Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации
На протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Для каждой личности в соответствии с ее индивидуальностью характерен свой неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования, организации. В жизни каждого человека могут возникнуть такие ситуации, когда человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом, ему нужно адекватно выходить из сложившейся трудной ситуации. Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б. С. Братуся, Л. Ф. Бурлачука, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др. Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные исследования С. В. Ковалева, Д. Магнуссона, А. В. Филиппова и др.
Умение преодолевать жизненные трудности, выработка собственных стратегий поведения и отношения к различным проблемам не теряет своей актуальности и по сей день. В современной психологии многие исследователи ищут ответы на вопрос, каким образом, какими способами человек справляется с ситуациями, событиями в своей жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос представляют большой теоретический и практический интерес. Одним из частных аспектов указанной проблемы является изучение способов поведения человека в трудных ситуациях и влияние на него уровня тревожности. Решению проблем и вопросов, связанных с исследованием уровней тревожности, посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов.
Зарубежные исследователи (Х.Хекккаузен, З.Хелус) в своих работах подчеркивают связь тревожности с определенной сферой деятельности и общения, с типом ситуации.
В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами личности — с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности.
С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности.
В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
Кроме того, тревожность может быть связана с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека; при повышении уровня тревожности, человек теряет возможность к актуализации собственной личности, так как повышенная тревожность мешает двигаться вперед, расти по социальной и профессиональной лестнице.
В нашем экспериментальном исследовании мы ставили цель — выявить уровень личностной тревожности респондентов и проследить ее влияние на социальную фрустрацию, иными словами проследить взаимосвязь между тревожностью и удовлетворенностью человеком какими — либо достижениями жизни. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы попытались выяснить возможную зависимость уровня тревожности от удовлетворенности жизнью. Мы предположили, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние, и наоборот, чем меньше уровень тревожности в силу умения управлять своим состоянием, тем выше результат удовлетворенности своим социальным положением, статусом. Иными словами, чем ближе общее состояние личности к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат удовлетворенности, тем ниже уровень социальной фрустрации. Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше удовлетворен своей жизнью, но и более позитивен, оптимистичен.
Основными методами, используемыми для изучения психических состояний, являются: непосредственное наблюдение, аппаратурные методы для регистрации вегетативных реакций, анкеты и личностные опросники, основанные на самооценке испытуемых.
Личностные опросники и анкеты удобны в практическом использовании, не требуют специальной аппаратуры и не занимают много времени для их заполнения. Этот метод, наиболее удобный для исследования, был и выбран нами для изучения психологической проблемы тревожности.
Испытуемыми выступили 25 сотрудников компании «Колавто» (г.Актобе), которые были опрошены методом анонимного анкетирования.
Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера». Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности. Мы предположили, что при средних показателях уровня тревожности, являющихся нормой для индивида, некоторыми из респондентов их обычная реакция будет восприниматься столь привычно, не проявляя себя, что опрашиваемые будут склонны определить ее как «отсутствие» всякой реакции.
В каждом пункте имеются 4 варианта ответа, из которых надо было выбрать один, характеризующий наиболее типичное состояние респондента.
Анализ результатов выявил: 45 % опрошенных обнаружили низкие показатели уровня тревожности, умеренный уровень обнаружен у 30 % респондентов и 25 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень тревожности. У респондентов уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности отмечается значительно более низкий уровень тревожности. Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей удовлетворенностью жизнью. Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности характеризуется напряженностью и беспокойством, сильной возбудимостью. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Повышенная тревожность, несоразмерная с вызвавшим ее явлением или ситуацией, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Причем эти сдвиги, возникающие под влиянием эмоционально напряженных ситуаций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках и нормализуются обычно медленнее.
Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость. Под воздействием внутренней тревоги человек зачастую совершает необдуманные поступки, так как все разумные мысли парализованы чувством страха и неуверенности в себе. Таким людям тяжело идти на контакт, они очень редко достигают успеха в чем-либо. Личности с нормальным уровнем тревожности легко владеют ситуацией, своими эмоциями и поведением. Таким людям легко идти по жизни. Они очень мобильны, общительны, целеустремленны.
Таким образом, можно видеть, что тревожность является склонностью индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; она выступает как один из основных параметров индивидуальных различий.
Многие специалисты полагают, что в целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Она может повышаться в следующих случаях: а) при нервно — психических и соматических заболеваниях; б) у людей, переживающих последствия психической травмы; в) у людей с отклоняющимся поведением. Однако необходимо заметить, что в этом ряду не указан, на наш взгляд, социальный фактор. Поскольку результаты нашего исследования позволяют предположить, что причиной тревожности людей может быть неудовлетворенность своим социальным положением, статусом и т. д. Исследованию связи между двумя указанными переменными и посвящена наша работа.
Социальная фрустрация возникает, когда удовлетворение потребностей людей раз за разом наталкивается на какие-то препятствия. Возникает состояние разочарования, в котором человек ощущает, что лишен того, к чему стремился. Результат — агрессия, направленная против ставшего источником фрустрации, либо перенесенная на кого-то другого, даже на самого себя.
Социальная фрустрированность — вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Поясним сказанное. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере, и то, что человек конкретно сам смог достичь, — с другой стороны. Социум как бы «вырабатывает» шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид соответственно своим притязаниям и возможностям достигает того или иного уровня.
В исследовании применили методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (Модификация В. В. Бойко). Цель методики: определение степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизни и деятельности. Исследуемый читает вопрос из предлагаемого списка опросника и дает один наиболее подходящий ему ответ.
Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Под социальной фрустрированностью автор понимает: вид психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально значимых иерархиях.
Каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально — экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности –неудовлетворенности. При этом он испытывает фрустрацию не столько от достигнутого, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего.
Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины среднего балла по каждому пункту. Чем больше его величина, тем выше уровень социальной фрустрированности.
Проведенный анализ ответов показал, что у респондентов очень низкий уровень фрустрированности взаимоотношениями на работе, с коллегами по работе, с субъектами своей профессиональной деятельности, своим положением в обществе, отношениями с супругом, с ребенком, с родителями, обстановкой в обществе, отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми. Пониженный уровень удовлетворенности своим образованием, содержанием работы в целом, условиями профессиональной деятельности, жилищно-бытовыми условиями, сферой услуг и бытового обслуживания, возможностями выбора места работы, своим образом жизни в целом. Неопределенный уровень фрустрированности проведением досуга, возможностями проводить отпуск. Умеренный уровень фрустрированности материальным положением, сферой медицинского обслуживания.
Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, мы получили следующие данные: у 45 % испытуемых пониженный уровень социальной фрустрированности, у 14 % неопределенный уровень, у 15 % повышенный и у 36 % очень низкий уровень фрустрированности. Большая часть испытуемых относится к группе с оптимальной фрустрированностью, имеющих психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению значимых целей, удовлетворения потребностей.
Неудовлетворенность социальными достижениями жизни характеризуется неуклонным ростом, а также тенденцией к снижению стрессоустойчивости значительной части населения.
Установлено, что неудовлетворенность потребности приводит индивида к фрустрации — психическому состоянию дезорганизации, вызываемому объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей. В ситуации фрустрации люди ведут себя по-разному. Многие мобилизуют свои внутренние ресурсы, энергично ищут себе новую работу, выбирают и осваивают себе новую профессию или открывают собственное дело. Но так реагируют не все. Иногда реакцией людей является игнорирование интересов других или агрессия, направленная как на других, так и на самого себя. Иногда фрустрация заканчивается тем, что человек становится безразличным ко всему, утрачивает интерес и активность.
Данные, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют, что неудовлетворенность потребности по-разному влияет на людей.
Так, у группы респондентов — менеджеров фирмы по сравнению с продавцами и обслуживающим персоналом, более низкий уровень тревожности, соответственно удовлетворенность выше. Вероятно, данный факт можно объяснить тем, что в компании у менеджеров более высокий социальный статус (наличие высшего или среднего специального образования, более высокая зарплата, возможность карьерного роста и т. д.). Мотивы у группы достаточно специфичны. В настоящем они живут признанием окружающих, имеют способы удовлетворения этой потребности, так как она подкрепляется активной деятельностью.
Продавцы, охранники и технички, несмотря на то, что их профессия необходима, общественно полезна, имеют более низкий социальный статус. Это связано с низкой заработной платой, непрестижностью профессии. Низкий уровень фрустрированности среди продавцов, охранников и техничек свидетельствует не об удовлетворенности, а скорее о том, что респонденты дают социально желательные ответы, предпочитают довольствоваться тем, что имеют на данный момент, скрывают свою неудовлетворенность.
Возможно, испытуемые считают, что их положение лучше, чем у других людей, которые не имеют постоянной работы или выполняют тяжелую низкооплачиваемую работу или вовсе являются безработными.
Получение стабильного положения, материального благополучия и профессиональная деятельность связываются в сознании респондентов со стремлением занять достойное положение в обществе, побуждает к переменам в жизни в будущем. Так, некоторые респонденты при личной беседе с автором признались, что хотят получить высшее образование и найти более престижную работу, занять соответствующе положение в обществе (другие испытуемые из этой же группы уже учатся заочно в различных вузах). Однако для этих людей важны не только социальные достижения, но и общение с людьми является базовой потребностью и ассоциативно связано с признанием окружающих.
У менеджеров базовой потребностью является потребность в самореализации, карьерном росте, направленность на профессиональную деятельность. Будущее и прошлое связаны: ожидается, что все будет, как и раньше. Прошлое и будущее определяется такими ценностями и видами деятельности, как семья и работа, стабильное положение и определенные перемены в жизни, достижение успеха и высокого положения в обществе, выполнение профессионального долга. Материальное благополучие расценивается, как один из элементов повышения социального статуса.
У группы продавцов достижение успеха, семья, обязанности представляют для них ценность, но фрустрированы, так как не всегда удовлетворяются в настоящем. Будущее не связано ни с настоящим, ни с прошлым и в представлениях данной категории людей наполнено только общением с людьми и признанием окружающих. Настоящее не является привлекательным, и не связано ни с какими видами деятельности. Под влиянием настоящей ситуации дополнительные потребности не актуализируются.
В заключении, необходимо отметить, что во всех группах наблюдалось отсутствие интересов и увлечений, свидетельствующее о фрустрации базовых потребностей. Если даже сфера увлечений была представлена в сознании испытуемых в настоящем, то она не ассоциировалась ни с одним из видов деятельности, способных привести к ее удовлетворению. Чаще наблюдалась ситуация, когда увлечения и интересы, будучи связаны в сознании с какими-либо способами деятельности, были представлены не в сфере субъективного настоящего, а только в прошлом или будущем.
Литература:
1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. — М.: МГУ, 1987.
2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал.1982.т.13. № 5.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М., 1984.
4. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.104–113.
5. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н. Н. Обозова). — Л.: ЛГУ, 1984.
6. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989.
7. Карен Хорни. Тревожность. Собр. Сочинений в 3 том. М., 1997.т.2. стр.174–180.
8. Наенко Н. И. Природа психической напряженности. М.,1976.
9. Никишина В. Б., Т. Д. Василенко. Психодиагностика в системе социальной работы. М., 2004.
10. Ольшанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности.//Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. — М.,1988, с.246–262.
11. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология //Межвузовский сборник. — Л.: ЛГУ, 1991.
12. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях //Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М. 1983. — С. 121–125.
13. Творогова Н. Д. Страх и тревожность. //Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. — М.: ВУНМЦ, 1998, с.271–275.
14. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда //Психологический словарь (Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова) — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
15. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Прогресс, 1986
Основные термины (генерируются автоматически): уровень тревожности, профессиональная деятельность, социальная фрустрация, жизнь, признание окружающих, работа, ситуация, удовлетворение потребностей, уровень, базовая потребность.
Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза
Автор: Рыжова Екатерина Сергеевна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 23.12.2020 2020-12-23
Статья просмотрена: 418 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 6 (pdf)
Библиографическое описание:
Данная статья посвящена изучению уровней и видов тревожности студентов вуза. Выбор исследования составили студенты вуза, в количестве 60 человек, в возрасте 19–22 лет (50 % девушек, 50 % парней).
Ключевые слова: ситуативная тревожность, уровень тревожности, результат диагностики, студент.
На первом этапе исследования изучался уровень тревожности студентов с помощью методик, определенных диагностическим инструментарием по показателям тревожности: тесту МИУТ Дж. Тейлора [1] и методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) [2].
Сводные результаты изучения уровня тревожности по тесту МИУТ Дж. Тейлора. По результатам диагностики была составлена таблица уровневого распределения (табл. 1).
Таблица 1
Уровневое распределение тревожности в группе студентов
Уровень | Количество студентов |
низкий уровень тревожности | 9 |
cредний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности | 21 |
средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности; | 7 |
высокий уровень тревожности | 16 |
очень высокого уровня тревожности | 7 |
Для наглядного представления результаты диагностики представлены на рис. 1.
Рис. 1. Распределение уровней тревожности в группе студентов (по методике измерения уровня тревожности (МИУТ), %
Как можно видеть из данных диагностики, в группе студентов выявлено с низким уровнем тревожности 15 % человек, со средним (с тенденцией к низкому) уровнем тревожности — 35 %, со средним (с тенденцией к высокому) уровнем тревожности — 12 % человек, с высоким уровнем — 26 % и с очень высоким уровнем тревожности — 12 % человек.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, в исследуемой выборке есть студенты, как с высоким уровнем тревожности, так и с низким. По данному основанию можно разделить группу на две подгруппы:
В группе А определяются студенты с низкими показателями тревожности, со средними показателями (с тенденцией к низкому уровню тревожности) — 30 человек.
В группе Б определяются студенты с высокими показателями тревожности, с очень высокими и средними с тенденцией к высокому уровню тревожности — 30 человек.
На следующем этапе изучалась специфика тревожности в каждой группе студентов с помощью методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина).
По результатам диагностики была составлена таблица уровневого распределения каждого вида тревожности в группе А и в (табл. 2) и в группе Б (табл. 3).
Таблица 2
Распределение личностной и ситуативной тревожности в группе А
Показатель | Количество студентов | ||
Низкая | Умеренная | Высокая | |
Личностная тревожность | 6 | 17 | 7 |
Ситуативная тревожность | 5 | 12 | 13 |
Как можно видеть из данных табл. 2 в группе А (респонденты с низким уровнем общей тревожности) определяется превалирование умеренной личностной тревожности и высокой ситуативной тревожностью.
Таблица 3
Распределение личностной и ситуативной тревожности в группе Б
Показатель | Количество студентов | ||
Низкая | Умеренная | Высокая | |
Личностная тревожность | 4 | 9 | 17 |
Ситуативная тревожность | 4 | 8 | 18 |
Как можно видеть из данных табл. 3 в группе Б (респонденты с высоким уровнем общей тревожности) определяется у большинства студентов высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности.
На рис. 2 представлены сравнительные данные обеих групп.
Рис. 2. Сравнительное распределение уровневых показателей личностной и ситуативной тревожности в обеих группах студентов, %
Анализ данных обеих групп позволил выделить такую специфику тревожности студентов:
У студентов с низким уровнем тревожности определяется преимущественно умеренный уровень личностной тревожности и высокий уровень ситуативной. Такие студенты испытывают дискомфорт и тревогу в ситуациях стресса, экзамена, но тревожность не является их личностной чертой, что позволяет прогнозировать адекватные и продуктивные реакции на стресс и тревогу.
У студентов с высоким уровнем тревожности определяется высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. Такие студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности.
Это дает основание предполагать у студентов появления состояния тревожности в разнообразных ситуациях (особенно, когда они касаются оценки компетенции и престижа). Очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, который при неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психосоматические заболевания, нарушения пищевого поведения.Результаты изучения уровня тревожности и специфики проявления тревожности в группах студентов позволили выявить качественные различия в двух выборках по основанию тревожных и не тревожных студентов.
Литература
- Методика измерения уровня тревожности Тейлора. — Текст: электронный // test-metod.ru: [сайт]. — URL: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/1/22-metodika-izmereniya-urovnya-trevozhnosti-tejlora (дата обращения: 22.12.2020).
- Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности. — Текст: электронный // nevrologia. info: [сайт]. — URL: https://nevrologia.info/testing/anxiety/test.pdf (дата обращения: 20.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ситуативная тревожность, уровень тревожности, высокий уровень тревожности, группа студентов, высокий уровень, URL, группа А, группа Б, личностная тревожность, результат диагностики.
Ключевые слова
студент, уровень тревожности, ситуативная тревожность, результат диагностикиситуативная тревожность, уровень тревожности, результат диагностики, студент
Похожие статьи
Проблема
ситуативной тревожности в психолого-педагогических. ..личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических…
ВысокийПриводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.
Сравнив уровень СТ с уровнем ЛТ у данной группы студентов (рис. 1), мы выяснили, что лишь у 2 студентов с высоким уровнем СТ отмечается…
Исследование зависимости
уровня тревожности от…Результаты определения уровня личностной тревожности: 4 респондента (13,3
Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III…
Найдена также взаимосвязь высокой личностной и ситуативной тревожности и общей…
Эмпирическое исследование
тревожности у студентов…Для выявления уровня тревожности в студенческой группе нами было проведено
С целью диагностики тревожности в студенческой группе были использованы методики: «Шкала
Высокий уровень ситуативной тревожности выявлен для 40 % опрошенных студентов. ..
Коррекция
тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале…Существует две разновидности тревожности: личностная и ситуативная. Следует помнить, что обе эти разновидности могут быть среднего уровня, а могут
Высокий уровень ситуативной тревожности в контрольной группе у 43 % испытуемых, в экспериментальной не выявлен.
Диагностика психологических личностных характеристик…По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов свойственен высокий уровень тревожности. Студентов с высоким уровнем тревожности (90 %) отличает замкнутость и малая общительность. Как правило, они безынициативны…
Взаимосвязь
личностной тревожности и уровня нормального…Методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в
Распространенность среднего уровня тревожности в группе «не отличников» была выше
В. Взаимосвязь уровня тревожности с успеваемостью у студентов [Электронный ресурс] / А. В…
учебная деятельность,
личностная тревожность, высокий…Определение уровня тревожности студентов проводилось по методике Спилберга-Ханина. Анкетировано 22 студента 1 курса и 20 студентов 3 курса. Ситуативная тревожность (как реакция на социально-психологические раздражители) высокой степени (более 46 баллов)…
Психотерапевтическая коррекция невротических нарушений…
У студентов экспериментальной группы уровень личностной тревожности (депрессивности) в обыденном поведении выше, чем у студентов контрольной группы. 3. Результаты, полученные в ходе диагностики испытуемых по методике С. Розенцвейга.
Похожие статьи
Проблема
ситуативной тревожности в психолого-педагогических…личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических…
Высокий же уровень личностной и ситуативной тревожности…Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.
Сравнив уровень СТ с уровнем ЛТ у данной группы студентов (рис. 1), мы выяснили, что лишь у 2 студентов с высоким уровнем СТ отмечается…
Исследование зависимости
уровня тревожности от…Результаты определения уровня личностной тревожности: 4 респондента (13,3
Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III. ..
Найдена также взаимосвязь высокой личностной и ситуативной тревожности и общей…
Эмпирическое исследование
тревожности у студентов…Для выявления уровня тревожности в студенческой группе нами было проведено
С целью диагностики тревожности в студенческой группе были использованы методики: «Шкала
Высокий уровень ситуативной тревожности выявлен для 40 % опрошенных студентов…
Коррекция
тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале…Существует две разновидности тревожности: личностная и ситуативная. Следует помнить, что обе эти разновидности могут быть среднего уровня, а могут
Высокий уровень ситуативной тревожности в контрольной группе у 43 % испытуемых, в экспериментальной не выявлен.
Диагностика психологических личностных характеристик…По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов свойственен высокий уровень тревожности. Студентов с высоким уровнем тревожности (90 %) отличает замкнутость и малая общительность. Как правило, они безынициативны…
Взаимосвязь
личностной тревожности и уровня нормального…Методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в
Распространенность среднего уровня тревожности в группе «не отличников» была выше
В. Взаимосвязь уровня тревожности с успеваемостью у студентов [Электронный ресурс] / А. В…
учебная деятельность,
личностная тревожность, высокий…Определение уровня тревожности студентов проводилось по методике Спилберга-Ханина. Анкетировано 22 студента 1 курса и 20 студентов 3 курса. Ситуативная тревожность (как реакция на социально-психологические раздражители) высокой степени (более 46 баллов)…
Психотерапевтическая коррекция невротических нарушений…
У студентов экспериментальной группы уровень личностной тревожности (депрессивности) в обыденном поведении выше, чем у студентов контрольной группы. 3. Результаты, полученные в ходе диагностики испытуемых по методике С. Розенцвейга.
Есть ли у меня тревога или тревога: какая разница?
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы устроиться на новую работу или устроиться в учебу, и ваше сердце бешено колотилось, а мысли гонялись за чередой «а что, если»? Если это так, вы можете задаться вопросом: «Есть ли у меня тревога?»
Беспокойство — это естественная система реакции организма на угрозу. Когда ваш мозг считает, что вы в опасности, он посылает вашему телу серию сигналов, что приводит к реакции «бей или беги».
Беспокойство является компонентом симптомов тревогиТревога имеет три основных компонента: эмоциональный, физиологический и когнитивный.
Представьте, что вам предстоит презентация на работе. Вы можете заметить чувство страха и страха, два примера эмоционального компонента. Вы также можете заметить телесные ощущения, такие как учащенное сердцебиение, потливость или стеснение в желудке, которые представляют собой физиологический компонент. Наконец, вы можете подумать: «Я не могу этого сделать» или «Я опозорю себя». Беспокойство и негативные мысли о том, что может произойти в будущем, являются когнитивным компонентом. Таким образом, несмотря на то, что беспокойство является важной частью беспокойства, оно является лишь одним из трех основных строительных блоков.
Спектр тревожных расстройствБеспокойство само по себе не является плохим. Нормальные уровни тревожности лежат на одном конце спектра и могут проявляться низким уровнем страха или опасения, легкими ощущениями мышечного напряжения и потливости или сомнениями в своей способности выполнить задание. Важно отметить, что симптомы нормальной тревожности не мешают повседневному функционированию. Они могут на самом деле улучшить ваше внимание и решение проблем, мотивировать вас усерднее работать над достижением цели или предупредить вас о потенциальной угрозе. Например, беспокойство по поводу предстоящего экзамена, скорее всего, заставит вас полностью подготовиться, а беспокойство, которое может испытать турист при встрече с медведем, позволит ему убежать в безопасное место. Эти примеры демонстрируют, как нормальный уровень тревожности может быть адаптивным и полезным в повседневной жизни.
Клинические уровни тревоги падают на другой конец спектра. Диагностируемые тревожные расстройства возникают, когда уровень тревожности повышается настолько, что быстро снижает работоспособность и вызывает ухудшение.
Как узнать, перешли ли вы в зону полномасштабного тревожного расстройства? Тревожные расстройства характеризуются сильной, стойкой тревогой, чрезмерной для данной ситуации, и крайним избеганием провоцирующих тревогу ситуаций. Эти симптомы вызывают дистресс, нарушают повседневную деятельность и проявляются в течение значительного периода времени. Например, человек, которому приходится оставаться дома несколько дней подряд из-за панических атак, скорее всего, страдает тревожным расстройством.
Различные методы лечения, основанные на фактических данных, наиболее эффективны при различных тревожных расстройствах. Например, мужчине, страдающему паническим расстройством, скорее всего, поможет экспозиционная терапия, в то время как женщине, страдающей социальной фобией, лучше всего подойдет когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Если вы считаете, что у вас может быть тревожное расстройство, обратитесь за помощью как можно скорее.
Что такое «почти тревожно» и как с этим справиться?По мере того, как тревожность перемещается по спектру от нормального к клиническому, серая область в середине все еще может оказывать негативное влияние на вашу жизнь: «почти тревожная» область. Когда уровень беспокойства, который вы испытываете, больше не является адаптивным или полезным для вашей работы и становится препятствием для вашего удовольствия от жизни, но еще не достигает диагностического порога тревожного расстройства, вы «почти встревожены». Вы можете обнаружить, что изо всех сил пытаетесь сосредоточиться на задачах, отвлекаетесь на негативные мысли, страх или неприятные телесные ощущения. Например, человек, который «почти тревожен», может целый день просиживать за своим столом, делая минимальный прогресс в выполнении задания из-за постоянных переживаний и стеснения в желудке. Хотя тревога не делает невозможным выход на работу, уровень переживаемой тревожности затрудняет работу. Использование этой концепции «почти тревожного» может помочь вам поймать тревогу до того, как она станет слишком сильной, и нацелить ее, используя основанные на фактических данных стратегии, которые помогают вернуть тревогу по спектру на адаптивный уровень.
Когда вы чувствуете себя слишком тревожно, попробуйте методы, основанные на фактических данных, описанные в книге Почти тревожно , чтобы вернуть уровень тревожности в норму. Вот несколько инструментов, которые можно попробовать:
- Если вы обнаружите, что думаете: «Я не могу этого сделать», «Я никогда не выполню это задание» или подобные негативные мысли, бросьте вызов этому, спросив, так ли это. действительный или полезный. Скорее всего, вы обнаружите, что эти мысли просто подпитываются вашим беспокойным мозгом, поэтому важно остановить их.
- Если вам кажется, что ваши мысли выходят из-под контроля, уделите несколько минут практике осознанности. Сосредоточение внимания на настоящем моменте уводит ваши мысли от прошлого и будущего, помогая вам снова сосредоточиться.
- Определите ситуации, которые вызывают у вас тревогу, и приближайтесь к ним, а не избегайте их. Например, если вы боитесь публичных выступлений, говорите перед другими как можно чаще. Со временем вы обнаружите, что дискомфорт исчезает, когда вы сталкиваетесь с теми же вещами, которые раньше вызывали у вас беспокойство!
Что это такое и как с этим бороться
Существуют различные уровни тревоги, как субъективные, так и биологические. Некоторые люди имеют дело с тяжелой, изнурительной тревогой, которая требует немедленного медицинского вмешательства. Некоторые люди имеют дело с умеренной тревожностью, которая резко влияет на их жизнь, но они все еще могут жить каждый день. Другие испытывают легкую тревогу, с которой они довольно легко справляются, но все же делают их жизнь более напряженной.
Почти никто, имеющий дело с постоянным беспокойством, не назвал бы свое беспокойство «легким». Большинство людей, имеющих дело с субъективно легкой тревогой, вряд ли думают, что у них вообще есть тревога. Но что такое легкая тревожность и есть ли более простые способы ее преодоления?
«Легкое» тревожное расстройство
Кто-то другой легко может посмотреть на вашу тревогу и сказать, что она «мягкая» по сравнению с их тревогой.
Но что бы ни говорили результаты, страдать от тревоги всегда тяжело. Независимо от того, насколько слабой или сильной является ваша тревога, это всегда борьба — иначе вы бы не осознали, что у вас есть тревога.
Важно помнить, что если беспокойство ухудшает качество вашей жизни, оно заслуживает лечения. Не обращайте внимания на такие ярлыки, как «легкая» или «тяжелая». Если вы страдаете от беспокойства, и это вас беспокоит, обратитесь за помощью.
Как описать легкое беспокойство
Легкая тревога — это тревога, с которой можно справиться без каких-либо дополнительных методов. Под «управляемым» мы не говорим, что это легко проходит. Мы говорим, что вы все еще можете прожить свой день без паники, вы можете наслаждаться общественной жизнью и даже можете найти хобби и занятия, которые приносят удовольствие. Вы можете даже думать позитивно о будущем.
Легкая тревога возникает, когда у вас появляются раздражающие симптомы, которые, кажется, не проходят, но в остальном не контролируют вас. Например:
- У вас постоянные заботы, но вы можете их игнорировать.
- Вы можете чувствовать нервозность, тошноту, дрожь или пот, но эти симптомы не истощают вас.
- У вас нет приступов паники или тревоги до такой степени, что вы начинаете бояться самой тревоги.
Легкая тревожность мало чем отличается от умеренной тревожности, за исключением того, что она имеет тенденцию никогда или редко достигать точки, когда она становится действительно подавляющей. Это скорее проблема, которую вы просто не можете контролировать, и которая иногда имеет всплески серьезности, которые напоминают вам, что вам нужно с этим справиться.
Многие тревожные расстройства также могут быть легкими. Панические атаки редко бывают легкими, но существует легкое обсессивно-компульсивное расстройство, а также легкое генерализованное тревожное расстройство и легкие фобии. Посттравматическое стрессовое расстройство немного сложнее, и легкая социальная тревога на самом деле довольно распространена и редко считается серьезным расстройством.
Все тревоги заслуживают внимания
Если ваше беспокойство относится к категории «легких», это не значит, что его следует игнорировать. В большинстве случаев беспокойство начинается с легкой степени, а затем обостряется по мере взросления, особенно если вы не лечите его. Кроме того, тревожность настолько излечима, что те, кто позволяет себе страдать от легкой тревожности просто потому, что она недостаточно серьезна, напрасно ухудшают качество своей жизни.
Тревогу всегда нужно лечить. Легкую тревогу всегда следует лечить. Даже тревога, которая не квалифицируется как тревожное расстройство, заслуживает внимания. Тревога – это отрицательная эмоция. Если бы вы всегда были грустными или злыми, вы бы обратились за помощью, поэтому нет причин не обращаться за такой же помощью, если вы живете с легкой тревогой.
Как бороться с легким беспокойством
Единственным преимуществом умеренной тревожности перед более сильной тревогой является то, что люди с легкой тревожностью реже боятся симптомов своей тревожности, чем люди с сильной тревожностью. Это помогает, потому что приступы сильной тревоги могут отбросить вас назад для лечения, чего не должны испытывать люди с легкой тревогой.
Вы можете контролировать легкое беспокойство, просто изменив образ жизни. Примите во внимание следующее:
- Регулярно тренируйтесь Даже если вы больше ничем не занимаетесь, регулярно занимайтесь спортом. Упражнения являются мощным и важным инструментом психического здоровья. Упражнения высвобождают эндорфины, которые успокаивают все ваше тело. Он использует адреналин, который высвобождается, когда вы беспокоитесь, и потенциально сжигает гормоны стресса. Он утомляет мышцы, чтобы уменьшить симптомы тревоги, и снижает общий физический стресс, который, как показали исследования, также может уменьшить умственный стресс. Упражнения — это самое важное, что вы можете сделать для своего легкого беспокойства.
- Сон, диета и т. д. Хотя это и не так полезно, как упражнения, здоровый образ жизни в целом также важен. Помните, что настоящая наука доказала, что напряженный организм действительно может создавать беспокойство и негативные мысли. Ваш разум и тело связаны очень реальным образом. Достаточное количество сна и здоровое питание резко снижают физическое и психическое напряжение и могут значительно облегчить борьбу с тревогой.
- Изучите стратегии релаксации Консультации могут быть очень полезными для тех, кто испытывает легкое беспокойство. Но для тех, кто надеется избежать терапии, может быть достаточно базовых стратегий релаксации. Для начала попробуйте глубокое дыхание, визуализацию и прогрессивную мышечную релаксацию. Убедитесь, что вы соблюдаете их как минимум два месяца. Вопреки распространенному мнению, расслабляющие упражнения не работают сразу.