Персона и тень Юнга. Школа Профайлінгу “Profiling Club”
16 січ. 2023 13:21:44
Персона и тень
Персона и тень — это термины, связанные с психоаналитической теорией Карла Юнга. Юнг описывает персону как нашу сознательную личность, которая представляет собой нашу идентичность и наши сознательные мотивы, а «тень» — это несознательная часть нашей личности, которая состоит из неприемлемых или отвергнутых аспектов нашей личности. Эти аспекты могут быть связаны с нашими страхами, желаниями или идеями, которые мы считаем неприемлемыми или непризнаваемыми. Юнг утверждает, что для достижения психологической гармонии необходимо работать с тенью, принимая и интегрируя эти аспекты в нашу личность.
Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик, определил термин «Юнговская персона» как совокупность всех нераскрытых и не осознанных эмоций, мыслей и желаний, которые не могут быть интегрированы в сознание. Это может включать в себя негативные эмоции и желания, которые были подавлены из-за социальных и культурных ограничений.
Юнг называл этот непроцессированный материал «тенью», и считал, что работа с тенью является важным элементом личностного роста и духовного развития.
На латыни Persona означает маску. В глубокой психологии Персона — это архетип, представляющий маску или роль, которую мы принимаем в социальной жизни. Персона — это официальное лицо личности. Напротив, Тень — это стороны личности, которых человек не хочет или не решается придерживаться. Юнг полагал, что в тени есть и положительные элементы: творческие, не соответствующие или культурно радикальные стороны личности.
Таким образом, развитие здорового и целостного Я означает столкновение с человеком со своей собственной тенью. Мы должны подружиться с нашей тенью и пригласить теневые страницы в сознание. Пока что это может звучать как абстрактная философия или полумистические концепции о психологической сфере человека, но концепции Юнга часто имеют немного больше смысла, если мы пытаемся воплотить теорию в жизнь.
Большинство людей во многом попали в ловушку своей личности. Мы прилагаем много усилий, чтобы выглядеть социально приемлемым образом, и если нам нужно приложить немало усилий, чтобы «держать маску», жизнь может восприниматься как постоянное давление. Затем мы можем почувствовать, что наша общественная жизнь происходит в театральной сцене, где нам постоянно приходится играть определенную роль.
Персона, в некотором смысле, является нашей неточностью и самооценкой, которую мы постоянно стремимся поддерживать, чтобы избежать тех сторон себя, которые мы бы предпочли не признавать. Персона создается, когда человек пытается отрицать или уклоняться от своих собственных склонностей, таких как гнев, зависть, эротические порывы, радость, враждебность, смелость, агрессия, мотивация, драйв, интересы и так далее.
Но независимо от того, насколько мы стремимся отрицать или отфильтровывать наши склонности, а потому, что они не соответствуют социальным кодексам или нашему собственному идеалу, эти склонности не исчезнут.
Поскольку наши тенденции и склонности являются неотъемлемой частью нас, мы не можем избавиться от них. Мы можем попытаться увидеть другой путь, отказать им или убежать от них, но такая затея безнадежна, потому что мы довольно глубоко в самом себе пытаемся убежать от самих себя.
Мы можем крутиться и выворачиваться, пытаться отвернуться, но наши наклонности являются частью нас самих. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы избежать признания этого факта, — это сделать вид, что наши собственные «недопустимые» склонности принадлежат кому-то другому.
Это означает, что мы не можем отрицать наличие этих склонностей, но мы можем отказаться от их ответственности или ответственности за них. Таким образом, мы на самом деле обнаружим, что эти тенденции не являются частью нас, а уходят корнями за пределы самих себя. В некотором смысле, мы создали наше собственное представление о себе таким образом, чтобы исключить большую или меньшую часть себя.
Например, агрессия и гнев — это чувства, которые многие воспринимают как социально неприемлемые, и поэтому желательно избегать таких чувств. Если мы поместим эти чувства в изгнание за пределы себя, мы также потеряем важный источник жизненной силы и приверженности.
Ум — это чувство импульса, и без этого чувства мы рискуем потерять большую часть своей жизненной силы и любви к жизни.
Согласно Юнгу, нежелательные наклонности проецируются на Тень. Мы понимаем себя по ограниченному, исключительному, нюансированному и плохому представлению о себе, собранному в том, что Юнг называет персоной. Каждый раз, когда вы проводите грань между тем, кто я, а кем не я, вы также закладываете основу для потенциального конфликта.
В этом контексте это Персона против Тени.
Борьба, которая проходит через границу между тем, кем мы являемся, и всеми теми качествами, импульсами, мыслями и импульсами, которые мы «отвергли», может иметь много разных результатов с различными осложнениями и симптомами. На общем уровне отрицание или неприятие сторон само по себе чревато серьезной проблемой: тень будет преследовать нас. Не обязательно сразу, но в какой-то момент нас будут мучить его темное присутствие.
На самом деле Юнг верит, что каждый раз, когда мы проецируем нежелательные склонности на Тень, мы будем чувствовать больше давления. Мы встретим нежелательный импульс, за который мы отказались от нашей ответственности, как бы извне. Когда человек жалуется на стресс или давление, это просто потому, что у него больше импульса и энергии, чем он знает.
В некотором смысле, давление — это версия его собственного импульса, но это вариант импульсов (таких как гнев), которые он ранее воспринимал как нежелательные и помещенные в изгнание вне себя. Если бы этот импульс не присутствовал (в его темной форме), человек не заботился бы о давлении. Другими словами, давление — это вариант нашего собственного проецируемого материала, который нас догоняет. Может быть, мы можем сказать, что давление или дискомфорт в жизни возникают, когда мы встречаемся с Тенью у двери.
Те, кто психологически мудр, поймут это каждый раз, когда чувствуют давление, чувствуют ли они давление со стороны своей жены, начальника, школы, коллег, друзей, родственников или кого-то еще.
Таким образом, мы учимся переводить «Я чувствую давление» на «У меня больше энергии, чем я знал«.
Психотерапия заключается в том, чтобы интерпретировать свое внутреннее более «правдиво». И это касается смелости и принятия, принятия и ответственности за склонности, за которые мы сами взяли на себя ответственность, которая с тех пор стала нашей психологической тенью. Вместо того, чтобы избегать сильных эмоций и неприемлемых импульсов, мы должны стремиться и направлять энергию этих склонностей конструктивным образом, который продвигает нашу свободу и стремление к жизни. За что бы мы не брали ответственность, все равно приходит и кусает нас в задницу в какой-то момент.
Быть собой или изображать из себя – Психология без соплей
Продолжаем разговор о том, что это такое быть собой, и какие преграды стоят на пути к тому, чтобы стать собой. Только теперь посмотрим на эти вопросы глубже и более системно.
Для этого нам придется погрузиться в дебри аналитической психологии Карла Густовича Юнга, который в рамках своей теории придумал замечательные образы для иллюстрации интересующей нас проблемы. Теория в целом сложная и запутанная, но я постараюсь все объяснять попроще.
К слову. Существует заблуждение, что Юнг — это примерно то же, что и Фрейд, что все это один и тот же психоанализ. Но это совершенно не так. Разница между концепциями Фрейда и Юнга такого же порядка, как, например, разница между физическими теориями Ньютона и Эйнштейна.
И хотя «Аналитическая психология» на слух воспринимается, как один из синонимов «Психоанализа», — это все-таки две совершенно разные системы взглядов. А самое дикое то, что о кардинальном различии между ними не всегда знают даже психологи, с которыми по долгу службы приходится сталкиваться.
Это отступление сделано к тому, чтобы сходу отбросить возможные предубеждения к аналитической психологии, если кто-то до сих пор считает ее еще одной вариацией психоанализа. Юнг — это совершенно другой мир, с которым стоит познакомиться каждому, кто вообще интересуется психологией. И сейчас мы в этот мир заглянем… через замочную скважину.
[[Продолжение — маски, роли и правда о самом себе]]Архетипы
Юнг предложил такую гипотезу, что наряду с животными инстинктами, определяющими способы реагирования в относительно простых ситуациях, у человека есть инстинкты и психологические, которые программируют целые поведенческие пласты.
Эти психологические инстинкты Юнг назвал «архетипами». Сам Юнг, чтобы объяснить сущность архетипов проводил аналогию с кристаллами. Если взять, например, кварц, то в самой его природе заложена та структура, тот каркас, по которому растет каждый его кристалл. Есть вариации, но все они подчинены общему закону, который состоит из двух частей: во-первых, это сама возможность образования кристалла, а во-вторых, генеральный план, по которому формируется каждый новый кристалл.
Архетип — это общая, заложенная природой, программа, которой следует каждый кварц, наполняя кристалл конкретным веществом и своей индивидуальной сущностью.
То есть, возвращаясь в сферу психического, архетип — это что-то вроде психологического закона или принципа, который в общей форме определяет структуру некоторых душевных процессов и моделей поведения. И каждый человек, где бы он не родился, и в какой бы культуре не вырос, подчиняется одним и тем же внутренним законам.
Юнг определил всего несколько архетипов — их буквально можно пересчитать по пальцам. Самые интересные и понятные из них — Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Остальные более сложные и их влияние на жизнь конкретного человека проследить довольно проблематично, поэтому оставим их в покое.
Анима и Анимус — это парный архетип, привязанный к биологическому полу человека. У мужчины — Анима, у женщины — Анимус. К теме данной статьи эти архетипы отношения не имеют, по этому о них только пара слов на мужском примере.
Анима — это женская сторона мужской души. В каждого человека заложены и мужской, и женский полюса, и если в физическом плане на первое место выходит мужское, то женское погружается в глубины психики и живет там. Таким образом, внутри каждого мужчины живет образ женщины, обладающий для него магической силой и притягательностью.
Анима, в самом простом своем проявлении, определяет мужские модели поведения в отношении женщин. Именно Анима наполняет женщину в глазах мужчины той неописуемой эротикой, которая понятна только ему одному, и она же подталкивает мужчину на безумные поступки ради возможности завладеть этой женщиной. Классический образ Анимы — это Елена Прекрасная, которая стала причиной падения Трои.
Так происходит, когда образ Анимы проецируется на конкретную живую женщину. Тогда мужчина в самом прямом смысле слова сходит с ума — эта женщина становится для него мистическим и непреодолимым наваждением. Но не стоит путать это состояние с обычной пустой влюбленностью или романтической любовью в обычном понимании — это всего лишь проделки ума, а не глубинной сущности человека.
В более глубоком смысле, который уже ближе к нашей теме, Анима служит для мужчины проводником в его внутренний мир. Она — связующее звено между божественным внутри (Самостью) и повседневным сознанием. Тот мостик, по которому мужчина должен пройти, чтобы достичь полной гармонии с собственной природой. Но это уже область почти мистическая и туда мы сейчас не пойдем.
Важно понять вот какой момент. Поскольку Анима программирует отношения мужчины со всеми окружающими его женщинами и в то же время является связующим звеном с внутренней сущностью мужчины, все это можно (и нужно) использовать в практических целях. Внимание!
Выстраивая и налаживая отношения с живой женщиной, мужчина налаживает отношения с собственной душой (Анимой). Поэтому отношения с женщиной это не просто развлечение или возможность продления рода — это еще и путь душевного развития, предусмотренный самой природой. И глупо эту возможность упускать или не использовать.
Точно такую же роль играет для женщины Анимус — определяет ее отношения с мужчинами и служит проводником в подземное царство души. И точно так же, отношения с мужчиной — это прекрасная, если не единственная, возможность для женщины двигаться по пути духовного развития.
На этом все — переходим к сути. Главное, не забывайте — нет внутри никакой женщины или мужчины, как нету внутри у кварца стопки чертежей, по которым должен расти кристалл. Архетипы — это всего лишь условное искусственное понятие, с помощью которого удобно описывать некоторые психологические закономерности.
Тень и Персона
Итак, вот они наши ключевые образы — Тень и Персона, которые отлично описывают происходящий внутри каждого из нас разлад на почве того, какие мы есть и какими хотим быть в чужих и своих собственных глазах.
Начнем с упрощенного примера. Допустим, есть у нас ребенок с десятком ярких врожденных свойств души. На первых годах жизни ничто не мешает ему проявлять все свои качества, но позже, под давлением воспитания и социальных реалий, выясняется, что для выживания и комфорта важны только три из имеющихся свойств. Например, чувство юмора, наблюдательность и ум. А остальные семь не очень-то важны или даже опасны — пусть это будут агрессивность, цинизм, безответственность, музыкальный слух и еще что-нибудь на ваш выбор.
Тогда ребенок, безо всякого коварного расчета, полезные качества начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать в тени. Ребенок оттачивает те свои умения, которые приносят ему сладости, а все прочее маскирует и подавляет, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает родителей.
Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны. На первом этапе этот раскол лежит на поверхности — он еще пока доступен сознанию, и если ребенку задать правильный вопрос, он без особого труда расскажет, как это все у него внутри происходит.
Но со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, внутренний раскол уходит на бессознательный уровень, и между полюсами начинается вечная битва добра со злом. И кстати, именно она является прообразом всякого столкновения между темными и светлыми силами в искусстве, философии и религии — все это отражение и отблески внутреннего душевного раскола.
Полагаю, все уже поняли, что Персона — это «светлая» сторона, а Тень — «темная». Перейдем к более формальному объяснению.
Персона (от persona — маска, которую в древних театрах носил актер и которая обозначала исполнявшуюся им роль) — это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение.
Делается это совершенно автоматически и практически неосознанно, однако выследить и пронаблюдать эту душевную показушность довольно просто. Достаточно обратить внимание на перемены в своем поведении в присутствии разных людей — каждому из них мы подсовываем разные личности, в зависимости от того, какие с ним отношения и какое впечатление на него нужно произвести.
Со временем, Персона наполняется дополнительными чертами, помимо тех, что были предопределены природой. Если в окружающем обществе делается большой упор на достижение успеха, человек изо всех сил будет стараться надеть на себя какие-нибудь атрибуты успешности и его Персона начинает приобретать характерные черты — высокомерие, авторитарность, наглость и т. д. — которые играют роль хорошей мины при плохой игре.
То есть, Персона — это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей, та маска, которую мы, сознательно или не очень, наполняем полезными и выгодными нам качествами. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет.
Проблема начинается тогда, когда носитель маски начинает считать, что он и есть Маска. По-научному, это называется «идентификация с Персоной» — ситуация, при которой человек перестает воспринимать себя целостно и окончательно погружается в свою социальную личность.
Одно дело маскироваться в целях выживания, сохраняя четкое представление о том, кто я есть на самом деле, и совсем другое — обмануть и убедить себя в том, что «я есть то, чем я хочу быть». К такому взгляду подталкивает все наше воспитание, но нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы. Можно обмануть окружающих, разукрасив свою маску нужными цветами и оттенками, и можно обмануть себя, любуясь своей маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится.
То же самое происходит и с обратной стороной души — Тенью. Те качества, которые общество считает плохими, вредными и неуместными, ребенок прячет куда подальше от чужих взоров. А со временем, вообще, оставляет в забвении целый пласт своей психики и от этого становится однобоким и скучным человеком, который может жить только по правилам.
Главное негативное следствие от подавления теневых качеств состоит в том, что человек становится слабым… как того и требует социум. Агрессивность, сила, твердость и прочие подобные качества в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять. Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь — готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма.
Вместе с отказом от «силовых» и «негативных» черт утрачивается целостность психики и душевное равновесие. Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и преданной забвению. А поскольку душу не переделать, эти ее лишенные внимания качества все равно вторгаются в жизнь — в самой грубой и неприглядной форме.
Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе. Вспомните любого человека, который вас бесит, — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше не будет. Принимая себя мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.
Кроме того, в Тени часто оказываются и те качества, которые когда-то оказались просто бесполезными. Например, ребенок с хорошим слухом у родителей, не любящих музыку, так и не научится использовать свой слух, а кусок души связанный с этой врожденной способностью затеряется в темноте души и будет точить оттуда неясной тоской по упущенным возможностям и утраченному пути.
Тень — хранилище силы и душевного потенциала, а не воплощение всего злого в человеке. Тень — это неотъемлемая часть души, с которой обязательно нужно познакомиться и подружиться, которую нужно принять и научиться сознательно использовать.
Персона, с другой стороны, — продукт страха перед наказанием, а не воплощение всего доброго. Психологически, в Персоне даже больше зла и опасности для душевного здоровья, чем в Тени, поскольку Персона — это всегда обман, всегда что-то наносное и лишнее, а в Тени содержится только то, что было дано от природы, но не нашло для себя должного выхода.
Чтобы отделить себя от своей маски нужна сила и смелость — именно те атрибуты, которые часто находятся в Тени. Поэтому знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом. Только сила, трезвость и отрешенность содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой.
Наша рассылка
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Новости сайта, статьи, видео
с доставкой на дом
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Новости сайта и публикации
с доставкой на дом
Твоя тень и твоя личность
Ваша тень и ваша личность — альтернативы передозировкиВаша тень и ваша личность
Пару месяцев назад я разозлился на друга, которого очень люблю, и разговор вдруг стал ожесточенным, и мы оба ушли. Атмосфера в красивом кафе, где мы встретились, чтобы обсудить и спланировать проект, мгновенно изменилась с лелеющей и поддерживающей беседы на горький обмен словами и выражениями, которые могли ранить пуповину дружбы и любви. Это может быть появление наших «теней»
Швейцарский психолог Карл Юнг упомянул, что личность состоит из двух компонентов: Персона (буквально означает Маска, то, что является нашей сознательной личностью и определяет, как мы относимся к миру) и Тень: (человек, которого мы предпочитаем не быть, противоположность нашей сознательной личности). Тень состоит из всех аспектов нашей психики, на которые мы предпочитаем не смотреть и за которые стыдимся всю свою жизнь. Но правда в том, что когда определенные негативные тенденции остаются скрытыми от нашего сознания, они имеют тенденцию управлять нашими эмоциями и поведением непредсказуемым образом. Это когда вы выходите из себя и огрызаетесь на что-то незначительное, или впадаете в отчаяние из-за маленькой ошибки, или не любите кого-то, кто проявляет черту, которую вы не хотите видеть в себе. Это могло быть именно то, что случилось со мной в споре с моим другом.
Основная задача в обретении самопознания состоит в том, чтобы понять взаимосвязь между тем, кто вы есть, и тем, как вы представляете себя миру. Чтобы адаптироваться к определенным случаям, вести себя в соответствии с этим случаем и знать, как лучше всего ориентироваться в огромном множестве ситуаций, необходимо развивать здоровую личность.
Наш образ определяет то, как мы проецируем себя и взаимодействуем с миром. Персона — это функциональный комплекс, действующий как отношение или способ отношения к «внешнему» миру. Проще говоря, личность — это то, что мы думаем о себе и что мы хотим показать миру. Так что я мог представить, что я заботливый, умный, энергичный, творческий, отстраненный, энергичный человек, и я мог полностью в это поверить. Но дело в том, что я есть все это, а также то, что я подавлял, потому что сознательно думаю, что я «не то».
В детстве мы узнаем от нашей семьи и окружения, какие части нас самих могут и не могут или не должны быть выражены. Эти различные неприемлемые части складываются в большой черный мешок, который мы тащим за собой, и в нем заключена наша теневая личность. Тень можно рассматривать как содержащую непризнанные или отрицаемые аспекты нас самих; эти отвергнутые аспекты обычно проецируются на других, чтобы поддерживать наше представление о себе. Это означает, что когда что-то в других меня действительно раздражает, скорее всего, это может быть моя тень, элементы моей личности, которые я затолкал в темный подвал своей жизни, потому что я не люблю их или не хочу ими владеть. Я знаю, что здесь довольно трудно согласиться со мной, когда я говорю: «Что вас раздражает в других, так это то, что у вас есть глубоко внутри, но вы подавили это вместо того, чтобы справиться с этим».
Социальные сети могут быть открытой площадкой для наблюдения за нашей персоной в действии. У всех нас на Facebook есть счастливые картинки и красивые сообщения, показывающие нашу маску и личность, которая взаимодействует с внешним миром. Наши спроецированные «я» кажутся очень привлекательными и безупречными. Мы полны энергии и делаем всевозможные замечательные вещи. Это то, о чем должны беспокоиться рекрутеры, которые много внимания уделяют онлайн-личности. Все мы знаем, что мы намного глубже, чем наши общие профили на Facebook!
В то время как легко узнать нашу личность, узнать о своей тени может быть непросто. Но на самом деле мы не взрослеем, пока не научимся справляться со своими теневыми наклонностями, потому что они появляются в неожиданное время с большой регулярностью, показывая нам закономерность в нашей жизни. Так что, когда за нашим ярким и солнечным настроением сменяется бурное, хорошо выйти на балкон и поразмышлять.
Благодарим вас за интерес к нашему ежеквартальному изданию OD
Пожалуйста кликните сюда скачать ОД ЕЖЕКВАРТАЛЬНО.
Ежеквартальный OD
Загрузите и подпишитесь на наш Ежеквартальный OD здесь.
Имя
Электронная почта
Организация
Должность
Познай себя — Персона, Тень и Анима/Анимус внутри тебя | Тиаго Беле | Познай себя, исцели себя
Познай себя — личность, тень и анима/анимус внутри тебя | Тиаго Беле | Познай себя, исцели себя | Средний Опубликовано в·
Чтение: 6 мин.·
17 февраля 2021 г.Карл Юнг может помочь вам обнаружить скрытые части себя.
Изображение Tumisu на PixabayСогласно Карлу Юнгу, наша психика состоит из двух частей: сознательной и бессознательной. Затем область бессознательного делится еще на две части: коллективную и личную.
Автор Тиаго Беле
590 подписчиков
· Автор дляРад видеть тебя здесь! Я пишу о науке, философии, психологии и обществе. Добро пожаловать!
Другие работы Тиаго Беле и «Познай себя, исцели себя»
Тьяго Беле
в
Борьба с тревогой с Кьеркегором и Ролло Мэй
Понимание себя
·5 мин чтения·7 апреля 2022 г.Yana Bostongirl
in
В такие дни я чувствую, что мир проходит мимо меня
Следовательно, мне приходится иметь дело как с депрессией, так и с чувством вины
·4 минуты чтения·21 июняРохит Калсария
в
Открытие себя
9 0005Внутренние размышления и безграничные открытия
2 минуты чтения·18 июня
Тьяго Беле
в
5 общих моментов между Ницше и Спинозой
От свободы воли к мировому нравственному порядку
·7 мин. чтения·5 сентября 2021 г.Просмотреть все от Тьяго Беле
Рекомендовано Medium
Nick Wignall
4 простых привычки для спокойствия
9000 5#1: Управляйте факторами стресса, а не стрессом
·9 min read·Jul 2Неприлично
10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…
·4 мин чтения·16 февраля 2022 г.Списки
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·227 сохранений
Самосовершенствование 101
20 этажей·236 сохранений
Производительность 101
20 рассказы·253 сохранения
Как давать трудные отзывы
7 рассказов·97 сохранений
Ник Виньялл