Танцевально-двигательная терапия для пожилых людей //Психологическая газета
В октябре 2015 года состоялась защита дипломных проектов выпускников программы дополнительного профессионального образования «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» в Институте практической психологии «Иматон».
Руководитель программы, кандидат психол. наук Наталия Юрьевна Оганесян поделилась своими размышлениями по поводу подготовки специалистов и обозначила круг наиболее актуальных тем, затронутых в дипломных проектах выпускников.
Предлагаем Вашему вниманию краткое изложение дипломного проекта «Исследование влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения». Проект выполнила Наталья Юрьевна Вахина (Нижний Новгород) под руководством Борисовой Д.Ю. — психолога, танцевального терапевта Городской психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко.
Научные медико-социальные исследования показывают в целом неудовлетворительное положение пожилых граждан России по социально — медицинским, демографическим и экономическим показателям. Положение усугубляется малообеспеченностью, одиночеством и достаточно низким уровнем медико-социальной помощи .
Одной из важнейших форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов является социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан.
Начало системе социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов положили стационарные учреждения социального обслуживания населения. В последнее десятилетие получили развитие такие новые типы стационарных учреждений социального обслуживания, как геронтологические центры и дома милосердия. Расширение спектра услуг, оказываемых пожилым людям в стационарных учреждениях, имеет в основном медицинскую, оздоровительную, реабилитационную и психологическую направленность.
Очень мало наработок, методик и механизмов осуществления мероприятий по медико-социальной реабилитации людей пожилого возраста. Наиболее эффективно это направление работы присутствует в геронтологических центрах, но в стационарных учреждениях индивидуальные программы медико-социальной реабилитации пожилых практически отсутствует. Следовательно, проблема состояния здоровья, медико-социальной реабилитации пожилых людей с разработкой индивидуальной программы реабилитации в стационарных учреждениях в настоящее время актуальна. И поэтому есть необходимость в специальной организации и специальных реабилитационных мероприятиях помощи пожилому человеку. Этим как раз занимаются центры социальной помощи населению. И для того, чтобы поддержать психическое и физическое здоровье пожилого человека, на это и была направлена моя работа на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения.
Вышесказанное и обусловливает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель исследования: изучение влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу людей пожилого возраста.
В качестве объекта изучения была выбрана психомоторная сфера пожилых людей.
Предметом изучения является влияние танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Нижегородском Государственном центре социального обслуживания населения.
Гипотеза работы заключается в следующем: Танцевально-двигательная терапия положительно влияет на психомоторную сферу пожилых людей.
Настоящее исследование было проведено на базе Нижегородского государственного центра социального обслуживания населения. В нём приняло участие 26 человек, 3 мужчин и 23 женщин в возрасте от 60 до 90 лет. Но в процессе работы было обследовано 7 человек, так как остальные участники непостоянно посещали занятия. В связи со спецификой состояния здоровья большинства участников были сформированы 2 группы танцевально-двигательной терапии.
В связи с неразглашением персональных данных, фамилии и имена участников танцевально-двигательной терапии были изменены.
Танцевально-двигательная терапия проводилась в течении 1,5 месяцев, два раза в неделю, длительностью 1 час.
Для получения достоверных результатов были выбраны следующие методики: тест для определения самочувствия, активности, настроения «САН»; «Телесный анализ» Н.Ю.Оганесян; Метод включённого наблюдения.
В основе проведённой программы ТДТ для пожилых людей с целью коррекции психомоторных и эмоциональных нарушений лежат разработки Н.Ю. Оганесян, Д.Ю. Толошиновой, А.Гиршона, Шкурко, Веремеенко и других. Занятия проводились в групповой форме, закрытой, гетерогенной по полу и возрасту группе. Зал специально оборудован: стулья по количеству респондентов, музыкальный центр, диваны для релаксации, мячи, шарфы. Длительность занятия 60 минут.
Разработка программы танцевально-двигательной терапии по коррекции психомоторных нарушений у людей пожилого возраста. Цель программы: коррекция моторных и эмоциональных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии.
Задачи программы:
- развитие психомоторной активности;
- расширение диапазона и потенциала движений;
- развитие психомоторных способностей;
- снижение уровня личностной тревожности ;
- формирование положительного образа физического Я;
- улучшение психологического самочувствия во время взаимодействия с другими людьми;
- использование основных упражнений, которые в дальнейшем могут быть использованы пожилыми людьми самостоятельно.
Принципы, лежащие в основе проведения программы:
- Принцип не нанесения ущерба.
- Принцип доброжелательности, внимательности.
- Принцип развития через конкретную деятельность и упражнения (танцевально-двигательная терапия).
- Принцип систематичности.
- Принцип возникновения личной заинтересованности человека.
Организационные аспекты реализации программы: программа, направленная на коррекцию эмоциональных и моторных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии, рассчитана на 10 занятий по 60 мин, 2 раза в неделю. Представляем тематический план разработанный для группы ветеранов ВОВ
1 группа. Ветераны ВОВ.
Тема занятий |
Форма проведения |
Время |
Знакомство, установление эмоционально-положительного контакта |
Беседа, заполнение тестов, разминка. Работа с образом. Парная импровизация с тканью. Общий танец с тканью. |
60 мин |
Расслабление, снятие мышечных зажимов Цель: обеспечить физическую активизацию перед началом цикла занятий, научить чувствовать свое тело |
Разминка Индивидуальный танец своего имени, обсуждение опыта. Упражнение на ритм. Общая импровизация |
60 мин |
Расширение диапазона и потенциала движений Цель: формировать навык осознавания тела в движении, навык установления контакта с другими в танце |
Разминка Танец частей тела, работа на координацию, «Зеркало» с танцтерапевтом. Общий танец«Сиртаки»обсуждение опыта |
60 мин |
Развитие ощущения пространства и работа с образным мышлением Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения, работа с образом |
Разминка, работа с образом, Зеркало с терапевтом. Танец Ручеёк, обсуждение опыта |
60 мин |
Работа с мышечной памятью и воображением Цель: снятие мышечных напряжений, тренировка мышечной памяти |
Разминка «мы в лесу», Придумывание общего танца. Индивидуальная импровизация с тканью обсуждение опыта |
60 мин |
Развитие чувства ритма, ощущение пространства Цель: развитие умения чувствовать свое тело, и ритм |
Разминка, упражнения на ритм, импровизация с тканью индивидуальная, общий танец «Калинка», обсуждение опыта |
60 мин |
Расширение диапазона движений Цель: развитие умения расслабляться, взаимодействовать в телесном контакте с другим, расширение диапазона движений |
Разминка, упражнение на типы движений, повторение общего танца, работа с тканью в паре, групповая импровизация |
60 мин |
Развитие пространственного воображения Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие способности получать удовольствие от своего тела, от движений, танца |
Разминка работа в парах с тканью, общий танец«Калинка-малинка»,Релаксация на диванах, обсуждение |
60 мин |
Развитие мышечного тонуса и поднятие эмоционального тонуса Цель: снятие мышечных зажимов, развитие чувства ритма и умения получать удовольствие от танца |
Ритмическая разминка, работа на координацию,Индивидуальная импровизация «Калинка –малинка» обсуждение опыта |
60 мин |
Завершающее занятие. Подведение итогов. |
Беседа,Индивидуальная импровизация танецстканью,общийтанец«Белоруссия»ритуал прощания |
60 мин |
Приводим структуру 4 занятия
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения.
Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 10-15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: шлягеры тех лет. Исполнение: индивидуально и с танцевальным терапевтом. Ход занятия: Танцевальный терапевт предлагает каждому поочерёдно протанцевать с ним в паре, сначала терапевт показывает движения с разной амплитудой, динамикой, работая в пространстве, клиент повторяет, далее терапевт повторяет движения за клиентом. Обсуждение.
Длительность занятия увеличивалась постоянно, ориентируясь на самочувствие участников группы.
Оценка результатов исследования.
В результате полученных данных по методике САН можно сделать следующие выводы, в начале курса танцевально-двигательной терапии показатели по самочувствию активности и настроению были достаточно низкими, по сравнению с результатами в конце курса занятий. Особенно хочется заметить, что показатели в графе самочувствия и настроения после курса ТДТ располагаются в диапазоне выше 5 баллов, что свидетельствует о благоприятном состоянии испытуемого. Можно сделать вывод, что занятия танцевально-двигательной терапией оказали благотворное влияние на субъективное психоэмоциональное и физическое состояние организма пожилых людей. У всех респондентов показатели самочувствия и настроения выросли заметно, что не сказать про показатель активность, у троих испытуемых (Глушенкова, Харковенко, Морозова) этот показатель снизился, что говорит, об усталости и простых физических недомоганиях в этом возрасте. У остальных участников этот показатель вырос после танцевально-двигательной терапии.
Результаты исследования отражены в диаграмме ниже.
Ниже приведены результаты по методике «Телесный анализ» Оганесян Н.Ю., полученные по одному участнику танцевально терапевтической группы. Также были проанализированы все испытуемые в отдельности.
1 участник программы.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ |
До ТДТ |
После ТДТ |
Активные движения |
3 |
5 |
Неактивные движения |
2 |
4 |
Танцует на полупальцах |
0 |
0 |
Танцует на полной стопе |
2 |
4 |
Фронтально-латеральные движения (в стороны) |
2 |
5 |
Сагиттальные движения (вперед-назад) |
2 |
5 |
Вокруг себя |
2 |
3 |
Подпрыгивания |
0 |
3 |
Амплитуда движения |
2 |
5 |
Объединение тела и движений |
2 |
5 |
Раздражение и разорванность тела |
0 |
0 |
Сильные |
2 |
5 |
Слабые |
2 |
2 |
Быстрые и резкие |
2 |
5 |
Медленные и плавные |
2 |
2 |
Вариативность |
2 |
5 |
Повторение за партнером (в отзеркаливании) |
2 |
5 |
Стереотипии |
2 |
0 |
Собственное построение движений |
2 |
5 |
Руки |
2 |
5 |
Ноги |
2 |
5 |
Голова |
0 |
2 |
Корпус |
2 |
3 |
Использует все пространство |
3 |
5 |
Только середину |
2 |
3 |
Половину зала |
2 |
3 |
Стоит на одном месте |
0 |
0 |
Вперед |
2 |
4 |
Назад |
2 |
4 |
По кругу |
2 |
4 |
Верхний (прыжки, направление вверх) |
2 |
4 |
Средний |
2 |
5 |
Партер (пол) |
0 |
0 |
Не может пойти за ритмом |
2 |
2 |
Двигается в собственном ритме |
2 |
3 |
Ритмичен |
3 |
5 |
Отгораживается от музыки |
0 |
0 |
Креативное отношение к музыке |
3 |
5 |
Исходя из данной таблицы, мы можем видеть что, после танцевально-двигательной терапии увеличились активные движения, увеличилась амплитуда движений, тело и движения стали объединёнными, не разорванными, движения стали резче и быстрее, увеличилась вариативность, собственное построение движений, повысилась ритмичность, танцующий начал использовать всё пространство зала, появилось креативное отношение к музыке. До ТДТ эти показатели были низкими, участник плохо чувствовал своё тело, движения были не так активны, они были слабыми, после занятий участник стал идти за ритмом, увеличилась вариативность и разнообразие движений. Также были проанализированы все участники исследования индивидуально.
В результате обобщения полученных данных по всем испытуемым можно сказать, что после прохождения курса ТДТ у большинства участников отмечается положительная динамика двигательной активности. В процессе занятий движения большинства участников становятся сильными, совершаются в разных плоскостях. Повышение активности и силы движений является признаком улучшения моторной активации.
До ТДТ в движениях всех участников преобладали стереотипные паттерны: движения во время ТДТ были скованные, малой амплитуды, руки в основном прижаты к телу, корпус малоподвижен, После прохождения курса танцевально-двигательной терапии у большинства участников терапии изменился характер движений, они стали более открытыми, появились новые элементы в индивидуальных импровизациях, участники стали использовать больше пространства. Также улучшились межличностные взаимодействия в группе. Наглядно результаты работы видно в представленной диаграмме ниже.
Для составления диаграммы выбраны наиболее выраженные параметры в группе, такие как двигательные функции, отношение к пространству, использование музыки и ритма. По результатам, представленным на диаграмме, можно сказать, что показатель динамики психомоторного состояния вырос во всех 4 параметрах.
В заключение отмечаем, что коррекция психомоторных нарушений у людей пожилого возраста является центральным звеном в системе психологической работы. В практической части данного исследования разработана программа по коррекции эмоциональных и моторных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии. В программе предложены различные танцевальные упражнения, адаптированные для пожилого возраста. Используются как индивидуальный и парный танец, так и коллективное взаимодействие.
Основной задачей танцевального терапевта в данном процессе является поддержка пожилых людей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они научились замечать свое тело, ощущения, научились чувствовать свой мышечный тонус, вернуть интерес к танцам, помочь найти ресурсные состояния, что является важным для снятия психоэмоционального напряжения.
Гипотеза данного исследования подтверждается ,ТДТ оказывает положительное влияние на психомоторную сферу пожилых людей.
Разработанная программа показала свою эффективность и возможность использования в соответствующих организациях.
В дальнейшем хотелось бы продолжить исследования влияния ТДТ на психомоторную сферу пожилых людей, увеличить число испытуемых и количество диагностических методик для получения более объективных результатов.
Познакомиться с темами других дипломных проектов
Читать интервью с Н.Ю. Оганесян
ТДТ: танцевально-двигательная терапия — Психологос
Танцевально-двигательная терапия – один из видов психотерапии, использующий движение в основе развития физической, социальной и духовной жизни человека. Танцевально-двигательная терапия применима для борьбы со многими проблемами, одними из которых являются эмоциональные и межличностные конфликты, страх перед неудачей, недостаточность коммуникационных навыков, заниженная самооценка. Также данный вид терапии применим для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, изнасилование, тяжелые психические заболевания, хронические заболевания. Психотерапевт при помощи танца помогает людям забыть о проблемах, расслабиться и самоутвердиться. Главное достоинство танцевально-двигательной терапии в сравнении с другими видами терапии состоит в том, что она является общедоступной, так как при занятии этим видом терапии акцент ставится не на качестве выполненных движений, а на тонкости выражения человеком собственных эмоций во время движения, честном выражении чувств и абсолютной свободе движений.
Во время сеансов психотерапевта пациенты зачастую неспособны рассказать о своей проблеме специалисту, в результате чего сеанс не приносит пользы, так как психотерапевт не выявляет проблему и, следовательно, не может предложить пациенту пути ее решения. Если психотерапевт во время сеанса чувствует, что ситуация зашла в тупик и “разговорить” пациента никак не удается, он может попросить человека исполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движениях пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, в чем состоит его проблема.
Существенный вклад в развитие танцевально-двигательной терапии внесла теория “мышечного панциря” Вильгельма Райха. Он впервые доказал, что зажатость (“мышечный панцирь”) человека возникает в самом детстве и напрямую связана со страхом быть наказанным, непонятым, отчужденным, а также с необходимостью постоянного подавления человеком своих сексуальных ощущений. В результате комплексы и зажимы накапливаются в организме и способны привести к различным душевным и телесным заболеваниям. Вильгельм Райх, являющийся основоположником телесной психотерапии, верил, что осуществление пациентом спонтанных движений тела в комплексе с ровным размеренным дыханием способно снять мышечное напряжение и позволить эффективно устранить зажимы и блоки, мешающие человеку жить.
По одной из версий, основательницей танцевально-двигательной терапии как самостоятельного вида психотерапии является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы Ротт в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:
- Зона номер 1 – голова и шея;
- Зона номер 2 – плечи;
- Зона номер 3 – локтевые суставы;
- Зона номер 4 – кисти рук;
- Зона номер 5 – таз и позвоночник;
- Зона номер 6 – колени;
- Зона номер 7 – ступни.
Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни. Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием. Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности, зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах, ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности. То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни. И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достигнуть всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.
Теоретические основы
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. Танце-двигательный терапевт Бергер делит психосоматические отношения на 4 категории: мышечное напряжение и расслабление, кинестетика, образ тела и выразительное движение.
Осознавание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения. В процессе попытки справиться со стрессом человек может, защищаясь от страха, потерять контроль путем подавления, вытеснения своих чувств, существующих в теле. Давая напряжению возникнуть и удерживая его в теле, человек таким образом защищает себя от прямого переживания и от встречи лицом к лицу со своим конфликтом. Например, степень напряжения в плечах и руках может быть бессознательно увеличена до того предела, когда эта часть тела становится отрезанной от чувств: она становится диссоциированной. С таким человеком танце-терапевт может выбрать для работы движение покачивания руками, чтобы расслабить мышцы, связанные с определенным эмоциональным состоянием, которое пациент отрицает. Начав работу с мышечными паттернами, которые соотносятся с эмоциями, человек испытывает (через мускулатуру) чувства, обостренные, ставшие осознанными в движении, а затем признанные или проясненные на когнитивном уровне. Эта связь, которая развивается между физическим действием и внутренним эмоциональным состоянием, является следствием мышечной памяти, связанной с чувствами. С другим клиентом терапевт может поработать с телесными ощущениями и перевести их действие таким образом, чтобы эмоция и движение усиливали друг друга. Так движение становится прямым выражением внутренних чувств. Клиентам, имеющим более интегрированный уровень, терапевт может помочь сфокусироваться на определенной части тела, чтобы идентифицировать, что делается на телесном уровне, возможно бессознательно, и что рождает определенное эмоциональное переживание. В такой ситуации терапевт может помочь клиенту вербально исследовать ассоциации, образы, фантазии или воспоминания, которые возникают в сознании в процессе соединения двигательной реакции в теле с его эмоциональными компонентами.
Каждая мысль, действие, воспоминание, фантазия или образ вызывает некоторое новое мышечное напряжение. Людям можно помочь открыть для себя: как они меняют, переделывают, перенаправляют, разрушают или контролируют эти тончайшие мышечные ощущения, которые оказывают влияние на переживание и выражение чувств. Этот процесс подобен и соответствует защитным механизмам Эго. В своей работе, посвященной формированию характера, Райх показывает, как идентичный процесс становится очевидным в обеих — как в физиологической, так и психологической — сферах. Он пишет:
“У меланхолических или депрессивных пациентов речь и выражение лица застывшие, будто каждое движение преодолевает сопротивление. В маниакальном состоянии наоборот импульсы внезапно охватывают все тело, всего человека. При катотоническом ступоре психическая и мышечная ригидность идентичны, и только окончание этого состояния возвращает как психическую, так и мышечную подвижность”.
Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию. Это кинестетическое ощущение, критичное к выполнению повседневных задач, играет ведущую роль в формировании нашего собственного эмоционального осознавания и ответных реакций. Можно выделить два способа развития эмоционального осознавания:
Первый — обучение правильному ярлыку или слову, которое соответствует данному эмоциональному состоянию. Это обучение начинается в младенчестве и раннем детстве. Чтобы понять, как происходит такое обучение, достаточно вспомнить, как малыша берут на руки и спрашивают: “Почему ты такой грустный?” или говорят: “Ты ведь голоден, да?” Наше невербальное поведение сообщает, говорит что-то. Другие люди узнают наши переживания и облекают их в соответствующие слова, чтобы идентифицировать, а позже — поговорить о них.
Второй способ развития эмоционального осознавания основан на узнавании и интерпретации моторных действий других людей. В своем исследовании, как эмоции коммуницируют, Клайн указывает, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный, этот процесс одинаков у всех людей. К тому же, переживание разных эмоций и соответствующих им мышечных реакций также универсально, всеобще. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, воспринимаемые, узнаваемые и переживаемые нами на кинестетическом уровне. Кинестетическая эмпатия, которая в основном является бессознательной, играет свою роль в вербальном и невербальном общении между людьми.
Следующая концепция — образ тела, она обращается к отношениям души и тела, т. е. к психосоматическим отношениям. В одном из раннего обобщающего труда по исследованию образа тела Шилдер утверждает: “Образ тела — это изображение нашего собственного тела, которое мы рисуем у себя в голове, т. е. это то, каким образом тело представляется нам”. Он рассматривает образ тела как нечто, находящееся в состоянии постоянного развития или изменения. Движение вызывает изменения в образе тела. Способ соединения частей тела, осознание таких телесных ощущений, как дыхание, осознавание мышечной деятельности, — это только несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела. Работа Махлера по эмоциональному развитию и “психологическому рождению” также поддерживает данные о том, что необходимо осознание селфа, как отдельной физической реальности, сущности, прежде чем произойдет процесс индивидуации.
Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупеньким, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные. Шилдер пишет:
“Позиционная модель нашего собственного тела связана с позиционной моделью тела других людей. Позиционные модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. Также как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, также и эмоции и действия других неотделимы от их тел”.
Определенным образом концентрируясь на взаимосвязи между движенческим изменением и психологическим изменением в танце-терапии, Чейс утверждает: “Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то если вы поработаете с чувством искажения образа тела в действии, то это изменит ваше психическое восприятие себя, отношение к себе”.
Четвертая область, которая занимается взаимоотношениями души и тела, и на которой большинство танце-терапевтов делают акцент — выразительное движение. Эмоциональное выражение проявляется через тело. Положение тела, жесты, дыхательные паттерны — это несколько примеров движенческого поведения, которое изучается в рамках выразительного движения. Именно качественный аспект движения, скорее как оно происходит, чем статические положения — отражает индивидуальное самовыражение. Олпорт и Вернон пишут:
«…ни одно действие нельзя определить, как только выразительное. Каждое действие имеет как невыразительный, так и выразительный аспекты. Оно имеет … свой адаптивный… характер, а также свой индивидуальный характер. Открывание двери, например, эта задача предписывает определенные скоординированные движения, соответствующие этой цели, но также предоставляет определенную свободу для индивидуального стиля в выполнении предписанных движений. Уверенность, давление, точность или терпение, с которой выполняется данная задача, имеют свои особенности. Только эти индивидуальные особенности называются выразительными».
Выразительное поведение — это моторное проявление эмоций, взаимосвязанных в функциональной системе. Клайнз рассматривает выразительное движение как эмоциональное состояние, которое выражается. Его исследование, как эмоции переживаются и коммуницируются, помогает объяснить, как танцевально-двигательная терапия работает с чувствами и их проявлениями в действии. Если мы производим действие или жест, который соотносится с эмоцией (напр., сердито пнуть камень), мы начинаем испытывать соответствующую генерирующуюся висцеральную ответную реакцию. Если это действие повторить несколько раз, то интенсивность эмоционального опыта усилится. Для того, чтобы поощрить переживание и выражение эмоций, танце-двигательный терапевт работает с движенческими паттернами, ассоциирующимися с эмоциями. Например, чтобы поработать с гневом, терапевт может предложить свернуть руки в кулак, крепко их сжать и потрясти ими перед другим человеком. Могут быть и другие инструкции: твердо стоять на месте, напрягая все тело. При потрясении кулаками движение генерирует более специфичный телесный опыт эмоционального состояния. Это обеспечивает обратную связь и петлю взаимодействия между выразительным действием и эмоциональным опытом.
Эмоции могут быть вызваны реальной ситуацией (напр., печаль, когда теряешь друга), восприятием ч.-л. эмоционального состояния (напр., заражаешься страхом, видя страх другого человека), в воображаемой фантазийной ситуации (напр., вспомнив или представив, что застреваешь в лифте) или воспринимая фантазийное состояние в другом человеке (напр., передается переживание боли или вины, демонстрируемое актером).
Использование терапевтом воображения, действия или эмоции помогает таким образом кристаллизовать и интегрировать физиологическое и психологическое.
Методы телесно-ориентированной терапии
- Телесно-ориентированная терапия
- Терапия Вильгельма Райха
- Биоэнергетика Александра Лоуэна
- Терапия Моше Фельденкрайса
- Метод Ф. Матиаса Александера
- Терапия Иды Рольф (рольфинг)
5 Танцевально-двигательная терапия Мероприятия для выздоравливающих
Танцевальная терапия — это целостный метод лечения в рамках изобразительного искусства, основанный на силе движения, которое приносит исцеление, покой и благополучие телу, разуму и духу. Он эффективно используется при различных недугах, в том числе при злоупотреблении психоактивными веществами, чтобы вернуть целостность жизни людей.
Люди рождаются с инстинктом, способностями и даром танцевать. Во всех культурах есть танец в той или иной форме. Танец — это больше, чем развлечение, выпуск пара и самовыражение среди друзей, хотя он также может служить всем этим целям. Танец — это также способ соматической интеграции, когда вы получаете опыт, который в настоящее время отложен в отдельный поток ощущений, и позволяет этим различным энергетическим пакетам слиться с большей энергией вашего тела.
Танцевальная терапия, если ее использовать с намерением и осознанностью, по этой причине может оказать большую помощь в избавлении от зависимости, в дополнение ко всем преимуществам, которые она дает, с точки зрения простого снятия напряжения с физиологии. Для выздоравливающих танец — это радостная, свободная, освобождающая практика. Рекомендую всем!
Вот мои советы, как попробовать танцевальную терапию дома.
1. Произвольный танец
2. Аутентичное движение
3. Танцуй, что хочешь
4. Танец теней
5. Танцевальные трансформации
1. Произвольный танец
Наиболее знакомым способом использования танца для вашего выздоровления будет произвольный танец, который, как следует из названия, означает сознательное выделение периода времени для свободного танца тем способом, который наиболее естественен для вас. Важно помнить, что танец включает в себя неподвижность, а также то, что нет правильного или неправильного способа двигаться. Если ты вообще это делаешь, то ты делаешь это правильно.
Выберите длинную песню или создайте список воспроизведения из нескольких песен, чтобы у вас было около 20 минут непрерывной музыки. Установите намерение, что вы будете танцевать все время, помня в то же время, что остановки для отдыха и выполнение более мелких движений с меньшими усилиями также могут быть частью танца (вам не обязательно всегда быть на пике энергии).
2. Аутентичное движение
Аутентичное движение — это медитативная практика движения, основанная на осознанности, которая приносит успокоение и гармонию в тело. Аутентичное движение делается без музыки. Вы начинаете и заканчиваете в тишине, просто принимая позу тишины в качестве отправной точки.
Начните с неспешного ожидания, пока не возникнет желание двигаться. Когда движение хочет произойти в вас, позвольте ему это сделать. Следуйте за движением до тех пор, пока оно не почувствует, что оно завершилось, что побуждение сделать это конкретное движение завершено. Повторяйте или развивайте движение до тех пор, пока оно кажется нужным, а затем вернитесь к ожиданию.
Дайте себе временной интервал, что-то вроде 12 минут, и позвольте всему, что вы хотите, произойти на самом деле, сделать это.
3. Танцуй, что хочешь
«Танцуй, что хочешь» — это мощный процесс, который приносит радость, надежду и ощущение будущего. Схема очень проста — определите, что вы хотите, а затем станцуйте танец этой желаемой вещи. Например, если вы хотите испытать больше радости в своей жизни, вы должны посвятить себя изучению танца, который откликается, играет внутри и улавливает чувство радости. Вы бы выбрали музыку, которая соответствует этому чувству, и позволили бы вашему телу действительно ощутить этот опыт изнутри. Проявление последует за таким танцем в той или иной форме!
4. Танец теней
Танец теней — это противоположность Танцуй, что хочешь. В теневом танце вы намеренно позволяете себе погрузиться в энергию и почувствовать что-то, что вас беспокоит. Например, если вы боролись с чувством неуверенности на работе, вы намеренно вызвали бы это чувство неуверенности, а затем дали бы себе возможность выразить его в движении. В танце теней важно ничего не форсировать. Вам нужно быть спокойным и восприимчивым, как в медитации, возможно, попробовать идею позволить танцевать себя, а не танцевать самому.
5. Танцующие трансформации
В этом фрейме вы позволяете себе исследовать процесс из мира природы, такой как «танец семени» — в котором вы можете начать, свернувшись, как семя, лежащее на земле, затем медленно прорабатывайте этапы становления полным деревом. Альтернативой может быть танец бабочки или любой другой аспект природы (например, океанский шторм), который имеет большую динамику и каким-то образом помогает вам получить доступ к опыту трансформации и изменения, а также к способам что энергетические системы движутся и изменяются.
///
Когда вы сознательно посвящаете танцевальную практику своему исцелению и выздоровлению, вы открываете глубокий и естественный путь к благополучию и равновесию. Это поможет вам добраться туда, куда вы хотите, более приземленным и воплощенным образом. Приведение себя в форму и ощущение притока эндорфинов — дополнительные преимущества. Веселиться!
FacebookTwitterPinterest
Теги:
Танец
Упражнения танцевальной терапии часть 2
Джиневра Валентина Яшетта.
#dancetherapy#dance#bodymotion#trust
1 — 120 СреднийСледующие действия являются частью методов танцевальной терапии. Они позволяют группе чувствовать связь и исследовать движения тела самостоятельно и в паре.
Цель
Цели: эмоциональное осознание, эмпатия, сотрудничество, навыки презентации, воображение, творчество 0003
1. Пройдитесь по комнате (закройте щели, используйте пространство, изменить скорость, изменить способ движения)
2. Как это заставляет двигаться: Участники рассредоточены по комнате. Фасилитатор просит их начать свободно двигаться и танцевать, как они хотят. Пока все двигаются, фасилитатор осторожно предлагает участникам начать двигаться так, как они бы двигались, если бы предполагалось, что они будут испытывать какое-то чувство или ситуацию. Например: «представьте, что вы сейчас очень злитесь» или «представьте, что вы ссоритесь со своей мамой из-за того, что она не позволяет вам пойти сегодня вечером с друзьями» или «вы только что встретили человека, которого вы почувствовали влюблен в» и т. д. Ведущий может дать одно предложение и позволить участникам начать двигаться и исследовать свое предложение. Пока все танцуют, ведущий может затем поручить участникам выбрать одно из движений, которые они делали, и начать повторять это движение так, как они хотят, с определенным ритмом. Они могут делать это медленно, быстро, двигаясь, стоя, сидя и т. д. После достаточного изучения одного сценария они теперь могут исследовать другой сценарий. Исследуя 2-3 эмоциональных состояния, постепенно приведите участников к спокойствию и положению стоя. Дайте всем пару секунд, чтобы перестроиться.
Формирование доверия в паре
3. Отражение: Участники идут парами. Партнер А начинает двигаться, а Партнер Б действует как их зеркало, повторяя их движения максимально похоже и синхронно. Изучите идею в течение нескольких минут, а затем поменяйтесь ролями. Участники могут видеть себя в теле другого человека. Затем игра превращается в отражение танца. Партнер А начинает двигаться под проигрываемую музыку, а Партнер Б следует за Партнером А, повторяя их движения. (поменяться ролями).
4. Настроенное хождение пар. Партнер А закрыл глаза, а партнер Б ведет (остановись и иди, смена скорости, посадка и стояние. Стремись наблюдать и слушать, двигайся как единое целое).
Контактная импровизация в паре
а. Пощупайте гной h (3 уровня: руки, толчок, добавить еще и вытягивание, затем толчок другими частями тела за руками) Участники идут в партнеры. Партнер А стоит неподвижно, с закрытыми глазами, слегка согнутыми коленями и напряженным корпусом, чтобы быть более стабильным. Партнер Б начинает толкать руками разные места тела Партнера А. Партнер А остается сосредоточенным и чувствует прикосновение. Партнер А оказывает сопротивление там, где, по его мнению, его толкают. Партнер Б постепенно начинает использовать другие части тела, кроме рук. Через некоторое время ведущий предлагает им поменяться ролями. Упражнение повторяется еще раз с вариацией. Партнер Б пытается найти способы поддержать другого человека. Партнеры А передадут свой вес Партнерам Б, а Партнеры Б станут их поддержкой. Они могут исследовать различные способы сделать это. Для этого упражнения лучше сначала найти большие поверхности тела, а затем постепенно становиться более рискованными. Партнер Б несет ответственность за безопасность Партнера А, а Партнер А доверяет Партнеру Б и получает поддержку. Посоветуйте партнеру Б напрячь кор, держать колени согнутыми, хорошо опираться ступнями и делать выдох при приеме веса. Изучите идею в течение нескольких минут, а затем поменяйтесь ролями.
б. Спина к спине опускайтесь и снова поднимайтесь (помните о синхронизации дыхания, оба партнера должны толкать друг друга, напрягая мышцы кора)
Общее примечание: В целом во время выполнения упражнений людям полезно пытаться работать с разными партнерами и не работать только с одним человеком на протяжении всей деятельности.