Учет темперамента в учебно-воспитательной работе
Диагностика темперамента у детей младшего школьного возраста и учет его в учебно-воспитательной работе
Среди различных направлений и форм перестройки народного образования едва ли не главное, узловое значение приобрела индивидуализация учебно – воспитательного процесса. Сейчас стали по – настоящему осознавать всю глубину отчуждённости, которую многие дети испытывают по отношению к школе. Более того, становится очевидным, что эта отчуждённость – закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. И проявляется это прежде всего в игнорировании индивидуальности школьника.
Почему детям трудно учиться? Как помочь преодолеть им школьные трудности, начиная с первого класса? Эти вопросы стоят передо мной все 18 лет педагогической практики. В связи с этим меня заинтересовала проблема изучения и диагностики темперамента, учёт его в учебно-воспитательной работе.
Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах.
Задача данной работы – определение личностных (темпераментных) особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании; разработка индивидуальных рекомендаций для учителя.
Для определения типа темперамента лучше всего использовать 2 метода: наблюдение и Личностный опросник Айзенка.
Наблюдение – метод, наиболее подходящий в педагогической работе, особенно метод направленного наблюдения по определённой схеме или программе наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а также на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.
Средством диагностики, позволяющим дать наиболее быстрый результат, является опросник, как один из методов многомерного шкалирования. Следует, однако, отметить, что опросники, в принципе не применимы к исследованию дошкольников и учеников 1–2-х классов. Дело в том, что многие содержащиеся в них вопросы просто непонятны детям и, кроме того, им труднее, чем взрослым, оценивать своё поведение.
Диагностическое обследование индивидуальных особенностей темперамента учащихся проводится фронтально. Методическое обеспечение – «Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности».
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (детский вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с детьми каждого типа.
Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуемый был при ответах ориентирован лишь на социальное одобрение). Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не проводится. При сумме баллов 0 – 4 ответы достоверны.
На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как это обозначено на рис. 1, со значениями шкал 0 – 24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.
Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии – интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются также, как и по показателю «искренности ответов» (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).
Эмоциональная неустойчивость
Эмоциональная устойчивость
Рис. 1. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка.
Определив место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, можно делать предположение о наличии у него определённых черт характера .
На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента.
При групповой форме обследования берутся отдельные, выборочные компоненты индивидуально – психологических качеств личности. Для группового обследования подбираются методы, удовлетворяющие следующим условиям: непродолжительность проведения, возможность быстрого и правильного понимания инструкции и интерпретации показателей учащихся, лёгкость обработки результатов. Перед работой рекомендуется беседа с детьми, во время которой даётся минимум психологической информации о рассматриваемом вопросе, пробуждается интерес к предстоящей работе. Если задачей является обсуждение личностных качеств, например, темпераментных, нежелательно рассказывать о них перед тестированием, чтобы исключить возможность осознанного или неосознанного искажения результатов. Предварительная характеристика предстоящего теста даётся в общих выражениях: «Сейчас мы будем изучать некоторые особенности, о которых подробнее расскажу после окончания работы…».
Нестабильный
Стабильный
Рис. 2. Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку («Круг Айзенка»).
Значительно сэкономить время и снизить вероятность ошибок при тестировании и обработке материала помогает изложение условий выполнения и обработки теста на доске или отдельных листах, которые выдаются каждому учащемуся. Перед началом работы необходимо добиться полного понимания инструкции каждым учащимся. После начала работы все ответы на вопросы и пояснения непонятного делаются индивидуально. При выполнении тестов желателен постоянный контроль, чтобы исключить «заимствование» результатов соседями по столу, обсуждения и взаимных подсказок.
Следует помнить, что диагностика не является самоцелью – она должна быть либо информационной, либо познавательной, либо служить средством для более адекватной и целенаправленной обработки рекомендаций по развитию, совершенствованию и коррекции.
Ход диагностической работы.
-
Инструктаж.
-
Проведение теста Айзенка. (Описание методики дано в приложении).
-
Обработка результатов.
-
Градация результатов и нахождение «соответствующих точек» на шкале интро-экстраверсия, эмоциональная стабильность; определение типа темперамента.
-
Отбор данных, где балл по шкале «ложь» больше 3.
На основе данных, полученных в ходе тестирования даются рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показании которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими.
Индивидуальный подход и тип темперамента.
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.
Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету.
Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.
В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.
Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по – разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие.
Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.
Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.
Венедиктова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
В разделе «Медиатека» доступен для скачивания электронный вариант диагностики темперамента Айзенка
СКАЧАТЬ
Тест руки Вагнера — презентация онлайн
1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Проективная методика:
Hand Test
Выполнила:
студентка 3 курса, 31-П
Шашкина Мария
2.

Описание теста
Инструкция к тесту
Примечание
Тестовый материал
Обработка
Интерпретация результатов
Области применения теста
Литература
3. Назначение теста
Тест руки Вагнера предназначен длядиагностики агрессивности. Методика
может использоваться для
обследования как взрослых, так и детей.
4. Описание теста
Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским иЭ.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
Методический прием, положенный в основу теста руки,
заключается в том, что испытуемого просят
проинтерпретировать содержание действия,
представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти
руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо
смысловой нагрузки. Предполагается, что включение
элемента в контекст более широкого вида активности и в
сам выбор этого вида активности происходит по механизму
проекции и в значительной степени определяется наличным
состоянием испытуемого и, в частности, его активными
мотивами.

5. Инструкция к тесту
«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вамизображения и скажите, что, по Вашему мнению,
делает эта рука?»
Если испытуемый затрудняется с ответом, ему
предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает
человек, которому принадлежит эта рука? Нa что
способен человек с такой рукой? Назовите все
варианты, которые можете себе представить».
6. Примечание
Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна безизображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции),
при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые
действия.
Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают:
«Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если
экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление,
рекомендуется перейти к другой карточке.

Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста)
максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом
высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.
Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется
положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с
момента предъявления стимула до начала ответа.
7. Тестовый материал
16. Обработка
На первом этапе подсчитывается общее количествоответов, данных обследуемым.
На втором этапе осуществляется формализация
ответов обследуемого через отнесение каждого
ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий.
Затем подсчитывается общее количество ответов
каждой категории.
Авторами «Hand-test’а» были предложены
следующие оценочные категории.
Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы, в которых
рука воспринимается как угрожающая, наносящая
повреждения, нападающая, оскорбляющая,
господствующая или активно хватающая другого человека
или какой-либо объект.

поведения — наказание и искупление.
Директивность (Dir). Эта категория включает ответы, в
которых рука воспринимается как доминирующая,
руководящая, управляющая, отдающая команды,
перечащая, мешающая или каким-то иным способом
активно влияющая на другого человека. Сюда же попадают
ответы, в которых рука кажется направленной на
коммуникацию, но эта направленность является вторичной
по отношению к намерению подчинить другого человека
своему влиянию.
Аффектация (эмоциональность) (Aff). Эта категория включает ответы,
в которых рука воспринимается как выражающая привязанность,
любовь, эмоционально положительное, благожелательное
отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых
рука предлагает дружбу или помощь.
Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых
рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом
общающийся находится в равной или подчиненной позиции по
отношению к своему партнеру.

что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в
обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудиторией.
Условно этот показатель можно назвать показателем «делового»
общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» — показателем
«модальностного», или «эмоционального»», общения
Зависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых
рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у
других людей. Возможность совершить какое-либо действие
зависит в данном случае от благожелательного отношения других
людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в
которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.
Страх (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх
перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В
таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то
агрессивных проявлений или стремиться оградить себя от
физических воздействий и повреждений.

не «истинные» тенденции к действию, а защитные реакции. В эту
же категорию попадают ответы, в которых рука выступает как
жертва собственной агрессии или воспринимается как
наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).
Эксгибиционизм (демонастративность) (Ех). К этой категории
относятся ответы, в которых рука принимает участие в
деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением,
демонстративностью.
Калечность (увечность) (Crip). Эта категория включает ответы, в
которых рука воспринимается как больная, искалеченная,
деформированная или каким-либо образом поврежденная.
Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным
пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы»,
«Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная
рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит
сломанным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с
рукой что-то неладно» и т. д.
Описание (Des).

физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не
подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие
энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа
или настроения без проецирования тенденции к действию.
Примеры: «Красивая рука», «Некрасивая рука», «Пухлая рука»,
«Уверенность», «Ладошка с выпрямленными пальцами», «Рука с
растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Рука
интеллигентного человека», «Похожа на петуха» и т. д.
Напряжение (Теп). К этой категории относятся ответы, в которых
рука затрачивает определенную энергию, но практически
ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои
чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих
ответов характерны переживания тревоги, напряжения,
дискомфорта.
Активные безличные ответы (Act). Эта категория включает
ответы, в которых рука совершает какое-либо действие,
выполнение которого не требует присутствия другого лица.

тенденции к безличному действию, в которых рука меняет свое
физическое положение или противодействует силе тяжести,
оцениваются по этой категории.
Пассивные безличные ответы (Pas). Эта категория включает
ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не
требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в
которых рука не меняет своего физического положения и не
сопротивляется силе тяжести, также оцениваются по этой
категории.
Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти»,
«Роняет что-то», «Ждет», «Спит», «Просто свесилась» и т. д.
Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы
невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и
пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как
правило, игнорируются.
Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с
отрубленной головой» и т. д.
Отказ от ответа (Fail). Человек не может дать ответ на
карточку.
На третьем этапе подсчитывается процент ответов каждой
категории по отношению к общему количеству ответов.

24. Далее вычисляется показатели:
•Склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле:I=(Agg+Dir)−(Aff+Com+Dep)
или
I=(Agg+Dir)−(Aff+Com+Dep+F)
•Степень личностной дезадаптации отражается формулой:
MAL=Ten+Crip+F
•Тенденция к уходу от реальности отражается формулой:
WITH=Des+Bas+Fail
•Наличие психопатологии отражается формулой:
PATH=MAL+2WITH
26. Интерпретация результатов Основные принципы интерпретации результатов
Первый принцип интерпретации результатов «Hand-теста» состоит в том,что ответы человека, зависящие от особенностей его восприятия
стимульного материала, отражают психосоциальный мир, в котором он
живет (реальный или воображаемый). Изображения рук срабатывают как
своего рода экран, на который отвечающий проецирует свои
потребности, мотивы, страхи, конфликты.
Наиболее обоснованный прогноз возможен в отношении внешнего
проявления агрессивности, так как валидизация теста проводилась
относительно оценки этого показателя.

Результаты по остальным оценочным категориям и предложенным
формулам используются для выдвижения гипотез и планирования путей
дальнейшего исследования человека в целях их подтверждения (другие
психодиагностические методики, объективная информация, наблюдения и
т. д ).
Второй интерпретационный принцип заключается в том, что все
тенденции, выявляемые «Hand-тестом», взаимосвязаны и
предопределяют друг друга Этот принцип вводит понятие соотношения
ответов различных категорий и предполагает перевод абсолютного
количества ответов каждой категории в проценты. Таким образом, при
интерпретации результатов имеет значение не столько количество
ответов определенного типа, сколько его соотношение с количеством
ответов других типов. Так, два-три агрессивных ответа «Agg» на фоне
полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и
желание сотрудничать («Aff», «Com», «Dep»), свидетельствуют о
большей враждебности, чем большое количество агрессивных ответов
в сочетании с большим количеством доброжелательных.

Третий интерпретационный принцип
отражает зависимость результатов от
употребляемых в ответах частей речи.
Глаголы, используемые в ответах, отражают
истинные, характерные для субъекта
тенденции к действию. Например, ответ
«Одевает ребенка» («Aff») свидетельствует о
реальном желвнии заботиться о детях.
29. Интерпретация результатов по отдельным оценочным категориям
Общее количество ответовОбщее количество ответов свидетельствует о
существующем запасе тенденций к действию,
отражает энергетический потенциал и степень
активированности личности. Количество ответов
менее 15 свидетельствует о низкой психологической
активности обследуемого, 15-25 ответов — средний
диапазон, 26-40 ответов -высокая психологическая
активность, более 40 ответов — гиперактивность.
Процентное соотношение категорий
Если абсолютное количество ответов каждой
категории говорит об «общем запасе» данной
тенденции к действию, то процентное значение
отражает вес данной тенденции к действию в
целостной психической жизни человека.

процент ответов определенной категории, тем выше
вероятность ее проявления в поведении, тем легче
активизируется данная тенденция.
Ответы категорий «Agg» и «Dir»
Ответы первых двух категорий «Agg» и «Dir» повышают
вероятность проявления агрессии в открытом поведении
Их объединяет отсутствие стремления «считаться» с
другими людьми, учитывать чувства, права и намерения
других в своем поведении. Эти ответы не предполагают
взаимных «симметричных» межличностных
взаимоотношений. Тенденции к действию в категориях
«Agg» и «Dir» отражают готовность к открытому
агрессивному поведению, нежелание приспосабливаться
к социальному окружению.
Ответы категории «Aff»
Ответы, относящиеся к категории «Aff», отражают способность к
активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими
людьми.
Высокий процент ответов «Aff»» свидетельствует о повышенной
эмоциональности человека, о том, что это «теплый» человек,
обладающий развитой эмпатией (корреляция показателя «Aff»»
с показателями эмпатии, полученными с помощью ТАТ,
методик Меграбяна и Гавриловой — более 0.

процент ответов данной категории свидетельствует об
эмоциональной черствости, дефиците искренних
эмоциональных отношений с другими и отсутствии желания
поддерживать эмоциональный контакт.
Ответы категории «Com»
Высокий процент ответов категории «Com» является признаком
высокой коммуникативности, но при отсутствии ответов категории
«Aff» отражает определенный формализм во взаимоотношениях с
людьми, отсутствие «здоровой» пристрастности.
Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует о
низкой коммуникативности. Если при этом присутствуют ответы
категории «Aff», то это означает, что человек не способен общаться
на деловом уровне и строит свои отношения с людьми по принципу
«нравится — не нравится», т. е. в эмоционально-оценочном контексте.
Ответы категории «Dep»
Ответы категории «Dep» отражают потребность в помощи
и поддержке со стороны других людей. Человек, дающий
такие ответы, считает, что другие люди должны тратить на
него время, уделять ему внимание, нести ответственность
за его действия.

малоимущие (бедные) и алкоголики, хотя процент
подобных ответов у них является преобладающим.
Представителям «нормальной» выборки также
свойственны эти ответы. Высокий процент ответов «Dep»,
как правило, сопровождается сильнейшим чувством
обиды за свое подчиненное положение.
I=(Agg+Dir)−(Aff+Com+Dep)
Ответы категории «Ех»
Две следующие категории,«Ех» и «Crip», не используются для оценки
склонности к открытому агрессивному поведению, поскольку их роль в этом
отношении непостоянна.
Высокий процент ответов категории «Ех» (особенно у мужчин) тесно
коррелирует с истероидными чертами личности, с неутомимым и
непроходящим желанием быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя».
Отсутствие ответов данной категории отражает сниженную потребность в
самопроявлении. Довольно трудно подобрать точную формулировку для этой
категории, наиболее подходящим для нее словом является «кураж». У людей,
не имеющих куража, отсутствуют ответы категории «Ех» У актеров и тех, кого
можно назвать «профессиональными коммуникаторами^ (психологи,
учителя, врачи, юристы), процент ответов «Ех» выше, чем у представителей
профессий, в которых коммуникативный потенциал затребован гораздо
меньше.

Ответы категории «Crip»
Высокий процент ответов категории «Crip» связан с чувством
физической неадекватности, боязнью собственной немощи или
физических недостатков. Эти ответы отражают склонность к
ипохондрии, а возможно, и реальные проблемы со здоровьем.
Врачи-травматологи и спортсмены-профессионалы даютзначительно больше ответов данной категории по сравнению с
другими выборками.
Отсутствие ответов данной категории свидетельствует не
столько о том, что у человека нет проблем со здоровьем,
сколько о легкомысленном и, возможно, бездумном
отношении к своему физическому состоянию.
Ответы категории «Des»
Высокий процент ответов категории «Des» характерен для
невротиков и шизофреников, а также для людей
«художественного» типа. Выраженность данной категории
свидетельствует об эмоциональной амбивалентности,
склонности к раздумыванию, осмысливанию, переживанию
вместо делания чего бы то ни было. Незначительный процент
ответов данной категории свидетельствует об отсутствии
мечтательности, неразвитости воображения и творческого
мышления.

Ответы категории «Теп»
Категория «Теп» отражает свойство личности, которое обычно
называют «тревожность» или «нэйротизм» (устзновлэнз тесная
корреляция с соответствующими показателями опросников
Айзенка, Кеттелла, MMPI).
Высокий процент ответов «Теп» свидетельствует об эмоциональной
неустойчивости человека. Тревожные люди характеризуются
повышенным нервно-психичаским напряжением в широком
диапазоне ситуаций, умением находить проблемы дзжэ тогда,
когда, казалось бы, их не существует Низкие значения показателя
«Теп» отражают эмоциональную устойчивость личности.
Ответы категорий «Act» и «Pas»
Интересно, что процент безличных («Act» + «Pas») ответов был
приблизительно одинаков во всех эмпирических выборках и
колебался около 35% Содержание ответов отражало
одинаковый характер безличной окружающей среды (все люди
моются, одеваются, причесываются и т д.).
Незначительный процент ответов безличной категории («Act» и
«Pas») свидетельствует о повышенной социальной
восприимчивости, чувствительности в межличностных
отношениях, тревожности человека.

являются для него нейтральными. Большинство событий и
предметов имеют для него личностный смысл.
40. Области применения теста
Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностикеагрессивности, но и в некоторых других случаях.
1. Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется.
Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках,
но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка,
мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие
тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный)
приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное
отношение к нему испытуемого.
2. Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе
тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и
одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с
большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего
руководителя.

одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат,
скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаивать свою
позицию.
3. Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого
агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебнопсихологической экспертизы.
41. Литература
Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методикаисследования личности «Hand-test». Методическое
руководство. — СПб,: ГМНППП «ИМАТОН», 2001. — 64 с.
6. Психологические объяснения: теория Айзенка Карточки с картинками Бена Таннера
В чем заключалась общая теория личности Айзенка?
Айзенк предположил, что поведение может быть представлено двумя измерениями:
Интроверсия-Экстраверсия
Нейротизм-Стабильность
Позже он добавил третье измерение — психотизм
Что создают/показывают различные измерения?
Они объединяются, чтобы сформировать различные личностные характеристики или черты.
Откуда, по мнению Айзенка, взялся наш тип личности?
Айзенк считал, что наш тип личности определяется типом нервной системы, которую мы наследуем — биологической.
Какие связи у Айзенка между типом нервной системы и типом личности?
Экстраверты — с активной нервной системой — постоянно ищут возбуждения и стимуляции — идут на риск — не учатся на ошибках.
Невротики — нервные, нервные и чрезмерно беспокойные — их общая нестабильность делает поведение трудно предсказуемым.
(интраверты и стабильные = наоборот)
Кого Айзенк считал преступной личностью?
Невротик-экстраверт — все вышеперечисленные характеристики + высокие баллы по шкале психотизма. Психотические личности холодны, бесчувственны и склонны к агрессии.
Каково значение социализации в теории Айзенка?
Айзенк считал преступное поведение незрелым с точки зрения развития — эгоистичным, сиюминутным удовлетворением. Благодаря социализации детей учат откладывать удовлетворение и становиться более социально ориентированными. Айзенк считал, что людей с высокими показателями E и N трудно обусловить, поэтому они не научились реагировать на антисоциальные импульсы с тревогой, поэтому они с большей вероятностью совершат антиобщественное поведение, когда представится возможность.
Как Айзенк измерял личность преступника?
Он разработал опросник личности Айзенка — форму психологического теста, который ранжирует респондентов E и N — позже была введена шкала измерения психотизма.
Каковы оценочные баллы теории Айзенка для противоправного поведения?
+ Подтверждающие доказательства
— Идея единого типа преступника
— Культурная предвзятость
+ Биологическая основа
Какие доказательства подтверждают теорию Айзенка?
Ганс и Сибил Айзенк обнаружили, что 2070 заключенных-мужчин показали более высокие результаты, чем 2422 мужчины из контрольной группы, с точки зрения экстраверсии и невротизма, что подтверждает теорию.
В чем проблема с теорией единого типа преступника Айзенка?
Современные теории предполагают, что существует несколько различных типов преступников, определяемых тем, когда они впервые совершают преступление, как долго они упорствуют, насколько они добросовестны и т. д. обязательно сделать преступником.
Как теория Айзенка страдает от культурной предвзятости?
Бартол и Холанчок обнаружили в своем исследовании, что преступники афроамериканского или латиноамериканского происхождения на самом деле имели более низкие показатели экстравертности, чем контрольная группа. Это говорит о том, что первая выборка Айзенка была культурно предвзятой, и ставит под сомнение его теорию личности преступника.
Как теория Айзенка выигрывает и проигрывает, будучи биологически обоснованной/непротиворечивой?
Признавая, что преступность может иметь биологическую основу, теория Айзенка совместима с другими биологическими объяснениями, такими как теория Рэйна АПЛ. Однако в результате он также страдает от таких проблем, как биологический редукционизм.
Опросник личности Айзенка (EPI) (экстраверсия/интроверсия) – Lyfas Life Care
Опросник личности Айзенка (EPI) измеряет два всеобъемлющих независимых измерения личности: экстраверсия-интроверсия и нейротизм-стабильность, которые объясняют большую часть различий в области личности.
- «Оценка лжи» — это 9 баллов. Он измеряет, насколько социально желательными вы пытаетесь казаться в своих ответах. в их ответах.
- «Оценка E» выходит за рамки 24 и показывает, насколько вы экстраверт.
- «Оценка N» не может превышать 24 и измеряет, насколько вы невротичны.
Чтобы интерпретировать баллы, ваши баллы E и ваши баллы N нанесены на график, по которому вы можете прочитать свои личностные характеристики. Чем ближе вы к внешней стороне круга, тем более выражены черты характера. Обратите внимание, что EPI — это очень упрощенный тип шкалы измерения личности, поэтому, если ваша личность не соответствует тому, что вы думали до прохождения теста, вы, вероятно, правы, а тест, вероятно, ошибается!
Содержание
Вот несколько вопросов о том, как вы ведете себя, чувствуете и действуете. У каждого вопроса есть переключатели для ответа ДА или НЕТ. Попытайтесь решить, представляет ли ДА или НЕТ ваш обычный образ действий или чувства. Затем проверьте те радиостанции, которые называются YES или NO. Работайте быстро и не тратьте слишком много времени на любой вопрос, нам нужна ваша первая реакция, а не долгий мыслительный процесс. Вся анкета не должна занимать более нескольких минут. Не пропустите ни одного вопроса. Начните сейчас, работайте быстро и не забывайте отвечать на каждый вопрос. Нет правильных или неправильных ответов, и это не проверка интеллекта или способностей, а просто мера вашего поведения.
Этот тест является демонстрацией плагина психологических тестов.
1. Часто ли вам хочется острых ощущений?
Да
Нет
2. Часто ли вам нужны понимающие друзья, чтобы подбодрить вас?
Да
Нет
3. Вы обычно беззаботны?
Да
Нет
4. Вам трудно принять ответ «нет»?
Да
Нет
5. Вы останавливаетесь и все обдумываете, прежде чем что-то сделать?
Да
Нет
6. Если вы говорите, что сделаете что-то, всегда ли вы выполняете свое обещание, как бы неудобно это ни было?
Да
Нет
7. У вас меняется настроение?
Да
Нет
8. Вы обычно делаете и говорите вещи быстро, не задумываясь?
Да
Нет
9. Вы когда-нибудь чувствовали себя «просто несчастным» без уважительной причины?
Да
Нет
10. Вы бы согласились на вызов?
Да
Нет
11. Вы вдруг стесняетесь, когда хотите поговорить с привлекательным незнакомцем?
Да
Нет
12. Время от времени вы выходите из себя и злитесь?
Да
Нет
13. Вы часто делаете что-то под влиянием момента?
Да
Нет
14. Часто ли вы беспокоитесь о том, что должны были сделать или сказать?
Да
Нет
15.Вообще вы предпочитаете чтение встречам с людьми?
Да
Нет
16. Ваши чувства довольно легко задеть?
Да
Нет
17. Вы любите много гулять?
Да
Нет
18. Бывают ли у вас иногда мысли и идеи, о которых вы не хотели бы, чтобы другие люди знали?
Да
Нет
19. Бывает ли, что вы иногда переполнены энергией, а иногда очень медлительны?
Да
Нет
20. Вы предпочитаете иметь немногочисленных, но особенных друзей?
Да
Нет
21.Вы много мечтаете?
Да
Нет
22. Когда люди кричат на вас, вы кричите в ответ?
Да
Нет
23. Вас часто беспокоит чувство вины?
Да
Нет
24.Все ли ваши привычки хороши и желательны?
Да
Нет
25. Можете ли вы обычно позволить себе расслабиться и получить массу удовольствия на оживленной вечеринке?
Да
Нет
26. Вы бы назвали себя напряженным или «нервным»?
Да
Нет
27. Считают ли вас другие люди очень жизнерадостным?
Да
Нет
28. После того, как вы сделали что-то важное, вы уходите с чувством, что могли бы сделать лучше?
Да
Нет
29. Вы в основном молчите, когда находитесь с другими людьми?
Да
Нет
30. Вы иногда сплетничаете?
Да
Нет
31.Проносятся ли у вас в голове мысли так, что вы не можете заснуть?
Да
Нет
32. Если есть что-то, о чем вы хотите узнать, вы бы предпочли поискать это в книге, чем говорить об этом с кем-то?
Да
Нет
33.Бывает ли у Вас сердцебиение или стук в сердце?
Да
Нет
34. Нравится ли вам такая работа, которой нужно уделить пристальное внимание?
Да
Нет
35.Бывают ли у Вас приступы дрожи или дрожи?
Да
Нет
36. Вы бы всегда все декларировали на таможне, даже если бы знали, что вас никогда не узнают?
Да
Нет
37. Вы ненавидите находиться в толпе, которая подшучивает друг над другом?
Да
Нет
38. Вы раздражительный человек?
Да
Нет
39. Нравится ли вам делать то, что нужно делать быстро?
Да
Нет
40. Вы беспокоитесь об ужасных вещах, которые могут случиться?
Да
Нет
41. Вы двигаетесь медленно и неторопливо?
Да
Нет
42. Вы когда-нибудь опаздывали на встречу или на работу?
Да
Нет
43. Вам часто снятся кошмары?
Да
Нет
44. Вам так нравится общаться с людьми, что вы никогда не упускаете случая поговорить с незнакомцем?
Да
Нет
45. Вас беспокоят боли?
Да
Нет
46. Были бы Вы очень несчастны, если бы большую часть времени не могли видеть много людей?
Да
Нет
47. Вы бы назвали себя нервным человеком?
Да
Нет
48.Среди всех людей, которых ты знаешь, есть те, кого ты определенно не любишь?
Да
Нет
49.