Теория эмоций: 22. Основные теории эмоций.

Новая теория эмоций — Психология: вызовы современности

В этой статье автор и спикер конференции «Психология: вызовы современности» Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбек-практик – рассмотрит классические теории эмоций и представит новую. С которой она познакомилась в книге «Как рождаются эмоции» Лизы Фельдман Барретт. На конференции Ольга продолжит исследование этой темы в психодраматическом мастер-классе: «Новая теория эмоций: как управлять собой», который пройдет 28 февраля.

«Наверняка многие из вас знают о различных теориях эмоций. Если нет, то я напомню:

  • Периферическая теория Джеймса-Ланге, где не только эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, но и телесные проявления вызывают эмоции: «мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим…».
  • Теория когнитивного диссонанса Фестингера: когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают  отрицательные эмоции, в то время  как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к  появлению положительных эмоций.
  • Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера: какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. На возникновение эмоций оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
  • Теория дифференциальных эмоций К. Изарда: основную мотивационную систему человеческого  существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес.
  • и т.д.

Кроме Изарда выделением базовых эмоций занимались Пол Экман, это были радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, а также Плутчик и Келлерман. Последние объединил эмоции в пары с противоположным знаком: страх – гнев, радость – печаль, интерес – удивление, доверие – отвращение.

Каждая из них имеет свою доказательную базу и теоретическую основу, но обычно в практической психологии и психотерапии чаще всего используется последняя концепция, предполагающая, что каждый человек обладает базовым, как бы встроенным набором эмоциональных реакций, обладающих уникальными мотивационными функциями и подразумевающих специфическую форму переживания. То есть гнев – он и в Африке гнев, а страх и прочие состояния из базовой десятки переживаются всеми одинаково. Они присущи всем здоровым людям и одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.

Классический взгляд на эмоции говорит, что наши эмоции являются продуктом эволюции, которые были необходимы для выживания, а сейчас стали частью нашей природы. Они универсальны: люди любого возраста, пола и культуры испытывают радость, печаль, гнев и страх примерно также, как и вы или я, или как наши далекие предки. Это такие животные рефлексы, которые часто противоречат доводам разума. Примитивная часть нашего мозга хочет сказать начальнику, что он идиот, а другая думающая сторона сдерживает нас и подсказывает, что тогда нас уволят.

Такой подход к эмоциям предполагает, что у нас в мозге есть набор эмоциональных цепей и каждая вызывает собственный набор изменений. Бывшая жена включает у вас «нейроны гнева», вы злитесь, кричите, давление поднимается, а лицо краснеет. Новости по телевизору активизируют у вас «нейроны страха», сердце бьется чаще, вас знобит, вы ощущаете страх. Эти состояния кажутся четко познаваемыми и поэтому вполне разумно решить, что любая эмоция отличается базовым шаблоном в мозге и теле.

Но! Сейчас существует значительное количество исследований, как доказывающих классический взгляд на эмоции, так и отвергающий их. Вы можете испытывать страх с вовлечением миндалины (область мозга, отвечающая за страх) или без нее. Вы можете гневаться и ваше кровяное давление будет повышаться или не будет. То есть в каких-то ситуациях классические концепции верны, а в каких-то нет.

Сейчас существует новый взгляд на природу эмоций – теория конструирования эмоций, которая по-другому смотрит на наши состояния. Как вам такие идеи:

  • эмоции не являются вашими реакциями на мир, это ваши конструкции;
  • вы можете контролировать свои эмоции, так же как свои мысли, воспоминания, убеждения, это не просто, но возможно;
  • эмоции не универсальны, а различаются от культуры к культуре;
  • эмоции создаются нами, мозг интерпретирует входящие сигналы, включает память о прошлом опыте, конструирует значение и предписывает действие.

Ни для одной эмоции в мозге нет участка с ее «отпечатком». Эмоции возникают от возбуждения нейронов, однако нет нейронов, которые были бы посвящены исключительно эмоциям. Нейронная система устроена по принципу «одно для многого»: один участок или одна мозговая сеть вносит свой вклад во много различных психических состояний. Ваши понятия являются главным инструментом, который использует мозг, чтобы догадаться о значении входных сенсорных сигналов. Например, понятия придают смысл изменениям звукового давления, и вы воспринимаете их как слова или музыку, а не как случайный шум.

Понятия также придают эмоциональный окрас событию. Одно и тоже ощущение может быть как приятным, так и отвратительным одному и тому же человеку в зависимости от его ожидания. Если вам предложат розовое мороженое, вы, видимо, будете ожидать вкус малины, но, если у него оказывается вкус рыбы, вы можете счесть его неприятным или отвратительным. Если же вам предварительно скажут, что это «охлажденный мусс из лосося», таким образом мозг будет предупрежден, возможно, вы сочтете тот же самый вкус приятным.

В любой момент, пока вы живы, ваш мозг использует понятия, чтобы симулировать внешний мир. Без понятий вы эмпирически слепы. С помощью понятий ваш мозг производит симуляцию настолько незаметно и автоматически, что зрение, слух, эмоциональные переживания выглядят скорее рефлексами, чем процессом конструированием.

В новой теории эмоции, как на ваши состояния, находящихся в системе координат, где есть две характеристики: возбуждение и валентность. Возбуждение показывает, насколько спокойно или взбудоражено вы себя чувствуете, а валентность – насколько вам приятно или неприятно. Например, неприятная валентность и слабое возбуждение: апатия, подавленность; приятная валентность, слабое возбуждение: спокойствие, безмятежность; неприятная валентность и среднее возбуждение: печаль, недовольство; приятная валентность и среднее возбуждение: удовлетворенность, радость и т.д. Для ваших состояний может и не быть названий, но в любом обществе принято давать им обозначение: ты плачешь, значит это печаль, ты топаешь ногами – похоже злишься и т.

д. Таким образом мы научаемся распознавать наши проявления в понятных нам и окружающим терминах.

Когда мы ощущаем внутри себя какое-то состояние, не понимая его причину, мы склонны трактовать его как объективное знание о мире, а не о своем восприятии мира. Ученые из Израиля обнаружили, что судьи чаще отказывают заключенным в досрочном освобождении перед обедом, а вот после него подобные решения случаются чаще. Эти люди не распознают свой голод как возможный повод для собственного недовольства, которое выливается в якобы «объективное» рассмотрение дел. Или вот еще исследование: люди чаще сообщают о своем счастье в солнечный день.

Наши эмоциональные переживания кажутся нам реальными данными о мире: если я зол, значит меня обидели или оскорбили, если я испытываю отвращение, значит ситуация для меня неприемлема и т.д. Нам сложно представить, что наши реакции прежде всего основываются на прошлом опыте и на физиологическом состоянии организма. Есть люди, которые чаще всего в  момент стресса или неоднозначности реагируют агрессией, а есть те кто плачет. Кто-то в момент опасности убегает, а кто-то замирает. Эти реакции основываются на индивидуальном видении ситуации и являются верными только для конкретного человека. Знание о новой теории эмоций может помочь нам по-другому посмотреть на свои состояния, осознать их и поменять, если они кажутся неадекватными.

А как новый взгляд на эмоции помогает в психотерапии?

Во-первых, теперь не обязательно говорить клиенту, что «Ваши эмоции врожденные, есть базовый набор, который начинает включаться в зависимости от ситуации, они  –  объективный показатель того, что с вами сейчас происходит.» Это я так обычно говорила: есть базовый набор (страх, злость, печаль, радость, отвращение, удивление) плюс социально обусловленный (вина, стыд). Сейчас я говорю, что наши реакции обусловлены текущим физическим состоянием и прошлым опытом. Наша задача – увидеть весь спектр переживаний клиент, который может вписываться в привычные обозначения или нет.

Во-вторых, важно понимать самому и доносить клиенту, что не бывает «правильных» или «неправильных» эмоций, которые в какие-то моменты лучше или хуже чувствовать.

Можно сказать, что есть две оси: валентность и возбуждение и по ней можно определять наше состояние. Все названия и понятия эмоций – договоренность между людьми, любой человек может вписываться в эти определения или нет, в зависимости от его индивидуальных особенностей или конкретной ситуации. Клиент и правда может ничего не чувствовать, и это автоматически не означает, что у него алекситимия.

В-третьих, стоит донести клиенту, что мы можем управлять своими состояниями. В процессе терапии становится виден индивидуальный рисунок поведенческого паттерна клиента, в котором демонстрируются его типичные реакции на стресс. Мы работаем над расширением спектра текущих защит и уменьшением влияния разрушающего или неадекватного поведения. Например, клиент привык на любые сложности включать реакцию «убегание»: не спорит с коллегами, а уходит от разговора. Мы можем обсудить другие возможные способы взаимодействия в сложных ситуациях.

В-четвертых, наши эмоциональные состояния часто обусловлены прошлым опытом.

Наши реакции когда-то помогли нам выжить и текущее их использование происходит на автомате. Мозг предсказывает будущее развитие ситуации и конструирует наше переживание и последующее действие, которое может быть здесь не уместно, не полезно и не эффективно. И тогда в процессе терапии мы учим клиента брать «внутреннюю паузу» для проверки адекватности своего состояния: «Я сейчас хочу обидеться, а что мне это даст? Может быть стоит обсудить с партнером, что мне не нравится его решение».

В-пятых, наши телесные ощущения могут быть не связаны с эмоциональным состоянием. Они могут просто присутствовать у нас сейчас, их можно не оценивать и не приписывать им чувства и эмоции. Покраснение лица, вспотевшие ладони, напряжение в животе, желание зевнуть и прочее могут быть исключительно реакцией на изменение среды. В помещении стало жарко или душно, вы проголодались, вы начинаете заболевать, понизилось давление и т.д. Не обязательно за этим стоит ваша злость, отвращение или апатия. Иногда ощущения связаны с эмоциональными состояниями, а иногда – нет. Важно их различать и не искать за каждым телесным проявлением важный психологический феномен.

В-шестых, развитие осознанности становится необходимой основой для психического здоровья клиента. Умение разграничивать и выделять составляющие своих переживаний – важный навык любого человека, желающего лучше понять себя и окружающих. «Я сейчас чувствую легкое волнение и небольшое жжение в желудке, а еще усталость и предвкушение о завтрашнем дне. И тогда мое волнение связано с чем-то, на что стоит обратить внимание, как я считаю? А желудок, о чем мне говорит: что не надо было есть сухомятку? А что я предвкушаю? Приятно ли мне думать о предстоящей встрече? И не пора ли спать?» Здесь помогают практики осознанности, ведение дневников эмоций, медитации и т.д.

В-седьмых, нам психологам очень привычно при обозначении клиентом своей эмоции начать рассказывать о том, что на самом деле они означают и почему возникают, нас ведь самих когда-то так учили. Например, клиент говорит, что ему стыдно перед самим собой, и психолог пересказывает чью-то идею об обязательной публичности этого переживания: стыд чувствуется только перед кем-то, иначе это не стыд, а что-то другое. А ведь человек и правда может именно так ощущать себя. Стоит не заниматься здесь пси-просветом, а узнать подробности его состояния: почему стыд возник, как переживается, что хочется сделать в этот момент, как о нем говорится сейчас и т.д.

Это были советы для профессионалов, а что же можно делать в рамках самопомощи?

  • попробуйте осознать и принять концепцию конструирования эмоций сначала просто как знание, по-новому трактующую наше восприятие;
  • расширяйте спектр своих переживаний: я чувствую возбуждение приятное и пугающее одновременно или сейчас во мне спокойствие с привкусом грусти и тихой радости;
  • приобретайте новые понятия о мире: учеба, путешествия, люди, знания, незнакомая пища и т.д.
  • ведите здоровый образ жизни: сон, питание, спорт. Банально? Но это правда помогает лучше себя чувствовать, в том числе и эмоционально.
  • создавайте свои понятий эмоций: мимишность, возбуждение от новой ситуации, предвкушение от неоднозначности, ненависть к себе по утрам и т. д.
  • больше осознавайте себя: я сейчас испуган, потому что реально есть опасность или ситуация отдаленно мне напоминает прошлый опыт, где меня травили одноклассники.

Такое разделение поможет вам не действовать в привычных реакциях прошлого опыта.

Всем удачи и до встречи на конференции на моем мастер-классе»!

Регистрация на конференцию ТУТ.

О спикере

Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбэк-практик, тренер Московского института гештальта и психодрамы (МИГИП), председатель орг. комитета Московской психодраматической конференции.

 

 

Регистрация на конференцию ТУТ.

Изображение: Yandex.com.tr

Поделиться в соцсетях:

Системная организация эмоций | Юматов

Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:

Юматов Е.А. Системная организация эмоций // Российский психиатрический журнал. 2018. №2. С. 40-49.

Аннотация

Эмоции представляют собой одну из форм психической деятельности мозга, имеющую огромное биологическое, эволюционное и социальное значение. Различные воззрения на биологическую роль и причины возникновения, отрицательных и положительных эмоций представлены в биологической теории эмоций П.К. Анохина и информационной теории эмоций П.В. Симонова. При этом ни одна теория в полной мере не дает ясное представление о формировании эмоций на разных этапах целенаправленного поведения и не учитывает взаимосвязь отрицательных и положительных эмоций в динамике целенаправленного
поведения с успешными или неудачными результатами. В статье представлена динамическая теория эмоций, характеризующая последовательное развитие положительных, отрицательных эмоций на
разных этапах целенаправленного поведения, с учетом изменяющихся соотношений прогнозируемой вероятности и реального достижения результата, а также индивидуальных характерологических черт
личности. Динамическая теория эмоций наиболее полно раскрывает происхождение, биологическую роль и участие эмоций в целенаправленном поведении. Основные теоретические положения динамической теории эмоций подтверждены при комплексном экспериментальном анализе психофизиологического состояния студентов. Учебная деятельность является реальной моделью поведения, отражающей общебиологические закономерности развития эмоций и эмоционального напряжения.

Ключевые слова brain; psyche; emotions; character traits; behavior

Литература

1. Pavlov IP. Dvadcatiletnij opyt ob’ektivnogo izuchenija vysshej nervnoj dejatel’nosti (povedenija) zhivotnyh. Polnoe sobranie sochinenij. Moscow, et al., 1951. 661 p. Russian. 2. Anohin PK. Biologija i nejrofiziologija uslovnogo refleksa. Moscow; 1968. 547 p. Russian. 3. Anohin PK. Psihicheskaja forma otrazhenija dejstvitel’nosti. In: Ed. T. Pavlov. Leninskaja teorija otrazhenija i sovremennost’: Sbornik nauchnyh trudov. Sofija; 1969. p. 109–39. Russian. 4. Behtereva NP. Nejrofiziologicheskie aspekty psihicheskoj dejatel’nosti cheloveka. L.; 1974. 151 p. Russian. 5. Behtereva NP. Per aspera… Zhizn’. Nauka o mozge cheloveka. L.; 1990. 145 p. Russian. 6. Ivanickij AM. Glavnaja zagadka prirody: kak na osnove processov mozga voznikajut sub’ektivnye perezhivanija. Psikhologicheskii zhurnal. 1999; 20 (3): 93–104. Russian. 7. Aftanas LI. Jemocional’noe prostranstvo cheloveka: psihofiziologicheskij analiz. Novosibirsk., 2000. 119 p. Russian. 8. Izard K. Psihologija jemocij. SPb.; 2000. 464 p. Russian. 9. Sudakov KV. Sistemnye mehanizmy psihicheskoj dejatel’nosti. Zh Nevrol Psikhiatr Im S.S. Korsakova. 2010; 110 (2): 4–14. Russian. 10. Damasio A. The Feeling of What Happens: Body and Emotion the Making of Cosciousness. NY; 2000. 386 p. 11. Edelman GM., Tononi G. Consciousness. How matter becomes imagination. London; 2000. 274 p. 12. Darvin Ch. Vyrazhenie dushevnyh volnenij. SPb.; 1896. 136 p. Russian. 13. Darvin Ch. O vyrazhenii jemocij u cheloveka i zhivotnyh. SPb.; 2001. 384 p. Russian. 14. Yumatov EA. To the theory of the systemic organization of the brain psychic activity. Current Neurobiology. 2017; 8 (2): 40–50. 15. Simonov PV. Teorija otrazhenija i psihofiziologija jemocij. Moscow; 1970. 144 p. Russian. 16. Simonov PV. Jemocional’nyj mozg. Moscow; 1981. 215 p. Russian. 17. Simonov PV. Motivirovannyj mozg. Moscow; 1987. 270 p. Russian. 18. Anohin PK. Teorija funkcional’noj sistemy. Uspekhi fiziologicheskikh nauk. 1974; 5 (2): 5–92. Russian. 19. Yumatov EA. Psihicheskaja dejatel’nost’ mozga – kljuch k poznaniju. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk. Russkaja sekcija. 2013; (1):35–45. Russian. 20. Alexandrov YI, Sams ME. Emotion and consciousness: Ends of a continuum. Cognitive Brain Research. 2005; 25: 387–405. 21. Leont’ev AN. Dejatel’nost’, soznanie, lichnost’. Moscow; 1975. 304 p. Russian. 22. Yumatov EA. Sistemnaja organizacija psihicheskoj dejatel’nosti mozga vo sne i v bodrstvovanii. Vestnik Mezhdunarodnoj Akademii Nauk. Russkaja sekcija. 2017; (1): 21–8. Russian. 23. Sperry RW. Neurology and the mind-brain problem. Am. Sci. 1952; 40: 291–312. 24. Nagel’ T. Myslimost’ nevozmozhnogo i problema duha i tela. Voprosy filosofii. 2001; (8): 101–12. Russian. 25. Popper K. Znanie i psihofizicheskaja problema: V zashhitu vzaimodejstvija. Moscow; 2008. 256 p. Russian. 26. Yumatov EA. Dinamicheskaja organizacija jemocij i jemocional’nyj stress. In: Trudy VI Simonovskih chtenij. Moscow; 2009. p. 13–46. Russian. 27. Yumatov EA. Dinamicheskaja teorija jemocij. In: Materialy 23 Jubilejnogo S#ezda Fiziologicheskogo Obshhestva im IP Pavlova (Voronezh, 18–22 sentjabrja 2017 g.). Voronezh; 2017. p. 1137–39. Russian. 28. Sudakov KV. Sistemnye mehanizmy jemocional’nogo stressa. Moscow; 1981. 229 p. Russian. 29. Sudakov SK. Mehanizmy virtual’nogo podkreplenija i dejstvie psihoaktivnyh veshhestv. Voprosy narkologii. 2017; (2–3): 109–16. Russian. 30. Gromova EA. Jemocional’naja pamjat’ i ee mehanizmy. Moscow; 1980. 181 p. Russian. 31. Yumatov EA. Jeksperimental’nye modeli konfliktnyh situacij s registraciej pul’sa i arterial’nogo davlenija. Zhurnal vysshej nervnoj dejatel’nosti im I.P. Pavlova. 1980; 30 (4): 860–64. Russian. 32. Yumatov EA., et al. Psihofiziologija jemocij i jemocional’nogo naprjazhenija studentov. Moscow; 2017. 200 p. Russian.

DOI: http://dx.doi.org/10.24411/1560-957X-2018-1%25x

Метрики статей

Загрузка метрик …

Metrics powered by PLOS ALM

Введение в теории эмоций

Хотя эмоции, как известно, трудно определить, трудно отрицать, что они играют огромную роль в нашей жизни. Они часто управляют тем, как мы взаимодействуем с миром, искажают наше восприятие, когда мы сталкиваемся с новыми стимулами, а также формируют то, как мы обращаем внимание на стимулы[1].

Таким образом, эмоции могут существовать как информация, направляющая наше взаимодействие с миром, они могут ограничивать или расширять наше поведение в зависимости от ситуации (например, страх может заставить нас уйти в себя и стать избегающим [2], предположительно как механизм, чтобы избежать возможный негативный опыт).

Поскольку эмоции играют столь важную роль в том, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним , неудивительно, что психологи сформировали несколько теорий о том, как генерируются эмоции и как они влияют на наше мышление. Ниже мы обсудим несколько основных теорий эмоций, которые стали центральными в области исследования человеческого поведения.

Содержание:

  • Теория Джеймса
  • Двухфакторная теория
  • Теории оценки эмоций
  • Сетевые теории эмоций
  • Теория эмоций с обратной связью по лицу

Теория Джеймса

Это одна из самых ранних формальных теорий эмоций, созданная в 1884 и 1885 годах Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге (и поэтому иногда известная как теория Джеймса-Ланге). Теория утверждает, что эмоции отделимы от физиологических реакций на события.

Последовательность, которую они утверждают, начинается со стимула, который запускает телесную реакцию, и когда человек испытывает эти физиологические изменения, они также переживаются как эмоция.

Эмоции считались (и часто остаются) предшественниками физиологических реакций — эта теория сыграла ключевую роль в переворачивании этого с ног на голову и утверждении, что физиологические реакции могут быть триггером эмоциональных реакций.

Хотя теория была первым шагом в понимании эмоций за пределами поверхностного уровня, было несколько проблем, которые теория не в состоянии объяснить. Некоторые из самых сильных критических замечаний исходили от Уолтера Кэннона, который указал, что физиологические реакции не являются строго специфическими для определенных эмоций (например, гнев и страх могут оба увеличить частоту сердечных сокращений, но они очень разные как эмоции).

В дополнение к этому, было обнаружено, что инъекция адреналина, которая увеличивает частоту сердечных сокращений, приводит к определенным эмоциям только тогда, когда делаются когнитивные подсказки [4], которые не учитываются теорией Джеймса-Ланге.

Top of Page

Двухфакторная теория

Стэнли Шахтер и Джером Сингер провели вышеупомянутое исследование адреналина и, опираясь на него, сформировали двухфакторную теорию эмоций в 1964 году [4]. Теория утверждает, что эмоции переживаются в конце цепочки событий, начиная с физиологических изменений, за которыми следует когнитивная атрибуция источника этих изменений и, наконец, сама эмоция.

Эта теория основывается на теории Джеймса-Ланге и учитывает потенциальную неопределенность при переживании физиологических изменений (таких как учащение пульса и гнева или страха, как упоминалось выше). человек находится внутри, и эмоция приписывается на основе этого.

Критика этой теории исходила из исследований, показывающих, что эмоции можно модулировать, даже если человек не в состоянии сделать сознательное когнитивное приписывание стимула. Исследование Уильяма Кунст-Уилсона и Роберта Зайонца показало, что участники могут формировать аффективную дискриминацию стимулов, даже если они не могут угадать, что это за стимул, с большей вероятностью, чем случайность [5].

Это показало, что когнитивная атрибуция по-прежнему может формировать эмоционально нагруженную атрибуцию стимула, даже если контекст и окружающая среда сознательно не указывают, как следует делать эту атрибуцию.

К началу страницы

Теории оценки эмоций

Опираясь на сложность двухфакторной теории, появились теории множественной оценки эмоций (например, Smith and Ellsworth, 1985 или формулировка эмоций. Устраняя необходимость в сознательной когнитивной оценке, теории обеспечивают основу для возникновения таких явлений, как усиление положительных эмоций по отношению к неузнаваемым стимулам.

В отличие от вышеупомянутых моделей, теории оценки эмоций возникли из множества источников и приняли множество форм. Это означает, что ни одна отдельная теория оценки не стала окончательной в понимании эмоций, но существует множество конкурирующих теорий.

Несмотря на различия, есть, конечно, и общие черты. Теории оценки эмоций содержат бессознательную когнитивную атрибуцию, а также мотивационную информацию и физиологическую информацию. Каждый из них в совокупности обеспечивает эмоциональное состояние в ответ на стимул. То, как сочетаются эти компоненты, зависит от того, какая теория оценки рассматривается.

Один из основополагающих вкладов в теорию оценки эмоций внес Ричард Лазарус, который определил еще два аспекта эмоциональной оценки — оценку значимости события и оценку способности человека реагировать. Эти оценки формируют ценность, с помощью которой человек реагирует на стимулы, вызывающие эмоции.

К началу страницы

Сетевые теории эмоций

Более поздние теории эмоций использовали теории оценки эмоций и бихевиористские принципы в качестве отправной точки для более сложного и многогранного понимания эмоций. Бихевиоризм — это психологическая теория, формализованная и разработанная Беррусом Скиннером, в которой утверждается, что поведение можно модулировать в соответствии с валентностью стимулов (поведение можно подкреплять или наказывать, чтобы увеличить или уменьшить его частоту соответственно).

Сетевые теории предполагают, что поощрение и наказание поведения постепенно усложняет способ развития эмоций в ответ на стимулы. Создаются «узлы» памяти, которые содержат ряд информации, относящейся к валентности стимула — эти узлы могут быть уточнены по мере появления новой информации и появления новых стимулов, в конечном итоге развивая сеть ответов.

К началу страницы

Лицевая обратная связь Теория эмоций

Одним из способов создания сетей эмоций является обратная связь. Это может происходить разными способами, но одним из основных средств является выражение лица. Теория эмоций с обратной связью по лицу касается того, как наши собственные выражения лица влияют на наши собственные эмоциональные переживания.

Исследования показали, как выражения лица могут усиливать чувство счастья или юмора в соответствии с соответствующими движениями мышц. Исследование, проведенное Strack et al (1988) [6], показало, что участники, которых попросили заставить свои лицевые мышцы улыбнуться (под видом прикрытия, в котором не упоминались эмоциональные реакции), значительно чаще сообщали о более высоких уровнях веселья в ответ на мультфильм, чем контрольные группы.

Исследование Стрэка с тех пор страдало от сбоев репликации, но другие исследования также изучали ту же гипотезу. Участникам исследования, проведенного Hennenlotter et al (2009) [7], вводили ботокс в мышцы, вызывающие хмурый взгляд (надбровные мышцы, сморщивающие бровь). Было обнаружено, что у них относительно снижена активация областей мозга, связанных с обработкой эмоций, при попытке нахмуриться, что позволяет предположить, что движение лицевых мышц объясняет, по крайней мере, некоторые из обычно вызываемых эмоций.

Это показывает, какое значение выражения лица могут иметь в нашей эмоциональной жизни — от нашей интерпретации выражений лица других людей до нашего собственного опыта, они явно играют большую роль в определении того, что мы чувствуем.

Чтобы лучше понять, как создаются выражения лица и что мы можем сделать, чтобы их измерить (и, следовательно, понять эмоции), загрузите наше бесплатное подробное руководство по выражениям лица ниже.

К началу страницы

Ссылки:

[1] Zadra JR, Clore GL. Эмоции и восприятие: роль аффективной информации. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci . 2011;2(6):676-685. doi:10.1002/wcs.147

[2] Thierry Steimer (2002) Биология поведения, связанного со страхом и тревогой. Диалоги в клинической неврологии vol. 4,3 (2002): 231-49.

[3] STANLEY SCHACHTER & JEROME E. SINGER (1962) КОГНИТИВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. Психологический обзор VOL. 69, № 5

[4] Стэнли Шахтер (1964) Взаимодействие когнитивных и физиологических детерминант эмоционального состояния1. Достижения в экспериментальной социальной психологии
Том 1, 1964, страницы 49-80

[5] Уильям Рафт Кунст-Уилсон и Р. Б. Зайонц (1980) Аффективное различение стимулов, которые невозможно распознать. Наука, Новая серия, Том. 207, № 4430 (1 февраля 1980 г.), стр. 557-558

[6] Стрэк Ф., Мартин Л.Л., Степпер С. (1988). Ингибирующие и облегчающие условия человеческой улыбки: ненавязчивая проверка гипотезы лицевой обратной связи. J Pers Soc Psychol. 1988 май;54(5):768-77 . doi: 10.1037//0022-3514.54.5.768. PMID: 3379579.

[7] Хенненлоттер А., Дрезель С., Кастроп Ф. , Цебаллос-Бауманн А.О., Вольшлегер А.М., Хаслингер Б. (2009) Связь между лицевой обратной связью и нервной активностью в центральных цепях эмоций – новое понимание ботулизма индуцированная токсинами денервация хмурых мышц. Кора головного мозга. 2009 г.19 марта (3): 537-42. doi: 10.1093/cercor/bhn104.

Новая теория эмоций выходит на сцену

Вы проводите приятный вечер дома после особенно напряженного дня. Часть того, что помогло вам пережить день, заключалась в том, что вы знали, что этим вечером будет доставлена ​​посылка с подарком, который вы купили себе в качестве удовольствия. Когда он прибывает, вы с нетерпением открываете его только для того, чтобы обнаружить, что это совсем не то, что вы ожидали. Ваши эмоции мгновенно переходят от восторга, который вы испытали, когда взяли пакет с порога, к унылой реакции, увидев, что было в этом пакете.

Полная смена эмоций — обычная черта повседневной жизни, и даже если вы не можете понять эту ситуацию, есть много других, в которых вы перешли от высокого к низкому или от низкого к высокому за долю секунды. Психология пытается объяснить связь между жизненными ситуациями и соответствующими эмоциями, которые люди испытывают, с помощью различных теорий, от основанных на физиологии до теорий, основанных на социальных взаимодействиях.

Больше, чем просто академическое упражнение, рассмотрение сильных и слабых сторон этих теорий может стать важным, когда люди пытаются применить их в своей жизни. У вас скоро будет презентация или выступление, которое наполняет вас тревогой? Разве не было бы здорово, если бы вы могли преобразовать эту тревогу в чувство приятного предвкушения при мысли о том, что вы сможете выставлять напоказ свои вещи? Как насчет этого разочаровывающего пакета? Вместо того, чтобы испытывать все эти негативные эмоции и заставлять их испортить вам вечер, не лучше ли было бы отбросить это как невезение и спланировать шаги, которые вам понадобятся, чтобы вернуть его?

Краткая история теорий эмоций

В недавно опубликованной теоретической статье Пол Тагард и его коллеги из Университета Ватерлоо (2021) обеспечивают основу для понимания современных теорий эмоций, а затем переходят к изложению нового подхода, основанного на идее «семантических указателей». Прежде чем объяснять, что Thagard et al. Теория, стоит быстро взглянуть на его предшественников, используя обзор в их статье в качестве ориентира.

Все теории эмоций пытаются бороться с тремя основными процессами. Во-первых, , это физиологические изменения, связанные с эмоциями, такие как учащение пульса и изменения проводимости кожи, которые отражают действия так называемой «вегетативной» (непроизвольной) нервной системы. Во-вторых, эмоций связаны с некоторым типом когнитивного осознания, что приводит к маркировке эмоции. Третий , и это ключевой компонент теории канадской исследовательской группы, эмоции меняются. Как показывает пример разочаровывающего пакета, вы можете чувствовать себя прекрасно в одну минуту и ​​ужасно в следующую. По словам авторов, «приемлемая теория эмоций должна быть в состоянии объяснить эмоциональные изменения, а также многие другие явления, такие как вклад эмоций в действие».

Первая теория в современной психологии была предложена Уильямом Джеймсом, который утверждал, что физиологические изменения — это эмоции. Вы боитесь, потому что ваше сердце колотится, а не потому, что вы осознаете какую-то угрозу. Теория, согласно которой Thagart et al. Термин «сконструированная эмоция» использует противоположный подход, предполагая, что эмоции «возникают и меняются из-за новых конструкций» или мыслей. Идея о том, что эмоции — это «автоматические» оценки, отражающие «эволюцию и личную историю», связана с Экманом, который также известен тем, что определил то, что он считал шестью основными эмоциями или «программами аффекта». Последняя теория фокусируется на оценках как детерминанте эмоций, не отводя особой роли функции нервной системы как причины эмоций.

Семантические указатели и ваши эмоции

С введением термина «семантический указатель» исследовательская группа сосредоточилась на том, как нейронные паттерны в мозге связаны с мыслями или оценками, которые у вас есть по поводу данной ситуации. В частности, теория «выдвигает гипотезу о том, что эмоции сочетают в себе оценку и физиологию за счет свертки паттернов возбуждения нейронов». Семантический указатель эмоций состоит из четырех компонентов: реальная ситуация, физиологические изменения (например, частота сердечных сокращений), оценка ситуации и отношение к себе.

Рассмотрим в качестве примера эмоцию гнева, которую вы испытали, когда открыли этот несчастный пакет. Ситуация сама посылка. Физиологически вы, возможно, почувствовали некоторое вегетативное возбуждение, например, ваше сердце начало биться немного быстрее после того, как вы обнаружили содержимое упаковки. Ваша оценка объекта в упаковке как неудовлетворительного будет учитываться в уравнении. Наконец, видя, что теперь вам придется приложить все усилия, чтобы вернуть посылку, становится важным для себя, когда вы сталкиваетесь с надоедливой мыслью о том, что вам придется приложить усилия, чтобы отправить ее обратно.

Это был простой пример, состоящий только из одной эмоции. Много раз, как Tragart et al. подчеркните, ваши эмоции двойственны. Рассмотрим пример, который предлагают авторы переезда в новый город. Вы почувствуете себя счастливым, особенно если этот шаг соответствует вашим целям изменить что-то в своей жизни. Однако вам также будет грустно, потому что это означает, что вы попрощаетесь со своими друзьями. Даже если вы можете продолжать взаимодействовать виртуально или в социальных сетях, это не будет то же самое, что иметь их под рукой.

Эти амбивалентные эмоции отражают то, что канадские исследователи называют конкуренцией между двумя семантическими указателями. Какая эмоция победит, зависит от того, какой семантический указатель станет заторможенным. Вычислительная модель, разработанная ранее ведущим автором исследования, известная как POEM (POinters-EMotion), может создать набор симуляций для решения таких вопросов, как влияние познания, телесных состояний, физиологических факторов или врожденных свойств на то, какая данная эмоция будет проявляться. один доминировать.

Теория семантических указателей — это нечто большее, чем просто абстрактное понятие, которое работает, только если у вас в голове есть компьютер. Действительно, авторы начинают свою статью с наблюдения, что «люди обращаются к психотерапевтам в поисках эмоциональных изменений, потому что их одолевают негативные эмоции, такие как печаль, тревога, страх и стыд». Лоретта Ларок, психотерапевт, использует два случая из своей частной практики, чтобы проиллюстрировать эмоциональные изменения в результате лечения. В одном случае терапия оказалась полезной для уменьшения чувства стыда и увеличения частоты положительных эмоций, таких как счастье и надежда. В другом случае была женщина, которая обратилась за помощью в связи с ее чувством беспокойства, депрессии и вины из-за того, что она считала неадекватным выполнением своих рабочих и семейных ролей. Как отмечают авторы, «теории эмоций должны быть в состоянии объяснить такие сдвиги».

Как можно изменить собственные нефункциональные семантические указатели?

Теория семантических указателей дает полезные рекомендации по изменению, особенно в ее применении к переживанию хронических эмоций. Таким образом, в психотерапевтических случаях Ларок произошло изменение не только в мгновенных чувствах, но и в долгосрочном изменении отношения ее пациентов к жизни. Чтобы понять, как реализовать собственное стремление к изменениям в своем эмоциональном мировоззрении, необходимо увидеть, как хронические смысловые указатели могут стать магнитами для мимолетных. По словам авторов, «постоянная» эмоция — это эмоция, которая характеризует вас в определенный момент времени, например, беспокойство по поводу предстоящей презентации. Это отличается от «предрасположенности» тревожного или невротического человека, который обычно беспокоится о самых разных ситуациях.

Что происходит с диспозиционной эмоцией, так это то, что она окрашивает ваше восприятие ситуаций таким образом, что «связывает» возникающую эмоцию. Если вы склонны к беспокойству, вы войдете в ситуацию выступления таким образом, что это приведет к физиологическим изменениям, негативным оценкам и убеждениям относительно отношения выступления к вашему самоощущению. Тип изменений, которые вы бы искали, например, в психотерапии, не означал бы, что вы всегда спокойны и расслаблены, но что вы, как правило, испытываете эти положительные эмоции, а не их отрицательные аналоги. Чтобы достичь этого, утверждают авторы, вам почти нужно «разрешить мозгу генерировать соответствующие семантические указатели». Этот вид переобучения мозга ничем не отличается от умственных упражнений для улучшения памяти.

Психотерапевты, применяя эти идеи на практике, по словам авторов, «не могут оперировать семантическими указателями напрямую, но могут работать с клиентом по изменению представлений о ситуациях, оценках и физиологии». Они также могут помочь клиентам изменить свои цели. В случае с женщиной, которая чувствует, что она не выполняет свои ролевые обязанности на работе и в семье, возможно, ей можно помочь изменить то, что может быть нереалистичными целями. Они могут косвенно изменить свои нейронные паттерны, предрасполагающие их к хроническим негативным эмоциям, используя оценку для изменения своего восприятия. С физиологической точки зрения терапевты также могут вызывать изменения семантических указателей, обучая своих клиентов медитации, релаксации и глубокому дыханию.

Изменение эмоций, согласно модели семантического указателя, может происходить и вне психотерапии. Авторы отмечают, что люди могут изменить как свои диспозиционные, так и возникающие эмоции с помощью таких способов, как самопомощь, участие в религиозных или политических организациях и другие действия, которые «резко изменяют их убеждения, цели и физиологические состояния». Вы можете искать новые увлечения, друзей, жизненные ситуации и романтические отношения, которые имеют этот трехсторонний эффект.

Подводя итог, эта новейшая эмоциональная теория дает советы для понимания сложных взаимодействий между физиологией, мыслями, самовосприятием и реальными ситуациями, которые влияют как на ваши долгосрочные, так и на краткосрочные взлеты и падения. Кроме того, теория позволяет понимать амбивалентные эмоции как отражение разного веса положительных и отрицательных семантических указателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *