Тренинги для подростков по психологии: Тренинг с подростками «Как быть с эмоциями» — Разработки уроков, занятий и т.п. — Психологу

Содержание

Психологические тренинги для подростков — личностный тренинг для подростка в Москве

Читать: 3 мин.

Почему тренинги получили бешеную популярность? Чему можно научиться на тренинге? Чем отличаются тренинги для подростков от тренингов для взрослых?

Будь лучшей версией себя. «Если ты сделаешь то, что всегда делал прежде, то и получишь то, что всегда получал». «Ваши решения формируют ваше будущее». Какие еще мотивирующие фразы тренеров вы знаете?

Тренинги стали модным явлением среди образованных взрослых людей. Тренинги восполняют потребность в обучении, отнимают немного времени и приносят положительные эмоции. Почему бы не поучиться?
Давайте разберемся, какую пользу несет методически выверенный тренинг для подростков.

Что такое тренинг

Тренинг – это система упражнений, которая помогает человеку развить новые навыки и компетенции. У хорошего тренинга должна быть продуманная методическая основа, немного теории и много практики. Человеку нужно не только узнать способы устранения проблемы, но и с помощью практических действий научиться ее решать самостоятельно.

Тренинги делятся на 3 основные группы:

    Психологические тренинги помогают решить личностные проблемы, развить социальные и волевые компетенции, изменить неверные социальные установки и приобрести опыт межличностного общения
    Мотивационные тренинги (тренинги личностного роста) выполняют вдохновляющую функцию, чтобы начать свое дело и «изменить жизнь к лучшему» (Привет Тони Роббинсу!)
    Бизнес-тренинги учат эффективно вести переговоры, повысить продажи компании, собрать работоспособную команду, то есть научиться важным для коммерческой деятельности навыкам

Для чего нужны тренинги

Все типы тренингов помогают приобрести или развить так называемые soft skills, то есть личные качества или, как говорят психологи, универсальные компетенции, которые каждый человек воспитывает в себе сам.


Наиболее востребованными на рынке труда компетенциями сейчас являются 4К (или 4С в англоязычном варианте):

    ✎ коммуникабельность (communication)
    ✎ креативность (creativity)
    ✎ командная работа (collaboration)
    ✎ критическое мышление (critical thinking)

Читайте еще:
Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее? >>
20 soft skills для будущей карьеры: как и когда развивать? >>

Чем отличаются тренинги для взрослых и тренинги для подростков

Во-первых, целью. Большинство взрослых, уже работающих людей, записываются на бизнес-тренинги или тренинги личностного роста. Работодатели сами часто организовывают корпоративные тренинги, чтобы улучшить общую производительность компании, разрешить конфликты или сплотить коллектив.

В отличие от бизнес-тренингов, подростковые тренинги решают подростковые же задачи. Обычно дети в 13-16 лет испытывают трудности в социальном взаимодействии и эмоциональной сфере. Для подобных проблем психологи уже более 50 лет разрабатывают психологические тренинги специально для подростков. Тренинги помогают повысить самооценку, научиться общаться со сверстниками, научиться брать ответственность на себя – то есть приобрести социальные и волевые soft skills, необходимые подростку сейчас и в будущем.

Какую профессию мне выбрать? Тесты для подростков >>

Тренинги для взрослых и тренинги для подростков отличаются форматом. Взрослым удобно работать в формате дискуссий, разбора кейсов или семинаров. Для школьников больше подходят психологические игры или творческие упражнения в команде. Например, в нашем тренинге

«Хочу учиться», который помогает ребенку найти вдохновение для учебы, для расстановки жизненных приоритетов используется игра «Зоркий глаз». Каждый участник бросает мячик в стену с целью попасть в отметку на шкале. И перед броском он самостоятельно ставит себе цель на попадание. После броска сверяем цель и результат. Это помогает ребенку осознать, что цель достижима, если много пробовать и тренироваться.

В тренинге «Психологический театр», который помогает понять других людей и научиться коммуницировать, все участники превращаются в учеников обычного класса и наделяются определенными, непривычными ролями. Доброволец становится «новичком». Классу и новичку необходимо найти точки соприкосновения для успешного общения.

Как выбрать тренинг для подростка

Родители, а часто и сами подростки, чувствуют, какие стороны в личности ребенка можно назвать сильными, а какие в данный момент «проседают». В зависимости от того, какие личные качества нужно развить, на те тренинги и стоит обращать внимание. Например, школьник хронически не успевает выполнять домашние задания и всегда опаздывает — стоит пройти тренинг по тайм-менеджменту (

«Управление временем»). Улучшить социальные компетенции помогают тренинги коммуникации («Свобода общения» и «Самопрезентация»).

В выборе программы можно отталкиваться от списка компетенций, которые пригодятся в будущем. Если вы определились с профессией или профессиональным направлением, то психолог-профконсультант подскажет, какие качества нужнее всего специалистам данной отрасли, и посоветует конкретный тренинг для развития этих качеств.

Тренинги подходят как для девочек, так и для мальчиков. По нашему опыту, девочки чаще, чем мальчики проходят тренинги для повышения самооценки и уверенности в себе, а мальчики – для мотивации к учебе (

«Хочу учиться»).


При выборе хорошего тренинга для подростков нужно учитывать:

    Длительность. Только ознакомительный тренинг может идти 2 часа. Чтобы докопаться до сути проблемы, желательно погружаться в тренинг на несколько дней.
    Личность и квалификацию коуча. Тренер для подростков должен иметь высшее психологическое образование и опираться на разработанную методику.
    Атмосферу. Мотивационные тренинги для взрослых отличаются иногда очень жесткой и депрессивной обстановкой, чтобы вывести участников из состояния комфорта. Мы не поддерживаем такие методы. И тем более они не применимы для подростков. Лучшая среда для развития нужных подростку компетенций – это обстановка соревновательности, сотрудничества и взаимопомощи.

Желаем вам каждый день становиться лучшей версией себя!
Чтобы подробнее узнать о наших психологических тренингах, когда они проходят и какие впечатления участники уносят с собой, познакомьтесь с расписанием тренингов.

Автор Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о наших программах, подпишитесь на нашу рассылку.


Тренинг, на котором подростки учатся преодолевать трудности

Тренинг, на котором подростки учатся преодолевать трудности
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги

Тамара Чистякова,
педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Максима Горького», город Череповец, Вологодская область

Одна из основных задач педагога-психолога — сформировать у подростков навыки стрессоустойчивости и обучить современным адаптивным стратегиям поведения, которые помогут им самореализоваться. Чтобы решить эти задачи, проведите с учащимися 8-9-х классов цикл тренинговых занятий «Преодолеваем трудные ситуации».

Способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, включая социальные, — ведущий показатель здоровья ребенка. В психическое здоровье входит стрессоустойчивость, или жизненная стойкость, — то есть способность преодолевать стрессовые ситуации, жизненные трудности без ущерба для общего здоровья. Это предполагает активность личности, ее способность к сопротивлению трудностям, умение нести ответственность за свою жизнь, извлекать полезный опыт из неблагоприятных ситуаций и собственных ошибок.
Чтобы помочь подростку успешно справляться с трудностями, нужно не дрессировать его поведение, а развивать его личность, в первую очередь основополагающую характеристику — ответственность.


Цикл тренинговых занятий «Преодолеваем трудные ситуации» построен на основе гуманистического подхода в психологии, где учащийся — не объект воздействия взрослого, а субъект, автор, который активно работает над развитием самого себя, своей личности и несет ответственность за самостановление.
Цели занятий:
сформировать психологическую устойчивость подростков к ситуациям, которые требуют мобилизовать ресурсы личности;
расширить репертуар поведенческих стратегий в трудных жизненных ситуациях; сформировать индивидуальные навыки управления стрессом, в идеале — «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях; обучить способам (навыкам) оказания психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации; научить оказывать, запрашивать и получать поддержку.
Цикл тренинговых занятий состоит из семи встреч: 1 раз в неделю. Занятия проходят с группами, оптимальное количество — 11-14 человек.
Результаты тренинга. По итогам прохождения тренинговых занятий учащиеся приобретают: опыт конструктивного взаимодействия с другими людьми; опыт успешного разрешения трудных ситуаций, который включает перечень известных подросткам стратегий совладающего поведения, навыки их использования;
гибкость совладающего поведения — способность выборочно применять стратегии в зависимости от требований ситуации.


Конспекты тренинговых занятий «Преодолеваем трудные ситуации»


ЗАНЯТИЕ 1. ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Цели: помочь учащимся осознать свои трудные жизненные ситуации; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт; сформировать способы конструктивного поведения в проблемных ситуациях; научить принимать ответственность за свои поступки.
Ход занятия
1. Упражнение «Интервью в парах»
Разбейте участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). Задача — за 5 минут собрать друг о друге как можно больше информации, затем представить друг друга присутствующим.
2. Упражнение «Жизненная прямая»
Инструкция учащимся: Нарисуйте линию и представьте, что это символический рисунок жизненного пути. Отметьте на ней главные, по вашему мнению, события, которые уже произошли, и точку «сегодняшнего дня». Подведите учащихся к выводу о том, что в жизни, кроме праздников, удач, просто хороших дней, бывают и отрицательные события. Предложите подросткам вспомнить, как они решали трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни. Плюсы и минусы трудных ситуаций. Вывод. К каждому «препятствию» нужно подходить индивидуально, творчески; у каждого человека есть ресурсы для преодоления жизненной трудности.
3. Упражнение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе моей жизни»
Инструкция учащимся: Запишите проблемы, с которыми вы можете встретиться сейчас или в недалеком будущем… Выберите самую актуальную на данный момент проблему и запишите максимальное количество вариантов ее решения.
4. Упражнение «Позитивные качества»
Перечислите позитивные качества, например, сила воли, смелость, честность и др. Предложите подросткам назвать возможные трудные ситуации, которые могут содействовать развитию этих качеств.
Вывод. Из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее.
5. Упражнение «Жизненный урок»
Предложите учащимся жизненные ситуации и попросите их ответить, какой жизненный урок можно вынести из каждой. Примеры ситуаций: ребенок дотронулся до сломанной розетки, и его ударило током; девочка утром торопилась в школу, захлопнула дверь и забыла взять ключи; девочка поссорилась со своей близкой подругой из-за того, что рассказала о ее тайне одноклассницам, и пр.
6. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 2. СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Цели: расширить репертуар поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях, сформировать индивидуальные навыки управления стрессом.

Ход занятия
1. Приветствие
Здесь и далее выясните у подростков их состояние, хотят ли они продолжить работу. Как вариант: участники по кругу вспоминают, что хорошего произошло в их жизни за последнюю неделю, и говорят добрые слова своему соседу по кругу. Таким образом, они учатся видеть и в жизни, и в людях в первую очередь положительное. При этом соблюдайте два условия: 1) учащиеся садятся на встречах так, чтобы их соседи менялись; 2) ни один человек не должен остаться без комплимента. Комплименты касаются личностных качеств участников, каких-либо поведенческих проявлений, учебы, общения и т. п. Они должны быть сказаны искренне
2. 2. Упражнение «Узнай чувство»
Поделите участников на 2 группы. Каждой дайте темы для инсценировки без слов. Возможные задания: вы идете против ветра; вы идете туда, куда не хочется; вы идете так, чтобы не разбудить; вы идете и понимаете, что что-то забыли; вы узнаете, что на рукаве (колготках) дырка; вы видите человека, которому очень хотите понравиться, и пр. Когда одна группа показывает инсценировки, другая должна понять, какие чувства выражают актеры. Вопросы для обсуждения:
Что помогает осознать, выразить чувства?
Что помогает нам понять чувства другого человека?
3. Дискуссия
Проведите дискуссию. Вопросы для обсуждения:
• Когда чувства, эмоции проявляются наиболее сильно?
• Что такое стресс? Какую функцию он выполняет? В каких ситуациях человек испытывает стресс?
• Как вы можете охарактеризовать стресс? Стресс — это хорошо или плохо? В чем польза и вред стресса? Почему он возникает?
4. Мозговой штурм «Проявления стресса»
Предложите учащимся определить типичные признаки проявления стресса. На доске запишите все высказывания. Можно разделить их на четыре составляющие:
• физическое состояние — головная боль, усталость и т. п.;
• эмоции — несдержанность, раздражительность и т. п.;
• мысли: «Никто меня не понимает! Все против меня!»;
• поведение — невнимательность, забывчивость и т. п.

Вы также можете разделить высказывания на два столбца: 1) проявления стресса по типу депрессии — расстройство сна, повышенная рассеянность, усталость, уныние, слезливость и др.; 2) по типу агрессии — раздражительность, несдержанность, легкая возбудимость, 1, агрессивность и др.

5. Упражнение «Ситуации, в которых я испытываю стресс»
Попросите учащихся записать 8-10 стрессогенных ситуаций, затем разделить эти ситуации на две группы: события, которые неподвластны контролю, и те, которые можно контролировать. Вопросы для обсуждения:
• Каких ситуаций больше?
• Какие ситуации можно контролировать? Приведите примеры.
• Как преодолеть стресс в ситуациях, неподвластных контролю?
6. Упражнение на двигательную активность
Используйте любую подвижную игру, например, «Паровозики», «Путаницу», «Поменяйтесь местами те, кто…» и т. п. Один из самых эффективных способов самозащиты — «выведение» стресса по мышечным каналам. Терапевтический эффект игр увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, который тренирует навыки взаимодействия.
7. Информационный блок «Управление стрессовыми ситуациями»
Система управления организмом состоит из трех блоков-уровней: биологического, психического и сознательного. Обсудите с учащимися способы и методы, применяемые на каждом из этих уровней, чтобы гармонизировать состояния личности: на биологическом уровне — физические, дыхательные упражнения, питание, водные процедуры и др.; на психическом — различные приемы релаксации; на сознательном — переконструирование негативных образов и создание позитивных.
8. Проработка приемов снятия эмоционального напряжения
9. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 3. СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цели: научить распознавать и принимать негативные эмоции; обучить навыкам конструктивного выражения негативных эмоций; научить Я-высказываниям в проблемных ситуациях.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Упражнение «Замороженный»
Участники делятся на две группы. Одни играют роль «замороженного», другие — «реаниматора». «Замороженный» принимает любую позу, нельзя зажмуриваться, закрывать лицо руками, смотреть вниз. «Реаниматор» в течение 1 минуты пытается вызвать у «замороженного» какую- то реакцию (смех, улыбку, шевеление рукой и т. д.). Запрещается кричать на ухо, дотрагиваться, брать вещи, оскорблять кого-то. Затем участники меняются ролями. В ходе рефлексии попросите учащихся рассказать, как они пытались «размораживать» и удавалось ли это. Вопросы для обсуждения:
• Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему люди иногда скрывают свои чувства?

3. Упражнение «Эксперимент»
В центр круга посадить подростка, который любит играть на публику. Ему символически {с помощью косынок, шарфов) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот — чтобы не ругался и не кричал; глаза — чтобы не плакали, не выражали злости; уши — чтобы не слышал лишнего; руки — чтобы не дрались; ноги — чтобы не пинались и не убегали; душу — чтобы не страдала. Задайте вопрос участникам: «Что может такой человек?» Расспросите учащегося, какие чувства он испытывал во время упражнения.
Вывод. Зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации приведите пример с кипящим чайником: если его плотно закрыть и еще носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред и себе, и окружающим. Так и человек. Вопросы для обсуждения:
• Подавлять эмоции нельзя, но как быть?
• Какие есть способы допустимого выражения негативных эмоций?
• Можно ли открыто заявить о переживаемых эмоциях, например, сказать кому-то, что ты на него злишься? Как сделать это так, чтобы не обидеть человека?
4. Упражнение «Я-высказывания»
Педагог-психолог: На любые события разные люди реагируют по-разному. Если ваш друг после каких-то ваших действий испытывает негативные эмоции и не говорит вам о них, то что может быть? Вы о них не узнаете, следовательно не измените своего поведения, и он не отреагирует свои эмоции.
Как сказать о том, что не нравится, чтобы не обидеть друга?
Покажите схему «Я-высказываний»: Когда (действие другого) -> Я чувствую (мне) -> И я хочу (я считаю). Приведите примеры Я- и Ты-высказываний. Предложите каждой паре описание какой-то ситуации и схему «Я-высказываний». Проведите рефлексию упражнения.
5. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 4. СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цели: познакомить со способами управления своими чувствами, мыслями, поведением.

Ход занятия
1. Приветствие
2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Участники сидят в кругу, водящий стоит в середине и произносит фразу «Поменяйтесь местами те, кто…», продолжив ее, например, словами «…любит танцевать». В то время как участники меняются местами, психолог должен занять любой свободный стул. Учащийся, который остался без стула, становится водящим.
3. Упражнение на саморегуляцию «Обезьяна»
Инструкция учащимся: Сейчас я попрошу вас кое-что сделать. Если вы будете нарушать задание, хлопайте в ладоши и продолжайте его выполнять.
Упражнение длится 1 минуту. Задание — не думать о белой хромой обезьяне, которая стоит в углу.
После упражнения спросите у учащихся, которые ни разу не хлопнули в ладоши, как им удалось выполнить это задание.
4. Дискуссия
Вопросы для обсуждения:
• Почему на одни и те же ситуации люди реагируют по-разному?
• Почему одни могут контролировать свои эмоции и мысли, а другие — нет?
• Можно ли установить контроль над собственными эмоциями и мыслями?
5. Информационный блок
Предложите учащимся схему, которая работает на всех видах отношений: ФАКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧУВСТВА ПОВЕДЕНИЕ.
Педагог-психолог: Схема хороша тем, что в любой точке ее можно разорвать и пустить по другому пути. Факт — это стакан воды без цвета и запаха. То, что мы добавляем — лекарство или яд — это наши интерпретации. Поэтому самый главный навык, который должен быть сформирован у человека, — навык отличать факты от интерпретации. Навык 2 — приучить себя задавать вопрос: «А как еще можно к этому относиться? Что еще это может значить?» Навык 3 — здоровая личность может регулировать интенсивность чувств и то время, которое эти чувства владеют над ним, то есть как долго и как сильно вы хотите это переживать — час, вечер или год. Навык 4 — развивать у себя поведенческую гибкость.
6. Работа в группах
Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе выдайте бланк, где предложены различные факты — ситуации. Задача — рассмотреть предложенные ситуации по схеме, сделав как можно больше вариантов развития дальнейших событий.
7. Упражнение «Круг доверия»
Участники стоят в тесном кругу. Один человек встает в центре круга и закрывает глаза. Остальные вытягивают слегка согнутые руки вперед и начинают его раскачивать. Стоящему в центре необходимо расслабиться и довериться группе. Желательно, чтобы каждый участник побывал в центре круга. В ходе обсуждения попросите учащихся поделиться ощущениями от упражнения, как они себя чувствовали в той и другой роли.

8. Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 5. СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Цели: обучить навыкам оказания психологической поддержки человеку, который находится в критической ситуации; повысить стрессоустойчивость; научить запрашивать и получать поддержку.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Упражнение «Комплимент»
Участники по кругу передают игрушку своему соседу слева и продолжают фразу: «Больше всего мне в тебе нравится…». Важно, чтобы каждый участник группы получил комплимент. Рефлексия упражнения.
3. Упражнение «Критика и поддержка»
Вариант А. Два добровольца выходят за дверь. Там они решают, на какую тему будут говорить, их мнения не должны совпадать. Ведущий в это время инструктирует группу. Участники возвращаются, начинается дискуссия. Согласно договоренности группа сначала поддерживает одного участника, критикуя в это время другого, а затем по команде ведущего наоборот.
Вариант Б. Предложите желающему выполнить сложное задание, например, прыгать на одной ноге, одновременно подкидывая и ловя мяч. Группа сначала должна горячо поддерживать участника: «Молодец! У тебя здорово получается!» и т. п., а при повторном выполнении, наоборот, выражать сомнение в его возможностях: «Ничего ты не сможешь! Все равно у тебя ничего не получится!» и т. п.
4. Дискуссия
Вопросы для обсуждения:
• Всегда ли поддержка помогает, а критика мешает? Бывают ли ситуации, когда критика помогает исправить ошибки и чего-то достичь?
• Почему люди скупятся на поддержку?
• В чем разница между поддержкой, комплиментом и похвалой?
5. Упражнение «Красный карандаш»
Участники делятся на пары. Один из пары вспоминает случай, когда он совершил ошибку, поступил неправильно. Второй критикует его, дает реакцию «красного карандаша». Затем рассказ повторяется, но участники уже оказывают друг другу поддержку. В ходе рефлексии попросите учащихся сравнить свои ощущения при критике и поддержке.
6. Упражнение «Как лучше поддерживать?»
Участники делятся на группы по 4-5 человек и придумывают как можно больше видов поддержки. После этого все собираются в круг и делятся своими вариантами.
7. Упражнение «Кому я могу оказать поддержку и у кого ее получить»
Предложите учащимся индивидуально записать в один столбик тех людей, кому они могут оказать поддержку, в другой — у кого могут ее получить. Если учащиеся не назовут различные городские психологические службы, которые могут помочь в трудную минуту, напомните о них и раздайте распечатки с адресами и телефонами этих служб.
8. Рефлексия


ЗАНЯТИЕ 6. КАКИМ Я ВИЖУ МИР


Цели: развить гибкость мышления, толерантность к людям и безоценочное восприятие окружающих, позитивное мышление — видеть положительные стороны в сложных ситуациях.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Групповое обсуждение «Жизненный успех» (по Э.И. Штейнберг)
Педагог-психолог: Иногда говорят: «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке». Откуда берутся «успешные» люди? Природа? Судьба? Дано свыше? Или результат усилий самого человека? Во время обсуждения внимательно слушайте учащихся, руководите разговором, приводите примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а также «успешных» людей, с которыми судьба обошлась жестоко: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Милтон Эриксон и др. Как они сумели добиться успеха наперекор судьбе? Вывод: на каждом жизненном этапе будут определенные трудности, но побеждает в жизни лишь тот, кто сумеет их преодолеть.
3. Упражнение «Три на три» (по Е.В. Емельяновой)
Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Каждой группе выдайте по три карточки с описаниями жизненных ситуаций, которые обычно вызывают неприятные переживания. Задача — найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой из трех ситуаций. Например:
• Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что: 1)…; 2)…; 3)….
• Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, так как: 1)…; 2)…; 3)….
После выполнения задания представители каждой группы зачитывают свои варианты ответов. В ходе обсуждения попросите учащихся рассказать, чему их научило это упражнение, какие аргументы давались легче — положительные или негативные и почему. Вывод. Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими — все зависит от того, как мы к ним относимся. Самая распространенная ошибка людей — относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж плохими. А иногда они спасают нас от чего-то худшего.

Цель упражнения — развить гибкость мышления. Поэтому нельзя принимать абсурдные аргументы, иначе у участников останется недоверие к тому, что каждое событие реальной жизни действительно можно оценивать с разных сторон.

4. Упражнение «Поиск позитивного» (по Е.В. Емельяновой)
Часто, когда у человека возникает трудная ситуация, он думает, что из нее нет выхода, и опускает руки. И он действительно становится беспомощным. На самом деле у человека всегда есть выбор. Но не всегда человек может увидеть в проблеме что-то важное и полезное для себя. Есть несколько приемов, которые помогают найти выход из трудных ситуаций, — это «формулы позитивного мышления».

Формулы позитивного мышления (по Е.В. Емельяновой)


Формула 1. «Театр в табакерке». Представьте себе, что вы смотрите сверху спектакль, в котором показаны вы, ваша проблема, люди, которые вас окружают. Как все это выглядит?
Формула 2. «Вторая сторона медали». Медаль не может быть односторонней. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем положении?
Формула 3. «Проблема как друг». Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить? Для чего она появилась в вашей жизни?
Формула 4. «Совет другу». Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?
Формула 5. «Незамеченный ресурс». На вашем месте многие люди оказались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло вам: какие ваши качества, люди и обстоятельства?
Формула 6. «Маленькие кирпичики большой стены». Если мы захотим перепрыгнуть через большую стену, то, скорее всего, разобьемся, а стена так и останется на месте. Если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от нее не останется и следа. Давайте подумаем, какие три первых кирпичика можно вынуть из этой стены?
Формула 7. «У камина». Представьте, что прошло какое-то время, и все, что происходит сейчас, оказалось далеко позади. И вот вы сидите у камина рядом с близкими людьми и рассказываете о произошедшей когда-то с вами ситуации и о том, как сумели из нее выйти. Расскажите эту историю прямо сейчас.

 

Попросите учащихся разбиться на пары, раздайте листы с формулами позитивного мышления. Один из участников рассказывает о своей проблеме и с помощью партнера, используя формулы, рассматривает возможные выходы. По сигналу участники меняются ролями. Входе обсуждения предложите учащимся поделиться, получилось ли взглянуть на проблему с другой стороны и какая формула помогла им больше всего.
5. Упражнение «Неприятность эту мы переживем…» (по Р.В. Чиркиной)
Выберите какую-то неприятную ситуацию, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась тарелка, пропали ключи и пр. Скажите учащимся, что обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти слова могут нас подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что тут можно сделать…», или «Подумаешь, важность какая…», или «Вот так фокус…». Далее предложите учащимся придумать свои варианты.
Примечание. Формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь начинает работать цепочка зависимости, которая перенастраивает с переживания на поиск выхода: слово -> действие -> состояние.
6. Упражнение «Зеркало»
Педагог-психолог: Цепочка зависимости из предыдущего упражнения работает, когда мы сознательно задаем своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом отрепетируйте непринужденную улыбку, привыкните к ней. Представьте, что вы позируете фотографу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию, которая случилась с вами. «Держите улыбку». Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее.
В ходе обсуждения попросите учащихся поделиться, трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит собственным мыслям; повлияла ли внешняя улыбка на восприятие и оценку былой неприятности.

ЗАНЯТИЕ 7. ЖЕРТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Цели: научить отличать позицию жертвы от позиции ответственности.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Упражнение «Жертва и ответственность» (ролевая игра по E.B. Емельяновой)
Для начала попросите учащихся ответить на вопрос: «Чем отличается ответственный человек от человека, который занимает позицию жертвы?» Главное отличие — ответственный человек думает о том, как разрешить трудную ситуацию, а человек-жертва всех обвиняет в своих бедах. Затем предложите разделиться на пары, в которых каждый должен описать какую- то историю из своей жизни сначала с позиции жертвы, а потом с позиции ответственного человека. Для примера расскажите свою историю, используя эти позиции. Рефлексия упражнения. Попросите участников поделиться чувствами, которые они испытывали в каждой из этих ролей.
Вывод. Когда мы чувствуем себя жертвой, многие ситуации кажутся нам безвыходными. Мы ждем, что кто-то решит нашу проблему, и обвиняем окружающих, если никто не хочет это делать за нас. Но вот в чем парадокс: если мы выбираем позицию жертвы, то это означает, что мы сами создали себе такую жизнь. Получается, что как бы мы ни избегали ответственности, она все равно ложится на нас.
3. Упражнение «Алые паруса» (по E.B. Емельяновой)
Предложите учащимся по желанию разделиться на две группы — «Ассоли» и «Грей». Для тех, кто не читал книгу А. Грина «Алые паруса» или забыл ее, напомните содержание. «Ассоли» рассаживаются в разных местах комнаты — каждая «Ассоль» ждет своего «Грея». Ассоль — девушка скромная, необщительная, мечтательная; она не знает про приготовления Грея — поэтому «Ассоли» сидят, повернувшись лицом к стене, не оборачиваются, ни с кем не разговаривают. «Греям» предстоит сделать корабли с алыми парусами. Корабли должны быть очень красивыми. Когда «Грей» закончат работу, дайте им сигнал, чтобы они подошли к своим «Ассолям» и подарили им корабли.
Намеренно не говорите, сколько будут делать корабли «Грей», чтобы у «Ассолей» сложилась неопределенность времени ожидания.
Рефлексия и обсуждение упражнения. Сначала «Ассоли» делятся своими впечатлениями. Чаще всего говорят, что было скучно, время тянулось бесконечно, было завидно, что «Греям» так интересно, и т. п. Затем впечатлениями делятся «Грей». Вывод. В жизни происходят похожие процессы. Люди делятся на Ассолей и Греев. Ассоли (независимо от пола) ждут, что счастье и успех придут без каких-либо усилий, или кто-то вдруг захочет их осчастливить. Грей предпочитают делать свою судьбу, успех и счастье сами. И те, и другие поступают так, как считают нужным. Хотя при активной позиции возможностей больше.
Но разница не только в жизненной позиции, она еще и в ответственности, которую принимает или не хочет принимать на себя человек. Ассоль передала всю ответственность за свое счастье какому-то неизвестному ей принцу, который должен приплыть на корабле с алыми парусами и забрать ее неведомо куда. Представьте себе, что было бы с ней, если бы принц не приплыл, а она — ответственный человек? Примет это и не будет жаловаться на судьбу. А если безответственный? Обвинит всех и превратится в жертву судьбы. А что значит активная позиция Грея? Он действует самостоятельно, сам принимает решения. Если он ответственный человек, то в случае неудачи примет свою ошибку и постарается как-то исправить ситуацию. Если безответственный — обвинит во всем Ассоль, отца, который не смог ее воспитать, свою судьбу, ветер, который не туда занес, но только не себя. В случае неудачи виноватых нет. Каждый поступал в соответствии со своим мировоззрением и способом действовать. Имели право. Кто ответственен за случившееся? Оба. Каждый выбрал сам, что и как ему делать.
4. Упражнение «Сказка о моей жизни» (по Е.В. Емельяновой)
Предложите учащимся за 10 минут сочинить сказку про свою прошлую, настоящую и будущую жизнь, в которой они сами будут главными героями. Можно переделать известную сказку или сочинить свою. Важно, чтобы главный герой сказки занимал активную и ответственную позицию.

Учащиеся зачитывают сказки. Задача ведущего — отметить все моменты, когда главный герой не находится в ответственной и активной позиции.

К сведению

Для сочинения сказок намеренно дайте мало времени. Сказка не должна быть наполнена деталями. Главная задача — общее видение картины жизни, построенное на активности и ответственности.

5. Рефлексия занятий

Источник: Справочник педагога-психолога №5, 2017г

Подростковая психология | Профессиональное обучение

Код курса BPS211
Кодекс платы S3
Продолжительность (ок. ) — узнать, как растет и развивается ум подростка.
  • Узнайте, что заставляет подростков думать и вести себя так, а не иначе.
  • Исследуйте психологические изменения и события, происходящие в подростковом возрасте.
  • Поймите эмоциональные проблемы, с которыми сталкиваются подростки.
  • Эти 100-часовые курсы охватывают широкий круг вопросов, возникающих в подростковом возрасте, в том числе: жизненные кризисы, сексуальность, социальное развитие, преступность и правонарушения и многое другое.

Изучение этого курса будет полезно как родителям, так и специалистам, в том числе:

  • Психологи
  • Советники
  • Воспитатели
  • Приемные опекуны
  • Социальные работники
  • Работники по уходу
  • Дети и семейные работники
  • Правоохранительные органы
  • Спортивные тренеры

Этот высокодоступный курс можно начать в любое время. Вы выбираете метод обучения (онлайн или электронное обучение) и можете учиться там, где вам удобно.

Структура урока

В этом курсе 9 уроков:

  1. Введение
    • Теории человеческого развития
    • Что такое подростковый возраст?
    • Теория когнитивного развития Пиаже
    • Этапы теории Пиаже
    • Моральное развитие
    • Эриксоновская теория психосоциального развития, этапы
  2. Жизненные кризисы
    • Жизненный кризис
    • Проблемы
    • Половая зрелость
    • Теория привязанности
    • Внутренние и внешние проблемы
    • Типы проблем, с которыми сталкиваются подростки
  3. Физическое развитие
    • Половое созревание у женщин
    • Половое созревание у мужчин
    • Гормоны
    • Физическая активность
    • Ожирение
  4. Интеллектуальной развитие
    • Стадия формальных операций Пиаже
    • Школьные проблемы
    • Урок 5. Эмоциональное развитие
    • теории Фрейда
    • Эмоциональные проблемы
    • Подростки и горе
    • Проблемы с питанием
    • Депрессия
    • Эмоциональные проблемы
    • Типичные детские реакции на горе
    • Поддержать скорбящего ребенка
  5. Сексуальность
    • Приобретение гендерной идентичности и социальной ролевой идентичности
    • Викариозное обучение и сексуальная идентичность
    • Гендерная дисфория
    • Любопытство
    • Секс
    • Сексуальное поведение
    • Мастурбация
    • Сексуальность и нагота
    • Отвечая на вопросы
  6. Социальное развитие
    • Семейное влияние
    • Типы воспитания
    • Очернение родителей
  7. Моральное развитие
    • Теория нравственного развития Пиаже.
    • Теория морального мышления Кольберга
  8. Преступность и преступность
    • Подростковая преступность
    • Пути к правонарушениям
    • Банды
    • Преступления более вероятны в подростковом возрасте
    • Проблемы с поведением
    • Наркотики, растворители и алкоголь
    • Жестокое обращение с ребенком
    • Триггеры злоупотреблений
    • Насилие над незнакомцем
    • Как справиться с девиацией
  9. Подростковый возраст и переход во взрослую жизнь
    • Поздние стадии Эриксона
    • Переход во взрослую жизнь

Цели

  • Развивать понимание теорий детского развития по отношению к подросткам.
  • Формировать понимание жизненных кризисов по отношению к подросткам.
  • Развивайте понимание физических изменений, происходящих в период полового созревания.
  • Развивать понимание интеллектуальных изменений, происходящих в подростковом возрасте.
  • Развивать понимание эмоционального развития, которое происходит в подростковом возрасте.
  • Развитие понимания сексуальности в подростковом возрасте
  • Развивать понимание социального развития, которое происходит в подростковом возрасте.
  • Развивать понимание теорий нравственного развития применительно к подросткам.
  • Рассмотрим связь между подростковым возрастом и преступной деятельностью, такой как преступность.
  • Развивать понимание изменений, происходящих при переходе от подросткового возраста к взрослой жизни.

Образец заметок к курсу – Проблемы могут возникнуть где угодно

Подростковый возраст – трудное время для всех; и время, когда многие подростки будут склонны скрывать проблемы от родителей и других людей, которые могут заботиться о них. Проблемы, которые могут казаться не важными для взрослых, иногда могут быть вызваны небольшим инцидентом; но беспрепятственно перерасти во что-то, что может оказать серьезное влияние на психологию молодого человека.

Школьные проблемы могут быть вызваны многими причинами, включая эмоциональные и интеллектуальные проблемы, но также могут быть связаны с бунтом против власти.

Отказ от посещения школы может быть вызван рядом проблем –

  • Некоторые дети могут быть перфекционистами. Они могут впасть в депрессию и растерянность, если не поступают так, как ожидают.
  • У них может быть нарушена семейная жизнь из-за различных факторов, таких как потеря родителя в результате смерти или развода, трудности в отношениях с родителями и так далее.
  • Они могут испытывать трудности в разлуке с родителями.
  • Их школьные проблемы могут быть устоявшейся закономерностью. У некоторых детей может сложиться привычка пропускать школу в раннем возрасте. У них часто могут быть физические симптомы, такие как головные боли или боли в животе.
  • Некоторые подростки могут пойти в школу, а потом прогуливать занятия. Обычно это происходит потому, что они несчастливы дома и разочарованы в школе. Они могут хотеть проводить свои дни с другими, которые чувствуют то же самое.
  • Эмоциональные проблемы могут повлиять на школьную успеваемость. Это может затруднить концентрацию. У них может быть беспокойство о себе, о доме, необходимость хорошо учиться, сдать экзамены и так далее. Они могут хотеть преуспеть и подтолкнуть себя. Но чрезмерное нытье и давление могут привести к обратным результатам. Хотя экзамены важны, им нельзя позволять доминировать в жизни подростка или причинять ему несчастье.
  • Запугивание. Примерно 1 из 10 учеников средней школы в какой-то момент подвергается издевательствам, 1 из 20 каждую неделю.
  • Методы, используемые учителем, также могут влиять на развитие. Использование авторитарных методов может тормозить развитие реальных когнитивных навыков. Однако создание среды для обсуждения, группового взаимодействия и обмена может способствовать развитию формального мышления и навыков решения проблем.
Запугивание и киберзапугивание

Запугивание — это сфера жизни, с которой могут столкнуться многие дети (и взрослые). Подростковый возраст – время серьезных перемен. Дети, которые когда-то были уверены в себе, могут потерять свою уверенность. Дети, которые когда-то были популярны, могут стать непопулярными. Дети внезапно растут или растут не так быстро, как их друзья. Они могут сильно похудеть или сильно набрать вес. Все эти изменения могут повлиять на самооценку и уверенность ребенка в себе. Кроме того, другие дети могут замечать различия и нацеливаться на других детей. Некоторые дети могут не понимать, что их шутки и развлечения могут серьезно расстроить другого ребенка. В то время как другие дети будут участвовать в гораздо более разрушительных, физических и эмоциональных издевательствах.

Исследование, проведенное компанией Tellus4 в Великобритании, показало, что 46% детей сообщили, что когда-то подвергались издевательствам в школе. Дети подвергаются издевательствам по многим причинам, это может быть связано с их внешностью, религией, расой, сексуальной ориентацией, домашними обстоятельствами, инвалидностью, телосложением, интеллектом, цветом волос. Или они могут быть выбраны без всякой причины.

Запугивание может принимать разные формы: 

  • дразнить 
  • распространение слухов
  • сплетни
  • исключая людей из групп
  • оскорбление людей
  • кража вещей
  • написание или рисование граффити
  • причинение физического вреда
  • возиться с чужими вещами
  • угрожает людям
  • толкают.
  • насмешка

Запугивание часто происходит в присутствии других людей.

Что наши студенты думают о наших курсах психологии?

 » Онлайн-курсы очень просты в использовании и изучении. Преподаватель быстро отвечает на любые вопросы. Структура курса свободна. Очень довольна курсом и результатами…» к психологии и психологии и консультированию).

Кто должен изучать этот курс?

Любой, кто хочет больше узнать о том, как подростки растут, развиваются и думают, получит пользу от изучения этого курса.

Если вы являетесь родителем, опекуном, приемным опекуном, учителем, ассистентом преподавателя, работником благотворительной организации, помощником по уходу или любым лицом, живущим или работающим с подростками, то этот курс поможет вам больше узнать о подростках.

Изучение подростковой психологии с ACS и —

  • Узнайте о том, как подростки думают и развиваются.
  • Развивайте свои знания, чтобы помочь подросткам пройти сложный период полового созревания и подросткового возраста.
  • Понять, как оказывать поддержку подросткам.
  • Знайте, как реагировать на вызовы.
  • Улучшите свою карьеру и перспективы трудоустройства с помощью знаний, которые вы можете применить.

Запишитесь сейчас на этот 100-часовой курс и получите подробные знания о подростковой психологии.

При самостоятельном обучении вы сами отвечаете за свой прогресс — преподаватели ACS будут рядом, чтобы поддержать вас на каждом этапе обучения.

Поставьте себя на первое место с этим специализированным курсом по подростковой психологии.

Есть вопросы?

Познакомьтесь с некоторыми из наших ученых

Ознакомьтесь с нашими электронными книгами

Программы обучения клинической детской и подростковой психологии

Перейти к основному содержанию

Кафедра психиатрии и поведенческих наук

Новости | Карьера | Предоставление | Калифорнийский университет в Дэвисе Health

  1. Калифорнийский университет в Дэвисе, здоровье
  2. Психиатрия и поведенческие науки
  3. Обучение и образование
  4. Программы обучения клинической детской и подростковой психологии (CCAP)

UC Davis Health занимается подготовкой и обучением высококвалифицированных специалистов в области поведенческого здоровья в области психологии и психиатрии. Наши программы обучения клинической детской и подростковой психологии ориентированы на процесс обучения на протяжении всей жизни и направлены на создание среды, которая помогает стажерам развиваться в различных областях компетенции, признавая их сильные стороны и области для роста. Мы также уважаем уникальную культурную самобытность каждого стажера, которую стажер привносит в команду, клинику и общество.

Клиническая детская и подростковая психология Стажировка в докторантуре

Наша годовая программа стажировки в докторантуре объединяет клиническую подготовку с сильным академическим подходом.

Узнать больше

Стипендия по клинической детской и подростковой психологии для постдокторантов

Стипендиаты проходят повышение квалификации и оказывают прямые психологические услуги в течение этой годичной программы.

Узнать больше

Обновления Covid-19

Ради безопасности и защиты пациентов, их семей, медицинских работников и персонала мы можем продолжать проводить все амбулаторных визитов посредством телепсихиатрии видео визитов (инструкция PDF) .

Наши учебные программы по клинической детской и подростковой психологии (CCAP) строго соблюдают местные, ведомственные, государственные и национальные рекомендации по обеспечению безопасной среды для наших сотрудников и клиентов. С этой целью мы предоставляем услуги телемедицины через видео в Zoom и по телефону. Наши обучающие мероприятия, включая супервизию (индивидуальную и групповую), дидактические семинары и тематические конференции, также предлагаются через видео/Zoom. Стажеры имеют доступ к использованию средств индивидуальной защиты (СИЗ) и более просторным конференц-залам для любых личных услуг или возможностей обучения.

Наши преподаватели

На кафедре психиатрии и поведенческих наук работает более 80 преподавателей. Психологи в нашем отделении представляют широкий спектр клинических и исследовательских интересов и знаний. Несколько психологов в отделе участвуют в финансируемых из федерального бюджета исследовательских программах, которые изучают основные механизмы функционирования мозга, развития нервной системы, клинических исследований в области детской и взрослой психиатрии и конкретных психических расстройств, таких как травмы, аутизм и психоз.

В состав нашего основного учебного и руководящего персонала входят:

  • Карлина Р. Уилер, доктор философии.
  • Ришель Лонг, доктор философии.
  • Элизабет Соломон Лойола, психолог.
  • Оливия Брисеньо Контрерас, психолог.
  • Мелисса Хопкинс, доктор медицины
  • Таня Холланд, психолог.

TY2021-2022 Когорта: Ретрит преподавателей и стажеров


Наш факультет психологии и психиатрии представляет собой комплекс интегрированных теоретических подходов, включая: семейные системы, когнитивно-поведенческий, мультикультурный, психодинамический/основанный на привязанности и межличностный. Клинически они имеют опыт психотерапии и комплексной психологической оценки младенцев, детей, подростков и взрослых из разных культурных и этнических групп, у которых проявляются сложные клинические проявления. В дополнение к нашим штатным преподавателям, наша программа включает в себя несколько преподавателей-добровольцев, представляющих широкий спектр подготовки и опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *