Что такое транзактный анализ и как он помогает изменить жизнь к лучшему
19 августа 2022 Ликбез Жизнь
Путь к свободе и осознанности.
Ия Зорина
Автор Лайфхакера, атлет, КМС
Что такое транзактный анализ
Транзактный, или трансакционный, анализ — это систематическая терапия с целью развития и изменения личности. Она была разработана американским психиатром Эриком Берном в 50‑х годах XX века, и до сих пор успешно применяется для решения психологических и социальных проблем здоровых людей и пациентов с психопатологиями.
В основе транзактного анализа лежит модель личности, выстроенная из трёх эго‑состояний: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
Берн утверждал, что любое общение происходит в каком‑либо из трёх состояний, а само взаимодействие между людьми называл транзакциями. Когда один человек обращается к другому, он выдаёт транзакционный стимул и получает реакцию.
Анализ транзакций человека помогает выявить его жизненный сценарий — модель, которая формируется в детские годы и затем полностью определяет способ взаимодействия человека с другими людьми и его дальнейшую судьбу. Научившись осознавать свои состояния, можно выявить сценарий, а затем изменить его.
Алла Петрова
Психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online
Берн хотел, чтобы транзактный анализ был понятен всем, кто его использует, — сознательно убрал всю медикаментозную лексику, не использовал слова из психоанализа, а людей называл клиентами, а не пациентами. Он считал, что у человека есть все ресурсы, чтобы решить свои проблемы. Терапевт при этом играет роль «честного зеркала» — показывает клиенту, что и как он говорит, в каком состоянии эго находится. Научившись осознавать свои состояния и переключаться между ними, человек может решать проблемы самостоятельно.
Как разные состояния эго влияют на поведение
Берн считал, что все три состояния человека формируются в детстве, примерно до пяти лет, и в дальнейшем периодически сменяют друг друга, определяя, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Ниже мы подробнее разберём, что они собой представляют.
Родитель
Это состояние, в котором человек думает, чувствует и ведёт себя так, как это делали его родители, воспитатели и другие важные фигуры из детства.
Родитель снабжает нас полезными шаблонами и экономит психическую энергию. Благодаря ему мы не размышляем подолгу над каждой жизненной ситуацией, а во многих случаях действуем «на автомате».
Есть два состояния Родителя, и каждое из них может быть как позитивным, так и негативным:
- Контролирующий (КР) — устанавливает границы, отвечает за совесть и нравственность, следит за соблюдением правил и сохранением порядка. В негативном состоянии КР критикует, угнетает и подавляет.
- Заботливый (ЗР) — сочувствует, поддерживает и заботится. В непродуктивном состоянии душит избыточной заботой, не даёт шагу ступить самостоятельно.
Алла Петрова рассказывает, что положительные состояния Родителя необходимы для нормальной жизни, а вот отрицательные заставляют критиковать себя и других, причиняют внутренние страдания.
Ребёнок
В состоянии Ребёнка человек копирует то, что происходило с ним в детстве. В нём люди склонны к фантазиям, нерациональным страхам и ожиданиям. Ребёнок может быть:
- Послушный (адаптированный) — старается угодить желаниям других, чтобы его похвалили. Он соблюдает правила и подчиняется.
- Бунтующий — сопротивляется, капризничает и упрямится, может проявлять враждебность. Особенно ярко это эго‑состояние проявляется в подростковом возрасте, когда человек стремится к независимости.
- Естественный — веселится, получает удовольствие, играет и творит. В этом состоянии эго человек эмоционален и воодушевлён, он действует спонтанно и увлекает других, проявляет любопытство, пробует что‑то новое и самовыражается через творчество. Однако у Естественного Ребёнка есть и тёмная сторона — потакание своим слабостям и неоправданный риск ради сиюминутного удовольствия.
Положительные состояния Ребёнка привносят в жизнь элементы спонтанности, помогают самовыражаться и искренне веселиться. Отрицательные мешают избавиться от зависимостей, заставляют ввязываться в опасные авантюры, чтобы что‑то кому‑то доказать.
Взрослый
Это состояние, в котором человек воспринимает и оценивает реальность, опираясь на непосредственный опыт, а не на прошлые установки. Взрослый анализирует, планирует и принимает рациональные решения, адаптируется к окружающей реальности и эффективно с ней взаимодействует.
Берн отмечал, что счастливым можно назвать человека, у которого важные аспекты Родителя, Взрослого и Ребёнка имеют чёткие границы и находятся в гармонии друг с другом. Такой баланс даёт возможность лучше понимать других людей, не вовлекаться в их игры и общаться в нужном ключе.
Какие виды транзакций существуют и как они влияют на общение
Все три компонента эго могут вовлекаться в транзакции, и от того, в каком именно состоянии разговаривают участники, зависит успех коммуникации. Ниже мы разберём три вида взаимодействий.
Дополняющие
В этом варианте и стимул, и ответ на него происходят между одинаковыми состояниями эго. Например, два Ребёнка фантазируют или веселятся, два Родителя кого‑то осуждают или два Взрослых решают проблему. Такое взаимодействие — развлечение, приносит удовольствие обоим и может продолжаться сколько угодно долго.
Кроме того, дополняющие транзакции могут происходить и между разными состояниями эго. Например, если Ребёнок одного партнёра обращается к Родителю другого и получает соответствующий ответ. Ребёнок: «Я такой беспомощный, заботься обо мне». Родитель: «Слушайся меня, и я буду это делать».
Пересекающиеся
Если стимул происходит в одном состоянии, а реакция — в другом, транзакция становится пересекающейся. В книге Берн приводит классический пример такого сбоя в коммуникации.
Один человек обращается к другому как Взрослый ко Взрослому и спрашивает: «Может, нам стоит вместе подумать, почему ты в последнее время так много пьёшь?».
Если бы транзакция была дополняющей, второй участник диалога ответил бы что‑то вроде: «Да, пожалуй. Я и сам бы хотел это понять». Вместо этого партнёр злобно ворчит: «Ты всегда меня критикуешь, прямо как мой отец». В этот момент на сцену выходит его Ребёнок, и транзакция становится пересекающейся.
Чтобы продолжить общение, первый Взрослый может либо включить Родителя и успокоить или отругать Ребёнка, либо попытаться вернуть партнёра к состоянию Взрослого, чтобы продолжить диалог в конструктивной манере.
Скрытые
Это вариант, при котором в диалоге вроде бы участвуют одни состояния эго, а на глубинном уровне взаимодействуют другие. Берн приводит в качестве примера одну историю.
Муж запрещал жене заниматься танцами, принуждая её оставаться дома. Женщина от этого страдала и рассказывала всем, что домашняя тирания мешает ей отлично проводить время. Благодаря терапии их отношения изменились и муж перестал препятствовать занятиям, но вдруг обнаружилось, что женщина боится танцевать.
На первый взгляд их транзакции выглядели, как взаимодействие Родителя («Сиди дома и занимайся хозяйством») и Ребёнка («Если бы не ты, я могла бы развлечься!»).
Но на глубинном психологическом уровне это был диалог между двумя состояниями Ребёнка. Муж: «Я боюсь, что ты меня бросишь, поэтому оставайся дома». Жена: «Запрещай мне заниматься тем, чего я на самом деле боюсь».
На таких скрытых транзакциях построены все игры — бесконечно прокручиваемые серии, которые мешают людям полноценно жить и при этом даже не осознаются.
Зачем люди играют в игры и как они влияют на жизнь
В отличие от развлечений — прямых транзакций, которые не подразумевают скрытого смысла и приносят удовольствие, игры служат для получения выгоды.
Э. Берн
Игры, в которые играют люди
Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет.
Например, как показано выше, в игре «Если бы не ты…» женщина с помощью мужа пыталась скрыть от себя свою фобию и при этом получала ещё один бонус — могла играть с подругами в «Если бы не он» и получать от них сочувствие.
В игре «Изъян», где человек постоянно находит у других какие‑то недостатки, будет сразу несколько наград. Во‑первых, Ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, выставив других в неприглядном свете. Во‑вторых, он получит разрешение не общаться с такими неряхами, глупцами и скрягами — избежать близости, в процессе которой могли бы вскрыться собственные недостатки.
Чтобы выйти из игры, нужно осознать ход её течения и получаемую выгоду. В противном случае человек рискует потратить единственную жизнь на пагубные занятия и токсичные отношения, которые приносят лишь страдания.
Тем более что люди бессознательно выбирают в друзья и партнёры именно тех, кто подходит для исполнения ролей в привычных играх.
Алла Петрова
Когда мы играем в игры, то удовлетворяем свои потребности в привычных эмоциях, подтверждаем свои убеждения и усвоенную роль. Например, если ребёнок вырос в постоянном страхе перед отцом-алкоголиком, во взрослой жизни он будет искать ситуации, в которых сможет испытывать ту же тревогу, знакомую с детства. Человек таким образом подтверждает свою базовую жизненную позицию.
Как транзактный анализ помогает улучшить жизнь
Главная задача транзакционного анализа состоит в том, чтобы научить человека управлять своими состояниями эго, избавиться от негативных аспектов Ребёнка и Родителя и прокачать позитивные.
Алла Петрова рассказывает, что на первом этапе терапевт проводит диагностику и выясняет, какие состояния доминируют, а какие — отстают. После этого человек может прокачивать то, чего ему не хватает.
Например, у клиентов с зависимостью часто доминирует негативный Естественный Ребёнок, а вот Взрослый и Родитель развиты слабо. В таком случае ему нужно переключить внимание на отстающие состояния эго. Родитель поможет поддерживать себя, ставить цели и устанавливать запреты, Взрослый — контролировать выполнение целей, анализировать динамику.
Алла Петрова утверждает, что переключение происходит постепенно, маленькими шагами. Например, человек с эмоциональным выгоранием не сможет мгновенно воскресить Естественного Ребёнка и радоваться жизни так же полно и ярко, как раньше. Но ему вполне по силам выполнять небольшие шаги в эту сторону, например радовать себя какими‑то мелочами, заниматься тем, что вызывает хоть малейший интерес и любопытство.
По мере работы структура личности человека постепенно выправляется и все состояния эго достигают баланса. Более того, поскольку человек развивает осознанность, он может продолжать работу над собой и без терапевта.
Владлен Климашин
Психолог
После терапии начинается осознанная и гибкая жизнь, основанная на автономии. Человек понимает, что иногда он может быть Ребёнком и проявлять соответствующие мысли и эмоции, не винит себя за это и не блокирует эту часть. Вместо этого он анализирует её и выносит некие креативные идеи, разрешает себе чувствовать.
В процессе терапии человек также освобождается от игр и перерабатывает свой жизненный сценарий, решая, чему он хочет следовать, а от чего нужно отказаться.
Доказана ли эффективность транзактного анализа
Есть немало исследований, посвящённых пользе трансакционного анализа для совершенно разных целей.
Групповые и индивидуальные сессии помогают увеличить близость в парах, уменьшить семейные разногласия, конфликты и контролирующее поведение.
Терапия улучшает отношения родителей и детей с вызывающим оппозиционным расстройством — отрицательным и враждебным поведением по отношению к старшим.
Более того, транзактный анализ помогает родителям выбрать здоровый способ воспитания, избежать авторитарного или разрешающего стилей, лучше контролировать свои эмоции и реакции и общаться с детьми с позиции Взрослого, а не вовлекать их в свои болезненные игры.
В метаанализе 75 научных работ также заключили, что транзактный анализ помогает эффективнее действовать в обычной жизни, налаживает социальные взаимодействия и облегчает состояние при различных психопатологиях.
Как попробовать транзактный анализ
Лучший вариант — найти психотерапевта или психолога, который работает с этой методикой. Можно попробовать онлайн‑консультации, индивидуальные или групповые занятия.
Если вы хотите разобраться самостоятельно, для начала попробуйте пройти тест для определения структуры личности. Он поможет увидеть, какие состояния эго доминируют, а какие — отстают и требуют внимания.
Также стоит почитать книги, посвящённые транзактному анализу:
- Э. Берн. «Игры, в которые играют люди»;
- Э. Берн. «За пределами игр и сценариев»;
- К. Штайнер. «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»;
- Т. Харрис. «Я окей, ты окей»;
- М. Джеймс, Д. Джонгвард «Рождённые побеждать»;
- С. Карпман. «Жизнь, свободная от игр»;
- Я. Стюарт, В. Джойнс. «Современный транзактный анализ».
В этих книгах вы найдёте подробное описание состояний эго, различных игр и сценариев, а также хорошие инструменты и упражнения для работы над собой. Но учитывайте, что в самостоятельной терапии есть и свои подводные камни.
Владлен Климашин
Нужно понимать, что человек ограничен опытом и квалификацией своего Взрослого, так как именно это эго‑состояние берёт на себя контроль, когда он начинает анализировать свои взаимодействия, состояния и различные сценарные игры. В этом смысле психолог, который специализируется в транзактном анализе, знает гораздо больше психологических игр, каждая из которых, как правило, очень изощрённая и бессознательная.
Также в качестве дополнительного инструмента можно использовать терапию осознанности, основанную на медитации. Она не связана с транзактным анализом, но помогает воспитать в себе более чуткое отношение к эмоциям и чувствам и отслеживать своё поведение.
Читайте также 🧐
- Бессознательное: что стоит знать о самой загадочной части разума
- Травмы детства и лечение гипнозом: эти фильмы про психологов и психотерапию вас удивят
- Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы
- Психосоматика: что делать, если в болезнях виноваты нервы
- Что такое семейные сценарии и можно ли из них выйти
Транзактный анализ (27 февраля 2006)
55 260
Познать себяЧеловек среди людей
Как мы общаемся? Спокойно и уверенно говорим с одними людьми, поучаем других, возмущенно требуем чего-то от третьих. Американский психотерапевт Эрик Берн предположил, что так в разных ситуациях проявляются три состояния нашего «я» — Родитель, Взрослый и Ребенок. Берн разработал психотерапевтический метод, который позволяет проанализировать поведение и узнать, почему мы часто не понимаем своих коллег, партнеров, детей или друзей и что надо сделать, чтобы изменить это положение.
На разные голоса
Во время своих терапевтических сеансов Эрик Берн обратил внимание на то, как меняются интонации и тембр голоса пациентов, когда они рассказывают свои истории: в какой-то момент звучат то звонкие, как в детстве, голоса, то суровые, поучающие, как у отца или матери, недовольных поведением ребенка. Наблюдения за пациентами и самим собой привели Берна к созданию теории транзактного анализа, который изучает наше взаимодействие с другими людьми в разных состояниях нашего «я». Берн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из трех состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения, как Взрослый; требуем или заботимся, как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся, как Ребенок.
Моменты нашего общения с другими Берн назвал «транзакциями». Это слово буквально переводится как «сделка». И, если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил, например, раздраженного Родителя или обиженного Ребенка и не смог с ним договориться.
Этапы работы
Транзактный анализ — это групповая и индивидуальная работа, связанная со словом, эмоциями и чувствами. Обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения. В ходе терапии контракт может быть изменен.
С помощью терапевта клиент познает структуру своей личности, учится распознавать по внешним признакам, в каких состояниях «я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении. Терапия помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. Работа обычно длится недолго: задача транзактного аналитика — освободить клиента от проблем как можно скорее.
Три состояния нашего «я»
Это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета. Для некоторых из нас привычно только одно из этих состояний: мы со всеми общаемся, например, как послушные дети или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться.
Выстраивая отношения с позиции Взрослого, мы руководствуемся принципами реальности, умеем находить компромиссы, мы объективны, самостоятельны и действуем на основе собранной информации, а не только собственных желаний или общественных предписаний.
Когда в нас включается Родитель, это означает, что главными для нас в этот момент становятся требования наших родителей или интонации других людей, которые в детстве были нашими кумирами, — это может быть любимый музыкант или даже литературный герой.
«В детстве я очень любила Остапа Бендера, мечтала стать таким, как он, — рассказывает Ольга. — Сейчас, когда мне 33, эта страсть прошла, но иногда я ловлю себя на том, что с иронической интонацией произношу фразы в «бендеровском» стиле. А еще в эти моменты у меня саркастически приподнимается правая бровь».
Согласно теории транзактного анализа, Родитель внутри нас может быть Контролирующим и Опекающим. Для Контролирующего Родителя главное слово — «надо», основные действия — заставлять и наказывать (именно его голосом говорит жена, требуя выдать зарплату, или начальник, когда делает выговор). Те из нас, у кого слишком часто «включается» Контролирующий Родитель, нередко становятся тиранами для себя и окружающих. Опекающий Родитель заботится о том, кого воспитывает, и часто потворствует любым его желаниям. Такому другу не страшно позвонить среди ночи с жалобой на то, что вам не спится. А женщина, которая постоянно находится в этом состоянии «я», всегда разрешит своим детям пропустить школу.
Ребенок «просыпается» в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы общаемся со своими родителями
Третья наша ипостась — Ребенок. В ней отголосок нашего детства — тех чувств и потребностей, которые мы испытывали, когда были детьми.
«Я жил в России у знакомых, изучал русский язык и запрещал им разговаривать со мной по-английски, — рассказывает 27-летний Джеймс. — Однажды мне позвонила из Англии сестра. Когда я повесил трубку, то увидел, что все с изумлением смотрят на меня. Как выяснилось, по-русски я говорил подростковым дискантом и друзья думали, что это мой настоящий голос. Но настоящим голосом я говорил как раз с сестрой — вообще у меня намного более низкий тембр, почти бас».
Изменение нашего голоса — результат переключения в другое состояние, связанное со сменой места жительства, другим статусом. Дискант Джеймса соответствовал внутренней позиции ребенка-ученика — тогда же он активно перенимал жесты, копировал интонации. А когда он вернулся во взрослое состояние, зазвучал его голос Взрослого.
Ребенок «просыпается» в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы общаемся со своими родителями: голос становится выше, звонче, каким был в детстве. Таким же голосом чувствующие себя детьми подчиненные разговаривают с начальниками. Но как только они начинают ощущать себя взрослыми, в беседе с руководителем «прорезается» их настоящий голос.
У состояния Ребенок есть два «варианта»: Естественный и Адаптированный Ребенок (это состояние бывает негативным и позитивным).
Естественный Ребенок — спонтанный, непосредственный, креативный: так мы играем, придумываем шутки, весело общаемся со своими детьми.
Адаптированный позитивный Ребенок — тот, кто, подавляя свои желания, приспособился к ожиданиям родителей и требованиям общества. В этом состоянии сотрудники покорно соглашаются с руководством, боясь высказать собственное мнение; оно же мешает уже немолодому человеку сказать своей престарелой маме, что ему не хочется доедать суп. Адаптированный негативный ребенок постоянно бунтует и протестует — в этом состоянии мы срываем уроки и лекции, без необходимости начинаем споры с начальством и гордимся тем, что ездим в трамвае без билета.
Помочь измениться
Метод эффективен для разрешения многих проблем: транзактные аналитики помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен; они работают с фобиями и зависимостями. Этот метод применяется в терапии «проблемных» супружеских пар, при решении проблем личностного развития и выбора жизненного пути, налаживании отношений родителей и детей. Транзактные аналитики работают и с организациями, улучшая взаимопонимание сотрудников.
Кто я и с кем говорю
Когда встречаются два человека, во взаимодействие включаются шесть состояний их «я», и не всегда это приводит к взаимопониманию. К примеру, один пытается говорить с другим как Взрослый со Взрослым, но второй упорно занимает иные позиции. На просьбу коллеги помочь ему закончить работу отвечает как Контролирующий Родитель: «Ты никогда не научишься работать самостоятельно» — или как Адаптированный негативный Ребенок: «А почему я, у меня своих дел полно!» Если бы он говорил с позиции Взрослого, то поинтересовался бы, чем он может помочь без ущерба для себя, и договорился бы с коллегой, будет он ему помогать или нет.
Но мы «включаем» наши состояния в зависимости от того, какие сигналы посылала нам жизнь в детстве, редко делая это осознанно. Иногда и полезное состояние Взрослого не всегда к месту — на отдыхе, например.
Существуют внутренние транзакции, которые можно назвать разговором с самим собой. Так, допустим, спорят состояния нашего «я», когда мы уговариваем себя встать рано утром. Ребенок заявляет: «Встану через полчаса», Родитель подгоняет: «Опоздаешь на встречу — сорвешь переговоры!», а если в этот момент включится Взрослый, он «объяснит», что для того, чтобы обдумать свое поведение на переговорах, нужно время и поэтому лучше проснуться сейчас.
Транзактные аналитики учат отслеживать такие переключения, но в начале обучения их легче наблюдать у окружающих. Однажды на курсах повышения квалификации аудитории сообщили, что лекции не будет, профессор заболел. И седой мужчина, завкафедрой одного из российских университетов, начал подпрыгивать и весело кричать: «Заболел, заболел!» В этот момент Взрослый в нем молчал, а говорил Ребенок.
Но не стоит подчинять наше взаимодействие чересчур жесткой классификации. «Человек, в отличие от животного или компьютера, одновременно является источником многих посланий, — говорит Вадим Петровский. — Чем их больше, тем интереснее и богаче наше общение».
И все же какое общение наиболее конструктивно? То, которое в транзактном анализе называется «прямыми транзакциями»: Взрослый — Взрослый, Родитель — Родитель, Ребенок — Ребенок. Какую из них выбрать, подскажут обстоятельства: по словам Вадима Петровского, «если ситуация требует коммуникации Взрослый — Взрослый, следует вести себя именно так; но может случиться, что в какой-то из моментов общение с позиции Ребенок — Ребенок окажется ведущим и продуктивным».
Упражнение «Три стула»
В транзактном анализе (как и в некоторых других психотерапевтических системах) используется упражнение, которое можно выполнять и самостоятельно: для этого нужны три стула и внимательное отношение к происходящим в вас переменам. Один из стульев «отдайте» вашему Взрослому, второй — Ребенку, третий — Родителю. Сформулируйте свой вопрос, сядьте на стул Ребенка и представьте, как бы он на него отреагировал. Затем пересядьте и посмотрите на ситуацию глазами Родителя. Наконец выслушайте Взрослого — он способен проанализировать услышанное и дать объективный совет.
Пример: ваш Ребенок желает купить сразу три новых свитера, Родитель считает, что деньги лучше потратить на нужные для работы курсы английского, а Взрослый на основе объективных фактов сделает вывод: курсы действительно необходимы, но и свитер себе позволить можно — в этом месяце один.
Об эксперте
Вадим Петровский — психолог, доктор психологических наук, ректор Института консультативной психологии, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», ординарный профессор НИУ ВШЭ, Член-корреспондент Российской академии образования.
Текст:Жанна СергееваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Как улучшить работу мозга: ученые назвали простой способ
Что делать, если в отношениях устраивает все, кроме секса: 4 шага к решению проблемы
10 признаков, что у ваших отношений нет будущего
Тест: Есть ли у вас страх отвержения?
«Голову лечи!»: 7 фраз, после которых стоит подумать о разводе
«Мама умерла, думая, что меня не было рядом»
Испытываете сожаление? Вот что поможет извлечь из него пользу
Почему спать днем полезно: 2 главные причины — узнайте, как делать это правильно
Транзакционные ИТ против трансформационных ИТ ~ Будущее ИТ-директора
В своей лучшей форме лидерство заключается в создании мощного будущего, привлекательного в настоящем.
Сегодня большинство предприятий находятся на пути к цифровизации и глобализации. Причина в том, что мир с каждым днем становится меньше и, как следствие, каждому успешному бизнесу рано или поздно приходится выходить за границы. В то же время глобальный бизнес-ландшафт только усложняется из-за различных факторов. И именно в этом контексте организации строят бизнес-вертикали внутри, чтобы справиться со сложностью. Таким образом, логические вопросы могут быть следующими: какие ИТ-лидеры пользуются спросом? Трансформационный или транзакционный? В чем разница между трансформацией и транзакцией? Как бы вы определили различия между транзакционными и трансформационными ИТ-директорами?
1. Почему некоторые ИТ-директора по транзакциям вмешиваются посередине?
В своей лучшей форме лидерство заключается в создании мощного будущего, привлекательного в настоящем, которое использует лучшие таланты, способности и ресурсы своих людей и организации для достижения значимых и ценных результатов. Это больше, чем просто позиционный подход, и титула ИТ-директора никогда не будет достаточно, чтобы воплотить его в жизнь. Однако, учитывая иерархическую природу большинства организаций, если моделирование лидерства не начинается сверху, оно, скорее всего, не будет цениться где-либо еще. Таким образом, откровенная самооценка и немного ситуационной оценки помогут в анализе эффективности лидерства.
Почему некоторые ИТ-директора по транзакциям вмешиваются посередине, кажется, что они теряют фокус и влияние руководства:
- Расстановка приоритетов : Лидерство включает в себя расстановку приоритетов того, что является наиболее важным и ценным, а не просто выполнение множества операций, которые часто имеют минимальные долгосрочная ценность. Эта проблема ясности видения того, чем ИТ может быть (а не просто делать), отделяет лидеров от менеджеров
- Проверка зрелости ИТ : Статус/зрелость ИТ на предприятии определяет направленность и приоритеты большинства ИТ-директоров. Таким образом, правильный подход необходимо оценивать в зависимости от того, где находится ИТ, а также в том, где ИТ сможет быть в будущем… такая же дилемма существует в отношении деловых и технологических навыков ИТ-директора
- Дальнейшая оценка: Это потому, что :
— Отсутствие команды мирового класса, которая творит чудеса, или отсутствие доступа к этому пулу талантов?
— Отсутствие настоящих партнеров вместо негибких поставщиков, связанных контрактами?
— Отсутствие харизмы?
— Отсутствие деловой смекалки?
— Отсутствие бизнес-лидерства/видения?
— Плохое управление ИТ?
— Плохая стоимость/бюджет?
— Неадекватное управление портфелем?
2. Транзакция или трансформация
Транзакционный» относится к операционным транзакциям, принимающим входные данные на одном конце и обрабатывающим их на другом с промежуточными процессами. « Трансформационный » означает преобразование существующих транзакций во что-то новое, инновационное/творческое, а также введение совершенно нового транзакций, надеюсь, со стратегией, которая хорошо служит организации.
Достаточно легко производить одни и те же старые вещи даже с небольшими изменениями, но для осуществления реальных трансформационных изменений требуются лидерство, ноу-хау и уверенность- Транзакция — это делать все правильно; трансформация заключается в том, чтобы поступать правильно.
- Транзакция имеет краткий обзор; трансформация имеет долгосрочную перспективу.
- Транзакция о том, как; преобразование — что и почему.
- Транзакция фокусируется на итоговой строке; трансформация на горизонте.
- Транзакция требует непрерывности. Трансформация стремится измениться.
- Транзакция фокусируется на целях улучшения. Трансформация фокусируется на целях инноваций.
- Транзакция — это тактика, Преобразование — это стратегия.
- Транзакция следует стандартным операционным процедурам. Преобразование нуждается в стратегическом руководстве и политике.
- Транзакции необходимы планы, бюджеты и этапы проектирования. Трансформация разрабатывает видение и стратегии для его достижения.
- Транзакция находится внутри ящика; Преобразование может потребовать рабочего кросс-бокса.
Эффективный лидер должен иметь как уровни, так и стили мышления, поведения и действия . Чтобы стать ИТ-директором или получить звание ИТ-директора, требуются технические и адаптивные навыки, как и для любого другого руководителя высшего звена. Это не значит, что мы должны говорить, что транзакционность — это плохо, а трансформация — это хорошо, в абсолютном смысле. Любые руководители высшего звена должны вести беседы по своей дисциплине И вести дискуссии со своими коллегами. Однако темпы изменений в ИТ заставят больше ИТ-директоров занимать должности, ориентированные на трансформацию… От ИТ-директоров ожидают создания ценности для бизнеса. Кроме того, ИТ-лидеры, переходящие от транзакционных менеджеров к трансформационным лидерам, берут на себя интеллектуальное лидерство, трансцендентную мудрость и междисциплинарные навыки.
И, просто транзакционное управление системами будет уменьшаться с облачными и цифровыми технологиями, как только ИТ будет рассматриваться как стратегическое, а не тактическое, ИТ может быть трансформационным, когда появляется возможность, и ее целесообразно использовать. До тех пор остальная часть бизнеса будет считать, что если операционный ИТ-директор говорит, то это потому, что есть проблемы, а не возможности, и не захотят слушать.ИТ-директору требуется уверенность в создании изменений и управлении ими. с успешными руководителями. ИТ-директор должен перенять подходы и стили стратегического руководства (трансформационный способ), а также должен быть готов в некоторых случаях участвовать в обсуждении деталей со своими сотрудниками (транзакционный способ), чтобы сотрудники считали, что ИТ-директор не такой, как он. далеко от реальности. Поскольку многие организации находятся на переломном этапе цифровой трансформации, эффективные ИТ-директора, ориентированные на трансформацию, могут помочь организовать такие изменения в организационной структуре (вертикальной), рабочей структуре (горизонтальной) и социальной структуре с помощью новейших цифровых технологий.
3. Пять качеств трансформационных ИТ-директоров
Большинство ИТ-директоров в настоящее время управляют предоставлением ИТ множеству предприятий. А это значит, что они играют преобразующую роль в организации как таковой. К 2020 году изменятся не только технологии, но и поведение и отношение новой рабочей силы. ИТ не только будут полностью интегрированы во все бизнес-операции, но их также будет очень трудно разрознить, как это происходит сегодня. Навыки, которые понадобятся рабочей силе или будут приобретены, будут кардинально отличаться от того, что мы имеем сегодня.
Досягаемость ИТ-директора и ИТ-отдела дает почти беспрецедентную возможность взять на себя руководство в организации — в лучшем смысле этого слова. Это требует реального видения, понимания миссии, способности способствовать совместной ясности фокуса с клиентами, даже когда они не совсем ясны, и готовности выйти за рамки даже очень высокого класса поставщика услуг. Многое возможно для ИТ-лидеров трансформационного типа. Трансформационные ИТ-команды должны обладать следующими пятью атрибутами:
- Согласие : ИТ и бизнес должны быть партнерами, должны иметь возможность заканчивать предложения друг друга и чувствовать себя членами одной команды; Управление. Самый мощный процесс для достижения высокого уровня понимания бизнес-сферы/функциональных областей и ИТ – это управление. Это «песочница», где бизнес/функциональные подразделения могут объяснить, чего они пытаются достичь, отдать приоритет сотням инициатив, которые они пытаются реализовать, а ИТ-отдел может задавать вопросы и объяснять свои ограничения. — Совместите 5 P (люди, процесс, продукт, партнер, чтобы реализовать 5 P — производительность)
- Архитектура : ИТ-отдел должен иметь всеобъемлющее видение того, чего пытается достичь фирма. Смысл архитектуры в том, чтобы обеспечить последовательный выбор при оценке альтернативных проектов (какой дизайн лучше соответствует архитектуре?’). Итак, начните с видения, определите и согласуйте основные ценности ИТ и используйте это для создания общего фокуса. ИТ-директор вместе со своими ИТ-архитекторами и разработчиками должен знать, чего пытается достичь предприятие.
- Адаптивность : Времена «водопадной» разработки, негибких спецификаций и длительных сроков выполнения заказов давно прошли. Новая мантра для ИТ : лучше, быстрее, дешевле и больше с инновациями . Кроме того, существует ряд способов способствовать лучшему пониманию перспективы бизнеса, но они начинаются с желания изменить мышление. Кроме того, разумно измеряйте, чтобы руководить более эффективно, сосредоточьтесь на ключевых областях преобразования, выполняя несколько хороших действий для создания ценности для бизнеса, от формирования мышления до измерения результатов, преобразование — это путешествие.
- Отношение : Корпоративная культура играет большую роль в том, что любой ИТ-директор не может внести необходимые изменения. Правления и руководители понимают необходимость изменений и устно подтвердят их, но когда собрание закрывается, все возвращается к статус-кво. Иметь хорошее отношение к эффективному, результативному общению. Все хорошие айтишники также являются евангелистами и учителями; способный привнести человеческий элемент в технологию и сделать ее менее пугающей.
- Управляемость : Вы не сможете играть в трансформацию, если ИТ-отдел плохо справляется с бизнесом. Структура и возможности управления ИТ обеспечивают сильное и надлежащее участие бизнес-менеджеров в принятии решений в области ИТ. Это также может быть средством улучшения понимания всеми стратегического характера ИТ и, таким образом, усиления влияния ИТ-директора на общую стратегию организации. В любом случае это должно способствовать взаимопониманию с обеих сторон и повышать уважение ИТ к потребностям и приоритетам бизнеса. Создайте хорошую команду. ИТ-директора должны вырастить из своих сотрудников профессионалов, хороших коммуникаторов, ориентированных на обслуживание клиентов, ориентированных на управление проектами, агентов по снижению рисков, новаторов и в целом хороших людей.
- Гибкость : Взгляните на мир через призму перемен и сделайте акцент на трех «И»: Взаимодействие, Инкрементализм и Совершенствование. Это не только методология разработки программного обеспечения, которая в основном находится в стохастической или эмпирической области, но и философия и набор принципов управления ИТ и бизнесом в целом. Должен быть установлен правильный уровень управленческого контроля — в основном управление, отчетность и управление изменениями»
Между выравниванием, архитектурой и гибкостью есть связь: если вы не понимаете бизнес, вы не сможете добиться соответствующих результатов, кроме как с помощью медленных, неуклюжих процессов. Если у вас нет архитектуры, вы не сможете легко решить, соответствует ли бизнес-запрос вашим техническим возможностям, а гибкость может привести к хаосу. Если трансформация — это стиль лидерства, то в основе лидерства лежат видение, эффективность и приспособляемость. Чтобы ИТ-директора были более активными, влиятельными и трансформационными, дальновидные организации должны расширять возможности своих ИТ-лидеров, приглашать их за большой стол, инициировать углубленный разговор, задавать положительный тон для стабильности ИТ и долгосрочной стратегии.
Опубликовано в: Управление изменениями, Дебаты ИТ-директоров, Лидерство ИТ-директоров, Соединение точек
Что такое транзакция? | Определение из TechTarget
ИТ-директорК
- Участник TechTarget
В компьютерном программировании транзакция обычно означает последовательность обмена информацией и связанной с этим работы (например, обновление базы данных), которая рассматривается как единое целое в целях удовлетворения запроса и обеспечения целостности базы данных. Чтобы транзакция была завершена, а изменения в базе данных стали постоянными, транзакция должна быть завершена полностью. Типичная транзакция представляет собой заказ товаров по каталогу, сделанный покупателем по телефону и введенный в компьютер представителем клиента. Транзакция заказа включает в себя проверку базы данных запасов, подтверждение наличия товара, размещение заказа, подтверждение размещения заказа и ожидаемого времени отгрузки. Если мы рассматриваем это как одну транзакцию, то все шаги должны быть завершены до того, как транзакция будет успешной, и база данных будет фактически изменена, чтобы отразить новый порядок. Если что-то произойдет до того, как транзакция будет успешно завершена, необходимо отслеживать любые изменения в базе данных, чтобы их можно было отменить.
Программа, которая управляет или наблюдает за последовательностью событий, являющихся частью транзакции, иногда называется монитором транзакций. Транзакции поддерживаются языком структурированных запросов, стандартным пользовательским интерфейсом базы данных и программным интерфейсом. Когда транзакция завершается успешно, изменения в базе данных считаются зафиксированными ; когда транзакция не завершается, изменения откатываются . В продукте IBM Customer Information Control System транзакция представляет собой единицу обработки данных приложения, которая является результатом запроса транзакции определенного типа. В CICS экземпляр запроса конкретной транзакции от оператора компьютера или пользователя называется задача .
Реже и в других компьютерных контекстах транзакция может иметь другое значение. Например, в пакетной обработке операционной системы мэйнфрейма IBM транзакция представляет собой задание или шаг задания .
Последнее обновление: апрель 2005 г.
Продолжить чтение О сделке- Глоссарий баз данных от SearchSQLServer.com
- Введение в управление транзакциями базы данных
Как использовать абстрактные репозитории при внедрении зависимостей
Автор: Том Нолле
OLTP (онлайн-обработка транзакций)
Автор: Бен Луткевич
Блокчейн: неизменяемый реестр для замены базы данных
Автор: Стивен Бигелоу
Внедрение управляемой событиями архитектуры микросервисов и управление ею
Автор: Джойдип Канджилал
Облачные вычисления
- Начните работу с Amazon CodeGuru с помощью этого руководства
Amazon CodeGuru проверяет код и предлагает улучшения пользователям, которые хотят сделать свой код более эффективным, а также оптимизировать . ..
- Упростите управление несколькими облаками с помощью 5 лучших практик
Внедрение надежных методов управления несколькими облаками может смягчить проблемы и обеспечить безопасность. Ознакомьтесь с рекомендациями и инструментами…
- Основные проблемы с производительностью в облаке, тормозящие работу корпоративных приложений
Рабочие нагрузки с жесткими требованиями к задержке, пропускной способности, доступности или интеграции, как правило, работают лучше и стоят меньше, если …
Мобильные вычисления
- Как удалить профиль управления с iPhone
User Enrollment создает профиль управления для BYOD iPhone, но ИТ-отдел должен удалить эти данные в таких случаях, как потеря или кража устройства…
- Как включить регистрацию пользователей для iOS в Microsoft Intune
Регистрация пользователей в iOS может разделять рабочие и личные данные на устройствах BYOD.