Психологические основы стилей лидерства | Статья в журнале «Молодой ученый»
Автор: Семина Дарья Витальевна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.
Дата публикации: 14.09.2022 2022-09-14
Статья просмотрена: 101 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 3 (pdf)
Библиографическое описание:Семина, Д. В. Психологические основы стилей лидерства / Д. В. Семина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94876/ (дата обращения: 03.02.2023).
В статье автор даёт характеристику типам лидерства и анализирует проводимые исследования в этом аспекте психологической науки.
Ключевые слова: лидер, стили лидерства, руководитель, теории лидерства, исследование.
В начале ХХ века произошел процесс смены модели лидерства, как научного управления, в основе которой лежал интерес не к самому работнику, а к оптимальности рабочей среды, на иную модель базирующуюся на взаимоотношениях между людьми. Решающую роль в этом процессе сыграл Хоуссонский эксперимент, в котором изучали, как изменения в предметной среде влияют на рабочую мотивацию. Но постепенно курс исследования сменился в сторону психологического аспекта, при котором рассматривалось взаимодействие рабочих с руководителем.
Было отмечено, что продуктивность рабочих возрастала в разы, когда они чувствовали расположение к ним начальства, заботящегося об улучшении условий труда, этот феномен назвали «эффектом заботы» [2 с. 89].Существует множество теорий лидерства используемых для определения стилей лидерства, но все они классифицируются на две основные теории: теория Х или теория Y [3 с. 7].
На основании первой из них лидер должен обладать чертами диктатора. Теория Х базируется на следующих взглядах (люди не любят работать; работников нужно заставлять трудиться, наказывать и манипулировать ими; люди хотят быть управляемыми и избегают ответственности).
Согласно теории Y, всё обстоит иначе: (люди работают с удовольствием; большинство работников руководствуется самодисциплиной; стремятся к ответственности; поощрение — это способ для вдохновения людей). Согласно этой теории, руководитель должен прислушиваться к нуждам работников.
Данные теории являются крайними полюсами стилей лидерства.
В этом ключе проводили свои исследования К. Левин и Р. Липпит. Они выделили три основных стиля лидерства:
- Авторитарный стиль;
- Демократический стиль;
- Попустительский стиль.
При авторитарном стиле решение принимается единолично лидером. Руководитель не даёт подчиненным проявлять инициативу.
При демократическом стиле в процесс принятия решений вовлечены сотрудники. Лидер стимулирует активность в принятии решений и разделяет ответственность за принятые решения с коллективом.
При попустительском стиле лидер предоставляет полную свободу в принятии решений коллективу.
Во всех перечисленных стилях, лидерство содержит две стороны: техническую и содержательную. Решения, предлагаемые лидером — это содержательная сторона. Техническая же сторона — это варианты и способы этих решений.
Многие современные исследователи пытаются ввести всё новые понятия типов лидерства: лидер — умелец, лидер — генератор, лидер — эрудит, лидер — инициатор. Однако есть некоторая трудность, ведь феномен лидерства описан неопределенно и не существует четкого разделения между «лидером» и «руководителем». Г. М. Андреева считает, что нет конкретных схем, охватывающих все стороны стилей лидерства [1 с. 374]. С ее точки зрения является ошибочным допущение, что лидер и руководитель — непременно одно лицо.
Г. М. Андреева, рассматривает лидерские стили с точки зрения формальной и содержательной стороны, опираясь на исследования Левина и Липпета, данные характеристики приведены в таблице 1.
Таблица 1
Стили лидерства по Левину и Липпету их содержательные и технические характеристики
Стили лидерства | Формальная сторона | Техническая сторона |
Демократический | Общение в форме предложений. Товарищеский тон. Похвала или наказание сопровождаются советами. Позиция лидера внутри группы. | Мероприятия планируются в группе. Все отвечают за реализацию предложений. Вся работа обсуждается. |
Попустительский | Тон — консервативный. Отсутствие похвалы или наказания. Никакого сотрудничества. Позиция лидера вне группы. | Лидер не дает указаний. Дела идут сами собой. Работа складывается из отдельных интересов. |
Авторитарный | Распоряжения краткие, деловые. Запреты, угрозы, отсутствие снисхождений. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера вне группы. | Дела в группе планируются заранее в полном объеме. Определены лишь непосредственные цели. Решающий голос за руководителем. |
Исследования Левина показали, что хотя при демократическом стиле руководства был наивысший уровень удовлетворенностью работой и наблюдалось активное стремление к творчеству, но в группе с авторитарным стилем лидерства фиксировались самые высокие продуктивности. Попустительский стиль приводил к снижению качества и объема производительности по причине частых конфликтов и беспорядков. Таким образом, можно сделать вывод, что выбор стиля лидерства зависит во многом, от содержания деятельности.
В свою очередь по результатам других исследователей достижение эффективности зависит, от практики различных стилей. В современном обществе лидирующую позицию занимает демократический стиль лидерства. Однако, когда речь идет о выполнении работы за короткий срок в группе со средним уровнем образования предпочтительным становится авторитарный стиль. Попустительский стиль эффективен в высокообразованных, креативных группах, при выполнении сложных работ с неопределёнными целями.
Ф. Фидлер активно разрабатывал теорию лидерства, при которой эффективность в управлении, рассматривалась, как функция взаимодействия между чертами ситуации и личностными качествами руководителя.
В основу теории включались следующие понятия: руководитель, который ориентирован на задачу и руководитель, который ориентирован на межличностные отношения. Центром данной теории являлся тот факт, что оценка при анализе продуктивности лидера базировалась на наименее предпочтительном сотруднике (такой сотрудник будет помехой, для лидера ориентированного на задачу).
На основе данной теории разработана Шкала Измерения Предпочтений Сотрудников. Лидеры получившие высокие оценки по этой шкале, налаживали активное общение с сотрудниками, обсуждали ход выполнения задач, в группе пользовались признанием и уважением.
Лидеры, получавшие низкий балл по шкале, характеризовались негативно и были в наибольшей мере ориентированы на задание.
Таким образом, личностно-ориентированный лидер относится к демократическому стилю руководства, а ориентированный на результат к авторитарному.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная / Г. М. Андреева — М.: «Аспект-Пресс, 2000–374 с.
- Васильев В. К. Феноменология лидерства / В. К. Васильев // Общество и политика — СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета 2000 — С. 58–89.
- Радина Н. К. Социокультурные аспекты лидерства: учебно-методическое пособие к курсу «Индивидуальное и политическое лидерство» / Н. К. Радина — Нижний Новгород: Издательство НФ МГЭИ, 2002 — С. 7–11.
Основные термины
(генерируются автоматически): лидер, стиль лидерства, попустительский стиль, авторитарный стиль, группа, позиция лидера, руководитель, демократический стиль, демократический стиль руководства, содержательная сторона.Ключевые слова
исследование, руководитель, лидер, стили лидерства, теории лидерствалидер, стили лидерства, руководитель, теории лидерства, исследование
Похожие статьи
Характеристика и особенности
стилей руководстваКлючевые слова: стиль руководства, авторитарный стиль руководства, демократический стиль руководства, попустительский стиль руководства. Стиль управления предопределяется особенностями организации и представляет собой систему методов…
Сравнение
стилей руководства | Статья в журнале…Теперь определимся, что такое стиль руководства? Стиль руководства — это система психологических воздействий, которые используются руководителем для достижения определенных заданных целей ранее путем влияния на подчиненных или коллег по работе.
О многообразии управленческих
стилей | Статья в журнале…Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства — индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя. ..
Стиль управления коллективом | Статья в журнале… Стиль управления коллективом подразделения (части) — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых педагогических задач, выработки и реализации управленческих решений офицером — руководителем коллектива.
Личностные
качества руководителя и стили руководстваВ статье изучены стили руководства лидера и особенности их восприятия командой.
Тем не менее, автократическое лидерство считается устаревшим стилем лидерства в наши дни, когда молодые работники ценят автономию и менее требовательных боссов.
Стиль управления как неотъемлемая часть успешной. ..Теперь определимся, что такое стиль руководства? Стиль руководства — это система психологических воздействий, которые используются руководителем для достижения определенных заданных целей ранее путем влияния на подчиненных или коллег по работе.
Влияние
стилей руководства на поведение персоналаТеперь определимся, что такое стиль руководства? Стиль руководства — это система психологических воздействий, которые используются руководителем для достижения определенных заданных целей ранее путем влияния на подчиненных или коллег по работе.
Взаимосвязь
стиля управления и трудовой мотивации сотрудниковКлючевые слова: демократический стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, мотивация труда. В настоящее время мотивация труда персонала играет значительную роль в организации, так как благодаря правильному построению системы мотивации улучшается…
Особенности
стилей педагогической деятельностиСтиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями психологии личности преподавателя. Согласно А. К. Марковой стили педагогической деятельности подразделяются на три общих вида: авторитарный, либеральный и демократический [3].
Похожие статьи
Характеристика и особенности
стилей руководстваКлючевые слова: стиль руководства, авторитарный стиль руководства, демократический стиль руководства, попустительский стиль руководства. Стиль управления предопределяется особенностями организации и представляет собой систему методов…
Сравнение
стилей руководства | Статья в журнале…Теперь определимся, что такое стиль руководства? Стиль руководства — это система психологических воздействий, которые используются руководителем для достижения определенных заданных целей ранее путем влияния на подчиненных или коллег по работе.
О многообразии управленческих
стилей | Статья в журнале…Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства — индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя. ..
Стиль управления коллективом | Статья в журнале… Стиль управления коллективом подразделения (части) — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых педагогических задач, выработки и реализации управленческих решений офицером — руководителем коллектива.
Личностные
качества руководителя и стили руководстваВ статье изучены стили руководства лидера и особенности их восприятия командой.
Тем не менее, автократическое лидерство считается устаревшим стилем лидерства в наши дни, когда молодые работники ценят автономию и менее требовательных боссов.
Стиль управления как неотъемлемая часть успешной. ..Теперь определимся, что такое стиль руководства? Стиль руководства — это система психологических воздействий, которые используются руководителем для достижения определенных заданных целей ранее путем влияния на подчиненных или коллег по работе.
Влияние
стилей руководства на поведение персоналаТеперь определимся, что такое стиль руководства? Стиль руководства — это система психологических воздействий, которые используются руководителем для достижения определенных заданных целей ранее путем влияния на подчиненных или коллег по работе.
Взаимосвязь
стиля управления и трудовой мотивации сотрудниковКлючевые слова: демократический стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, мотивация труда. В настоящее время мотивация труда персонала играет значительную роль в организации, так как благодаря правильному построению системы мотивации улучшается…
Особенности
стилей педагогической деятельностиСтиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями психологии личности преподавателя. Согласно А. К. Марковой стили педагогической деятельности подразделяются на три общих вида: авторитарный, либеральный и демократический [3].
Теория лидерства Хауса «Путь – Цель» – Технология тренинга
Теория была разработана Робертом Хаусом и создана на основе Мотивационной теории ожиданий. Модель строится на предпосылке, что восприятие сотрудником влияния затраченных усилий на производительность во многом зависит от поведения руководителя. Лидеры помогают членам группы в получении вознаграждений при помощи определения путей к достижению целей и устранения препятствий для повышения эффективности. Они делают это посредством предоставления информации, поддержки и использования других ресурсов, требующихся сотрудникам для выполнения задачи.
Теория Хауса защищает концепцию «лидерство-служение». Согласно этой концепции. Лидерство не рассматривается как позиция власти. Напротив, лидеры выполняют функции тренеров и координаторов для своих подчиненных. В соответствии с теорией Хауса «путь – цель», эффективность лидера зависит от нескольких факторов, связанных с персоналом и окружающей обстановкой, а также от определенных стилей руководства. Содержание теории демонстрирует следующая схема:
Стили руководства
На схеме описано четыре стиля руководства:
- Директивный: Лидер дает руководящие указания, дает подчиненным понять, чего от них ожидают, устанавливает стандарты производительности и контролирует поведение, когда стандарты качества не соблюдаются. Он разумно использует награды и дисциплинарные меры. Данный стиль руководства идентичен стилю, ориентированному на решение задач.
- Поддерживающий: Лидер дружелюбно относится к подчиненным и показывает личную озабоченность в удовлетворении их потребностей, повышении их благосостояния и благополучия. Этот стиль аналогичен лидерству, ориентированному на людей.
- Соучаствующий: Лидер верит в принятие групповых решений и делится информацией с подчиненными. Он консультирует своих подчиненных в принятии важных решений, связанных с работой, в целях и задачах, а также в путях достижения целей.
- Ориентированный на достижение: Лидер устанавливает сложные задачи и поощряет сотрудников для достижения ими максимальной производительности. Лидер считает, что сотрудники способны надлежащим образом отвечать за выполнение непростых задач. Эта модель аналогична теории целеполагания.
Согласно теории, вышеуказанные стили лидерства не носят взаимоисключающий характер, и лидеры могут выбрать более одного стиля управления, подходящего для определенной ситуации.
Ситуационные факторы
Теория утверждает, что каждый из вышеописанных стилей руководства будет эффективен только в ситуациях одного типа, но не в других. Далее упоминается, что взаимосвязь между стилем руководства и эффективностью зависит от следующих параметров:
- Личностные характеристики сотрудников. В их число входят такие факторы, как потребности сотрудников, локус контроля, опыт, потенциальные возможности, удовлетворенность, готовность уйти из организации и беспокойство. Например, если подчиненные имеют высокую степень отсутствия возможностей, директивный стиль руководства будет излишним, а поддерживающий стиль – наиболее предпочтительным.
- Характеристики рабочей среды. Они включают такие факторы, как структура задач и система формальной власти, динамика команды, которые находятся вне контроля сотрудника. Например, для работников, выполняющих простые и рутинные задачи, поддерживающий стиль будет более эффективным, чем директивный. Подобным образом, соучаствующий стиль гораздо лучше подходит для нестандартных функций, чем для стандартных задач.
При низкой слаженности команды, необходимо использовать поддерживающий стиль руководства, тогда как в ситуациях, где существуют нормы, ориентированные на выполнение командой конкретных задач, наиболее эффективным будет директивный стиль или, возможно, стиль, ориентированный на достижение. Руководители должны применять директивный стиль для урегулирования командных норм, противоречащих формальным задачам команды.
Вывод
Теория была подвергнута эмпирической проверке в ряде исследований и получила серьезную исследовательскую поддержку. Эта модель постоянно напоминает руководителям, что их основная задача в качестве лидеров заключается в оказании помощи подчиненным при определении целей, а затем в оказании содействия при выполнении задач наиболее эффективным и результативным образом. Эта теория является ориентиром для руководителей в повышении степени удовлетворенности подчиненных и уровня производительности.
Теория лидерства «Путь – Цель» — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
- Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
- Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции. (Слайдов в презентации: 1)
Теория лидерства против стиля лидерства | Малый бизнес
Автор Chron Contributor Обновлено 5 октября 2021 г.
Теория лидерства — это дисциплина, которая фокусируется на выяснении того, что делает успешных лидеров успешными в том, что они делают. Основное различие между теорией лидерства и стилем лидерства заключается в том, что стиль лидерства подпадает под общий зонтик теории лидерства.
Другими словами, стиль лидерства является одним из многих примеров, описанных в книгах по теории лидерства. Стиль лидерства фокусируется конкретно на чертах и поведении лидеров. Понимание стилей и теорий лидерства может повысить уверенность менеджера и общую эффективность.
Теория лидерства
Поскольку компании всегда стремятся найти великих лидеров, которые могут привести их к успеху, было приложено много усилий, чтобы выяснить, как они работают. В частности, предприятия пытаются определить характеристики и модели поведения, связанные с лучшими лидерами.
В результате за многие годы было разработано множество теорий лидерства в менеджменте, пытающихся объяснить, что делает лидера великим. Предприятия считают, что если они смогут определить черты, которые делают успешного лидера, они смогут не только быстрее выявить потенциальных лидеров, но и отточить эти конкретные навыки для улучшения.
Примеры теории лидерства
Вначале теории лидерства были сосредоточены главным образом на конкретных характеристиках и поведении лидеров. Однако со временем теории стали больше сосредотачиваться на последователях лидера и контекстуальном характере лидерства. Например, ранние теории, такие как теория великого человека и теория черт, были сосредоточены именно на врожденных качествах, с которыми рождаются лидеры.
На следующем этапе, который включает в себя бихевиористскую теорию, теорию ситуационного лидерства и теорию непредвиденных обстоятельств, внимание сместилось на то, что делают лидеры, а не на то, какими чертами они обладают. Infed.org поясняет, что последний этап включает трансакционную теорию и трансформационную теорию, где исследуются отношения между лидером и его последователями.
Стиль лидерства
Стиль лидерства моделируется поведением лидера, которое охвачено теорией бихевиоризма. В рамках этой категории наблюдаются различные модели лидерского поведения, которые затем классифицируются как стили лидерства. Практикующие менеджеры, как правило, больше всего заинтересованы в изучении этой конкретной теории, потому что с ее помощью лидеры имеют возможность изменять свой стиль, основываясь на убеждениях, ценностях, предпочтениях и культуре организации, в которой они работают.
Примеры стилей лидерства
Стили лидерства можно разделить по-разному, в зависимости от того, какую информацию рассматривают. Например, организация, заинтересованная в том, как принимаются решения, может определить лидеров как авторитарных или демократических. Другая организация может быть больше заинтересована в том, как лидеры управляют людьми и справляются с ситуациями.
Стили лидерства можно охарактеризовать как харизматичный, основанный на участии, ситуативный, транзакционный, трансформационный, тихий или служащий, как поясняется в журнале «Changing Minds». Еще один способ дифференцировать типы стилей лидерства заключается в том, ориентированы ли лидеры на задачи или на людей. Говорят, что лидеры, ориентированные на задачу, обладают тактичным стилем, а лидеры, ориентированные на людей, — стилем инициирующей структуры.
Список литературы
- Изменение ума: стили лидерства
- Infed: Классическое лидерство
Теория лидерства против стиля лидерства
- Поделиться на Facebook
. как они оценивают варианты и почему вносят коррективы. С другой стороны, эти эксперты определяют стиль лидерства, чтобы объяснить, как черты и поведение лидеров позволяют им успешно функционировать в определенных обстоятельствах. Понимание как теории, так и стиля поможет вам научиться адекватно реагировать на стресс и выбирать наилучшие действия в качестве эффективного лидера.
Теория
Теории лидерства, включая черты, поведение, непредвиденные обстоятельства и власть, объясняют, почему одни лидеры добиваются успеха, а другие терпят неудачу. Теории черт определяют качества, присущие успешным лидерам, такие как честность, настойчивость и эмпатия, а теории поведения определяют, как функционируют лидеры. В 1930-е годы Курт Левин описал три типа поведения: авторитарное, демократическое и невмешательство. Другие теории, известные как теории непредвиденных обстоятельств, пытаются предсказать, какой стиль руководства лучше всего работает в той или иной ситуации, в то время как теории власти исследуют, как влияние влияет на успешное лидерство.
Применение теории
Применение правильной теории лидерства в малом бизнесе зависит от того, чего вы хотите достичь. Согласовывая свое поведение со своими стратегическими целями, вы можете сосредоточиться на изучении теорий, наиболее подходящих для вашей компании. Например, если вам нужно приспособиться к быстрым изменениям в отрасли из-за совершенствования технологий, сосредоточьтесь на теориях непредвиденных обстоятельств и трансформационного лидерства. Теория ситуационного лидерства Херси-Бланшара объясняет, как связать ваш подход к лидерству с навыками и уровнем опыта ваших подчиненных. Чем опытнее сотрудники, тем меньше вам нужно вовлекаться в повседневную руководящую деятельность.
Стиль
Стиль лидерства, такой как дальновидный, наставнический, совместный, консенсусный, задающий темп и командный, описывает действия, которые лидеры предпринимают со своими подчиненными для достижения краткосрочных и долгосрочных целей. Как правило, каждый в организации использует тот или иной стиль руководства в тот или иной момент в течение дня. Чтобы способствовать обучению и развитию, предоставьте своим сотрудникам возможность повысить осведомленность об их собственном стиле руководства и развить навыки и знания, необходимые для вашей компании. Программа OpenCourseWare Массачусетского технологического института предоставляет доступ к бесплатным учебным материалам по развитию лидерских качеств.
Применение стиля
Эффективное применение стиля лидерства в ситуации включает всестороннюю первоначальную оценку, рассмотрение альтернатив и действий, а также оценку результата. Эффективные лидеры учатся на своих ошибках и корректируют свой стиль в последующих случаях. Например, при переходе на новый способ работы эффективный руководитель обычно выбирает визионерский стиль, чтобы с энтузиазмом сообщать о будущем состоянии, описывать необходимость изменений и мотивировать подчиненных следовать его примеру. Использование командного стиля в этом случае, как правило, лишает сотрудников избирательных прав и способствует снижению морального духа, снижению производительности и плохим показателям удержания сотрудников.
Ссылки
- MindTools: Основные теории лидерства
- Массачусетский технологический институт: Развитие лидерства
- ChangeMinds.org: Шесть эмоциональных стилей лидерства
- Руководитель розничной торговли: Какой у вас стиль руководства?
Ресурсы
- Лидерство: сила эмоционального интеллекта; Дэниел Гоулман
Писатель Био
Тара Дагган — специалист по управлению проектами (PMP), специализирующийся на управлении знаниями и разработке учебных программ.