Татарские мужчины по отношению к женщине: Татарские мужчины по отношению к женщине

Содержание

Кояшым минем! 20 ласковых обращений к любимому человеку на татарском

Все мы любим, когда с нами ласково обращаются. Как правильно сделать это на татарском? Найдите дорогу к сердцу дорогого вам человека с проектом «Әйдә! Online». Предлагаем топ 20 волшебных фраз. Читайте и делитесь с друзьями!

1. Матурым (минем)!

Пожалуй, самое распространенное обращение на татарском. Применительно, в первую очередь, к своей паре, но можно использовать и по отношению к любому человеку, к которому вы хотите показать хорошее расположение.

Матур – красивый/красивая, обращение так и переводится: «красивая (ый) ты моя (мой)». Обращение можно использовать как со словом «минем», так и без него.

2. Кадерлем (минем)!

Кадерле – дорогой, ценный, драгоценный… Только подумайте, как красиво обратиться так к близкому человека! Кстати, любая открытка близкому человеку на татарском так и начинается: «Кадерле …!»

3. Сөеклем (минем)!

«Сөю» означает любить. Сөекле – это любимый, милый. Добавляем сюда притяжение «мой», и получаем красивое обращение к любимому человеку.

4. Йөрәк маем!

Казалось бы, совершенно неромантичная фраза, ведь май это масло. В дословном переводе – «масло моего сердца». Но нет, данная фраза переводится как «мой милый, моя душа«. Вероятнее всего, фраза возникло от диалектального использования слова «маем» (кадерлем, җаным).

Короче говоря, очень красивая фраза, пользуйтесь на здоровье, без всякого смущения 🙂

5. Кояшым (минем)!

Какое сравнение может быть красивее, чем сравнение с солнцем (кояш – солнце)? Особенно, когда говорят, что вы чье-то персональное солнце.

Можно повысить градус нежности, сказав «кояшкаем» (уменьшительно-ласкательная форма).

6. Фәрештәм (минем)!

Ещё одно ми-ми-ми, ведь фәрештә переводится как «ангел». Мой ангел, мой ангелочек это прекрасно, так ведь? Кстати, обращение можно использовать и по отношению к неограниченному количеству людей, имея ввиду «помощник, ангел-хранитель» и т.д., если вы хотите подчеркнуть важную роль людей в вашей жизни.

7. Җаным (минем)!

Всё просто, җан – это душа, отсюда и фраза «моя душа». Используется по отношению ко всем, кого вы любите (семья, родственники, друзья…)

8. Бәгърем (минем)!

У слова «бәгырь» поэтическое значение «душа, сердце». Отсюда и ласковое обращение «милый мой, сердечко моё». Интересно, что происхождение этого выражения связывают со словом «бавыр» (печень), ведь раньше его считали самым важным органом.

Другие вариации фразы: «бәгырькәем» или «бәгырь кисәгем».

9. Минем бердәнберем!

Единственный мой, или единственная моя. Здесь, пожалуй, даже нечего пояснять. Приведём лишь фразу «син генә куанычым, син генә бердәнберем»лишь ты моя радость, лишь ты моя единственная(ый).

10. Ягымлым (минем)!

Ягымлы – это милый, приятный, обаятельный… Очень часто в татарских песнях и стихах можно услышать словосочетание «ягымлы караш» (ласковый взгляд). Красивая фраза, можно использовать часто!

БУ ТЕМАГА:

10 способов признаться в любви на татарском

11. Алтыным (минем)!

Переходим к минералам, и это не шутка. Ведь алтын переводится как «золото». Обращение переводится как «моё золотцо, золотой ты мой».

12. Күгәрченем (минем)!

Сравнение с голубем не всегда кажется нормальным, но так сложилось, что и в татарском, и в русском существует такая фраза как «голубка моя».

13. Минем аккошым!

А вот сравнение с этой птицей кажется уже более адекватным, и используется в татарском не реже. Аккош – лебедь. Красиво звучит на татарском, правда ведь?

14. Акыллым (минем)!

Акыллы – умный, и этим всё сказано. Фразу можно использовать как к любимому человеку, так и ко всем, чьи действия кажутся нам разумными, правильными. Но будьте осторожны, фраза «акыллы да инде» в саркастичном тоне будет иметь обратное значение!

15. Җанкисәгем (минем)!

Что такое җан (душа) мы уже изучили, а вот җан кисәгем дословно переводится как «часть души». Говоря кому-то «минем җанкисәгем», мы подразумеваем, что частичка нашей души принадлежит этому человеку.

16. Иркәм!

Иркә – ласковый, нежный. Фраза используется как по отношению ко второй половинке, так и ласково по отношению ко всем близким, кем мы дорожим.

17. Күңел нурым!

А вот ещё одна поэтичная фраза. Күңел это внутренний мир человека, его душа и сердце в переносном значении. Нур же переводится как свет, сияние. Вот и соединяем фразу в значение «свет моей души».

БУ ТЕМАГА:

50 самых красивых слов татарского языка

18. Җимешем (минем)!

А эта красивая фраза отталкивается от значения слова «җимеш» – фрукт, плод. На русском фраза «мой фруктик» звучит не очень, но на татарском оно звучит весьма органично, просто поверьте 🙂

19. Сандугачым / былбылым!

Вернёмся к нашим птицам. Ещё один ласковый вариант обращения к любимым сравнить их с соловьём. Соловей на татарском: сандугач или былбыл (второй вариант более поэтичный).

20. Бәбкәм (минем)!

А эта фраза применяется скорее к детям, людям значительно младше вас. «Бәбкә» – птенец (часто гусёнок или утёнок). Таким образом взрослые часто ласково обращаются к детям. Можно и подколоть кого-то из друзей, обозначив себя «более старшим, разумным» человеком.

*****

Понравился материал? Заходите на наш сайт, каждый день вы найдёте там что-то новое и интересное! Также подписывайтесь на наши соцсети: мы есть в

Вконтакте, Telegram-е, Facebook-е и Instagram-е.

Проект «Әйдә! Online. Изучаем татарский» предлагает качественные и современные курсы и материалы для изучения татарского языка. Онлайн-курсы разговорного татарского, адаптированные литературные тексты, новости с подстрочным переводом, видео- и аудио-материалы, тесты и многое другое!

Если у вас есть предложения, то Вы всегда можете оставить их в нашей группе в Вконтакте или по адресу: [email protected]

Скоро – больше! Оставайтесь с нашим проектом, сау булыгыз!​

БУ ТЕМАГА:

50 основных фраз на татарском

«Мужчина стал женщиной, женщины превратились в мужчин, не наше дело, но моң сохранить нужно»

«Татары — народ экспериментальный, какой нации не хватает численности, туда нас и добавляют», — говорит Салават Фатхетдинов. Легенда татарской эстрады разразилась ярким спичем на презентации фестиваля им. Авзаловой. Певец затронул основные темы национальной повестки, с грустью заявил, что вот-вот и татары потеряют свой коронный моң, которого все меньше и меньше.

К тому же на горизонте новых Ильгамов Шакировых и Авзаловых нет.

«Когда спрашивают, что такое татарская песня, я отвечаю: это Альфия-апа и Ильгам-абый. За свои слова я отвечаю, не хочу приводить примеры предыдущих исполнителей, Зифу Басырову, например, ни я, ни вы не видели, а с Альфией-апой я вместе жил, работал, как и с Ильгамом-абыем» Фото: «БИЗНЕС Online»

О татарском моң

Самое страшное, друзья, татарский моң меняется, мы сами его меняем, платя деньги, а молодые быстро попадают на этот крючок. Ведь моң, имевшийся у Ильгама-абыя или Альфии-апы, он или есть, или его нет. Вон Филюс Кагиров, в каком бы стиле ему ни велели петь, он все равно поет халыкчан (

по-народному — прим. ред.), вот нам такой стиль и нужен. Это богатство нашего искусства. Чтобы петь по-татарски, надо родиться татарином, другие так петь не могут, и необходимо моң сохранить. Нам не следует отдаляться от своей киблы, своих рельсов, это, как я думаю, самая главная задача.

Разные есть течения, пусть будут, каждому надо жить. Сейчас все поменялось: кто был мужчиной — стал женщиной, женщины превратились в мужчин, не наше это дело, но хотя бы свой моң сохранить нужно. Молодежь ведь старается копировать западный стиль, хотя в татарской песне есть своя нравственность, моң, соответствующая скромная одежда. Сохранить «татарскость» в искусстве и театре важно. Вот говорим: язык, боремся за него, но 

за язык не надо драться, для его сохранения просто нужно на нем разговаривать. Хотя бы дома, тогда мы его сохраним. Когда спрашивают, что такое татарская песня, я отвечаю: это Альфия-апа и Ильгам-абый. Хвала Аллаху, такие, как Филюс, — продолжатели их дела. Остальные приходят, уходят, стили меняются, а фундамент, заложенный ими, должен быть один. За свои слова я отвечаю, не хочу приводить примеры предыдущих исполнителей, Зифу Басырову, например, ни я, ни вы не видели, а с Альфией-апой я вместе жил, работал, как и с Ильгамом-абыем. Я отвечаю за свою эпоху, и, к сожалению, сейчас нет им равных. Если мы пойдем по тому стилю, который сейчас нам навязывают, то моң исчезнет, а получится ли вернуть его обратно, не знаю…

У Роберта Миннуллина есть такое стихотворение, где говорится, мол, Тукай, ты умер, и сейчас тебя ничего не волнует, если бы родился вновь, увидел бы, как исчезает твой язык.

«Альфия-апа была сложной личностью, возможно, третий фестиваль окажется другим, сейчас ищем форму» Фото: «БИЗНЕС Online»

О преемниках Альфии Авзаловой

Я питал надежды на одну девочку, но она только полгода отучилась. Если у человека нет желания, то ты ему насильно не можешь дать знаний. Сцена — это ведь выживание, вы за нее не смотрите, а только на фасад, спереди она красива. Талантливые не хотят работать, от бесталанных толка нет. Я свой ученице Энже Шаймурзиной рекомендую изучить стиль Альфии-апы. Энже и внешне похожа, у нее открытый звук, а сейчас стала петь с любовью. Энже, есть девушка из Барды — Чулпан, у них открытый тембр, а таких сейчас немного. Если бы не было микрофона, их голоса даже в трех метрах не было бы слышно, а ведь у певца должен быть грудной голос. Я всегда говорю об этом, что татарский тембр — это Альфия Авзалова, Хамдуна Тимергалиева, Хания Фархи.

Я не хочу обижать классических певцов, но если они родились с таким голосом, то эстрадными певцами не смогут стать. Я их очень уважаю, но наш конкурс — это не конкурс классической песни. Я туда не лезу, да и не хожу, так как ничего не понимаю [в классической песне].

Рузиля Бадретдинова не только себя не может найти, но и даже имя себе подобрать. У нас ведь так, человек перед тем, как выйти на сцену, ищет себе псевдоним, не сценический костюм, а псевдоним, думает, что псевдоним его усилит… Этот ребенок уже многое повидал, успел столкнуться с проблемами, ну не знаю… Была бы моя воля, я бы таких детей взял со стороны государства на попечительство, полное обеспечение, лишь бы человек пел татарскую песню, а у нас ведь все на выживание.

Но талант есть, поэтому и предложил…

Я в своей жизни предложил Расима Низамова, вместе с Ильгамом-абыем мы попросили его послушать, сказали, из этого парня выйдет певец. Еще я выдвигал Раяза Фасихова, третьей была Рузиля, все трое — неплохие певцы. Когда говорят, мол, меня зажимают, не помогают, все это не верно. Время сейчас поделило всех артистов на их уровни. Раньше как было? Филармония! Куда тебя отправляют, туда едешь. Рузиля сейчас учится у Венеры Ахатовны Ганеевой. Она больше классическое образование дает, а Залиля — народное исполнение. Если продолжит в том же направлении, помогу выйти на сцену. Венера молодец, сказала ей: «Поработай с Салаватом-абыем, самое главное, чтобы тембр не меняли». Что такое эстрада? Это как цветы на поле, там есть ромашки, репейники, рябина и так далее, а в классике… Там только классический голос, он делится на два: мужской и женский, один стиль.

Была еще Прокофьева, как я ее услышал, понял, что есть замена нашим корифеям, зря она ушла с большой сцены, была очень хорошей певицей, солисткой.

«Я не только песни Альфии Авзаловой, но и ее саму очень любил, до сих пор люблю, что это за любовь, не могу объяснить» Фото: «БИЗНЕС Online»

О важности увековечения памяти Альфии Авзаловой

Мы люди, которые жили в эпоху Ильгама-абыя и Альфии-апы. Я не только песни Альфии Авзаловой, но и ее саму очень любил, до сих пор люблю, что это за любовь, не могу объяснить. Есть Альфия-апа, Ильгам-абый и остальные, пусть остальные не обижаются на мои слова, они входят в другой список. Пока не научимся к большим относиться как к большим, если мы не будем увековечивать имена наших великих, прогресса не произойдет. Ни в искусстве, ни в жизни. Со стороны государства также необходимо внимание, не только простых зрителей, ведь народ и так их любит. В вопросах увековечения и других мероприятий помощь государства обязательно нужна. Мы во второй раз проводим фестиваль Альфии Авзаловой, честно говоря, до сих пор не определились с формой проведения, так как Альфия-апа была сложной личностью, возможно, третий фестиваль окажется другим, сейчас ищем форму.

Мы договорились, что в следующий раз станем определять лауреатов немного по-другому. Первое, второе, третье место не будем присуждать, список будет недлинным, даст Аллах. В этом году из-за QR-кодов, этой нехорошей болезни праздник оказался немного омрачен. Это будет первый опыт, кто и сколько народа придет или уйдет, не знаем. Когда полный зал не заваливает артиста аплодисментами, это немного омрачает концерт. Мы это понимаем, думаю, и люди поймут, ведь это беда, которая свалилась на голову всей стране. Я призываю всех активно участвовать, больше писать про Альфию-апу, сами приходите на концерт, потому что это должно стать общегосударственным мероприятием.

Альфия-апа никогда не сплетничала, никого не осуждала, не оценивала, она не ругала и не хвалила, а это для артистов редкость. Когда ее спрашивали: слышала ли ты про то-то, она отвечала: «Нет, в это время я стояла, повернувшись спиной». Возможно, свою роль сыграло, что Альфия-апа выросла сиротой. Она была очень скромной, настоящая татарская певица.

«Если стал победителем конкурса имени Альфии Авзаловой, а дальше не двигается, то нет пользы от того, что его толкаешь» Фото: «БИЗНЕС Online»

О том, как артисты сами относятся к фестивалю им. Авзаловой

Во-первых, меня спросили, как изменится судьба участников фестиваля. Судьба человека в его руках. Если он стал победителем конкурса имени Альфии Авзаловой, а дальше не двигается, то нет пользы от того, что его толкаешь. Его оценили, вручили имя лауреата, так и флаг ему в руки. Хотя, как правило, если отличный певец, то в одиночку он ничего не может сделать, необходим толкач. Есть, конечно, и очень волевые, опирающиеся на свои силы. Если молодой исполнитель, 17–18 лет, то хорошо было бы помочь с поступлением на учебу, мы-то предложим, но если у него направление математическое или спортивное, то до песни его вряд ли дотянешь. Некоторые поют, но выбирают другую профессию, в то же время о песне также не забывают. Если же молодой человек хочет посвятить себя искусству, то ему нужно обязательно помочь. А так, если певец захочет еще раз спеть на другом мероприятии, то и мы можем помочь, в общем, все в его руках. Например, один работает в госансамбле песни и танца, другой в камерном, никто из них не пропал. Бестолковые сами за тобой бегают, а вот за талантом нам надо бегать. Есть такое в жизни артистов.

«Я отвечаю за детей и внуков. Я на 100 процентов татарин, знаю свой язык, его люблю, работаю для своего народа, народ позволяет мне жить, я знаю, кто я есть» Фото: «БИЗНЕС Online»

О переписи населения

12 лет назад следовало быть активнее. Татары ведь народ экспериментальный, какой нации не хватает численности, туда нас и добавляют. Тут каждый отвечает за свою семью. Я отвечаю за детей и внуков. Я на 100 процентов татарин, знаю свой язык, его люблю, работаю для своего народа, народ позволяет мне жить, я знаю, кто я есть. Хотя много таких, кому нужно объяснять. Это будет сложно, если просить человека, дескать, пожалуйста, запишись татарином, то какой смысл в этом… Я отвечаю за семью Фатхетдиновых, каждый человек должен отвечать за свою семью, свой род.

Перевел с татарского Альфред Мухаметрахимов

Кто такие крымские татары? Тюркское мусульманское меньшинство, лояльное Украине

Российское вторжение в Украину спровоцировало то, что, вероятно, станет одним из самых сложных конфликтов в Европе, в котором две многоэтнические страны столкнутся друг с другом.

Президент России Владимир Путин стремился подчеркнуть присутствие неонацистов в украинских вооруженных силах в его якобы стремлении «денацифицировать» своего западного соседа.

Россия тоже наш враг, говорят боевики-мусульмане готовятся к войне на Украине

Подробнее »

Подпишитесь, чтобы получать последние оповещения, идеи и анализ, начиная с Турции Unpacked

В поддержку этого утверждения его сторонники указали на изображения, такие как видео, на которых ультраправые члены батальона «Азов» смазывают свои пули свиным жиром, готовясь к битве с чеченскими солдатами-мусульманами в российской армии.

В то время как присутствие ультраправых сочувствующих в украинских рядах твердо установлено, характеристика всей украинской армии и тех, кто сопротивляется российскому наступлению, как «нацистов», не соответствует действительности.

Помимо того, что президент Украины Владимир Зеленский является евреем, подобные обвинения также опровергаются изображениями мужчин в форме украинской армии, держащих руки в исламской молитве.

Добровольцы-мусульмане из Чечни и бывших советских республик, как известно, сражались против российских сил на Украине с начала боевых действий в 2014 году. Вместе с ними воюют представители небольшого коренного меньшинства украинских мусульман, известных как крымские татары.

Кто такие крымские татары?

Как следует из названия, крымские татары являются коренными жителями крымской области Украины, которая была в одностороннем порядке аннексирована Россией во время вторжения в 2014 году.

Имея корни в регионе, восходящие по крайней мере к 13 веку, они являются этнической группой мусульман-суннитов, которые говорят на языке, происходящем от кыпчакской ветви тюркской языковой семьи, что означает, что он является близким родственником татарских диалектов, на которых говорят в Россия и более отдаленные родственники турецкого языка, на котором говорят в Турции.

Община имеет сложную историю, но, как и родственные татарские группы, их этногенез начинается с распространения Монгольской империи в начале 13 века.

На этой фотографии 1855 года изображены татарские рабочие в крымском городе Балаклава (Библиотека Конгресса).

В 1241 году внук Чингисхана, Бату-хан, завоевал регион, установив монгольское господство, но в последующие десятилетия огромная империя, охватывавшая территорию от Восточной Европы до Корейского полуострова, начала распадаться.

Западная часть находилась под властью конфедерации тюркских и монгольских племен, которая стала известна как Золотая Орда.

Эти новые повелители начали вступать в смешанные браки с коренным населением России и Украины и приняли тюркские диалекты, а также ислам в качестве религии. Мечеть Узбек хана в Старом Крыму, старейшая мечеть Крыма, была построена в 1314 г.

На этой картине итало-швейцарского художника Карло Боссоли изображена уличная сцена XIX века на Крымском полуострове (общественное достояние).

Поскольку сама Золотая Орда распалась, крымские татары в конце 15 века основали собственное независимое ханство.

Однако, поскольку и Российская, и Османская империи расширялись по обе стороны Черного моря, крымские татары изо всех сил пытались отстоять свою независимость в условиях имперских махинаций со стороны соперничающих держав.

Кучук-Кайнарджинский мирный договор между Российской и Османской империями 1774 года был направлен на обеспечение независимости ханства, но был нарушен русскими в 1783 году, что привело к присоединению территории к Российской империи.

В последующие десятилетия дискриминационная политика вынудила десятки тысяч крымских татар перебраться в соседние государства, включая Османскую империю.

Крымские татары при Советах

Современная история общины была не менее легкой, пережившей массовые депортации и нестабильность.

Искусственный голод в 1930-х годах, вызванный усилиями советской коллективизации, сократил крымскотатарское население, и в мае 1944 года, сразу после освобождения Крыма от держав Оси, Сталин обвинил всю группу в сотрудничестве с нацистской Германией. В результате он выслал их в советский Узбекистан в качестве коллективного наказания.

Александр Некрич, покойный лектор советской истории из Гарварда, провез контрабандой рукопись длиной в книгу о депортациях, а воспоминания одной женщины были зафиксированы в отчете Хьюман Райтс Вотч за 1991 год. 1953 (Викимедиа/Эльведин Чубаров)

«В 3 часа ночи, когда дети крепко спали, вошли солдаты и потребовали, чтобы мы собрались и через пять минут вышли.

«Нам не разрешали брать с собой еду и другие вещи. С нами обращались так грубо, что мы думали, что нас выведут и расстреляют».

В последующие недели семью женщины насильно переселили в Хатырчи в центральном Узбекистане.

На этой картине К. Ф. Шульца 1850 года изображены крымскотатарские солдаты в русской армии (общественное достояние)

В том же отчете говорится, что в Узбекистан были депортированы почти все крымские татары, в том числе бывшие военнослужащие Советской Армии. Местным чиновникам на правительственных автомобилях разрешили подъехать к железнодорожным станциям, после чего их заставили бросить свои машины и присоединиться к крымским татарам в переполненных поездах, следующих на восток.

Даже после смерти Сталина в 1953 году десятки тысяч крымских татар остались в Средней Азии на десятилетия после депортации, а в Узбекистане по-прежнему проживает значительная их община.

Российская аннексия Крыма

Изменения произошли в период горбачевской перестройки в конце 1980-х годов, когда населению было разрешено вернуться на родину. В 1989 году Верховный Совет Крыма, бывший законодательный орган региона, объявил первоначальные принудительные выселения незаконными.

Украинская перепись 2001 года зафиксировала чуть менее четверти миллиона крымских татар, почти все из которых проживали в Крыму. Несмотря на их долгую историю на полуострове, их численность составляла всего 10 процентов от общей численности населения региона.

Многие из потомков насильственно депортированных вернулись в Крым, став лидерами местного сообщества, в том числе Рефат Чубаров, который был председателем Меджлиса крымскотатарского народа, представительного органа, признанного украинским парламентом.

Крымские татары воевали в составе проукраинских отрядов против российских сепаратистов на Донбассе (предоставлено имамом Евгением Глущенко)

Однако в 2016 году, через два года после аннексии Крыма, организация была объявлена ​​вне закона в России под предлогом пропаганды экстремизма и этнического национализма.

Москва оправдывала аннексию в 2014 году тем, что этнические русские составляли подавляющее большинство населения. Полуостров также имеет стратегическое значение для России как база Черноморского флота в Севастополе.

После захвата власти, который остается непризнанным в большинстве стран, крымские татары жалуются на попытки заставить их общину замолчать. Историческая память о преследовании советской и имперской России означала, что большинство предпочитает украинское правление кремлевскому.

Крымскотатарская певица Джамала выиграла Евровидение-2016, представляя Украину (AFP/Анатолий Степанов)

Организованный Россией референдум о статусе общины вызвал бойкот со стороны как крымскотатарского, так и украинского меньшинств региона. Несколько крымских татар, которые выражали обеспокоенность по поводу захвата Москвы, исчезли под властью России.

Высшее должностное лицо Путина в Крыму Сергей Аксенов заявил: «Крым навсегда вернулся в состав России. Любой, кто выступает за сопротивление, выступает за кровопролитие, мы, конечно, этого не приемлем и будем реагировать».

Страх дальнейших преследований привел к медленному исходу крымских татар с их традиционной родины, многие из которых перебрались в другие области Украины или в Турцию, которая традиционно предоставляла убежище мусульманам, спасающимся от преследований в районах влияния России

Они Среди них победительница Евровидения 2016 от Украины Джамала, которая бежала в Турцию. Ее песня-победительница была о принудительной депортации ее бабушки в 1944.

Другие поклялись остаться либо в Крыму, либо на материковой части Украины, а некоторые подняли оружие против русских как после вторжения в 2014 году, так и снова в 2022 году. 

Сейчас, когда сама Украина находится под угрозой российской оккупации, крымские татары пытаются сбросить иго московского влияния.

Эта статья доступна на французском языке во французском издании Middle East Eye.

Проект Путина нацелен на крымских татар — ПОЛИТИКО

Нажмите кнопку воспроизведения, чтобы прослушать эту статью

Озвучено искусственным интеллектом.

КИЕВ — Телефон Алиме звонил без перерыва после объявления президентом России Владимиром Путиным мобилизации в России.

Будучи правозащитницей в незаконно оккупированном Крыму, она была поражена звонками от 21 сентября, поступающими из самых разных слоев общества. Там были мужчины лет шестидесяти; женщины; молодые медицинские работники; учителя; студенты; и люди, никогда не служившие в армии. В основном они, как и Алиме, были представителями коренного меньшинства полуострова: крымских татар.

Все они спрашивали одно и то же: как избежать призыва в российскую армию для борьбы с Украиной?

«Первые два дня я буквально круглосуточно консультировала людей с небольшим перерывом на сон», — сказала Алиме, которая попросила использовать псевдоним из-за необходимости оставаться анонимной во время работы в оккупированном Россией Крыму. «Этот призыв в российскую армию представляется большинству крымских татар совершенно неприемлемым».

Вам может понравиться

После так называемой частичной мобилизации, объявленной Россией после того, как российские войска потерпели тяжелое поражение на северо-востоке Украины, украинские мониторинговые группы говорят, что в Крыму, на Черноморском полуострове, который Россия оккупировала и аннексировала у Украины в 2014 году, было распространено несколько тысяч призывных уведомлений. В населенных пунктах, населенных в основном крымскими татарами, тюрко-мусульманским меньшинством, выступающим против российской аннексии и составляющим около 13% двухмиллионного населения Крыма, было роздано не менее 1500 призывных повесток.

Новые призывники присоединятся к тысячам украинцев, которые уже были призваны воевать из оккупированных Россией Донецка и Луганска на востоке Украины.

Президент Украины Владимир Зеленский призвал всех украинцев на оккупированных территориях уклоняться от призыва или, если они окажутся на передовой, спасти свою жизнь и не воевать с украинцами, сдавшись в плен.

Действительно, Зеленский особо ссылается на вербовку Путиным крымских татар и предупреждает о призраке геноцида, нависшем над большей частью мобилизации, которая в России несоразмерно затронула районы проживания этнических меньшинств, такие как Дагестан на Кавказе, где высок уровень бедности. , протесты изо всех сил пытаются оказать влияние, и есть несколько рабочих мест, кроме армии.

«Это преднамеренная попытка России уничтожить крымскотатарский народ, это преднамеренная попытка государства-агрессора лишить жизни как можно больше жителей территории, на которую вторглись российские войска», — заявил Зеленский 23 сентября.

Однако перейти линию фронта и бежать на свободные украинские территории непросто. В то же время Украина осудила многих, кого взяла в плен за государственную измену. Тем временем в России были приняты законы, предусматривающие длительные сроки тюремного заключения за дезертирство и добровольную сдачу. Расчет для призванных крымчан и украинцев сложен и полон опасностей.

«Сейчас стоит выбор — бежать, или отказаться от службы, со всеми вытекающими, или рискнуть оказаться на поле боя и, успев сдаться, попасть в украинскую тюрьму», — сказала Алена Лунова. , директор по эдвокаси правозащитного центра ZMINA в Украине. «Все варианты плохи».

Избавление от неугодных

Рефат Чубаров — глава крымскотатарского органа управления Меджлиса, который сейчас находится в ссылке в Киеве | Женя Савилов/AFP через Getty Images

По словам Рефата Чубарова, главы крымскотатарского руководящего органа Меджлиса, который сейчас находится в изгнании в Киеве, российская мобилизация на оккупированных территориях, таких как Крым, является международным военным преступлением.

Его юридическая аргументация тверда. Четвертая Женевская конвенция запрещает оккупирующей державе принуждать оккупированное население служить в ее вооруженных силах. С момента аннексии Россия уже провела 15 незаконных призывных кампаний и завербовала в Крыму более 30 000 человек. По данным украинского Генштаба, не менее 139Крымчане погибли, сражаясь на стороне России в Украине с февраля, и 22 человека в настоящее время находятся в плену.

Если этого недостаточно , этническая направленность врезается глубоко. Украинские власти заявили, что отправка крымских татар на передовую для потенциальной гибели выглядит как преднамеренная попытка уничтожить группу, которая долгое время была занозой в боку Москвы.

«Решая вопрос о мобилизации, оккупационные власти также взяли на себя обязательство уничтожить как можно больше взрослого крымскотатарского населения», — сказал Чубаров. «Есть признаки геноцида».

Крымские татары имеют долгую историю оппозиции России, под властью которой их постепенно раскулачивали, пока все население не было депортировано из Крыма в 1944 году. после 2014 г. де-факто жили под властью России.

После противодействия российской аннексии около сотни крымских татар были заключены в тюрьму по политизированным обвинениям в «экстремизме» или «терроризме»; 21 сентября Нариман Джелял, один из последних представителей Меджлиса, оставшихся в Крыму, был приговорен к 17 годам лишения свободы. После полномасштабного вторжения России в Украину в конце февраля все свободы в Крыму были еще более ограничены, отмечается в отчете миссии ООН по наблюдению за соблюдением прав человека в Украине.лиц, привлеченных к уголовной ответственности за «дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации».

Принудительная мобилизация направлена ​​не только против крымских татар, но и против этнических украинцев в Крыму и на других оккупированных территориях российским руководством, которое неоднократно ставило под сомнение право украинцев на существование.

«Мобилизация — это способ избавиться от неугодных людей, это своего рода убийство», — сказала Лунова из правозащитного центра ZMINA. «Как только они получают оружие и оказываются на передовой, их шансы на выживание практически равны нулю».

Массовый исход

Как и по всей России, мобилизация в Крыму была неизбирательной, без исключений, установленных в официальных российских заявлениях, сказала Алиме. Некоторых людей, которых она консультировала, обманом заставляли открывать двери дома, или им звонили по телефону с просьбой прийти в местный совет по другому вопросу, а затем их подбирали прямо у здания совета. Из нескольких знакомых ей людей, которых уже отправили в военные учебные центры, у одного есть проблемы со здоровьем, которые должны его освободить, а у другого есть ребенок-инвалид.

«Черновики раздаются в полном хаосе», — сказала она.

Тем временем сотни тысяч бежали из России и Крыма, спасаясь от мобилизации. Алиме описала дороги, забитые машинами, а магазины и рыночные прилавки либо закрыты, либо заполнены теперь пожилыми людьми или женщинами-родственницами крымскотатарских мужчин.

«Это массовый исход. Я думаю, что это даже больше, чем в 2014 году», — сказала она.

Телеграм-каналы о том, как бежать из Крыма, завалены сообщениями о ценах от 400 до 1000 евро и выше на транспорт в Грузию, Казахстан или Беларусь, сравнениях очередей и опыта на погранпереходах, обсуждении необходимых документов.

Поскольку многие страны все еще решают, допускать ли тысячи россиян, спасающихся от призыва, украинцев из Крыма с просроченными или только внутренними украинскими документами, застрявших на границах, особенно с Грузией (ближайший к Крыму переход), сказал Чубаров. Чубаров хочет, чтобы соседние страны открыли «зеленый коридор», аналогичный тому, что был в европейских государствах, граничащих с Украиной в феврале и марте, что позволит гражданам Украины и гражданам из оккупированного Крыма бежать.

Но уход из Крыма можно рассматривать и как возможность избавиться от неугодных России. «Я никому не говорю, уходить или нет, это их собственный выбор», — сказала Алиме. «Я могу только рассказать им о законных способах избежать призыва».

Те, кто скрывается от мобилизации или спасается бегством, надеются, что скоро смогут вернуться на родину, снова под власть Украины. «Я знаю, что из тех, кто уехал из Крыма, почти все оставили здесь свои семьи, потому что планируют вернуться как можно скорее», — сказала Алиме.

Воюющие или жертвы?

Татарские активисты слушают, как дети в татарских национальных костюмах поют гимн | Женя Савилов/АФП через Getty Images

Украинские власти, начиная с президента Зеленского и ниже, публично призвали тех, кто не может избежать призыва, сложить оружие и сдаться при первой же возможности, как только они будут отправлены в Украину, и дали инструкции о том, как Сделай так.

Однако в реальности это сделать крайне сложно. Более 50 украинцев из оккупированных Россией Донецка и Луганска, взятых в плен Украиной во время боевых действий на стороне России с марта, предстали перед судом за государственную измену. По словам Луновой, несмотря на многочисленные доказательства принудительной мобилизации, в том числе похищения мужчин на улицах или задержания на рабочих местах, суды выносят приговоры на срок до 15 лет. С российской мобилизацией в Крыму и «референдумами» на оккупированном юге Украины все больше украинцев могут быть приговорены к аналогичным приговорам.

«Количество людей, которые потенциально могут оказаться на фронте не по своей воле, будет катастрофически возрастать», — сказала Лунова. «Когда мы говорим им сдаться, мы должны быть честными и говорить им, что они, скорее всего, попадут под уголовное расследование».

Тамила Ташева, представитель президента Украины в Крыму, заявила, что каждый человек должен доказать в суде, что он был принудительно мобилизован и не совершал никаких военных преступлений. «Вы должны понимать, что если вы стреляете в украинского солдата, то с вами будут обращаться как с врагом. Наш совет сдаться — это не способ избежать ответственности. Но если вы были вынуждены пойти на войну, это будет принято во внимание», — сказала она.

Несмотря на публичное осуждение российской принудительной мобилизации, раскрытие военных преступлений на территориях, освобожденных от российской оккупации, сфокусировало украинский общественный дискурс на коллаборационизме, что затрудняет обсуждение обращения с теми, кто, пусть и неохотно, воевал на стороне оккупационных сил, говорит Лунова .

Тема жизненно необходима для будущего Украины.

«Мы должны говорить на эти неудобные темы, потому что, в конце концов, после этой войны нам придется реинтегрироваться и снова собрать нашу страну», — сказала она. «Возможности ресоциализации [осужденных как] предателей и коллаборационистов не очень высоки. Мы должны сделать так, чтобы к тем, кто не хотел воевать и хотел выжить, относились иначе, чем к тем, кто вызвался воевать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *