Тест на локус контроля роттера: Тест локус контроля Роттера

Опросник Роттера — Психологос

Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Джулиана Роттера диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями, в других словах — уровень личной ответственности. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов.

Интернальный тип. Человек считает, что происходящие с ним события зависят прежде всего от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т. п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности.

Экстернальный тип. Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.

Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными локусами контроля.

Текст опросника

Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним.

Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале: – 3–2 -1 + 1 + 2 + 3, от полного несогласия (-3) до полного согласия (+3).

Другими словами, поставьте против каждого утверждения балл от единицы до тройки с соответствующим знаком «+» (согласие) или «-» (несогласие).

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто это зависит от везения.

6. Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе, в институте часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую ответственность за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мною случается, это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов

Обработка результатов теста включает несколько этапов.

1-й этап. Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по шкалам.

Показатели (шкалы):

1. ИО – шкала общей интернальности;

2. ИД – шкала интернальности в области достижений;

3. ИН – шкала интернальности в области неудач;

4. ИС – шкала интернальности в семейных отношениях;

5. ИП – шкала интернальности в производственных отношениях;

6. ИМ – шкала интернальности в области межличностных отношений;

7. ИЗ – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Подсчитайте сумму баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся с тем же знаком балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак балла на обратный.

В приведенной ниже таблице указаны номера утверждений, относящихся к соответствующим шкалам.

2-й этап. Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки) производится в соответствии с приведенной ниже таблицей. Стены представлены в 10-балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Проанализируйте количественно и качественно показатели УСК по семи шкалам, сравнивая результаты (полученный «профиль») с нормой. Нормальным считается значение стена, равное 5. Отклонение вправо (6 и более стенов) свидетельствует об интернальном типе уровня субъективного контроля в соответствующих ситуациях, отклонение влево (4 и менее стенов) свидетельствует об экстернальном типе.

Описание оцененных шкал

1. Шкала общей интернальности – ИО. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале ИО соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений

– ИД. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале ИД свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач – ИН. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели ИН свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях – ИС. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий ИС указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений – ИП. Высокий ИП свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий ИП указывает на то, что человек склонен придавать большее значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

6.

Шкала интернальности в области межличностных отношений – ИМ. Высокий показатель ИМ свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий ИМ, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – ИЗ. Высокие показатели ИЗ свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким ИЗ считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

К интерпретации

Когда люди говорят о своей (высокой) ответственности, они чаще говорят о своей готовности переживать чувство вины. Будьте внимательны, ваша высокая ответственность, если у вас она сочетается с ПЕРЕЖИВАНИЯМИ за результат, становится не вполне благом и ставит вас перед выбором: либо снижать ответственность, либо отучаться от привычки переживать. Смотри Чувство вины и ответственность

Локус контроля личности Роттера, тест и методика локус контроля

Локус контроля – это определенное свойство индивида объяснять свои удачи или неудачи в деятельности внешними обстоятельствами (экстернальность, внешний локус контроля), либо же внутренними факторами (интернальность, внутренний локус контроля). Данный термин введен Дж. Роттером в 1954 году.

Локус контроля – это устойчивая личностная характеристика, которая слабо поддается изменениям, однако окончательно формируется в процессах ее социализации. С целью определения локус контроля, разработан целый ряд методик и специализированный вопросник, который позволяет выявить закономерность между другими свойствами личности.

Локус контроля Роттера

В  связывании причин жизненных ситуаций с внешними событиями или внутренними условиями заключается психология локус контроля. Исследование локуса контроля впервые было объяснено Роттером. Он вывел теорию локус контроля из собственной концепции социального научения. В этой концепции главенствующая позиция отводилась антиципации (предвосхищению), ожиданиям субъекта того, что его определенные поведенческие действия приведут к конкретному вознаграждению (подкреплению).

Локус контроля Роттера – это предвкушение того, в какой мере субъекты контролируют вознаграждения в своей жизни.

За основу Роттер взял теорию индивидуальной (субъективной) локализации контроля, которая является подвидом теории «ожидаемой пользы». В этой теории поведение индивида обуславливается тем, как он может оценить вероятность достижения желанного результата.

Всех субъектов можно поделить на два типа согласно теории. Виды локус контроля: экстернальный локус контроля и интернальный. Данные виды локусов – это своеобразные характеристики личности, которые формируют ее поведение.

Уоллстон доработал теорию, дополнив ее предложением поделить экстернальный локус контроля на 2 позиции: «Объяснение контроля влиянием других людей» и «Объяснение контроля влиянием судьбы».

Локус контроля является довольно важной составляющей мотивационных процессов тесно взаимосвязанной с другими сферами исследования психических свойств и характеристик личностей, например, теория самоэффективности.

Анализ и изучение локус контроля осуществляется для того, чтобы можно было судить о когнитивном стиле, который проявляется в области обучения. Так как когнитивные составляющие психики наличествуют во всех ее проявлениях, поэтому понятие о локус контроле в психологии распространяются на личностные характеристики в процессах деятельности.

Для личностей, экстернальной направленности, присуще внешне устремленное защитное поведение. Атрибуция ситуации для них – это возможность успеха. Таким образом, для экстернала подходит любая ситуация внешне стимулируемая. В случаях успешности обязательно свершается демонстрация способностей. Такой человек убежден в том, что неудачи, которые случаются с ним, являются всего лишь результатом невезения, ряда случайностей, негативного воздействия других людей. Экстерналам очень необходима поддержка и одобрение. Без этого их деятельность будет ухудшаться. Наряду с этим особой благодарности за поддержку от экстерналов можно не ждать.

Атрибуцией ситуации для людей интернального типа чаще всего является убеждение в закономерности их удач и неудач, которые зависят от целеустремленности, от компетентности, способностей. Для интерналов успех или неудача – это закономерный исход целенаправленной деятельности.

Экстернальный локус контроля  неразрывно связан с эмоциональной неустойчивостью и неопосредствованным, практическим мышлением. А у интерналов, наоборот, характеризуются эмоциональной устойчивостью и тенденцией к абстрагированию, теоретическому мышлению и синтезу соображений.

Сегодня все чаще вместо термина локус контроля применяют понятие «воспринимаемый контроль». В данном понятии выделяют два компонента. Первый – это слаженность поведенческих действий и их последствия. Он отражает индивидуальную оценку возможности того, что такие действия смогут привести к желанному результату. Второй – это оценивание индивидуальной способности осуществлять такие действия, т.е. компетентность.

Слаженность – это важнейшее условие психологического комфорта, удовлетворенности жизнью.

Следует понимать, что в концепции Роттера речь идет конкретно о воспринимаемом контролировании. Но оценка индивидом собственных способностей может быть необъективной и неточной. Для объяснения этого существует ряд причин, которые способствуют неправильному восприятию контроля. Устремление к контролю рассматривается в качестве одного из самых важных процессов. Определенный уровень независимости индивида от биологической и общественной реальности обеспечивается через умение управлять своей жизнью.

Человек всегда стремится чувствовать собственный контроль над обстоятельствами, даже в тех случаях, когда результат несомненным образом обуславливает случайность. В ряде случаев для сохранения ощущения контроля вполне достаточно осмысливать свою способность предвосхищать появление обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве контроля над ними. Неправильное восприятие индивидуального контроля как высокого ведет к игнорированию возможных опасностей, а также развитию завышенных ожиданий касательно эффективности своих действий. В итоге индивид или оказывается неподготовленным к стрессовым факторам, или ощущает совершенное разочарование касательно своих способностей.

По способам толкования социальных обстоятельств интерналы и экстерналы также имеют различия, например, по методам получения данных и по механизмам их причинных объяснений. Интерналы отдают предпочтение значительной осведомленности в задачах и ситуациях. Экстерналы стараются избегать ситуационных и эмоционально-окрашенных объяснений действий.

Экстерналам свойственно зависимое и конформное поведение. А интерналы не склонны к подавлению других и подчинению. Они выражают сопротивление в тех случаях, когда ими пытаются манипулировать или лишить части свободы. Экстернальные личности не представляют своего существования без общения, им легче работается под контролем и наблюдениям. Интернальным личностям наоборот лучше функционировать в одиночестве и с наличием жизненно необходимых степеней свободы.

Индивид в жизни способен добиться гораздо большего, если он будет верить, что его судьба лежит в его руках. Экстернальные личности значительно сильнее подвержены общественному влиянию, чем интернальные личности. Интерналы будут сопротивляться постороннему влиянию, в тех случаях, когда появятся возможности будут пытаться контролировать поведение окружающих. Они уверены в своем умении решать задачи, поэтому никогда не зависят от мнений других.

Экстерналы чаще подвержены психологическим и психосоматическим проблемам. Им больше характерны тревожные и депрессивные состояния. Они значительно более предрасположены к стрессам и подвержены фрустрациям, развитию неврозов. Психологами установлена взаимосвязь между высоким уровнем интернальности и положительной самооценкой, значительным соотнесением образов «Я» идеального и «Я» реального. Субъекты с интернальным локусом имеют существенно более активную позицию в отношении своего физического и психического здоровья.

Однако в мире практически не существует так называемых «чистых» экстерналов или интерналов. Каждый индивид содержит в себе хотя бы чуточку уверенности в своих способностях и собственных силах и доли психологической подчиненности от ситуаций.

Таким образом, термин локус контроля позволяет проследить существенные моменты проявлений активности в поведенческой деятельности и отношениях субъектов.

Попытки исследования самоконтроля происходили издавна, но более разработанной является теория Роттера. Роттер первый разработал опросник на определение локус контроля.

Тест локус контроля

Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.

Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.

Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.

В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.

Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.

Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.

Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.

Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.

Локус контроля личности

Одной из самых значимых интегральных параметров самосознания, которые связывают переживание «Я», готовность к активности, чувство ответственности, является свойство личности, имеющее название локус контроля.

Психология локус контроля заключается в склонности индивида причислять ответственность за те события, которые с ним происходят, или внутренним факторам, собственным усилиям, или внешним условиям, обстоятельствам.

Локус контроля – это такая личностная характеристика, которая отражает склонность и предрасположенность индивида к атрибутированию ответственности за собственную успешность и неуспехи активности или внешними условиями, силами, или самому себе и своим усилиям, просчетам, рассматривать их как собственные достижения либо как результаты собственных недоработок. При этом такая психологическая характеристика личности является довольно устойчивой, плохо поддающимся трансформациям личностным свойством. Однако данная характеристика не является врожденной и окончательно образуется в процессе социального развития. Поэтому экстернальность и интернальность не являются неизменными и врожденными чертами личности.

Психология локус контроля заключается в склонности индивида причислять ответственность за те события, которые с ним происходят, или внутренним факторам, собственным усилиям, или внешним условиям, обстоятельствам.

Не бывает сто процентных интерналов, также как и экстерналов. Те или иные черты экстернальности могут пересекаться с чертами интернальности и получать смешанный тип. Т.е. человек в тех или иных ситуациях может брать контроль на себя, как интернальный тип, а в других – отдавать контроль влиянию случайностей, как экстерналы. Именно эта, так называемая «спутанность» экстернальности и интернальности свойственна большинству индивидов. Она лежит в основе такого неоднократно зафиксированного экспериментальным путем феномена, как предрасположение в сторону собственного «Я».

Сущностью данного феномена является то, что субъекты предрасположены видеть основания своей успешности в своих собственных способностях, качествах личности, устремленных усилий, т.е. применяют внутренний локус контроля. Также они могут приписывать свой неуспех действию внешних условий, обстоятельств, т.е. прибегать к внешнему локусу контроля. Это может наблюдаться даже при таких условиях, когда социальная стоимость просчета очень мала. Таким образом, большей части людей присуща в той или иной мере экстернальность и интернальность, а рубеж меж ними будет подвижным, т.е. в одних ситуациях будет главенствовать экстернальный, а в других интернальный локус контроля. Помимо этого, благодаря множеству нынешних исследований и экспериментов существует возможность утверждать, что превалирование экстернальности или интернальности определено социальным научением.

Так исследования по изучению связи отношения к своему здоровью и локуса контроля, проводимые Р. Ло, показали, что интерналы в большей степени, чем экстерналы, понимают о том, что возможно послужит причиной возникновения заболеваний, поэтому они больше заботятся о собственном благополучии и здоровье. Это связано с тем, что интерналы, получали родительское поощрение в тех случаях, когда следили за собственным здоровьем: систематически чистили зубы, придерживались определенной диеты, регулярно проходили осмотр у врачей.

Таким образом, получается, что существует потенциальная вероятность смещения локуса контроля благодаря социальному переучиванию. Поэтому, А. Бандура, полагал, что повышение самоэффективности неразрывно связано с локусом контроля.

Рассмотрим, какими чертами обладают базовые локус-контрольные личности. Люди склонные к интернальной модели характеризуются значительно большей успешностью в жизни, большей уверенностью в себе, целеустремленностью, независимостью, уравновешенностью, доброжелательностью и контактностью. Они по своей сути моралисты, т.е. стараются неукоснительно следовать правилам, установленным в конкретном социуме, отличаются доверчивостью, утонченностью, сердечностью, силой воли, богатым воображением. Могут принимать рискованные решения.

Экстерналы являются полнейшими антиподами интерналов. Они характеризуются неуверенностью, неуравновешенностью, подозрительностью, беспокойством, агрессией. Их поступки основываются на догматизме, авторитарности.

Люди, у которых доминирует внешний локус контроля, чаще реагируют на непредсказуемые события с испугом и настороженностью. А личности с более выраженным внутренним локусом контроля воспринимают такую же ситуацию более адекватно, с юмором. Экстерналы склонны оборачиваться к прошлым ситуациям, интерналы, наоборот, целенаправленно стремятся в будущее.

Субъекты с выраженным внешним локусом адаптируются и подстраиваются под мнения групп, стараясь удовлетворить не свои нужды. Интерналы способны оценивать ситуацию более холодно и выдержано, более трезво, они не боятся выражать свои мысли и точку зрения, даже, если она не совпадает с мнением окружающих.

Итак, можно сделать вывод, что люди, у которых превалирует внутренний локус контроля, отличаются внимательностью к сведениям и окружающим, поэтому способны более правильно строить свое поведение; практически невосприимчивы к попыткам прессинга на них, их мнение и действия; способностью стремиться к улучшению себя и своего окружения, способностью давать адекватную оценку своему поведению, склонностям и недостаткам. Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний локус контроля сопровождает зрелых личностей, а внешний – наоборот, мешает процессам личностного созревания и роста.

Чаще всего, индивиды с доминирующим внутренним локусом контроля хорошо учились в школе, бросают вредные привычки, в машине пристегиваются, зарабатывают достаточное количество средств, сами решают любые проблемы, могут отказаться от секундных удовольствий для достижения стратегических результатов.

Чувство собственной эффективности и компетентности напрямую взаимосвязано с тем, как индивид объясняет причины своих неудач и неуспеха. Так, например, многие ученики в школах считают себя жертвами. За свои плохие отметки они возлагают ответственность на учителей, и другие обстоятельства, условия, которые от них не зависят. Однако, если с такими учениками, дополнительно позаниматься, чтобы они освоили прогрессивную установку – уверовали в то, что направленные усилия, самодисциплина, знания смогут изменить ситуацию в сторону улучшения оценок. Ведь преуспевающие люди оценивают неудачу, как случайность и толчок к изменению поведения.

Для гармоничного развития личности в индивиде должны быть развиты одинаково внешний и внутренний локусы контроля. На развитие и становление локуса изначально оказывает влияние семейное воспитание.

Методика локус контроля

Методик определения локуса контроля сегодня существует много. Однако в отечественной психологии чаще применяются три методики: шкала Роттера, опросник определения уровня субъективного контроля (предложенный Эткиндом, Бажиным, Голынкиной), опросник определения субъективной локализации контроля (предложенный Столиным и Пантелеевой).

Наибольшее распространение в России получила методика определения уровня субъективного контролирования. В ее основе лежит теория локуса контроля Роттера. Однако существует ряд важнейших отличий. Роттер полагал локус контроля универсальным относительно любых видов ситуаций. Т.е. по Роттеру локус контроля является одинаковым, как в области достижений, так и в сфере неудач.

При работе над методикой определения уровня субъективного контроля отправной точкой  служило то, что в ряде случаев вероятно не только однонаправленное совмещение локуса контроля. Данное предположение имеет эмпирические доказательства. Поэтому разработчики методики внесли предложение выделить в опроснике несколько субшкал: контроль в обстоятельствах достижения, неудач, в области семейных и производственных отношений, в сфере здоровья.

Данная методика содержит в себе 44 вопроса. В результате этого опросника можно вывести общий показатель индивидуальной степени субъективного контроля и четыре специфических и ситуационных параметра, которые будут характеризовать степень субъективного контроля в межличностной и семейной сферах, в производственной области, в отношении индивида к здоровью и своим заболеваниям. В результате этой методики были выделены виды локуса контроля в соответствии с семью шкалами.

Первая шкала – это общая интернальность. Высокий балл по данной шкале отвечает высокой степени субъективного контроля над произвольными значимыми обстоятельствами. Люди с высоким данным показателем считают, что большая часть значимых событий их жизни являются итогами их персональных усилий, что они могут управлять событиями и, как следствие, берут ответственность на себя за свою жизнь. Низкий бал по шкале отвечает низкой степени субъективного контроля. Люди с низкой степенью субъективного контроля не замечают взаимосвязи между своими усилиями и важными событиями. Такие события они рассматривают как итог случайности или усилий других людей.

Следующая шкала – это интернальность в сфере достижений. Высокий бал по данной шкале говорит о том, что у тестируемого высокая степень субъективного контроля над позитивными эмоциональными событиями. Такие индивиды полагают, что всего хорошего в жизни они добились своими усилиями и что в дальнейшем они способны идти с успехом к определенной цели в будущем. Низкий бал говорит о том, что субъект связывает свою успешность, радости и достижения с внешними условиями, например, везением, судьбой, случаем, помощью окружающих.

Третья шкала – интернальность в сфере неудач. Высокий бал свидетельствует о высоком чувстве субъективного контроля относительно негативных обстоятельств, что может проявляться в склонности к обвинениям самого себя в различных жизненных неприятных обстоятельствах. Низкий бал говорит о том, что индивид склонен объяснять отрицательные ситуации влиянием окружающих или результатом невезения.

Четвертая шкала – проявление интернальности в семейных взаимоотношениях. Высокий бал показывает то, что индивид считает ответственным за события, которые происходят в его семье, себя. Низкий бал говорит о том, что индивид винит в возникновении важных ситуаций в семье своих партнеров.

Пятая шкала – внутренний локус контроля в сфере производственных отношений. Высокий бал показывает, что субъект считает себя значимым фактором в формировании своей производственной деятельности, например, в карьерном росте. Низкий показатель указывает на то, что индивид придает большую значимость внешним условиям, коллегам, везению или невезению.

Шестая шкала – интернальность в сфере межличностных отношений. Высокий бал показывает то, что индивид ощущает себя способным вызывать симпатию и уважение окружающих. Низкий – индивид скорее не склонен брать на самого себя ответственность за отношения с другими людьми.

Седьмая шкала – интернальность в сфере отношения к здоровью и заболеваниям. Высокий бал говорит о том, что субъект может считать себя ответственным  за собственное здоровье и думает, что выздоровление имеет зависимость от его действий. Субъект с низким балом думает, что здоровье и заболевания являются следствием случая и надеется на выздоровление, которое придет как результат действий окружающих, в основном врачей.

Методика субъективной локализации контроля направлена на определение локуса контроля в качестве генерализованной и обобщенной переменной. Данная методика содержит в себе 32 пункта, 26 из которых работающих, 6 – разработанных для маскировки. Опросник построен по принципу принужденного выбора одного из двух высказываний. Базисом для данного опросника служила шкала Роттера с использованием ее первичных параметров: одномерности, малого количества высказываний, формата шкалы, который требует выбора в каждом пункте одного из утверждений. Однако некоторые утверждения были переформулированы, а другие 4 – изъяты из-за того, что не подходят для России. Помимо этого, были добавлены 7 пар высказываний, которые касаются жизни студентов.

С целью повышения достоверности полученных результатов и минимизации позиционных эффектов методика нормализирована трем параметрам. Первый параметр – это экстернальность – интернальность, что обеспечивается форматом шкалы. Второй – направленность атрибуций – приблизительно одинаковое количество утверждений сформулировано как в третьем, так и в первом лице. Третий – эмоциональный знак — приблизительно одинаковое количество утверждений описывают эмоциональные негативные и позитивные ситуации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Шкала внутреннего-внешнего локуса контроля Роттера

Гейл

просмотров обновлено

БИБЛИОГРАФИЯ

Пытаясь объяснить, как личностные характеристики взаимодействуют с окружающей средой для прогнозирования поведения, психолог Джулиан Роттер (р. 1916) предложил теории социального научения в 1954 году. Хотя Роттер подчеркивал как личные факторы, так и факторы окружающей среды в предсказании поведения, большая часть исследований, основанных на его теории, была сосредоточена на роли ожиданий людей или их субъективных оценок того, насколько вероятно, что данное поведение приведет к определенному результату. желаемый результат.

Согласно Роттеру, существует два типа ожиданий. Конкретные ожидания применяются к отдельным ситуациям, например, рассчитывает ли студент хорошо сдать экзамен. Со временем люди учатся применять свои ожидания к разнообразным связанным событиям, что приводит к обобщенным ожиданиям. Обобщенное ожидание может относиться к тому, насколько хорошо студент рассчитывает сдать экзамены по всем своим курсам. Роттер предположил, что одним из наиболее важных обобщенных ожиданий является локус контроля человека (ЛОК).

LOC относится к предполагаемому расположению источников подкрепления для человека, то есть к тому, кто или что несет ответственность за то, что происходит с человеком. Таким образом, он похож на другие конструкты, связанные с контролем, такие как атрибуция, выученная беспомощность и самоэффективность. Те, у кого внутренний ЛОК, ожидают, что важные вещи в их жизни произойдут благодаря их собственным усилиям, навыкам или способностям. Люди с внешним LOC ожидают, что эти вещи произойдут из-за внешних сил (таких как удача, судьба, случайность или другие влиятельные лица).

В 1966 году Роттер опубликовал шкалу внутреннего-внешнего локуса контроля. Респондентов просили выбрать между парами внутренних и внешних предметов, относящихся к повседневным ситуациям. Например, по одному вопросу респонденты должны выбрать, связаны ли несчастья людей с их собственными ошибками (внутренние) или с невезением (внешние). С момента своего создания LOC был одной из наиболее часто исследуемых личностных переменных в социальных науках. Баллы по шкале LOC коррелируют с баллами почти по всем мыслимым социальным и личностным характеристикам. Среди областей, в которых чаще всего используется шкала LOC, — личностная и социальная, образовательная, политическая, клиническая психология и психология здоровья. Например, исследования показывают, что в то время как высокие показатели внешних факторов связаны с высокими показателями депрессии, внутренние факторы связаны с более позитивной адаптацией к физической инвалидности. Кроме того, дискриминация по признаку расы или пола связана с различиями в LOC. Исследователи показали, что такие различия внутреннего и внешнего на групповом уровне влияют на результаты психического и физического здоровья.

Исследователи уделяют большое внимание психометрическим свойствам и факторной структуре шкалы LOC. В первоначальной концепции Роттера LOC представлял собой единую конструкцию по измерению внутреннего-внешнего. Однако вскоре исследователи начали раскрывать несколько других аспектов, связанных с LOC. Первоначальный анализ выявил фактор личного контроля и фактор системного (или политического) контроля. Другие исследователи предложили независимые измерения интернальности, случайности и влиятельных других. Отчасти из-за неудовлетворенности свойствами исходной шкалы исследователи разработали новые многомерные меры LOC для конкретного содержания. Одним из самых популярных является показатель здоровья LOC (Wallston, Wallston, and DeVellis 19).78). Хотя интерес к первоначальной шкале LOC Роттера ослаб, разработка новых показателей гарантирует, что LOC будет по-прежнему интересовать социологов на долгие годы.

СМ. ТАКЖЕ Атрибуция; Шкала Лайкерта; Локус контроля; Душевное здоровье; Психологический капитал; Психология; Психометрия; Весы; Самоэффективность

Роттер, Джулиан Б. 1966. Обобщенные ожидания внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Психологические монографии 80 (1): 1–28.

Уоллстон, Кеннет А., Барбара С. Уоллстон и Роберт ДеВеллис. 1978. Разработка шкал многомерного локуса контроля здоровья (MHLC). Монографии по санитарному просвещению 6: 160–170.

Томас М. Бринтоупт

Международная энциклопедия социальных наук

Подробнее с encyclopedia.com16–1987) в 1940-х годах. Широко используется при измерении отношений и… Шкала , шкала1 / skāl/ • n.
1. каждая из маленьких тонких роговых или костяных пластинок, защищающих кожу рыб и рептилий, обычно перекрывающих друг друга. 2. s… Шкала Лайкерта, Шкала Лайкерта Шкала Лайкерта, возможно, является наиболее широко используемым типом шкалы отношения в социальных науках. Типичная шкала Лайкерта выглядит как c… Масштабирование , Масштабирование Измерение свойства включает в себя присвоение номеров объектам как способ представления этого свойства. Таким образом, процесс включает в себя как… Локус контроля, Ориентация личности, характеризующаяся либо верой в то, что человек может контролировать события своими собственными усилиями (внутренний локус контроля), либо тем, что… Космическая шкала, Перейти к основному содержанию космоидная шкала

Об этой статье

Обновлено О Содержимом encyclopedia.com Распечатать статью

Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Роттер, Джулиан Б.

090 90 9,8002 Роттер 002 Роттер, Эмилия

Роттер

гнилой камень

Роттенберг Зильке (1972–)

Роттенберг Людвиг

Роттенберг Дан(иль) 1942-

гнилой горшок

гнилой

Rottembourg, Henri

Rotte

Rott, Hans (Johann Carl Maria)

Rott, Hans (фактически, Иоганн Карл Мария)

Rotrude (с. 778 -After 839)

(800–841)

2

2

2

2

2

2

(800–841) rototiller

Rotork plc

роторное облако

Rotondi, Lisa 1972-

Roto-Rooter, Inc.

Roto-Rooter Corp. 02 rotmos

Внутренне-внешний очаг Роттера контрольной шкалы

RÖttger, Heinz

Rottman, S(usan) L(ynn) 1970-

Rottman, S. L.

Rottmann, Erik

Rottová (Mirovská), Inna

03 002 круглая

круглая

круглая

ROU

Rouart, Jean-Marie

Rouart, Jean-Marie 1943–

Rouaud, Rou 9003-Jean 9003-Jean 1952- 9002-Rouaud, Roud 9003-Jean0003

Рубо Жак 1932-

Рубикова Ева Мяндлова

рубль

Рубль Патрик (Южные Озера) Заместитель Спикера Законодательного Собрания Руденко, Любовь (1915 г. –)

Roudiez, Leon S(amuel) 1917-2004

Roudinesco, Elisabeth

C.) Применение – локус контроля

org/1999/xhtml» cellspacing=»0″>

Локус контроля может применяться ко всем аспектам жизни человека и тому, как человек подходит к различным задачам, а также насколько успешно человек справляется с конкретными задачами. Локус контроля может быть важным фактором, определяющим способности людей в различных сферах их жизни. Понимание локуса контроля может помочь людям понять, какие аспекты себя им нужно изменить или над чем поработать, чтобы стать лучше в определенных жизненных обстоятельствах. Как показано ниже, например, человек, пытающийся бросить курить, может признать, что ему или ей следует попытаться проявить больше внутреннего локуса контроля, чтобы иметь наибольшие шансы бросить курить. Работодатели могут определить, насколько успешным может быть кандидат, исходя из их локуса контроля.

Физическая работоспособность

Любой спортсмен знает, что психические факторы могут быть столь же важны, как и физические факторы, когда речь идет о результатах в его или ее виде спорта. Спортсмену, особенно студенческому спортсмену, часто приходится выступать в тяжелых условиях; балансирование школьной работы, взлетов и падений в физической работе, социальных проблем между командами и многих других. Денни и Штайнер (2009) обнаружили, что локус контроля оказал значительное влияние на счастье спортсменов университетских команд. Позитивное отношение спортсменов позволяет им лучше сохранять оптимизм в периоды худших, чем обычно, результатов и воодушевлено в периоды высоких результатов. Денни и Штайнер (2009 г.)) оценили 140 спортсменов из Стэнфорда, используя различные анкеты, включая шкалу IE Роттера для локуса контроля. Исследование Денни и Штайнера, проведенное в 2009 году, подтверждает важность локуса контроля, поскольку он оказывает значительно большее влияние на счастье спортсменов, чем внешние факторы. Понимание этого влияния может помочь тренерам, товарищам по команде и спортивным психологам лучше влиять на результаты спортсмена, сосредоточив внимание на локусе контроля спортсмена.

Производительность труда

Суварси и Будьянти (2009) изучали людей в реальном приложении, в котором компания стремилась конкурировать с конкурирующими компаниями. Компания стремилась оценить организационную культуру сотрудников. Организационная культура – это общая мера «доверия, честности, профессионализма, клиентоориентированности и совершенства» (Suwarsi & Budianti, стр. 1). Suwarsi и Budianti (2009) измерили локус контроля сотрудников наряду с этими факторами. Результаты показали, что высокий уровень внутреннего локуса контроля значительно положительно коррелирует с организационной культурой. Результаты показывают, что оценка локуса контроля является действительным предиктором при определении производительности труда. Сотрудники должны применять его, пытаясь продемонстрировать больший внутренний локус контроля, а сотрудники должны применять его при найме людей, более склонных к более высокому внутреннему локусу контроля.

Health

    Американское население подвергается высокому риску для здоровья. В результате нашей нынешней культуры люди ведут малоподвижный образ жизни, что увеличивает вероятность ожирения и связанных с ним заболеваний. Наряду с сидячим образом жизни сети быстрого питания делают нездоровую пищу желательной на основе вкуса и цены. Кроме того, миллионы людей каждый день ходят в магазин, чтобы купить сигареты и утолить свою никотиновую зависимость. Небольшое количество счастливчиков не борется ни с одной из этих проблем. Многие люди борются с ними и борются с ними, занимаясь спортом, делая покупку здоровой пищи приоритетом и избегая нездоровых привычек. Многие другие борются с этими проблемами и уступают им, не видя смысла в борьбе с ними. Многие исследования показывают, что эти разные типы людей характеризуются внутренним и внешним локусом контроля.

    Например, при курении Джеймс, Вудрафф и Вернер (1965) обнаружили корреляцию между высоким внешним локусом контроля и курильщиками. Хотя исследование устарело, оно очень применимо, поскольку оно было проведено сразу после того, как был обнародован опубликованный правительством отчет о негативных последствиях курения. Вудрафф и Вернер (1965) оценили 457 студентов университета Северного Иллинойса. Размер выборки включал курящих и некурящих, а также мужчин и женщин. Используя шкалу IE Роттера, было обнаружено, что у тех, кто бросил курить после того, как узнал о правительственном отчете, уровень внутреннего локуса контроля значительно выше, чем у тех, кто не совсем курил. В целом, когда всех курильщиков в исследовании сравнивали со всеми некурящими, у курильщиков был значительно более высокий внешний локус контроля, чем у курильщиков. Их результаты показывают, что люди с высоким внешним локусом контроля с большей вероятностью будут курить, а люди с более высоким внутренним локусом контроля имеют больше шансов бросить курить.

    Хотя курение является лишь одним примером проблемы со здоровьем в Америке, акт курения можно отнести к категории нездорового аддиктивного поведения, что позволяет распространить полученные данные на другие виды нездорового поведения. Высокий локус контроля был связан с болезнью как общим нездоровым состоянием, а также с уменьшением использования медицинских услуг, поведением, необходимым для предотвращения и лечения зависимости и всех видов болезней. Локус контроля влияет на все сферы, связанные со здоровым образом жизни (Roddenberry & Renk, 2010).

Образовательный

    Локус контроля тесно связан с академической успеваемостью. Учащиеся с более высоким внутренним локусом контроля, как правило, получают более высокие оценки, чем учащиеся с более высоким внешним локусом контроля (Westhuizen et al., 2011). В то время как люди с внутренним локусом контроля лучше учатся, учителя также лучше преподают, если у них высокий внутренний локус контроля. Садовиски, Блэквелл и Уиллард (1986) использовали контрольный тест, разработанный специально для учителей, чтобы протестировать 27 студентов-учителей. Оценки приводят к положительной корреляции между внутренним локусом контроля и успеваемостью. Эти результаты показывают, что внутренний локус контроля является важным предиктором положительных достижений во всех областях системы образования.

Стресс

Стресс может быть наиболее важным фактором для изучения в отношении локуса контроля. Чрезмерный стресс может иметь негативные последствия почти во всех сферах жизни, поэтому корреляция между стрессом и локусом контроля подтверждает все предыдущие представления о производительности, здоровье и образовании, а также многие другие. Когда Садовски и др. (1986) также обнаружили положительную корреляцию между внутренним локусом контроля и стрессом при обучении, обнаружив, что у тех, у кого больше внутреннего локуса контроля и выше успеваемость, стресс меньше.

Arslan, Dilmac и Hamarta (2009) обследовали 514 человек в возрасте от 18 до 27 лет. Используя тесты на тревожность и тесты локуса контроля Arslan et al. (2009) обнаружили результаты, аналогичные другим исследованиям, в том, что люди с высоким уровнем внутреннего локуса контроля имели значительно меньшую тревогу, чем люди с высоким уровнем внешнего локуса контроля.

курение: https://www.google.com/search?q=smoking&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.45921128,d.dmg&biw=1280&bih=709&um=1&ie=UTF-8&hl=en&tbm= isch&source=og&sa=N&tab=wi&ei=Vb6BUbP3D9Ti4AOK2YGIAQ#imgrc=xJg4n_hvGngfEM%3A%3BaT1r-Ua3pyXiVM%3Bhttp%253A%252F%252Fuhaweb.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *