Типология — Психологос
Типология по К.Г. Юнгу
Типология по Юнгу — это система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Юнг хотел объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному. С этой целью он создал психологическую типологию на базе обширных исторических исследований типов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии. В отличие от более ранних классификаций, основывавшихся на наблюдениях за поведенческими стереотипами, которые, в свою очередь, определялись темпераментом человека или его физиологическими особенностями, юнговская модель связана с движением энергии и теми путями, по которым тот или иной человек привычно или предпочтительно ориентируется в мире.
«Целью психологической типологии не является классификация людей на категории — само по себе это было бы довольно бессмысленным делом. Ее цель, скорее, — обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Во-первых, это критический инструмент для исследователя, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии, если он стремится свести хаотический избыток индивидуального опыта к некоторому порядку. В этом отношении типологию можно сравнить с тригонометрической сеткой или, еще лучше, с кристаллографической системой осей. Во-вторых, типология — большой помощник в понимании широкого разнообразия, имеющего место среди индивидов, а также она предоставляет ключ к фундаментальным различиям в ныне существующих психологических теориях. И наконец, что не менее важно, это существенное средство для определения «личностного уравнения» практического психолога, который, будучи вооруженным точным знанием своих дифференцированной и подчиненной функций, может избежать многих серьезных ошибок в своей работе с пациентами. Предлагаемая мной типологическая система является попыткой, основанной на практическом опыте, дать объяснительную основу и теоретический каркас для безграничного разнообразия, которое до этого преобладало в формировании психологических понятий. В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда-нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать спорных интерпретаций, если психология не собирается остаться ненаучным и случайным конгломератом индивидуальных мнений» (ПТ, пар. 986 — 987).
Юнг различал восемь типологических групп: две личностные установки — интроверсию и экстраверсию — и четыре функции — мышление, чувство, ощущение и интуицию, каждая из которых может действовать интровертным или экстравертным образом.
Интроверсия и экстраверсия являются психологическими формами приспособления. В интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. В экстраверсии интерес направлен в сторону внешнего мира. В одном случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (предметы, другие люди, внешняя реальность) играют первостепенную важность.
«…на основе множества наблюдений и опытов я пришел к выводу о наличии двух основных установок или типов установки, а именно интроверсии и экстраверсии. Первый тип установки — в норме — характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение. Второй тип — в норме — характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации. В первом случае определяющую роль явно играет субъект, а во втором – объект» (ПБ, с. 77-78).
На практике продемонстрировать экстравертную и интровертную установки как таковые невозможно; в изолированном виде они просто не существуют. Принадлежность человека к тому или иному типу становится более очевидной лишь в связи с одной из вышеуказанных четырех функций.
Ощущающая функция устанавливает то, что нечто существует, мышление говорит нам, что представляет собой это нечто существующее, чувство сообщает, что чего стоит, а через интуицию мы получаем смысл того, что с этим может быть сделано. Любая функция сама по себе еще не является достаточной для упорядочивания нашего опыта относительно нас самих или окружающего нас мира, для этого, пишет Юнг, требуются все четыре:
«Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад: мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т. д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации» (ПТ, пар. 900).
На практике эти четыре функции оказываются представленными субъекту не в равной степени осознанной доступности; т. е. они не являются развитыми одинаковым образом или не дифференцированы у любого индивида одинаково хорошо. Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; Юнг назвал ее ведущей или первичной, доминирующей, в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. Разумеется, здесь речь не идет об оценочных суждениях типа «лучше – хуже». Ни одна из функций не может быть лучше, нежели любая другая. Ведущая функция выступает в том смысле, что у какого-либо человека она используется с наибольшей вероятностью; аналогичным образом, подчиненная вовсе не означает какой-либо патологии — она попросту используется гораздо меньше (или вовсе не используется) по сравнению с функцией «излюбленной».
Здесь позволительно задать вопрос, а что же тогда происходит с этими «малоиспользуемыми» функциями?
«Они пребывают в более или менее примитивном и инфантильном состоянии, зачастую осознаются лишь частично или даже и вовсе не осознаются. Относительно неразвитые функции составляют некую специфическую неполноценность, характеризующую любой тип и являющуюся интегральной (составляющей) частью его целостного характера. Односторонний акцент на мышление всегда сопровождается неполноценным чувством, а дифференцированное развитое ощущение вредит интуиции и наоборот» (ПТ, пар. 955).
В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым он относил мыслительный и чувствующий типы; ко вторым — интуитивный и ощущающий. Применение термина «иррациональный» не означает чего-то неблагоразумного, подразумевая лишь нечто выходящее за рамки рассудочного. Юнг комментирует:
«Лишь просто потому, что иррациональные типы подчиняют суждение восприятию, было бы совершенно неправильным считать их «неблагоразумными». Гораздо более правильным было бы сказать, что они являются в высшей степени эмпирическими. Ирациональные типы основываются исключительно на переживании — настолько исключительно, что, как правило, их суждения никак не могут поспеть за их переживаниями» (ПТ, пар. 6 \ 6).
Типология Юнга применима в терапевтической работе, так как представляет собой не схему статических характеристик, а систему динамики поведения.
Понятие типологии личности
2. 05.2011
Личность в качестве общенаучного и житейского термина означает:
- Индивид как субъект личностных отношений и сознательной деятельности;
- Устойчивая система социально значимых черт личности, определяющих индивида как члена того или иного сообщества.
В психологии под понятием личность подразумевается некое ядро, начало, соединяющее воедино разноплановые психические процессы индивида и сообщающее его поведению нужную последовательность и стабильность. В зависимости от того, в чем конкретно усматривается данное начало, теории личности разделяются на:
- психобиологические (У. Шелдон),
- биосоциальные (Ф. Олпорт, Карл Роджерс),
- психосоциальные {Альфред Адлер, Карен Хорни и иные неофрейдистские),
- психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзвнк и другие).
Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности. Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц, В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связывается с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества, в западной психологии распространены типологии, учитывающие преимущественно личностные показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Такова например типология Карла Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительностъ, переживание оценки, интуитивность, экстравертиеная или интраеертивная направленность.
Существует и типология, предложенная Эрихом Фроммом, который выделяет следующие элементы личности:
- накопительство,
- ориентация на обмен,
- восприятие,
- использование и др.
Отзвуки персонологических классификаций можно выявить во многих социально-психологических типологиях, в частности при построении типологии личности по признаку конформности личности относительно норм группы и общества, типологии направленности и управляемости личности.
В эмпирических исследованиях обладает силой типологизация — некая группировка испытуемых, сходных с определенным усредненным образом. Выделение многих характеристик, показателей, черт личности, например посредством факторного анализа, предоставляет возможность построить многомерное пространство признаков — личное пространство. Обращение психологов к проблемам типологизации личности вынуждено потребностью прогнозировать ее поведение и дальнейшее развитие, необходимостью разработки самых оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.
Ключевые слова: Личность
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме |
---|
Имплицитные теории личности (ИТЛ) Рождественская Н.А., Способы межличностного познания |
Биологическая теория личности Столяренко Л. Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Экстраверт и интроверт: различия, тесты Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство |
Макроструктура эмоциональной сферы личности … |
Вытеснение, самосознание, личность Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Что такое быть личностью? Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Аспекты развития личности. Познавательное развитие Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Эмоциональные качества личности Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Важнейшие секреты психотерапии: типология Юнга, эвдемонология и неуловимое искусство счастья Юнг в своей ставшей уже классической работе «
психологических типа » (1921). Люди иногда удивляются, узнав, что текст Юнга является основой для популярного Индикатора типов Майерса-Бриггса (MBTI) и менее известных Теста Грея-Уилрайта и Описи развертывания типов Зингера-Лумиса (SL-TDI). Хотя эти юнгианские системы типового тестирования могут быть интересны — формулируя сложные перестановки интроверсии, экстраверсии, чувства, мышления, ощущения, интуиции, суждения и восприятия — как практикующий глубинный психолог, я всегда находил основные понятия Юнга оТрадиционно, поскольку мы в западной культуре склонны придерживаться более экстравертной ориентации в жизни (по сравнению, например, с Индией и Азией), интроверты долгое время предвзято воспринимались как эгоистичные, нарциссические, патологически застенчивые или даже психотики. Но это иногда порочное негативное предубеждение в отношении интровертов и интроверсии начало меняться в последнее время, отчасти из-за растущего интереса к медитации и внимательности (двум формам интровертной деятельности), постепенно растущей популярности юнговской (интровертной) психологии, а также публикация различных недавних книг на эту тему, таких как «9» Марти Олсен Лэйни.
0003 Преимущество интровертов: как преуспеть в мире экстравертов (2002) и бестселлер блоггера PT Сьюзан Кейн, среди прочих. (См. пост Каина о том, кто более счастлив: экстраверты или интроверты.)Если, как предполагает поп-автор и консультант по отношениям Джон Грей (1992), мужчины и женщины, по-видимому, с разных планет, то интроверты и экстраверты должны быть из разных солнечных систем. В то время как мужчина и женщина, которые являются как экстравертными, так и интровертными типами, склонны, несмотря на их психобиологические гендерные различия, смотреть во взгляды друг на друга и разделять схожие ценности, экстравертный мужчина и интровертная женщина должны соединять не только свою противоположную сексуальную психологию, но и свою типологию. . (См. мой предыдущий пост.) Эта поляризующая комбинация или тип и пол могут представлять почти непреодолимые различия. Даже два человека одного пола, но противоположной типологии, имеют свою работу для них. Противоположности притягиваются и могут дополнять друг друга.
Например, жена может быть экстравертом, желая постоянно выходить в мир, иметь приключения, встречаться с людьми и т. д. Ее муж, с другой стороны, интроверт, для которого все это не представляет большого интереса. . Ему ничего не хочется, кроме как остаться дома и думать, читать, созерцать, мечтать. Его интровертное отношение ценит внутреннюю жизнь выше внешней; ее внешнее над внутренним. Его либидинозная энергия направлена внутрь, а ее направлена наружу. Вы видите, как это может нанести серьезный ущерб отношениям? Особенно когда ни одна из сторон не понимает, откуда исходит другая, с типологической точки зрения.
Вот быстрый, простой и, по моему опыту, довольно точный способ определить вашу собственную типологию: Когда вы чувствуете себя подавленным, напряженным, выгоревшим, усталым, подавленным, опустошенным или истощенным, что вы делаете (или хотите делать) чтобы чувствовать себя лучше? Что лучше всего подходит для перезарядки вашей психологической или духовной батареи? Как правило, на этот вопрос можно ответить двумя способами. Что у тебя? Обратите внимание на это сейчас. Мы скоро вернемся к этому.
Для Юнга было по существу два типа людей: интроверты и экстраверты . (См. мой предыдущий пост.) Это были термины Юнга, для которых он дает конкретные определения. Хотя его термин интроверсия сегодня широко используется как синоним застенчивости, интроверсия не обязательно является застенчивостью. Но существует тесная связь между застенчивостью и интроверсией, которую Юнг считал (и я полностью согласен) в значительной степени врожденной тенденцией. (Это сильно противоречит сообщению здесь о застенчивости, утверждающей, что врожденное влияние незначительно или вообще отсутствует!) Интроверсия — это обращение внутрь, к внутреннему миру идей, чувств, фантазий, интуиций, ощущений и других аспектов субъективного опыта. Интровертный тип находит большую часть своего смысла и удовлетворения не во внешнем мире людей, предметов, вещей, достижений, а во внутренней жизни, во внутреннем мире.
Интровертам обычно трудно общаться с внешним миром. Экстраверты имеют равные проблемы с вниманием к внутреннему миру. И оба сопротивляются этому, что часто становится хронической, привычной моделью избегающего поведения. Глубинная психология и особенно юнгианский анализ подчеркивают важность понимания, принятия и уважения собственной типологии. Также может быть полезно рассмотреть типологию значимых других: супругов, любовников, друзей, родителей, братьев и сестер, коллег и т. д. Центральным положением Юнга о типологии является то, что наш конкретный психологический тип является мощной линзой, через которую мы смотрим на жизнь. и определяет, как мы видим, относимся к реальности и интерпретируем ее. Что действительно поразительно, так это то, насколько принципиально и диаметрально различаются экстравертный и интровертный типы! По самой своей природе это радикально различные способы бытия-в-мире, противоположные отношения к жизни.
Конечно, ни один человек не является полностью интровертным или экстравертным. Это два крайних полюса в континууме, который мы все занимаем. Большинство из нас склоняются к экстравертной ориентации, помещая истинных интровертов в статистическое меньшинство в большинстве вестернизированных культур. Действительно, в нашей культуре интроверсию часто клеймят, патологизируют и считают ненормальной. Когда интроверсия крайне односторонняя, она может перейти в патологическую застенчивость, социофобию, шизоидную личность, аутизм или даже психоз: полную оторванность или диссоциацию от внешней реальности. Крайняя экстраверсия может проявляться в компульсивной активности, трудоголизме, мании и аддиктивном поведении (например, сексуальной зависимости), служащем цели избежать интроверсии или саморефлексии любой ценой. Некоторый ритмический баланс между интроверсией и экстраверсией необходим для психического здоровья. Интроверсия и экстраверсия, по-видимому, являются врожденными темпераментами или личностными чертами, которые могут находиться под влиянием окружающей среды.
Теперь вернемся к тому маленькому тесту, который вы прошли ранее. Если вы ответили, что все, что вы хотите сделать, чтобы заботиться о себе и перезарядить свой аккумулятор, это оставаться дома, читать книгу, принимать ванну, медитировать, слушать музыку и делать это в основном в одиночестве, вы, вероятно, склонны к интроверту. полюс. Вы, вероятно, как минимум на пятьдесят один процент интроверт. Как вы думаете, что говорит экстравертный тип? Вы, вероятно, более экстравертны, если дали типичный ответ: «Я хочу пойти куда-нибудь и побыть с людьми, пойти на вечеринку, сделать что-нибудь интересное». Видите ли, это то, что наполняет резервуар экстраверта, когда он пуст. Но для интроверта такая экстравертная деятельность, особенно когда он чувствует себя истощенным, представляет собой глубоко отвратительную перспективу. Как и перспектива самоанализа, тишины и уединения для экстраверта. Почему? Потому что, чтобы омолодить себя, восполнить свою энергию, интроверт должен интровертироваться. А экстраверт должен быть экстравертом. Это в их природе. Но также и потому, что все мы питаем первобытный страх и сопротивление бессознательному, или тому, что Юнг называл тень , которая содержит те недоразвитые аспекты нас самих, которые мы считаем «низшими» и не имеющими искупительной ценности. (См. мой предыдущий пост. )
Что происходит, когда кто-то либо не знает, какова его собственная типология, либо отвергает ее? Что делать, если вы не смогли ответить на вышеупомянутый вопрос, потому что вы еще не знаете, как перезарядить аккумулятор, не нашли то, что вам подходит? Или знаете, что обновит вас, но никогда этого не сделаете? Когда интроверты пытаются жить как экстраверты, у них возникают проблемы, потому что они утратили связь со своим истинным интровертным «я», восстанавливающей основу своего существа. То же самое можно сказать и об экстравертных типах, которые, желая быть более «духовными» или созерцательными, отсекают себя от материального мира. Каждый из них потерял связь со своим пробным камнем. Совершенно верно, что идея Юнга о индивидуация — процесс становления более сбалансированным и целостным — требует от интровертных типов развития и интеграции того, что он считал своей «низшей функцией», своей экстраверсии; а для экстравертных типов развивать способность к интроверсии. Для обоих типов это чрезвычайно трудная работа. То, что естественно для экстраверта, требует огромных усилий для интроверта. И наоборот. Но этого нельзя достичь, отрицая свою врожденную типологию и пытаясь заменить ее противоположностью. (Хотя в процессе индивидуации маятник может иногда сильно качаться из одной крайности в другую, прежде чем найдет равновесие.) Интровертный тип должен научиться быть экстравертом, оттачивая свои экстравертные навыки, но всегда останется интровертом. Точно так же экстраверты должны научиться быть интровертами, но всегда будут экстравертами. Баланс является ключевым. Как и в большей части психотерапии, речь идет о том, чтобы научиться принимать себя и заботиться о себе, а также признать, что отказ уважать свою типологию — и типологию других — в конечном итоге обречен на провал, бесполезен и деструктивен.
Наша типология сильно влияет на то, как мы одеваемся, укладываем волосы, украшаем дом, проводим свободное время, едим, спим (см. оценка искусства, наши религиозные убеждения и то, как мы видим мир. Когда наш выбор в таких фундаментальных вопросах, сознательный или бессознательный, близко совпадает с нашим врожденным типом личности, мы практикуем то, что в своей книге «Мудрость жизни» философ Артур Шопенгауэр (вслед за Аристотелем) называет эвдемонология: « упорядочивание нашей жизни таким образом, чтобы получить как можно больше удовольствия и успеха; искусство, теорию которого можно назвать эвдемонологией , поскольку оно учит нас, как вести счастливое существование». Таким образом, можно сказать, что признание, уважение и жизнь в гармонии с нашей врожденной типологией ( эвдемонизм ) является одним из важнейших секретов человеческого счастья.
Что такое семь типов и типология психосинтеза?
У всех нас есть врожденная психологическая ДНК, которая при правильных условиях прорастает, как семя.
«Семь типов» описывает эти психологические качества и их отличительные черты, чтобы вы могли распознать их в себе. С этим проницательностью и пониманием вы можете развивать их еще дальше.
Мы также создали типологический онлайн-профиль , где вы можете узнать свою личность и тип души и получить подробный отчет о том, как развивать свои основные человеческие качества. Посетите профиль здесь. www.jivayou.com/en/
Почему я такой чувствительный, почему я так много чувствую? Почему я должен контролировать? Почему мои эмоции так экстремальны, а мои страсти так сильны? Почему красота так важна для меня, даже больше, чем еда?
Семь типов: уважайте свои различия
Вы можете скачать введение и третью главу здесь
Время от времени большинство из нас задумываются о своих эмоциональных реакциях и психологической природе, особенно когда сравнивают себя с другими. Мы можем видеть себя в других людях, но если мы посмотрим поближе, то вскоре поймем, что все мы уникальны.
Каждый человек уникален и уникален. Даже братья и сестры разные, несмотря на то, что выросли в одинаковых условиях и принадлежат к одной семье. У всех нас есть уникальная модель развития. Ключом к воспитанию является забота о психологических семенах, с которыми мы родились. Тем самым мы поддерживаем и укрепляем заложенные в ребенке качества. Но это касается и всей нашей жизни. У всех нас есть нереализованные возможности, которые можно воплотить в жизнь.
Но что это за психологическая ДНК? Семь типов постулируют, что все является энергией: наши мысли, эмоции и тела являются энергией. Каждый человек излучает энергию, которая проявляется в виде наших психологических качеств.
Все мы излучаем разные виды энергии.
Мэдс ведет себя экстремально и агрессивно. Линия капризная, спонтанная и игривая. Антон полностью погружен в свои мысли и немного ботаник.
Когда мы пытаемся описать людей и даже самих себя, мы часто упускаем из виду более глубокие закономерности, лежащие в основе того или иного типа поведения. Аналогия — это то, как мы переживаем лес. Ботаник увидит и воспримет лес иначе, чем тот, кто ничего не знает о деревьях и растительной жизни. Ботаник увидит дуб, ясень и бук, а кто-то другой увидит только «деревья». То же самое верно для разных типов; наша проницательность и понимание позволяют нам оценить их уникальные качества.
Когда энергетические психологи смотрят на людей, они видят энергии, выраженные в различных типах психологического и физического поведения. Когда мы начинаем читать и понимать мир энергий, мы учимся понимать других людей. Мы осознаем свои собственные и чужие мотивы, мы понимаем себя и лучше сотрудничаем с другими.
«Семь типов» основаны на «Психосинтезе и эзотерической философии» Роберто Ассаджиоли и доработаны Кеннетом Соренсеном и Сореном Хауге. После многолетнего опыта и сотрудничества мы хотели создать новый язык и практический подход к работе с The Seven Types. Мы основали компанию www.jivaYou.com с командой ИТ-консультантов с целью предоставления онлайн-профилей идентичности, основанных на этой психологии.
Семь Типов как типы энергии
«Все есть энергия» — основной принцип, лежащий в основе Семи Типов; Вселенная, природа и человек — все это проявления энергии. Существует семь различных типов энергии, каждый из которых имеет свой отличительный характер. По отношению к человеку эти разные типы выражаются на всех уровнях человеческой личности.
Вот обзор семи типов, рассматриваемых как семь интеллектов:
Динамический тип выражает себя как волю, цель и амбиции. Лидеры, герои, первопроходцы — все они характеризуются такой энергией, они излучают мужество и решимость.
Чувствительный тип излучает чувство, сочувствие и понимание. Учителя, консультанты и целители выражают эту энергию и кажутся дружелюбными и сострадательными.
Ментальный тип излучает ум, перспективу и любопытство. Мыслители, коммуникаторы и торговцы принадлежат к этому типу, и они кажутся умными и проницательными.
Креативный тип выражает воображение, сочувствие и эстетику. Художники, медиаторы и терапевты окрашены этой энергией и излучают юмор и спонтанность.
Аналитический тип излучает логику, рациональность и знания. Исследователи, аналитики и ученые принадлежат к этому типу и кажутся серьезными и надежными.
Специализированный тип демонстрирует страсть, идеализм и активность. Активисты, романтики и защитники находятся под влиянием этой энергии и излучают энтузиазм и искренность.
Практичный тип выражает активность, организованность и практичность. Эта энергия влияет на администраторов, менеджеров проектов и предпринимателей, и они излучают эффективность и активность.
Посмотрите два видео с Карианн Стенсхаген и Кеннетом Соренсеном о том, как открыть свои качества, семь типов и эмпатию