Термин арт терапия ввел – История возникновения арт-терапии — Арт-терапия в психологии

Содержание

Арт-терапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Внутренние силы человека», рисунок карандашом

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента[1].

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру

[2], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация[3].

История возникновения

Adrian Hill — «Behind Gavrelle», 1917

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация[3].

Виды арт-терапии

  1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.
  2. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
  3. Музыкотерапия
  4. Драматерапия
  5. Танцевальная терапия
  6. Куклотерапия[3]
  7. Песочная терапия
  8. Глинотерапия

Показания для проведения арт-терапии

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка[3].

Задачи арт-терапии

Согласно К. Рудестаму[неавторитетный источник?], задачи арт-терапии[2]:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
  3. Получить материал для психодиагностики.
  4. Проработать подавленные мысли и чувства.
  5. Установить контакт с клиентом.
  6. Развить самоконтроль.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Примечания

  1. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  2. 1 2 Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000
  3. 1 2 3 4 Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004

Литература

  • Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
  • Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
  • Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.
  • Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
  • Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.
  • Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
  • Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.

wikipedia.green

Арт-терапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Внутренние силы человека», рисунок карандашом

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента

[1].

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру[2], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация

[3].

История возникновения

Adrian Hill — «Behind Gavrelle», 1917

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация[3].

Видео по теме

Виды арт-терапии

  1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.
  2. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
  3. Музыкотерапия
  4. Драматерапия
  5. Танцевальная терапия
  6. Куклотерапия[3]
  7. Песочная терапия
  8. Глинотерапия

Показания для проведения арт-терапии

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка[3].

Задачи арт-терапии

Согласно К. Рудестаму[неавторитетный источник?], задачи арт-терапии[2]:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
  3. Получить материал для психодиагностики.
  4. Проработать подавленные мысли и чувства.
  5. Установить контакт с клиентом.
  6. Развить самоконтроль.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Примечания

  1. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  2. 1 2 Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000
  3. 1 2 3 4 Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004

Литература

  • Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
  • Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
  • Дженнингс С., Минде А.
    Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.
  • Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
  • Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.
  • Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
  • Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.

wiki2.red

Арт-терапия Википедия

«Внутренние силы человека», рисунок карандашом

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента

[1].

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру[2], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация

[3].

История возникновения[ | ]

Adrian Hill — «Behind Gavrelle», 1917

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация[3].

Виды арт-терапии[ | ]

  1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве. Популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации. Выражает эмоциональное состояние рисующего.
  2. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
  3. Музыкотерапия
  4. Драматерапия
  5. Танцевальная терапия
  6. Куклот

ru-wiki.ru

Арт-терапия — Википедия. Что такое Арт-терапия

«Внутренние силы человека», рисунок карандашом

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента[1].

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру[2], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация[3].

История возникновения

Adrian Hill — «Behind Gavrelle», 1917

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация[3].

Виды арт-терапии

  1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.
  2. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
  3. Музыкотерапия
  4. Драматерапия
  5. Танцевальная терапия
  6. Куклотерапия[3]
  7. Песочная терапия
  8. Глинотерапия

Показания для проведения арт-терапии

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка[3].

Задачи арт-терапии

Согласно К. Рудестаму[неавторитетный источник?], задачи арт-терапии[2]:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
  3. Получить материал для психодиагностики.
  4. Проработать подавленные мысли и чувства.
  5. Установить контакт с клиентом.
  6. Развить самоконтроль.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Примечания

  1. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  2. 1 2 Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000
  3. 1 2 3 4 Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004

Литература

  • Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
  • Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
  • Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.
  • Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
  • Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.
  • Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001
  • Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
  • Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.

wiki.sc

Арт-терапия

Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Этот вид терапии не имеет каких-либо ограничений и противопоказаний.

Для того чтобы применять арт-терапию, не нужно уметь рисовать или разбираться в искусстве. И в то же время есть в ней много техник, в которых используется творчество великих —  художников, скульпторов и т. д. — это дает дополнительную возможность прикоснуться к мировой сокровищнице, напитаться этой энергией, расширить свой кругозор.

Арт-терапия работает с подсознанием, позволяя непрямыми творческими методами совершать серьезную работу с личностью.

Арт-терапия помогает:

  • избавиться от боли или справиться со своими страхами,
  • разрешить конфликты, которые порой кажутся неразрешимыми,
  • почувствовать себя в безопасности, которой так часто не хватаетчеловеку в современном мире
  • избежать проблем и тем самым сохранить свои силы, необходимые для себя, своихблизких, карьеры,
  • избавиться от стресса, негативных переживаний,
  • научиться получить удовольствие и наслаждение,
  • выражать себя и свои чувства,
  • улучшить свои отношения с близким и благодаря лучшему пониманию своего внутреннего мира,
  • получить признание,
  • повысить самооценку,
  • преодолеть одиночество, найти достойного партнера, создать семью, добиться успеха в карьере.

Арт-терапия  уникальна тем, что с помощью многообразия методов, которые в нем используются, она способна:

  • точно передавать уникальность внутреннего мира клиента, его переживания;
  • поднимать из глубин подсознания пласты, работая с которыми, происходят чудесные перемены, вызывающие восторг и удивление, энергетическую наполненность и желание создавать;
  • менять восприятие, направление жизни;
  • арт-терапия – это и захватывающий процесс, и прекрасные результаты, ведущие клиента к тем изменениям, которых он так ждет.

«Правополушарная» деятельность (рисование, лепка и пр.) обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё, относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, выбором цветовых пятен, стилю изображения… Маленькие и большие победы помогают решить множество вопросов, что делает нашу жизнь счастливой и наполненной внутренним светом и яркими красками захватывающих событий.

«Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях…» Н. Роджерс.

«Арт-терапия не может отменить прошлые травмы или излечить глубокие эмоциональные нарушения. Она может мобилизовать и развить внутренние ресурсы, уменьшить ужас одиночества и таким образом открыть путь к эмоциональному росту и реабилитации». Э. Крамер.

Из истории Арт-терапии:

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. Неоценимый вклад в развитие арт-терапии внесли такие художники и психологи  как Эдвард Адамсон, Джон Тимлин , Маргарет Наумбург, Эдит Крамер и многие другие.

Адриан Хилл

Адриан Хилл (1895-1977) был британским художником и первоткрвателем Арт-терапии. Он изучал живопись в школе искусств Св. Иоанна, в Королевском колледже искусств. Во время Первой мировой войны он был назначен официальным художником войны и многие из его картин и эскизов Западного фронта в настоящее время в коллекции Имперского военного музея. После войны он занялся живописью профессионально, а также преподавал в школе искусств Hornsey и Вестминстерской школе искусств. Он написал много книг — бестселлеров о живописи и графике, а в 1950-х и начале 1960-х годов представлены телевизионные программы BBC для детей под названием ‘SketchClub. Его собственное творчество сочетает в себе элементы импрессионизма и сюрреализма, а также более традиционных представлений.

В 1938 году, во время лечения от туберкулеза в санатории Мидхарст, рисуя близлежащие объекты, Адриан Хилл обнаружил, что рисунок помогает его выздоровлению. В следующем году терапия была введена в санаторий, и он был приглашен преподавать рисунок и живопись с другими пациентами, многие из которых раненые солдаты, вернувшиеся с войны. Хилл обнаружил, что практика искусства не только помогает пациентам отвлечься от их болезни или травмы, но и помогает освободить их от психического расстройства, выражая свою тревогу и сцены, свидетелями которых они были на войне, с помощью рисунка. В 1942 году Хилл впервые использовал термин арт-терапия и в 1945 году опубликовал свои идеи в художественной книге «Искусство против болезней». Позже он стал президентом Британской ассоциации арт-терапевтов.

Эдвард Адамсон

Художник Эдвард Адамсон (1911-1996) Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. Он продолжал работать в одиночку с сотнями людей в течение 35-и лет. Он и его партнер и соратник, Джон Тимлин  опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения, т.е. возможность дать людям  прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван  «невмешательство».

За время работы Э. Адамсон собрал большую коллекцию работ душевнобольных.  Художник считал, что его собрание привлечёт внимание к проблемам психически больных людей и поможет лучше понять природу подобных заболеваний,

И хотя Э. Адамсон стал руководителем Британской Ассоциации Арт-терапевтов, и принимал участие в создании  первой обучающей программы по арт-терапии, его идеи критиковались современниками и не пользуются популярностью в наши дни.

Примерно в то же время, как Хилл и Адамсон, Маргарет Наумбург, психолог в США, также начала использовать термин  “арт-терапия”, чтобы описать свою работу. Модель её арт-терапии основана на следующем методе: выплеск бессознательного посредством спонтанного творчества. Он тесно связан с психоаналитической теорией.

Эдит Крамер

В это же время начала свою работу и доктор Эдит Крамер. Она родилась в Вене (Австрия), где изучала искусство, графику, скульптуру и живопись. После прибытия в Соединенные Штаты в 1938 году в качестве беженца, она стал гражданкой США в 1944 году и продолжала заниматься искусством. Перед ее иммиграцией она изучила искусство с художницей Ф. Диккер, выпускницей школы Баухауз. Э. Крамер работала вместе с ней, помогая социально-неблагополучным и психически травмированным  детям, родители которых были политическими беженцами.

В США Э. Крамер преподавала основы изобразительного искусства, сначала в Небольшом Красном Школьном Доме в Нью-Йорке и позже в Школе Wiltwyck для мальчиков, где ей дали название “арт-терапевт”. В Школе Wiltwyck она работала с детьми, которые были отмечены, как “с нарушениями”, что помогло проявить ее интерес и веру в психоаналитическую теорию в  работе.

В 1958 году она опубликовала книгу «Арт-Терапия у детей». Эдит Крамер является выдающимся учёным и почетным членом Арт-терапевтической ассоциации Америки, которая была создана в1969 году.

В 2013 году в издательстве «Генезис» вышла на русском языке книга Эдит Крамер «Арт-терапия с детьми». Автор перевода Елена Макарова,  исследовательница творчества и жизненного пути художницы ФридлДикер-Брандейс, в течение многих лет тесно сотрудничала с ее ученицей, ассистировала Эдит Крамер на арт-терапевтических семинарах.

«Сохраняйте спокойствие и позвольте Вашему Творчеству сказать свою правду» – Э. Крамер.

Терапевты об арт-терапии:

Иванова Марина

Применив арт-терапию впервые, я была потрясена. Мне не надо было уметь рисовать или разбираться в искусстве. Я просто водила по бумаге карандашом каракули. Потом просматривала их, находила образы… и… о, чудо! Я получила ответы на давно волнующие меня вопросы. У меня просто глаза на лоб полезли. Как?! Как такая незамысловатая техника помогла мне разрешить свой вопрос?

С того времени арт-терапия всегда со мной. Я использую ее, когда:

  • хочу избавиться от боли или справиться со своими страхами;
  • разрешить конфликты;
  • почувствовать себя в безопасности;
  • избежать проблем;
  • получить удовольствие;
  • выразить себя и свои чувства;
  •  получить признание.

Когда мне нужна «скорая помощь», арт-терапия всегда под рукой.

Я действительно стала более эффективна, сильна, плодотворна!

В моей практике есть опыт помощи клиентам в налаживании отношений — как в паре, так и со своими детьми:

  • молодой человек с помощью арт-терапии смог справиться с серьезным профессиональным кризисом и выйти из застойного периода в работе с новыми силами и ощутимыми ресурсами;
  • четыре моих клиентки получили долгожданные предложения “руки и сердца”от своих избранников и удачно вышли замуж;
  • ребенок в результате терапии смог избавиться от энуреза;
  • есть опыт положительных результатов в работе с трудными подростками;
  • также много случаев в моей практике проживания сложных периодов и выхода из кризисов, связанных как с личной, так и профессиональной жизнью. 

migis.org

Арт-терапия Википедия

«Внутренние силы человека», рисунок карандашом

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента[1].

Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру[2], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация[3].

История возникновения

Adrian Hill — «Behind Gavrelle», 1917

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация[3].

Виды арт-терапии

  1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве. Популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации. Выражает эмоциональное состояние рисующего.
  2. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
  3. Музыкотерапия
  4. Драматерапия
  5. Танцевальная терапия
  6. Куклотерапия[3]
  7. Песочная терапия
  8. Глинотерапия

Показания для проведения арт-терапии

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка[3].

Задачи арт-терапии

Согласно К. Рудестаму[неавторитетный источник?], задачи арт-терапии[2]:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
  3. Получить материал для психодиагностики.
  4. Проработать подавленные мысли и чувства.
  5. Установить контакт с клиентом.
  6. Развить самоконтроль.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  8. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Примечания

  1. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  2. 1 2 Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000
  3. 1 2 3 4 Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004

wikiredia.ru

Что такое арт-терапия? Понятие об арт-терапии

 

Арт-терапия —

одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, рукоделие и т.д.
Арт-терапия позволяет решать сложнейшие психологические проблемы, находить и использовать внутренние ресурсы человека, реализовать весомую часть смысла жизни человека, избавиться от накопившегося стресса. И это лишь небольшая часть ее возможностей. Психология творчества чрезвычайно интересна! Нередко арт-терапия используется психологами как одно из главных методов в своей работы, это напрямую связано с психологией творчества. Ведь по своей сути само решение проблемы, нахождение своего пути — процесс творческий.

Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием (Э. Крамер).

Арт-терапия в буквальном переводе с английского — художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины (Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов).

На мой взгляд, очень точное определение арт-терапии даёт  кандидат психологических наук И.В. Сусанина: «Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни».

Основанная на творчестве, арт-терапия является наиболее естественным и бережным методом работы психолога как детьми, так и со взрослыми. 

Арт -терапия используется и в работе психолога с детьми.

Что еще почитать?

l-pankova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *