную тему.

Кинестетическая эмпатия, трансформация движения в коммуникацию

Данная техника может дать существенную информацию о том, как чувствует себя другой человек, что полезно для установления первичного контакта. Трансформация движения в коммуникацию работает с движениями, которые являются дисфункциональными по своей природе (например, самостимулирующие, повторяющиеся, используемые, чтобы держать других на расстоянии) и использует их, как базис, на котором ребенка с ограниченными возможностями здоровья вовлекают во взаимодействие. Например, шевеление пальцами около глаз, характерное для некоторых аутичных детей, может быть трансформировано в шевеление пальцами друг против друга, как бы помахивая в приветствии.

При использовании этой техники важно не копировать ребенка, лучше всего, когда движения являются прямым ответом на то, что делает другой.

Развитие темы в действие

Позволяет исследовать разные трудности, с которыми сталкивается ребенок с ограниченными возможностями здоровья: взаимодействие с другими, доверие, границы, сепарация и так далее. Суть этой техники заключается в том, что после обсуждения какой-то темы, педагог помогает детям перевести это в движение, найти проблеме телесное выражение, так как на словах часто не возможно полностью выразить проблему. Иногда наблюдается несоответствие между тем, что ребенок говорит и что делает, а невербальное поведение трудно скрыть или изменить. В результате оно очень точно показывает, что происходит.

Использование ритма

Двигательная деятельность, которая использует ритмические телодвижения (фольклорные танцы или упражнения), усиливает ощущение общности, сплоченности у детей в группе. Ритмичное действие помогает продлить вовлеченность в деятельность, способствуя согласованному использованию тела.

Работа с реквизитом

Для некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственные отношения с другими могут быть болезненными или пугающими переживаниями. Тогда соединению участников группы может помочь работа с предметами. Более того, предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Держась за растягивающуюся полоску ткани, ребята могут ощутить себя частью группы, даже если испытывают недостаток в социальной связанности. В коррекции детей, страдающих аутизмом, атрибуты на начальном этапе занятий помогают установлению контакта и взаимодействия детей с педагогом и друг с другом. Например, дети могут передавать какой-то предмет под музыку, держаться в хороводе за платочки или ленточки. Для агрессивных детей можно использовать ленты для отреагирования накопившихся эмоций, под какую-то быструю, резкую музыку, а затем с теми же лентами попробовать импровизировать под медленную, плавную и спокойную музыку.

Можно предложить детям выбрать понравившийся предмет и поимпровизировать с ним. Часто у них получаются очень красивые движения, которые можно потом включать в танец. Это важно делать до изучения движений, иначе вы спродуцируете детей, и они будут показывать то, что выучили. Или можно дать ребятам задание: каждому придумать по два движения с данным предметом. Работа с реквизитом вызывает и стимулирует естественную телесную реакцию.

Занятия по танцевально-двигательной терапии включают в себя множество разных техник. Импровизация развивает образное мышление, артистизм, творческие способности, снимает напряжение. Во время танцевальных игр дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Развивая координацию и моторику, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их самооценку. Взаимодействуя в танцевальных играх с группой, дети учатся общаться. Очень важно дать возможность детям с ограниченными возможностями здоровья проявить себя в обществе «обычных» детей. Поэтому они могут принимают активное участие в различных конкурсах, фестивалях и добиватся высоких результатов.

Таким образом, занятия по танцевально-двигательной терапии создают благоприятные условия для развития группового взаимодействия, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Коллективная работа, основанная на совместной деятельности, способствует формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей, выстраивает гармоничные взаимоотношения и помогает преодолеть социальную отчужденность. Все это способствует социализации детей разного возраста и с разными трудностями.

На ряду с детьми сограниченными возможностями в занятиях принимают участие здоровые дети. Участие в концертах, праздниках, фестивалях повышает самооценку, дети начинают себя по-другому ощущать. Творчество помогает самовыразиться. Ребята получают  на конкурсах дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества.

 

Список использованных источников:

1. Арсеньевская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». Волгоград: Учитель, 2011 г.

2. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. «Интегративная танцевально-двигательная терапия» г. Москва: Речь, 2005.

3. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье. Танцевально-игровые тренинги. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Вводный курс по танцевально-двигательной терапии: Методическое пособие. М., 2014.

5. Карабанова С.Ф., Коноплева Н.А., Кучеренко А.Л., Карабанова С.Ф., Коноплева Н.А., Кучеренко А.Л. «Танцевальное искусство как средство социокультурной и психологической адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями по здоровью»// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-9. – С. 1698-1703;

6. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 962 c.

7. Кукушин, Вадим Сергеевич Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России / Кукушин Вадим Сергеевич. — М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2014. — 997 c.

8. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Владос- М:.2003.-368с

9. Ертанова О.Н. И вновь о терминологии // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования //-М.: 1996. — 430с.

10. Егорова Т.В.Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. —  Балашов.: Николаев, 2002. -80 с.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Танцевально-двигательная терапия помогает детям с аутизмом установить связь

Танцевально-двигательная терапия на самом деле не предназначена для обучения танцам. Это помощь людям в общении. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.

5-летняя девочка с диагнозом аутизм не привыкла к общению с людьми. Она не говорила, почти не смотрела в глаза и почти не обращала внимания на других. Она сидела рядом, даже очень близко, с людьми, не замечая их.

Затем Лори Баудино взяла ее с собой в путешествие. Баудино, клинический психолог и танцевально-двигательный терапевт из Вестчестера, говорит, что девочка была очень физической, но неуместной. «Она часто ударялась своим телом о стены или била руками об пол, — объясняет Баудино.

Она повторила движения девочки и инициировала деятельность по «строительству замков», где они работали параллельно друг другу, строя стены своих замков, свое «личное пространство». Они работали над своими замками в течение нескольких сессий, а заключительной частью стал подъемный мост, который позволил девушке войти в пространство Баудино соответствующим образом. Девушка начала проявлять осведомленность о Баудино и начала смотреть ему в глаза и даже касаться руками.

Упражнение помогло девушке лучше осознать свое тело, чтобы она могла лучше осознавать других. «Это было настоящее путешествие, которое нам предстояло пройти, где было уместно, что она вошла в мое пространство», — говорит Баудино. «Мы добрались до места, где она инициировала это».

Следующим шагом в этом путешествии стало участие родителей девочки в строительстве замка и создании собственного «подъемного моста» для дочери. Это танцевально-двигательная терапия (ДМТ) в действии.

Цель ДМТ не в том, чтобы научить детей танцевать в традиционном понимании, а в том, чтобы укрепить связь. «Движение — это способ, с помощью которого дети постоянно общаются», — говорит Баудино, добавляя, что танцевально-двигательная терапия дает детям возможность чувствовать себя замеченными и открывает возможности для других присоединиться к ним. Это также способствует развитию чувства спокойствия и безопасности, повышает социальные навыки и решение проблем, а также поддерживает эмоциональное выражение.

Не все занятия связаны со строительством замка. «Каждая сессия выглядит очень уникально. На самом деле речь идет о том, чтобы присоединиться к ребенку там, где он есть», — говорит Баудино.

Занятия обычно начинаются с разминки, направленной на осознание каждой части тела и того, как она движется. Затем движения (которые никогда не обозначаются как «правильные» или «неправильные») могут начать увеличиваться в скорости или расширяться. «Как бы ни выглядело движение, оно может начать развиваться в историю», — говорит Баудино. По мере того, как история обретает форму, появляется компонент решения проблемы, затем разрешение и охлаждение. Некоторые сеансы могут включать зеркальное отражение или следование за лидером с родителем и ребенком.

Лори Баудино — клинический психолог и танцевально-двигательный терапевт из Вестчестера.

Баудино говорит, что некоторые преимущества, такие как расслабление и повышение осознания своего тела, могут проявиться сразу, и что многие дети начинают заниматься с самого первого занятия. «В теле есть что-то такое прекрасное, когда вы получаете эту связь», — говорит она. В то же время для достижения более крупных целей может потребоваться больше времени.

Помогая клиентам (взрослым и детям) с низким уровнем функционирования и малоподвижностью, Баудино, который также является автором «Super Flyers: руководство для родителей по путешествиям на самолете с детьми», считает, что ДМТ может помочь любому. Ее клиенты в спектре аутизма обычно находятся в возрасте от 2 до 8 лет.0003

Танцевальные/двигательные терапевты зарегистрированы и сертифицированы советом директоров, многие из них также являются психологами или консультантами по вопросам брака, семьи и детей. Многие программы ДМТ, включая программу Баудино, финансируются за счет грантов некоммерческого фонда Андреа Риццо (www. dreasdream.org). Еще одним отличным ресурсом для связи с танцевально-двигательными терапевтами является Американская ассоциация танцевальной терапии (www.adta.org).

При поиске терапевта, Баудино говорит, что важно найти того, чей подход работает для вашей семьи и вашего ребенка. «Я действительно стараюсь адаптировать свой терапевтический подход к каждой конкретной семье», — говорит она. «Я тоже родитель. Я хочу, чтобы у них были все инструменты».

Использование движения в игровой терапии — Игровая терапия

Примечание. Игровая терапия на протяжении всей жизни создана для того, чтобы ее услышали. Если вы можете, мы настоятельно рекомендуем вам прослушать аудио, чтобы вы могли оценить эмоции и акценты, которые не могут быть переданы одним текстом. Стенограммы могут содержать ошибки и немного отличаться от аудио. Пожалуйста, проверьте соответствующий звук, прежде чем цитировать его в печати.

Ресурсы и ссылки

The Body Keeps the Score можно найти на Amazon, перейдя по этой ссылке: https://www. amazon.com/Body-Keeps-Score-Healing-Trauma/dp/0143127748

https://adta .org/

www.drdansiegel.com

Пролог

Думали ли вы о том, как включить движение в свою терапевтическую работу? Это тема этого эпизода.

В начале моей карьеры консультанта я знал, что некоторым детям действительно нужно двигаться, прежде чем мы сможем много заниматься разговорной терапией. Я гулял с ними по игровым площадкам, ставил мишени для бросков мягкими мячами (те, которые издавали шлепающий звук, доставляли гораздо больше удовольствия) и давал понять, что не ожидал, что они будут все время сидеть на стуле. Но я никогда даже не слышал о танцевальном и двигательном терапевте, а если бы и слышал, это было бы слишком далеко от того, чем, как я думал, должна быть терапия.

Боже, я ошибся.

Теперь я считаю, что мы держим травму и боль в наших телах, и физическое движение является важным инструментом, помогающим клиентам освободиться от них. Такие книги, как «Тело держит счет », сделали эту идею более распространенной, но я знаю некоторых терапевтов, которые используют йогу, беговые дорожки и работу всего тела как часть своего подхода к целительной работе. Некоторые люди занимаются самолечением с помощью фитнеса, просто выясняя, что бег или кикбоксинг улучшают их эмоциональное и физическое состояние. Танцевально-двигательная терапия не является частью моего образования, обучения или опыта, но я узнала, что соматические проблемы часто связаны с тем, как клиенты «чувствуют» вещи. Клиенты, которые соматически выражают симптомы, показывают вам, что они могут хорошо реагировать на техники, включающие движение.

Отказ от ответственности – Танцевально-двигательная терапия и движение в терапии

 Если вы слушали другие эпизоды этого сезона, вы уже знаете, что я начну с отказа от ответственности. Здесь, в Соединенных Штатах, Американская ассоциация танцевальной терапии является профессиональной организацией, которая предлагает сертификаты, позволяющие называть себя танцевально-двигательным терапевтом. Вы можете узнать больше, перейдя на adta.org. Без этих полномочий вы не можете претендовать на это как на область своей практики, но вы можете использовать танцевальные и двигательные техники в своей терапевтической работе с вашими учеными степенями и обучением профессии помогающего. Итак, то, о чем я говорю сегодня, я назову «Движение в терапии».

Что такое движение в терапии?

Очевидно, это любое физическое движение. Обычно вы используете какие-то крупные моторные навыки, такие как ходьба, бросок в корзину, растяжка, подбрасывание мяча вперед и назад или что-то еще, что заставляет клиента — и, возможно, вас тоже — двигаться. Это могут быть движения, связанные со спортом, например бегом, боксом или боевыми искусствами. Это могут быть движения, полезные для расслабления, растяжки или снятия стресса. Или это могут быть движения, которые повышают осознанность тела, образ тела или способность занимать больше места.

Однако движение в терапии также может намеренно использовать неподвижность.

Какие материалы необходимы?

 Как минимум, вам просто нужно тело, чтобы двигаться. Вы можете включить движение без какого-либо специального оборудования. Если вы хотите пригласить своих клиентов к большим движениям, вам потребуется больше места, чем предлагает типичный терапевтический кабинет. Вероятно, самое время напомнить вам о важности конфиденциального пространства. Если вы выводите клиента на прогулку, это открытое пространство должно быть таким же конфиденциальным, как и пространство за закрытой дверью вашего офиса, и вы должны этически информировать своего клиента о возможных ограничениях этой конфиденциальности.

Если вам нравятся определенные виды движений, вам может понадобиться спортивный инвентарь, ленты, парашюты, эластичные ленты, коврики для йоги или утяжеленное одеяло. Также удобно иметь мячи разного размера.

Подсказывать или не подсказывать?

Как насчет подсказок? Как и в других изобразительных искусствах, насколько много или мало вы будете подсказывать, будет определяться вашей теорией и вашими предпочтениями. Если у вас есть конкретная причина для включения движения, вы, вероятно, подскажете действие. Дети, скорее всего, будут использовать движение без подсказки, если они чувствуют себя свободными, но взрослые не могут без подсказки, поэтому ваши клиенты также могут определять, сколько вы подсказываете. Одна подсказка, которую я часто использую, заключается в том, чтобы просто замечать физические ощущения в вашем теле. Я также слежу за тем, беспокоятся ли клиенты или нервничают ли они в своих движениях. Когда я вижу много такого, мне нравится поощрять их двигаться.

Танец и движение на протяжении всей жизни

Дети более склонны к движению, но взрослые приучены оставаться сидячими и в основном неподвижными. Мне нравится использовать возраст в качестве критерия того, как долго можно сидеть. Это означает, что если у меня есть 20-летние дети, лучше всего, если они каким-то образом будут двигаться каждые 20 минут, а 5-летние должны иметь возможность двигаться каждые 5 минут. Это всего лишь расплывчатое предположение, но большинству людей легче концентрироваться и саморегулироваться, когда они могут двигаться, или, если они много двигаются, переключаются на неподвижность.

Дети

При работе с детьми важно учитывать возраст. Очень маленькие дети естественно много двигаются, но им также нужно больше отдыхать. Оба важно учитывать при использовании движения. Многие игровые комнаты оборудованы игрушками, которые побуждают к движению, поэтому, если у вас уже есть игровая комната, у вас, вероятно, уже есть пространство, которое побуждает к движению посредством типичных игровых действий, таких как переодевание, перемещение машин по ковру или игра в лоток с песком. Чего у вас может не быть, так это игрушек и материалов, которые призывают к тишине. Многие дети занимаются йогой или наблюдают за тем, как родители занимаются йогой, поэтому наличие коврика для йоги может быть чем-то важным. Аквариумы с успокаивающими пузырьками успокаивают клиентов и призывают к тишине.

Подростки

Подростки менее склонны передвигаться без небольшой поддержки. Большинство привыкло к тому, что в школе от них ждут сидячих мест, поэтому может показаться, что в офисе действуют аналогичные правила. Таким образом, одним из способов включить движение может быть что-то вроде замены стула для клиента мячом для упражнений, чтобы сидеть вместо него… или, по крайней мере, иметь возможность выбора. Это также может быть способом улучшить вашу собственную физическую форму! Я думаю, что игрушки-непоседа необходимы подросткам, и такой способ дать им что-то сделать своими руками добавляет движения. С другой стороны, утяжеленное одеяло (возможно, даже ароматизированное) успокаивает и успокаивает. Это может быть полезно для уменьшения движения.

Молодежь

У молодых людей свирепствует тревога. Если вы видите это население, вы, вероятно, видите много беспокойства. Добавление движения — отличный способ физически вывести часть этого из организма. Раскраски для взрослых могут помочь в этом, так как они могут держать руки в движении. В дополнение к игрушкам-непоседам и мячу для упражнений взрослого размера для стула вы можете использовать эспандеры для клиентов, чтобы напрягать и расслаблять мышцы рук, плеч или ног, особенно в тех областях, где клиент чувствует напряжение. Одна стратегия, которую я использовал, состоит в том, чтобы чередовать движения, подходящие для офиса, с неподвижностью. Немного подвигайтесь, закройте глаза и обратите внимание на то, что вы слышите. Немного подвигайтесь, остановитесь и обратите внимание на желтый цвет.

Взрослые

Пожилые люди могут чувствовать себя очень неловко при движении. Помните об этом. Одна вещь, которая может помочь, — это некоторое психообразование о движении в терапии и некоторая прозрачность в отношении того, почему вы предлагаете это. Может быть очень странно сидеть на мяче для упражнений, или у вас может быть клиент с некоторыми физическими ограничениями или ограничениями равновесия, что делает это плохой идеей, поэтому всегда имейте под рукой удобный стул. Кроме того, клиенты, особенно те, кто пережил травму, могут соматически ощущать что-то сердцем больше, чем конечностями. Если у клиента есть потребность защитить это, то движения, которые побуждают его открыть свою основную область, могут быть слишком уязвимыми и создавать сопротивление. Если клиенту неудобно двигаться, возможно, лучше попробовать что-то другое.

Безопасность

Я хочу попасть на интервью с нашим гостем, но хочу сказать вам пару слов о безопасности. Если вы поощряете движение, может возникнуть риск получения травмы. Во-первых, не пытайтесь заниматься йогой, самообороной или другими спортивными движениями без надлежащей подготовки. Во-вторых, в то время как хорошая тренировка может быть терапевтической, терапия — это не место для тренировки. Наконец, на всякий случай неплохо было бы подготовить аптечку.

Интервью с доктором Дженнифер Рубенс

Моя сегодняшняя гостья имеет многолетний опыт работы с детьми, и она собирается поделиться с вами техникой движения под названием Зефирная катапульта . Доктор Дженнифер Рубенс получила докторскую степень. в области педагогической психологии, специализирующейся на индивидуальных различиях, но работает над получением дополнительной степени магистра в области клинического консультирования по вопросам психического здоровья. В настоящее время она работает стажером-консультантом с Пэрис Гудиер-Браун в Nurture House, работая с детьми, а также проходит стажировку в Медицинском центре Университета Липскомб, работая со взрослыми в области интегрированного поведенческого здоровья. В своей работе она использует вмешательство, основанное на доверии, и игру с травмой. Прежде чем вернуться в школу, она работала с детьми в спектре аутизма вместе с их семьями и системами поддержки. В своей работе Дженнифер много двигается, помогая клиентам саморегулироваться и обучаться эмоциональной грамотности.

[Часть интервью этого эпизода не была расшифрована. Чтобы прослушать интервью, щелкните ссылку на эпизод в верхней части страницы.]

Резюме исследования

В этом сезоне в подкасте мы погружаемся в выразительное искусство, которое лично мне очень нравится. . Иногда мне кажется, что наша культура склонна переоценивать нашу левополушарную логику и обесценивать правостороннее творчество. Итак, я хочу посвятить этот эпизод разговору о том, что доктор Дэн Сигел назвал «интеграцией», и о том, как мы помогаем нашим клиентам иметь более сбалансированный мозг с помощью изобразительного искусства. Итак, хотя сегодняшняя серия не будет посвящена конкретной исследовательской статье, она будет посвящена раскрытию некоторых научных данных, которые в конечном итоге поддерживают использование изобразительного искусства в терапевтическом кабинете.

Под «интеграцией» Дэн Сигел подразумевает как горизонтально интегрированный мозг, так и вертикально интегрированный мозг. В горизонтально интегрированном мозге логика левого полушария может взаимодействовать с эмоциями правого полушария. В вертикально интегрированном мозге физически высшие части мозга (префронтальная кора) хорошо взаимодействуют с низшими частями, такими как инстинкты, внутренние реакции и выживание.

В книге Дэна «The Whole Brain Child», которую обязательно должны прочитать терапевты, работающие с детьми и родителями, он говорит: «Чтобы жить сбалансированной, осмысленной и творческой жизнью, полной взаимосвязанных отношений, крайне важно, два полушария работают вместе». Далее он описывает, как важно избегать эмоционального потока (доминирование правого полушария) или эмоциональной пустыни (доминирование левого полушария).

И разве это не то, что мы видим с нашими детьми и нашими взрослыми клиентами, которые пережили травму, большую и маленькую Т, а также горе и утрату. Благодаря недавним исследованиям мы теперь знаем, что травма хранится в правом полушарии в форме сенсорной информации и имплицитной памяти. Итак, с точки зрения мозга, для наших клиентов имеет смысл отступить к левому полушарию, спрятаться и отрицать то, что причиняет боль. С другой стороны, они могут быть полностью затоплены образами болезненного опыта и чувствовать себя полностью поглощенными своими эмоциями, отсюда и термин «эмоциональный поток». Я склонен называть это нарушением регуляции. Таким образом, частью терапевтического процесса становится помощь детям и взрослым в обучении управлению своим мозгом, и мы можем сделать это с помощью изобразительного искусства!

Один из способов сделать это — рассказать историю, и доктор Дэн Сигел и доктор Тина Пейн Брайсон подробно рассказывают об этом в книге. Рассказывание историй носит выразительный характер, и можно использовать несколько различных выразительных средств, таких как поднос с песком, искусство, кукольный спектакль и выразительное письмо, в качестве путей для рассказывания историй клиентом и удерживания их терапевтом.

Когда мы рассказываем историю, правое полушарие обрабатывает эмоции и воспоминания, связанные с этой историей, а левое полушарие работает, чтобы осмыслить эти эмоции и воспоминания. Таким образом, исцеление от тяжелых вещей, будь то издевательства в школе, серьезная потеря или травма, происходит, когда левое полушарие работает с правым, когда обе части мозга начинают работать вместе и общаться друг с другом.

Выразительные искусства, особенно в контексте рассказывания историй, также могут смягчить страх, который может возникнуть у детей перед тем, как поделиться чем-то тяжелым. Они могут быть не готовы говорить об этом (это работа левого полушария), но они могут показать нам в лотке с песком или абстрактную картину (это работа правого полушария). Другими словами, искусство и игра делают содержание травмы более доступным для детей и взрослых и позволяют терапевту встретиться с клиентом там, где он есть.

В конечном счете, знание этой концепции интеграции помогает нам узнать, когда и как мы можем использовать изобразительное искусство для поощрения связей между правым и левым полушариями мозга. Если вы хотите узнать больше о работе доктора Дэна Сигела, я рекомендую вам посетить его веб-сайт по адресу www.drdansiegel.com  

Заключение

Движение в терапии имеет большой смысл. Я не говорил много о включении танца, потому что у меня нет опыта в этой области, но вы могли бы использовать в своей работе зеркала в полный рост, баланс, досягаемость и другие танцевальные материалы и техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *