Авторитарная, тоталитарная и демократическая личность
5.03.2020Политологи выделяют также типы личности по их отношению к политическим взглядам. Различают недемократическую (авторитарную, по терминологии Т. Адорно) и демократическую личности. Для первой характерны следующие черты.
- Преувеличенная вера в могущество политических лидеров и готовность к абсолютному подчинению.
- Ненависть к тем, чье поведение выходит за официально установленные рамки.
- Широкое распространение чувства враждебности и понятия вины.
- Подозрение и недоверие к другим людям.
- Догматизм и отсутствие гибкости в оценках.
Т. Адорно добавляет к характеристике авторитарной личности недоверие к ценностям индивидуальной духовной жизни, склонность к стереотипам и социальной мифологии, дух разрушения.
В список черт авторитарной личности включают свойства консервативного (архаичного), конформистского (соглашательского) и агрессивно самоутверждающегося (нигилистического) типа личности.
Авторитарность бывает традиционалистской и модернизаторской. «Традиционалистский тип авторитарности склонен самоотождествляться с объектом управления, который для него — не столько механический объект, сколько „родная органика“, едва ли не семья… Напротив, авторитарист модернизаторского типа … активно обращается во внешнюю „передовую» среду — туда, где он нашел свой эталон и референтную группу» (Панарин А.С. Цит. соч. С. 221), с которой он берет пример.
В противоположность этому демократическая личность, по А. Инкельсу, обладает рядом характеристик.
- Свобода от традиционных авторитетов.
- Интерес к общественным проблемам и желание быть информированным.
- Ориентация на политические процессы, которые признают необходимость и делают возможными рациональные процедуры.
Преимуществом личности демократического типа является осознание того, что точно выразил Гете:
«Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой».
Этот принцип вошел в теорию политологии. Дж.С. Милль писал, что «права и интересы каждой личности уважаются лишь в том случае, если эта личность сама способна и по обыкновению склонна защищать их» (Даль Р. Цит. соч. С. 55).
Можно также выделить в соответствии с тремя политическими режимами тип тоталитарной личности. Он имеет те же характеристики, что и авторитарный тип, плюс склонность придерживаться точки зрения большинства населения. Тоталитарная личность склонна отказываться (сознательно или бессознательно) от собственных взглядов, солидаризируясь с большинством. Общество, в котором доминирует такая личность, конечно, более монолитно и устойчиво, чем состоящее из личностей других типов, но лишь тогда, когда социальная система функционирует нормально. Если же наступает бедственный (по П.А. Сорокину) период, когда рушатся общепринятые ориентиры, то в этом случае преобладание людей тоталитарного типа будет способствовать дальнейшему уменьшению стабильности социальной системы.
Авторитарно-тоталитарные люди сохраняют религиозно-морализирующее отношение к политике, видя в ней столкновение сил Добра и Зла (Прогресса и Реакции). Авторитарно-тоталитарный человек может быть героем. Демократический человек прежде всего терпим (толерантен) к мнению другого и настроен на совместное обсуждение возникающих проблем.
Как соотносятся с этими типами человека представители различных социальных слоев? Интеллигенция больше тяготеет к типу демократической личности, поскольку специфика ее работы связана с рационализацией, а последняя связана с демократизацией. Авторитарная личность ближе к традиционной деятельности (сельскохозяйственному, промышленному производству). Тоталитарный человек (тоталитарий) является современным вариантом авторитарной личности, вовлеченной в политическую сферу и прошедшей обработку современными средствами массовой информации.
Ключевые слова: Личность, ПолитикаИсточник: Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с.
Материалы по теме |
---|
Личностное развитие подростков Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология |
Политическая стабильность Кравченко А. И., Обществознание : учебник. — Москва : Проспект, 2015. — 280 с. |
… |
Региональная политика США Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник — СПб.: Изд-во… |
Утопический социализм XIX в. Анри де Сен-Симон Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов…. |
Устойчивость и изменчивость личности Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш…. |
Политические партии и государственная политика Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы… |
Классификация и типология преступников Антонян Ю.М., Личность преступника |
Авторитарная личность. Этноцентризм, авторитаризм, F-шкала
Что за люди приняли нацистскую идеологию и устроили Холокост? Что дает людям абсолютную уверенность в том, что они правы, а все остальные — нет? Почему они столь ортодоксальны во многих вопросах?
Личность и нацизм
После Второй мировой войны группа социологов из Америки под руководством Теодора Адорно задалась этими вопросами. Результатом исследований стала книга «Авторитарная личность», изданная в 1950 году.
Теодор Адорно
В центре их теории лежит идея индивидуума как причины социальных бедствий. Основная мысль состоит в следующем. Родители воспитывают авторитарность, часто и серьезно наказывая детей даже за мелкие проступки. Это настраивает детей враждебно по отношению к родителям и всем, имеющим власть и авторитет. Однако дети не осознают этой агрессии, потому что она может означать для них еще большее наказание. Кроме того, они зависят от родителей и предполагается, что должны любить их. И поэтому, в соответствии с теорией, их подавленный антагонизм вытесняется и проецируется на более слабых членов общества. Авторитарные люди почти всегда этноцентричны, то есть у них есть однозначное, четкое и непоколебимое убеждение в превосходстве их расовой, культурной и этнической группы над членами других групп. Это легко переходит в жестокость, агрессию и явное, неприкрытое предубеждение.
Хотя идея и получила распространение, ее критиковали — и потому, что на развитие авторитарного мышления и поведения влияет множество других факторов, и потому, что предубеждение на самом деле формируется другими из-за сильных ситуационных факторов (см. главы 24 и 25).
Люди авторитарного склада, как выяснилось, стремятся избегать ситуаций, связанных с любой неопределенностью или неоднозначностью, они не хотят признавать, что у «хороших людей» есть и хорошие, и плохие черты. Однако часто оказывается, что они не слишком интересуются политикой, мало участвуют в политической и общественной деятельности и предпочитают сильных лидеров.
Как измерить авторитарность
Характеристики авторитарности представлены на самой известной и широко используемой шкале — так называемой F-шкале, впервые опубликованной в книге «Авторитарная личность», которая пытается измерить предвзятость и негибкость мышления. Ниже приводится девять факторов и высказывания, отражающие каждую часть шкалы.
Этноцентризм и попытки избежать неоднозначности
С авторитаризмом связан ряд других понятий. Например, консерватизм, догматизм и этноцентризм. Одни исследователи концентрируют внимание на образе мышления, другие — на предрассудках. Большинство согласны в том, что авторитаризм — скорее поведенческий синдром, чем черта личности, обусловленный и наследственными (генетическими) факторами, и факторами внешней среды. В основе авторитаризма лежит склонность к тревоге и ощущению опасности при столкновении с неопределенностью или неоднозначностью.
«Подчинение — базовая составляющая в структуре социальной жизни. Система власти нужна в любом обществе. Только у человека, живущего в изоляции, нет необходимости реагировать подчинением или неповиновением на команды других» Стэнли Милгрэм, американский социопсихолог, 1974
В силу разных факторов (способности, особенности личности, опыт раннего детства, нынешние обстоятельства) авторитарные люди чувствуют себя в опасности, ущербно и незащищенно, когда им не хватает ясности. Поэтому главная их мотивация — избегать неопределенности. Авторитаристы не любят сложностей, нового, риска, перемен, а также сторонников всего этого. Они не любят конфликтов, не любят принимать решения, склонны подчинять свои собственные чувства и нужды внешним властям. Они придерживаются правил, норм, устоев и, что еще важнее, настаивают на том, чтобы другие поступали так же.
Так, консерваторов и авторитаристов всецело занимает порядок и контроль во внутреннем и внешнем мире. Они любят упрощенные, строгие и однозначные законы, нравственные устои, обязательства и правила. Это определяет все — от выбора произведений искусства до политической позиции.
Авторитарные люди, ограниченные и догматичные, отличаются тремя особенностями: непреодолимое желание отвергать любые мнения, отличные от их собственных; слабая связь между их убеждениями; сложные, многочисленные и положительные представления о вещах, в которые они верят, — в отличие от тех вещей, в которые они не верят.
Правый авторитаризм
Указанная здесь книга полностью посвящена правому авторитаризму. Существуют и левые авторитаристы — сталинисты или троцкисты, например. Суть в том, что правый авторитаризм основывается на трех поведенческих системах. Первая — полное подчинение действующей власти; вторая — общая агрессия против любых «врагов» этой власти; третья — слепое соблюдение установившихся социальных норм и традиций.
Те, кто придерживается правых авторитаристских взглядов, склонны к абсолютизму, запугиванию, догматизму, лицемерию и фанатизму. Они с воодушевлением поддерживают любые виды наказаний и сомневаются в либеральных взглядах. Они некритично относятся ко всему, что поддерживают, зачастую непоследовательны и противоречат сами себе. Они готовы к двойным стандартам, самоуверенны, им совершенно чужда скромность и самокритика.
Авторитаристы есть среди людей всех социальных уровней, хотя чаще их привлекают профессии и религии, совместимые с их системой ценностей. Они скорее склонны считать себя не авторитаристами, а людьми «правых взглядов», порядочными, рациональными и честными. Но политические и религиозные взгляды легко их выдают.
F-шкала
Консерватизм
Строгая приверженность традиционным ценностям среднего класса. («Самые главные ценности, которые нужно привить детям, — это послушание и уважение к властям».)
Авторитарное подчинение
Безоговорочное принятие власти. («У молодых иногда бывают бунтарские идеи, но когда они вырастают, то должны забыть их и остепениться».)
Авторитарная агрессия
Склонность осуждать любого, кто нарушает традиционные нормы. («Человек с плохими манерами, дурными привычками и воспитанием вряд ли может рассчитывать на то, чтобы общаться с приличными людьми».)
Секс
Чрезмерная забота о должном половом поведении. («Гомосексуалисты вряд ли чем-то лучше, чем преступники, поэтому их надо строго наказывать».)
Антиинтрацепция
Отрицание слабости и сентиментальности. («Бизнесмен и промышленник гораздо важнее для общества, чем художник и профессор».)
Предвзятость и стереотипия
Вера в мистические детерминанты судьбы, негибкость и категоричность мышления. («Когда-нибудь мы увидим, что астрология способна объяснить многие вещи». )
«Комплекс власти»
Озабоченность превосходством над другими. («Если у человека есть сила воли, ничто не может ему помешать». )
Деструктивность и цинизм
Общее чувство враждебности и агрессии. («Природа человека неизменна, всегда будут существовать конфликты и войны».)
Проективность
Склонность проецировать наружу внутренние эмоции и импульсы. («Большинство людей не осознает, как многое в нашей жизни управляется тайными заговорами».)
Догматизм
Консерватизм и догматизм — понятия, тесно связанные с авторитаризмом. Дело даже не в интеллекте, просто люди с более широкими взглядами способны быстрее решать новые задачи, они быстрее подключают новые идеи к имеющейся информации. Поэтому им больше нравятся новые, сложные и необычные задачи. Есть ряд анкет для определения уровня догматизма. Вот несколько высказываний из них:
- В нашем сложном мире единственный способ держаться в курсе того, что происходит, — положиться на лидера или эксперта, которому мы можем доверять.
- Меня просто трясет, когда кто-то упрямо отказывается признать, что он не прав.
- Люди делятся на два типа — те, кто за правду, и те, кто против нее.
- Большинство людей сами не знают, что для них лучше.
- Среди всех различных философий в мире правильная, наверное, только одна.
- Большинство идей, которые гуляют нынче, не стоят и выеденного яйца.
Поделиться ссылкой
Новое исследование показывает, что черты авторитарной личности связаны с верой в детерминизм
Новое исследование, опубликованное в журнале Journal of Research in Personality , свидетельствует о том, что вера в детерминизм играет важную роль в правом авторитаризме.
Связь между детерминизмом и авторитаризмом была предложена немецким психологом Эрихом Фроммом в 1941 году, и несколько других политических мыслителей также установили эту связь. Авторы нового исследования были заинтересованы в эмпирической проверке этой идеи.
«Меня интересовал вопрос о том, связаны ли и в какой степени индивидуальные различия в психологических особенностях с философскими убеждениями, когда я учился в Бингемтонском университете, где я получил двойную специальность в области философии и психологии, — объяснил автор исследования Том Костелло, аспирант Университета Эмори.
«В последнее время основным направлением моих исследований был авторитаризм, поэтому было замечательно иметь возможность исследовать взаимосвязь между убеждениями в детерминизме и авторитаризме в нашей статье. Как мы отмечаем в статье, такие философы, как Карл Поппер, Айн Рэнд и Теодор Адорно, отмечали концептуальные связи между детерминизмом и авторитаризмом. Мы хотели (а) научно проверить эти концептуальные связи и (б) изучить любые психологические связи».
В трех исследованиях, в которых приняли участие в общей сложности 20 929 человек, исследователи обнаружили, что люди, которые считали, что их будущее уже предопределено судьбой, как правило, набирали более высокие баллы по показателям правого авторитаризма, социального консерватизма и ориентации на социальное доминирование.
Правый авторитаризм — черта личности, характеризующая тенденцию подчиняться политической власти и враждебно относиться к другим группам, а ориентация на социальное доминирование — мера предпочтения человеком неравенства среди социальных групп.
Исследователи обнаружили, что эти фаталистические убеждения также связаны с отвращением к двусмысленности и предпочтением конкретной информации.
Люди, которые считали, что генетическая структура человека определяет их будущее, также, как правило, набирали более высокие баллы по показателям правого авторитаризма и ориентации на социальное доминирование, но не по экономическому или социальному консерватизму.
Кроме того, детерминистические убеждения были связаны с повышенным догматизмом и политической нетерпимостью, а также с пониженной открытостью опыту и покладистостью.
«Психологические особенности людей и мировоззрение, как правило, взаимосвязаны», — сказал Костелло PsyPost.
«Мы обнаружили, что всевозможные меры авторитаризма, с одной стороны, и генетический детерминизм (т. и события, связанные с «судьбой» или «судьбой»), с другой стороны, положительно коррелировали между тремя исследованиями. Прошлые исследования показали, что и авторитаризм, и детерминизм способствуют чувству уверенности, поэтому индивидуальные различия в потребности в уверенности могут объяснить эту корреляцию».
Но это исследование, как и все исследования, имеет некоторые ограничения.
«Стоит отметить, что авторитаризм — чрезвычайно гетерогенная психологическая конструкция, — пояснил Костелло.
«Например, мы в первую очередь опирались на меры авторитаризма, которые тесно связаны с политическим консерватизмом; Одним из важных будущих тестов связи авторитаризма и детерминизма будет проверка того, проявляют ли меры авторитаризма, которые коррелируют с левой политической идеологией (например, https://psyarxiv.com/3nprq), также положительную корреляцию с убеждениями детерминизма».
Исследование «Бегство от свободы»: связанные с авторитаризмом черты, политическая идеология, личность и вера в свободную волю/детерминизм» было проведено Томасом Х. Костелло, Шоной М. Боуз и Скоттом О. Лилиенфельдом.
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ — СИВЬЕРСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДИСПОЗИЦИОННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСЛУШАНИЯ: АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Авторитарная личность
900 39 (Диспозиционное объяснение послушания) Внутреннее объяснение
Диспозиционное объяснение основано на идее о том, что поведение обусловлено внутренними характеристиками человека. Авторитарный тип личности был предложен Фроммом (1941) в качестве объяснения для людей, которые придерживались жестких, нетерпимых и консервативных убеждений и характеризовались абсолютным подчинением авторитету и доминированием тех, кто занимал более низкое социальное положение. Адорно и др. считали, что эта личность сформировалась в раннем детстве благодаря иерархическому и авторитарному стилю воспитания. В таких условиях дети учатся подчиняться авторитету и приобретают такое же отношение в процессе социального научения и подражания. Чтобы проверить авторитарную личность, Адорно создал Опросник «F-Scale» , состоящий из 30 вопросов, оценивающих девять параметров личности.
Z illmer et al обнаружили, что нацистские военные преступники набрали высокие баллы по трем личностным параметрам опросника Adornos F-шкалы, но не по всем 9. Это дает лишь ограниченную поддержку авторитарной личности, предполагая, что она имеет ограниченную достоверность.
Altemyer (1988) обнаружил, что участники, которые были более склонны бить себя электрическим током, также были идентифицированы как обладающие авторитарным типом личности, что подтверждает это объяснение.
Элмс (1966) и др. обнаружили, что участники, принимавшие участие в исследовании послушания Милгрэма и которые были наиболее послушными, были оценены по F-шкале как более авторитарные, чем участники, которые сопротивлялись, что подтверждает связь между авторитарным типом личности и послушанием. Те, кто был более послушным, также сообщали, что в детстве были более далекими от своих отцов, что подтверждает возможность того, что авторитарная личность была усвоена посредством социального моделирования. Однако мы не можем сказать это наверняка, поскольку мы не можем сделать вывод о причине и следствии с помощью корреляционных данных, когда другие переменные могут влиять на тип личности, например врожденный темперамент.
Еще одно серьезное замечание касается шкалы F, используемой для измерения склонности авторитарной личности к предвзятости ответов.
Он сформулирован ведущим образом, который подтверждает авторитарную личность, что делает его инструментом предвзятым и лишенным достоверности.Еще одна критика авторитарной личности заключается в том, что она политически предвзята, показывая людей с этим типом личности всегда консервативными или с правыми политическими взглядами. Это не всегда может быть правдой
Доказательства диспозиционных объяснений послушания, таких как авторитарная личность, считаются слабыми. Например, хотя шкала F имеет некоторую поддержку, авторитарные типы личности не всегда набирают высокие баллы по всем параметрам, поскольку теория предсказывает, что она чрезмерно упрощена, а происходит что-то более сложное. Также Милграм показал, что более важными были различия в социальном контексте, то есть местонахождение, наличие союзников, близость к жертвам, что еще больше ослабляет это объяснение.
Некоторые исследователи интерпретируют события Холокоста как более соответствующие объяснению теории социальной идентичности. В конце концов, учащийся был похож по всем демографическим характеристикам на участников, например, белый американец мужского пола, другими словами, возможно, член их собственной группы. Более того, сами испытуемые не знали своих жертв и не руководствовались расизмом или другими предубеждениями, у них не было причин причинять боль учащемуся или ненавидеть его, и они ничего не получали от этого. С другой стороны, виновники Холокоста продемонстрировали сильное обесценивание жертв на протяжении всей жизни личного развития. Например, когда понимается, что поведение преступников (например, нацистов) проистекает из идентификации и приверженности своей группе (например, немецкой или арийской расе) и цели, которая считается благородной и стоящей (например, защита немецкой экономика от чужаков — евреи аутсайдеры). Члены своей группы будут защищать качества своего клана (все немцы прекрасны) и демонизировать и фабриковать отрицательные качества чужой группы (например, евреев).
Эволюционная теория во многом схожа с теорией социальной идентичности, поскольку предполагает, что члены своей группы проявляют ксенофобию по отношению к членам чужой группы как механизм выживания во враждебной среде. Удивительно, но Милграм действительно верил, что некоторые аспекты агентного сдвига были вызваны естественным отбором. Он утверждал, что послушание было чертой выживания, которая позволяла процветать племенам древних людей. Он думал, что непослушные ранние люди не смогли бы пережить опасности доисторического мира и, следовательно, их гены. Но это делает его теорию запутанной, так как, с одной стороны, он отрицает диспозиционные теории, которые включали бы биологические причины личности, но признает, что биологические мутации формируют мозг.
ДРУГАЯ альтернативная теория — Теория социального воздействия , которая предполагает, что каждый применяет Социальную силу ко всем остальным, чтобы получить то, что они хотят. Это похоже на идею Милгрэма об агентном состоянии, потому что людям трудно сопротивляться давлению, чтобы они подчинялись. Обе теории рассматривают людей как пассивных, делающих то, что их заставляет делать социальное давление. Однако Теория социального воздействия i игнорирует важность морального напряжения.
ЗАЩИТИТЕ СВОИХ СОТРУДНИКОВ
*Обратите внимание, существует множество других теорий, объясняющих послушание. Некоторые экзаменационные комиссии требуют, чтобы студенты изучали авторитарную личность. Но AQA включила авторитарную личность в спецификацию, чтобы вы могли узнать, почему она так несовершенна. Это определенно не так, потому что это хорошая теория. Поэтому я думаю, что это плохая альтернативная теория, которую можно предложить вместо Милгрэма, потому что она создает впечатление, что вы не знаете о ее ограничениях. Тем не менее, AQA поблагодарит A03 за использование ее в качестве альтернативной теории, так что делайте это, если это необходимо.
АВТОРИТАРНЫЙ РОДИТЕЛЬ
Теодор Адорно (1950) утверждает, что некоторые люди обладают «авторитарной личностью», потому что им нравится следовать правилам и подчиняться авторитетным фигурам. Но, наоборот, они также подавляли ярость из-за того, что в детстве подчинялись своим авторитарным родителям.