Как определить стиль текста? — ТЕКСТОБЛОГ
В школе мы проходили 5 стилей речи. Вот они, вспоминайте:
1. Официально-деловой стиль
Знаком нам по государственным законам, деловым перепискам, отчётам, докладам, судебным актам, предписаниям, протоколам и пр.. Официально-деловой стиль можно узнать по многочисленным отглагольным существительным (пример: «во избежания падения»).
Так же характерны прямой порядок слов, железная логика, точность в изложении, штампы и клише. Читабельность — это не про официально-деловой стиль. Именно поэтому рядовому гражданину иногда так тяжело продираться сквозь тернии чиновничьих писем и понимать суть принятых законов, актов и поправок.
2. Научный стиль
Диссертации, монографии, научные доклады, рефераты, дипломные работы. Главные черты: используется местоимение «мы» вместо «я». Обилие терминов, незнакомых сложных слов, множество причастных и деепричастных оборотов. Абзац приравнивается к законченной мысли, поэтому его величина может быть на целую страницу. Предложения длинные, существительных значительно больше, чем глаголов.
3. Публицистический стиль
Чаще всего этот стиль нам встречается в СМИ: телевидение, радио, газеты, журналы, новостные порталы, блоги официальных лиц. Для всех медиаресурсов важна чёткая нацеленность на результат — сообщить информацию, которая будет воздействовать на большую массу людей и, возможно, поменяет их мировоззрение и мировосприятие. В этом стиле пишут статьи, рецензии, заметки, рекламные и продающие тексты, репортажи с места событий, аналитические обзоры.
Некоторые характерные черты публицистического стиля: общественное, нравственное, политическое значение ( пример: ядерное разоружение, мировая история, патриотизм, железный занавес, толерантность). Отвлечённые понятия и слова (развитие, красота). Подача информации логичная, структурированная, однако есть образность мысли, оценки, призывы к действию, эмоциональная насыщенность языка.
4. Художественный стиль
Этот стиль мы хорошо знаем из художественной литературы. Экспрессивность, образность, сравнения, метафоры. Живой эмоциональный язык, легкочитаемые предложения. В художественном стиле они могут состоять всего из одного слова (пример: Вечерело. Светает.) Используются устаревшие, ругательные слова для того, чтобы придать тексту необходимые смысловые оттенки. Ярко выражена авторская позиция.
5. Разговорный стиль
Всем знакомый стиль повседневного общения. Надо ли говорить, что он со временем чаще остальных претерпевает изменения? Ведь так, как изъяснялись в начале 20 века, мы уже точно разговаривать не будем. Это самый «подвижный» стиль языка.
В разговорной манере пишут блоги, посты в социальных сетях. В письменной речи этот стиль используют, если автор хочет добавить теплоты и создать более тесный контакт со своей аудиторией. Отличительные особенности — это просторечные и разговорные слова, живая речь, красочность, яркость, повторы, субъективная оценка, ненормативная лексика.
О том, какие ещё стили изобретают сегодня, читайте здесь.
Как написать пресс-релиз?
Пресс-релизы написаны в виде структуры, известной как перевернутая пирамида. Это краткие, но заслуживающие внимания тексты, публикуемые с целью улучшения имиджа или репутации физического или юридического лица, а не в целях продажи и маркетинга. Формат пресс-релиза прост. Пресс-релизы обычно содержат информацию, подтвержденную данными, о событиях и/или стратегиях, связанных с определенной темой. Пресс-релизы рассылаются через службу распространения с целью привлечения освещение в СМИ или повышение осведомленности о новости. Написать пресс-релиз относительно легко, особенно если придерживаться следующего шаблона пресс-релиза.
Как должен быть составлен пресс-релиз?В первом абзаце пресс-релиза должны быть даны ответы на все вопросы « 5W1H » (если применимо): кто, что, когда, где, почему и как . Основное сообщение должно быть изложено во вступительном абзаце, чтобы, если журналист использует только первый абзац, это сообщение было адекватно передано.
Как написать пресс-релиз. Вот что нужно сделать для правильного формата пресс-релиза :
Основное сообщение должно быть четко указано в заголовке пресс-релиза, чтобы привлечь внимание журналистов. Тема может быть более подробно рассмотрена в последующих параграфах.
Журналисты, которым нужна дополнительная информация, могут перейти ко второму и третьему абзацам, где тема объяснена значительно более подробно. Эти параграфы могут также включать цитаты из официальных лиц компании или других соответствующих источников.
Последний абзац (обычно четвертый или пятый) должен содержать справочную информацию о предмете.
Если субъект пресс-релиза предоставил какую-либо подробную информацию (даты, место проведения, время и т. д.), она может быть предоставлена в конце пресс-релиза в отдельном разделе или рамке.
Учитывая важность поисковой оптимизации сегодня, также важно использовать релевантные ключевые слова в тексте, чтобы обеспечить заметное отображение пресс-релиза в результатах поиска.
Структура пресс-релиза проста. Обычно он состоит из четырех частей: заголовка, начального абзаца, второго и третьего абзацев и последнего абзаца, содержащего справочную информацию.
Чтобы пресс-релиз выделялся среди бесчисленных электронных писем, которые журналист или редактор получает каждый день, ключевое сообщение должно быть передано с помощью привлекательного заголовка , и усиленный в свинцовом пункте . Хороший лид-абзац также отвечает на вопросы «5W1H», когда это применимо. Если редактор решит опубликовать только главный абзац, текст должен содержать всю основную информацию.
Второй и третий абзацы должны содержать более подробную информацию , такую как цель мероприятия, количество ожидаемых участников и т. д. Если журналистам или редакторам нужна дополнительная информация, они должны найти ее в этих два абзаца.
Если перед мероприятием рассылается пресс-релиз с целью привлечения участников и представителей прессы, в третьем абзаце должно быть указано пригласительное сообщение. Дата, время и место проведения мероприятия, а также дополнительная контактная информация должны быть указаны в небольшом отдельном поле в конце пресс-релиза.
Четвертый абзац обычно зарезервирован для справочной информации , такой как история компании, аналогичные события, проведенные в прошлом, или другие подробности, относящиеся к теме пресс-релиза.
При написании пресс-релиза следует тщательно избегать грамматических и орфографических ошибок. Ошибки означают дополнительную работу для редакторов , что снижает вероятность публикации пресс-релиза. Между тем, заголовки должны быть как поясняющими, так и убедительными. Они не должны быть слишком длинными; скорее, они должны передавать сообщение четко и кратко. Первая буква каждого слова в заголовке должна быть заглавной, а заголовки никогда не должны быть написаны заглавными буквами.
В подзаголовках не следует упоминать товары или услуги или какие-либо конкретные организации. Подзаголовки, освещающие статистику или цифры, часто ценятся журналистами, предпочитающими информацию, основанную на данных.
Следует использовать общеупотребительные шрифты, следует избегать курсива и других гарнитур . Шрифты не должны быть настолько большими, чтобы выглядеть нелепо.
Использование подзаголовков в пресс-релизах облегчает чтение . Их также можно использовать в качестве ссылок, особенно при цитировании данных.
Название рекламируемого продукта, организации или объекта следует использовать как можно реже. Помните: пресс-релиз не является рекламой . Ни один издатель не хочет, чтобы его считали напрямую продвигающим продукт или запуск продукта.
К пресс-релизам применяются стандартные правила использования заглавных букв. Названия должностей должны начинаться с заглавной буквы, и особое внимание следует уделять тому, как они пишутся. Общие должности, такие как директор по маркетингу, менеджер по персоналу или менеджер по продажам, должны быть написаны строчными буквами.
При необходимости можно использовать сокращения , особенно для корпоративных названий. Например, написание «THY» вместо «Turkish Airlines» облегчает читателю задачу. Аббревиатура может быть введена (в скобках) при первом упоминании названия компании, т. е. «Турецкие авиалинии (THY)». После этого можно использовать аббревиатуру.
Числа от первого до десяти должны быть выписаны («один из десяти человек»). Для чисел больше десяти следует использовать цифры («выпущено 11 продуктов»). Даты, проценты, цены и статистические данные должны быть выражены цифрами («7% рынка»).
Важно правильно датировать пресс-релиз. Дата выпуска должна быть указана в правом верхнем углу бюллетеня , что позволяет легко архивировать его. В тексте все даты должны быть указаны четко. Следует избегать двусмысленных выражений, таких как «через несколько дней».
Пресс-релизы по объему не должны быть ни слишком длинными, ни слишком короткими. Если оно слишком короткое, оно не может быть сочтено заслуживающим освещения в печати и, следовательно, не опубликовано. Если текст слишком длинный, у журналистов и редакторов может не хватить времени его прочитать. И если они прочитают и опубликуют его, они могут в конечном итоге удалить важный контент из-за нехватки места.
Чтобы быть более точным в отношении длины, идеальное количество слов для пресс-релиза составляет от 350 до 500 , а подзаголовок никогда не превышает 90 слов.
В последнем абзаце пресс-релиза можно указать такие сведения, как номера телефонов, адрес электронной почты и другую контактную информацию (включая учетные записи в социальных сетях), которую журналисты могут использовать, если у них возникнут вопросы.
Не только написание, но и распространение пресс-релизов с помощью службы выпуска новостей, такой как B2Press, может помочь повысить авторитет бизнеса. При этом ключевым фактором, который следует учитывать при подготовке пресс-релиза, является новостная ценность. Лучший способ определить, заслуживает ли тема освещения в печати, прежде чем отправить пресс-релиз, — это использовать тест «5W1H». Любой текст, который может ответить на эти шесть вопросов — что, где, почему, когда, кто и как — скорее всего, будет считаться заслуживающим освещения в печати. Мы настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с образцами пресс-релизов. Так вы сможете лучше понять, как настроить 5W1H.
Заголовок должен быть коротким, но убедительным, с подзаголовком, обобщающим основное сообщение. Подзаголовок и первый абзац должны излагать ключевые моменты пресс-релиза, избегая при этом слишком большого количества деталей (это можно сделать в последующих абзацах).
Пресс-релиз должен быть написан в журналистском стиле, а не повседневным языком. Следует избегать слов похвалы и обобщений. Ожидается, что пресс-релизы будут следовать журналистскому принципу объективности.
Пресс-релиз должен быть понятным, независимо от уровня грамотности целевой аудитории. Имея это в виду, избегайте излишне длинных предложений, сложной терминологии и иностранных слов или фраз.
Особое внимание следует уделить стилю и аккуратности. Ошибки могут привести к тому, что пресс-релиз будет ошибочно принят за рекламный текст, что снизит его шансы на публикацию.
Актуальность для печати — это главная характеристика, которую ищут в пресс-релизах. Самым примечательным фактором среди критериев новостной значимости являются цифры и статистические данные. Пресс-релиз, подкрепленный цифрами и коэффициентами, всегда привлечет внимание журналистов и получит широкое освещение в СМИ.
Информационная ценность – это главное достоинство пресс-релизов, которое позволяет отдельным лицам или организациям устанавливать устойчивые отношения с прессой. Хотя информационная ценность варьируется в зависимости от типа публикации, времени публикации, политики публикации и культурных особенностей публики, она зависит от таких критериев, как актуальность, любопытство, влияние, общественный интерес, экстраординарность, известность и негативность в универсальном масштабе. Тем не менее, тексты, основанные на данных, всегда более информативны. На самом деле использование цифр и статистики позволяет предположить, что предметом текста является на основании свидетельства .
Пресс-релиз, подкрепленный цифрами и соотношениями, рассматривается журналистами как значимый и интересный текст, особенно если он отвечает критериям актуальности, воздействия и любопытства. С другой стороны, было бы ошибкой полагать, что каждый текст, содержащий цифры, заслуживает освещения в печати. Важно правильно и осмысленно использовать цифры и статистику.
Что следует учитывать при использовании цифр и статистики1- Дважды проверьте источник данных
Цифры и статистика в пресс-релизах должны основываться на надежных источниках. В противном случае могут возникнуть рискованные ситуации, которые могут повредить имиджу и репутации. Эти источники включают данные компании о сфере ее деятельности, исследовательский отчет, опубликованный исследовательскими компаниями по данному вопросу, или данные, предоставленные статистическими учреждениями. Независимо от используемого источника, на него должна быть ссылка в тексте новости.
2 — Заставьте журналиста предвидеть
Хотя цифры и статистика заслуживают освещения в печати, поскольку они основаны на конкретных результатах, сами по себе они не имеют смысла. Например, утверждение «Число иммигрантов достигло 272 миллионов» содержит числовую информацию, но ее может быть недостаточно, чтобы журналист мог представить реальную величину. Вместо этого утверждение «Количество иммигрантов превысило 3,5% населения мира» подтверждает данные и облегчает их визуализацию.
3 — Сделайте это ярким
Даже если данные, которые должны быть включены в пресс-релиз, представляют собой ценный результат, они не будут эффективными, если они не будут выражены таким образом, чтобы привлечь внимание журналистов. Например; если компания А, имеющая показатель экспорта в размере 50 миллионов долларов США в 2018 году, увеличит этот показатель до 100 миллионов долларов США в 2019 году, это сделает данные более яркими и цепляющими, если они будут выражены как «Компания А удвоила свой экспорт в 2019 году» или «Экспорт Компания А увеличилась на 100% за год», вместо того, чтобы объявить об этом заявлением типа «Экспорт компании А в 2019 году составляет 100 миллионов долларов США». ».
4 — Включите цитаты
Цифры и статистика, которые должны быть включены в текст новости, также имеют решающее значение для определения проблем, связанных с предметом, и дают представление о решениях. На этом этапе необходимо не только сообщить журналисту данные, но и объяснить, что означают эти данные, и оценить текущее состояние. Это дает преимущество с точки зрения имиджа и репутации представителей бренда, которые будут упомянуты в пресс-релизе. Если в повестке дня прессы есть аналогичный вопрос, журналисты могут запросить мнения у представителей бренда, которые ранее давали оценки в этой области.
5- Не выходите за рамки своей области знаний
Оценка числовых данных по предмету, который недостаточно изучен, увеличивает вероятность неправильной интерпретации результатов. Это может ввести в заблуждение прессу и целевую аудиторию, что приведет к потере репутации. Для отдельных лиц или учреждений важно иметь дело с цифрами и статистическими данными, относящимися к их соответствующим областям знаний, как для связи их имен с их соответствующими областями знаний, так и для устранения риска дезинформации.
6- Не вносить изменения в цифры
Числовые данные, содержащиеся в пресс-релизе, не должны изменяться, а должны использоваться, как указано в соответствующих источниках. Например, дробные данные не должны округляться, а должны быть выражены более понятно. Утверждение типа «Уровень зеленых насаждений города достиг 4,7%» можно заменить утверждением «Уровень зеленых насаждений города составляет почти 5%». С другой стороны, «Коэффициент озеленения города достиг 5%» является примером злоупотребления.
Чего нельзя сказать о том, как написать пресс-релиз?Прежде всего, пресс-релизы не должны быть адресованы потребителю, использоваться для продвижения чего-либо или содержать рекламный контент. Кроме того, по возможности не следует отдавать предпочтение таким выражениям, как лучший, самый лучший и т. д. Но если это необходимо, утверждение должно быть проверено.
Следует избегать двусмысленности, а также жаргона, сленга или слоганных выражений.