Теория гуманистической психологии: Гуманистические теории личности

📖 Теория, Гуманистическая психология, ПОСЛЕСЛОВИЕ. Наследие Абрахама Маслоу, ЧАСТЬ IV. Методология гуманитарных наук. Мотивация и личность. Маслов А. Х. Страница 121. Читать онлайн


Гуманистическая психология

Современная гуманистическая психология многолика: культурное движение, сеть социальных контактов, набор человеческих переживаний, набор техник, система ценностей, организация и теория. В идеале, каждый их этих аспектов взаимодействует с другими, обогащая их (Maslow, цит. по: Greening, 1984, р. 3).

Я фрейдист, я бихевиорист, я гуманист… (Maslow, 1971,144, р. 4).


Теория

Разработанные Маслоу теории человеческой мотивации и самоактуализации в корне противоречат психоаналитическим и бихевиористским подходам. Вместе с тем, лично для Маслоу, иерархия потребностей стала логическим продолжением его предшествующей работы с бихевиористскими, фрейдистскими и адлерианскими моделями. Сам он считал себя одновременно фрейдистом и бихевиористом, а не бунтовщиком против их подходов. Маслоу видел свою задачу в творческом синтезе, а не в сектантстве, он считал свою работу развитием современных тенденций в психологии

Почему теории Маслоу и других мыслителей гуманистического направления считаются революционными? Его работа и работа других психологов — гуманистов научная в том смысле, что опирается на эмпирическое исследование человеческого поведения, что отличает ее от других психологических систем, делающих акцент на определенных философских представлениях о людях (Buhler & Allen, 1972).

Гуманистическая психология является революционной в предложении позитивного подхода к человеческим переживаниям. Гуманистические психологи считают себя в первую очередь людьми и лишь во вторую — учеными. Они не претендуют на объективность. Они намереваются открыть методы, которые позволяли бы понять личность другого человека, в рамках крайне субъективного взаимодействия (Buhler & Allen, 1972; Polanyi, 1958).

Следующие особенности характерны для современной гуманистической психологии.

• Неудовлетворенность теориями, центрированными на патологии.

• Признание наличия у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности.

• Убежденность в том, что не хлебом единым жив человек; что он имеет высшие потребности, такие как научение, работа, любовь, творчество и т. п.

• Оценивание чувств, желаний и эмоций вместо их объективизации или поверхностного объяснения.

• Убежденность в том, что человек способен отличать истину от лжи, вести себя в соответствии с высшим добром; вера в вечные ценности, такие как истина, счастье, любовь и красота.

Гуманистическое движение

Такое определение Третьей силы в психологии было предложено Маслоу летом 1957 г., оно включено во введение к первому номеру журнала Journal of Humanistic Psychology (Sutich, 1961, pp. viii — ix):

Журнал Journal of Humanistic Psychology основан группой психологов и специалистов из других областей, которые проявляют интерес к человеческим возможностям, не нашедшим отражения в позитивистской или бихевиористской теориях, классическом психоанализе. Речь идет, в частности, о креативности, любви, самости, росте, организме, удовлетворении базовых потребностей, самоактуализации, высших ценностях, эго — трансцендентности, объективности, автономии, идентичности, ответственности, психическом здоровье и т. п.


Гуманистическая психология как интеллектуальное движение оформилась в начале 1960–х гг. при создании двух организаций. Эсаленовский институт Калифорнии (Esalen Institute of Californiaпрототип других центров роста и личностного развития, был основан в 1962 г. В том же году Абрахам Маслоу с коллегами основал Ассоциацию гуманистической психологии (Association of Humanistic Psychology, AHP).

Основной целью журнала и Ассоциации являлось изучение поведенческих характеристик и эмоциональной динамики полноценного и здорового человеческого функционирования. Новая ассоциация символизировала отказ от механистической, детерминистской, психоаналитической и бихевиористской ортодоксальности. В 1985 г. Ассоциация насчитывала 5200 членов во всех 50 штатах и многих иностранных государствах.

В предисловии к книге Фрэнка Гобла The Third Force, The Psychology of Abraham Maslow (Goble, 1970, p. vii) сам Маслоу писал:

Я хотел бы подчеркнуть, что любой из дюжины теоретиков столь же полезен, как и представитель психологии Третьей силы. Как движение она не имеет ни одного явного лидера, ни одного великого имени, в отличие от большинства революций в мировоззрениях, которые начинались под руководством конкретных лидеров, например фрейдизм, дарвинизм, марксизм, эйнштейнианство, Третья сила — результат работы многих людей. Помимо этого, параллельно делались открытия и в других областях. В настоящее время быстро развивается новое представление об обществе и всех его институтах.


Гуманистические психологи исследовали способы поощрения и оценки самоактуализации у отдельных индивидов, групп и организаций. В 1968 г. с целью измерения уровня самоактуализации был создан Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory, POI) (Shostrom, 1968). Этот инструмент нашел широкое применение в бизнесе, образовании и психологии.

Гуманистическая психотерапия

Практика современной психотерапии претерпела значительные изменения под влиянием взглядов Маслоу и других психологов — представителей Третьей силы. Хотя сам Маслоу не занимался клинической практикой, его идеи оказали заметное влияние на практическую психотерапию. Он не занимался разработкой системы техник, скорее его интересовал этический подход к человеческим взаимоотношениям в целом.

Маслоу полагал, что удовлетворительные результаты можно получить с помощью различных клинических подходов, а успешная психотерапия должна помочь индивиду в реализации своих основных потребностей, тем самым открывая путь к самоактуализации. Это, по мнению Маслоу, — «главная задача любой терапии» («Мотивация и личность», 1970, 142, pp. 241–264). «Безоговорочно принимается убеждение в том, что истина лечит. Научиться преодолевать собственные ограничения, познать себя, услышать голос побуждений, освободить ликующую природу, приобрести знания, достичь инсайта — вот основные задачи психотерапии», — пишет он в книге Farther Reaches of Human Nature (1971, 144, p. 52).

Гуманистическая этика, разработанная Маслоу (1970, p. 142) и развитая Бюд — женталем (Bugental, 1971), имеет особое значение для психотерапевтической практики. Вот некоторые ее принципы:

• принятие ответственности за собственные действия и переживания;

• взаимность в отношениях: признание взглядов другого человека;

• экзистенциальный подход (здесь — и–теперь), признание того, что человек живет лишь в настоящий момент;

• осознание того, что такие эмоции, как боль, конфликт, скорбь, вина, гнев, — являются часть человеческих переживаний, которые следует понять и даже оценить, а не скрывать и подавлять; выражение эмоций обнаруживает переживаемый смысл в жизни человека;

• люди, усвоившие гуманистическую этику, объединены поиском переживаний, ускоряющих личностный рост.

Следует отдать должное Карлу Роджерсу (Rogers, 1942, 1961): он впервые ввел новую гуманистическую концепцию взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом. Теории Маслоу и Роджерса взаимно обогащали их обоих, при этом Роджерс использовал эти концепции при разработке новых подходов к психотерапии своих клиентов. Он назвал свою работу клиент — центрированным подходом. Роджерс представлял себе психотерапевта в роли фасилитатора, активного, но недирективного соучастника терапии. Различные психотерапевты гуманистического направления предложили свои варианты налаживания взаимоотношений между людьми.

Гуманистические психотерапевты признают и используют собственные переживания, полагая при этом, что нельзя недооценивать влияние и важность личности терапевта на процесс консультирования. Психотерапевт служит моделью, наглядно демонстрируя клиенту потенциал креативных и позитивных действий. Психотерапевты гуманистического направления также полагают, что окончательное решение и право выбора остается за клиентом. Хотя терапевт может играть поддерживающую роль, клиент несет главную ответственность за собственную жизнь и всегда останется наиболее влиятельной в ней фигурой (Buhler & Allen, 1972; Maslow, 1970, 142; Rogers, 1961).

Необходимо помнить, что знание собственной природы одновременно служит знанием человеческой природы в целом (Maslow, 1971,144, p. xvi).


Абрахам Маслоу: Гуманистическая теория личности

                                                        Оглавление.  

     Введение…………………………………………………………………………………………….3

1.  Основные принципы гуманистической психологии…………………………………………….4     

2.  Мотивация: иерархия потребностей……………………………………………………………….8

3.  Дефицитарная  мотивация и мотивация роста……………………………………………………14

4. Оценка самоактуализации по А. Маслоу…………………………………………………………15

     Заключение…………………………………………………………………………………………18

    Список использованной литературы…………………………………………………………….19

     Приложение 1………………………………………………………………………………………20

     Приложение 2………………………………………………………………………………………21                                                
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Введение.  

     С точки зрения гуманистической психологии люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и  конфликтов. Гуманистическая психология разрабатывает теорию личности как психодинамическую, интеракционистическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую теории, которые охватывают весь период жизни человека и описывают его как личность в терминах внутренних свойств, и в поведенческих терминах. Основное внимание сосредоточено на описании, строении и развитии внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представляется самому человеку в самосознании и мышлении. Гуманистическая психология, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

     Сторонниками гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.

     Некоторые принципиальные положения, отражающие гуманистический подход к пониманию  личности, выявляют наиболее значимые внешние и внутренние отношения личности, определяющие её самоактуализацию. В первом положении личность понимается с точки зрения ее уникальности и целостности. Второе положение определяет понимание личности как открытой системы. Третье положение гуманистического подхода связано с пониманием личности как активной системы. В четвёртом положении динамический аспект теории личности А. Маслоу основан на том, что в человеке существует два вида взаимовлияющих друг на друга сил. Один вид исходит из страха за безопасность и защиту, он склонен к регрессии и привязан к прошлому, ему страшно соглашаться с риском и угрозой, причинением вреда тому, чем уже обладает. Другой вид сил стремиться вперёд к целостности, к исключительности личности, к полному функционированию всех сил, к доверию перед лицом внешнего мира, где можно открыть свою глубокую действительную личность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                1.Основные принципы гуманистической психологии. 

     Термин  «гуманистическая психология» был  придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше ее рассматривать как движение (т.е. группу теоретических подходов к личности). Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы». Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся [4].

     Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления — это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда находится в процессе становления. С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди отказываются от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

     Несмотря  на то, что становлению отводится  большая роль, гуманистические психологи  признают, что поиск подлинной  и полной смысла жизни не легок. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности [2].

     Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания  уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире.

Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди сознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

     Только  сами люди, брошенные в водоворот  жизни в данный момент времени  и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это  не означает, что, если людям дана свобода  выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – «Я есть мой выбор».

     Наиболее  важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Как свободное существо человек ответствен за осуществление как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и половых или агрессивных побуждений.

Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу осуществить мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).

     Несмотря  на то, что становлению отводится  большая роль, гуманистические психологи  признают, что поиск подлинной  и полной смысла жизни не легок. Это  особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и  ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными – чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» – уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

     Экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает [4].

     В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию  того, что составляет гуманистическую теорию личности. Его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма.

     Для полного понимания гуманистического подхода необходимо изучить ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

     Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих  в гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность [2].

     Неуместность  экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек – нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивали принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он считал, что изучение животных не применимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина и т.д.), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

Гуманистическая психология — объяснение, теория, развитие и часто задаваемые вопросы

Философия помогает понять важность факторов, связанных с человеком, вместо того, чтобы рассматривать религиозные, божественные или духовные вопросы, — это гуманизм. Он подчеркивает достоинство людей и их ценности. Это также говорит о том, что люди могут решить свои проблемы с помощью науки и причин. Существуют различные виды гуманизма, в том числе:

  1. Гуманистическая психология

  2. Религиозный гуманизм

  3. Светский гуманизм

Гуманистическая перспективная психология делает упор на человека в целом и на такие понятия, как свобода воли, самоактуализация и самоэффективность. Это направление возникло в 1950-х годах, и в нем доминировала психология, реагирующая на бихевиоризм и психоанализ. Понимание бессознательных движений было сделано с помощью психоанализа, а поведение, обусловленное этими реакциями, было обнаружено с помощью бихевиоризма.

В середине 20 века в ответ на ограничения, обнаруженные в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и Б. Ф. Скиннера, появились бихевиоризм и гуманистическая теория личности. Этот тип теории в первую очередь фокусируется на внимательности и самосознании, которые помогают изменить состояние ума и поведение на более здоровое за счет нескольких продуманных действий и продуктивного осознания. Это помогает объединить осознанность и поведенческую терапию.

Преимущества этой гуманистической теории личности описываются как наличие решающей возможности вести таким образом, чтобы она вела к более здоровому пути от неспокойной культуры. В психологии ее называют третьей силой, отличной от предыдущей.

Одним из первых источников гуманистической психологии является работа по теории личности Карла Роджерса. На это сильно повлиял Отто Ранк. Роджерс стремился сделать процесс развития более здоровым и творческим. Роджерс также ввел термин актуализирующая тенденция; это концепция, которая привела к изучению самоактуализации Абрахамом Маслоу. Она анализируется как одна из потребностей человека. Маслоу и Роджерс представили гуманистическую психологию как ответ на обзор психоанализа.

Гуманистический подход к психологии привел к изобретению других источников философии, таких как экзистенциализм и феноменология. Этот подход уходит своими корнями в феноменологическую и экзистенциальную мысль. С условной релаксацией бихевиоризм вырос из работы Ивана Павлова, заложившей основу академической психологии в сотрудничестве с Джоном Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером, а также Абрахамом Маслоу. Они назвали бихевиоризм «первой силой». Это систематически исключало субъективные данные сознания и дополнительную информацию о влиянии на сложность человеческой личности и ее развитие. Но на людях его больше не применяли, за исключением лиц, находящихся в закрытом психоневрологическом отделении.

Отсюда возникла вторая сила, которую составили такие психологи, как Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни, Мелани Кляйн, Гарри Стэк Салливан и Зигмунд Фрейд. Таким образом, необходимость третьей силы была подчеркнута Маслоу, упомянув, что «Фрейд дал половину психологии, а другая половина должна быть заполнена нами».

Гуманистическая психотерапия сводится к принципам:

  • Человеческие существа вытесняются как сумма частей.

  • Существование людей находится в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.

  • Люди осознают и сознательны. Это сознание включает в себя осознание одного человека в другом человеке.

  • Люди способны делать выбор и несут за него ответственность.

  • Они преднамеренны, они нацелены на достижение целей, осведомленность о будущих событиях и, таким образом, стремятся к ценности, смыслу и творчеству.

Развитие терапевта-гуманиста

Предварительная встреча привела к другим разработкам, кульминацией которых стало описание «третьей силы» в психологии. Эти важные события привели к созданию AHP (Ассоциация гуманистической психологии) в 1916 году. Смысл этого заключается в развитии сотрудничества между AHP, Уэслианским университетом и фондом Хазена. Там, где AHP спонсировал конференцию, Уэслианский университет принимал встречу, а Фонд Хазена предоставил финансирование.

Цель участников — сформулировать новое видение психологии. По их мнению, целостный образ человека лучше, чем тот образ, который был представлен бихевиоризмом и фрейдистской психологией. Конференция была описана как историческое событие, имевшее важное значение для академического статуса гуманистической психологии и ее будущих устремлений.

Выпускные программы высших учебных заведений по гуманистической психологии постепенно расширялись. В 1971 году АПА (Американская психологическая ассоциация) признала гуманистическую психологию областью. Таким образом, АПА выделила собственное подразделение, а именно 32-е подразделение, которое помогает издавать собственный журнал под названием «Психолог-гуманист».

Гуманистический подход к консультированию

Цель гуманистической терапии — помочь более здоровому и сильному самоощущению. Эта терапия пытается научить людей самореализации.

1. Подходы: В гуманистической психологии существует несколько подходов к консультированию и терапии. Теория развития Абрахама Маслоу — это самый ранний найденный нами подход, подчеркивающий иерархию потребностей и мотиваций. Экзистенциальная психология Ролло Мэя признает выбор людей и трагические аспекты их существования, а также клиент-центрированную или личностно-центрированную терапию Карла Роджерса, которая направлена ​​на способность клиента к самоуправлению и пониманию своего собственного развития. Клиентоцентрированная терапия не является директивной. Терапевт слушает клиента без суждений, позволяя клиенту вернуться к озарениям самостоятельно. Терапевт должен убедиться, что все чувства клиента учитываются, и терапевт твердо понимает проблемы клиента, обеспечивая при этом атмосферу принятия и тепла. Терапевты, ориентированные на клиента, активно слушают во время сеансов терапии.

Экзистенциальная психотерапия — это приложение гуманистической психологии, которое подчеркивает идею о том, что люди способны иметь свободу придавать смысл своей жизни. Они вольны определять себя и делать все, что хотят. Это тип гуманистической терапии, которая заставляет людей исследовать смысл, а также цель своей жизни. Существует конфликт между наличием ограничений и наличием свобод. Экзистенциальная терапия предполагает разрешение этого конфликта.

Гештальт-терапия — это еще один подход к гуманистическому консультированию, который обращает внимание на то, что происходит здесь и сейчас, особенно как на возможность взглянуть в прошлое на любые предвзятые представления, и фокусируется на том, как прошлое влияет на настоящее. Ролевые игры также играют большую роль в этой терапии и позволяют по-настоящему выразить чувства, которые, возможно, не были разделены в других обстоятельствах. В гештальт-терапии невербальные сигналы являются важнейшим индикатором того, что клиент вполне может чувствовать, несмотря на выраженные эмоции.

2. Эмпатия и самопомощь. Одной из наиболее важных особенностей гуманистической терапии является эмпатия. Эта идея фокусируется на способности терапевта видеть мир глазами клиента. Без этого терапевты часто вынуждены использовать внешнюю систему отсчета, когда терапевт больше не понимает действия и мысли клиента, как понимал бы клиент, а строго как терапевт, что противоречит цели гуманистической терапии. Это гарантирует, что терапевт не станет авторитетом в отношениях, позволяя более открытому потоку данных, а также более добрым отношениям между ними. Терапевт, практикующий гуманистическую терапию, должен показать готовность сконцентрироваться и обеспечить комфорт пациента, где искренние чувства также могут быть разделены, но не навязаны кому-либо. Один из учеников Карла Роджерса, Маршалл Розенберг, подчеркивает, что эмпатия в отношениях является концепцией ненасильственного общения.

Самопомощь также является частью гуманистической психологии: Шейла Эрнст и Люси Гудисон описали использование ряда наиболее гуманистических подходов в группах самопомощи. Гуманистическая психология применима к самопомощи, потому что она ориентирована на изменение способа мышления человека. Человек может стать лучше только тогда, когда он планирует изменить свое отношение к себе, когда он планирует помочь себе. Совместное консультирование, которое представляет собой подход, основанный исключительно на самопомощи, также считается исходящим из гуманистической психологии.

3. Я-идея: Идеальное я и реальное я включают в себя понимание проблем, возникающих из-за того, что у вас есть представление о том, кем вы хотите быть как личность, и это не будет соответствовать тому, кем вы на самом деле являетесь как личность. Идеальное «я» — это то, что, по мнению человека, следует делать, а также его основные ценности. Настоящее я — это то, что на самом деле называется жизнью. Благодаря гуманистической терапии понимание этого позволяет клиентам сочетать положительный опыт с их реальной самооценкой. Цель состоит в том, чтобы овладеть двумя концепциями себя, чтобы они стали конгруэнтными. Роджерс считал, что только терапевт готов быть конгруэнтным, в терапии возникают настоящие отношения. Гораздо легче доверять тому, кто готов открыто делиться чувствами, хотя это и не всегда будет тем, чего хочет клиент; это позволяет терапевту развивать прочные отношения.

Заключение

Гуманистическая теория Роджерса хорошо объясняет гуманистическую психологию. Акцент гуманистической психологии на творчестве и целостности создал основу для новых подходов к человеческому капиталу на рабочем месте, подчеркивая креативность и, следовательно, актуальность эмоциональных взаимодействий. Коннотации «творчества» ранее были зарезервированы и в основном ограничены работающими художниками. В 1980-х годах, с ростом числа людей, работающих в рамках когнитивно-культурной экономики, творчество стало рассматриваться как полезный товар и конкурентное преимущество для международных брендов.

Психоаналитическая теория и гуманистическая теория. Критическое сравнение.

Психология личности обычно находится в центре внимания многих психологических теорий. Некоторые из наиболее известных теорий включают теорию черт, биопсихологическую теорию, теорию социального научения, гуманистическую теорию, теорию поведения и психоаналитическую теорию. В этом блоге проводится сравнение двух самых противоречивых теорий психологии личности – Психоаналитической и Гуманистической теорий.

Психоаналитическая теория

Психоаналитическая теория объясняет поведение с точки зрения взаимодействия различных компонентов личности. Его основал и установил сам большой человек — Зигмунд Фрейд. В психоаналитической теории Фрейда модель человеческой природы опирается на понятие психической энергии. Психическая энергия определяется как источник мотивации, побуждающий людей делать или не делать определенные вещи. Фрейд считал, что существуют сильные силы, которые обеспечивают всю необходимую энергию в психической системе, называя их инстинктами. Затем он объединил инстинкты самосохранения и половые инстинкты в один и назвал это либидо, то есть инстинктами жизни. Позже он разработал еще один термин – танатос, означающий инстинкты смерти.

В начале Фрейд учил, что человеческий разум состоит из трех частей – сознательной, предсознательной и бессознательной. Согласно Фрейду, сознательный разум — это та часть, которая содержит все наши текущие мысли, чувства и восприятия. Предсознательный разум существует для хранения воспоминаний и информации, о которых мы сейчас не думаем, но которые можно легко извлечь и сделать осознанными. И последнее, но не менее важное: Фрейд определял бессознательное как самую большую часть нашего разума, где хранятся неприемлемые мысли и информация. Фрейд утверждал, что ничего не происходит случайно или случайно. Он подчеркивал, что каждое восприятие, поведение и чувства являются выражением разума — сознательного, предсознательного и бессознательного вместе взятых. Он считал, что за каждым инцидентом всегда стоит причина, и что причины этого конкретного инцидента могут быть раскрыты, если исследовать содержание бессознательного. Он также описывает, что сексуальные и агрессивные инстинкты человека часто приводят к нашим побуждениям и побуждениям, которые конфликтуют с обществом. Позже он разработал три элемента психического аппарата, чтобы объяснить, как человеческий разум работает над созданием и удовлетворением наших побуждений. Эти три элемента были названы ид, эго и суперэго.

Гуманистический

Гуманистический подход в психологии был реакцией на психоаналитическую теорию. Психолог-гуманист раскритиковал теорию Фрейда за его пессимистические взгляды на человека. Они подчеркивают сознательное осознание потребностей, выбора и личной ответственности человека. Смысл жизни человека обычно заключается в выборе, который он делает, и в ответственности, которую он берет на себя за этот выбор. Они также подчеркивают личную ценность конкретного человека, центральное место человеческих ценностей, а также творческую и активную природу человека. Согласно Карлу Роджерсу и Абрахаму Маслоу — двум выдающимся психологам гуманизма, люди в основном рождаются хорошими, и что человеческая природа в основе своей доброжелательна и положительна. Роджерс и Маслоу сосредоточились на двух основных вещах: «Я-концепция» и «самореализация». Я-концепция – это наше восприятие и понимание того, кто мы есть. Они считали, что именно то, как мы воспринимаем себя, важно для нашей личности. Роджерс проводит различие между двумя я-концепциями: «я» — человеком, которым мы себя считаем, и «идеальным я» — человеком, которым мы хотели бы быть. Позже Маслоу ввел термин самоактуализация. Он определил это как процесс становления «все более и более тем, чем человек идиосинкразически является, и становления всем, чем он способен стать»9.0003

Сравнение и контрастные различия

И психоаналитические, и гуманистические теории во многом отличаются друг от друга. Их противоречивые взгляды на психологию действительно очевидны.

Одно из наиболее заметных различий заключается в их взглядах на человеческую природу и влияние общества. Психоаналитический психолог считает людей изначально плохими. Они верят, что все мы рождаемся со злым и эгоистичным монстром внутри себя — Ид. Ид действует исключительно на основе принципа удовольствия, оно желает только получить непосредственное удовольствие и избежать боли, не заботясь о моральных ценностях или о том, насколько это может быть вредно для других. Согласно Фрейду, образ мышления Ид полностью оторван от реальности. Это означает, что он ищет нереальные способы удовлетворить свою тягу. Они верят, что глубоко в нашем подсознании мы все жаждем самых отвратительных и отвратительных удовольствий, и что мы осознаем только безопасные и отфильтрованные версии наших первоначальных эротических и деструктивных влечений. Для них общество рассматривается как якорь, который прививает моральные ценности — эго и суперэго — мужчинам. Например, когда младенец растет, его взаимодействие с родителями и обществом приводит к развитию эго и суперэго, что помогает ему успешно справляться с миром. Гуманистический психолог, с другой стороны, рассматривает человеческую природу как фундаментально хорошую. Они относительно положительно относятся к мужчинам и критикуют психоаналитическую точку зрения. Вместо того, чтобы рождаться злыми, они считают, что люди в основном рождаются праведными. Они верят, что у каждого есть возможность вырасти и стать настоящими существами и полностью использовать свой потенциал. Они подчеркнули, что человек обладает свободой воли и играет важную роль в формировании своего поведения. Их взгляды на общество гораздо менее благоприятны. Они верят, что общество является разрушительной силой для когда-то добродетельного человека. По их мнению, общество вредит и разрушает присущую человеку склонность быть хорошим и зрелым…

Еще одно различие между психоаналитической и гуманистической теориями заключается в их взглядах на развитие личности. Для психоаналитического психолога личность формируется, когда человек проходит ряд стадий развития от младенчества до взрослой жизни. Серия этапов получила название «Психосексуальное развитие». Утверждается, что события, происходящие по мере прохождения человеком стадий, имеют решающее значение в формировании его личности. Фрейд учил, что в основе различий между людьми лежит то, как ребенок приходит к разрешению конкретных конфликтов на каждой стадии психосексуального развития. Для Фрейда стадии являются результатом перемещения сексуальной энергии Ид из одной части тела в другую.

 На первом этапе, который является оральным этапом, либидо фокусируется на рту как на источнике удовольствия. Анальная стадия возникает, когда либидо сосредоточено на анусе и когда ребенок учится развивать самоконтроль и силу воли в процессе приучения к туалету. На третьей стадии возникает фаллическая стадия, когда либидо концентрируется на гениталиях. На этом этапе дети начинают осознавать различия между мужчинами и женщинами. Когда ребенок достигает латентного периода, либидо неактивно, так как психическая энергия направляется на школьные занятия и игры с однополыми друзьями. Наконец, что не менее важно, на последней стадии психосексуального развития, которая является генитальной стадией, подростки стремятся установить зрелые сексуальные отношения и преследуют биологическую цель воспроизводства. Если ребенок не может разрешить возникающие на этапах развития конфликты, может возникнуть фиксация. Фиксация на каждом этапе считается фактором, влияющим на будущую личность человека. Это объясняет, насколько все люди отличаются друг от друга, поскольку каждый испытывает разное психосексуальное развитие в период от младенчества до взрослой жизни.

Гуманисты, напротив, считают, что может потребоваться целая жизнь, чтобы полностью понять и полностью раскрыть наш человеческий потенциал. Более заметна теория Абрахама Маслоу «Иерархия потребностей». Внизу иерархии находятся физиологические потребности, которые включают в себя потребности, имеющие первостепенное значение для непосредственного выживания человека, а также для долгосрочного выживания вида. Когда физиологические потребности человека будут удовлетворены, значимой станет потребность в безопасности. Потребности в безопасности заключаются в том, чтобы создать крышу над головой и защитить нас от вреда и опасности. На третьем уровне иерархии находятся потребности принадлежности. У большинства людей есть сильная потребность принадлежать к группе, и быть принятым другими представляет собой скорее психологическую потребность, чем предшествующие потребности в иерархии потребностей. На четвертой ступени иерархии находятся потребности в уважении. Если некоторые люди пользуются большим уважением, они склонны считать себя достойными, ценными и компетентными. С другой стороны, если некоторые люди имеют низкую оценку, они могут почувствовать свою никчемность и разочароваться. Наконец, потребность в самоактуализации разовьется только после того, как будут удовлетворены все эти предшествующие уровни. На этом этапе самоактуализирующийся человек достиг наивысшего уровня личностного развития и полностью реализовал свой потенциал как человека. Иерархия потребностей Маслоу систематична; поскольку низшие потребности должны быть удовлетворены, прежде чем мы сможем перейти к удовлетворению высших потребностей. Более того, отношения между потребностями в иерархии важны, поскольку высшие потребности будут слабыми и легко разрушаемыми, если низшие потребности в иерархии не удовлетворены или были прерваны.

Кроме того, взгляды обеих теорий на происхождение мотивации у людей также противоречивы. В психоаналитической теории Фрейда мотивация людей происходит из бессознательного или, в частности, из Ид. Человеческая мотивация по Фрейду основана на эгоистичных мотивах человека, т.е. желаниях. По сути, это эгоизм, который движет и мотивирует людей. Как упоминалось ранее, Ид по своей природе эгоистичен и сделает все возможное, чтобы удовлетворить свои потребности и избежать боли, независимо от боли, которую оно может причинить другим. Следовательно, у него есть эго и суперэго, которые уравновешивают его и обуздывают его стремления к удовольствиям дозой принципа реальности, который, согласно Фрейду, является действующей силой эго для решения реальных проблем. Психоаналитический психолог также считает, что именно половое влечение мотивирует нас, людей. По словам Бори, все хорошее и плохое проистекает из выражения и подавления полового влечения. Далее автор заявляет, что большая часть нашей деятельности в некотором роде обусловлена ​​нашим сексуальным влечением, и использует современное общество в качестве примера, указывая на то, что реклама, фильмы, телевизионные программы и особенно индустрия моды не будут хорошо продаваться, если не будут включены сексуальные элементы, и, что не менее важно, тот факт, что мы постоянно играем в «брачные игры» большую часть дня.

Напротив, согласно Абрахаму Маслоу в его иерархии потребностей, которую он впервые написал в своей статье «Теория мотивации человека», человеческие мотивы определяются выполнением различных потребностей, все из которых расположены в порядке важности. Одна, расположенная в нижней части иерархии и имеющая первостепенное значение, — это физиологические потребности, которые охватывают пищу, кров и одежду, необходимые для нашего выживания. Используя пищу в качестве примера, в своей статье он процитировал Янга, который утверждает, что если в организме не хватает определенных химических веществ, у человека разовьется особый аппетит или частичный голод по этому элементу пищи. Следовательно, в отличие от психоаналитической теории Фрейда, нас мотивируют физиологические потребности, а не наша врожденная эгоистичная природа. Они также заявляют, что не половое влечение мотивирует нашу деятельность, а скорее потребность в выживании и, следовательно, в первую очередь удовлетворение физиологических потребностей. Как только это будет выполнено, другие мотивы, такие как любовь и принадлежность, безопасность и, в конечном итоге, самореализация, могут быть реализованы. На примере национального государства это можно увидеть наглядно. После обретения независимости большинство национальных государств сосредоточатся на том, что важно для построения своей экономики, а именно на инфраструктуре, коммуникационных сетях и ее индустриализации, чтобы привлечь иностранные инвестиции с единственной целью построить экономику, чтобы работать на самообеспечение. Только позже, по мере их экономического развития, например, превращения в региональный или международный финансовый центр, они смогут тратить время и вкладывать значительные средства в такие области, как культура или искусство.

Сходства

Хотя обе теории различаются по многим важным параметрам, они также очень похожи друг на друга.

Психоаналитическая и гуманистическая теории имеют очень индивидуалистические темы. Оба они ставят человека в центр своих теорий. В психоаналитической теории человек рассматривается как эгоистичное и злое существо, которое будет вести войну со всем и вся, что встанет у него на пути. Он хочет немедленно удовлетворить свои похоти и желания, не думая о последствиях, которые могут последовать. Гуманистическая теория, напротив, рассматривает человека как хорошего и честного человека, который может вырасти и стать лучшим человеком, каким он мог бы быть. Оба подчеркивают, что человек имеет первостепенное значение, когда речь идет о развитии личности.

Кроме того, обе теории подвергались одинаковой критике по различным аспектам. Психоаналитическая теория подвергалась критике со всех мыслимых сторон. Ранние критики подвергали сомнению теорию Фрейда, заявляя, что в ней слишком много тематических исследований, а не эмпирических научных исследований. По мнению критиков, теория Фрейда имеет в основном историческую ценность, и информации о современных исследованиях психологии личности было немного. Говорят, что теория, предложенная Зигмундом Фрейдом, слишком гипотетична. Это потому, что сам Фрейд не считает ценность исследований и анализа гипотез для обоснования достоверности психоанализа. Однако, если психоанализ научно не доказан, он не подвергается исследованиям опровержения. Следовательно, нет никакой научной обоснованности в поддержку его теорий. Без эмпирических данных теория Фрейда кажется слабой, поскольку его методология использования свободных ассоциаций для получения записей слишком неопределенна. Теорию также критикуют за то, что она слишком много внимания уделяет психопатологии. Таким образом, некоторые психологи считают, что психоанализ — это вопрос веры, а не научный факт. Действительно, будущие исследователи не обнаружили никакой связи между результатами своих исследований с результатами исследований Фрейда, что заставило некоторых думать, что результаты его тематических исследований могли быть фальсифицированы.

Критики также спорят о характере доказательств, поскольку большинство клиенток Фрейда — богатые, хорошо образованные и красноречивые женщины из Вены, живущие в обществе, где доминируют мужчины. У большинства из них было достаточно времени, чтобы регулярно посещать сеансы Фрейда, не говоря уже о нескончаемом потоке доходов для оплаты его счетов. Наблюдения ограничены, поскольку Фрейд встречался только с частью человечества. Из этого маленького отрезка он построил свой универсальный принцип человеческой природы. В отличие от современных ученых, которые всегда предоставляют необработанные данные, чтобы результаты их эксперимента могли быть проверены и подтверждены другими, он писал свои анализы поведения своих клиентов, а не сообщал и не описывал их поведение. Следовательно, его показания в основном основаны на его интерпретации своих наблюдений, а не на оригинальных наблюдениях.

У гуманистической теории тоже есть свои критики. Одна из основных критических замечаний по поводу теории заключается в том, что концепции и идеи слишком неоднозначны. Критики утверждают, что субъективные философии, такие как надежный и фактический опыт, трудно объективировать; например, как мы узнаем, действительно ли кто-то реализовал себя? Что мы можем использовать для измерения этих идентификаторов? Опыт, реальный для одного человека, может не быть таким же для другого. Таким образом, критики считают, что выводы, сделанные из всего этого личного опыта, почти невозможно проверить, что делает исследования теории ненадежными. Как и ее противоречивая теория, гуманистическая теория также подвергается критике за отсутствие достаточных эмпирических данных, подтверждающих ее. Кроме того, критики также утверждают, что гуманистическая психология не является настоящей наукой, поскольку в ней слишком много здравого смысла, но недостаточно объективности.

Критики не согласны с позитивным взглядом на человеческую природу, который подтверждается гуманистическим подходом. Этот мир слишком измучен злом, таким как насилие, война и жадность, но гуманистические разговоры о перспективах, прогрессе и позитивных отношениях кажутся в лучшем случае правильными. Это слишком невинно-позитивно и не смогло показать злую сторону человеческой природы. Поэтому критики утверждали, что приоритетом гуманистической теории является удовлетворение наших потребностей и реализация нашего потенциала роста. Это показывает индивидуалистическую, одержимую собой позицию, которая стала частью проблемы, а не решением. Следовательно, были выдвинуты аргументы об опасности придания важности актуализирующим тенденциям, которые могут вызвать у человека весьма позитивную точку зрения. В конечном итоге это ограничит умение человека хорошо играть свою роль в социальном мире.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что психоаналитическая теория во многом отличается от гуманистической теории. Их взгляды на человеческую природу, общество, человеческую мотивацию и развитие личности очень контрастны. Один считает, что человек рождается эгоистичным и злым, тогда как другой считает, что человек рождается честным и добродетельным. Однако обе теории также в определенной степени схожи. Оба сосредотачивают свои теории на самих людях, и оба подвергались критике за отсутствие эмпирических доказательств. С учетом всего сказанного, мы полагаем, что влияние обеих теорий будет продолжаться еще много лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *