Торндайк бихевиоризм: Бихевиоризм Э. Торндайка

8. Бихевиоризм (э. Торндайк, д. Уотсон, б. Скиннер) и необиохевиоризм (э. Толмен).

Бихевиоризм – направление теор. и эксперимент, психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в амер. психологии на основе идей И.П. Павлова, Дж.Б. Уотсона, Э.Л. Торндайка. Представители этого направления – Э.К. Толмен, Э.Р. Гутри, К.Л. Халл, Скиннер, Н.Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению эксперимент, процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоризма явл. процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В бихевиоризме изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенч. образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, предста-вители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды. Формирование личности рассматривается бихевиористами как результат науче-ния: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Осн. типы научения: классическое (И.П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И.П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как ана-лиз физиологичексих механизмов влечений. Различают первичные (физиологичческие) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичн. подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию.В русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапев-тическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивали Ай-зенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин.

Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр., учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротич. поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных потребностей, травмы, неподдерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.Бихевиоральная психотерапия является симптоматической и строится как про-цесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обу-чение социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классического обу-словливания построены такие методы, как систематическая десенсибилизация, авер-сивная психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения.
Моделирование в большей степени опирается на имитацию. Арсенал современных ме-тодов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного подхо-да.

Бихевиоральная психотерапия критикуется представителями других направле-ний за игнорирование базисных внутриличностных конфликтов, невнимание к проблеме терапевтических отношений, манипулятивный характер практических методов, неличностную ориентацию.

50. Истоки возникновения бихевиоризма. Работы э. Торндайка

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре образовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. (Отсюда и название – от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия» – связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных».* Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. * Эту работу И.П.Павлов считал пионерской в объективных исследованиях поведения.

Впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале по ведения. Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе путями.

Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души».

Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой.

Закон эффекта Торндайка | Определение и примеры

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Коннекционизм (Эдвард Торндайк) — InstructionalDesign.

org

Теория научения Торндайка представляет собой первоначальную SR-структуру поведенческой психологии: научение — это результат ассоциаций, формирующихся между стимулами и реакциями. Такие ассоциации или «привычки» усиливаются или ослабевают в зависимости от характера и частоты пар S-R. Парадигмой теории S-R было обучение методом проб и ошибок, при котором одни реакции доминируют над другими из-за вознаграждения. Отличительной чертой коннекционизма (как и всей поведенческой теории) было то, что обучение можно было адекватно объяснить, не обращаясь к каким-либо ненаблюдаемым внутренним состояниям.

Теория Торндайка состоит из трех основных законов: (1) закон эффекта – реакции на ситуацию, за которыми следует благоприятное положение дел, будут усиливаться и становиться привычными реакциями на эту ситуацию, (2) закон готовности – ряд ответы могут быть объединены в цепочку для достижения какой-то цели, которая вызовет раздражение, если ее заблокируют, и (3) закон упражнения — связи укрепляются с практикой и ослабевают, когда практика прекращается. Следствием закона эффекта было то, что реакции, снижающие вероятность достижения состояния вознаграждения (т. е. наказания, неудачи), будут уменьшаться в силе.

Теория предполагает, что перенос обучения зависит от наличия идентичных элементов в исходной и новой учебных ситуациях; т. е. перенос всегда специфический, а не общий. В более поздних версиях теории было введено понятие «принадлежность»; связи устанавливаются легче, если человек понимает, что стимулы или реакции идут вместе (см. Принципы гештальта). Еще одним введенным понятием была «полярность», указывающая на то, что связи легче возникают в том направлении, в котором они были изначально сформированы, чем в противоположном. Торндайк также ввел идею «распространения эффекта», т. е. вознаграждения влияют не только на соединение, которое их произвело, но и на смежные во времени соединения.

Заявка

Коннекционизм задумывался как общая теория обучения животных и людей. Торндайк особенно интересовался применением своей теории к образованию, включая математику (Торндайк, 1922 г. ), правописание и чтение (Торндайк, 1921 г.), измерение интеллекта (Торндайк и др., 1927 г.) и обучение взрослых (Торндайк и др., 1928 г.). ).

Пример

Классическим примером S-R теории Торндайка был кот, который учился выбираться из «коробки-головоломки», нажимая рычаг внутри коробки. После долгих проб и ошибок кошка учится ассоциировать нажатие рычага (S) с открытием двери (R). Эта связь S-R устанавливается, потому что она приводит к удовлетворительному положению дел (побег из коробки). Закон упражнения указывает, что связь была установлена, потому что спаривание S-R происходило много раз (закон эффекта) и вознаграждалось (закон эффекта), а также образовывало единую последовательность (закон готовности).

Принципы
  1. Обучение требует как практики, так и вознаграждения (законы действия/упражнения)
  2. Серия соединений S-R может быть объединена в цепочку, если они относятся к одной и той же последовательности действий (закон готовности).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *