Теория бихевиоризма кратко: бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм / Skillbox Media

Содержание

Бихевиоризм в психологии — его плюсы и минусы

Автор Олег Кучеренко На чтение 4 мин Просмотров 2.3к.

Бихевиоризм – определенное направление в психологии, изучающее поведение человека в обществе. Его используют в современной психотерапии для лечения различных фобий человека. Термин был введен американским психологом Дж. Уотсоном.

Его теория заключалась в том, что поведение человека зависело от реакций организма на различные импульсы внешней среды (формула S →R). Взаимосвязь между стимулом и реакцией значительно усиливается, если она чем-то подкрепляется.

Это может быть как положительный стимул (одобрение, материальное вознаграждение, достижение цели), так и отрицательный (критика, неодобрение, наказание). При этом положительное влияние позволяет запомнить человеку свое поведение и использовать данную модель при любом удобном случае.

И наоборот, если модель поведения вызывает только отрицательное влияние, человек ищет более эффективные способы.

Содержание

  1. Основы теории бихевиоризма
  2. Методика изучения поведения
  3. Плюсы теории
  4. Минусы теории
  5. Заключение

Основы теории бихевиоризма

Основная суть бихевиоризма заключается в том, что поведение индивида полностью зависит от его взаимодействия с окружающей средой. Представители этого течения уверены в том, что наша реакция на стимулы формирует наше поведение.

Таким образом, используя данное направление, мы можем изучить собственное поведение, путем систематического наблюдения, не учитывая при этом собственные эмоции и настроение, так как они имеют субъективный характер.

Дж. Уотсон считал, что при желании человека можно обучить всему, не учитывая при этом генетические особенности или личностные характеристики. Естественно обращая внимание на физические возможности человека.

Методика изучения поведения

В психологии выделяют несколько методик, способных объяснить разные модели поведения:

  1. Наблюдение за животным без применения медицинских приборов – визуальная оценка тех или иных ответных реакций, появлявшихся у объекта наблюдения при воздействии разных стимулов.
  2. Активное наблюдение с помощью приборов – процесс наблюдения сопровождался применением специальной техники, которая фиксировала любые изменения показателей организма (частота сердечных сокращений, дыхание и т.п.) при воздействии различных стимулов или факторов внешней среды.
  3. Тестирование – полный анализ поведения человеческого организма. Каким образом человек выбирает определенный способ реагирования на те или иные стимулы.
  4. Дословная запись – такой метод исследования построен на самонаблюдении. В роли испытателя и испытуемого должен выступать один и тот же человек. За основу брались именно мыслительные процессы, которые отображались речевыми выражениями.

Современная психотерапия на данном этапе использует множество методик, которые основаны на теории бихевиоризма. Они позволяют бороться с разными страхами (фобиями) человека.

Каждое направление, которое возникает в результате научной деятельности, поддается всеобщему одобрению или осуждению. Бихевиоризм не является исключением. На сегодняшний день постулаты данной теории не привлекают особого внимания. Поэтому очень важно рассмотреть все плюсы и минусы бихевиоризма.

Плюсы теории

  • Предмет исследования – наблюдение за поведенческими реакциями организма человека. Несомненно, в XX веке теория была слишком прогрессивной, учитывая, что до этого времени психологи изучали состояние индивида, которого оторвали от объективной реальности.
  • Бихевиористы четко придерживались позиции объективного изучения психологии индивида.
  • Основой психологического исследования стал метод лабораторного эксперимента. Кроме того была введена практика опыта над животными.

Минусы теории

  • Выдвигая на первый план предмет изучения, представители данного направления полностью игнорировали сознание человека как явление.
  • Несмотря на общие понятия теории о том, что поведением можно с легкостью управлять в зависимости от практических желаний исследователя, поведение испытуемого сводилось к выполнению простых реакций организма.
  • Проводя исследования над людьми и животными, ученые не акцентировали внимание на различиях в поведении человека, зверя или птицы.
  • Устанавливая механизм выработки навыков, бихевиористы полностью исключили такие важные компоненты как мотивация и общие ценностные ориентации личности. Кроме того социальный фактор так же был полностью исключен.
  • Ученые не учитывали то, что разные личности в одинаковых условиях могут испытать несколько разных реакций на раздражители извне. При этом выбор всегда останется за человеком.

Заключение

Современная психотерапия достаточно часто использует бихевиоральный подход. Если пациент панически боится высоты, то психолог обратиться к его детским травмирующим переживаниям. Кроме того он начнет вырабатывать у человека условные рефлексы, которые будут способствовать его расслаблению во время стрессовой ситуации.

Что движет людьми: объясняем бихевиоризм кратко и понятно

Просто о сложном

Будучи в одной и той же жизненной ситуации, люди по-разному реагируют на происходящее, имеют разные точки зрения и находят иные пути решения проблем. Понять, что же движет людьми в совершении того или иного поступка, ученые пытаются с давних времен.

Бихевиоризм – это теория, согласно которой психологию человека или животных можно объективно изучать с помощью наблюдения за их поведением. Эта область исследований возникла как реакция на психологию XIX века, которая использовала самоанализ своих мыслей и чувств для изучения людей и животных.

Сторонники бихевиоризма утверждали, что психология людей и животных объясняется их определенным поведением, а не мыслями и чувствами.

Происхождение бихевиоризма

Бихевиоризм возник как реакция на ментализм – субъективный подход к исследованиям, применявшийся психологами во второй половине XIX века. В ментализме разум изучается путем изучения собственных мыслей и чувств. Позже этот процесс получил название самоанализ.

Сторонники бихевиоризма считали наблюдения менталистов слишком субъективными, поскольку они значительно различались между отдельными исследователями, что часто приводило к противоречиям в науке.

Изображение с сайта shutterstock.com

Типы бихевиоризма

Существует два основных типа бихевиоризма: методологический бихевиоризм, на который сильно повлияли работы Джона Уотсона, и радикальный бихевиоризм, где пионером был психолог Беррес Скиннер.

Методологический бихевиоризм

В 1913 году психолог Джон Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиористов», которую можно считать манифестом раннего бихевиоризма. В этой статье Уотсон отверг менталистские методы и подробно изложил свою философию о том, какой должна быть психология. После статьи ученого термин «бихевиоризм» прочно укрепился в психологии.

К 1920-м годам ряд интеллектуалов, в том числе философ, а затем лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел, полностью признали значение философии Уотсона.

Радикальный бихевиоризм

Из бихевиористов после Уотсона, возможно, наиболее известен Беррес Скиннер. В отличие от многих других бихевиористов того времени идеи Скиннера были сосредоточены на научных объяснениях, а не на методах.

Скиннер считал, что наблюдаемое поведение – это внешнее проявление невидимых психических процессов. Его подход к бихевиоризму заключался в том, чтобы понять взаимосвязь между поведением животного и окружающей его средой.

Изображение с сайта shutterstock.com

Известные эксперименты бихевиористов

Собаки Павлова

Эксперименты Павлова с собаками широко известны по всему миру. Благодаря открытиям известного академика психология изрядно расширила свои знания. Опытов, проделанных с животными, множество.

Суть одного из экспериментов сводится к следующему. Каждый прием пищи животных предвещал звон колокольчика. Увидев еду, у собак начинался непроизвольный процесс слюноотделения. Но через несколько дней процесс приема пищи изменился. После звона колокольчика собаки не получили долгожданного корма. Но, несмотря на это, выделение слюны и желудочного сока продолжалось.

Благодаря этому эксперименту собаки постепенно научились ассоциировать звуки колокольчика с едой, хотя раньше они не реагировали на этот звук.

Маленький Альберт

В  другом эксперименте психолог Джон Уотсон и его аспирант Розали Рейнер познакомили 9-месячного ребенка, которого они назвали Маленький Альберт, с белой крысой, кроликом и собакой. Параллельно мальчику показывали белую вату, маску Санта-Клауса, горящую газету и пряжу. Животные и вещи не пугали Альберта.

Но через два месяца ученые приступили к формированию страха у малыша. Для этого Альберта поместили в центр комнаты, а рядом положили крысу. Стоило мальчику потянуть руку к зверьку, как Уотсон, стоящий позади ребенка, бил молотком по пластине. Резкий звук пугал подопытного, и через некоторое время Альберт стал ассоциировать крысу с источником страха. Мальчик начинал плакать при ее виде и уползать в сторону.

Через несколько дней психологи продолжили изучение феномена страха. Ученым удалось прийти к выводу, что подопытный начал бояться и тех вещей, которые первоначально присутствовали рядом с крысой, таких как маска Санта-Клауса и пряжа.

В дальнейшем исследователи хотели осуществить еще несколько опытов, чтобы устранить чувство страха у ребенка. Но по некоторым причинам сделать этого не удалось.

В будущем личность самого мальчика очень интересовала общественность. По некоторым данным, Альберт – это Уильям Баргер, чья мать работала в той больнице, где и проводился опыт. Племянница мужчины позже рассказала, что он всю жизнь испытывал страх перед собаками. Является ли это реакцией на эксперимент, проведенный в младенчестве, узнать так и не удалось.

В современном мире масса примеров бихевиоризма. Например, учитель может вручить некий приз учащимся, которые хорошо справились с заданием. В то же время наказать хулигана, к примеру, выгнав с занятий.

Хотя бихевиоризм когда-то был доминирующим направлением в психологии в середине XX века, но сейчас он потерял связь с когнитивной психологией, которая сравнивает разум с системой обработки информации, наподобие компьютера.

Впрочем, теория бихевиоризма занимает огромное место в психологии. Именно она послужила толчком для понимания того, что наши поступки могут расцениваться окружающими совершенно по-разному. Это заставляет нас принимать решения, учитывая мнение или реакцию того или иного человека.

Post Views: 165

TechnoFunc — Поведенческие теории лидерства

Поведенческая теория лидерства — это большой шаг вперед по сравнению с теорией черт, поскольку она была разработана с научной точки зрения путем проведения исследований, ориентированных на поведение. Теория подчеркивает, что лидерским качествам можно научиться, а не быть врожденными. Эта теория основана на том принципе, что поведение лидера можно обусловить таким образом, что у него может быть конкретная реакция на определенные стимулы.

Поведенческие теории лидерства, также известные как «стилевой подход к лидерству», фокусируются на поведении лидера, а также на том, что лидеры делают и как они действуют. В 19В 40-х годах проводились два параллельных исследования лидерства, одно из которых основывалось на чертах, проявляемых лидерами, а другое — на поведении, демонстрируемом лидерами.

  • Теория черт предполагает, что лидерами рождаются, а не становятся
  • Теория черт концентрируется на том, кто такие лидеры
  • Теория великого человека и теория черт сосредоточены на внутренних личностных характеристиках
  • Поведенческие теории основаны на вере в то, что великими лидерами становятся, а не рождаются
  • Теории поведения концентрируются на том, что делают лидеры
  • Поведенческий подход основан на убеждениях, ценностях и межличностных отношениях лидера
  • Учитывает отношение, поведение, мнение и заботу Лидера о своих последователях/организации
  • Изучает поведение лидеров с точки зрения мотивации, надзора и полномочий
  • Поведенческие теории предполагают, что определенные поведенческие модели лидеров могут быть приобретены
  • Люди могут научиться становиться лидерами через обучение и наблюдение.

Что такое поведение?

Поведение представляет собой ряд действий и манер, совершаемых организмами, системами или искусственными объектами в сочетании с окружающей их средой, которая включает в себя другие системы или организмы вокруг, а также физическую среду.  

Что такое поведение человека?

Человеческое поведение относится к ряду моделей поведения, демонстрируемых людьми и находящихся под влиянием культуры, отношения, эмоций, ценностей, этики, авторитета, взаимопонимания, гипноза, убеждения, принуждения и/или генетики. Считается, что у людей поведение контролируется в первую очередь эндокринной системой и нервной системой. Поведение может быть как врожденным, так и приобретенным.

Человеческое поведение проявляется на протяжении всей жизни. Это включает в себя то, как они действуют, основываясь на различных факторах, таких как генетика, социальные нормы, основная вера и отношение. На поведение влияют определенные черты, которые есть у каждого человека. Черты варьируются от человека к человеку и могут вызывать разные действия или поведение у каждого человека.

Поскольку вопросы о том, как измерять черты, продолжали бросать вызов теории черт, исследователи начали думать об измерении поведения. Они отметили, что хотя вы не можете легко измерить уверенность или честность в человеке, вы можете определить поведение или набор поведений, которые, кажется, воплощают эту черту.

Убеждения — это представления людей об окружающем мире и о том, как он устроен. Люди склонны вести себя согласно своим убеждениям. Ценности — это оценки хорошего или плохого различных аспектов жизни. Ценности формируют установки, которые определяют поведение человека. Убеждения и ценности находятся в тесном взаимодействии. Убеждения становятся ценностями, когда они приводят к определенным благоприятным или неблагоприятным последствиям.

Исследователи определяют поведение как наблюдаемые действия, что делает их измерение более обоснованным с научной точки зрения, чем попытки измерить человеческую черту личности. В этой теории мы сосредоточимся на двух основных типах поведения лидеров, называемых поведением при решении задач и поведением в отношениях.

Что такое поведенческая теория лидерства?

Поведенческая теория лидерства — это теория лидерства, которая рассматривает наблюдаемые действия и реакции лидеров и последователей в данной ситуации. Поведенческие теории сосредоточены на том, как ведут себя лидеры, и предполагают, что лидерами можно стать, а не родиться, а успешное лидерство основано на поддающемся определению поведении, которому можно научиться. Поведенческие теории лидерства классифицируются как таковые, потому что они сосредоточены на изучении конкретного поведения лидера. Для поведенческих теоретиков поведение лидера является лучшим показателем его влияния на лидерство и, как следствие, лучшим фактором, определяющим его или ее успех в лидерстве.

Эти теории концентрируются на том, что на самом деле делают лидеры, а не на их качествах. Наблюдаются различные модели поведения, которые классифицируются как «стили лидерства». Эта область, вероятно, привлекла наибольшее внимание со стороны практикующих менеджеров.

Цитаты о поведении: 

«Никто на самом деле не знает, почему люди делают то, что они делают».

Дэвид К. Рейнольдс

«Если вы хотите изменить отношение, начните с изменения поведения».

Уильям Глассер

«Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свое отражение».

Иоганн Вольфганг фон Гёте

«Лучше общаться с людьми лучше тебя. Выбирайте сотрудников, чье поведение лучше вашего, и вы будете двигаться в этом направлении».

Уоррен Баффет

Обзор поведенческой теории лидерства: 

Поведенческая теория лидерства – это большой шаг вперед по сравнению с теорией черт, поскольку она предполагает, что лидерским качествам можно научиться, а не быть врожденными. Эта теория основана на том принципе, что поведение можно обусловить таким образом, что у человека может быть конкретный ответ на определенные стимулы. Вместо того, чтобы искать врожденные черты, эта теория рассматривает то, что на самом деле делают лидеры, изучая их поведение в ответ на различные ситуации, оценивая успех лидерства, изучая их действия, а затем соотнося значимое поведение с успехом.

Практическое применение теории заключается в том, что поведение лидера влияет на его работу, и в разное время может быть уместно различное поведение лидера. Лучшие лидеры — это те, у кого есть способность адаптировать свой стиль поведения и выбирать правильный стиль, подходящий для каждой ситуации.

Согласно этой теории, люди могут научиться становиться лидерами посредством обучения и наблюдения и определенные модели поведения могут быть идентифицированы как стили лидерства.

Преимущества поведенческой теории лидерства:

Поведенческая теория продвигает ценность стилей лидерства с акцентом на заботе о людях и сотрудничестве. Он способствует совместному принятию решений и развитию команды, поддерживая индивидуальные потребности и согласовывая индивидуальные и групповые цели.

Это помогает менеджерам оценить и понять, как их стиль поведения как менеджера влияет на их отношения с командой, и способствует приверженности и вкладу в достижение целей организации.

Эта теория помогает менеджерам найти правильный баланс между различными стилями руководства и помогает им решить, как вести себя как лидер, в зависимости от заботы о людях и производительности.

Критика / Аргументы против — Behavioral Theory of Leadership: 

Поскольку у подхода к лидерству, основанного на чертах, были врожденные ограничения, когда ранние исследователи выдохлись в своих поисках черт, они обратились к тому, что лидеры делали, как они себя вели, и пришла с поведенческой теорией лидерства. Это стало доминирующим подходом к лидерству в организациях в XIX веке.50-х и начале 1960-х годов, но у этой теории тоже были свои ограничения.

Поведенческая теория лидерства предлагает стили лидерства, но конкретный стиль лидерства не может быть лучшим во всех обстоятельствах. Когда исследователи действительно приступили к работе над этим, похоже, их предположения не подтвердились. Хотя поведенческие теории могут помочь менеджерам выработать определенные модели поведения лидера, они не дают практических указаний относительно того, что представляет собой эффективное лидерство в различных ситуациях.

Между исследованиями было много различий и несоответствий. Трудно было сказать , какой стиль лидерства позволил одной группе работать лучше, чем другой. На стили, которые могут принять лидеры, гораздо больше влияют те, с кем они работают, и среда, в которой они работают, чем предполагалось изначально. Сегодня большинство исследователей приходят к выводу, что ни один стиль руководства не подходит каждому менеджеру при любых обстоятельствах.

Два важных поведенческих исследования:

Первое и главное исследование лидерства было проведено психологом Куртом Левином и его коллегами в 1939 году и определило различные стили лидерства, а именно: автократическое, демократическое и либеральное руководство. Впоследствии многие исследования можно было отнести к категории поведенческого подхода, что привело к выявлению различных стилей лидерства и их взаимосвязи с показателями эффективности. Следующие три исследования хорошо иллюстрируют идеи этого подхода:

  • Исследования штата Огайо
  • Мичиганские исследования
  • Этюды Блейка и Мутона

Внимательно изучив каждую из этих групп исследований, мы можем составить более четкую картину ключевых концепций и значений стиля/поведенческого подхода к лидерству.

Из этих трех два Ключевых исследования по теории поведения в Мичиганском университете и Университете штата Огайо стали известными в следующем поколении исследований в области лидерства. Эти исследования выявили две ключевые поведенческие категории

  • Ориентация на задачу: Поведение при выполнении задачи облегчает достижение цели и помогает команде достичь своих целей.
  • Ориентация на людей: поведение в отношениях помогает членам команды чувствовать себя комфортно с собой, друг с другом и с ситуацией, в которой они оказались.

Список поведенческих теорий:

Ниже приведен список теорий и статей, которые также относятся к поведенческим теориям или которые следует прочитать, чтобы понять поведенческие теории:


  1. Лидерство, ориентированное на действия
  2. Континуум лидерства
  3. Четырехфакторная теория лидерства
  4. Типы личности по Фрейду
  5. Теория функционального лидерства
  6. Исследования Айовы
  7. Типы личности Юнга
  8. Подход Каца с тремя навыками
  9. Модель управления изменениями Левина
  10. Система управления Лайкертс
  11. Теория управленческих сетей
  12. Теория МакГрегора X и Теория Y
  13. Мичиганские исследования
  14. Исследования штата Огайо
  15. Психодинамический подход
  16. Навыки Подход к лидерству



Ссылки по теме

< Предыдущая Далее >

Дата создания Среда, 27 февраля 2013 г. Просмотров 346909 поведенческие теории обучения, поведенческая психология, поведенческие теории, бихевиорализм, поведенческая теория лидерства, поведенческие черты лидерства, характеристики лидерства, лидерские качества, лидерские качества, исследования лидерства, стиль лидерства, список поведенческих теорий, качества лидера, исследования лидерства , теории лидерства, теории лидерства, типы лидерства

Вам также может понравиться

  • Континуум лидерства

    Континуум лидерства — это теория лидерства, основанная на взаимосвязи между уровнем свободы, данной команде, и уровнем полномочий, используемых менеджером. Выбранный стиль руководства будет зависеть от множества факторов, включая личность лидера.

    Читать далее

  • Подход к лидерству с помощью навыков

    Подход к лидерству с использованием навыков предполагает, что определенные навыки важны для эффективного лидерства. Навыки — это то, что лидеры могут изучать и развивать, тогда как черты — это врожденные характеристики. Основные навыки, необходимые для лидерства, согласно одной из таких теорий, являются техническими, человеческими и концептуальными.

    Читать далее

  • Аутентичное лидерство

    Аутентичное лидерство — это новый подход к лидерству, при котором лидеры искренни, самосознательны, прозрачны, строят честные отношения и работают на этической основе. Подлинность является одной из основных ценностей лидерства. Настоящие лидеры имеют правдивое представление о себе, и они вдохновляют, способствуя открытости, действуя настоящим, искренним и искренним образом. Аутентичность требует самосознания и способности действовать в соответствии со своим истинным «я».

    Читать далее

  • Теория великого человека

    Теория лидерства великого человека — это идея 19 века, согласно которой человек либо является прирожденным лидером, либо нет. Некоторые люди рождаются с необходимыми лидерскими качествами, которые помогают им оказывать большое влияние на общество, политику или армию. Теория фокусируется на выявлении врожденных качеств и характеристик, которыми обладают великие люди.

    Читать далее

  • Теория заменителей лидерства

    Теория заменителей лидерства основана на понимании контекста, в котором происходит лидерство. Различные ситуационные факторы могут усилить, нейтрализовать или заменить поведение лидера, например, при определенных обстоятельствах ситуационные факторы могут заменить лидерство. Эти заменители бывают двух типов — заменители и нейтрализаторы. Заместители лишают лидера власти и помогают членам группы повысить свою эффективность. Нейтрализаторы только снимают влияние с лидера.

    Читать далее

  • Системный подход к лидерству

    Системный подход к лидерству рассматривает организацию в целом и фокусируется на понимании организации как системы. Переход к системному мышлению требует от менеджеров рассматривать организации как органические системы. Лидеры также являются частью этой сложной системы, которая постоянно меняется и развивается. Лидеры должны управлять отношениями и сетями внутри этих систем, действуя с системной осведомленностью.

    Читать далее

  • Теории черт — Применение

    Теории черт лидерства объясняют черты лидерства, которые были изучены, чтобы определить, что делает определенных людей великими лидерами. Практическое применение теории заключается в том, чтобы посмотреть, как поведение лидера влияет на их подданных.

    Читать далее

  • Принципы общения

    Некоторые общепринятые истины или принципы общения важно учитывать при общении с другими людьми. Эти принципы справедливы для всех людей в каждой культуре. Поняв эти принципы, вы почувствуете большую эффективность общения. Эффективная система коммуникации – это та, которая достигла своих целей. Коммуникация эффективна там, где нет препятствий для общения.

    Читать далее

  • Теория потребностей Макклелланда

    Теория потребностей Макклелланда — это теория человеческой мотивации, которая утверждает, что конкретные потребности человека приобретаются с течением времени благодаря нашей культуре и жизненному опыту. Согласно теории трех потребностей, эти приобретенные потребности существенно влияют на поведение человека. Тремя основными движущими мотивами являются потребности в достижениях, принадлежности и власти.

    Читать далее

  • Environment Approach

    Согласно экологическим теориям лидерства, лидер должен эффективно справляться со сложностями окружающей среды и руководить в определенном стиле в результате реагирования на окружающую среду. Лидерство, влияющее на окружающую среду, требует, чтобы лидеры научились приспосабливаться к факторам внешней среды. Лидеры также несут ответственность за создание правильной среды для своих последователей, сосредоточив внимание на факторах и давлениях окружающей среды.

    Читать далее

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ — Ричардс о мозге

Бихевиоризм : великая теория человеческого развития, изучающая наблюдаемое поведение. Описывает законы и процессы, посредством которых научается поведению. (Бергер, 38) Школа психологии и теоретической точки зрения, которая делает упор на изучение наблюдаемого поведения, особенно в том, что касается процесса «обучения». Отверг акцент на «сознании», продвигаемый структурализмом и функционализмом. Также категорически отвергал «фрейдистские» представления о бессознательных влияниях. (Hockenbury, 7-8) Настаивает на том, что только наблюдаемое поведение должно формировать объект изучения, поскольку его можно наблюдать, описывать и измерять объективно. (Collin, 340) Примечание редактора — разработано Джоном Уотсоном, а затем поддержано Б. Ф. Скиннером. Также называется «теорией поведения».

Бихевиорист : человек, который верит в бихевиоризм. (Marshall, 03.11.2011)

Когнитивизм : великая теория человеческого развития, фокусирующаяся на изменениях мышления людей с течением времени. Согласно этой теории, наши мысли формируют наши взгляды, убеждения и поведение. (Бергер, 43) Основное внимание уделяется умственным процессам, связанным с обучением и знанием, а также тому, как разум активно организует опыт. (Коллин, 340) Подчеркивает важность «наблюдательного обучения», сознательных когнитивных процессов, социального опыта, убеждений в «самоэффективности» и «взаимного детерминизма». (Хоккенбери, 416) Примечание редактора — разработан Альбертом Бандурой. Также упоминается как «теория познания», «когнитивный объективизм» и «социальный когнитивизм».

Когнитивист : человек, который верит в когнитивизм. (Marshall, 03.11.2011) Также называется «когнитивист-объективист».

Взаимный детерминизм : модель, которая объясняет человеческое функционирование и личность как результат взаимодействия поведенческих, когнитивных факторов и факторов окружающей среды. (Hockenbury, 416)

Emergent Theory of Psychology : теории, которые объединяют информацию из многих дисциплин, помимо психологии, и которые становятся всеобъемлющими и систематическими в своих интерпретациях развития. (Бергер, 34)

Эволюционная психология : применение принципов «эволюции», включая «естественный отбор», для объяснения психологических процессов и явлений. (Хоккенбери, 11) Некоторые когнитивные психологи утверждают, что… мы наследуем определенные психологические характеристики, и они также подвержены естественному отбору того же рода, что и наши физические характеристики. (Коллин, 211)

Функционализм : мнение о том, что психические процессы и поведение живых организмов помогают им адаптироваться к окружающей среде. (Schunk, 22) Занимается исследованием адаптивных функций разума по отношению к окружающей среде. (Коллин, 341) Ранняя школа психологии, которая делала акцент на изучении цели или функции поведения и психических переживаний. Функционалисты также исследовали, как психология может быть применена к таким областям, как «образование», воспитание детей и рабочая среда. (Хоккенбери, 5) Примечание редактора — разработано Уильямом Джеймсом.

Гуманистическая психология : школа психологии и теоретической точки зрения, которая подчеркивает уникальный потенциал каждого человека для психологического роста и самоконтроля. (Хоккенбери, 9) Подход, который подчеркивает важность свободы воли и самореализации в определении хорошего психического здоровья. (Коллин, 341) Точка зрения, которая подчеркивает важность психологических и «когнитивных» факторов в мотивации, особенно представления о том, что люди мотивированы для реализации своего личного потенциала. (Хоккенбери, 302) Парадигма/философия/педагогический подход, который считает, что обучение рассматривается как личный акт для реализации своего потенциала. Среди основных сторонников — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Малкольм Ноулз. (LearningTheories, 17) Примечание редактора — разработано Крейгом Роджерсом.0003

Условно-положительное отношение : ощущение, что вас будут ценить и любить только в том случае, если вы ведете себя приемлемым для других образом. (Хоккенбери, 414) Также называется «условной любовью».

Безусловное положительное отношение : чувство, что вас будут ценить и любить, даже если вы не соответствуете стандартам и ожиданиям других. (Hockenbury, 414) Также называется «безусловной любовью». . (Хоккенбери, 407) Юнг считал, что цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы его или ее сознание и бессознательное полностью интегрировались, чтобы они могли стать своим «истинным я». (Клейнман, 134) Примечание редактора — разработано Карлом Юнгом.

Архетипы : в теории Юнга унаследованные ментальные образы универсальных человеческих инстинктов, тем и интересов, которые являются основными компонентами коллективного бессознательного. (Hockenbury, 408) Юнг считал, что архетипы представляют собой слои унаследованной памяти и составляют весь человеческий опыт. (Collin, 105)

Коллективное бессознательное : в теории Юнга, предполагаемая часть бессознательного, унаследованная от предыдущих поколений и содержащая общие для всех предков опыт и идеи. (Хоккенбери, 407)

Экстраверты : тип личности, обращающий внимание на внешний мир. (Hockenbury, 408)

Интроверты : тип личности, который фокусирует внимание на себе. (Hockenbury, 408)

Рационализм : идея о том, что знание происходит от разума без обращения к чувствам. Можно проследить до Платона, который отличал знание, полученное через чувства, от знания, полученного разумом. (Schunk, 5)

Структурализм : ранняя школа психологии, которая делала акцент на изучении самых основных компонентов или «структур» «сознательных» переживаний. Считал, что даже самые сложные сознательные переживания можно разбить на элементарные структуры или составные части ощущений и чувств. В конце концов, методы и цели структурализма были просто слишком ограничены, чтобы удовлетворить быстро растущие интересы в области психологии. (Хоккенбери, 4-5) Примечание редактора — разработано Эдвардом Титченером.

Психоаналитическая теория : великая теория человеческого развития, согласно которой иррациональные, бессознательные побуждения и мотивы, часто зарождающиеся в детстве, лежат в основе человеческого поведения. (Бергер, 35) Разработан Зигмундом Фрейдом. Фрейд считал, что человеческое поведение мотивировано бессознательными конфликтами, которые почти всегда носили сексуальный или агрессивный характер. Также форма психотерапии, которая подчеркивает роль бессознательных факторов в личности и поведении. (Hockenbury, 7) Также называется «современным психоанализом».

Анализ сновидений : содержание сновидений анализируется на наличие замаскированных или символических желаний, значений и мотивов. (Hockenbury, 551) Также называется «толкованием снов».

Эрос : в теории Фрейда инстинкт самосохранения или жизни, отраженный в выражении основных биологических побуждений, которые увековечивают существование индивидуума и вида. (Hockenbury, 401)

Свободная ассоциация : терапевтический механизм, который делает упор на разрешение бессознательных конфликтов. Требует от пациента быстрой реакции на список триггерных слов первым пришедшим на ум словом. (Бэмфорд, 01.11.10)

Механизмы защиты Фрейда : отрицание, подавление, конфабуляции (воображаемые переживания) и другие формы самообмана, которые управляют нашей повседневной жизнью. (Рамачандран, 134) Также называется «механизмами защиты эго».

Смещение : эмоциональные импульсы, перенаправленные на замещающий объект или человека, обычно на менее угрожающий или опасный. (Hockenbury, 403)

Сублимация : (перенаправление) сексуальных побуждений в несексуальную деятельность. Происходит не единожды. Требует постоянной затраты усилий. (Хоккенбери, 403)

Проекция : приписывание собственных неприемлемых побуждений или качеств другим. (Hockenbury, 403)

Рационализация : оправдание своих действий или чувств социально приемлемыми объяснениями, а не сознательное признание своих истинных мотивов или желаний. (Hockenbury, 403)

Реакция Формирование : мышление или поведение, которые являются крайней противоположностью побуждений или импульсов (воспринимаются как неприемлемые). (Хоккенбери, 403) Примечание редактора — происходит, когда человек чувствует побуждение сделать или сказать что-то, а затем на самом деле делает или говорит что-то, что фактически противоположно тому, что он действительно хочет.

Регрессия : возврат к модели поведения, характерной для более ранней стадии развития. (Hockenbury, 403)

Подавление : исключение из сознания вызывающих тревогу мыслей, чувств или импульсов. Выталкивается из сознания в бессознательное. Самый фундаментальный защитный механизм. (Hockenbury, 403)

Фрейдистская структура личности s: согласно Фрейду, «психологическая энергия» эволюционирует, формируя три основные структуры личности — «ид», «эго» и «супер-эго». (Хоккенбери, 401)

Эго : в теории Фрейда «частично сознательный» рациональный компонент личности, который регулирует мысли и поведение и наиболее тесно связан с требованиями внешнего мира. (Hockenbury, 401)

Id : в теории Фрейда, полностью бессознательный, иррациональный компонент личности, который ищет немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений и умирает; управляется «принципом удовольствия». (Hockenbury, 401)

Суперэго : в теории Фрейда частично сознательный, самооценочный, моралистический компонент личности, который формируется посредством интернализации родительских и социальных правил. (Хоккенбери, 402)

Психосексуальные стадии по Фрейду : в теории Фрейда периоды возрастного развития, в которые сексуальные потребности ребенка сосредоточены на различных частях тела и выражаются в действиях, связанных с этими областями. Включает оральную (от рождения до 1 года), анальную (от 1 до 3 лет), фаллическую (от 3 до 6 лет), латентную (от 7 до 11 лет) и генитальную (подростковый) стадии. (Hockenbury, 404)

Либидо : в теории Фрейда психологическая и эмоциональная «энергия», связанная с проявлениями сексуальности. (Хоккенбери, 401) Также называется «половым влечением».

Эдипов комплекс : в теории Фрейда бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола, обычно сопровождающееся враждебными чувствами по отношению к родителю того же пола. (Hockenbury, 404)

Принцип удовольствия : в теории Фрейда мотив получения удовольствия и избежания напряжения или дискомфорта; самый фундаментальный человеческий мотив и руководящий принцип Ид. (Hockenbury, 401)

Принцип реальности : в теории Фрейда способность приспосабливаться к внешним требованиям, откладывая удовлетворение до наступления подходящего времени или обстоятельств. (Хоккенбери, 401)

Сопротивление : бессознательные попытки пациента блокировать раскрытие подавленных воспоминаний и конфликтов. (Hockenbury, 551) Пациент сопротивляется выздоровлению и намеренно подрывает терапевтический процесс. (Бэмфорд, 01.11.10)

Танатос : в теории Фрейда инстинкт смерти, выражающийся в агрессивных, деструктивных и саморазрушительных действиях. (Hockenbury, 401)

Перенос : процесс, посредством которого эмоции и желания, первоначально связанные со значительным человеком в жизни пациента, таким как родитель, бессознательно передаются психоаналитику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *