Теория социального научения а бандура: Теория социального научения Альберта Бандуры

Содержание

Теория социального научения Альберта Бандуры

Фильм «Теория социального научения Альберта Бандуры»

​​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Теория социального научения Альберта Бандуры»

​​​​​​​Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства.

Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.

Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.

Основные понятия

Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus — возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.

Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.

Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не является ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность.

Уровень мотивации человека также может улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.

Когнитивный акцент

В своей трактовке феноменов обсервационного научения Бандура исходит из широкого использования людьми символических репрезентаций событий в окружающей среде. Без признания такой символической активности чрезвычайно трудно объяснить невероятную гибкость человеческого поведения. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля.

Уолтер Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться в других.

К ним относятся:

  • Различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, которые оказывают влияние на наши мысли и действия.
  • Люди различаются своими стратегиями кодирования — в том смысле, что они по разному репрезентируют или символизируют средовую стимуляцию.
  • Ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным исходам.
  • Субъективные ценности: люди различаются по той цене, которую они придают различным исходам.
  • Существуют системы и планы саморегулирования: поведение регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Изменение поведения

Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности.

Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам (vocal gestures). Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой для А. Бандуры. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению (sign learning) и научению за вознаграждение (reward learning) также оказали сильное влияние.

Теория социального научения А. Бандуры

9.05.2011

В 1969 году Альберт Бандура (1925) — канадский психолог выдвинул свою теорию личности, названную теорией социального обучения.

А. Бандура критиковал радикальный бихевиоризм, который отрицал детерминанты поведения человека, возникающие из внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияния окружения — они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения могли быть неверными, это давало скорее неполное, чем неточное объяснение поведению человека.

С точки зрения А. Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение.

Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.

Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.

Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но также на различные части системы.

Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия присутствующих рядом людей будут, скорее, наказанием, а не поощрением для него. Во всяком случае, поведение изменяет окружение. Бандура также утверждал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно проявляются через открытые действия.

Каждая из трех переменных в модели взаимного детерминизма способна влиять на другую переменную. В зависимости от силы каждой из переменных доминирует то одна, то другая, то третья. Иногда наиболее сильны влияния внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы, а иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения. Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.

Предвиденные последствия. Исследователи научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Так, Скиннер утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения.

А. Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, но не рассматривает его как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение.

Люди могут учиться наблюдая или читая, или слыша о поведении других людей. В результате предыдущего опыта люди могут ожидать, что определенное поведение будет иметь последствия, которые они ценят, другое — произведет нежелательный результат, а третье — окажется малоэффективным. Наше поведение, следовательно, регулируется в значительной мере предвиденными последствиями. В каждом случае мы имеем возможность заранее вообразить последствия неадекватной подготовки к действию и принимаем необходимые меры предосторожности. Посредством нашей способности представлять действительный исход символически будущие последствия можно перевести в сиюминутные побудительные факторы, которые влияют на поведение во многом так же, как и потенциальные последствия. Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения.

В центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: МЫ просто наблюдаем, что делают другие, а затем повторяем их действия.

Этот акцент на научении через наблюдение или через пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной чертой теории Бандуры.

Саморегуляция и познание в поведении. Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является то, что важную роль она отдает уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение. Разумеется, функции саморегуляции создаются и не так уж редко поддерживаются влиянием окружения. Таким образом, они имеют внешнее происхождение, однако не следует преуменьшать тот факт, что однажды установившись, внутренние влияния частично регулируют то, какие действия выполняет человек. Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например способность оперировать символами, дают нам мощное средство воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных репрезентаций мы производим и сохраняем опыт таким образом, что он служит ориентиром для будущего поведения.

Наша способность формировать образы желаемых будущих результатов выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести нас к отдаленным целям. Используя способность к оперированию символами, мы можем решать проблемы, не обращаясь к методу проб и ошибок, можем, таким образом, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять наше поведение.

Ключевые слова: Научение

Источник: Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.

Материалы по теме

Подход к научению как процессу

Специфика психофизиологического рассмотрения научения

Подкрепление в научении через наблюдение

Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.

Теория социального научения по Дж. Роттеру

Мельник С.Н., Психология личности

Научение у животных

Карпов А.В., Общая психология

Оперантное обусловливание

Соловьева С.Л., Психотерапия

Когнитивное научение в психотерапии

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Научение в поведенческой психотерапии

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Что такое теория социального обучения Бандуры? 3 Примеры

Теория социального обучения Альберта Бандуры (SLT) предполагает, что мы учимся социальному поведению, наблюдая и подражая поведению других.

Бандура понял, что одно только прямое подкрепление не может объяснить все типы обучения, поэтому он добавил в свою теорию социальный элемент, утверждая, что люди учатся, наблюдая за другими (Nabavi, 2012).

Его теория считается связующим звеном между бихевиористской и когнитивной теориями обучения, охватывающей внимание, память и мотивационные процессы (Muro & Jeffrey, 2008)

SLT утверждает, что в ответ на наблюдение, подражание и моделирование обучение может происходить даже без изменения поведения (Bandura, 1965).

Эта статья знакомит с теорией социального обучения Бандуры и исследует ключевые концепции, примеры из реальной жизни и некоторые увлекательные эксперименты.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое теория социального обучения Бандуры?
  • Этапы теории: схема
  • 10 ключевых концепций психологии
  • 3 примера из реальной жизни
  • Увлекательные эксперименты и исследования
  • 10 сильных и слабых сторон теории
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое теория социального обучения Бандуры?

Чтобы понять теорию Бандуры, давайте сначала посмотрим на создателя.

Кто такой Альберт Бандура?

Альберт Бандура, родившийся в 1925 году в Альберте, Канада, заинтересовался психологией во время изучения биологических наук в Университете Британской Колумбии (Nabavi, 2012).

Получив диплом психолога, Бандура продолжил учебу и в 1952 году получил степень доктора клинической психологии в Университете Айовы. В 1919 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации.74 и награжден выдающимся вкладом в психологию в 2004 году (Nabavi, 2012).

В 1960-х годах Бандура стал известен своей теорией социального обучения (SLT). Его подход признавал подкрепление и важность наблюдения, моделирования и имитации эмоциональных реакций, отношений и поведения других в обучении (Bandura, 1977a).

В 1986 году SLT превратилась в социальную когнитивную теорию, включающую идею о том, что обучение происходит в социальном контексте, «при динамическом и взаимном взаимодействии человека, окружающей среды и поведения», а также в когнитивном контексте, учитывающем прошлое. опыт, который формирует вовлеченность в поведение (LaMorte, 2019).).

Благодаря своим постоянным исследованиям Бандура стал известен среди ученых как отец когнитивной теории (Nabavi, 2012).

Что такое теория социального обучения?

Обучение – это взаимодействие с окружающей средой и внесение постоянных изменений в знания или поведение, которые улучшают работу человека (Дрисколл, 1994).

Согласно SLT Бандуры, мы учимся, взаимодействуя с другими людьми в социальном контексте. Мы наблюдаем, ассимилируем и имитируем поведение других, когда становимся свидетелями положительного или полезного опыта (Nabavi, 2012).

Бандура (1977a) согласился с бихевиористскими теориями обучения классического обусловливания и оперантного обусловливания, но, что очень важно, добавил следующее:

  • Опосредующие процессы имеют место между стимулами и реакцией.
  • Поведение изучается через наблюдение за окружающей средой.

В результате факторы окружающей среды и когнитивные факторы в совокупности влияют на обучение и поведение человека.

SLT утверждает, что мы приобретаем поведение посредством комбинации подкрепления и имитации, где «имитация — это воспроизведение обучения через наблюдение» (Gross, 2020, стр. 489).).

Этапы теории: диаграмма

Теория социального обучения Бандуры обеспечивает полезную основу для понимания того, как человек учится посредством наблюдения и моделирования (Horsburgh & Ippolito, 2018).

Когнитивные процессы занимают центральное место, поскольку учащиеся должны осмыслить и усвоить то, что они видят, чтобы воспроизвести поведение. Психологическая обработка необходима для сопоставления познания и поведения между наблюдением и исполнением (Horsburgh & Ippolito, 2018).

Следующая диаграмма представляет три взаимосвязанные основные темы SLT: экологические, личные и поведенческие факторы (модифицировано из Bandura, 1977b).

Обработка SLT

SLT предполагает, что мы учимся друг у друга на протяжении всей нашей жизни с помощью следующих процессов (Nabavi, 2012):

  • Наблюдение
    Мы наблюдаем за поведением других людей.
  • Имитация
    Следуя наблюдению, мы усваиваем наблюдаемое поведение и имитируем его.
  • Моделирование
    Мы с большей вероятностью имитируем поведение, моделируемое людьми, которых мы считаем похожими на нас.

В то время как бихевиористы утверждают, что обучение должно приводить к постоянному изменению поведения, теоретики социального обучения продемонстрировали важность познания, признав, что обучение может происходить в отсутствие поведения (Bandura, 1965).

Поведение, усвоенное посредством моделирования

Бандура предположил, что моделирование или обучение состоит из четырех опосредованных процессов или условий, которые должны быть выполнены (Horsburgh & Ippolito, 2018; Nabavi, 2012):

  • Внимание
    Надо обратить внимание на модель. Наше внимание усиливается, когда поведение более яркое, необычное или престижное, а модель больше похожа на нас самих.
  • Запоминание
    Мы должны быть в состоянии запомнить наблюдаемое поведение; это может быть увеличено с помощью репетиции .
  • Воспроизведение
    Мы должны быть способны воспроизвести только что наблюдаемое поведение. Обратите внимание, что новичок может быть не готов к воспроизведению действия с точки зрения развития.
  • Мотивация
    У нас должна быть мотивация, чтобы продемонстрировать то, чему мы научились. На это может влиять как подкрепление, так и наказание.

На следующей диаграмме показаны этапы процесса моделирования (с изменениями из Nabavi, 2012 г.):

В исследовании 2018 г. с использованием SLT для изучения обучения на ролевых моделях учащиеся подтвердили описанные выше процессы, описав, как они «выборочно и сознательное внимание, использование стратегий удержания, воспроизведение наблюдаемого поведения и мотивация к подражанию» (Horsburgh & Ippolito, 2018, стр. 1).

10 Ключевые концепции психологии

Интерпретация теории социального обучения зависит от следующих ключевых концепций.

Основополагающие понятия SLT

Хотя существует несколько понятий, имеющих решающее значение для нашего понимания SLT, основополагающими являются следующие (Nabavi, 2012; Introduction, 2020):

  • Люди учатся через наблюдение.
  • Поощрение и наказание косвенно влияют на поведение и обучение.
  • Когнитивные факторы влияют на то, приобретается ли поведение.
  • Обучение включает в себя моделирование, но не требует изменения поведения.

Поощрение и наказание

Как поощрение, так и наказание являются важными факторами мотивации наблюдателя к воспроизведению наблюдаемого поведения (Nabavi, 2012):

  • Оба фактора косвенно влияют на обучение (но не являются единственной причиной).
  • Оба фактора влияют на то, в какой степени наблюдатель демонстрирует усвоенное поведение.
  • Ожидание подкрепления влияет на когнитивные процессы, такие как внимание и обучение.

Моделирование и образцы для подражания

SLT демонстрирует, что люди учатся и имитируют поведение, наблюдаемое у других людей. Наблюдаемые люди называются моделями , а процесс обучения описывается как моделирование .

Бандура определил три основных типа моделей, участвующих в обучении под наблюдением (Nabavi, 2012):

  • Живая модель
    Наблюдается, как человек отыгрывает или демонстрирует поведение.
  • Устная инструкция модель
    Поведение объяснено или описано.
  • Символическая модель
    Реальный или вымышленный персонаж демонстрирует поведение в Интернете, на телевидении, в книге и т. д.

Преподаватель, который посещает учебный курс и получает удовольствие от него, может подражать и моделировать технику и стиль преподавателя, чтобы улучшить свои методы преподавания и вовлеченность студентов. Подобное моделирование происходит, когда дети смотрят, как родители читают, ученики видят, как решаются математические задачи, а прохожие становятся свидетелями храбрости (Бандура, 19 лет).86, 2006).

3 Примеры из реальной жизни

Давайте посмотрим на применение SLT в реальной жизни.

Криминология и агрессия

Согласно SLT, «агрессивному поведению обучаются посредством подкрепления и имитации агрессивных моделей » (Gross, 2020, стр. 489).

Бандура показала, что агрессивные тенденции, особенно у детей, косвенно подкрепляются видением того, как другие вознаграждаются за их агрессивное поведение или извлекают из него выгоду.

Учатся ли агрессивному поведению насилие на телевидении и в фильмах? Это зависит от восприятия зрителей, включая такие факторы, как (Gross, 2020):

  • Реалистична ли сцена жестокости? Насилие в новостях и документальных программах обычно вызывает большее огорчение.
  • Насилие оправдано или вознаграждено?
  • Отождествляет ли зритель себя с персонажами?
  • Есть ли графическое и реалистичное изображение боли и страданий жертвы?

SLT также полезен для понимания криминального и девиантного поведения. Обзор существующих исследований показал, что SLT может понимать события как на микро-, так и на макроуровне, учитывая временной и экологический контекст (Akers & Jensen, 2006).

Теория социального обучения в социальной работе

SLT имеет значение для социальной работы. Действительно, «моделирование рассматривается как один из ключевых факторов развития просоциального поведения» и происходит в семье, на работе и в образовании (Davies, 2013, стр. 74).

Теория может помочь социальным работникам лучше понять, как развивалось конкретное поведение и как вмешаться, чтобы действовать как образец для подражания или поощрять других.

Обучение навыкам

Обучение на ролевых моделях является широко распространенным методом обучения, однако в образовании этот термин остается расплывчатым и непоследовательно используемым (Horsburgh & Ippolito, 2018, стр. 1).

В исследовании 2018 года изучалось влияние ролевого моделирования на преподавание и обучение студентов-медиков (Horsburgh & Ippolito, 2018). Студенты сообщили, что обучение на примерах для подражания было «сложным и случайным», и исследование признало, что процесс обучения на образцах для подражания был сложным, но ему могли помочь (Horsburgh & Ippolito, 2018):

  • Обеспечение близости и многократное наблюдение за действиями ролевых моделей и их поведением
  • Предоставление информации о скрытых мыслительных процессах, стоящих за наблюдаемым поведением
  • Предоставление возможности воспроизводить и практиковать поведение, сопровождаемое рефлексией

Увлекательные эксперименты и исследования

SLT изучался в ходе нескольких увлекательных и запоминающихся исследований, в том числе:

Эксперимент с куклой Бобо

В 1973 году Бандура решил понять роль моделирования в обучении и агрессии. Чтобы проверить гипотезу о том, что подражание играет большую роль в поведении, он создал ситуации, в которых дети в возрасте от трех до пяти лет наблюдали, как взрослые агрессивно вели себя по отношению к большой пластиковой кукле, известной как кукла «Бобо» (Davies, 2013; Gross, 2020). .

Когда дети сами играли с куклой, они проявляли агрессию в такой степени, которая соответствовала сцене, свидетелями которой они были.

Впоследствии, когда исследователи убирали игрушки, они наблюдали степень агрессии у фрустрированных детей. Бандура обнаружил, что дети, которые ранее были свидетелями агрессивного поведения, с большей вероятностью проявят его сами.

Однако Бандура определил, что приобретение агрессивного поведения не обязательно означает, что ребенок будет подражать тому, что он видел (Gross, 2020).

Введение ТВ

«Естественные эксперименты позволяют исследователю воспользоваться случайными и естественными событиями» (Гросс, 2020, стр. 491).

В двух хорошо известных исследованиях изучалось внедрение телевидения в сообщества, где его раньше не было (Williams, 1986; Charlton & Hannan, 2005).

После появления телевидения на острове Св. Елены, отдаленном острове в южной части Атлантического океана, Чарльтон и Ханнан (2005) не обнаружили заметных изменений в поведении детей. Тем не менее, исследование пришло к выводу, что могли помочь смягчающие социальные факторы, в том числе принадлежность к небольшой популяции, где все знают друг друга, а родители сохраняют высокую степень контроля над поведением своих детей.

Контекстные и культурные факторы могут смягчить подверженность насилию или агрессивному поведению в СМИ (Gross, 2020).

Содействие позитивному воспитанию детей

Видеоотзыв успешно используется в качестве вмешательства теории социального обучения для пропаганды позитивного воспитания. В исследовании 2017 года родители, получившие полезную обратную связь, стали лучшими образцами для подражания, улучшилась привязанность между детьми и родителями, а у детей уменьшилось количество поведенческих проблем (Juffer, Bakermans-Kranenburg, & van IJzendoorn, 2017).

Сочетание биологической точки зрения с SLT

Недавнее исследование объединило новые данные о биологических факторах риска с основными теориями социального обучения преступному поведению (Fox, 2017).

«Хотя обучение явно имеет социальное происхождение среди сверстников и формирование условий в обществе, это также биохимический процесс» (Fox, 2017, стр. 25). Исследования, хотя и продолжаются, показывают, что «многие биологические факторы влияют на наше обучение и, следовательно, на наше поведение» (Fox, 2017, стр. 28).

Лучшее понимание таких основных факторов, включая восприятие, кодирование и подкрепление, может объяснить, почему некоторые люди с большей вероятностью учатся на антиобщественном поведении сверстников.

10 Сильные и слабые стороны теории

SLT Бандуры оказал глубокое влияние на теорию обучения и психологию в целом.

Как и у всех психологических теорий, у нее есть сильные и слабые стороны, и исследования постоянно пополняют наши знания (Introduction, 2020; Wortley, 2008).

Сильные стороны SLT

  • SLT невероятно гибко объясняет различные способы поведения и обучения человека. Изменение окружающей среды может привести к изменению поведения.
  • SLT объясняет, что обучение может происходить различными способами, включая наблюдение и непосредственный практический опыт.
  • SLT применялся во многих условиях, которые последовательно демонстрировали тесную связь между концепциями социального обучения и поведением.
  • Степень, вероятность и частота имитации воздействия подкрепления.
  • Исследования с участием детей, наблюдающих агрессию, показали, что она влияет на их последующее поведение в контролируемых ситуациях.

Критика и ограничения

  • SLT не рассматривает аспект подотчетности в действиях. Теория предполагает, что поведение человека в первую очередь зависит от контекста, а не от того, как он обрабатывает информацию.
  • SLT игнорирует вехи развития. Такие стадии развития обычно происходят независимо от условий окружающей среды.
  • SLT не учитывает поведение при отсутствии образца для подражания.
  • Негативное поведение, такое как преступная деятельность, может иметь место без предварительного воздействия такого поведения.
  • Тестирование SLT может быть затруднено из-за этических проблем. Действительно, такие эксперименты, как исследование куклы «Бобо», больше не будут разрешены.

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

У нас есть много ресурсов, которые могут помочь вам или вашим клиентам учиться более эффективно, а также преодолевать трудности в процессе обучения.

  • Принятие установки на рост
    Установка на рост особенно полезна, когда человек готовится узнать что-то новое. Это упражнение помогает клиентам распознать случаи установки на данность в своем мышлении и действиях и заменить их мыслями и поведением, более поддерживающими установку на рост.
  • Фразы установки на рост для детей
    Кроме того, в этом раздаточном материале представлены примеры различных фраз, которые педагоги могут использовать, чтобы побудить детей поддерживать установку на рост.
  • Вопросы для размышления о личной академической успеваемости
    В этом упражнении на размышление представлен ряд подсказок, предлагающих учащимся подумать о том, что они изучают, почему они изучают и как они могут улучшить процесс обучения.
  • Учимся на моей работе
    Эта короткая анкета помогает взрослым, подросткам и детям оценить свою успеваемость и ориентацию на обучение при выполнении домашних заданий или других проектов.
  • 17 Упражнения по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта коллекция подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Психолог Альберт Бандура разработал SLT в ответ на ограничения поведенческих теорий обучения.

В то время как бихевиористы сосредоточились на том, как окружающая среда и подкрепление влияют на поведение, Бандура признал, что люди учатся, наблюдая за поведением других, включая награды и наказания, которые они получают.

С помощью серии экспериментов Бандура подтвердил способность людей приобретать новое поведение посредством наблюдения и имитации. SLT (позже ставшая социальной когнитивной теорией) выдвинула идею о том, что обучение происходит в социальной среде в результате общего взаимодействия между человеком, средой и поведением (Introduction, 2020).

Несмотря на некоторые ограничения, SLT успешно объясняет приобретение нового поведения во многих средах. SLT особенно ценен для объяснения того, как дети учатся, подражая членам семьи, друзьям и другим влиятельным лицам, и будут выполнять такое поведение, если вознаграждение будет достаточным.

Независимо от того, применяется ли SLT к образованию, социальной работе или криминологии, SLT является ценной теорией, которую можно использовать с другими идеями и практиками для достижения изменений. Хотя некоторые исторические исследования не соответствуют сегодняшним этическим стандартам исследований, извлеченные уроки остаются ценными и полезными для образования и изменения поведения.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Акерс Р.Л. и Дженсен Г.Ф. (2006). Эмпирический статус теории социального обучения преступности и отклонения: прошлое, настоящее и будущее. В FT Cullen, JP Wright и KR Blevins (Eds.), Успехи криминологической теории: Vol. 15. Подведение итогов: статус криминологической теории (стр. 37–76). Сделка.
  • Бандура, А. (1965). Влияние непредвиденных обстоятельств подкрепления моделей на приобретение подражательных ответов. Журнал личности и социальной психологии , 1 (6), 589–595.
  • Бандура, А. (1977a). Теория социального обучения . Прентис Холл.
  • Бандура, А. (1977b). Самоэффективность: к объединяющей теории поведенческих изменений. Психологический обзор , 84 (2), 191–215.
  • Бандура, А. (1986). Социальные основы мысли и действия . Прентис Холл.
  • Бандура, А. (2006). Автобиография. В MG Lindzey & WM Runyan (Eds.), История психологии в автобиографии (том IX). Американская психологическая ассоциация.
  • Чарльтон, Т., и Ханнан, А. (2005). Проект Святой Елены: резюме результатов исследования . Совет экономических и социальных исследований.
  • Дэвис, М. (2013). Компаньон Блэквелла по социальной работе . Уайли Блэквелл.
  • Дрисколл, член парламента (1994). Психология обучения для обучения . Аллин и Бэкон
  • Фокс, Б. (2017). Это природа и воспитание: интеграция биологии и генетики в теорию социального обучения преступному поведению. Журнал уголовного правосудия , 49 , 22–31.
  • Гросс, Р. Д. (2020). Психология: наука о разуме и поведении . Ходдер и Стоутон.
  • Хорсбург, Дж., Ипполито, К. (2018). Навык, над которым нужно работать: использование теории социального обучения для изучения процесса обучения на ролевых моделях в клинических условиях. Медицинское образование BMC , 18 , 156.
  • Введение в теорию социального обучения в социальной работе. (2020, июль). Получено 29 апреля 2021 г. с https://www.onlinemswprograms.com/social-work/theories/social-learning-theory/
  • .
  • Юффер, Ф., Бейкерманс-Краненбург, М. Дж., и ван Эйзендорн, М. Х. (2017). Сочетание теории привязанности и теории социального обучения в интервенциях с обратной связью по видео для поощрения позитивного воспитания. Текущее мнение в области психологии , 15 , 189–194.
  • LaMorte, WW (2019, 9 сентября). Модели изменения поведения. Получено 29 апреля 2021 г. с https://sphweb.bumc.bu.edu/otlt/mph-modules/sb/behavioralchangetheories/behavioralchangetheories5.html
  • .
  • Муро, М., и Джеффри, П. (2008). Критический обзор теории и применения социального обучения в процессах совместного управления природными ресурсами. Журнал экологического планирования и управления , 51 (3), 325–344.
  • Набави, Р. Т. (2012). Теория социального обучения Бандуры и теория социального когнитивного обучения (неопубликованная рукопись). Получено с https://www.researchgate.netpublication/267750204_Bandura’s_Social_Learning_Theory_Social_Cognitive_Learning_Theory
  • Уильямс, Т. М. (1986). Влияние телевидения: национальный эксперимент в трех общинах . Академическая пресса.
  • Уортли, С. (2008). Коренные причины насилия среди молодежи: обзор основных теоретических точек зрения. В Р. Макмертри и А. Керлинг (ред.), Обзор корней молодежного насилия (том 5). Министерство по делам детей, общественных и социальных служб Онтарио. Получено 29 апреля 2021 г. с http://www.children.gov.on.ca/htdocs/English/professionals/oyap/roots/volume5/chapter08_social_learning.aspx
  • .

Теория социального обучения: Альберт Бандура

Вспомните свое детство. Вы помните, как учились кататься на велосипеде, играть в шашки и решать простые задачи на сложение? Бьюсь об заклад, вы научились этим навыкам, наблюдая, как кто-то другой катается на велосипеде, играет в шашки и решает задачи на сложение. Так считал Альберт Бандура, социальный когнитивный психолог.

Альберт Бандура

Бандура известен своей теорией социального обучения. Он сильно отличается от других теоретиков обучения, которые рассматривают обучение как прямой результат обусловливания, подкрепления и наказания. Бандура утверждает, что большая часть человеческого поведения изучается посредством наблюдения, имитации и моделирования.

Давайте более подробно рассмотрим теорию социального обучения Бандуры и влияние этой теории на преподавание и обучение студентов.

См. также: Перевернутый класс

Обучение через наблюдение: живое, вербальное и символическое

Бандура известен своими исследованиями детей, наблюдающих за взрослыми, которые ведут себя агрессивно по отношению к кукле. После того, как дети увидели это поведение, им дали поиграть с куклами. Можете ли вы догадаться, как они взаимодействовали с куклами? Ты прав. Они имитировали агрессивные действия, которые наблюдали ранее.

Но Бандура пошел еще дальше в значении «наблюдение». В дополнение к «живой» модели он исследовал «вербальную» обучающую модель, в соответствии с которой, если были представлены определенные объяснения и описания, обучение улучшалось. Я уверен, что вы можете привести пример, когда кто-то терпеливо объяснял вам что-то таким образом, что это помогало вам выучить это. Это прекрасный пример вербальной учебной модели.

Он также изучал «символические» модели, в которых персонажи (художественные и научно-популярные) в фильмах, телевизионных программах, онлайн-СМИ и книгах могут вести к обучению. Это означает, что учащиеся могут учиться, просматривая фильм или телевизионную программу, слушая любое количество онлайн-источников (например, подкасты) или читая книгу. Они представляли, как персонажи реагируют, что они чувствуют и т. д. Это, в свою очередь, учило их, как реагировать и чувствовать в подобных жизненных ситуациях.

Важность мотивации и психического состояния

Бандура утверждает, что одного наблюдения может быть недостаточно для максимального обучения; мотивация человека и его психическое состояние также влияют на обучение. Бандура согласился с поведенческими теоретиками, которые отметили, что внешнее подкрепление формирует обучение, но он также признал, что обучение не всегда является результатом внешнего подкрепления. Он утверждал, что обучение также является результатом внутреннего подкрепления. Например, учащийся может чему-то научиться из-за своей гордости, для чувства удовлетворения или для удовлетворения чувства выполненного долга. Этот фактор обучения неразрывно связывает теорию обучения Бандуры с теориями других когнитивно-развивающих теорий.

См. также: Инклюзивные стратегии обучения

Обучение не всегда ведет к изменению поведения

Бихевиористы утверждают, что обучение ведет к необратимому изменению поведения. Однако Бандура показал, что обучение через наблюдение может происходить без демонстрации учеником какого-либо нового поведения. Другими словами, вы можете наблюдать, имитировать или моделировать что-то, но вы можете не научиться этому. Он исследовал вопрос о том, что должно произойти, чтобы можно было научиться наблюдаемому поведению (в дополнение к наблюдению), и назвал четыре необходимых шага: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация.

Наблюдение + 4 необходимых шага = Обучение

Внимание: Во-первых, учащийся должен быть внимательным. Если они отвлекаются, это повлияет на объем или качество обучения. Не думаю, что кто-то не согласен с этим утверждением. Мы все отвлекались и знаем, что это влияет на наше обучение и качество работы. Кроме того, чем интереснее или уникальнее модель или ситуация, тем полнее учащийся будет заниматься обучением. Это объясняет, почему вы, возможно, не сможете отложить хорошую книгу или отказаться от какой-либо из своих страстей, независимо от препятствий, с которыми вы сталкиваетесь.

Сохранение: Важно, как вы можете хранить полученную информацию (т. е. удерживать). Давайте смотреть правде в глаза. За годы обучения мы все усвоили так много материала, но сколько мы сохраним? Может быть, вы сможете запомнить наиболее важные знания определенным образом с помощью любого количества приемов запоминания (например, мнемонических приемов, записи, повторения и т. д.). Или, может быть, вы применили полученные знания к реальной жизненной ситуации, что помогает запоминанию.

Репродукция: Воспроизведение зависит от первых двух шагов: внимания и удержания. После выполнения этих шагов вы переходите к реализации наблюдаемого поведения. Затем с дальнейшей практикой вы, несомненно, улучшите и отточите свои навыки. Здесь применима поговорка «Практика делает совершенным».

Мотивация: Последний шаг — мотивация. Чтобы добиться наибольшего успеха в любом обучении через наблюдение, вы должны быть достаточно мотивированы, чтобы подражать смоделированному поведению. На этом этапе и подкрепление, и наказание влияют на мотивацию. Если ученик видит, что кого-то вознаграждают, он, скорее всего, продолжит такое поведение. Точно так же, если они видят, что кого-то наказывают или игнорируют, они могут погасить такое поведение.

Каковы последствия теории социального обучения для учителей и учащихся?

См. также: TPACK: Структура знаний по технологическому педагогическому содержанию

Безусловно, эту теорию можно использовать для обучения студентов позитивному поведению. Учителя могут использовать положительные образцы для подражания, чтобы повысить желаемое поведение и, таким образом, изменить культуру школы. Положительный пример для подражания в классе и за его пределами принесет пользу не только отдельным учащимся, но и всему классу и учащимся.

Другие стратегии в классе, такие как поощрение детей и повышение самоэффективности, основаны на теории социального обучения. Например, если учитель положительно относится к своим ученикам и поощряет их, эта положительная энергия и словесное поощрение, в свою очередь, помогают повысить самоэффективность, веру в свои способности добиться успеха в различных ситуациях. Бандура обнаружил, что самоэффективность человека влияет на то, как он подходит к своим задачам, целям и вызовам. Люди с высокой самоэффективностью рассматривают проблемы как задачи, которые необходимо решить, развивают глубокий интерес к деятельности, в которой они участвуют, формируют сильное чувство приверженности деятельности и интересам и легко оправляются от разочарований и неудач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *