Учитель не для России: как живут педагоги в эмиграции
- Наталия Зотова, Мария Киселева
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
В 2022 году из России уехали сотни тысяч человек — из-за войны и мобилизации. Среди них и школьные учителя — многие из них были против войны, не хотели рассказывать детям о «героях спецоперации» и насаждать «патриотизм». Каких педагогов потеряла Россия и как оказавшиеся в эмиграции российские учителя продолжают заниматься своей профессией?
3 марта руководителю московской Школы-мастерской Наталии Сопруновой позвонил ее взрослый сын Матвей и рассказал о слухе: в России вот-вот введут военное положение и объявят мобилизацию.
Школа-мастерская — экспериментальный проект, маленькая частная школа с особым подходом к детям. В школе в тот день должны были быть педсоветы. Но вместо этого учителя принялись искать авиабилеты в безвизовые страны.
«Мы оказались единомышленниками и в этом вопросе: у нас уехало 50% учеников и 75% учителей», — вспоминает теперь Сопрунова.
Когда в тот день Наталия вернулась домой, перед ней встала абсолютно незнакомая задача: за ночь собрать вещи навсегда.
«Нас четверо — и восемь маленьких чемоданчиков. И я не понимаю, что это такое — собираться в такую эмиграцию. То ли зимнее пальто дочке взять, хотя мы едем в Ереван и там уже тепло, то ли снять портрет дедушки со стены… Мы считали, что никогда сюда не вернемся, не увидим, не услышим. Самолет был переполнен людьми, все бодрились, даже шутили, но видно было, что все растеряны и испуганы. Еще ковид был, под маску хорошо затекали слезы, их можно было спрятать».
Из Армении семья Сопруновой перебралась в Ригу, где у них родственники. Школы-мастерской — какой ее семь лет строили педагоги — больше нет. Оставшихся в Москве детей приняла другая школа. Впрочем, учителя Школы-мастерской продолжают преподавать онлайн: и своим ученикам, разъехавшимся по миру, и другим детям эмигрантов. Учебу в местных школах эти уроки не заменяют: они охватывают лишь ту часть российской программы, которую сами педагоги считают актуальной и ценной.
Привыкать к обычным школам их бывшим ученикам, вероятно, непросто. Школа-мастерская была особенной. Они полностью отказались от соревновательности и конкурентности в преподавании: Сопрунова уверена, что учеба как бесконечная гонка за пятерками подходит далеко не всем детям. От традиционных школьных оценок старались уйти, заменяя их специальными табелями или письмами родителям. Влиться в коллектив детям помогали многочисленные психологи. Уроки были совместными исследованиями, обсуждениями: Сопрунова строила занятия как дискуссионный клуб, а учитель дирижировал дискуссией.
«Не могу работать там, где окна украшают буквой Z»
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В России Наталия Сопрунова ходила на протестные митинги, но уже не питала иллюзий о происходящем в стране: «Болотная площадь [большая акция оппозиции 6 мая 2012, завершившаяся беспорядками и уголовными делами] и убийство Немцова [27 февраля 2015 года] убедили меня, что страна никогда не будет такой, как мы мечтаем. Хотя я думала, что возможны отдельные всплески свободы, чего-то хорошего. В 2014 году я открыла новую школу. Я верила, что можно, нужно и важно хотя бы что-то локальное делать».
Школа-мастерская была камерной: она занимала всего один этаж в здании, а каждый год набирали класс всего из 14 человек. Поначалу она формально была частью известной московской 57-й школы, но потом, как говорит Наталия, ее проект «отпочковался».
Так Школа-мастерская жила и развивалась семь лет. Но после начала войны у Наталии рухнула надежда на то, что хотя бы маленькие хорошие проекты могут в России выжить. Сопрунова убеждена, что если бы они с коллегами не уехали в марте, после слуха о военном положении, то к лету Школа-мастерская все равно бы перестала существовать.
«Я не верю больше. Затягивать [отъезд] — это было бы как отрезать хвост по частям», — говорит она.
Школы в России — и частные, и государственные — много лет сталкивались с нарастающим давлением государства. А после полномасштабного российского вторжения в Украину многие учителя поняли, что в образовании начнут закручивать гайки. И оказались правы. Уже в апреле министр просвещения Кравцов пообещал ввести классные часы о «текущих событиях», чтобы не оставлять детей «наедине с информационной войной». Так в школах появились «Разговоры о важном». Учебная неделя теперь начинается с поднятия российского флага под гимн, а в курс по истории для девятиклассников вошло признание независимости самопровозглашенных ЛДНР и даже строительство Крымского моста.
«С самого начала войны я ждал, что скоро будут запрещать с детьми разговаривать на эту тему. И так оно и получилось, — вспоминает учитель физики Даниил из Тюменской области. — Буквально через неделю-две нам рассказали, что надо быть аккуратнее в выражениях. Начали происходить такие а-ля политические беседы, связанные с разъяснением педагогам, что на самом деле ситуация нормальная, правительство наше выполняет свою функцию, вот это все. Аргументы были из телевизора».
Даниил считает, что с учениками нужно быть максимально честным, чтобы построить нормальные отношения. Врать он не хотел, в России больше в безопасности себя не чувствовал. Весной они с девушкой решили уезжать.
«Честно говоря, было очень тяжело расстаться с детьми, — вспоминает он. — Я должен был понять, что я их не просто бросаю, что дети без меня не пропадут. И к этому выводу я, конечно же, пришел, когда в детском коллективе видел детей, которые не поддаются на пропаганду. То есть они понимают, что то, что делает Россия, — неправильно, что это нужно остановить».
Для учительницы младших классов Марии Гожей из Ростова-на-Дону последней каплей стал «Дневник школьника Ростовской области», который она увидела в мае. На каждой странице там был изображен герой: космонавт, спасатель или военный. В основном это были бойцы времен Великой Отечественной, но нашелся и участник Первой чеченской, и сержант, погибший в «миротворческой миссии в городе Цхинвал в 2008 году». Школа Марии настаивала, чтобы родители покупали именно этот дневник детям.
«И это меня ужаснуло. А учитель обязан еще рассказывать каждую неделю про одного этого героя. Я до этого момента думала, что останусь, потому что детям нужны учителя, которые будут нести свет и учить думать. Тут я это увидела и поняла, что нет, я не смогу».
Один из основателей проекта «Учитель для России» Федор Шеберстов тоже уехал. Идея проекта в том, чтобы отправлять молодых педагогов в глубинку, чтобы они приносили в сельские школы новые идеи, свежую кровь. И до войны «патриоты» вроде Никиты Михалкова обвиняли проект в сотрудничестве с Западом, но он все-таки продолжил действовать в России. А Федор теперь работает в Ташкенте. После начала войны он перестал понимать, к какому будущему они готовят детей в России.
«Что ты сможешь сделать с этой своей математикой, ради чего идти в спецшколу или на физтех?» — рассуждает он.
Андрей, учитель английского из Брянска, уволился в марте. «Я, как я понимаю, единственный, кто из школы ушел. Я уволился и буквально через пару недель встретил коллегу. У нас были очень хорошие отношения, я помогал ей с некоторыми вопросами, в том числе и личного характера. Она поинтересовалась, чего это меня давно не видно было. Я напрямую сказал, что я не могу работать там, где окна украшают буквой Z. Она фыркнула и быстрым шагом удалилась. То есть, я так понимаю, меня заклеймили предателем».
Учителя в своих опасениях были правы. Если бы они остались работать, то стали бы свидетелями того, как программа становится все более идеологизированной: министр просвещения Кравцов пообещал, что раздел про спецоперацию в Украине будет включен в школьные учебники истории. И, возможно, им бы пришлось руководить написанием писем на фронт. Школьники теперь занимаются этим регулярно. Написанное детьми цензурируют: это обнаруживается, когда кто-то из детей желает солдату никого не убивать вместо благодарности за «защиту Отечества», и поднимается скандал. Так произошло, например, с пятиклассником из Екатеринбурга.
В Костромской области школьницы шьют платки для армии с молитвами и буквой Z. А в Карелии учительница заставила семиклассника просидеть весь урок лицом к стене из‑за худи с флагом США.
Впрочем, чаще такие случаи бывают инициативой отдельной школы или местных чиновников. Хорошие школы (и государственные, и частные) все еще существуют и ухитряются оградить детей от пропаганды: например, использовать те же «Разговоры о важном» как лишний час подготовки к ЕГЭ.
И, разумеется, уехали не все несогласные с войной педагоги. Учителей в России регулярно штрафуют за дискредитацию вооруженных сил — то за высказывание на уроке, то за антивоенную аватарку в соцсети. 45-летняя учительница в Челябинской области получила штраф за пацифистские плакаты, которые развесила в подъезде дома. А на учительницу английского в Москве составили протокол за одиночный пикет со словом «Мир».
«Ходишь по улицам, встречаешь знакомых учителей»
Один из основателей «Учителя для России» Федор Шеберстов переехал в Узбекистан. Он уже запустил проекты «Учитель для…» в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане.
Возможностей в новой стране много: «Прекрасная жизнь здесь. Страна развивается семимильными шагами. Вот все, что запрещали в России последние полгода, здесь многое из этого за последние полгода разрешили, — рассказывает Федор. — Российские учителя в почете, и части [переехавших] здесь легко найти работу. Жизнь все-таки существенно дешевле, чем до сих пор еще в Москве и в Европе. Здесь великолепное учительское сообщество. Просто ходишь по улицам, встречаешь знакомых учителей».
Даниил из Тюменской области устроился в частную школу в Алматы. Ученики любознательные и открытые даже к малознакомым людям, заметил он.
Андрей, учитель из Брянска, перебрался в Бишкек. Он тоже попал в частную школу, причем работу нашел вообще случайно: в маршрутке услышал разговор двух педагогов. «Деликатно вмешался в разговор. Поинтересовался, а нет ли в их школах вакансий? И они мне порекомендовали одну из частных школ, в которой работает их коллега. Как раз они переезжали в новое здание и расширялись. Я откликнулся на вакансию, пришел на собеседование и, в общем-то, меня приняли».
В Центральной Азии российским учителям так легко найти работу в том числе потому, что русский остается там популярным языком межнационального общения. В Кыргызстане на нем говорит 48% жителей. В Казахстане, согласно переписи 2009 года, русским и вовсе владеет больше людей, чем казахским. Во всех трех странах много школ и вузов, где преподают на русском.
Собеседники Би-би-си устроились в частные школы, где и зарплаты выше, и дети из благополучных семей. Скорее всего, их опыт отличается от картины мира обычного учителя в этих странах.
К тому же нельзя сказать, что педагоги переселились из российской диктатуры в развитые демократии. В Казахстане в 2022 году были протесты против власти, закончившиеся гибелью более 200 человек. Узбекистан занимает 133-е место в рейтинге свободы прессы: это внизу списка, после Южного Судана и Уганды. Впрочем, Россия в этом рейтинге стоит еще ниже.
В Кыргызстане со свободой слова дела получше: страна стоит на 72-м месте в рейтинге, рядом с Японией. Зато сейчас там судят 30 правозащитников и активистов, выступавших против передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану. Их обвиняют в подготовке к массовым беспорядкам, но общественники называют это дело политическим.
И если Казахстан экономически развит примерно как Россия (не считая последствий санкций), то Кыргызстан и Узбекистан — бедные страны с низким уровнем жизни.
Учителя и ученики вместе красили стены
Бывает, что учителя на новом месте не встраиваются в местную жизнь, а строят школу с нуля. Так поступила Марико Монахова — учительница географии из московской школы «Белая ворона».
Монахова — географ, она долго работала в корпоративном секторе: в компаниях, которые занимались космической съемкой, также работала в госструктурах. Однако в своей работе она видела бесконечные попытки коллег «обворовать государство вместо того, чтобы сделать что-то классное». Тогда Монахова решила уйти на более осмысленную работу — в школу к детям.
«Я поняла, что это единственное, что я могу сделать для страны. Я могу взять поколение детей, которых я изначально воспитаю так, что они будут профессионалами, что им будет интересно. Они будут понимать, что они делают и зачем…. Им будет классно, они будут счастливыми людьми. А счастливые люди никогда не будут воевать», — говорит Монахова.
Эти надежды рухнули 24 февраля. Оставаться в стране, развязавшей войну, Марико не могла, и в марте она уехала в Черногорию.
Весной Монахова продолжала заниматься со своими учениками онлайн: чтобы у детей оставалась какая-то стабильность и не было чувства, что мир рухнул. А затем договорилась с местной частной школой — единственной в Черногории русскоязычной школой с аккредитацией, которая выдает выпускникам черногорские аттестаты — что откроет ее филиал в городе Херцег-Нови. Мэр города, к которому обратилась Монахова и команда, предложил им здание бывшей начальной школы, которая уже несколько лет не работала — после тендера удалось его занять. Так появилась школа Adriatic Novi, где дети могут учиться на русском и при этом получить черногорский аттестат.
Старому зданию школы требовался ремонт, и в августе учителя, ученики и родители вместе красили стены, дети нарисовали граффити на стенах спортплощадки. Школа должна быть пространством, где детям классно, уверена Марико. А идти в сентябре в новую школу уже не страшно, если в августе ты помогал это пространство создать, объясняет она.
Сима Власова переехала в Тбилиси на третий день войны: беременная, с мужем и семилетним сыном. Поначалу было вообще непонятно, как жить. Сын-первоклассник оказался за границей посреди учебного года. В марте Сима отдала ребенка в местную школу, но ему там было некомфортно. К тому же из-за наплыва приезжих школа была перегружена. Грузия — одна из самых популярных стран у тех, кто покинул Россию по политическим причинам: и до, и после начала полномасштабной войны.
- «Привет русским дезертирам». Как в Грузии встречают новую волну россиян
- Виза на остров свободы? Как в Грузии спорят о наплыве российских мигрантов
Поначалу Власова хотела договориться с другими родителями-эмигрантами и нанять учительницу для их детей. Но желающих отдать детей на такую учебу оказалось гораздо больше, чем могла бы вытянуть одна учительница. Так появился Your Way: русскоязычные курсы для детей начальных классов. Теперь там учатся россияне, белорусы, армяне и даже граждане Израиля.
Власова училась когда-то в педагогическом, но никогда не работала в школе: последние годы в Москве она занималась дизайном в Сбербанке. «Я не методист», — сразу признается она. И добавляет, что в Тбилиси удалось собрать классную команду из российских, грузинских, украинских педагогов — и вместе создать что-то получше обычной началки.
Your Way — центр Симы — школой назвать нельзя: у нее пока нет аккредитации в Грузии, хотя Власова и надеется ее получить. Это значит, что аттестаты Your Way не выдает. Но можно дистанционно прикрепиться к российским школам и раз в четверть сдавать аттестацию. А можно — по российским законам — вообще только в девятом классе сдать экзамены и продемонстрировать, что все эти годы ребенок действительно учился.
Некоторые семьи, с которыми работает Сима, не знают, где окажутся через несколько лет: вероятно, дети продолжат обучение в другой стране с другими правилами. Во многих европейских странах дети поступают в школы на основании экзаменов: значит, главное, чтобы у них были реальные знания.
«У нас такое место, откуда дети не хотят уходить. Центр в шесть закрывается, а дети говорят: ну еще 10 минут! Мы не заставляем их сидеть, надевать форму, зубрить. Мы все проводим на играх», — говорит Сима. Она вспоминает, как четвертому классу объясняли дроби: учитель с детьми прямо в классе испекли пиццу и отрезали от нее треть, четвертинку, одну шестую.
Одна из учительниц у Симы Власовой, Мария Гожая, недавно закончила институт и перед эмиграцией всего год успела поработать в российской школе. Но разницу замечает огромную. «Я очень люблю с детьми разговаривать, от них такое услышишь, о чем взрослый бы никогда не задумался, — говорит она. — Знания надо накладывать на базу, а база — это когда детям нравится учиться. Хотя в моей школе [в Ростове-на-Дону] все учителя — в два раза меня старше — говорили: нет, надо только заставлять, иначе они тебе на шею сядут». Мария была в восторге, когда в Тбилиси ее взяли в Your Way — и оказалось, что ее подход к детям там поддерживают все.
Впрочем, детской учебой дело не ограничилось. Вокруг курсов выросло сообщество: «У нас есть группа поддержки для переехавших: помогаем найти жилье, врачей, сделать документы. Проводим встречи для мам, которые страдают в изоляции, лагерь для детей, которые скучали на каникулах», — рассказывает Власова. Для нее важно, чтобы русскоязычные школьники не жили в изоляции: грузинских детей на праздники и ярмарки тоже приглашают.
Наталия Сопрунова живет в Риге и собирается делать начальную школу в рамках международного образовательного проекта Le Sallay: эта школа предполагает онлайн-обучение с выездными встречами учеников и учителей каждую четверть.
Одна из коллег Наталии, которая в панике брала билеты из России в начале марта, осела в Ереване. Елена Чегодаева организовала там «Свободную школу» для детей российских эмигрантов. Поначалу она думала, что это временное решение: детей нужно было побыстрее пристроить учиться, пока родители решают вопросы с документами, работой и осваиваются в новой стране. Но желающих становилось только больше: вначале учеников было всего 40, к концу июня записалось около 100, а сейчас набралось 200. В Ереван приехало много россиян, и русские классы в местных школах переполнены.
Так что Елена нашла помещение побольше, и «Свободная школа» продолжила жить. Хотя в Армении у нее и нет аккредитации — для этого пришлось бы преподавать по-армянски. Дети могут числиться на семейном обучении в России. Между Арменией и Россией заключено соглашение о взаимном принятии документов об образовании. То есть, в Армении с российским аттестатом проблем не будет.
Зато здесь у детей складываются дружеские компании, преподаватели находят единомышленников, складывается сообщество. «Ереван — небольшой город, и сюда приехало очень много русских. Они объединяются, а наша школа — один из факторов», — замечает Чегодаева.
«Растить послушных взрослых — не вариант»
Ереванская школа называется «Свободной» не просто так. Здесь тоже ставят целью учить без крика, без наказания оценками.
«У меня есть главная ценность — воспитание свободно мыслящей личности, которая может критически относиться к осмыслению событий, — говорит учитель истории в «Свободной школе» Владислав Повышев. — Но это было бы довольно сложно реализовать сейчас в общеобразовательной школе [в России]». Повышев, как и большинство его коллег, уехал из России после начала войны: и очень рад, что смог найти учителей-единомышленников в Ереване.
«Идея наших классов родилась как раз из ситуации в стране. Тогда мне стало ясно, что растить послушных взрослых не вариант», — рассказывает Сима Власова из Тбилиси. В обычной российской школе как раз учат быть послушными, считает она: делать так, как старшие сказали, а задавать вопросы — только когда разрешат.
«У нас нет ни одного запрета, который мы не могли бы доступно объяснить ребенку. Это бывает очень тяжело, особенно с бунтарями и с шестилетками. Но мы сознательно на это пошли. Конечно, растить послушных, шуганых ребят очень удобно. Но вот что из этого вышло», — говорит она, имея в виду войну в Украине и то, что часть россиян ее поддерживает. А если и не поддерживает, то все равно покорно идет в военкоматы.
На своих уроках математики Наталия Сопрунова учила детей критическому мышлению. «Почти каждую неделю я устраиваю провокации: говорю ложное утверждение. Например, чем больше число, тем больше у него делителей. Очень разумно звучит!» Дальше она наблюдает, кто из учеников заметит ошибку. Так дети обнаруживают, что учитель не всегда прав и его словам не стоит слепо верить, объясняет она.
«Образование играет вдолгую, — уверен учитель «Свободной школы» в Ереване Владислав Повышев. — Работая сегодня с ребятами из России, я хотел бы надеяться, что каким-то образом я на ситуацию влияю». Понятно, что прямо сейчас обучение детей истории не остановит войну. Но эта война — поколенческий конфликт, убежден Повышев, а он как раз тем и занимается, что растит новое поколение. «Дети, которых я обучаю, намного лучше нас, — уверен он. — У меня было много учеников, и ни разу я не встречал детей, на которых нельзя было бы надеяться в будущем».
Soft skills — со школьной скамьи
— Многие крупные российские университеты приняли решение не инкапсулироваться в собственной реальности, а играть в большую игру: конкурировать с зарубежными вузами, оценивать свой образовательный продукт с точки зрения международных рейтингов. И по части образовательных результатов — то есть знаний, которые подлежат измерению, — мы действительно совершаем огромный скачок вперед. Растет средний балл по ЕГЭ, улучшаются замеры по тестам международной программы PISA.
Но если говорить об образовании в более широком смысле — как о личностном развитии человека, — то результаты обучения в школах не блестящие: у большинства выпускников не сформирована картина мира, слабо развиты такие ключевые качества, как способность объективной оценки, целеполагание. Многие не могут ответить на простые вопросы: «Почему ты решил поступать именно в этот вуз? Каковы твои ожидания от учебы и карьерные планы?»
Международное образовательное сообщество договорилось о том, что в отношении компетенций безусловно важны так называемые 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникации. Но, к сожалению, эти качества очень сложно замерить — нет абсолютной шкалы. Можно с помощью системы наказаний и поощрений обучить ребенка математике и зафиксировать его знания во время экзамена. Но гораздо сложнее воспитать и измерить его креативность. Или, например, навыки коммуникации, способность к которой может меняться в зависимости от контекста и собеседника.
В нашем обществе пока даже не пытаются делать таких замеров. А между тем я уверен: все эти важнейшие качества должны формироваться в школе. Однажды я был в американском образовательном учреждении и открыл там учебник истории. Он начинался с вопроса: «Почему ты решил, что все, прочитанное тобой в этом учебнике, — правда?» Очень здравый вопрос, ведь специфика исторической науки в том, что на каждое событие всегда существует несколько точек зрения; и учащемуся нужно найти свою.
Что происходит в наших школах? Самый большой страх учителя — если ребенок задаст вопрос, на который он не знает ответа. То есть вопросы не приветствуются, а значит, критическое мышление не развивается. А на мой взгляд, главный образовательный результат — это когда у ребенка возникают вопросы, на которые ему хочется найти ответы. Кооперация — тоже мимо. У нас дети с 1-го по 11-й классы сидят за партами и очень редко что-то делают вместе (разве что на уроках физкультуры). Как же они научатся договариваться, находить совместные решения?
Так же печально обстоят дела и с креативностью, и с коммуникациями. Проектная деятельность, свободное общение — все это развито очень слабо.
В нашей стране традиционно хорошо работает система отбора детей, талантливых в определенных областях. Для таких детей есть спецшколы, школы при вузах, новые частные школы, выдающие способным гранты на обучение. Но это — 10%, а как учатся остальные 90%?
К счастью, в России есть школы, руководители которых сумели выстроить учебный процесс так, чтобы он развивал у детей все вышеперечисленные soft skills. Ученики этих школ задаются вопросами: «Как нам улучшить школьное пространство? Как мы можем изменить жизнь в нашем городе?» Кстати, я сделал интересное наблюдение: заметил, что если школы в крупных мегаполисах лидируют по измеримым результатам, то в небольших городах у школьников, как правило, лучше развиты те самые 4К. Дело в том, что в небольших школах отношения учителей с учениками более тесные, дети многое делают вместе.
Парадокс: у условного столичного школьника балл ЕГЭ выше, а у его сверстника из региона лучше развиты навыки, необходимые для жизненного успеха.
Не стоит игнорировать и фактор личных мотиваций и амбиций. Нельзя однозначно ответить на вопрос, у кого их больше: у школьников из мегаполисов или из провинции. Московский мальчик поступает в хороший вуз, потому что мама с папой считают, что так будет лучше; мальчик из небольшого городка мечтает уехать оттуда. Раньше, во времена СССР, когда все зачитывались научной фантастикой, у юношества были сверхцели, очень идеализированные: освоить Солнечную систему, колонизировать Марс… Сейчас дети массово ориентируются на картинку из телевизора; два главных драйвера мотивации современных школьников — деньги и безопасность. Конечно, драйверов должно быть больше.
Закономерный вопрос: как инициировать изменения в образовательной системе?
Школа сегодня оказалась заложницей трех сил, которые тянут ее в разные стороны: государства, общества и родителей. У этих трех сил разные задачи. Поэтому первым шагом, на мой взгляд, должен стать большой общественный диалог. Нам всем предстоит договориться: чего мы хотим от школы? Какими хотим видеть своих детей? Когда и родители, и общество, и государство определят качественные показатели для среднего образования, эти показатели должны войти в KPI директора.
В этом смысле наглядна разница между сингапурской и финской системами образования. В сингапурской системе все структурировано, ориентировано на получение максимального результата. По данным последних замеров PISA, именно у Сингапура — первое место по всем позициям. Но дети после окончания школы зачастую теряются: как жить вне этой четкой системы, они не знают. В финской системе и у детей, и у учителей гораздо больше свободы, проверок и экзаменов почти нет. Финны считают, что главная задача школы — подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Финляндия по индексу образования немного отстает от Сингапура (хотя все равно этот индекс здесь один из самых высоких в мире), зато в 2017 году заняла первое место в рейтинге самых счастливых в мире стран (доклад «О мировом счастье» —The World Happiness Report — был опубликован Организацией Объединенных Наций в марте этого года. — Прим. ред.). Я знаю сетевые школы в разных странах, где главной целью среднего образования считается развитие у детей способности к самостоятельному целеполаганию.
Конечно, в связке между школой и обществом важную роль должен играть бизнес. Именно бизнес всегда находится на передовой прогресса, он ориентирован на результат, понимает, как важны для сотрудников личностные умения. Поэтому, если крупные компании и корпорации сформулируют запрос вузам: каких специалистов они хотят видеть на выходе, — вузы пересмотрят требования к школам.
Школа — это не только подготовка к взрослой жизни, но и сама жизнь. Она складывается из многих факторов, и не последнюю роль в ней играет микроклимат. Вот еще одна сфера, на которую реально повлиять локально, без помощи государства. Успешным выпускникам, родителям и всем заинтересованным людям стоило бы прийти в конкретную школу и спросить: «Какая помощь вам нужна, кроме финансовой?» У 80% наших учителей хронически сорван голос; почему им приходится кричать на учеников? Как создать ту среду, в которой ребенку комфортно будет развиваться?
Сейчас в школах главная компетенция — справиться с многочисленными инструкциями и пройти проверки. Система тестирования нацелена не на то, чтобы научить ребенка пользоваться математикой в жизни, а на то, чтобы успешно сдать экзамен: форма подменяет содержание. Поэтому во многих областях вместо реальной деятельности — имитация, а за любые ошибки учеников «бьют по рукам». Но невозможно научиться чему-то, не совершая ошибок, тем более, если речь идет о научной или предпринимательской деятельности. Возможно, именно бизнесу удастся пролоббировать для школьников разрешение делать ошибки — иногда в ущерб промежуточным результатам. Тогда выпускники будут любознательными, упорными, уверенными в себе людьми, имеющими собственное мнение по разным вопросам — именно такие сотрудники пользуются наибольшим спросом на мировом HR-рынке. Эти качества сейчас прокачиваются во всех крупных компаниях, но проще и эффективнее их воспитывать со школьной скамьи.
Идеальная, на мой взгляд, история — это когда человек заканчивает школу, имея в голове мечту, которую он способен превратить в план действий. Соответственно, в вуз он идет, чтобы приобрести определенные навыки. И вузы должны научиться соответствовать этим требованиям. Например, вчерашний школьник мечтает создать суперавтомобиль — он поступает в автодорожный институт и там… изучает устройство «Запорожца». Этот человек уйдет с первого же курса, и вуз потеряет талантливого и целеустремленного студента. Я общался с топ-менеджерами крупных IT-компаний: они утверждают, что для хорошего программиста высшее образование вообще не обязательно — зачем ему пять лет изучать высшую математику, если в его работе главное — хорошо писать коды? Многие международные компании уловили эту тенденцию — например, в Ernst&Young и Google высшее образование кандидата больше не является для него преимуществом при приеме на работу; решающую роль играют вступительные тесты.
Скоро выпускники школ будут выбирать между высшим образованием и правильно подобранным списком курсов (их сейчас все больше) — и вузам придется приспособиться к этой конкурентной среде.
Фонд Карнеги за Международный Мир
Марат Атнашев
Марат Атнашев — декан Московской школы управления СКОЛКОВО. Присоединился к команде Бизнес-школы в сентябре 2016 года. В 2011–2015 годах Атнашев занимал должности вице-президента по крупным проектам и руководителя железорудного подразделения «Евраза». Отвечал за операционную деятельность и повышение эффективности деятельности основного бизнеса компании, управление инвестиционными проектами и развитие проектных компетенций в масштабах всей компании. В 2010–2011 годах Атнашев возглавлял дирекцию крупных проектов «Газпром нефти», курировал создание проектной компании «Газпромнефть Развитие», отвечал за реализацию крупных российских и международных проектов. В 2000–2010 годах занимал различные должности в ТНК и ТНК-ВР, руководил крупными проектами, занимался организационным развитием и закупками/поставками. Атнашев получил диплом энергетического факультета Государственного университета управления (ГУУ) г. Москва в 19Он получил степень магистра делового администрирования в INSEAD (Франция) в 2002 году и окончил Академию проектов и инженерии BP в Массачусетском технологическом институте (США) в 2008 году. администрации Гарвардской школы Кеннеди (США) в июле 2016 года. С 2009 года занимает должность эксперта по управлению проектами в бизнес-школе СКОЛКОВО, с 2006 года является доцентом экономического факультета НИУ ВШЭ.
Марианна Беленькая
Марианна Беленькая — арабовед, обозреватель ИД «КоммерсантЪ». У нее почти двадцатилетний опыт работы в арабском мире и на Ближнем Востоке. С 2002 по 2007 год она работала политическим обозревателем РИА Новости, а с 2007 по 2013 год была первым редактором арабского сайта RT (Русия Аль-Яум). Беленькая также является постоянным автором Carnegie.ru
Hervé Boulhol
Эрве Булхоль с марта 2014 г. занимает должность старшего экономиста в Управлении по вопросам занятости, труда и социальных дел ОЭСР и отвечает за работу в области пенсий и старения населения. Предотвращение неравномерного старения. Ранее он работал в Департаменте экономики ОЭСР, возглавляя отделы Франции и Польши. До прихода в ОЭСР в 2007 году он работал на финансовых рынках в Natixis. Эрве Булхол закончил Национальную школу статистики и экономического управления (ENSAE) и имеет степень доктора экономических наук Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна. Он является автором и соавтором многочисленных публикаций в ОЭСР и в высокорейтинговых периодических изданиях.
Кристина Бутаева
Кристина Бутаева — научный сотрудник Центра изучения разнообразия и социальных взаимодействий (CSDSI) Новой экономической школы, а также аспирант Гонконгского университета науки и технологий. Имеет степень магистра экономики (2014 г.) Российского экономического университета им. Плеханова и степень кандидата экономических наук (2017 г.) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Тема ее диссертации — «Механизм измерения неравенства доходов в России: формирование и применение». В январе—мае 2018 года — научный сотрудник Центра России, Восточной Европы и Центральной Азии (CREECA) Университета Висконсин-Мэдисон. Научные интересы Кристины Бутаевой включают уровень жизни, неравенство доходов, неоднородность и экономическое развитие.
Елена Чиркова
Елена Чиркова — доцент Школы финансов Высшей школы экономики (Москва), независимый финансовый консультант. Она специализируется на корпоративных финансах и теории инвестиций. Чиркова имеет семнадцатилетний опыт работы в сфере инвестиционно-банковских услуг и финансового консультирования. Она работала вице-президентом инвестиционной компании «Тройка Диалог», директором финансового департамента Deloitte, главой департамента собственных инвестиций в Банке Москвы, советником представительства банка Ротшильдов в Москве и приглашенный профессор Гарвардского университета. Чиркова является автором научных и научно-популярных статей по экономическим и финансовым вопросам, а также восьми книг по экономике и финансам, в том числе Философия инвестиций Уоррена Баффета , опубликованная в 2015 году компанией McGraw-Hill Education. В 2016–2017 годах она сотрудничала с Карнеги в проекте по анализу ресурсного проклятия. Елена Чиркова окончила Московский государственный университет, получила степень магистра экономики в Claremont Graduate School (США), имеет степень кандидата экономических наук.
Билл Конерли
Билл Конерли — консультант, который помогает бизнес-лидерам понять экономику, чтобы они могли разрабатывать успешные стратегии. Он регулярно публикует статьи для Forbes.com, является членом Совета экономических консультантов при губернаторе штата Орегон и председателем правления Cascade Policy Institute. Ранее он был профессором экономики и корпоративным экономистом в компаниях PG&E, Nerco и First Interstate Bank. Он получил докторскую степень в Университете Дьюка.
Рубен Ениколопов
Рубен Ениколопов – ректор Российской экономической школы в Москве. Окончил Российскую экономическую школу (МА, 2002 г.) и МГУ. Он также получил докторскую степень по экономике в Гарвардском университете. В 2008 году Рубен Ениколопов стал профессором Российской экономической школы, а с 2013 года также занимает должность профессора Университета Помпеу Фабра (Испания). В 2012–2013 годах работал в Институте перспективных исследований Принстонского университета. Его основные научные интересы включают политическую экономию, экономику средств массовой информации и экономику развивающихся стран. Научные статьи Ениколопова публикуются в ведущих международных журналах, таких как American Economic Review , Quarterly Journal of Economics , Review of Economic Studies , Proceedings of National Academy of Sciences , American Policy Science Review , American Economic Journal: Applied Public Economics 1 и Journal of 9003 Экономика .
Константин Гаазе
Константин Гаазе является внештатным научным сотрудником Московского Центра Карнеги. В 2001 году окончил факультет государственного управления МГУ. Константин Гаазе работал в сфере PR и возглавлял собственное рекламное агентство. С 2006 по 2008 год — советник Министра сельского хозяйства Российской Федерации. В 2008 году Гаазе начал свою карьеру в журналистике: в 9 лет работал репортером и политическим обозревателем.0031 Русский Newsweek и Slon.ru, а также в качестве редактора Московские новости , Группа Интерфакс и Большой город . В 2016 году получил степень магистра социологии Манчестерского университета/Московской школы социальных и экономических наук. С 2017 года — старший научный сотрудник Международного центра социальной теории Московской школы социальных и экономических наук.
Сергей Гурьев
Сергей Гурьев — главный экономист Европейского банка реконструкции и развития. У него было много связей, в том числе член совета директоров Сбербанка, страховой компании «Альфа-Страхование», Российской венчурной компании, Российского агентства по ипотечному жилищному кредитованию, Россельхозбанка и фонда «Династия», а также член Совета при Президенте РФ по вопросам Наука, технологии и образование. Он также был профессором экономики в Принстонском университете, Российской экономической школе в Москве и Science Po в Париже. Он получил степень доктора экономических наук и кандидата прикладных математических наук в Российской академии наук, а также степень магистра с отличием в Московском физико-техническом институте. Его исследовательские интересы включают теорию контрактов, корпоративное управление, политэкономию и мобильность рабочей силы. Некоторые из его недавних публикаций: «Влияние дохода на доверие: данные 2009 года».Кризис в России», «Мягкие бюджетные ограничения и государственный капитализм», «Манипулирование доходами и стимулы в компаниях» и «Европейский трастовый кризис и рост популизма (Рабочий документ ЕБРР № 208)».
Оса Ханссон
Оса Ханссон — старший преподаватель кафедры экономики Лундского университета и кафедры технологии и общества инженерного факультета Лундского университета. Она также является научным сотрудником Научно-исследовательского института экономики промышленности. Она получила докторскую степень в Лундском университете, а в диссертации анализируются ограничения налоговой политики. Ханссон занимается государственными финансами, уделяя особое внимание налогообложению и государственной экономике. Некоторые примеры ее многочисленных публикаций: «Решения о налогообложении труда и ПИИ в Европейском Союзе», «Налогообложение доходов и экономический рост: эмпирический анализ 25 богатых стран ОЭСР» и «Вредит ли налог на богатство экономическому росту?»
Борис Ким
Борис Ким является председателем совета директоров QIWI Group. Он является одним из ведущих российских предпринимателей в финансовом секторе с более чем двадцатилетним опытом работы в сфере платежных услуг. С 1999 по 2007 год был президентом группы «Е-порт» и совладельцем «Единой системы моментальных платежей» (позже преобразованной в группу QIWI). С 2007 по 2012 год возглавлял Комитет по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). с 19С 96 по 1999 год работал советником председателя правления и членом совета директоров АКИБ Цюрих, С 1999 по 2004 год был советником председателя правления банковско-финансовой группы Церих. С 1993 по 1999 год был председателем правления Приват Банка, финансовым директором TJ Collection (Россия). Борис Ким окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова в 1985 г. (химия), Российский финансово-экономический институт в 1996 г. (финансы и кредит), Московскую юридическую академию в 2000 г. (юриспруденция), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова в 2004 г. (психология) и 2007 (философия).
Андрей Колесников
Андрей Колесников — старший научный сотрудник и руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги. Его исследования сосредоточены на основных тенденциях, формирующих внутреннюю политику России, с особым акцентом на последствиях украинского кризиса и идеологических сдвигах внутри российского общества. Колесников также работает в Институте экономической политики Гайдара и часто пишет для Ведомости, 9.0032 Газета.ру и Forbes.ru . Он входит в правление Фонда Егора Гайдара и является членом Комитета гражданских инициатив (Комитет Алексея Кудрина). Колесников вел курсы по журналистике и современным медиа в Высшей школе экономики в Москве.
Михаил Коростиков
Михаил Коростиков — обозреватель Коммерсанта , отвечающий за освещение российской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Коростиков — специалист по Азии. Он входит в состав пресс-пула министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В 2016 году Коростиков был удостоен премии РСМД и Союза журналистов России за лучшую аналитическую статью по международным проблемам. Написал ряд исследовательских и публицистических статей для ИД «КоммерсантЪ», Carnegie.ru, РСМД, GQ и другие.
Андрей Мовчан
Андрей Мовчан является внештатным научным сотрудником Программы экономической политики Московского Центра Карнеги. Его исследования сосредоточены на экономике России, Евразийском экономическом союзе и будущем экономических отношений России с ЕС. Мовчан возглавлял российские и международные финансовые институты с 1993 года. В течение шести лет он был исполнительным директором «Тройки Диалог». С 2003 по 2009 год Мовчан возглавлял основанную им группу «Ренессанс Инвестмент Менеджмент», а с 2006 по 2008 год был генеральным директором банка «Ренессанс Кредит». Он также основал инвестиционную компанию «Третий Рим» и был ее генеральным директором и управляющим партнером с 2009 года.до конца 2013 года. Мовчан также является автором многочисленных публикаций по экономике и финансам. Его статьи и комментарии регулярно появляются в СМИ. В 2011 и 2013 годах он получил две премии PRESSzvanie в области деловой журналистики.
Филип Новокмет
Филип Новокмет — научный сотрудник Лаборатории мирового неравенства Парижской школы экономики. Он получил степень доктора экономических наук в Парижской школе экономики. Его исследования сосредоточены главным образом на экономике неравенства, политической экономии и экономической истории, и привели к следующим работам: «От коммунизма к капитализму: частная против общественной собственности и неравенство в Китае и России», «От Советов к олигархам: неравенство и Недвижимость в России, 1905—2016» и «Неравенство в Польше: оценка всего распределения по G-процентилю», среди прочих.
Альберт Парк
Альберт Парк — профессор кафедры социальных наук, профессор экономики; старший научный сотрудник Института перспективных исследований HKUST; и директор-основатель Института исследований развивающихся рынков (IEMS). Он также является научным сотрудником Центра исследований экономической политики (CEPR) и Института изучения труда (IZA). Он защитил докторскую диссертацию. в Стэнфорде и ранее занимал преподавательские должности в Мичиганском и Оксфордском университетах. Профессор Пак — экономист по развитию и труду, чьи исследования сосредоточены на экономике Китая. В последние годы он опубликовал статьи о бедности и неравенстве, миграции и занятости, здравоохранении и образовании, экономике старения и эффективности компаний в Китае. Он руководил многочисленными исследовательскими проектами в Китае и в настоящее время выступает в качестве со-руководителя Продольного исследования здоровья и выхода на пенсию в Китае (CHARLS) и PI исследования детей и семей в провинции Ганьсу (GSCF). Он часто консультировал Всемирный банк и был ведущим международным консультантом по последнему отчету Всемирного банка об оценке бедности (2009 г.).).
Кирилл Рогов
Кирилл Рогов — политический и экономический аналитик, член наблюдательного совета фонда «Либеральная миссия» и Левада-центра, член Совета по внешней и оборонной политике. В 2006–2015 годах — старший научный сотрудник Института экономической политики Гайдара. Ранее он был обозревателем ведущей деловой газеты «Ведомости » и заместителем главного редактора газеты «Коммерсантъ ». Он также является соучредителем и бывшим главным редактором сайта новостей и мнений «Полит.Ру», одного из первых интернет-СМИ в России. Его текущие исследования посвящены российской политической экономии, политическому развитию, общественному мнению и постсоветской истории России. Он постоянный автор Ведомости , РБК и Новая Газета и часто цитируется на Западе Economist , New York Times и Washington Post .
Игорь Рыбаков
Игорь Рыбаков — российский предприниматель, венчурный инвестор и меценат. Он фигурирует в списке самых богатых людей России Forbes с оценочным состоянием в 1,2 миллиарда долларов в 2018 году. Рыбаков является совладельцем корпорации ТехноНИКОЛЬ, которая в настоящее время входит в число 200 крупнейших частных компаний России по данным РБК. , соучредитель международного венчурного фонда Larix и международного бизнес-интегратора Prytek. В декабре 2015 года Игорь Рыбаков и его супруга Екатерина основали Rybakov Foundation, который вошел в число девяти крупнейших частных благотворительных фондов России по версии «Огонек » в 2016 году. В 2017 году Рыбаков учредил фонд Legacy Endowment Foundation — международную организацию по разработке персонализированных решений для запуска и реализации благотворительных проектов. Он является основателем двух международных бизнес-сообществ (R2 и Equium) и председателем Президиума Генерального совета Организации Евразийского экономического сотрудничества.
Андрей Шаронов
Андрей Шаронов является президентом Московской школы управления СКОЛКОВО с сентября 2016 года. В 2013–2016 годах был деканом Бизнес-школы СКОЛКОВО. До этого, в 2010–2013 годах, Шаронов занимал должность заместителя мэра Москвы по экономической политике. Шаронов окончил Уфимский государственный авиационный технический университет и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации; он имеет докторскую степень в области социологии. В 19С 89 по 1991 год Шаронов был народным депутатом СССР, а до 1996 года возглавлял Государственный комитет РФ по делам молодежи. В 1996–2007 годах работал в Министерстве экономического развития и торговли начальником отдела, заместителем министра, статс-секретарем. В 2007–2010 годах был управляющим директором и председателем совета директоров Инвестиционной компании «Тройка Диалог», руководил инвестиционно-банковским бизнесом. Шаронов является председателем правления ООО «НефтеТрансСервис» и членом правления таких компаний, как ПАО «Софкомфлот», ПАО «Новатэк», ПАО «ФосАгро». Он также возглавлял исполкомы Московского урбанистического форума и Форума «Открытые инновации». Шаронов награжден орденом Почета и является заслуженным экономистом Российской Федерации. Он также получил президентские благодарственные письма в 2003 и 2008 годах9.0003
Федор Шеберстов
Федор Шеберстов отвечает за стратегию развития благотворительного фонда Teach for Russia, миссией которого является поддержка и развитие образования. Имеет большой опыт работы в области оценки и развития лидерского потенциала. В 2001 году он основал Pynes & Moerner (с 2009 года Odgers Berndtson), которая вошла в топ-5 российских компаний по поиску руководителей. Он учился в Московском физико-техническом институте и прошел ряд программ для руководителей INSEAD, Стэнфордской высшей школы бизнеса и Уортонской школы бизнеса.
Кристофер Смарт
Кристофер Смарт — руководитель отдела макроэкономических и геополитических исследований в Barings, ведущий анализ, основанный на различных точках зрения инвестиционных групп фирмы, для изучения влияния экономических и политических событий на финансовые рынки. Кристофер Смарт работает в отрасли с 1995 года. До прихода в Barings в 2018 году он был старшим научным сотрудником программы геоэкономики и стратегии Фонда Карнеги за международный мир и старшим научным сотрудником Центра бизнеса Моссавара-Рахмани Гарвардской школы Кеннеди. и правительство. С 2013 по 2015 год он работал специальным помощником президента в Национальном экономическом совете и Совете национальной безопасности, где он был главным советником по торговле, инвестициям и широкому кругу глобальных экономических вопросов. Он также провел четыре года в качестве заместителя помощника министра финансов, где руководил реагированием на европейский финансовый кризис и разрабатывал взаимодействие США по финансовой политике в Европе, России и Центральной Азии. До своей государственной службы Кристофер Смарт работал директором по международным инвестициям в Pioneer Investments, где он управлял развивающимися рынками и международными портфелями. Смарт имеет степень бакалавра истории Йельского университета и степень доктора международных отношений Колумбийского университета. Он является членом Совета по международным отношениям и имеет звание дипломированного финансового аналитика.
Константин Сонин
Константин Сонин является почетным профессором Джона Дьюи в Высшей школе исследований государственной политики им. Ирвинга Б. Харриса Чикагского университета и профессором экономики Высшей школы экономики в Москве. Он регулярно публикует статьи в крупных российских СМИ и ведет двухнедельную колонку в газете Ведомости в течение последних пятнадцати лет. Его исследовательские интересы включают политическую экономику, развитие и экономическую теорию. Он получил степень магистра и доктора наук по математике в Московском государственном университете и степень магистра экономики в Московской Российской экономической школе, а также был научным сотрудником Центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса при Гарвардском университете. Среди его публикаций «Социальная мобильность и стабильность демократии: переоценка де Токвиля», «Экономический переход и рост альтернативных институтов: политические связи в путинской России» и «Политическая экономия перераспределения».
Вита Спивак
Вита Спивак – координатор программы Азиатско-Тихоокеанского региона Московского Центра Карнеги. Ее исследовательские интересы сосредоточены на современной китайской экономике и иностранных инвестициях в энергетический сектор, антикоррупционной кампании в КНР и развитии инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Она имеет степень бакалавра истории Китая Московского государственного университета и степень магистра экономики Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина.
Антон Табах
Антон Табах — влиятельный экономист с большим опытом работы на финансовых рынках, а также в научных кругах. С 1993 по 2007 год работал экономистом по развивающимся рынкам в московском и нью-йоркском офисах AllianceBernstein. Работал в аналитических департаментах «Уралсиб Капитал» (2011–2013 гг.) и «Тройки Диалог» (2008–2010 гг.). С ноября 2014 года по апрель 2016 года Табах был директором по макроэкономике и региональным рейтингам агентства «Русь-Рейтинг». С 2017 года работает управляющим директором по экономическому анализу и прогнозированию в «Эксперт РА». Он получил степень бакалавра экономики в Университете штата Миссури и степень магистра делового администрирования в Университете Иллинойса. Табах имеет звание дипломированного финансового аналитика. В декабре 2010 года защитил кандидатскую диссертацию, является доцентом НИУ ВШЭ и экономического факультета МГУ.
Денис Волков
Денис Волков — социолог и руководитель отдела исследований в области прикладной социологии Левада-центра, московской независимой организации по проведению опросов. За десять лет работы в Левада-центре он принял участие в более чем сотне количественных и качественных исследовательских проектов, посвященных различным аспектам жизни российского общества. Денис Волков является автором работ об источниках поддержки политического режима, отношении к будущему, политических установках российской молодежи, протестной деятельности и гражданском обществе в России. Он регулярно вносит свой анализ в Ведомости и РБК, а также на сайт Московского Центра Карнеги.
Шломо Вебер
Шломо Вебер — профессор экономики и президент Российской экономической школы в Москве. Он является академическим директором Центра изучения разнообразия и социальных взаимодействий Российской экономической школы в Москве, а также почетным профессором экономики Южного методистского университета. Шломо Вебер является членом исполнительного комитета и совета директоров Global Development Network (GDN), а также членом международного ученого совета Уральского федерального университета. Профессор Вебер был заведующим кафедрой экономики СМУ; директор по исследованиям CORE в Католическом университете Лувена, Бельгия; и академический директор Международной школы экономики в Тбилиси, Грузия. Лауреат различных международных премий, в том числе премии Александра фон Гумбольдта для выдающихся зарубежных ученых и Леонтьевской медали за достижения в области экономики. Его исследования сосредоточены на изучении разнообразия, теории игр, политической экономии, государственной экономики и экономики бывшего СССР, Восточной Европы и Центральной Азии.
Григорий Юдин
Григорий Юдин занимается исследованиями теории демократии и экономической антропологии. Автор нескольких десятков статей в ведущих зарубежных и российских журналах по философии, социологии и антропологии. Он является руководителем первой в России магистерской программы по политической философии в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинка) и обозревателем Ведомостей и Республики. Имеет ученые степени в области социологии (магистр Манчестерского университета, степень бакалавра и магистра Высшей школы экономики) и философии (кандидат философии, 2012 г.). В настоящее время Юдин учится в докторантуре Новой школы (Нью-Йорк).