РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Тавтология и плеоназм. Паронимы. — МегаЛекции
Какая бы великая, идея не лежала в основе Вашего текста, она будет бледнеть в глазах Слушателей, если речь Оратора неграмотна. Это все равно что алмаз, в процессе огранки которого, образовалась трещина. Недавно от одного из Слушателей пришло письмо с пометкой о том, что во время выступления я употребила выражение «Иисус говорил легендами», хотя на самом деле он говорил притчами. Оговорка, которую я не заметила, увлеченная процессом говорения, который мне безумно нравится, запомнилась Слушателю и, очевидно, понизила мой статус как оратора в его глазах. Но ошибок не бывает, это лишь опыт, только лишь если мы его не повторяем.
В этой главе мы разберем две наиболее частотных речевых ошибки и определимся с тем, как их избегать и что делать, если все-таки ошибка возникла.
Тавтология
Внимание! Не путать тавтологию с приемом единоначатия и градации, когда повтор одного и того же слова связан с усилением признака описываемого предмета или явления и имеет своей целью акцентировать внимание читателя.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи (фрагмент стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина).
Плеоназм – это избыточное словоупотребление. Например, памятный сувенир. Слово сувенир переводится с французского как «памятный подарок». Получается, «памятный памятный сувенир». Логично, что выход из плеоназма – это ликвидация лишнего слова. Неправильно из этой же оперы: май месяц (чем еще может быть май?), топать ногами (будто можно топать руками), полугодовое планирование на шесть месяцев (полгода = шесть месяцев).
Особое внимание хочется уделить паронимам. Это слова, похожие по звучанию и по значению, различающиеся оттенками смыслов. Для того, кому станет очень интересно разобраться в этой теме досконально, есть словари паронимов. Приведу примеры.
Оплатить-заплатить. Оплатить можно что-то, например, оплатить командировку Генеральному директору, а заплатить за что-то: заплатить заработную плату за три месяца. Как запомнит эту пару быстро и легко? За-за повторяется.
Одеть-надеть. Одевают кого-то, а надевают на себя. П оэтом верно: Я надену плащ и пойду на обед.
Эффективный и эффектный. Эффективный – работающий с положительной отдачей (эффективный план продвижения продукции), а эффектный – экспрессивный, вызывающий эмоции (эффектный главный бухгалтер, именно такими они и бывают).
Дипломат и дипломант. Дипломат – это человек, способный устанавливать дипломатические отношения, а дипломант – лауреат конкурса. Поэтому юрист на нашем предприятии – настоящий дипломат.
Если кому-то эти примеры покажутся чрезвычайно простыми и недостойными внимания – смело пролистывайте главу – впереди есть интересное, однако путаница в этом словоупотреблении не надуманная, все примеры – из жизни.
Обоих-обеих. Обоих сотрудников, но обеих сотрудниц. Слово обоих сочетается с именами мужского рода, а обеих – женского.
Для экстренной проверки таких слов также рекомендую использовать портал грамота.ру, созданный при поддержке Института Русского языка.
СОВЕЩАНИЕ. ПЛАНЕРКА. ОТЧЕТ. СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
Достаточно популярным запросом на консультациях по ораторскому искусству является вопрос: как правильно выстроить свою речь (если Вы руководитель) и речь сотрудников на таких мероприятиях как совещания, планерки, отчеты.
Итак, что такое планерка и как на ней правильно выступить. Во-первых, не только на планерке планируют, но и планерку планируют (простите за тавтологию, но она здесь оправданна). Планерка должна проводиться в одно и то же время, в один и тот же день недели, чтобы у сотрудников выработалась привычка готовиться к этому времени. Считаю, что оптимальный день – вторник, потому что всем известно, что понедельник – день тяжелый, и как раз в понедельник будет время подготовиться к этому мероприятию. Удобное время – 10 часов утра.
План этого мероприятия следующий (для коллектива до 15 человек):
1. Вступительное слово Генерального директора (Исполнительного директора/Замдиректора) – ведущего планерку.
Содержание вступления:
Тема – то, о чем будет говориться на планерке (например, увеличение чистой выручки на этой неделе по отношению к предыдущей неделе на 10 %).
Проблема – какие меры для увеличения чистой выручки на этой неделе будут приняты каждым отделом?
Я работаю с предприятиями в качестве внешнего консультанта по маркетингу и рекламе с 2004 года, и, конечно же, участвую в производственных совещаниях. Очень грустно смотреть на планерки, построенные по сценарию «Как хорошо, что вместе мы сегодня собрались!», на которых первое слово Ведущего заключается в следующем: всех приветствую, давайте обсудим, какие новости у Ваших отделов есть за прошедшую неделю.
Цель планерки – планировать и решать конкретные задачи, а не узнавать самочувствие и жалобы сотрудников.
Тема и проблема планерки каждую неделю должна меняться: например, почему бы в декабре, в преддверии Нового года, не увеличить чистую прибыль на 300 %, разбив по неделям конкретные суммы выручки.
Тема и проблема планерки должны высылаться секретарям руководителям отделов или их замам (людям, которые будут непосредственно готовить доклады на планерке, отвечать на вопросы) в пятницу, чтобы было минимум два рабочих дня на подготовку, а хороший руководитель занимается производственными вопросами также и в выходные дни, такова судьба офисного планктона.
2. Далее идут выступления руководителей отделов, построенные по четкой схеме:
Предложение по повышению чистой прибыли (конкретные меры, их должно быть минимум 3)
Обсуждение этого предложения коллегами (согласен/не согласен и обязательно почему? Аргументация
Вывод – какое действие будем предпринимать на этой неделе.
Принятое решение, одобренное Генеральным директором, секретарь вносит в протокол (то есть составляет для Исполнительного директора список контрольных точек и задач, которые должны быть решены до пятницы).
Каждое такое выступление занимает 5-10 минут.
3. Заключение. Вывод Генерального директора: призыв решить поставленную в начале планерке задачу до пятницы и возложение функции контроля за выполнением каждым отделом своей микро-задачи на исполнительного директора.
Все! Кратко, сжато и эффективно. Сразу после планерки (в течение часа) секретарь направляет по корпоративной почте каждому руководителю его задачу на неделю, он, в свою очередь, разбивает эту задачу на подзадачи и передает сотрудникам отдела. Назначаются две контрольные точки: среда и пятница (два этапа выполнения задачи), исполнительный директор собирает в эти сроки отчеты и передает общий отчет о выполнении Генеральному директору.
Совещания или рабочие группы. Коренное отличие от всех иных событий, происходящих на предприятии, заключается в том, что они собираются тогда, когда у одного отдела или смежных отделов есть общая задача и нужно выработать совместное решение. Цель – выработать решение проблемы. Например, берем все ту же общую задачу увеличить количество чистой прибыли на 10 % до пятницы путем проведения малой рекламной кампании (это микро-задача) в рамках отдела маркетинга. На планерке Генеральный директор утвердил эту микро-задачу. Далее руководитель отдела должен провести рабочую группу (и это название мне нравится больше, чем совещание, потому что отражает деятельность, которая должна произойти – работа и выработка плана действий) со всеми сотрудниками и разбить микро-задачу на мелкие поручения каждому.
План рабочей группы (совещания):
Тема (из планерки)
Проблема (из планерки)
Микро-задача для отдела (принятая на планерке и находящаяся на контроле у исполнительного директора)
Распределение руководителем поручений каждому сотруднику с обсуждением (сотрудник должен озвучить свои вопросы к поручению, проблемы, которые могут у него возникнуть в входе выполнения).
Дизайнер – нарисовать макет в течение 2 часов (поручения даются с указанием дедлайнов)
Smmщик – разместить макет с рекламной акцией в соцсетях в течение следующих 2 часов после изготовления макета.
Рекламщик – заказывает плакаты в типографии в течение следующих 2 часов после изготовления макета и так далее.
После окончания рабочей группы руководитель (или его зам) еще раз в письменной форме на почту отправляет всем задачи и контрольные точки, контролирует их выполнение.
Отчет. Самый сложный и объемный с точки зрения текста жанр. Отчеты бывают разные: еженедельные (о решении задач, поставленных на планерке), ежемесячные (результаты работы предприятия и каждого из отделов), квартальные, полугодовые, годовые. Не встречала в практике предприятия, которые бы делали отчеты за пятилетку, что очень огорчает, однако это связано с темой постановки целей, которая находится в разделе тайм-менеджмента.
Заседания с прослушиванием отчетов отделов – самое скучное, что случалось со мной в жизни, честно. На предприятиях, где эти отчеты построены неправильным образом, заслушивание отчетов превращается в настоящую пытку, а речи выступающих звучат скучно и бесполезно, в целом такая деятельность выглядит как отупляющее занятие, а должно быть развивающим и наталкивающим на продуктивные мысли.
Заседание по прослушиванию отчетов должно иметь своей целью не просто слушание и оценку работы подразделений, а выработку новых решений на основе полученного опыта, только тогда такое мероприятие пройдет эффективно.
У отчета, как и у любой другой деятельности должна быть конкретная цель. Например, прослушать ежемесячные отчеты предприятия и выработать стратегию работы в следующем месяце. Продукт, который должен получиться в финале – стратегия, выраженная в письменной форме. Все ежемесячные отчеты должны готовиться руководителем каждого подразделения и находиться на общем доступе компании, чтобы каждый начальник отдела мог ознакомиться с ними перед отчетом (хотя бы с частью – выводом) и подготовить свои вопросы.
План заседания «Ежемесячный отчет предприятия»
Вступление Генерального директора (тема – ежемесячный отчет)
Проблема: Какие решения, способствующие повышению эффективности работы компании, будут утверждены и приняты к исполнению.
Далее отчет руководителя каждого подразделения по следующей схеме: признание работы отдела удовлетворительной/неудовлетворительной, 3-5 проектов решений для осуществления в следующем месяце. Утверждение/не утверждение остальными участниками мероприятия и Генеральным директором. Принятые к исполнению проекты решения сразу заносятся секретарем в протокол заседания и после отправляются на контроль Исполнительному директору и руководителям подразделений на исполнение. На каждое выступление тратится также 10-15 минут
Вывод: Генеральный директор подводит итоги, выделяя наиболее важное для исполнения каждым подразделением одно решение и отдает на контроль Исполнительному директору эти задачи.
Речь в рамках предприятия относится к официально-деловому стилю, для которого характерны клише, так называемые канцеляризмы, использование простых предложений, смысл которых понятен каждому сотруднику, а также особое построение текстов.
Шаблоны для написания служебных записок и служебных писем.
Шаблон 1: в связи с (указывается причина), информирую Вас о том, что (что произошло, в чем проблема) и предлагаю принять следующие меры (решение проблемы).
Шаблон 2: с целью (указываем цель), прошу разрешения (что сделать) или необходимо (что сделать).
Дата, подпись, печать (если это внешнее письмо).
Для любого текста, особенно бизнес-текста, необходимым для соблюдения критериям является его цельность, а цельность, в свою очередь, — это подчиненность единой цели. Перед тем, как писать какой-либо документ определитесь, для чего Вы это делаете, с какой целью. Каждый абзац текста должен быть напрямую связан с этой целью, с проблемой, которую нужно решить и должен описывать ее с какой-то конкретной точки зрения. Ваш текст можно сравнить с пиццей, которую порезали на куски (абзацы), однако фрагменты блюда несут общую идею.
Дословные шаблоны и правила составления любого бизнес-документа отправляются по запросу на почту [email protected].
ВСТУПЛЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У любого текста есть две сильных позиции – это вступление и заключение, мозг запоминает начало и конец книги, фильма или выступления лучше, чем середину.
Следовательно, на эти фрагменты нужно обратить особое внимание. После того, как Вами написан текст по модели риторического канона, необходимо еще раз внимательно на него посмотреть и подумать, каким образом можно начать свое выступление? Даже если это довольно-таки строгое выступление, например, научная конференция, все равно можно начать свою речь нестандартно, чтобы привлечь к себе внимание аудитории.
1. способ привлечения внимания – шутка, анекдот.
2. способ привлечения внимания – история.
Лучшая речь Стива Джобса перед выпускниками – это три истории из жизни. Аудитория любит слушать реальные примеры из жизни, истории о том, как что-то у кого-то получилось.
Речь об отмене смертной казни Максимилиана Робеспьера начинается с древнегреческой истории:
Когда до Афин долетела весть, что некоторые граждане в городе Аргосе присуждены к смертной казни, то жители поспешили отправиться в храмы, и стали молить богов, чтобы они отвратили от афинян такие жестокие и пагубные мысли. Я являюсь сюда умолять не богов, а законодателей, которые должны быть орудием и истолкователями вечных законов, начертанных Божеством в сердцах людей, пришел умолять их вычеркнуть из французского уложения кровавые законы…
Геттигсбергская речь Линкольна начинается с истории американского народа:
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Плеоназм — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός «излишний, излишество») — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.[1]
Термин «плеоназм» пришёл из античной стилистики и грамматики. Античные авторы дают плеоназму различные оценки. Квинтилиан, Донат, Диомед определяют плеоназм как перегруженность речи излишними словами, следовательно как стилистический порок. Напротив, Дионисий Галикарнасский определяет эту фигуру как обогащение речи словами, на первый взгляд излишними, но в действительности придающими ей ясность, силу, ритмичность, убедительность, пафос, неосуществимые в речи лаконической.
Близкими к плеоназму стилистическими фигурами являются тавтология и, отчасти, перифраз. Соотношение терминов плеоназм и тавтология понимается языковедами по-разному. Плеоназм — языковедческий термин[2], тавтология — и языковедческий, и логический (хотя в логике это слово используется совсем в другом смысле).
В ряде случаев плеоназм сознательно используется для эмоционального усиления эффекта высказывания или для создания комического эффекта (как в письменной, так и в устной речи). В фольклоре и поэзии плеоназм способствует напевности речи, её эмоциональной окраске и для создания образности («путь-дороженька», «полюшко-поле»). Однако чаще он является дефектом и используется неосознанно.[3]
Различают синтаксический и семантический плеоназмы.
Синтаксический плеоназм является результатом избыточного употребления служебных частей речи[4], например: «Он сказал мне о том, что его приняли на другую работу» («о том» можно опустить, не потеряв смысл) или «я знаю, что он придёт» (союз «что» необязателен при соединении предложения с глагольной фразой «я знаю»). Оба предложения грамматически корректны, но слова «о том» и «что» рассматриваются в данном случае как плеонастические.
Семантический плеоназм — больше вопрос стиля и использования грамматики. Лингвисты часто называют его речевой избыточностью во избежание путаницы с синтаксическим плеоназмом, более важным феноменом для теоретической лингвистики. Он также может принимать различные формы. Во многих случаях семантического плеоназма статус слова как плеонастического зависит от контекста. В противоположность семантическому плеоназму, оксюморон образуется соединением двух противоположных по смыслу слов.
В качестве отдельных видов семантического плеоназма выделяют периссологию (или синонимический повтор) и многословие.[4] При периссологии семантическое значение
ru.wikipedia.org
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Практикум «Культура речи». Плеоназм и тавтология.
Культура речи
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Хотим поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти на семинар.
Искусство говорить красиво всегда высоко ценилось обществом.
(2) «Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть». Такую мудрую мысль высказал Блез Паскаль, известный французский математик.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно, т.к. она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения.
(3)Ролик из кинофильма «Доживем до понедельника».
Речь, а в особенности речь педагога, – основное орудие педагогического воздействия и, одновременно, образец для воспитанников. Поэтому нам необходимо следить за чистотой нашей речи.
Но что же такое культура речи? Какое определение вы можете дать?
(4) Профессор Лев Иванович Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
(5)Компоненты речи.
Тем не менее, следя за содержанием и красотой нашей речи, нам необходимо не забывать о невербальных средствах общения. По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% — интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения.
Сейчас мы немного поупражняемся.
(6) Упражнение «Актёры и зрители» (цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации).
— Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Время на подготовку — 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки, и пытаются отгадать смысл показанного явления.
Инсценировки:
Идти:
• против ветра;
• так, чтобы кого-нибудь не разбудить
• на деловую встречу и вдруг понять, что забыли важные документы;
• и вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться.
Теперь давайте перейдем непосредственно к некоторым правилам русского языка. Мы поделили наш семинар на несколько частей. Мария Ефимовна сегодня вам расскажет о грамматических ошибках в речи, Наталья Сергеевна покажет орфоэпию во всей ее красе, ну а я с вами поработаю над плеоназмами и тавтологией. (7)
Дайте определение терминам.
(8). Эти термины связаны друг с другом.
(9) Рекордсмены по количеству речевых ошибок – это средства массовой информации. Люди, не являющиеся лингвистами, читают статьи, репортажи, слушают новости по телевизору и радио, и невольно «заражаются» речевыми ошибками. Давайте рассмотрим несколько популярных ошибок.
Как вы видите, большинство ошибок совершаются там, где используются заимствованные слова, значение которых может быть не до конца ясно. Однако в нашем русском языке есть и отечественные плеоназмы. (10)
Справедливости ради надо сказать, что плеоназм в лингвистике не считается исключительно речевой ошибкой. Ученые определяют его более широко. Это именно речевой оборот, который при тех или иных обстоятельствах либо выходит за границы нормы, либо считается вполне допустимым. В разговорной речи он может использоваться для усиления эмоциональности или комичности. В художественных произведениях это может считаться худ.приемом. (11)
Замечу, что в отличие от плеоназма тавтология считается более грубой речевой ошибкой. Если плеоназм — это необоснованное излишество, многословие, как говорится, «горе от ума», то тавтология считается более грубой речевой ошибкой, поскольку обычно свидетельствует о бедности словарного запаса и безграмотности.
Давайте теперь проверим: сможете ли вы найти в предложениях плеоназм и тавтологию?
- Идти против ветра.
- Идти так, чтобы кого-нибудь не разбудить.
- Идти на деловую встречу и вдруг понять, что забыли важные документы.
- Идти и вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться.
Найдите и подчеркните в предложениях речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен висел на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
13. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
14. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
15. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
16. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
17. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
18. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
19. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
20. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
21. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
22. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
23. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
24. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
25. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
nsportal.ru
Случаи лексического плеоназма и тавтологии в речи учащихся
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра русского языка и литературы
Случаи лексического плеоназма и тавтологии, которые встречаются в речи учащихся и на страницах СМИ.
Выполнил слушатель курсов
повышения квалификации,
учитель русского языка и литературы
Петрова Надежда Викторовна
Французский ученый, философ и писатель Б. Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». Действительно, краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Трудно найти самые точные слова и расставить их так, чтобы они сказали о многом. «Краткость — сестра таланта», — утверждал А.П. Чехов.
С понятием «содержательная речь» несовместимо многословие. Плеоназм и тавтология – это два вида лексических ошибок, обозначающие лексическую избыточность – ненужную, неуместную многословность. Речевые ошибки в письменной речи школьников хорошо изучены и представлены в работах методистов и лингвистов разных лет от Л.В. Щербы до С.Н. Цейтлин и Ю.В. Фоменко.
Анализ письменных работ школьников 7-11 класса по русскому языку и литературе выявил следующие типичные ошибки многословия
1.Стремление наиболее полно выразить свою мысль: «Он хотел подарить подарок и увидеть в его глазах радость»; «Этим вопросом задаются множество людей. Многие не могут ответить на него»; «Утверждения автора также подтверждают цитаты…»; «Публичные и знаменитые люди часто занимаются благотворительностью …».
2. Употребление лексической избыточности для акцентирования внимания читателя и слушателя: «Люди самых разных религий, наций утверждали и утверждают…»; «Без добра мир перестал бы существовать, и человек перестал быть личностью»;
3.Стремление к полноте сообщаемой информации, неудачный выбор слова: «К этой идее он вернулся в начале 1930-х годов, вернувшись в СССР»; « Эти два летних месяца навсегда останутся в моей памяти как месяцы ежедневных незабываемых впечатлений».
4. Следствие небрежности говорящего, его неумения или нежелания вдуматься в смысл своих слов: «Под его ногами расступилась глубокая бездна,….»; «Раздавшийся звук выстрела заставил Пьера Безухова подскочить вверх…»; «У Оксаны был прелестный, вздернутый кверху нос…»; « Лесники охраняют богатейшие дары природы, следят, чтобы они напрасно не пропадали.»
5. Желание показать свою эрудированность, оперируя незнакомыми словами и речевыми оборотами: «Наружная внешность Тараса Бульбы была такой:….»;
«…сегодняшний день принес одни заботы и хлопоты»; «…главный и основной вопрос рассказа Е.Носова «Кукла»- жестокость и цинизм современных детей»;
«…Валек протянул Марусе, ладонь руки..»;
« …я лично осуждаю людей, которые не могут быть благодарными людям, отдавшим им свою жизнь, как Данко»;
«У семьи Кашириных был хороший достаток, они имели свою красильню».
6. Плеонастические сочетания, включающие заимствованные слова, значения которых точно не известны говорящему: «Только вера в победу позволила нашей команде лидировать первой»; «Опытнейший ветеран Великой отечественной войны рассказал нам о битве под Салинградом…»; «Загадки, потешки, пословицы и поговорки —народный фольклор»
7. Неправильное соединении синонимов: Остап Бульба был очень мужественный и смелый…, …в конечном итоге кто-то осторожный растоптал сердце Данко; . Раскольников жил в небольшой маленькой коморке;
Случаи лексического плеоназма и тавтологии на страницах СМИ.
Лариса Вербицкая, телеведущая: «Эта традиция вновь стала возрождаться (плеоназм, нарушающий смысл информации) РTР, «Утро», 16 марта ( вариант: стала возрождаться (без «вновь»)
Екатерина Стриженова, ведущая концерта: «Вы знаете, я даже не знаю, как объявить следующего исполнителя» (плеоназм, лабоорганизованная речь) ОНТ, Праздничный концерт, 7 марта
Екатерина Стриженова, телеведущая ОРТ: “Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас в России”(немотивированная тавтология) ОРТ, “Доброе утро”, 23 сентября
Татьяна Миткова, ведущая: «Основываясь на этом, невозможно предотвратить всемирную глобализацию». НТВ, «Сегодня»
Алексей Пивоваров, ведущий: «Обнаружены и уничтожены незаконные бандформирования». НТВ, «Сегодня»
Мария Ситтель, ведущая: «В результате землетрясения город был почти полностью стерт с лица земли». ОРТ, «Время» (стерт с лица земли=полностью уничтожен)
Игорь Верник, телеведущий:“Эта номинация занимает большое и важное значение (немотивированная деформация устойчивого словосочетания; нужно: занимает место),
Вера Назарова, тележурналист: “Все зрители отмечали замечательную акустику” (тавтология, речевая небрежность) ТВ-Центр, 28 мая вечерний блок новостей; вариант: говорили о замечательной (прекрасной) акустике
Павел Лобков, тележурналист: “Говоря о разговоре со Степашиным, он подчеркнул, что…” (тавтология) НТВ, “Сегодня”, 31 мая
реплики ведущего из последних выпусков программы «Свобода слова»: «Я вынужден вас прервать, потому что у нас связь прерывается». «В первой части программы мы остановимся, во-первых, на том…»
infourok.ru
смешение паронимов, плеоназмы, тавтология и другие. Готовимся к ЕГЭ-2018
Как стало известно, в ЕГЭ-2018 будет уделено особое внимание речевым нормам русского языка. Поэтому сегодня рассмотрим типичные речевые ошибки.
Смешение паронимов — слов, разных по значению, но очень схожих по звучанию:
- снимать скрытной камерой (вместо скрытой)
Плеоназм — употребление лишнего слова:
- главная суть
- предчувствовать заранее
- памятный сувенир
- мне лично
- хороший достаток
- коллеги по профессии
- в период летнего сезона
- отступить назад
- трудоустройство на работу
- в конечном итоге
- специфические особенности
- прейскурант цен
- патриот родины
Тавтология — употребление рядом однокоренных слов:
- соединить воедино
- характерная черта характера
- растут растения
- рассказывает рассказ
Нарушение лексической сочетаемости:
- одержать первенство (правильно: одержать победу, завоевать первенство)
- быть в поле внимания (правильно: быть в центре внимания, быть в поле зрения)
- благодаря пожару (правильно: из-за пожара)
- реклама имеет большое влияние (правильно: оказывает влияние)
- играть значение (правильно: играть роль, иметь значение)
- предпринять меры (правильно: предпринять шаги, принять меры)
Употребление слова в несвойственном ему значении:
- Наш класс обратно станет победителем (вместо снова)
Употребление штампов:
- Наша забота — поднять на должную высоту образовательный уровень.
Лексическая неполнота высказывания:
- Герои боролись (за что? с кем?) и создавали личную жизнь.
Неправильное употребление фразеологических оборотов:
- взять себе львиную часть (вместо львиную долю)
- приподнять занавес над историей (вместо приподнять завесу)
- пока суд да дело (вместо пока суд да дело)
Желаем всем успехов на ЕГЭ и будем рады помочь вам в подготовке! Записаться к онлайн-репетитору по русскому языку, записаться на онлайн-курс по подготовке к ЕГЭ.
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Речевая избыточность, тавтология, плеоназм — проблемы современной филологии
Одна из проблем современной филологии – речевая избыточность и её недостаточность. Она указывает на скудный словарный запас, неумение чётко излагать свои мысли. Особенно губительно проявление речевой избыточности в произведениях начинающих писателей, журналистов. К основным её проявлениям можно отнести повтор слов, тавтологию и плеоназм.
Умение находить в текстах эти речевые ошибки, своевременно исправлять их является залогом грамотного, красивого и легко читаемого текста. Правда, далеко не всегда тавтология и плеоназм – грубые речевые ошибки. В некоторых случаях они могут стать прекрасным средством выразительности и эмоционального оформления текста.
Основные виды речевых ошибок
Речевая избыточность, или же многословие, подразумевает передачу одной и той же мысли в предложении и высказывании. К основным видам подобных ошибок, связанных с лексической недостаточностью, относятся в первую очередь тавтология, плеоназм и повтор слов в предложениях. Эти речевые ошибки указывают на низкий уровень культуры речи. Но в то же время используются в художественной литературе как средство эмоциональной выразительности.
К речевым ошибкам относится и использование лишних слов в предложении, расщепление понятия, то есть ситуация, в которой глагольное сказуемое заменяется на глагольно-именное сочетание. Яркими примерами являются следующие выражения: совершать прогулку (вместо гулять), вести борьбу (вместо бороться). Также к наиболее распространённым ошибкам, встречающимся в устной речи, относятся слова-паразиты: вот, ну, типа и т. д.
Повтор слов как одна из речевых ошибок
Довольно часто в текстах можно встретить повтор слов. Например: «Газета выходила раз в неделю. Утром газета доставлялась в киоск». Так писать недопустимо. Слово «газета» используется и в первом, и во втором предложении, что является довольно грубой речевой ошибкой. В этом случае правильным решением было бы заменить его синонимом или же местоимением.
Повтор слов указывает на то, что автор не может чётко и лаконично сформулировать свою мысль, владеет скудным словарным запасом. Правда, стоит отметить, что в некоторых случаях такая речевая избыточность может быть оправдана. Она способна стать прекрасным стилистическим приёмом, с помощью которого автором подчёркивается та или иная мысль. К примеру: «Они шли, и шли, и шли, не один день, не одну ночь». В этом случае повтор глагола указывает на продолжительность процесса.
Плеоназм
Термин «плеоназм» (pleonasmos) переводится с греческого языка, как «чрезмерность», «избыток». И означает употребление в речи близких по смыслу, лишних в предложении слов. Яркие примеры плеоназмов можно встретить в таких предложениях:
- «Ко мне подошла светлая блондинка».
- «В комнате они обнаружили мёртвый труп».
- «Он работал молча, без слов».
- «Масло очень масляное».
- «Он писал свою автобиографию».
- «Его заинтересовала свободная вакансия в фирме».
- «Василий упал вниз».
- «Мы топчем ногами родную землю».
Все эти предложения перегружены лишними уточнениями или плеоназмами. Так, блондинка в любом случае светлая, автобиография происходит от двух греческих слов и означает написанную самостоятельно историю собственной жизни и т. д.
Как и любая другая речевая избыточность, плеоназм является признаком недостаточной образованности человека, весьма скудного словарного запаса. Следует тщательно анализировать свою лексику. А также вовремя находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением в речи плеоназмов.
Тавтология
Термин тавтология состоит из двух греческих слов. Первое — tauto — означает «то же самое», второе — logos – «слово». Трактуется, как повторение однокоренных слов или морфем в предложении. Большинство филологов отмечают, что тавтология является одной из разновидностей плеоназма.
В ней так же проявляется речевая избыточность. Примеры этого явления ярко выражены в следующих словосочетаниях: рассказать рассказ, в автобусном парке стоят автобусы и т. д. Выделяют также скрытую тавтологию, когда в словосочетании соединяется русское и иностранное слово с близким, тождественным значением. К примеру: впервые дебютировал, внутренний интерьер, народный фольклор, своя автобиография.
Использование в стилистике
Стоит отметить, что речевая избыточность, примеры которой можно встретить в художественной литературе, далеко не всегда является речевой ошибкой. Так, в стилистике использование плеоназмов и тавтологии помогает усилить действенность и эмоциональность речи, подчеркнуть афористичность высказывания. Писатели-юмористы эти ошибки используют для создания каламбуров.
Отметим основные функции, которые играет речевая избыточность и тавтология в стилистике:
- Использование в речи главных героев для того, чтобы подчеркнуть бедность его словарного запаса, необразованность.
- Для усиления смысловой значимости того или иного момента, выделения определённой мысли в тексте.
- Использование тавтологических повторов для подчёркивания интенсивности или длительности действия. Например: «Мы писали и писали».
- Использование плеоназмов для того, чтобы подчеркнуть или уточнить признак предмета, его характеристику.
- Предложения с речевой избыточностью также могут употребляться для обозначения большого скопления предметов. Например: «А повсюду книги, книги, книги…».
- Использование для создания каламбуров. К примеру: «Позвольте мне не позволить».
Заметим, что наиболее часто тавтология и плеоназм встречаются в фольклоре. Например: жили-были, путь-дорожка, видимо не видимо, диво дивное, чудо чудное, горе горевать. В основе большинства фразеологических оборов, поговорок лежит тавтология: мал мала меньше, слыхом не слыхать, виды видать, ходить ходуном, всякая всячина, горе горькое, сиднем сидеть.
Нормативные случаи использования
Стоит отметить, что в некоторых случаях плеоназм и тавтология могут быть нормативными. Зачастую это происходит тогда, когда в словосочетании не чувствуется смысловая перегруженность. Так, речевая избыточность отсутствует в таких выражениях: белое бельё, чёрные чернила. Объясняется это просто. Ведь бельё может быть и серым, и жёлтым. А чернила могут быть как чёрного, так и синего, зелёного, красного цветов.
Выводы
Одна из главных ошибок, которую можно часто встретить в устной и письменной речи – речевая избыточность. Тавтология и плеоназм – основные её проявления, которые указывают на скудность языка, бедный словарный запас. В то же время эти лексические явления могут использоваться в художественной литературе для создания ярких, красочных картин, выделения той или иной мысли.
Для любого образованного человека, в особенности если он работает в сфере журналистики или увлекается написанием книг, важно уметь находить в тексте плеоназм и тавтологию, своевременно исправлять их для того, чтобы тексты читались легко. Речевая избыточность и недостаточность словарного запаса делают изложенный материал неинтересным для широкой аудитории.
autogear.ru
примеры ошибок и уместного употребления близких по значению слов
Незнание законов лексической и синтаксической сочетаемости часто приводит к речевым ошибкам. В их ряду несколько особняком стоят плеоназм и тавтология.
Примеры частотных речевых ошибок связаны с непониманием семантики и стилистической принадлежности тех или иных слов. В первую очередь, это касается паронимов и видовых пар глаголов. Два слова со сходным звучанием нередко отличаются друг от друга оттенками лексического значения и стилевой принадлежностью. Важность различения таких форм для передачи смысла велика. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку включает в себя целый ряд заданий, проверяющих знание основ словоупотребления и их сочетаемости.
Оба термина – плеоназм и тавтология – обозначают так называемое речевое излишество, но понятия эти далеко не тождественны.
Тавтология – это один из видов плеоназма. Под плеоназмом понимается употребление слов со сходным значением в пределах одной коммуникативной единицы:
- Главная суть рассуждения заключается в тезисе текста.
- Человек обычно спит не более восьми часов времени.
- Сотрудники получат премию в декабре месяце.
Крайним случаем плеоназма является употребление слов не только близких по значению, но и с одинаковым корнем. Собственно, это и есть тавтология, примеры которой в большом количестве встречаются в школьных сочинениях и изложениях, а также в речи малообразованных людей:
- Возвращаясь из кинотеатра, мы попали под проливной ливень.
- Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
- В течение вечера рассказчик нам рассказывал разные истории из своей жизни.
Но язык – это живой, развивающийся организм, поэтому не может уложиться в простой набор схем и правил. Иногда употребление слов, имеющих семантическое родство, вполне оправдано. Тавтология примеры такого рода практически не продуцирует, а плеонастичных, по сути, выражений, закрепившихся в языке и ставших нормативными, существует немало:
- Из-за неисправности лифта пришлось спускаться вниз по лестнице.
- Фарфоровая ваза из Китая оказалась самым ценным экспонатом выставки.
- Для стран народной демократии характерна многопартийная система.
Иногда плеоназм и тавтологию писатели используют в качестве средств художественной выразительности.
В рассказе А.П.Чехова «Унтер Пришибеев» читаем: «…утоплый труп мертвого человека…». Подобный плеонастический оборот писатель использует для создания комического эффекта. Содержит тавтологию знаменитый афоризм Николая Васильевича Гоголя: «Горьким смехом моим посмеюся».
В устном народном творчестве тоже встречается тавтология. Примеры экспрессивных повторов можно увидеть в русских народных сказках, пословицах и поговорках: «горе горькое», «сказка сказывается», «лежмя лежать», «сиднем сидеть» и так далее.
Как мы видим, роль плеоназма и его разновидности – тавтологии — в русском языке неоднозначна. Избыточность речи, разумеется, в обычной речевой ситуации неуместна и считается грубой речевой ошибкой. Но сознательное использование повторения близких по смыслу и однокоренных слов в качестве стилистического приёма в художественном тексте вполне приемлемо.
autogear.ru