Урок 1. Теории и стили лидерства
Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления.
Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство. Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.
Содержание:
- Теории лидерства
- Стили лидерства
- Проверьте свои знания
Помимо политической психологии, лидерство изучается социальной психологией, психологией управления, в менеджменте, отраслями других общественных наук. Рассмотрим более детально основные теории и стили лидерства, которыми оперирует современная наука.
Теории лидерства
Известный французский политолог Жан Блондель считал, что понятие политического лидерства возникло тогда же, когда возникли первые объединения людей. По его мнению, лидерские качества были базисом для оценок политической власти, как авторами Античности, так и краеугольным камнем всех основных элитарных концепций современности.
Классические теории лидерства
Классической по праву считается личностная теория лидерства. Подход к изучению качеств лидера с точки зрения характеристик его личности прослеживается уже в текстах древних авторов. Им присуща тенденция к определению портрета идеального правителя как сборного образа предыдущих успешных лидеров. Ранние работы основывались на том, что лидером может стать лишь тот, кто обладает набором определенных черт (качеств) характера, изучали их на примере предыдущих правителей и давали поведенческие рекомендации. Древнейшими источниками изучения этой теории могут служить индийская «Артхашастра», учение Конфуция об управлении, древнекитайский трактат «Дао дэ цзин»; особняком стоят труды выдающихся мыслителей Античности, особенно Платона («Государство», «Политик», «Законы») и Аристотеля («Политика»).
В XIX веке теория личности «великого человека» трансформировалась в разработанную Т. Карлайлом теорию лидерских качеств (Trait Leadership Theory), которая, по сути, усовершенствовала и придала завершенный вид личностной теории. В отличие от убеждений предшественников, которые отмечали, что лидером нужно родиться, авторы новой концепции (Карлайл, Гальтон), изучая качества характера известных личностей прошлого, сосредотачивали внимание также на внешних атрибутах лидерства, таких как образование, опыт, приобретенный в процессе жизни. Подробнее об этой теории читайте тут.
Еще одна классическая теория лидерства выросла из критики теории черт. Теория среды (Contingency Theory) объясняет лидерство не как набор личных характеристик, а как окружающую среду, ситуацию, которая определяет лидера и его действия. Разработанный в конце 1940-х-начале 1950-х гг., этот подход разделяли Стогдилл, Манн и др. Из их разработок выросли новые концепции лидерства, был применен поведенческий и ситуационный анализ этого явления. В то же время, теория среды стала началом возникновения интеграционного подхода к изучению лидерства, который объединяет ее и теорию черт. Последняя, к слову, разрабатывается многими учеными и сегодня.
Основные современные теории лидерства
Современные исследования лидерства опираются на усовершенствованные подходы к определению и изучению лидерства, выработанные за последние 50 лет.
Поведенческая теория лидерства (Behavioral Theory) в отличие от теории качеств более прогрессивная, поскольку утверждает, что лидерские качества можно приобрести в процессе жизни, научится им, ведь они не всегда присущи человеку от рождения. В результате проведенных в университетах Огайо и Мичигана исследований, ученые пришли к выводу, что в лидерстве преобладают две поведенческие категории – ориентация на задачу и ориентация на людей. Также этот подход детально изучает стили лидерства, что заставляет многих авторов, специализирующихся на проблемах эффективного менеджмента, обращаться к данной теории.
Подробнее о поведенческом подходе в лидерстве вы можете посмотреть данный видеоролик:
Ситуационная теория лидерства (Situational Theory) была разработана в конце 1960-х гг. Полем Херси и Кеном Бланшаром. Этот подход также широко апеллирует к стилям лидерства, но основанным на ситуациях, в которых проявляются лидерские качества и навыки.
Подробнее об этом подходе можно узнать в этом видео:
И теперь пора побеседовать о стилях лидерства.
Стили лидерства
Дж. Гарднер уверен, что «лидерство – это процесс убеждения последователей с целью достижения проводимых лидером идей». Стиль лидерства подразумевает ответ на вопросы: как реализовать планы, как мотивировать людей на достижение поставленных целей? В зависимости от методов и средств, сегодня выделяются
✔ | Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми членами поставленных заданий, доверием и участием лидера. |
✔ | Авторитарный стиль. Автократический лидер имеет достаточную власть, чтобы принимать решения самостоятельно и навязывать их подчиненным, используя при этом административные методы влияния. В качестве примера авторитарного коммуникативного поведения можно рассматривать регулировщика движения или профессора, который определяет темы рефератов студентов. |
✔ | Либеральный или стиль невмешательства. Лидер задает лишь общее направление работы и не принимает активного участия в процессе принятия решений, его последователи имеют полную автономию в действиях и сами организовывают процесс. |
✔ | Патерналистский стиль. |
✔ | Транзакционный стиль лидерства. Наиболее часто применяемый в менеджменте. Лидер такого типа призван мотивировать сотрудников путем разработки системы наград и поощрений с целью поддержания показателей производства. |
Дополнительные материалы к данному уроку
Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:
- Модель Адизеса: как стать эффективным руководителем
- Модель эффективного руководства Фреда Фидлера
Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Теперь, когда мы имеем общее представление о теориях и стилях лидерства, перейдем к уроку о качествах лидера.
Сергей Крутько← Лидерство2 Качества лидера →
Теории лидерства и стилей руководства
Теории лидерства и стилей руководства [c.411]Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
[c.490]Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отноше- [c.490]
Лидерство. Влияние. Власть и ее формы ( власть, основанная на принуждении власть, основанная на вознаграждении традиционная власть экспертная власть власть, основанная на харизме). Баланс власти. Руководство. Стили руководства. Теория X и У . Теория управленческой решетки и ее практическая значимость. Выбор стиля руководства в зависимости от уровня зрелости подчиненных. [c.166]
Фидлер исходил из предположения, что стиль руководства изменить очень трудно. Поэтому он выступал за проектирование ситуации, в которую будет помещен руководитель со сложившимся стилем. Важен и вывод о том, что каждая ситуация, в которой проявляется руководство, всегда есть сочетание действий руководителя, поведения его подчиненных, времени, места и других обстоятельств.
Отказавшись от исследований черт личности как бесперспективных, ученые в области теории организации и управления обратились к наблюдениям скорее за тем, что делают руководители, а не какими чертами они обладают, т. е. за поведением руководителя. Таким образом, важный вклад поведенческого подхода в теории лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т. е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. [c.414] Представим себе огорчение руководителя отдела кадров, которому наконец удалось убедить высшее руководство в том, что средний руководящий персонал компании только выиграет от того, что пройдет курс обучения на тему человеческих отношений. Подобный учебный курс найден, за него заплатили и производительность на некоторых участках повысилась, в то время как на других этот показатель снижается. Ситуативная теория объясняет это следующим образом. Возможно, что мотивированные на выполнение задания менеджеры, которым случайно было доверено руководство группами в благоприятных или неблагоприятных ситуациях лидерства, изменили свой стиль руководства в достаточной мере и переориентировались на человеческие отношения так, как их научили на семинаре. Теперь, когда их стиль уже не соответствует реальной ситуации, в которой находится их группа, продуктивность падает. Те же руководители, у которых эффективность повысилась, вероятно, с самого начала не соответствовали ситуации. Первоначально они, возможно, были мотивированы на задание, попали в умеренно благоприятные групповые ситуации, где наиболее эффективным был бы лидер, движимый стремлением наладить отношения. Семинар, который помог им сконцентрировать внимание на человеческих отношениях, должен был, как ожидалось, улучшить их продуктивность.
Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усиливалось примерно в тот же период, когда в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому в следующем разделе главы мы анализируем понятие «стиль руководства» и даем описание таких важных категорий, как автократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работу, и стиль, ориентированный на человека. [c.543]
Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т. е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и» побудить их к достижению целей организации.
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать или обосновать какую-либо теорию. Мы разделяем ситуационный подход к лидерству и полагаем, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации.
[c.566]Три ситуативных модели руководства повлияли на развитие теории лидерства. Подход «путь-цель» исходит из того, что руководитель мог сделать и сделал для облегчения пути или средств, с помощью которых подчиненные достигают цели. В рамках модели жизненного цикла руководителя утверждается, что наиболее эффективный стиль руководства всегда разный — в зависимости от зрелости исполнителей. Модель принятия решений руководителем основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях. Хотя ни одна из теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Не существует какого-то одного оптимального стиля лидерства. [c.508]
Руководство (и лидерство), как и менеджмент в целом, является искусством. Это подтверждается тем, что не удалось исследователям разработать или обосновать теорию такого стиля. Важным является вывод, сделанный в рамках ситуационного подхода к лидерству, о необходимости уметь применять определенный стиль в соответствующей ситуации. В то же время следует учитывать, что организационная культура может существенно влиять на практику менеджмента в организации. [c.159]
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усиливалось примерно в тот же период, когда в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому в следующем разделе главы мы анализируем понятия стиль руководства и даем описание таких важных категорий, как автократический стиль, демократический сткль, стиль, ориентированный на работу и стиль, ориентированный на человека. [c.490]
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕВИНА. Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. Это исследование было проведено раньше, чем МакГрегор описал руководителей в свете своих теорий X и Y . Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики. Эти мальчики были разделены на несколько групп и распределены по различным клубам во главе каждого стоял взрослый, исповедывавший автократичный, демократичный и либеральный (попустительский — Прим. научи. реА) стили руководства. Laissez-faire — французские слова, означающие не трогайте, оставьте . ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ поступает именно так. Подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Авторитарное [c.492]
Классифицировать стили руководства можно путем сравнения авто-кратичного и демократичного континуумов. Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям X и Y МакГрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности — сосредоточенные на работе (теория А ), до другой — сосредоточенные на человеке (теория У ). Этот континуум представлен на рис.17.2. [c.493]
Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства. [c.13]
Вместе с тем поведенческие концепции лидерства основаны на очень широком спектре измерений лидерского поведения, которое получает многочисленные трактования, что резко усложняет их практическую апробацию. По этим причинам, в частности, концепции лидерского поведения не дали ответа на вопрос о связи лидерства с такими важными показателями выполнения работы, как эффективность, производительность и удовлетворенность. К мысли о том, что существует самый лучший стиль руководства, как предлагали представители этого подхода, нужно относиться с осторожностью. В то же время идея наводит на мысль о том, что определенную обоснованность могут иметь теории ситуативного руководства. [c.415]
Теория жизненного цикла. Так назвали П. Херси и К. Бланшар разработанную ими ситуационную теорию лидерства, согласно которой эффективность стилей руководства зависит от зрелости исполнителей. Зрелость отдельных исполнителей и групп определяется способностью нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели. В зависимости от выполняемой задачи отдельные лица и группы проявляют различный уровень зрелости . Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями. На основании этой субъективной оценки руководитель и определяет сравнительную зрелость конкретного лица или группы. [c. 237]
Ситуационный подход к изучению лидерства (Situational approa h) — базируется на вероятностных теориях лидерства, является наиболее современным и чаще всего используемым на практике. В основе его лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в ходе анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов. [c.404]
Исследования Левина. Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левином и его коллегами7. Это исследование было проведено раньше, чем МакГрегор описал руководителей в свете своих теорий «X» и «Y». Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики. Эти мальчики были разделены на несколько групп и распределены по различным клубам во главе каждого стоял взрослый, исповедовавший автократичный, демократичный и либеральный (попустительский. — Прим. неуч, ред.) стили руководства. «Laisse fain» — французские слова, означающие «не трогайте, оставьте». Либеральный руководитель поступает именно так. Подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за своей работой. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя руководитель определяет все стратегии группы никаких полномочий группе не делегируется. Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении ответственность не концентрируется, а распределяется. Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя группа имеет полную свободу принимать собственные решения. [c.546]
Еще одна ситуационная модель лидерства, во многом аналогичная модели Фидлера и имеющая много общего с теорией ожидания, относящейся к мотивации, была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом28. Их подход под названием «путь — цель» также указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. [c.558]
Четыре ситуативные модели руководства повлияли на развитие теории лидерства. Ситуативная модель Филлера рассматривает три переменные отношения между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полномочия. Подход «путь—цель» Митчела и Хауса исходит из того, что руководитель мог сделать и сделал для облегчения пути или средств, с помощью которых подчиненные достигают цели. В рамках модели жизненного цикла руководителя Херси и Бланшара утверждается, что наиболее эффективный стиль руководства всегда разный — в зависимости от зрелости исполнителей. Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях. Хотя ни одна из этих теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Не существует какого-то одного, оптимального стиля лидерства. [c.567]
Руководитель — лидер, по определению Ф. Селзника, должен владеть искусством создания организации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сформировать организм, который бы воплощал в себе новые и вечные ценности 2°. Руководитель работает прежде всего с эмоциональными и духовными ресурсами организации, то есть с потребностями, мотивами и желаниями работников, стремясь использовать их в целях достижения успеха и процветания организации. Как считал один из выдающихся лидеров реорганизации американской промышленности Ли Якокка (скромно называвший себя менеджером), на первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных составляющих мало что удастся сделать . Кстати, другие специалисты в области теории и практики современного управления, например, Н. Тичи и М. Деванна, относят Ли Якокку к немногочисленной категории лидеров реорганизации . Умение повести людей за собой представляет собой главный критерий настоящего руководителя. П. Друкер определял лидерство (вспомним, что в английском языке это — синоним руководства) как способность поднять человеческое видение на уровень более высокого кругозора, формировать личности, выходя за обычные, ограничивающие их рамки. От деятельности руководителя или узкой группы руководителей организации зависит ее успех, процветание да и само существование, а также — и благополучие ее работников. Личные качества руководителя, проявляющиеся в его поведении, накладывают существенный отпечаток на стиль деятельности организации, кадровую политику, на самочувствие и удовлетворенность трудом работников. [c.170]
10 теорий лидерства, которые необходимо освоить для достижения успеха в управлении в 2023 году
Теории лидерства объясняют, как и почему конкретные люди становятся лидерами. Они подчеркивают характеристики характера и действия, которые люди могут предпринять для улучшения своих лидерских навыков. Основные качества, которые лидеры назвали важными для эффективного лидерства, включают:
Согласно исследованию, эти качества считаются наиболее важными лидерами во всем мире. А теории лидерства помогают пролить свет на то, как лидеры используют и развивают эти качества. В последнее время теории лидерства стали более систематизированными, что упрощает их понимание, обсуждение и оценку на практике.
1. Трансакционная теория или теория управления
Во времена промышленной революции эта теория транзакций была разработана для повышения производительности компании. Это подход к лидерству, который подчеркивает ценность иерархии для повышения организационной эффективности. Эти менеджеры придают большое значение структуре и используют свои полномочия для обеспечения соблюдения правил, чтобы вдохновить персонал работать наилучшим образом. В соответствии с этой философией работники вознаграждаются за достижение поставленных целей. Концепция также предполагает, что работники должны подчиняться управленческим директивам.
Менеджеры, практикующие транзакционное лидерство, следят за своими сотрудниками, следя за тем, чтобы они получали вознаграждение за достижение контрольных точек и наказывались, когда они не дотягивали. Однако эти руководители не служат толчком для расширения компании. Вместо этого они концентрируются на соблюдении политик и стандартов организации, чтобы гарантировать, что все идет по плану.
Лидеры, практикующие транзакционное лидерство:
- Нацельтесь на ближайшие цели.
- Поддержка стандартизированных процессов и правил
- Последние изменения
- Препятствовать оригинальным мыслям
- Акцент на собственных интересах
- Поощрять производительность
Когда есть задачи, которые четко сформулированы, и главная цель — закончить работу, транзакционное лидерство работает хорошо.
2. Теория трансформации
Отношения между руководителями и персоналом могут помочь организации, согласно трансформационной теории управления. Эта теория лидерства утверждает, что эффективные лидеры вдохновляют работников делать больше и больше того, на что они способны. Лидеры разрабатывают видение для членов своей команды и мотивируют их реализовать его.
Моральный дух сотрудников поднимается и вдохновляется трансформационными лидерами, что помогает им работать лучше. Эти менеджеры поощряют сотрудников своими делами, а не словами, потому что они специализируются на том, чтобы подавать пример.
лидера, практикующие трансформационное лидерство:
- Самоуправление
- Подайте пример
- Придать взаимодействию высокий приоритет
- Будьте активны в своей работе
- Способствовать развитию сотрудников
- Восприимчивость к свежим идеям
- Рискуйте и делайте трудный выбор
Трансформационные лидеры, в отличие от транзакционных лидеров, отдают приоритет неудачным процессам и собирают сотрудников, которые хорошо ладят друг с другом для достижения общих корпоративных целей. Кроме того, эффективные руководители отдают приоритет требованиям организации и ее сотрудников перед своими собственными.
3. Теория непредвиденных обстоятельств
Согласно гипотезе непредвиденных обстоятельств, не существует единственно правильного способа управления организацией. Определение оптимальной стратегии руководства организацией к достижениям зависит как от внутренних, так и от внешних соображений. Согласно теории непредвиденных обстоятельств, правильный кандидат должен соответствовать правильному сценарию.
Следующие элементы влияют на стиль руководства, основанный на теории непредвиденных обстоятельств:
- Подход к управлению
- Рабочая скорость
- Организационная политика и культура
- Служебный дух
- Уровень зрелости сотрудников
- Отношения между коллегами или членами команды
- Организационные цели
- Окружающая среда и рутина на работе
Стратегия управления, которая поможет организации достичь своих целей в конкретной ситуации, определяется лидером.
Согласно этой точке зрения, ситуации определяют, эффективны ли лидеры. Как бы ни был успешен лидер, поясняет идея, всегда будут возникать трудные ситуации. В нем подчеркивается, что лидеры осознают, что условия в сочетании с их способностями играют роль в их достижениях.
4. Теория ситуаций
Подобно теории непредвиденных обстоятельств, эта идея подчеркивает важность контекста и утверждает, что лидер должен приспосабливаться к меняющемуся контексту для достижения целей и вынесения суждений. Уровень компетентности и самоотверженности членов команды может повлиять на то, как эти лидеры решат руководить.
Ситуационное лидерство согласно ситуационной теории:
- Развитие связи с рабочей силой
- Поощряйте сотрудников
- Распознать, когда в данной ситуации требуются альтернативные философии лидерства
- Разработка команд и организационных единиц
Идея также выделяет четыре основных стиля руководства:
- Рассказывание: Менеджеры инструктируют сотрудников о том, что необходимо сделать и как это сделать.
- Продажа: членов команды убеждают принять концепции или идеи лидера.
- Участие: Эффективные лидеры поощряют членов своей команды принимать активное участие в процессах решения проблем и принятия решений.
- Делегирование: ограничивая свое участие, лидеры передают большую часть работы команде. Такие лидеры полагаются на группу для принятия решений, но они всегда готовы дать совет.
Теория перечисляет несколько основных черт ситуационного лидера, таких как способность решать проблемы, доверие, приспособляемость, проницательность и коучинг.
5. Теория великого человека
Одна из первых теорий лидерства делает предположение, что эти качества являются врожденными, что указывает на то, что лидерами рождаются, а не создаются, и им нельзя научиться. Эта гипотеза утверждает, что лидер обладает определенными врожденными человеческими характеристиками, такими как:
- Гламур
- Решающий
- Мудрость
- Смелый
- Напористость
- Апелляция
Эта точка зрения подчеркивает тот факт, что людей нельзя научить быть эффективными лидерами. Это качество, которое либо есть, либо его нет. Эти способности приходят естественным образом, поэтому вы не можете изучить их или пройти обучение по ним.
Кроме того, идея состоит в том, что эти лидерские качества неизменны во времени и применимы ко всем организациям, независимо от условий, в которых работают эти лидеры. Идея о том, что исключительные лидеры появляются, когда они необходимы, является еще одним принципом этой идеологии лидерства.
6. Теория черт характера
Теория великого человека расширена теорией черт лидерства, которая основывается на идее о том, что эффективные лидеры обладают определенными личностными качествами и особенностями поведения. Благодаря этим качествам они могут стать эффективными лидерами в ряде обстоятельств. Это также продвигает идею о том, что некоторые люди более одарены лидерами от природы, чем другие. У эффективных людей есть увлечения и черты характера, которые сильно отличаются от таковых у нелидеров.
Основные характеристики успешного лидера:
- Эмоциональное равновесие
- Признание своего долга
- Компетентность
- Распознавание препятствий
- Думать с действием
- Мотивационные способности
- Таланты в общении
- Прочность и гибкость
- Принятие решений с уверенностью
Вы можете узнать больше о своих недостатках и сильных сторонах с помощью этой идеи лидерства. Затем вы можете попытаться усилить свои слабые стороны. Идеальный человек для руководящей должности выбирается многими организациями с использованием подхода, основанного на чертах.
7. Бихевиористская теория
Согласно этой точке зрения, лидерские способности человека являются продуктом его окружения. Различные способности к обучению способствуют эффективному управлению. Поведенческая идея утверждает, что лидеры формируются и тренируются, а не рождаются, в отличие от модели лидерства. Другими словами, на эффективность лидера не влияют врожденные черты, потому что лидерские качества определяются поведением. Любой человек способен стать лидером при правильном обучении и обучении.
Согласно теории, чтобы повысить производительность и моральный дух своей команды, менеджеры должны помнить о своем поведении. Эта теория классифицирует менеджеров по следующим категориям в зависимости от стилей руководства, которые она признает:
- Целеустремленные менеджеры
- Лидеры, которые ставят людей на первое место
- Апатичные лидеры
- Эффективные лидеры
- Диктаторские власти
- Текущие власти
- Надежные лидеры
- Проницательные бизнесмены
- Боссы, похожие на папочек
- Руководители загородных клубов
С помощью поведенческой теории легко оценить стиль руководства строителей, бригадиров и любого опытного лидера.
8. Поведенческая теория
Теория поведенческого лидерства фокусируется на действиях лидеров и утверждает, что другие лидеры способны имитировать аналогичные действия. Поскольку это иногда известно, теория замысла утверждает, что успешные лидеры могут также развиваться благодаря обучаемому поведению, а не рождаться с ним. Поведение лидера широко подчеркивается в поведенческих теориях лидерства; эта теория утверждает, что наблюдение за поведением лидера является лучшим показателем того, насколько успешным будет его лидерство. Гипотеза поведенческого обучения делает акцент на поведении, а не на чертах. В соответствии с этой идеей наблюдаемые модели поведения классифицируются как «стили лидерства». Лидеры, ориентированные на задачу, лидеры клубов, лидеры, ориентированные на людей, лидеры-диктаторы, лидеры статус-кво и другие — вот некоторые примеры стилей лидерства.
9. Функциональная теория
Функциональная теория лидерства делает акцент на том, как руководят работой или организацией, а не на том, кто официально назначен лидером. В рамках подхода функционального лидерства способность добиваться цели поддерживается набором моделей поведения людей, а не одного человека.
10. Интегральная психологическая теория
Интегративное лидерство может быть новым стилем лидерства, который поощряет сотрудничество через различные барьеры для продвижения общего блага. Он сочетает в себе теории и методы лидерства, которые уходят своими корнями в пять важных социальных сфер: промышленность, правительство, некоммерческие организации, средства массовой информации и общество.
12 Теории и стили лидерства для менеджеров
Современные теории лидерства говорят нам, что великими лидерами не рождаются, ими становятся. Сможете ли вы освоить навыки, необходимые для того, чтобы привести свою команду к успеху? Абсолютно.
В этой статье мы познакомим вас с основными теориями и стилями лидерства, чтобы вы могли определить, развить и усовершенствовать свой уникальный подход к управлению командой.
Содержание
- Что такое теории лидерства?
- Основные теории лидерства
- Основные стили лидерства
- Найдите время для работы над собой
Что такое теории лидерства?
Теории лидерства — это принципы, объясняющие, как и почему определенные люди становятся лидерами.
Эти теории также направлены на то, чтобы раскрыть черты и модели поведения, которые делают великих менеджеров их je ne sais quoi. Все с целью дать другим возможность узнать и развить свои собственные лидерские навыки.
Как мы обсудим, идеальной теории лидерства не существует. Разные ситуации требуют разных тактик и стилей, и не каждый сотрудник будет реагировать на каждую из них одинаково.
Вот почему так важно практиковать каждую из этих теорий и узнавать, когда уместно применять каждую из них.
Со временем и вниманием вы сможете овладеть этими навыками и научиться лучше руководить своей командой, а не полагаться на свои врожденные черты характера и надеяться на лучшее.
Основные теории лидерства
1) Поведенческие
Как следует из названия, этот набор теорий лидерства уходит корнями в бихевиоризм и фокусируется на действиях и поведении человека, а не на его психических качествах или внутреннем состоянии ума.
Теория поведенческого лидерства является самым сильным сторонником идеи о том, что люди могут научиться становиться великими лидерами посредством наблюдения и практики.
Он часто находится в прямом противоречии с одной из других теорий лидерства в этом списке — принципом «великого человека», — но в последние годы он справедливо затмевает и развенчивает этот устаревший пережиток 20-го века.
Подробнее о теории «Великого человека» далее в этой статье.
2) Непредвиденные обстоятельства
Теории лидерства в непредвиденных обстоятельствах утверждают, что не существует единственно правильного способа справиться с любой ситуацией. Вместо этого теория непредвиденных обстоятельств фокусируется на конкретных переменных среды, которые могут помочь менеджерам определить, какой тип лидерства лучше всего подходит их команде.
Эта теория предполагает, что достижение баланса между поведением, потребностями и контекстом ведет к успеху.
По-настоящему эффективные лидеры на случай непредвиденных обстоятельств сосредотачиваются не на собственных качествах, а на создании баланса между потребностями своих непосредственных подчиненных, текущей ситуацией и поведением, которое они и их команда демонстрируют.
3) «Великий человек»
Как мы упоминали ранее, теория лидерства «Великий человек» в значительной степени потеряла популярность, потому что она утверждает, что великие лидеры рождаются с необходимыми навыками — например, харизмой, уверенностью, интеллектом, др. — уже присутствуют в их составе.
Эта группа теорий лидерства предполагает, что люди не могут научиться тому, как стать сильными лидерами — у них это либо получается, либо нет.
Совокупность доказательств, собранных за последние несколько десятилетий и представленных другими семью теориями лидерства в этом списке, во многих отношениях показала, что теория «великого человека» не только ложна, но и крайне предвзята.
Не говоря уже о его дикой эксклюзивности и неспособности включить в него другие группы людей, которые, очевидно, очень способны стать великими лидерами.
4) Менеджмент
Теории управленческого лидерства, также известные как теории транзакционного лидерства, подчеркивают роль надзора, организации, групповой работы и системы вознаграждений и наказаний для достижения цели.
Во многих отношениях теория управления является основой современного управления бизнесом.
Когда сотрудники добиваются успеха или превосходят ожидания, руководство тем или иным образом вознаграждает их. Когда сотрудники терпят неудачу или не доводят дело до конца, руководство тем или иным образом наказывает (например, выговаривает) их.
Эта группа теорий исходит из того, что работники в основном мотивированы внешними факторами, такими как оплата и льготы, а не внутренней мотивацией.
Теория стиля лидерства часто может быть эффективной в краткосрочной перспективе, но результаты могут исчезнуть в долгосрочной перспективе.
5) Партисипативный
Теории партисипаторного лидерства основаны на идее о том, что великие лидеры принимают во внимание вклад других.
Например, менеджеры, работающие с учетом теории участия, поощряют вклад команды, чтобы помочь им почувствовать себя более значимыми и частью процесса принятия решений.
Это не обязательно означает, что партисипативное лидерство более демократично, чем другие теории в этом списке — менеджеры по-прежнему могут разрешить или внедрить вклад по своему усмотрению — но оно делает больший акцент на командном участии.
Такой вид сотрудничества может привести к повышению вовлеченности сотрудников, что является важным элементом удержания сотрудников.
6) Отношения
Теории лидерства в отношениях — также известные как Трансформационная теория — придают большее значение связям, которые лидер устанавливает с членами своей команды.
Трансформационные лидеры мотивируют, вдохновляют и направляют сотрудников, следя за тем, чтобы каждый понимал важность и высшее благо поставленной задачи.
Менеджеры, которые подходят к руководству таким образом, часто заботятся о производительности команды в целом, но также хотят, чтобы каждый человек реализовал и полностью реализовал свой потенциал.
7) Ситуационный
Теории ситуационного лидерства предполагают, что менеджеры выбирают наилучший образ действий в зависимости от ситуации.
Таким образом, другой стиль руководства может быть более подходящим для определенных типов мероприятий по принятию решений.
Например, если лидер группы наиболее осведомлен, он может выбрать автократический стиль.
Если, с другой стороны, группа состоит из экспертов, лидер может выбрать стиль участия (подробнее об автократическом и стиле участия далее в этой статье).
8) Черта
Черта Теории лидерства утверждают, что хорошие управленческие навыки сводятся к определенным чертам личности, таким как уверенность в себе и смелость.
В некотором смысле теория черт похожа на теорию «великого человека», упомянутую ранее, но без аспекта «все или ничего». Вы можете родиться с определенными качествами, которые сделают вас великим лидером, но вы также можете развить эти навыки с помощью практики и повторения.
Основные стили лидерства
Теории лидерства, упомянутые выше, дают начало нескольким общим категориям стилей лидерства, которые, в свою очередь, порождают большое разнообразие стилей с более конкретными названиями.
Для получения дополнительной информации об этих конкретных названных стилях найдите несколько минут, чтобы прочитать эту статью из блога Sling: 14 типов стилей управления для эффективного лидерства.
1) Автократический
В основе автократического стиля руководства лежит сильный централизованный контроль из единого источника власти.
В этом стиле приказы поступают сверху вниз, члены команды не имеют возможности вносить свой вклад, и ожидается, что они будут выполнять их без возражений.
Менеджер, работающий в авторитарном стиле, обычно мотивирует своих непосредственных подчиненных с помощью вознаграждений и штрафов (например, теории лидерства руководства) и склонен много делать во время кризиса или когда требуются немедленные действия.
При постоянном применении автократический стиль может вызвать у сотрудников страх или неприязнь к руководству и ухудшить отношения между работником и работодателем.
2) Консультативный
При консультативном стиле руководства менеджеры поощряют двустороннее общение между собой и своими непосредственными подчиненными (в отличие от общения только сверху вниз в авторитарном стиле).
Консультирующие менеджеры часто проводят обсуждения с членами команды, чтобы услышать их мнение и получить их мнение, прежде чем принять окончательное решение самостоятельно.
Поскольку этот стиль добавляет шаг для менеджера, т. е. консультации с командой, он может замедлить процесс обсуждения и задержать внедрение важных изменений.
В правильном контексте или ситуации консультативный стиль руководства является эффективным способом вовлечения членов команды в более широкую деятельность бизнеса. Однако слишком частое использование может стоить вашей компании времени и денег.
3) Участие
Стиль лидерства, основанный на участии, способствует расширению возможностей сотрудников и вовлекает всех членов команды в руководство проектом или бизнесом в целом.
Он также поощряет каждого сотрудника быть более самостоятельным и внутренне мотивированным, а не зависеть от указаний других и внешних вознаграждений.
Стили участия часто используются предприятиями, сотрудники которых имеют одинаковые способности и навыки.
4) Убедительный
Убедительный стиль руководства характеризуется сильным централизованным контролем, который принимает решения для бизнеса. Однако убедительные лидеры не торопятся задавать вопросы, а не выдвигать ультиматумы.
Точно так же, как только убедительные лидеры придут к выводу, они обсудят с членами команды основу для процесса принятия решений.
Найдите время для работы над собой
Будучи занятым менеджером, может быть чрезвычайно трудно найти время для работы над собой, внедрения этих теорий лидерства и улучшения методов работы.
Как мы упоминали выше, не существует единственной наилучшей теории лидерства. Каждому предприятию, группе и отдельному лицу потребуется продуманный подход. Вот почему так важно находить время для изучения и применения этих теорий на практике.
Вот тут-то и пригодятся такие инструменты, как Sling.
Sling — это программный пакет, единственной целью которого является оптимизация и упрощение каждого аспекта управления вашей рабочей силой, и все это с целью дать вам больше времени для работы над тем, чтобы выяснить, какая из основных теорий лидерства подходит именно вам.