Понятие о темпераменте
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов
Темперамент (от лат. temperamentum – соотношение, смешение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.
Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.
Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов
Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (флегмы) – у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) – у меланхолика.
Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:
1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.
2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).
3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.
4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.
Рис. 89. Типы высшей нервной деятельности и соответствующие им темпераменты.
В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях.
Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым»[1].
Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются.
Холерический темперамент. «Холерический тип, – отмечает И. П. Павлов, – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся[2]. «Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу»[3].
Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.
При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Флегматический темперамент. «Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни»[4].
Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
Меланхолический темперамент. «Меланхолический темперамент, – отмечает И. П. Павлов, – есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное»[5].
Таблица 14
Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека
Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (рис.
Рис. 90. Реакции людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации (рисунок X. Бидструпа).
[1] Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951. С. 300.
[2] Павлов И. П. Указ. соч. С. 299–300.
[3] Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 533.
[4] Павлов И. П. Указ. соч. С. 300.
[5] Там же. С. 299.
Темперамент. Психология и педагогика
Цель: Формировать умение распознавать типы темперамента, вырабатывать умение следить за развитием положительных сторон своего темперамента и одновременно помогать освободиться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Задачи:
- Образовательные: закрепить и систематизировать знания о темпераменте ученика; расширить и углубить знания о разновидности темперамента человека.
- Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников положительных сторон своего темперамента и темперамента окружающих.
- Развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций.
Презентация.
Данная презентация представлена слайдом 1 для просмотра на уроках психологии в начальной школе при изучении темперамента школьника. Невозможно эффективно работать с ребенком без знания механизмов развития психики и общения. Так, рассматривая слайд 2, психолог знакомит учащихся с видами общения зависящих от вида темперамента.
Демонстрируя слайд 3,психолог показывает, что при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движений, очень малая подвижность лица.
Темперамент человека представлен на слайде 4. Психолог поясняет учащимся, что конституционные особенности нервной и эндокринной системы человека определяют в первую очередь его темперамент. Важным приемом изучения своеобразия динамических проявлений является сравнение учеников друг с другом в равных, по возможности, условиях.
Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него , прежде всего ,таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики.
Рассматривая слайд 5, психолог обращает внимание учащихся на активность, о ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружение и изменить его, преодолеть препятствия.
Слайд 6 демонстрирует эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.
Слайд 7 помогает понять особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темрерамента легче других поддается наблюдению и оценке. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем “возрастном фоне”.
На 8 слайде психолог показывает 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Темперамент — это характер человека со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний.
На слайде 9 показан сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям. Чувства легко возникают и сменяются. Мимика подвижная и выразительная, живые жесты. Быстрый темп речи, громкая, отчетливая, с правильной интонацией.
Рассматривая слайд 10, учащиеся знакомятся с холериком . Холерик отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, активен , напорист. Особенности речи: чрезмерно быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, замедлена при возбуждении, при чтении много ошибок. Выразительная мимика, резкие жесты, при возбуждении жесты хаотичны, мимика лица и речи утрированная.
С флегматиком ребят знакомит слайд 11. На слайде видно, что флегматик обычно ровен и спокоен. Новые формы поведения вырабатываются медленно ,но являются стойкими. Речь медленнее, чем у сангвиника, равномерна, иногда с остановками. Без резко выраженных жестов, мимика бедная.
Рассматривая слайд 12, учащиеся знакомятся с меланхоликом. Меланхолик чувствителен к внешним раздражителям, тревожен. Речь его слаба, тиха, иногда снижается до шепота, беден словарный состав. Текст прочитывает в три раза медленнее, чем сангвиник. Невыразительная мимика и жесты.
Слайд 13 дает представление детям о понятии как экстраверт и интроверт. Экстраверт — человек, интересы которого обращены преимущественно на окружающий мир и других людей. Интроверт больше интересуется внутренним миром, не стремится к интенсивному общению.
Каждый тип темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, может иметь свои достоинства и недостатки. Слайд 14 демонстрирует каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика слайд 15, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.
Живость и отзывчивость сангвиника – ценные особенности представлены слайдом 16. При недостатках воспитания могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться.
Слайд 17 знакомит с флегматиком. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – ценные свойства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни.
Слайд 18 демонстрирует меланхолика. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика — ценные черты , но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.
Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или в недостатки.
Работа на уроках по психологии с презентацией урока на тему “Темперамент. Психология и педагогика” поможет учащимся разобраться и путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Почему важен темперамент? — Дженнифер Хоуп, доктор философии. Блог
Дженнифер Хоуп, доктор философии. / В Блог / КомментарииВыкл.
Задумывались ли вы когда-нибудь, что заставляет двух детей так по-разному реагировать на одни и те же обстоятельства, даже если эти дети, кажется, имеют много общего друг с другом? Этот вопрос может озадачить многих родителей и педагогов, поскольку они стремятся выработать правильный подход к каждому уникальному ребенку в своей жизни. Часто взрослые приписывают эти различия разным типам личности, но это не полностью объясняет явление. Эти различия на самом деле являются результатом различий не только в личности, но и в темпераменте. И понимание уникального темперамента ребенка может быть важным компонентом любой стратегии помощи в его или ее развитии.
Итак, что такое темперамент? Прежде всего, это биологический компонент личности, формирующий эмоциональную реактивность. Темперамент — это то, как каждый человек реагирует на свой мир. Таким образом, это помогает влиять на поведение. Лучшее понимание темперамента и его влияния на функционирование каждого ребенка может помочь родителям и педагогам более эффективно разрабатывать стратегии, способствующие здоровому развитию.
Существует три основных типа темперамента. Почти две трети всех детей можно отнести к одной из этих трех категорий, а другая треть демонстрирует смешанные черты:
- Простота и гибкость. Эти дети обычно кажутся счастливыми и гибкими, когда дело доходит до взаимодействия с внешней средой. У них хорошие привычки в еде и сне, и они довольно умеренны в своих эмоциональных реакциях.
- Осторожен или медленно привыкает к новым людям и ситуациям. Хотя они не так открыты, как гибкие дети, эти дети обычно могут преодолеть свою первоначальную склонность оставаться замкнутыми, если им дать достаточно времени, чтобы привыкнуть к новым людям и ситуациям.
- Активный и интенсивный. Это дети, которых часто считают «трудными» из-за их резкой негативной реакции в новых ситуациях. Они часто суетливы, имеют плохой режим сна и аппетит.
Некоторые исследователи определили, что темперамент ребенка, а также интенсивность его реактивности можно лучше понять, оценив девять конкретных параметров эмоциональной реакции: уровень активности, ритмичность, доступность, приспособляемость, интенсивность реакции, основное настроение, настойчивость, отвлекаемость и сенсорный порог (Chess & Thomas). Взрослые, которые тратят время и усилия на изучение темперамента ребенка, могут научиться лучше понимать, как он влияет на поведение ребенка. Это может привести к более эффективному воспитанию и обучению, поскольку взаимодействие с ребенком адаптировано к конкретным потребностям темперамента.
Например, гибкому ребенку может потребоваться больше эмоционального внимания и одобрения, так как он менее требователен, чем более активный ребенок. Этот активный ребенок часто требует от взрослых большей гибкости, а также большего терпения и попыток справляться с сильными эмоциями более позитивным образом. Для осторожного ребенка время и терпение необходимы, чтобы убедиться, что у него или у нее есть структура и предсказуемость, необходимые для того, чтобы привыкнуть к изменениям статус-кво.
Родители могут изо всех сил пытаться понять, что заставляет их детей «тикать», или испытывать трудности со сложным темпераментом. Дженнифер Хоуп, доктор философии, психолог из Бруклина, которая может предложить тип психологического тестирования, который может помочь дать ответы, которые им нужны. Эти ответы могут помочь гарантировать, что темперамент будет решаться таким образом, чтобы способствовать положительным достижениям в развитии, чтобы рост каждого ребенка был должным образом поддержан.
Как помочь ребенку перейти в старшую школу В погоне за временем: почему свободное время так важно для подростковНравится этот пост?
Твитнуть
Дополнительные параметры обменаОб авторе
Дженнифер Хоуп, доктор философии.
Я лицензированный психолог штата Нью-Йорк и сертифицированный школьный психолог с частной практикой, главным образом в Бруклине. Я получил докторскую степень. имеет степень доктора прикладной психологии развития (школьная психология) Педагогического колледжа Колумбийского университета и имеет более чем 15-летний опыт проведения психологических, психообразовательных и нейропсихологических оценок, а также проведения психотерапии. Я также являюсь координатором психообразовательных услуг в Нью-Йоркском центре нейропсихологии в Бруклине, где я провожу психологические, нейропсихологические и психообразовательные оценки; тренировка исполнительных функций и учебных навыков; консультация школы и родителей; и психотерапия на английском и испанском языках. Несколько лет я работал школьным психологом в государственных школах Нью-Йорка и Комитете по специальному образованию, а также психологом-исследователем в нескольких проектах в Психиатрическом институте Нью-Йорка. Кроме того, я являюсь адъюнкт-профессором школьной психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета, где я руковожу студентами докторантуры и магистратуры.
Поведенческая заторможенность в младенчестве, связанная с интроверсией и интернализацией психопатологии во взрослом возрасте — ScienceDaily
Исследователи, изучающие, как темперамент влияет на результаты взрослой жизни, обнаружили, что поведенческая заторможенность в младенчестве предсказывает сдержанную, интровертную личность в возрасте 26 лет. чувствительность к ошибкам в подростковом возрасте, результаты указывают на более высокий риск интернализирующих расстройств (таких как тревога и депрессия) во взрослом возрасте. Исследование, финансируемое Национальным институтом здравоохранения и опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences , предоставляет убедительные доказательства влияния детского темперамента на результаты взрослых.
«Хотя многие исследования связывают поведение в раннем детстве с риском психопатологии, результаты нашего исследования уникальны», — сказал Дэниел Пайн, доктор медицинских наук, автор исследования и руководитель отдела NIMH по развитию и аффективной неврологии. «Это связано с тем, что в нашем исследовании темперамент оценивался очень рано в жизни, связывая его с результатами, происходящими более чем 20 лет спустя, через индивидуальные различия в нервных процессах».
Темперамент относится к биологически обусловленным индивидуальным различиям в том, как люди эмоционально и поведенчески реагируют на мир. В младенчестве темперамент служит основой более поздней личности. Один специфический тип темперамента, называемый поведенческой заторможенностью (BI), характеризуется осторожным, боязливым и избегающим поведением по отношению к незнакомым людям, объектам и ситуациям. Было обнаружено, что BI относительно стабилен в детском возрасте, и было обнаружено, что дети с BI подвержены большему риску развития социальной изоляции и тревожных расстройств, чем дети без BI.
Хотя эти результаты намекают на долгосрочные последствия заторможенного детского темперамента, на сегодняшний день только два исследования наблюдали за заторможенными детьми от раннего детства до взрослой жизни. Текущее исследование, проведенное исследователями из Университета Мэриленда, Колледж-Парка, Католического университета Америки, Вашингтона, округ Колумбия, и Национального института психического здоровья, набрало их выборку участников в возрасте 4 месяцев и охарактеризовало их для BI в возрасте 14 лет. месяцев (почти на два года раньше, чем ранее опубликованные продольные исследования). Кроме того, в отличие от двух ранее опубликованных исследований, исследователи включили нейрофизиологическую меру, чтобы попытаться определить индивидуальные различия в риске более поздней психопатологии.
Исследователи оценили младенцев на предмет BI в возрасте 14 месяцев. В возрасте 15 лет эти участники вернулись в лабораторию, чтобы предоставить нейрофизиологические данные. Эти нейрофизиологические измерения использовались для оценки отрицательности, связанной с ошибкой (ERN), которая представляет собой отрицательный провал в электрическом сигнале, регистрируемом мозгом, который возникает после неправильных ответов на компьютеризированные задачи. Отрицательность, связанная с ошибкой, отражает степень чувствительности людей к ошибкам. Более сильный негативный сигнал, связанный с ошибкой, был связан с интернализирующими состояниями, такими как тревога, а меньший негативный сигнал, связанный с ошибкой, был связан с экстернализирующими состояниями, такими как импульсивность и употребление психоактивных веществ. Участники вернулись в возрасте 26 лет для оценки психопатологии, личности, социального функционирования, а также результатов образования и занятости.
«Удивительно, что мы смогли поддерживать связь с этой группой людей на протяжении стольких лет. Сначала их родители, а теперь и они продолжают интересоваться и участвовать в работе», — сказал автор исследования Натан Фокс, Кандидат наук, факультет человеческого развития и количественной методологии Мэрилендского университета.
Исследователи обнаружили, что BI в возрасте 14 месяцев предсказывает, что в возрасте 26 лет будет более сдержанная личность, меньше романтических отношений за последние 10 лет и более низкая социальная активность с друзьями и семьей. BI в 14 месяцев также предсказывал более высокие уровни интернализации психопатологии во взрослом возрасте, но только для тех, кто также демонстрировал более сильные негативные сигналы, связанные с ошибками, в возрасте 15 лет. BI не был связан с экстернализацией общей психопатологии или с результатами образования и занятости.
В этом исследовании подчеркивается устойчивый характер раннего темперамента, влияющего на результаты во взрослом возрасте, и предполагается, что нейрофизиологические маркеры, такие как негативность, связанная с ошибкой, могут помочь выявить лиц, наиболее подверженных риску развития интернализирующей психопатологии во взрослом возрасте.
«Мы изучали биологию поведенческого торможения с течением времени, и стало ясно, что оно оказывает глубокое влияние на результаты развития», — заключил доктор Фокс.
Хотя это исследование повторяет и расширяет прошлые исследования в этой области, необходима будущая работа с более крупными и разнообразными выборками, чтобы понять обобщаемость этих результатов.