Теория павлова бихевиоризм: Павлов, бихевиоризм и Бутовская — О пользе бесполезного — ЖЖ

Павлов, бихевиоризм и Бутовская — О пользе бесполезного — ЖЖ

      Вы не прочли мою статью про этологию человека? Понимаю, что длинная, но дробить тему не хотелось. Постарался и написал, как смог. Кто-то может и лучше бы написал, но здесь многое зависит от наличия концептуальной схемы, а не только от знаний. Вот как раз про знания и хотелось кое-что вам рассказать.
      В ходе написания поста читал статью Бутовской, нашего признанного лидера в изучении поведения человека. Главный специалист, так сказать. Я раньше к ней очень уважительно относился — слышал только краем уха, но её акцент на приматологии и изучении естественных основ поведения импонировал. Но сейчас я, можно сказать, разочаровался. Вдруг в статье наткнулся на непростительный ляп. Замечу, что статья не просто так, а написана по гранту в рамках научной программы. Итак, открываю http://www.ethology.ru/library/?id=268 , внимательно читаю и замечаю странную фразу, имеющую в контексте статьи довольно большое значение, да и вне её значимую.
«Бихевиоризм как научное направление восходит к теории условных рефлексов И.П. Павлова, представленной им европейским коллегам на конгрессе 1906 г.». Согласитесь — интересно? 
      Получается, что одно из крупнейших направлений в психологии 20 века есть ответвление нашего родного учения Павлова. Но если вы хоть немного разбираетесь в истории психологии, сразу резанёт «европейским коллегам». Каким-таким европейским, если бихевиоризм есть американское течение, которое было чуждо Европе (В Германии, тогдашнем лидере науки, господствовала гештальтпсихология). Профессор не знает, что такое бихевиоризм и начинает о нём писать? Я в недоумении. Кроме того, закрадывается подозрение насчёт Павлова. И точно, всё было не так. Не знали американские психологи поначалу про Павлова, и уж тем более не на его теории строили свою. Близость бихевиоризма и теории условных рефлексов Павлова очевидна, но это тенденции времени, заимствований тут нет. Но вдруг я ошибся, знания по психологии начала 20 века не бог весть какие? Проверяем.

В книге «Современная психология в капиталистических странах», изданной в 1963 году и представляющей подробное изложение господствующих течений в психологии, сделанное нашими авторитетными авторами, в обширной главе «Бихевиоризм», написанной Л.И. Анцыферовой, читаю:
«Значительное влияние на формирование бихевиористического направления оказали также эксперименты Торндайка, обобщённые им в монографии «Интеллект животных» (1898).  /../ Эти и подобные им исследования поведения животных стали научной базой бихевиоризма. Эксперименты И.П. Павлова в годы формирования бихевиоризма были крайне мало известны в Америке. В 1907 г. Р. Йеркс в журнале «Psychological Review» опубликовал небольшой обзор павловских исследований, но общая направленность их — вскрытие закономерностей работы мозга — шла вразрез с господствовавшим в Америке духом позитивистского эмпиризма. Поэтому опыты И.П. Павлова были истолкованы лишь как изучение секреторных условных реакций у животных, не вскрывающие закономерностей их двигательной активности.
Итак, бихевиоризм возник как развитие прагматических позиций на основе естественнонаучного материала по изучению поведения животных. Возникнув на основе прагматизма, бихевиоризм в дальнейшем развитии начал оказывать значительное влияние на эту философскую теорию» (с.33).
Нда, и где же  «восхождение» бихевиоризма к Павлову? А вот что писал сам Павлов в 1923 году (цитирую по другой книге): «Я познакомился более полно с американскими работами и должен признать, что честь первого по времени выступления на новый путь должна быть предоставлена Е.Л. Торндайку, который на два-три года предупредил наши опыты и книга которого должна быть признана классической как по смелому взгляду на всю предстоящую грандиозную задачу, так и по точности полученных результатов». Это сказано про ту же «Animal Intelligence» 1898 года.
Кроме того, что бихевиористы начали свои исследования раньше, специалистами отмечены и существенные различия в постановке опытов и самом подходе к рефлексам.

Итак, с какого-то перепугу Бутовская приписала Павлову чуть ли не основание бихевиоризма. А что с выступлением на европейском «конгрессе 1906 года», на котором якобы бихевиористы узнали об идеях Павлова? Бихевиористы, конечно, оставались в Америке, это течение было специфически американским. И Павлов действительно выступал там на конгрессе, только… в 1929 году!  То есть тогда, когда бихевиоризм уже давно сложился. Вот на необихевиоризм его учение действительно повлияло, хотя его использовали в сильно деформированном виде. Но давайте прочтём немного о выступлении Павлова.

М.Г. Ярошевский в своей известной книге «Психология в 20 столетии: (Теоретические проблемы развития психологической науки»). 2-е изд. М.,1974. с. 194. излагает ход события.
«В 1929 году в США (Нью-Хейвен, Йельский университет) состоялся 9 международный конгресс психологов. В советскую делегацию входили И.П. Павлов, И.С. Беритов, И.Н. Шпильрейн, В.М. Боровский, А.Р. Лурия, С.Г. Геллерштен и др. /../ Помимо секций на конгрессе была установлена новая форма работы, которая с тех пор практикуется на международных психологических конгрессах, — вечерние лекции, читаемые виднейшими учёными. Чести прочтения первой лекции удостоился И.П. Павлов, представивший общий очерк учения о высшей нервной деятельности. Съезд долго стоя приветствовал Павлова, имя которого стало символом детерминистического объяснения поведения. Там же, на съезде, возникла полемика Павлова с бихевиористом Лешли, доклад которого содержал критику учения об условных рефлексах. И.П. Павлов немедленно выступил с ответной речью. Он говорил столь темпераментно, что переводчик, не успев проследить за аргументацией, вынужден был ограничиться следующим резюме: «Профессор Павлов сказал: нет!»
     В общем, такой непростительный ляп в статье Бутовской наводит на нехорошие мысли. Большую часть её текста я проверить не могу, к сожалению. Но факт остаётся.

Добавлю, что на днях мне попалась статья, написанная Бутовской в соавторстве. Название просто шокировало. До такого бреда и Дольник не додумался.  Вот собственно, сей шедевр:

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И ЯЗЫК ТЕЛА ПЕШЕХОДОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА: ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (М. Л. Бутовская, В. В. Левашова)
«В данной статье мы хотели проиллюстрировать возможности этологического подхода при изучении одного из аспектов языка тела в городских условиях, связанного с походкой и скоростью движения пешеходов, и обсудить применимость эволюционной теории сексуальных стратегий для объяснения гендерных различий языка тела пешеходов в условиях массового анонимного общества. «
Без комментариев…
 


бихевиоризм. И.П. Павлов, Дж. Уотсон.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Уотсон и схема «стимул-реакция». Павлов и «условные рефлексы». Основоположником бихевиоризма стал американец Джон Уотсон (1878-1958), автор известных работ: «Поведение: введение в сравнительную психологию» (1914), «Психология с бихевиористской точки зрения» (1919), «Бихевиоризм» (1925, 1930). Уотсон начал свои исследования с изучения поведения мышей в лабиринте. Он стремился сделать психологию экспериментальной по образцу естественных наук.. Поэтому он решил элиминировать из психологии данные интроспекции, не поддающиеся экспериментальному контролю. Не сознание, а поведение индивида в определенных обстоятельствах должна изучать психология как наука.

Человек сводится к сумме поведенческих актов, и психология как наука есть, следовательно, бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение). «Дана ситуация, и ученый должен определить, что индивид сделает в такой ситуации. И наоборот, наблюдая, как индивид что-то делает, надо уметь указать ситуацию, которая вызвала это действие». Критикуя традиционные понятия ощущения, Уотсон заменяет их «реакциями», называя мышление моторной активностью, точно такой же, как игра в теннис или гольф.

Чтобы найти законы поведения, следует выделить его причины. Эти причины Уотсон находит в «стимулах», получаемых индивидом из окружающей среды. Поведенческие акты суть ответы на стимулы, и научная психология призвана изучить цепочку «стимул-реакция». Разница между человеком и животным только в степени усложненности. Девиз бихевиориста: «Omnis actio est reactio»(«Любое действие — это реакция»).

Иван Петрович Павлов (1849-1936) показал важность физиологических процессов для психологии. Известны его опыты с собаками. Установив, что при виде пищи у собак начинается слюноотделение (безусловный рефлекс), он соединил момент подачи пищи со звуком колокольчика. После серии опытов удалось получить ту же реакцию слюноотделения только на звуковой раздражитель — проблема питания животного стала вторичной. Этот условный рефлекс Павлов назвал «психической секрецией». Обобщая результаты своих исследований, он надеялся распространить их на закономерности человеческого поведения.

Работа «Условные рефлексы» была опубликована в 1923 г. Из Павлова государственные чины попытались сделать героя. Если люди несчастны, то — по вине обстоятельств; значит, правительство вправе изменить и обстоятельства, и людей.

Двадцать лет исследований, по замечанию Скиннера, не дали Павлову желаемых результатов. «Во время Второй мировой войны он снова стал национальным героем, ибо представился новый случай экспериментально синтезировать идеальную жизнь на базе условных рефлексов»

Теория бихевиоризма Павлова: ключевые понятия

Теория бихевиоризма Павлова — одна из самых влиятельных теорий в психологии, которая подчеркивает важность окружающей среды и роль обучения в формировании поведения. Иван Павлов, русский физиолог, первым открыл и описал принципы классической обусловленности, лежащие в основе его теории бихевиоризма. В этом эссе мы рассмотрим ключевые компоненты теории Павлова, ее развитие и ее вклад в область психологии.

Классическое обусловливание

В основе павловской теории бихевиоризма лежит классическое обусловливание. Классическое обусловливание — это процесс обучения, который происходит, когда ранее нейтральный стимул (NS) неоднократно сочетается с безусловным стимулом (UCS), что приводит к условной реакции (CR) на ранее нейтральный стимул. UCS естественным образом вызывает безусловный ответ (UCR), в то время как NS изначально этого не делает. Однако после нескольких сопряжений NS с UCS NS начинает вызывать тот же ответ, что и UCS. Этот выученный ответ известен как CR.

Павлов провел свой знаменитый эксперимент с собаками, чтобы продемонстрировать классическую обусловленность. Он заметил, что у собак начиналось слюноотделение, когда они видели подаваемую еду. Однако он также заметил, что у собак начиналось выделение слюны при звуке колокольчика, даже когда еды не было. Павлов понял, что собаки научились ассоциировать звук колокольчика с присутствием пищи, и эта ассоциация была усвоена с помощью классического условного рефлекса.

Эксперимент Павлова показал, что обучение может происходить посредством ассоциативных процессов. Он предположил, что любое поведение, будь то простой рефлекс или сложная реакция, усваивается посредством сходных процессов классического обусловливания. Эта идея легла в основу его теории бихевиоризма.

Бихевиоризм

Бихевиоризм — это психологическая точка зрения, которая подчеркивает роль окружающей среды в формировании поведения. Он основан на том принципе, что любое поведение можно объяснить с помощью наблюдаемых и измеримых процессов. Бихевиористы считают, что поведение усваивается через среду и что принципы классического обусловливания и оперантного обусловливания объясняют, как поведение приобретается, поддерживается и изменяется.

Теория бихевиоризма Павлова основана на идее о том, что поведение является результатом обусловленности. Он считал, что поведение усваивается в процессе классического обусловливания, когда поведение формируется посредством ассоциации стимулов в окружающей среде. Теория бихевиоризма Павлова была революционной, поскольку она отошла от традиционных подходов к психологии, сосредоточенных на внутренней работе разума и сознания.

Ключевые концепции теории Павлова

Теория бихевиоризма Павлова построена на трех ключевых концепциях: стимул, реакция и подкрепление. Эти концепции необходимы для понимания принципов классического обусловливания.

Стимул: Стимул – это любой объект или событие в окружающей среде, вызывающее реакцию организма. Стимулы могут быть как естественными (например, еда), так и искусственными (например, звонок).

Реакция: Реакция — это поведение или действие, вызванное стимулом. Реакция может быть естественной (например, слюноотделение) или усвоенной (например, условной реакцией).

Подкрепление: Подкрепление — это любое последствие, увеличивающее вероятность повторения поведения. Подкрепление может быть как положительным (добавление желаемого стимула), так и отрицательным (удаление нежелательного стимула).

Теория Павлова предполагает, что поведение формируется за счет повторяющихся сочетаний стимулов и реакций. Сочетание нейтрального стимула с естественным стимулом приводит к формированию новой ассоциации, результатом которой является выученная реакция. Выученная реакция подкрепляется повторяющимся сочетанием стимулов, что усиливает связь между двумя стимулами.

Теория бихевиоризма Ивана Павлова — 700 слов

В начале 1900-х годов физиолог по имени Иван Павлов разработал подход к изучению обучения, в значительной степени основанный на поведении, которое можно было легко увидеть, описать и объективно измерить. Теория бихевиоризма Павлова утверждает, что обучение происходит в процессе классического обусловливания. Классическое обусловливание возникает, когда два стимула предъявляются близко друг к другу.
Б. Ф. Скиннер позже, опираясь на теорию Павлова, сформулировал принцип оперантного обусловливания, согласно которому определенные последствия (подкрепление — положительное или отрицательное) влияют на частоту произвольного поведения. На конкретное поведение может влиять используемый график подкрепления. На моем уроке обществознания мы начинаем урок, слушая

…показать больше контента…

Это очень похоже на бихевиоризм в том смысле, что стимулом является окружающая среда. В рамках SCT люди могут приобретать знания посредством наблюдения и социального взаимодействия, причем как безусловные, так и условные стимулы являются частью их окружения. Кроме того, также наблюдаются награды и наказания, и в результате приобретаются знания, даже если человек не получает награду или наказание.
Нил Э. Миллер и Джон Доллард, в 1941, определили четыре ключевых фактора в обучении новому поведению: 1) побуждения, 2) сигналы, 3) реакции и 4) вознаграждения, они утверждают, что если бы кто-то был мотивирован к обучению определенному поведению, то это конкретное поведение было бы изучено через четкие наблюдения. Как и в случае с бихевиоризмом, социальные сигналы неформально заставляют людей вести себя определенным образом, иногда

…показать больше содержания…

Проектное обучение — одна из моих любимых педагогических практик. Я считаю, что привлечение студентов к исследованию, разработке и выполнению проекта по интересующей их теме — лучший способ по-настоящему усвоить новые знания. Когда я был ребенком, я всегда спрашивал родителей, как работают компьютеры. Сами не зная ответа, они попросили меня разобраться. Они давали мне старый компьютер и позволяли мне разбирать и восстанавливать его до тех пор, пока я не разобрался и он не заработал. Конструктивизм может быть не таким старым, как формальная теория, однако с самого начала человечества именно так мы, люди, учились и внедряли инновации на

В этом эссе автор
  • объясняет, что теория бихевиоризма Павлова утверждает, что обучение происходит в процессе классического обусловливания.
  • Объясняет принцип оперантного обусловливания Скиннера, который гласит, что определенные последствия (подкрепление — положительное или отрицательное) влияют на частоту произвольного поведения.
  • Объясняет, что они приучили своих учеников обращать внимание после окончания музыки. они не осознавали этого до тех пор, пока не критически осмыслили свою практику в связи с этим классом.
  • Объясняет, что теория бихевиоризма Павлова утверждает, что обучение происходит в процессе классического обусловливания.
  • Объясняет принцип оперантного обусловливания Скиннера, который гласит, что определенные последствия (подкрепление — положительное или отрицательное) влияют на частоту произвольного поведения.
  • Объясняет, что они приучили своих учеников обращать внимание после окончания музыки. они не осознавали этого до тех пор, пока не критически осмыслили свою практику в связи с этим классом.
  • Объясняет социальную когнитивную теорию Альберта Бандуры, которая утверждает, что приобретение знаний может быть напрямую связано с наблюдением за другими людьми в процессе социального взаимодействия, опыта и влияния внешних средств массовой информации.
  • Анализирует, как neal e. Миллер и Джон Доллар в 1941 году определили четыре ключевых фактора обучения новому поведению: 1) побуждения, 2) сигналы, 3) ответы и 4) вознаграждение.
  • Объясняет, что моделирование надлежащего поведения учащихся является ярким примером социальной когнитивной теории. когда мы выполняем устные задания, они используют личные примеры и показывают ученикам то, что они ищут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *