Трансакция это в психологии: ТРАНЗАКЦИЯ | это… Что такое ТРАНЗАКЦИЯ?

Содержание

Анализ трансакций

Коммуникация между людьми представляет собой набор трансакций. Трансакция – это единица вербального и невербального общения.

Виды трансакций

Трансакции делятся на истинные — единица общения между людьми, при осуществлении которой происходит соподстройка и псевдотрасакции (или манипуляции). Истинные трансакции могут быть комплементарными, перекрёстными или скрытыми.

Комплементарные трансакции

Такая трансакция основана на взаимодополнении сообщения и реакции на него. Реакция Ребёнка дополняет сообщение Взрослого. Реакция Родителя дополняет сообщение Ребёнка. Реакция Взрослого дополняет сообщение другого Взрослого.

Примером модели общения Родитель- Родитель являются сплетни или пустые разговоры. К модели общения Взрослый- Взрослый можно отнести разговоры во время рабочего процесса или просто обмен информацией. Сочетание эго- состояний Ребёнок- Ребёнок отвечает за такие проявления, как любовь или радость от интересного времяпрепровождения.

Перекрёстные трансакции

Возникают в ситуации, когда на коммуникативное сообщение следует неожиданная реакция. После такой трансакции процесс общения временно прекращается, так как субъекты коммуникации не получают результата, на который рассчитывали. К примеру, когда Взрослый задаёт вопрос с намерением получить ответ от эго-состояния Взрослого, а получает реакцию Ребёнка или Родителя. После чего начинается борьба, которая идёт до тех пор, пока векторы трансакций не будут уравновешены. Для решения проблемы одной из сторон необходимо изменить своё эго-состояние.

Скрытые трансакции

Характеризуются участием более чем двух эго- состояний, при этом одно из них скрыто. Это характерно для ситуаций, когда поведение человека не соответствует тому, что от него ожидает другой коммуникации. Например, когда преподаватель начинает проявлять себя в эго- состоянии Ребёнка, при этом на внешнем уровне коммуникация строится с позиции Родителя. В данном случае мы видим эго- состояние Родителя на уровне социальной коммуникации и  эго- состояние Ребёнка в психологическом пласте общения. В такой ситуации результат взаимодействия определяется именно состоянием, которое задаёт психологическая составляющая коммуникации.

Э. Бёрн при изучении трансакций сделал следующие выводы:

  • Если общение обусловлено комплементарной трансакцией, то конфликт между участниками коммуникации исключён.
  • При перекрёстной трансакции начинается позиционная борьба.

Формы общения

Э. Бёрн рассматривает следующие формы общения: игра, развлечение, деятельность, ритуал, близость, уход в себя. Игра совокупность скрытых трансакций, ведущих к конфликту. При данной форме общения один из субъектов всегда проигрывает, так как нет равноправия интересов, взаимодополняемости.  

Группы игр

  1. Игры жизни («Жертва», «Алкоголик», «Должник» и др)
  2. Семейные игры («Скандал», «Загнанная домохозяйка» и др.)
  3. Игры в компаниях («Да, но…», «Недостаток» и др.)
  4. Сексуальные игры («Отвяжись, дурень», «Чулок» и др)
  5. Игры врачебного кабинета («Крестьянка», «Я только пытаюсь вам помочь» и др)
  6. Конструктивные игры («Льстец», «Домашний мудрец» и др. )

Несмотря на то, что игра может стать причиной психозов и неврозов, у этой формы общения есть свои плюсы. Если «играть» дозировано или на начальных этапах общения, то таким образом можно сблизиться с человеком (приёмы для такого сближения описывает, в своей книге «Включаем обаяние по методике спецслужб», бывший агент ФБР, Джек Шафер), получить эмоциональную разрядку или просто убить время.

Развлечение

Это форма общения, цель которой направлена на то, чтобы занять свободное время. Например, разговоры во время обеденного перерыва в офисе. Для того чтобы избежать конфликта при данной форме общения необходима поддерживать общую линию, выбранной темы. Если подруги обсуждают недостатки своих мужей и цепляют на них штампы из разряда « все мужики ходят налево», то они примут с негативом противную позицию одной из собеседниц.

Деятельность (Процедура)

Это форма общения, при которой коммуникация выстраивается исходя из модели Взрослый- Взрослый. Например, рабочий процесс или учёба. Как правило, люди, которые постоянно общающиеся друг с другом используют деятельность как способ уйти от конфликта. Например, если в семейных отношениях назревает конфликт, то партнёры с головой уходят в работу, в таких случаях возможен невроз выходного дня.

Ритуал

Форма общения, связанная установками общества и общими морально- ценностными концепциями социальной среды, в которой находится человек. Ритуал представляет собой модель Родитель- Родитель. Такое общение не ведёт к созданию конфликта. Ритуалы делятся на формальные и неформальные. Трансактный анализ помогает не воспринимать близко к сердцу действия и слова, произведенные во время ритуала, так как это своего рода свидетельства  прошлого.

Близость

Э. Бёрн характеризовал близость, как «искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом мыслями и чувствами, исключающим извлечение выгоды». Эрик Бёрн считал, что именно данная форма общения помогает сохранить здоровье и избежать конфликтов.

Уход в себя

Погружение человека в свой внутренний мир. Такая модель общения характерна для людей, получивших какие- либо эмоциональные травмы в процессе коммуникации с другими людьми, выражается в форме внутреннего диалога. Уход в себя носит функцию успокоения и очищения от лишних эмоций. Однако если уход в себя затянется надолго, то это может перерасти в психоз навязчивых состояний.

Целью трансактного анализа является определения эго-состояния того субъекта общение, который посылает сообщение и того субъекта, который реагирует на это сообщение. Т.е, анализ игры, в которой находится человек и поиск способов выхода из этой игры. Э. Бёрн считал, что человек начинает обучаться играм еще в детстве и самым верным способом защитить ребёнка от невротических проблем во взрослом возрасте это правильное воспитание.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансакционный анализ и психотерапия»;
  3. Шафер Д. «Включаем обаяние по методике спецслужб»;
  4. Стьюарт и. Джоинс В. «Современный ТА»

Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Трансакции

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Параллельные (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.

  2. Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

  3. Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Трансакционный анализ

Основная статья

Трансакционный анализ

Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основание которой лежит представление о сознании человека как слиянии трех состояний «Я»:

  • Взрослый;

  • Родитель;

  • Ребенок.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения — это обмен одной трансакцией, он происходит по подобной схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояние личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях.

37) Понятие группы. Классификация групп в социальной психологии

Группа — два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние 

38) Динамические процессы в малой группе.

Динамические процессы в малых группах.

           Причины образования малых групп различны. Они могут быть определены запросами общества, а могут — и личными потребностями и интересами людей.

Часто причиной возникновения малой группы является аффилиативная потребность (стремление индивида к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения).

Анализируя группы, прежде всего следует понять, почему люди вступают в них. При глубоком изучении этого вопроса необходимо иметь в виду психологические и биологические факторы, на основе которых устанавливаются связи среди людей и приматов.

Не вдаваясь в подробности, ограничимся лишь упоминанием о том, что для многих видов обезьян (речь идет о самых высокоорганизованных приматах), а также людей характерно стремление жить группами. Фактически группа является основным фактором, способствующим выживанию. Благодаря разделению ролей (наблюдателя, руководителя, защитника группы и др.) члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов более эффективно, чем действуя в одиночку.

Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-либо из её членов. Помимо социализации, группы осуществляют много других функций.

Инструментальная роль группы

Многие группы образуются ради выполнения определённой работы. Эти инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа хирургов, поточная линия на производстве или футбольная команда создаются для достижения определённых целей.

              Экспрессивный аспект в формировании групп. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению; уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Примерами подобных групп могут служить компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки. Однако нет чётко выраженной границы между инструментальными и экспрессивными группами. Инструментальные часто выполняют экспрессивные функции. Между членами войсковых соединений могут сложиться гораздо более глубокие эмоциональные отношения, чем те, что необходимы для победы в сражении.

С другой стороны, экспрессивные группы можно считать инструментальными, поскольку они создаются с определённой целью – для получения удовольствия от человеческого общения. Иногда экспрессивная группа является инструментальной в ещё большей мере; скажем, это наблюдается, когда соседи организуют ассоциацию квартиросъёмщиков.

Поддерживающая роль групп

Люди объединяются не только для совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. А. Шахтёр (1959г.) провёл ряд классических экспериментов, для которых в качестве испытуемых были выбраны студенты последнего курса. Им было предложено в течение некоторого времени “ожидать”  начала эксперимента. Некоторым из испытуемых сообщили ложные сведения о характере ожидаемого эксперимента, что вызвало чувство тревоги. Было сказано, что они будут участвовать в эксперименте, связанном с эффектами электрошока. Затем их попросили подождать до тех пор, пока экспериментаторы подготовятся к началу эксперимента.

Контрольную группу также попросили подождать, но испытуемым этой группы не сообщили никакой тревожащей или, напротив, успокаивающей информации о готовящемся “эксперименте “. А. Шахтёр обратился ко всем испытуемым с вопросом, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночестве или вместе с другими студентами? Как бы в подтверждение пословицы “Беда любит компанию” члены экспериментальной группы в большей мере стремились присоединиться в период ожидания к другим, чем испытуемые из контрольной группы. А. Шахтёр сделал вывод, что вместе испытуемым было легче преодолевать отрицательные эмоции: они успокаивались, отвлекались от грустных мыслей и получали дополнительную информацию.

Дальнейшие исследования несколько дополнили этот вывод. В настоящее время установлено, что не все отрицательные эмоции способствуют образованию групп. Р. Сарноф и М. Зимбардо (1961) провели новую серию экспериментов в ситуации ”ожидания”, когда на поведение испытуемых воздействовали такие связанные между собой эмоции, как страх и беспокойство. По их определению, страх – глубоко специфическое эмоциональное состояние, обусловленное внешним источником опасности, а беспокойство связано с внутренним источником опасности. Чтобы вызвать страх исследователи сообщили испытуемым, что они будут подвергнуты воздействию электрошоком. Чтобы вызвать беспокойство, другой группе испытуемых сказали, что во время эксперимента им придётся сосать леденцы, огромные соски, бутылочки для младенцев.

Это сообщение должно было вызвать у испытуемых растерянность. Члены контрольной группы не получили никакой информации о характере эксперимента.

Когда испытуемым была дана возможность сделать выбор: ожидать начала эксперимента в одиночестве или вместе с другими, — члены группы, которые почувствовали страх, проявили большее желание быть в компании, чем испытуемые из контрольной группы. А члены группы ”обеспокоенных” предпочли остаться в одиночестве. Р. Сарноф и М. Зимбардо установили, что испытуемые, охваченные страхом электрического удара, стремились поделиться своими чувствами с другими.

Кроме того, они старались отвлечься и избавиться от отрицательных эмоций. Испытавшие беспокойство старались преодолеть его. Вероятно, контакт с другими встревоженными привёл бы к усилению, а не к ослаблению этого чувства. Поэтому испытуемые,  ощущавшие беспокойство, предпочитали одиночество. По-видимому, под воздействием группы происходит ослабление некоторых, но не всех, отрицательных эмоций, переживаемых членами группы.

Образование группы – это лишь начало. А как дальше развивается и существует малая группа? Дальнейшее развитие и существование малой группы представляется следующим образом.

Принято выделять две основные сферы жизнедеятельности группы: деловая и эмоциональная. Они тесно взаимосвязаны между собой.

Выделяют три основных этапа развития малой группы:

    1 Ориентировка в ситуации

На этом этапе происходит ориентация членов группы в отношениях между собой, в задаче и способах её решения.

     2 Конфликт

Конфликт, который является результатом противоречия между разными членами группы.

     3 Динамическое равновесие

Динамическое равновесие, которое обеспечивает возможность функционирования группы как единого целого, но не гарантирует возникновения новых конфликтов.

Психологи выделяют движущие силы, которые позволяют малой группе развиваться. Среди них важнейшим является:

Разрешение внутригрупповых противоречий. Это могут быть противоречия совершенно разного характера (между деловой и эмоциональной средой, между возможностями группы и реальной деятельностью и т. д.)

Идиосинкразический кредит. Ситуация, когда лидеру группы позволяют нарушать групповые нормы, в то время когда за такое нарушение к любому другому будут применены санкции.

В жизни группы имеют место события и динамические процессы, периодически повторяющиеся. Их называют феномены малой группы. К ним относятся: фасилитация, сдвиг риска, конформизм, исключение из группы, формирование ролей, групповая поляризация.

Фасилитация – изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Присутствие других людей повышает уровень физиологического возбуждения индивида; повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной.

Сдвиг риска – проявляется в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку, т.к. возникает иллюзия меньшей доли ответственности каждого за общее принятое решение. Именно в группе люди совершают более дерзкие по своему характеру преступления.

Групповая поляризация – этот феномен заключается в разделении группы на подгруппы со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.

Исключение из группы

Во время эксперимента, проведенного Б. Эшем, некоторые испытуемые хотя бы на время были исключены из группы на том основании, что их (правильное) решение задачи противоречило (неправильному) решению большинством. Какой эффект оказало такое исключение на их чувство собственного достоинства? Чтобы ответить на этот вопрос, Юдит Уилкокс и Джон Митчелл (1979) провели эксперимент, в ходе которого испытуемым были даны следующие инструкции: «Вы один из шести человек, попавших в ситуацию, связанную с риском для жизни. Вы должны отстаивать свои права, свои доводы, жизнь, а также решить, кому не будет разрешено остаться с группой. Ситуация состоит в следующем: океанский лайнер натолкнулся на айсберг и затонул в водах Арктики. Шестерым, включая Вас, удалось вскарабкаться в небольшую спасательную шлюпку, но съестных припасов хватит только на пять человек, чтобы прожить восемь дней; за это время лодка доставит вас к ближайшему материку. Вся ваша группа должна решить, кто не сможет остаться в спасательной шлюпке. Через 30 минут, путём тайного голосования Вы примете решение о том, кто должен покинуть шлюпку». После подведения итогов голосования и беседы с каждым испытуемым было объявлено «решение», якобы  принятое группой. Некоторым испытуемым сообщили, что они могут остаться в спасательной шлюпке, т.е. они были «приняты». Другим «исключенным» было дано распоряжение покинуть шлюпку. Затем с испытуемыми было проведено интервью, и они выразили свои чувства — чувство облегчения или обиды. Наконец, исследователь объяснил, что «результаты» эксперимента были определены методом случайного отбора и в действительности не отражали мнение группы.

Уилкокс и Митчелл констатировали понижение чувства собственного достоинства у «исключенных» испытуемых. Величина самооценки у «принятых» испытуемых не изменилась. (У «исключенных» испытуемых даже подпись уменьшилась по размеру. Исследователи полагают, что это могло быть вызвано понижением чувства самоуважения).

             Конформизм. Это слово в обыденной речи понимается как приспособленчество. Как справедливо заметил  С. Кон, на уровне обыденного сознания феноменконформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Дело усугубляется еще и тем, что понятие «конформизм» приобрело, особенно в политике, негативный смысл. В политической риторике весьма распространены такие выражения по отношению к политическим оппонентам, как перевертыш, приспособленец, хамелеон и т.д.

Чтобы как-то различать эти значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформном поведении. Здесь  имеется в виду степень устойчивости личности по отношению к групповому давлению, способность противостоять ему. Противоположными конформности являются понятия независимости,самостоятельности позиции, устойчивости к групповому давлению и т.д.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы, а также преодоление этогоконфликта в пользу группы. С давних времен в соци­альной психологии различают внешнюю и внутреннюю конформность. В первом случае имеется в виду принятие каких-либо норм и ценностей лишь внешне, по форме, но непринятие их по существу. Внутренняя конформность имеет место тогда, когда индивид действительно усваивает мнение большинства и это не вызывает у него внутреннего отторжения.

Необходимо также отметить и позицию негативизма.    Группа оказывает давление на индивида, и он по всем вопросам стремится занимать свою, отличную от большинства позицию, демонстрируя крайне независимую позицию. Можно сказать, что негативизм — это специфический случай конформности, или еще его называют конформностью наизнанку. Чаще всего это упрямая, неконструктивная позиция человека, когда даже по общепринятым вопросам он стремится иметь обязательно свою, отличную от других позицию. Порой в этом и нет необходимости, но человек стремится по ряду причин показывать свою несговорчивость, независимость и по любому вопросу противопоставлять себя коллективу.

Одним словом, конформизм — это сложное социально-психологическое явление, имеющее различные оттенки и особенности. В этом плане, наряду с явлениями конформизма и негативизма, интерес представляет исследование нормативного влияния группового меньшинства. Родоначальником этого направления является известный французский социальный психолог С. Московичи. Он рассматривает конформизм как адаптивный процесс, приспособление к внешней среде. В противоположность такому приспособлению С. Московичи предлагает рассматривать процесс влияния на группу меньшинства» ее членов, имеющих свою, отличную от общепринятой позицию.

Проведенные этим ученым эксперименты зафиксировали не только и не столько факт влияния меньшинства, а то, как меняется позиция большинства присуществовании оппозиционных мнений в группе. Кроме того, все это влияет на некоторые параметры самого процесса принятия решения в группе, если существует устойчивое меньшинство, противопоставляющее себя вырабатываемому общему мнению. Так, по данным этих исследований, влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа вариантов решения. Эти варианты более разнообразны. Все это способствует активизации инновационных процессов в коллективе.

Подходы к этой проблеме, разработанные С. Московичи, вполне можно экстраполировать на отдельные сферы общества, в частности политическую. Любое демократическое общество обязательно предполагает наличие оппозиции, различных, часто не совпадающих мнений. Но эта оппозиция носит конструктивный характер. Она не разрушает общество, а предлагает различные варианты решения той или иной проблемы. В итоге общество, социальные группы имеют возможность выбрать наилучший вариант. От этого выигрывает как общество в целом, так и отдельные его граждане.

Феномен конформизма был продемонстрирован в известных экспериментах С. Аша. Группе студентов (7-9 человек) предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались  по одной карточке  в  каждую руку. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине был равен отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков на правой карточке равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного (наивного субъекта). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам группы отрезка на левой карточке они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку на правой карточке. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, «устоит» ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или «поддастся» давлению группы. В эксперименте С. Аша более одной трети (37 %) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства «давит» весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень трудно, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Американские ученые Дж. Уитгейкер и Р. Мид повторили опыты С. Аша в нескольких странах и в большинстве случаев обнаружили совпадение уровней конформизма: 31 % — в Ливане, 32 — в Гонконге, 34 % — в Бразилии. Другой ученый C. Милграм с помощью разнообразных процедур сравнивал конформизм норвежских и французских студентов и неизменно выходило, что норвежские студенты более конформны.

Итак, конформизм и подчинение — феномены универсальные, и все же степень их выраженности изменяется от культуры к культуре. Европейская и американская культуры поощряют индивидуализм: «Ты отвечаешь сам за себя. Следуй велениям собственной совести. Будь верен себе. Выяви свои неповторимые таланты. Удовлетворяй свои собственные нужды. Уважай других». Азиатские культуры и культуры стран третьего мира более склонны учить коллективизму: «Твоя семья или клан отвечают за своих членов, чьи действия поэтому означают общий позор или славу. Так что приноси своей группе славу. Будь верен традициям. Уважай старших и начальство. Стремись кгармонии и не критикуй другого публично. Будь лоялен по отношению к семье, компании, нации. Живи в коллективе, не думая, что твое собственное «я» существует вне социального контекста». Анализ 133 исследований в 17 странах, проведенный Р.Бондом и П.Смитом, подтверждает, что культурные ценности оказывают несомненное влияние на уровень конформизма. По сравнению с людьми в индивидуалистических странах коллективисты более восприимчивы к влиянию других.

Эксперименты С. Аша и его последователей внесли значительный вклад в изучение проблемы конформизма. Вместе с тем эти исследования проходили в лабораторных условиях, т.е. искусственных. Для участников эксперимента эта ситуация была незначительной, участники были подобраны случайно. Но главное — это отрыв от конкретной социальной среды. Однако, несмотря на все это, эксперименты С. Аша дали толчок к изучению конформизма, пониманию политических, социально-психологических процессов в обществе.

Как уже отмечалось ранее, внешняя конформность понимается лишь как внешнее принятие групповых норм. Подобная ситуация характерна, например, для общественной и индивидуальной морали в условиях тоталитарного государства, идеологического давления. Для такой идеологии всегда характерно унижение, подавление личности, индивидуальности в ущерб чувству «мы». Это «мы» может носить национальный, классовый, религиозный характер, но суть от этого не меняется — личность всегда на последнем месте.

Противостоять такой государственной идеологии, когда ее подпирают все социальные институты государства и средства социально-психологического воздействия, очень сложно, а порой и опасно.

Следовательно, необходимо различать конформизм политический и конформизм обыденный, связанный с жизнью конкретного человека. В этом смысле определенная степень конформности присутствует в поведении каждого человека. Если бы человек по любому вопросу противопоставлял себя обществу, занимал позицию негативизма, то ему было бы очень трудно жить.  В разумных пределах человеку необходимо приспосабливаться к социальной среде, одновременно изменяя себя и окружающую среду.

примеров транзакционного анализа на рабочем месте | Малый бизнес

Автор: Chron Contributor Обновлено 17 сентября 2020 г.

Транзакционный анализ, теория социальной психологии, первоначально разработанная доктором Эриком Берном в 1950-х годах, может быть использована для улучшения коммуникации и понимания собственного способа поведения и общения. Основная идея заключается в том, что наш мозг имеет три различных эго-состояния: родительское, детское и взрослое. На рабочем месте вы можете увидеть примеры транзакционного анализа на всех уровнях, например, между руководителями и сотрудниками, между коллегами и коллегами и между руководителями отделов организации.

Дополнительная транзакция

Успешное общение на рабочем месте требует дополнительных транзакций. Это предполагает, что один человек инициирует разговор в одном из трех эго-состояний, таких как родитель-ребенок, и респондент отправляет ответ обратно в отправляющее эго-состояние, например, ребенок-взрослому, объясняет Breathe HR.

Например, руководитель общается в эго родителей и детей, когда делает выговор сотруднику за опоздание. Если сотрудник отвечает извинениями и говорит, что это больше не повторится, то сотрудник находится в состоянии эго «ребенок-родитель», и результатом является дополнительная транзакция.

Также рассмотрим двух коллег, оценивающих неудачный проект. Если один человек посылает сообщение от взрослого к взрослому: «Давайте выясним, что пошло не так», другой ответ от взрослого к взрослому будет таким: «Да, давайте приступим к работе и выясним, что произошло».

Перекрестные транзакции

При анализе транзакций в общении часто можно увидеть перекрестные транзакции, которые могут иметь место между руководителем и работниками или между самими работниками. Когда происходят перекрестные транзакции, скорее всего, возникает разрыв в общении, если только один человек не изменит свою реакцию на комплементарное эго-состояние. Это может произойти, когда получатель формирует неправильное впечатление о сообщении отправителя или реагирует в состоянии эго иначе, чем вы могли бы ожидать.

Например, менеджер в состоянии «взрослый-взрослому» может разумно спросить сотрудника об ошибке в составленном им отчете. Перекрестная транзакция происходит, если сотрудник отвечает, используя эго ребенка к родителю, и жалуется: «Почему вы всегда критикуете мою работу?»

Акцент на поглаживании

Важной частью методов транзакционного анализа является концепция поглаживания, предполагает платформа профессиональных навыков Tools Hero. У людей есть постоянная потребность в поглаживаниях, которые можно понимать как простые единицы межличностного узнавания. Менеджеры и руководители могут создать позитивную рабочую среду и позитивные отношения с сотрудниками, постоянно их поглаживая. Примеры включают устную похвалу сотрудника, комплименты или положительные отзывы о проекте. Поглаживания также могут быть физическими, такими как рукопожатие или похлопывание по спине. Негативное отношение к работе может возникнуть, если сотрудники испытывают негативные поглаживания, такие как постоянная критика со стороны властного начальника.

Транзакционные интеллектуальные игры

Психологические «интеллектуальные игры», в которые играют на работе, часто представляют собой серию повторяющихся транзакций. Игра может иметь смысл на каком-то поверхностном уровне, но, в конце концов, обычно речь идет об укреплении чьей-то психологической позиции или избегании. Например, «перекладывание ответственности» часто происходит в организациях, которые передают важные решения на разные иерархические уровни управления. Другой пример — «Игра во вину», попытка переложить ответственность с одного человека или группы на другого.

Начальник может играть в игру «Почему бы и нет/Да, но», когда он созывает собрание, чтобы получить предложения по какому-то вопросу, но затем откладывает каждое предложение, предложенное сотрудниками, только для того, чтобы указать, что его решение является лучшим отвечать.

Ссылки

  • Дышите HR: Является ли транзакционный анализ секретом успеха в бизнесе?
  • Герой инструментов: Транзактный анализ

Как понять динамику отношений с помощью трансактного анализа

июнь 12020

300 акции

  • Поделиться
  • Твит

Часть 1.

Как использовать трансактный анализ для понимания человеческого поведения

(Время прочтения: 10 минут)

Я не видел ее двадцать пять лет.

И вдруг, ни с того ни с сего я столкнулся с ней в супермаркете.

Я никогда не понимал, почему мы потеряли связь. Она была одной из моих лучших подруг.

Итак, когда произошла эта случайная встреча, мы оба были поражены и в восторге. Все это нахлынуло обратно — знакомые шутки, ее шаткие ямочки на щеках и те глупые голоса, которые мы использовали.

Быстро обменялись номерами и договорились встретиться. Пару недель спустя я пришел к ней домой и выпил чашку чая в ее гостиной.

И тут все пошло не так.

Я рассказал шутку, старую шутку, которой мы делились в детстве. Она не нашла это забавным.

В мгновение ока атмосфера изменилась. Успокаивающее тепло превратилось в ледяной холод. Она больше не хотела, чтобы я был там.

Мы решили все так быстро и вежливо, как только могли. Это было напыщенно и неловко.

Я ушел.

Мы больше никогда не переписывались.

Это расстраивало меня несколько недель. Я не мог понять, что я сделал не так.

При нарушении связи

Нарушение связи — обычное явление, с которым может столкнуться каждый из нас. Мы часто слышим, как люди говорят о том, что что-то «понимают неправильно» или что люди «откусывают нам головы».

Иногда мы отмахиваемся от них лишь оглянувшись назад. В других случаях возникает глубокая эмоциональная травма. Непреднамеренно расстроить кого-то, кто вам дорог, очень неприятно. Точно так же попытки эффективно работать с кем-то, с кем вам трудно общаться, утомительны. Это может быть источником стресса и беспокойства, особенно если этот человек является вашим начальником.

Перебои связи могут произойти внезапно из ниоткуда. Такие инциденты редко являются продуктом чьих-либо намерений, и мы не можем понять, почему это произошло и что делать или говорить дальше.

Что еще хуже, если вы получаете колючий комментарий, вы шатаетесь от шока и целого пакета запутанных эмоций.

Но почему это происходит? О чем этот на самом деле ?

Что ж, согласно теории трансактного анализа, эти нарушения возникают, когда люди общаются из разных частей своей личности, известных как «состояния эго». Это означает, что мы не можем быть полностью присутствующими в наших разговорах. Другими словами, нас подсознательно прерывает прошлый опыт, который влияет на наше текущее поведение.

Эта статья покажет вам, как использовать транзакционный анализ для улучшения ваших отношений и взаимодействия с другими людьми. Это поможет вам понять, почему вы стали тем, кем вы являетесь сегодня, и как это влияет на ваше отношение к другим.

Это серия из трех статей. Часть 1 знакомит с транзакционным анализом, различными состояниями эго и наиболее распространенными транзакциями. Во второй части будет рассмотрено общение, которое требует «расшифровки» там, где есть подтекст. Наконец, в части 3 будут рассмотрены наши «жизненные сценарии» и бессознательные убеждения, сформированные в детстве, относительно нашей личности и судьбы.

Если бы я только узнал о транзакционном анализе в тот судьбоносный день в гостиной моего друга, я мог бы избавить себя от нескольких недель душевной боли.

Трансактный анализ

Трансактный анализ — это блестяще доступная система психологии, которая поможет вам понять ваше взаимодействие с другими людьми. Это объясняет, почему вы думаете, чувствуете и ведете себя именно так, а не иначе.

Первоначально разработанный канадским психиатром Эриком Берном в 1950-х и 1960-х годах, транзакционный анализ пытается объяснить поведение человека. Как резюмировал сам Берн:

«Трансактный анализ — это система психологии для понимания человеческого поведения, изменения человеческого поведения и прогнозирования человеческого поведения».

Эрик Берн

Модель легкодоступна благодаря ее логичному и практичному подходу. Транзактный анализ позволяет вам взять под контроль себя, свои отношения и свои проблемы.

Берн верил в максимальную автономию, что мы все можем выбрать ту жизнь, которую хотим, чтобы жила , и что мы не обязаны жить той жизнью, на которую нас запрограммировало наше прошлое.

Трансактный анализ показывает, что наш потенциал скомпрометирован вещами, которым нас учили и которые мы испытали в детстве. Эти «бессознательные сценарии» сдерживают нас, и мы повторяем поведение, мысли и чувства.

Как говорит Берн:

«Мы все рождаемся принцами, и процесс цивилизации превращает нас в лягушек».

Эрик Берн

Поскольку все мы можем думать, мы несем ответственность за решения, которые принимаем.

Мы можем работать над своим повторяющимся поведением и разрабатывать инструменты, необходимые нам для поиска творческих решений наших проблем. Мы можем вернуть контроль над своей жизнью.

Другими словами, изменение возможно.

Вам не обязательно жить жизнью, которая определяется вашим прошлым.

Истоки трансактного анализа

Берн был не первым психиатром, пытавшимся объяснить человеческое поведение.

До Берна Зигмунд Фрейд описал многогранные компоненты личности, включающие Ид, Эго и Суперэго. Фрейд предположил, что для поддержания хорошего психического здоровья необходим баланс между этими составными частями.

Вместо этого Берн считал, что именно взаимодействие и конфликт между этими аспектами нашей личности, независимо от того, как мы их называем, порождают наше поведение, мысли и чувства.

Подход Берна был новаторским. Вместо упрощенного подхода Фрейда, задававшего клиенту вопросы о себе, Берн считал, что наблюдение раскрывает истинную природу наших проблем. Наблюдая за общением, которое он называл «транзакциями», можно по нашим словам, языку тела и выражению лица понять природу наших проблем.

Берн также находился под сильным влиянием работы нейрохирурга доктора Уайлдера Пенфилда. Пенфилд тщательно исследовал функцию мозга в записи воспоминаний, чувств и эмоций. Он обнаружил, что стимуляция лобной доли позволяет людям вспоминать воспоминания, которые человек не мог вспомнить самостоятельно сознательно. Эти воспоминания существуют за пределами нашего сознания, они хранятся в нашем сознании.

Хранение воспоминаний включает фактический рассказ о том, что произошло. Но, что особенно важно, чувства и мысли, пережитые в то время, также сохраняются. Когда мы проигрываем переживания, мы вспоминаем последовательность событий и эмоции , другими словами, мы чувствуем то же самое, что и в момент первоначального происшествия.

Основные элементы трансактного анализа

Трансактный анализ основан на том принципе, что все мы нуждаемся в воспитании (физическом и эмоциональном) и что мы должны вести себя для достижения этого.

Общение между людьми, называемое «социальным взаимодействием» или социальным действием, лежит в основе транзактного анализа.

«Транзакция» есть единица социального действия, по словам Берна:

«Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если два или более человека встречаются друг с другом…. рано или поздно один из них заговорит или даст какой-либо другой знак, подтверждая присутствие других. Это называется транзакционным стимулом. Затем другой человек скажет или сделает что-то, что каким-то образом связано со стимулом, и это называется транзакционной реакцией».

Эрик Берн

Действие, предпринятое отдельными лицами в транзакции, известно как штрих .   Поглаживание может быть вербальным или невербальным. Люди обмениваются поглаживаниями в транзакции.

Вдохновленный новаторской работой психоаналитика Рене Спитца в его исследовании брошенных младенцев и развития детей, Берн предположил, что потребность ребенка в физической заботе сохраняется и во взрослом возрасте. Точно так же, как младенцы нуждаются в заботе, внимании и близости, чтобы нормально функционировать, взрослые нуждаются в этом.

Однако во взрослом возрасте эти потребности были адаптированы для удовлетворения различными способами – преимущественно посредством признания . Поглаживания, предлагаемые маленькому ребенку в форме объятий, и физические проявления любви заменяются во взрослом возрасте улыбкой, словесным обменом, зрительным контактом или языком тела, демонстрирующим своего рода признание.

Берн ясно дал понять, что любой инсульт, даже если он негативный, лучше, чем его полное отсутствие. Вот почему мы ненавидим, когда нас игнорируют. Нам всем нужны поглаживания, чтобы удовлетворить внутреннюю потребность в общении и получении умственной и физической стимуляции.

Эго-состояния

Берн неоднократно замечал, что люди меняются во время разговора. Эти изменения не только вербальные, но и включают выражение лица, язык тела и другие невербальные изменения. Берн называет эти изменения различными эго-состояниями .

Вся наша личность состоит из трех эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Эти состояния эго полностью объясняют мысли, чувства и поведение человека в любой момент времени.

Эго-состояния лежат в основе всех транзакций. Можно наблюдать состояния эго в действии, когда мы взаимодействуем с другими.

Мы общаемся с другими из определенного эго-состояния и постоянно переходим от одного эго-состояния к другому. Наше поведение, мысли и чувства меняются в зависимости от состояния эго, которое мы занимаем. Как объяснил Берн:

« У любого индивидуума определенный набор поведенческих паттернов соответствует одному состоянию ума, а другой набор — другому.0118 …. отношение, часто несовместимое с первым ».

Эрик Берн

Поскольку мы можем легко наблюдать за нашими транзакциями и состоянием эго, которое мы занимаем в данный момент времени, транзактный анализ позволяет нам полностью осознавать свои мысли, чувства и поведение.

Это сознательное понимание позволяет нам меняться и в конечном итоге взаимодействовать с другими людьми более конструктивным и гармоничным образом.

Три состояния эго: родитель, взрослый, ребенок

Эго-состояние Родителя воспроизводит все поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей и фигур родителей.

Опыт происходит примерно с первых пяти лет жизни.

Записи внешних событий хранятся в мозгу в том виде, в каком они были видны, без анализа, суждений или каких-либо фильтров.  К ним относятся такие вещи, как:

«Всегда говорите «пожалуйста» и «спасибо»».

«Сидеть правильно за столом».

 

Взрослый – на основе «здесь и сейчас»; вещи, которые мы «узнали», чтобы помочь нам интерпретировать реальность

Эго-состояние Взрослого развивается из способности ребенка обрабатывать информацию из разных источников. Взрослый собирает информацию и может принимать рациональные и логичные решения, основанные на «здесь и сейчас». Когда мы находимся в состоянии эго Взрослого, мы спокойны, уверены в себе, открыты, вдумчивы и внимательны.

 

Ребенок – основано на прошлом; эмоции и чувства, которые мы «испытывали» в детстве.

Поведение, мысли и чувства эго-состояния Ребёнка отражают наши внутренние реакции на внешние события.

Записи происходят в раннем детстве, примерно до пятилетнего возраста. К ним относятся такие вещи, как:

«Я испугался, когда залаяла собака».

«Я чувствую себя в безопасности, когда мой папа смеется и обнимает меня».

Кто появится?

Каждое состояние эго имеет свои сильные и слабые стороны, и все они заслуживают равного уважения. Чтобы жить полноценной и продуктивной жизнью, жизненно важно тренировать Родителя, Взрослого и Ребенка.

Наше поведение, мысли и чувства зависят от того, в каком эго-состоянии мы находимся. Мы ведем себя непродуктивно, когда одно эго-состояние вызывает дисбаланс. В таких случаях мы можем оправиться от этого, активировав другое эго-состояние.

Эго-состояние нашего Родителя имеет решающее значение для выживания человечества. Это состояние эго часто работает на автопилоте, принимая решения, которые ослабляют давление на Взрослого, чтобы он мог заниматься более важными делами здесь и сейчас.

Наш Родитель может быть представлен в двух формах: воспитывающая и заботливая, а также критическая и контролирующая.

Мы не должны упускать из виду преимущества эго-состояния Ребёнка, поскольку оно приносит спонтанность, творчество и удовольствие. Тем, кто живет глубоко торжественной жизнью, может быть трудно активировать свое Дитя.

Ребенок также может проявляться в двух формах: своенравный, взволнованный Свободный Ребенок или дерзкий или беспомощный Адаптированный Ребенок .

Эго-состояние Взрослого играет решающую роль в нашем выживании. Он имеет дело с внешними мирами, регулирует и выступает посредником между Родителем и Ребенком.

Несмотря на сходство функций, наши эго-состояния уникальны у разных людей. Они регулярно появляются в нашей жизни, и важно знать, как они выглядят.

Их можно легко и быстро активировать.

Вы когда-нибудь реагировали на ситуацию быстро, не задумываясь? Это потому, что было активировано состояние эго.

Три типа транзакций

Трансакции происходят, когда эго-состояния двух людей взаимодействуют. Трансакция может быть вербальной или невербальной.

Один человек инициирует общение (стимул), а другой отвечает (реакция).

Транзактный анализ оживает, когда мы отмечаем, какие эго-состояния были ответственны за наши взаимодействия, потому что тогда мы можем понять, почему дела идут хорошо или почему они терпят неудачу.

В транзакционном анализе есть три вида транзакций: дополнительные, перекрестные и скрытые.

В этой статье мы рассмотрим дополнительные и перекрестные транзакции.

 

Дополнительные транзакции

В дополнительной транзакции имеет место разумное, эффективное, здоровое и гармоничное общение.

Один человек инициирует общение (стимул), другой отвечает (реакция).

Обмен запланирован и ожидаем; торгуются положительные стоки. Каждый человек чувствует себя признанным и ценным.

Взрослый (Стимул): Мне нравится твоя рубашка!

Взрослый (ответ): Спасибо! Это новая покупка.

 

Или:

 

Ребенок (стимул): Боже мой! Тот человек в автобусе был так груб со мной!

Родитель (ответ): Забудь — это не имеет значения. Пойдем, выпьем кофе».

 

В обеих сделках все довольны и чувствуют, что их слушают и ценят. Обмен ударами. Эго-состояния взаимодействуют гармонично.

Помните, что состояние эго не соответствует хронологическому возрасту.

Самые простые транзакции происходят между Взрослым-Взрослым и Родителем-Ребенком.

Такие транзакции следуют естественному порядку и могут продолжаться бесконечно и до тех пор, пока транзакции остаются взаимодополняющими. Содержание обсуждения не имеет значения, пока эго-состояния остаются взаимодополняющими.

Вы знаете, когда находитесь в процессе дополнительной транзакции. Взаимодействие кажется естественным, но искренним и содержательным. Вы чувствуете, что вас услышали и оценили.

Перекрестные транзакции

Увы, не все транзакции работоспособны. Перекрестная транзакция приведет к разрыву связи. Дополнительные транзакции могут быть легко нарушены перекрестной транзакцией.

Наиболее распространенная перекрестная транзакция во всем мире происходит, когда стимул подразумевается как Взрослый-Взрослый, а реакция — Ребенок-Родитель, хотя в перекрестных транзакциях могут играть роль разные состояния эго.

Векторы (линии на схеме) пересекаются. Это может произойти быстро, внезапно из ниоткуда.

Комментарий из одного эго-состояния вызывает ответ из другого эго-состояния. Это объясняет, почему люди «принимают вещи неправильно» или люди «откусывают вам голову»: стимул направлен на одно состояние эго, другое отвечает.

Давайте вернемся к нашим предыдущим сценариям и посмотрим на некоторые альтернативные результаты:

Взрослый: Мне нравится твоя рубашка!

Ребёнок критический Родитель: Правда?! Ты издеваешься над моей одеждой?

 

Или

 

Ребенок: Боже мой! Тот человек в автобусе был так груб со мной!

Взрослый ребенку: «Я не удивлен! Я только что видел, как ты украл его место!

 

Путем перехода в состояние эго, отличное от ожидаемого, реакция коренным образом меняет динамику общения. Вдруг все не так.

В первом примере Человек 1, общающийся из эго-состояния Взрослого, ожидает ответа от Взрослого своего партнера. Вместо этого они удивлены сработавшим Дитя. Реакция молниеносна, и возникает конфликт.

Во втором примере Человек 1 ищет сочувствия у своего друга — Ребенок ищет поддержки у заботливого Родителя. Неожиданно они получают резкое замечание от своих партнеров Взрослых. Эго-состояние Ребёнка будет чувствовать себя ушибленным и обиженным — ответ не соответствует их ожиданиям или потребностям.

Чтобы возобновить связь, мы должны перестроить векторы.

Это может произойти почти сразу или может занять недели или месяцы, в зависимости от ситуации. Вы знаете, когда это случай последнего.

Восстановление порядка с помощью транзакционного анализа

Когда происходит перекрестная транзакция, по крайней мере один человек должен изменить свое эго-состояние, чтобы восстановить порядок.

Если вы озадачены, попытайтесь перейти (или остаться) в свое эго-состояние Взрослого. Присутствуйте в разговоре здесь и сейчас. Слушайте, что они говорят, сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы.

Практикуя применение трансактного анализа, вы начнете понимать и сможете идентифицировать различные состояния эго в игре.

Можно получить глубокие знания о людях, которые нам ближе всего. Мы можем научиться замечать ребенка нашего партнера (или даже нашего босса!), и мы можем реагировать соответствующим образом. По мере того, как мы становимся более искусными, мы можем применять все более высокие уровни мастерства.

Важно отметить, что мы можем активно выбирать, в каком эго-состоянии находиться. Поднимите настроение, когда вам нужно, усыновив своего Ребенка; будь спокоен в своем Взрослом; покажите им, что вы заботитесь о них, оставаясь в заботливом Родителе.

Для тех из нас, кто легко расстраивается или быстро выходит из себя, это новое знание может изменить жизнь. Когда вы сознательно остаетесь в своем Взрослом, появляется другой мир.

Что дальше?

Варианты различных транзакций бесконечны. Лучший способ изучить и развить свое понимание транзактного анализа — применить его к своей повседневной жизни и посмотреть, что вы заметите.

Не забывайте смотреть дальше слов – на язык тела, акценты, тон, зрительный контакт.

Транзактный анализ — это невероятный инструмент, который поможет вам управлять своим общением и отношениями.

Вы можете не только более конструктивно реагировать на других людей, но и сохранять бдительность и следить за тем, чтобы оставаться в своем Взрослом, даже когда ваш ноющий адаптированный Ребенок кричит и вопит внутри.

Вы обнаружите, что сможете больше удовлетворять потребности других. Вы можете определить закономерности в отношениях, в которых у вас есть постоянные проблемы, и, что особенно важно, вы можете сформулировать план, чтобы этого больше не повторилось.

В пылу момента, когда происходит перекрестная транзакция:

  • Остановитесь и понаблюдайте: В каком состоянии эго вы находитесь? В каком эго-состоянии находится другой человек?
  • Спросите себя: Какое состояние эго было бы наиболее полезным в данный момент?
  • Действие: Войдите в желаемое состояние эго.

Наблюдайте и экспериментируйте. Вы будете поражены той разницей, которую произведет транзакционный анализ.

Во второй части мы рассмотрим скрытые транзакции и скрытый смысл слов.

Итак, что случилось в гостиной моего друга? Глупая шутка, которую я повторил, спровоцировала ее эго-состояние Ребёнка. Эмоции вспыхнули, для нее я внезапно стал Критикующим Родителем, и она ответила в своем Адаптированном Ребенке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *