как определить свой – Конструктор Успеха
Содержание
- Немного истории
- Что такое тип восприятия ❓
- Как определить свой тип восприятия
- Визуал
- Аудиал 🎵
- Кинестетик
- Дискрет
Что такое тип восприятия и как он влияет на вас, зачем нужно знать собственный тип восприятия и как его определить, чтобы использовать свои сильные стороны по максимуму — поговорим в статье.
Немного истории
Хотя сегодня это трендовая тема, само это понятие появилось много веков назад, еще в античные времена, в трудах мыслителей начиная с VI в. до н. э. Тогда они впервые описали разницу в восприятии информации своими учениками, но еще не пришли к единому мнению, как трактовать эти различия.
Вплоть до до XVIII в. ученые и мыслители рассматривали человека исключительно как часть социума, не слишком учитывая его индивидуальные психологические особенности. И только в восемнадцатом веке психологи Бентам и Смит ввели новый подход изучению психологии индивида и развили теорию, в которой большое значение придается принципу персональной выгоды. Так начала развиваться социальная психология, расцвет которой пришелся на XIX–XX вв. Тогда же стали появляться первые тесты, позволяющие определить тип восприятия информации человеком. Позже появилось отдельное направление социальное психологии, которая изучает эти процессы и явления — соционика.
Читайте также про типы темперамента.
Что такое тип восприятия ❓
Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.
Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.
Как определить свой тип восприятия
Есть разные способы определить свой тип восприятия. Вот некоторые из них.
- Самодиагностика. Постарайтесь проследить за своими мыслями. Как они приходят к вам в голову — это образы или запахи, ощущения или внутренняя речь, а может быть, вы слышите лишь звуки? Попробуйте определить доминирующий вид своей памяти: информацию в каком виде вам запомнить проще всего? Также проследите за своим словарным запасом: что повторяется чаще, какие ваши любимые слова и выражения? Обычно человек, имеющий определенный тип восприятия выбирает слова и словосочетания, характерные для этого типа. Но тут есть небольшая погрешность, поскольку употребление конкретных слов может зависеть и от других факторов.
- Прочитайте слова из списка и воспроизведите их по памяти в любом порядке: что первое придет вам в голову и каким образом вы представите этот предмет или явление? Какие предметы вы вспомнили и представили раньше, а какие — позже?
- Прохладный шелк
- Пианист, играющий на фортепиано
- Горькая микстура
- Мчащаяся на полной скорости машина
- Волна, которая разбивается об утес
Если сначала вы видите образы, скорее всего, вас можно назвать визуалом. Если сначала вы слышите звуки, а картинки приходят на ум позже, вы аудиал. Если вы представляете расположение этих объектов и свои ощущения от контактов с ними, вы кинестетик. Если же вам нужно проговорить слово, прежде чем представить его в уме — дискрет.
- Для определения типа восприятия есть специальные книги, а также тесты, но все они имеют некоторую погрешность. Например, есть тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Из любопытства вы можете пройти этот тест, но точный и достоверный ответ по вашему типу восприятия даст только психолог. Типы восприятия почти не встречаются в чистом, неразбавленном виде, то есть в мире практически нет 100% аудиалов или кинестетиков. Как правило, каждый из нас — это смесь 2-3 типов восприятия в разных пропорциях.
Возникает логичный вопрос, а в чем сильные и слабые стороны и как конкретно их применить? Чтобы ответить на него, разберем особенности каждого из существующих типов восприятия.
Основные типы:
- Визуальная — человек хорошо запоминает все, что можно увидеть на глаз, то есть видит и хорошо помнит картинки, предметы в комнате, их цвет и форму — При этом он может плохо воспринимать печатный текст, запахи, звуки.
- При слуховой человек хорошо различает голоса и любые звуки, обычно восприимчив к музыке.
- Кинестетическая означает доминирование тактильной информации. Он легко отличит вкус двух похожих блюд, ощущения от обработанной и необработанной шерсти. Он может не вспомнить, как вы выглядите, но будет помнить, что чувствовал, когда случайно дотронулся до вас рукой.
- Дигитальная предполагает навыки построения внутреннего диалога.
При этом доминирование одной системы еще не означает, что другая слаба. При определении типа восприятия речь идет об определении ведущей (но не единственной) системы, которая запускает основные процессы в вашем мозгу.
Согласно данным исследований, в России разделение примерно такое:
Визуал
Для визуалов главный канал восприятия окружающего — это глаза. При этом они, естественно, воспринимают также запахи, звуки, тактильные ощущения, но именно зрительные образы дают максимум информации. Такие люди в буквальном смысле “любят глазами”, для них важна внешность и вся внешняя атрибутика.
Чтобы помочь визуалу в процессе обучения, нужно воздействовать на его глаза — то есть по максимуму использовать картинки и меньше — устную речь. Для таких людей зрительные образы имеют огромное значение. Также можно рисовать схемы — это гораздо эффективнее, чем давать устные инструкции.
Читайте также про цветовой тест Люшера.
Аудиал 🎵
Аудиалы, напротив, прекрасно воспринимают все на слух. Для детей-аудиалов отлично подходит чтение книг вслух, а школьники этого типа повысят свои учебные результаты, если объяснить им тему устно, вместо того чтобы заставлять читать учебник.
Взрослому аудиалу важно проговаривать с все задачи с коллегами и начальниками вслух,а эффективная для визуала таблица или схема с инструкцией для него не сработает. Вообще такие люди — отличные слушатели. Настоящая находка для аудиалов – аудио-книги. И это отличный способ определить, что вы аудиал — если слушать книги нравится больше, чем читать их. Статистически аудиалов меньше всего.
Кинестетик
Для кинестетика лучшее подспорье — это тактильные ощущения, а также переживания. Они воспринимают любую информацию очень эмоционально, и в голове мгновенно связывают ее с ощущениями. С этими людьми бесполезно спорить и отстаивать свою точку зрения при помощи логики. Кинестетик должен иметь тактильный контакт, испытать эмоции и пропустить все через них. Совет кинестетикам — вызывать в воображении ощущения и уметь строить связь между ними и новыми данными.
Дискрет
Здесь главное оружие — факты и цифры, четкие доводы и железная логика. Люди такого типа встречаются нечасто, но по мнению психологов, в последнее время их становится все больше. Почему так происходит, точно неизвестно, но не исключено, что это представители нового виде эволюции. Совет дискретам — везде ищите логику, рисуйте схему и стройте логические цепочки, чтобы докопаться до сути вещей и получить ответы на все вопросы.
Протестировать себя и определить предрасположенность к тому или иному типу можно самостоятельно. Если же вы хотите узнать точный ответ, разобраться со своими сильными и слабыми сторонами, чтобы использовать их для повышения эффективности, лучше обратиться к профессионалу.
Читайте также про пирамиду потребностей Маслоу.
Типы восприятия в психологии: аудиал, визуал, кинестетик
Когда вы весенним ярким утром переступите порог дома и окажетесь на улице, что может привлечь ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, тёплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший волосы и взметнувший полы одежды? Или, может, ваше внимание привлечёт рёв соседской машины, и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберётся поставить на это чудовище надёжный глушитель?
Смею заверить вас, что вы не случайно выбрали объектом вашего внимания, прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук. В нашей жизни мы естественно используем для понимания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим. Эта врождённая способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный, — и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врождённого приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.
Жизнь подвигает родителя на величайший труд — сформировать у ребёнка должное представление об окружающем мире. Упростить задачу поможет понимание такого важнейшего механизма, как восприятие. При первом рассмотрении всё просто – нам даны три канала: зрение, осязание и слух, которые исследует наука нейрофизиология. Учёными установлено, что один из трёх каналов становится ведущим, а остальные два – вспомогательными. Если ведущим каналом является слух – человека называют аудиалом, если зрение, то – визуалом, и кинестетиком, если речь идёт об осязании.
Взгляните на своего ребёнка чуть более внимательно, и вам станет понятно кто он – аудиал, визуал или кинестетик.
Дети, познающие мир через звук, аудиалы, довольно рано начинают говорить и, в отличие от своих сверстников, имеют большой словарный запас. Такие малыши очень любят слушать и рассказывать сказки, декламировать стихи, петь песенки, легко идут на контакт как с детьми, так и со взрослыми. В силу своей хорошо развитой слуховой памяти, они быстро запоминают то, что услышали, будь то интересная история или учебный материал.
У детей визуалов отличная зрительная память. Их может беспокоить то, как они выглядят: чистая ли у них одежда, подходит ли она им по цвету. Вообще всё, что имеет размер, форму и цвет, запоминается такими детьми очень быстро, потому, что думают они образами, а для лучшего усвоения материала им необходимы наглядные пособия: картинки, плакаты-схемы, чертежи.
О детях кинестетиках можно сказать, что они «видят мир руками». Малыши рано начинают ходить, и пусть они немного позже начинают говорить, зато физически они более развиты, чем их сверстники. Своё миропонимание они берут из движения, жестов и мимики. Любимые занятия таких детей конструирование, детские пазлы, различные соревнования или просто весёлая возня с друзьями, ведь они очень активны. В школе кинестетикам порой бывает трудно привыкнуть к ограничениям в движении, этим непоседам сложно усидеть на месте.
Если вы смогли определить ведущий канал, вам будет проще понять, как помочь вашему ребёнку легче овладевать информацией.
Визуальный, слуховой и кинетический типы восприятия
Значительная часть нашего потенциала, определяющего последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом. Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, а также отсутствие интереса ко многим школьным предметам, вполне обоснованно предполагают обратное. Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьёзные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов, так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого самыми престижными университетами чуть ли не автоматом, которые так и не смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей и педагогов есть возможность избавить ребёнка от столь печальной судьбы.
На протяжении нашей жизни мы познаём окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую, или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию – глазами, ушами или посредством осязания. Для описания способов познания мира детьми используют такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель».
Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками и успешной учёбой ребёнка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребёнка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьёзного внимания со стороны родителей и педагогов!
Есть ли какая-то связь между полом ребёнка и приобретённым способом познания?
Существует мнение, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики. Однако однозначно утверждать это нельзя. Девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас, и говорить они начинают раньше мальчиков. В то же время, у мальчиков наблюдаются более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое чувство пространства, чем у девочек.
Таким образом, мальчики чаще всего относятся к «зрителям», обладающим навыками, которые затем помогут им в школе, или к «деятелям», которым учение не будет даваться легко. Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин – спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например «зритель-деятель», «зритель-слушатель». Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, вполне определённый и чётко выраженный, способ познания.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Какие существуют 4 типа восприятия? — Словарь
Виды восприятия
- Зрение.
- Прикосновение.
- Звук.
- Вкус.
- Запах.
Просто так Что такое хороший пример восприятия? Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпечки булочек с корицей , возникает ощущение, что обонятельные рецепторы обнаруживают запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет как хлеб, который бабушка пекла, когда семья собралась на праздники».
Каковы 5 стадий восприятия? Когда мы смотрим на что-то, мы используем восприятие или личное понимание. Существует пять состояний восприятия: стимуляция, организация, интерпретация, память и припоминание .
также Каковы 3 элемента восприятия? Процесс восприятия состоит из трех стадий: сенсорной стимуляции и отбора, организации и интерпретации .
Что такое теория восприятия Гибсона?
Теория Гибсона «снизу вверх» предполагает, что восприятие включает врожденные механизмы, выкованные эволюцией, и обучение не требуется . Это говорит о том, что восприятие необходимо для выживания — без восприятия мы жили бы в очень опасной среде.
Что такое восприятие в повседневной жизни? Связать восприятие с нашей повседневной жизнью может быть проще, чем можно подумать, то, как мы видим мир и все, что нас окружает, напрямую влияет на наши мысли, действия и поведение. Это помогает нам связывать вещи друг с другом и быть в состоянии для распознавания ситуаций, объектов и шаблонов.
Каковы 3 стадии восприятия?
Процесс восприятия состоит из трех стадий: сенсорная стимуляция и отбор, организация и интерпретация .
Является ли восприятие тем же, что и мышление? Восприятие – это обработка раздражителей органов чувств. Это включает в себя сложные мозговые процессы, такие как распознавание объектов. Мышление — это обработка идей на наиболее сознательном уровне и включает в себя образы.
Каковы 4 стадии процесса восприятия?
Тест на 4 стадии процесса восприятия.
- выбор.
- организация.
- интерпретация.
- переговоров.
Что такое ментальное восприятие? Согласно Праджнякарагупте, ментальное восприятие — это познание, которое определяет объект как «этот» (идам ити джнанам). В отличие от Дхармакирти, он считает, что ментальное восприятие следует не только за чувственным восприятием внешнего объекта, но также и за осознанием внутреннего объекта.
Каковы основные компоненты восприятия человека?
Существуют четыре основных компонента социального восприятия:
Какой первый шаг в процессе восприятия? Выбор — это первый шаг в восприятии, и интенсивные стимулы часто привлекают наше внимание.
Что изучала Элеонора Гибсон?
Узнать больше.
Элеонора Джек Гибсон (7 декабря 1910 — 30 декабря 2002) была американским психологом, который сосредоточился на развитие чтения и перцептивного обучения у младенцев .
Чем известна Элеонора Гибсон?
Гибсон был психологом-экспериментатором, внесшим значительный вклад в области восприятия, развития младенцев и чтения. … Гибсон написала много книг, наиболее известными из которых являются « Принципы перцептивного обучения и развития» (1969) и «Психология чтения», которую она написала вместе с Гарри Т.
Что такое конструктивистская теория восприятия Грегори? Конструктивистская теория восприятия Ричарда Грегори утверждает что прошлые знания и опыт являются наиболее важным фактором при осмыслении окружающего мира . Грегори предположил, что восприятие работает, делая разумные предположения о том, что мы видим, основываясь на том, что это, скорее всего, будет.
Почему восприятие важно в нашей жизни? Восприятие очень важно для понимания человеческого поведения, потому что каждый человек воспринимает мир и подходит к жизненным проблемам по-разному . … С помощью восприятия можно определить потребности различных людей, потому что на восприятие людей влияют их потребности.
Почему так важно восприятие человека?
Замечать и интерпретировать поведение другого человека — признанный навык. … Наличие хороших навыков восприятия человека жизненно важно для качества разговора и положительных результатов . Десятилетия исследований показали, что более точное восприятие других напрямую связано с удовлетворением и продуктивным взаимодействием.
В чем разница между знанием и восприятием? Как существительные разница между восприятием и знанием
заключается в том, что восприятие — это сознательное понимание чего-то, а знание — это (устаревшее) признание.
Каковы три характеристики восприятия?
Восприятие включает в себя множество атрибутов, но три наиболее признанных свойства восприятия включают постоянство, группировку (особенно гештальт-принципы) и эффект контраста .
Как я могу улучшить свое восприятие? стратегии улучшения навыков восприятия: 7 стратегий
- Точное знание себя: …
- Делайте акцент на других: …
- Позитивное отношение: …
- Отложить формирование впечатления: …
- Открытое общение: …
- Сравнение своего восприятия с восприятием других: …
- Внедрение программ управления разнообразием:
Как в уме формируются восприятия?
Наше восприятие основано на том, как мы интерпретируем различные ощущения . Процесс восприятия начинается с получения стимулов из окружающей среды и заканчивается нашей интерпретацией этих стимулов. … Когда мы обращаем внимание или выбираем одну конкретную вещь в нашем окружении, она становится посещаемым стимулом.
Что такое проверка восприятия при общении? Проверка восприятия включает в себя способность описать, что происходит в данной ситуации , дать несколько интерпретаций событий или поведения, а также задать себе и другим вопросы для уточнения. Некоторые из этих процессов происходят внутри наших голов, а некоторые происходят во время взаимодействия.
Какой частью речи является восприятие?
глагол (используется с объектом), воспринимаемый, воспринимающий. осознать, узнать или идентифицировать с помощью органов чувств: я увидел объект, вырисовывающийся сквозь туман. узнавать, различать, представлять или понимать: я улавливаю нотку сарказма в вашем голосе.
Типы и примеры – Viquepedia
Нарушения восприятия или аберрации являются общими признаками психических и неврологических заболеваний. Здоровые люди также испытывают случайные нарушения восприятия, но наличие частых или интенсивных аберраций указывает на серьезное системное заболевание.
Нарушения восприятия возникают во всех сенсорных модальностях. Они включают неверные интерпретации и искажения стимулов окружающей среды, а также галлюцинации, вызванные самим собой.
Пациенты различаются по своей способности объяснять свои субъективные перцептивные переживания. Мозг постоянно получает большие объемы перцептивной информации через пять особых органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние; проприорецепторы мышц, суставов и внутренних органов; и вестибулярный аппарат.
Большая часть этой информации обрабатывается бессознательно, и только небольшая часть достигает сознательного сознания в любой момент времени. внешний объект внутренне представлен сенсорным восприятием , которое в сочетании с памятью и опытом создает осмысленное внутреннее восприятие в сознательном уме.
В здоровом состоянии мы можем четко различать восприятия, которые представляют реальные объекты, и те, которые являются результатом внутренних образов или фантазий, которые могут быть живо переживаемы в уме, но распознаются как нереальные.
Аномальные перцептивные переживания можно разделить на две подгруппы:
- Измененные восприятия, включая сенсорные искажения и иллюзии Открывается в новом окне , при которых происходит искаженное внутреннее восприятие реального внешнего объекта.
- Ложные восприятия, включая галлюцинации Открывается в новом окне и псевдогаллюцинации, при которых происходит внутреннее восприятие без внешнего объекта.
Сенсорное искажение
Сенсорное искажение представляет собой изменение воспринимаемой интенсивности или качества реального внешнего раздражителя. Они связаны с органическими состояниями, а также с приемом или отменой наркотиков.
Гиперакузия (восприятие звуков как ненормальное) и микропсай (восприятие объектов как меньших и удаленных, как если бы вы смотрели не в тот конец телескопа) являются примерами сенсорных искажений.
Иллюзии
Иллюзия определяется как «неверная интерпретация сенсорного стимула».
Иллюзии Открывается в новом окне возникают в условиях невнимательности, низких сенсорных раздражителей и более низкого уровня сознания или тревожного состояния. Иллюзии не имеют диагностического значения и отличаются от галлюцинаций наличием раздражителя.
Галлюцинации
Галлюцинация определяется как «ложное восприятие, которое не является сенсорным искажением или неправильным толкованием, но которое происходит одновременно с реальным восприятием».
Человек верит и реагирует на галлюцинации как на реальное восприятие. Галлюцинации описываются в соответствии с задействованной сенсорной модальностью.
- Слуховые галлюцинации
Это наиболее распространенный тип галлюцинаций у психически больных.
- Пациент может слышать четкие голоса, разговаривающие с пациентом ( галлюцинация второго лица ),
- разговаривают между собой о пациенте ( галлюцинация от третьего лица ),
- комментирование деятельности пациента ( ход комментариев типа галлюцинаций ),
- или инструктаж пациента ( управление галлюцинацией ).
- Зрительные галлюцинации
Встречаются реже, чем слуховые галлюцинации. Больной может видеть людей, предметы или животных, а иногда и целую сцену, как в кино ( живописная галлюцинация ).
Их присутствие при отсутствии слуховых галлюцинаций должно вызвать подозрение на какое-то органическое заболевание головного мозга.
- Обонятельные и вкусовые галлюцинации
Обонятельные и вкусовые галлюцинации связаны с обонянием и вкусом соответственно.
Их изолированное присутствие должно вызвать подозрение на височную эпилепсию или другое органическое заболевание головного мозга. Они могут присутствовать при шизофрении.
- Тактильные галлюцинации
Это могут быть поверхностные ощущения над или под кожей ( тактильные или тактильные галлюцинации ) или ощущение давления, разрывания или скручивания в глубоких внутренних органах ( висцеральная галлюцинация ).