Темперамент в психологии это: Темперамент. Что такое «Темперамент»? Понятие и определение термина «Темперамент» – Глоссарий

§ 2. Темперамент человека. Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии]

§ 2. Темперамент человека

Темперамент (от лат. temperamentum — соотношение, соразмерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности: интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент — природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности.

И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность[32]. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов (рис.

30).

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460—370 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиников, желтой желчи (холэ) — у холериков, слизи (флегмы) — у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхоликов.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость.

Рис. 30. Типы высшей нервной деятельности и соответствующие им темпераменты

В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в различных пропорциях.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: 1) сангвинический, 2) холерический, 3) флегматический, 4) меланхолический.

Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристику сангвинического темперамента: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым»[33].

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются.

В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент. «Холерический тип, — отмечает И. П. Павлов, — это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся»[34].

«Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу»[35].

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений.

Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни»[36].

Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения.

Правильно рассчитывая силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недостаточно гибко.

Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент. «Меланхолический темперамент, — отмечает И. П. Павлов, — есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное»[37].

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность.

Он интровертирован — занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость.

В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может . достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (табл. 9).

Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или инои вид темперамента преобладает.

Таблица 9

Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека

Психические свойства Вид темперамента сангвинистический холерический флегматический меланхолический 1. Скорость психических реакций Высокая Очень высокая Медленная Средняя 2. Сила психических реакций Средняя Очень большая Большая Большая 3. Экстраверсия или инт- роверсия Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт 4. Пластичность или ригидность Пластичный Пластичный Ригидный Ригидный 5. Эмоциональная возбудимость Умеренная Высокая Слабая Высокая 6. Сила эмоций Средняя Очень большая Слабая Большая 7. Экспрессия эмоций Умеренная Повышенная Пониженная Повышенная 8. Эмоциональная устойчивость Устойчив Неустойчив Очень устойчив Очень неустойчив

Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности.

Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы.

Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику.

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои слабые стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут ослабиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву.

Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зарубежной психологии и криминологии предпринимались попытки связать поведение человека с его телесной организацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немецкий психиатр Э. Кречмер также стремился установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мышц и т. д.

Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею. В экспериментах И. П. Павлова было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство — высочайшая пластичность»[38].

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир.

Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).

Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.

Среди качеств темперамента выделяются ригидность и пластичность. Ригидность — это инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности.

Существует несколько видов ригидности:

• сенсорная — пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;

• моторная — трудность перестройки привычных движений;

• эмоциональная — продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;

• памяти — персеверация, навязчивость образов памяти;

• мышления — инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов.

Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности — он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых,

6.1 ТЕМПЕРАМЕНТ

6.1 ТЕМПЕРАМЕНТ 1. Поняття про темперамент.2. Фізіологічні основи темпераменту.3. Психологічна характеристика темпераменту.4. Головні властивості темпераменту.5. Темперамент і особистість. 6. Вплив темпераменту на діяльність

§77. Темперамент

§77. Темперамент Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ Темпераментом можно назвать степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Можно

1. Темперамент

1. Темперамент 1. История представлений о темпераменте.2. Типы темпераментов. Свойства темпераментов. 3. Индивидуальный стиль деятельности.4. Темперамент и проблемы воспитания.1. Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования

3. Темперамент

3. Темперамент Темперамент — постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик — основные типы темперамента. Каковы

Правило № 47 Запах духов выдает темперамент человека

Правило № 47 Запах духов выдает темперамент человека Вы, наверное, замечали, что каждый человек выбирает себе запах по своему вкусу. Выбор духов – это исключительно индивидуальный выбор, который может многое рассказать о человеке. Если вы обладаете хорошим чутьем,

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые1) регулируют

1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ДУША? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА.

1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ДУША? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА. Нас интересует: общается ли разум человека с душой человека, и есть ли вообще душа? Или, может быть, разум и есть душа? В таком случае, когда человек умирает, разум —

Вопрос 10. Понятие о темпераменте в психологии. Теории темперамента. Типы высшей нервной деятельности и темперамент. Психологические свойства темперамента. Характеристика типов темперамента.

ТЕМПЕРАМЕНТ — совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент — это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Гиппократ (5 век до н.э.) дал наиболее полное представление о темпераменте. Он описал 4 типа: холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь), флегматик (слизь), сангвиник (кровь).

Линию учения Гиппократа продолжил И.П. Павлов.

Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности

Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье — падение их.

Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.

Сензитивность — наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.

Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

Активность — то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т. д.

Соотношение реактивности и активность — то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакции — скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

Пластичность и противоположное ей качество — ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).

Экстраверсия и противоположное ей качество — интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен «уходить в себя», особенно в напряженной обстановке.

Эмоциональная возбудимость — насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).

САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Характерно: повышенная реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью — проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны — он может легко сдерживать свои реакции и проявления

чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы).

Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.

МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы).

В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом — его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.

ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).

В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный — движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя.

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента — типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным

Билет 11. Проблема способностей в психологии. Виды способностей. Общая характеристика детской одаренности. Виды и признаки одаренности. Одаренный ребенок в школе. Работа психолога с одаренными детьми и их родителями.

Понятие способностей в психологии. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.

В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.

По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.

Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.

Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.

На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное определение способности.

Способность представляет собой выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею.

Не было бы ошибочным несколько более обычное и простое определение способности как комплекса врождённых и приобретённых свойств человека, обеспечивающих ему возможность более, чем у среднего человека, высокой и продуктивной деятельности.

Однако первое мы считаем предпочтительным, так как оно оттеняет соответствие объективных требований и личных качеств, подчёркивает роль трудовой практики и указывает, что способность не простое свойство, а комплекс свойств, организуемых и развиваемых трудовой деятельностью.

Виды способностей/ В изучении способностей психологи обычно делят способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, на две большие группы: общие и специальные способности.

общие способности– это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями, навыками при осуществлении различных видов деятельности. Специальные способности-это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, спортивной, военной и т.д.

Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных процессов. Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида.

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия

наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

Виды и общие признаки одаренности

1. интеллектуальный вид одаренности.

Выделяется два основных подвида интеллектуальной одаренности: когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания.

2. Одаренность, которая проявляется в повышенной способности к обучению, называется академической.

3. художественная одаренность, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности.

4. Творческая одаренность.

5. Лидерская или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности».

6. Психомоторная или спортивная одаренность.

Одаренный ребенок в школе.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности — их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно — научные, музыкальные и т. д.), психические особенности ребенка .

Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить

практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

Предмет, дата и время консультаций, главные рассматриваемые вопросы, время работы с темой по программе, фактическое затраченное время, дополнительные вопросы, не предусмотренные программой, невыясненные вопросы, причины отклонений от сроков.

Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Темперамент моего ребенка и мой собственный характер

Мои исследования после окончания школы были сосредоточены на детском темпераменте, и это одна из моих любимых тем для разговоров с родителями.

Темперамент относится к индивидуальным различиям детей в их эмоциональных и поведенческих реакциях на их переживания и их способности регулировать эти реакции. Имеются убедительные данные, свидетельствующие о том, что дети, которые склонны реагировать на вещи с негативными эмоциями чаще или интенсивнее и у которых есть проблемы с регулированием этих реакций, более уязвимы. Они, как правило, более негативно реагируют на стресс, невзгоды или проблемное родительское поведение. Эти дети, как правило, более склонны к развитию социальных, эмоциональных или поведенческих проблем. Однако в условиях, не характеризующихся стрессом, невзгодами или негативным воспитанием, эти дети прекрасно справляются.

Некоторые дети сильнее реагируют на переживания страхом или тревогой, в то время как другие могут быть более легко фрустрированы. Некоторые, как правило, ориентируются в ситуациях относительно спокойно или более искусно регулируют и восстанавливаются после своих эмоциональных реакций. Некоторые дети испытывают огромную радость и волнение, реагируя на свои переживания, а некоторые настолько сильно, что им трудно совладать со своими импульсами.

Я начала проводить исследования детского темперамента, чтобы лучше понять различия в реакциях детей на стресс и родительские обязанности, и, в частности, то, как темперамент также может создавать трудности для родителей и вызывать более негативное родительское поведение. Но все это стало для меня очень реальным, когда я стала мамой. Все трое моих детей очень разные по темпераменту, и даже сейчас, в подростковом возрасте, я постоянно поражаюсь тому, насколько по-разному мне нужно воспитывать их, чтобы поддерживать их благополучие и успех.

Прошлой ночью у меня был еще один разочаровывающий разговор с моим сыном, который, как правило, один из тех детей, которых легко расстроить. Это напомнило мне историю, которую я часто рассказываю. Однажды, когда мой сын что-то попросил, не помню чего, а я сказала нет, он пронесся по коридору, ворча и топая ногами, вошел в свою комнату и хлопнул дверью. Я был так расстроен его ответом, что затопал по коридору, открыл дверь и закричал: «Вы не имеете права хлопать дверью!» И тогда я захлопнул дверь. (Думаю, мы знаем, откуда он это взял — темперамент передается по наследству.) Когда я стояла в холле, держа руку на дверной ручке, полностью осознавая, что я только что закричала и хлопнула дверью, он крикнул через закрытую дверь: «Ты только что хлопнула дверью, мама!»

Я давно осознал необходимость развивать свои собственные способности к регулированию эмоций и в значительной степени полагался на практику осознанности, чтобы поддерживать свое воспитание, как в управлении своими эмоциями, так и в ответах на загадочные вопросы о том, что будет наиболее эффективным для поддержки. благополучие и позитивное развитие моих детей, когда каждому нужно что-то свое. Мое правило: глубокий вдох, долгий медленный выдох.

В ходе нашего исследования мы разрабатывали и оценивали программу для родителей, основанную на методах регулирования эмоций, основанных на осознанности, чтобы поддержать эффективное воспитание родителей и их собственное благополучие, а также помочь им получить доступ к их собственной мудрости в эффективном воспитании детей. темперамент в виду. Эта работа продолжается, но она показывает обнадеживающие результаты.

Наши основные выводы из многолетних исследований воспитания детей с разными характеристиками темперамента:

  • Воспитание не является универсальным, и дети проявляют и реагируют на воспитание совершенно по-разному.
  • Мы можем приспособить наше воспитание к темпераменту наших детей, чтобы поддерживать их благополучие.
  • Через все это родители могут развивать свою способность сохранять спокойствие и быть родителями.

Ссылки

Кифф, К., Ленгуа, Л.Дж., и Залевски, М. (2011). Природа и воспитание: воспитание в контексте детского темперамента. Journal of Clinical Child and Family Review, 14 , 251-301.

Lengua, LJ, & Wachs, TD (2012). Темперамент и риск: устойчивые и уязвимые реакции на невзгоды. В М. Зентнер и Р. Шайнер (ред.), Справочник по темпераменту. Гилфорд Пресс. стр. 519-540

Ленгуа, Л.Дж., Гартштейн, М.А., Принзи, П. (2018). Развитие темперамента и личностных качеств в семье. В Справочнике личности , с. 201.

Темперамент — Теории личности и теория типов личности

Характерная эмоциональная природа человека, включая уровень энергии, преобладающее настроение и чувствительность к стимуляции.

Индивидуальные вариации темперамента чаще всего наблюдаются у новорожденных. Даже сразу после рождения одни младенцы спокойны, а другие много плачут. Некоторые положительно реагируют на то, что их держат, в то время как другие корчатся и протестуют. Некоторых успокаивает тихая музыка, а другие не перестают плакать достаточно долго, чтобы услышать ее. Из-за этих сразу наблюдаемых вариаций темперамент часто считается биологической характеристикой.

Гиппократ обсуждал различия в темпераменте еще в V веке г. до н.э. Его гипотеза о том, что существуют четыре основных человеческих темперамента, соответствующих различным характеристикам тела, — холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик, — просуществовала много лет, прежде чем стали приняты современные теории. Американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967), который невзлюбил психоаналитическую теорию и бихевиоризм из-за их упора на поиск универсальных теорий для объяснения всего человеческого поведения и расстройств, считал, что темперамент является одним из трех «сырьевых материалов», которые различают индивидов друг от друга и от других живых существ. Наряду с интеллект и телосложение, темперамент был генетически обусловлен и уникален для каждого человека. Олпорт писал, что темперамент включает в себя восприимчивость человека к эмоциональной стимуляции, силу и скорость реакции, а также настроение . В лонгитюдном исследовании в Нью-Йорке, начавшемся в 1956 году с данными о более чем 100 детях, которых они проследили до подросткового возраста , детские психиатры Стелла Чесс и Александр Томас определили при рождении девять различных характеристик темперамента. Эти характеристики, которые в разной степени можно было наблюдать у младенцев, влияли на их развитие: уровень активности, ритмичность или регулярность биологических функций, склонность приближаться или удаляться, приспособляемость, порог реактивности, интенсивность или уровень энергии реакций, качество настроения, отвлекаемость и внимание размах и настойчивость. Из этих девяти параметров выделились три основных типа темперамента: дети с легким характером, дети с трудным характером и дети с медленным согреванием. Чесс и Томас также исследовали степень соответствия между отдельным ребенком и окружающей средой ребенка.

Предполагая, что качества темперамента могут быть оценены по непрерывным параметрам у разных людей, некоторые подходы фокусируют изучение темперамента на чертах . Изабель Майерс вместе со своей матерью Кэтрин Бриггс опубликовала Индикатор типа Майерс-Бриггс в 1962 году, определяющий 16 различных моделей поведения и основанный на четырех психологических типах Карла Юнга. Тест широко использовался психологами в индивидуальном и парном консультировании, а также в бизнесе для лучшего понимания себя. Взрослые, как и дети, демонстрируют темпераменты, которые индивидуально и однозначно определяются биологией. Дискуссия в этой области была сосредоточена на том, в какой степени темперамент является врожденной природой и в какой степени темперамент воспитывается или уговаривается младенческим или детским окружением.

Поддерживая веру в то, что темперамент имеет биологическую основу, многие личности эксперты также утверждают, что темперамент может развиваться и изменяться в течение жизни человека в ответ на личный опыт и условия окружающей среды. Суетливые дети могут вырасти спокойными малышами. Точно так же пассивные младенцы иногда вырастают и становятся нарушителями спокойствия в классе. Взаимодействие с родителями, братьями и сестрами и другие социальные контакты, а также жизненный опыт влияют на предрасположенность человека к определенному темпераменту. Дорин Аркус в своем исследовании наблюдала за младенцами в их домах в течение первого года их жизни. Высокореактивные младенцы с меньшей вероятностью становились робкими и заторможенными годовалыми, когда их матери были тверды и прямолинейны в своем ограничивающем поведении в ответ на проступки младенцев, такие как дергание растений или попадание в кошачий корм. Когда матери были очень снисходительны и непрямы в своей дисциплине, высокореактивные младенцы, как правило, становились боязливыми и заторможенными. Эмми Вернер в ходе исследования обнаружила, что темперамент может облегчить сложные обстоятельства в окружающей среде. Легкий, общительный темперамент служил защитным буфером для детей, растущих в трудных обстоятельствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *