Эрик Бёрн и трансакциональная психология
Эрик Бёрн – американский психолог, автор концепции трансакционного и сценарного анализа.
Трансакция — это единица общения между двумя людьми. Бёрн выделяет три состояния человека: Взрослый, Ребёнок, Родитель, по мнению, психолога человек в том или ином коммуникативном контакте находится в одном из этих состояний.
Зарождение трансакционного анализа
Эрик Бёрн работал в клинике в Калифорнии, проводил множество научных опытов. Кроме того, свою практическую деятельность Бёрн совмещал с преподаванием. У Бёрна была необычная методика ведения приёма: его пациенты сочиняли рассказы о том, какой видят свою дальнейшую жизнь. Психолог считал, что такие рассказы помогают разобраться в общей линии жизни человека. Возможно, Бёрн и сам таким образом «прорисовал» свой жизненный путь ещё в далёком детстве: в нём сочетались два призвания, врачебное, как у его отца и писательское, как у его матери.
Впервые групповую терапию Эрик Бёрн применил в военных госпиталях, в своей работе врач большое внимание уделял интуиции. Во многом взгляд Эрика разнились с официальной наукой, Бёрн писал: «психоаналитическое сообщество и я разошлись, оставшись в хороших отношениях».
В ходе практики в военных госпиталях, несмотря на то, что ему отводилось очень малое количество времени, чтоб поработать отдельно с каждым пациентов, Бёрну удавалось определить, чем занимался человек до прохождения военной службы, а также ответы военных на многие другие вопросы. Он подробно фиксировал все данные в своём журнале, а потом сверял с фактами. Так Эрик Бёрн совершенствовал свою профессиональную интуицию. Работы Бёрна были своеобразным вызовом фрейдовской концепции. Начало зарождения трансакционного анализа прослеживаются уже в самых первых работах Бёрна.
В своей первой статье Эрик Бёрн чётко разделяет категории «взрослого» и «ребёнка». Во второй статье мы видим построение схемы « родитель- взрослый- ребёнок», также в данной статье представлен способ построения диаграмм. Всё это было шагом к изобретению абсолютно свежего психотерапевтического метода. Следующая статья Бёрна носила название «Трансакционный анализ» и рассказывала читателю о групповой терапии.
Пик популярности
Пик популярности Бёрна восходит к 70-м годам, именно тогда книги психолога начали издаваться крупными тиражами. У Бёрна был потрясающий талант излагать сложные научные мысли доступным и интересным, для читателя языком. Грандиозный успех получила, вышедшая в 1964 г., книга «Игры, в которые играют люди».
По задумке автора книга «Игры, в которые играют люди» предназначалась специалистов в области психологии. Но яркое, привлекающее название и гены матери- писательницы сделали своё дело, книга стала мировым бестселлером. Даже в СССР, несмотря на закрытость от западных культур, книга Бёрна получила широкую известность.
Известный российский психотерапевт М.Пашуп писал, что во многих уголках Советского Союза появились психологические кружки, пытавшиеся разобраться в «играх» и «сценариях», но к какому- либо созидательному результату эти попытки не приводили.
М. Пашуп писал: «Дело в том, что бёрновская терапия, похожая в этом на фрейдовский психоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализа от клиента требуется некоторое – определённое и довольно узкое – владение его понятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но как клиент, а не как терапевт. А то, что должен уметь и понимать терапевт либо скрыто между строк, либо недосказано».
Направления трансакционного анализа
Трансакционный анализ представляет собой следующие направления:
Структурный анализ
Бёрн, наблюдая за людьми, обнаружил трансформации в поведении, обусловленные эмоциональными факторами. Эти наблюдения послужили основой для выделения учёным эго – состояний личности.
Э. Бёрн писал: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью … обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определённым состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает, связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.
На языке психологии эго — состояния можно описывать как систему чувств, определяя её как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность».
Эго-состояния представляют собой некую систему чувств, в основе которой лежит та или иная психологическая схема: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Каждое эго-состояние отличается особенным способом переработки и восприятия, получаемой информации. Родитель транслирует социальные нормы и правила, полученные в детстве от своих родителей. Ребёнок – это схема, которая отвечает за биологические потребности. Для этой схемы характерны творчество, спонтанность. Взрослый — поведенческая схема, при которой индивид синтезирует информацию, заложенную в предыдущих двух схемах. Данная схема характерна для зрелой личности.
Трансакционный анализ
Бёрн писал: «После сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями». Такие заменители Бёрн называет поглаживаниями, обмен которыми создаёт трансакцию. Он выделял дополнительные трансакции, возникающие при общественных отношениях. Бёрн выделяет пересекающиеся и дополнительные, простые и скрытые, а также угловые и двойные трансакции.
Анализ психологических «игр»
Игра представляет собой ряд трансакций, направленный на получении определённого результата. Для игры характерно наличие скрытой мотивации. Бёрн выделяет несколько видов игр: игра, длиною в жизнь; супружеские; игры для вечеринок, сексуальные; игры преступного мира, игры для психотерапевтических сессий, а также конструктивные игры. Ребенок обучается играм, взаимодействуя с миром.
Скриптоанализ
Фундаментом для многих игр являются определенные сценарии, которые человек получает ещё в детстве от родителей и социума. «Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. С повышением чувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзии рассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаны Эриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своего ребёнка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность к философствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзии могут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию» — писал учёный.
Сценарий – это заложенная в детстве «картина мира». Эрик Бёрн считал, что человек не должен проживать свой сценарий от «корки до корки», человеку необходимо адаптироваться к каждой возникающей ситуации, основываясь на поиске наиболее рациональных решений.
Бёрн предлагает концепцию разрешения внутренних детских конфликтов путём перехода из эго-состояния ребёнка в эго-состояние Взрослого (которое представлено, как путь адаптации к среде). Следовательно, возможна модернизация жизненного сценария, не зависимо от решения детских психологических конфликтов.
Методы трансакционного анализа
В трансакционном анализе существует два основных метода:
- Контрактный метод
Врач и пациент заключают своего рода контракт, в котором оговаривается ответственности обеих сторон за успех терапии.
- Открытая коммуникация
Этот метод подразумевает полную открытость и «прозрачность» между терапевтом и пациентом.
Последователи Эрика Бёрна
Среди последователей Бёрна были Клод Штайнер, Роберт Гулдинг, Джон Дьюзи, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тейби Калер, Джули Хей и др.
Клод Штайнер организовал совместно с Э. Бёрном Международную ассоциацию развития трансактного анализа. Роберт Гулдинг объединил трансактный анализ с гештальт – терапией. Этот метод получил название: поиск новых решений, Джон Дьюзи разработал опросчик «Личностный профиль эго – состояний»; Фанита Инглиш основала Западный институт трансакционного анализа и гештальт. Томас Харрис – автор множества популярных книг по трансактному анализу. Тейби Калер — автор моделей процесса коммуникации и процесса терапии, успешно применяемых в различных сферах деятельности, связанных с работой с людьми. Джули Хей – автор некоторых позиции в теории трансактного анализа, создатель Европейского Совета Менторства и Коучинга.
Литература:
- Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
- Берн Э. «Трансактный анализ в психотерапии»;
- Стюарт Я., Джойнс В. «Трансактный Анализ в теории и практике»;
Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории
Текст публикуется в авторской редакции
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Скрытые трансакции
В СКРЫТОЙ ТРАНСАКЦИИ одновременно передаются два сообщения. Одно из них — открытое сообщение или сообщение СОЦИАЛЬНОГО УРОВНЯ, другое — скрытое сообщение или сообщение ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ.
Наиболее часто сообщение социального уровня являются взаимодействием Взрослый-Взрослый. Сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия или Родитель-Дитя, или Дитя-Родитель.
Муж: “Что ты сделала с моей рубашкой?”
Жена: “Положила ее в ящик”.
Просто посмотрев на эти слова, мы бы сказали, что эта параллельная трансакция Взрослый-Взрослый. Так оно и есть, на социальном уровне. А теперь давайте проанализируем ее с точки зрения голоса и визуальных признаков.
Муж: (резко, интонация падает в конце предложения; напряженные мышцы лица, брови соединены друг с другом): “Что ты сделала с моей рубашкой?”
Жена: (дрожащий голос, повышенная интонация; плечи приподняты, голова наклонена вперед, смотрит из-под приподнятых бровей): “Положила ее в ящик”.
На психологическом уровне происходит обмен РД, ДР. Если придать сообщениям этого уровня словесную форму, то она могла бы выглядеть следующем образом:
Муж: “Ты всегда кладешь мои вещи не на место!”
Жена: “Ты всегда несправедлив ко мне!”
Подобный анализ позволяет нам нарисовать трансакциональную диаграмму на рис.7.7. Стимул и реакцию социального уровня мы изображаем сплошными стрелками и обозначаем их Сс и Рс. Пунктирные стрелки обозначают стимул и реакцию психологического уровня, Сп и Рп.
Рис. 7.7. Двойная скрытая трансакция:
Любая скрытая трансакция подобно этой, в которой социальное сообщение ВВ перекрывает обмен на психологическом уровне между Р и Д (реже ДД или РР), называется ДВОЙНОЙ ТРАНСАКЦИЕЙ.
Эрик Берн описал еще один вид скрытой трансакции, которую он назвал УГЛОВОЙ ТРАНСАКЦИЕЙ. В этом случае я могу направить свой стимул на социальном уровне от Взрослого к Взрослому. Однако мое скрытое сообщение исходит из моего Взрослого к вашему Ребенку. Я надеюсь, что вы примите мое приглашение (стимул) и ответите реакцией из Ребенка. Типичным примером этому может служить ситуация, когда продавец надеется подцепить на крючок покупателя и заставить его сделать импульсивную покупку.
Продавец: “конечно, сэр, этот фотоаппарат — лучше, что у нас есть. Однако я вижу, что он, вероятно, вам не по карману”.
Покупатель (с вызовом): “Я покупаю его!”
На трансакциональной диаграмме на рис.7.8. виден угол между векторами Сс и Сп, что позволило назвать эту трансакцию подобным образом.
Вполне возможно, что разговор мог бы пойти и по другому пути:
Продавец: “… он, вероятно, вам не по карману”.
Покупатель (задумчиво): “Вообщем, да, вы правы. Это мне не по карману. Во всяком случае, благодарю вас”.
В данном случае маневр продавца не увенчался успехом и он не “зацепил” Ребенка покупателя.
Рис. 7.8. Угловая скрытая трансакция
Данный пример иллюстрирует важное общее положение о трансакциях. КОГДА Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ КАКОЙ-ТО ТРАНСАКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИМУЛ, Я НИКОГДА НЕ МОГУ ЗАСТАВИТЬ ВАС ВОЙТИ В КАКОЕ-ТО ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЭГО-СОСТОЯНИЕ. САМОЕ БОЛЬШОЕ, ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ — ЭТО ПРИГЛАСИТЬ ВАС РЕАГИРОВАТЬ ИЗ ЭТОГО ЭГО-СОСТОЯНИЯ.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ
“Третье правило” Берна гласит: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ СКРЫТОЙ ТРАНСАКЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ, А НЕ НА СОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ.
Берн написал “определяется”, а не “может быть определено”. Он считал, что, когда люди общаются на двух уровнях, то, что реально происходит, ВСЕГДА является результатом скрытых сообщений. Если мы хотим поныть поведение людей, мы должны уделять внимание психологическому уровню коммуникации.
В терминах ТА это называют “ думать по-марсиански”. Берн нарисовал маленького человечка с Марса, спустившегося на Землю и наблюдающего за Землянами. Этот Марсианин не имеет представления о том, что должно означать наше общение. Он просто наблюдает за тем, как мы общаемся, затем отмечает присущее ему поведение.
0 Практикуйтесь быть Марсианином. Всегда помните как о психологическом, так и о социальном уровне. Проверьте удивительный вывод Берна. Был ли он прав, что поведенние, всегда определяется на психологическом уровне? 0
Трансактный анализ — значение, эго-состояния, функции
Содержание
- 1 Введение в трансактный анализ
- 2 Концепция эго-состояний
- 3 1. Родительское эго-состояние
- 3.1 A. Cri
- 3.2 B. Воспитание Родитель
- 4 2. Эго-состояние Взрослого
- 4.1 A. Фотографический Взрослый
- 4.2 B. Комбинированный Взрослый
- 5 3. Эго-Состояние Ребенка
- 90 005 5.1 A. Естественный ребенок (NC)
- 5.2 B. Адаптированный ребенок (AC)
- 5.2.1 C. Уступчивый ребенок (CC)
- 5.2.2 D. Бунтующий ребенок (RC)
- 5.3 E. Маленький профессор
- 6.1 Дополнительная транзакция
- 6.2 Перекрестная транзакция
- 7.1 Функция Родительского Эго
- 7.2 Функция Взрослого Эго 9000 5 7.3 Функция Детского Эго
Трансактный анализ , ТА предоставлено Эриком Берном , является психологическим инструментом. Это позволяет нам понять структуру или элементы, составляющие нашу личность.
ТА очень просто описывает нашу личность. В результате он лишен всякого так называемого психотехнического жаргона. Это может понять любой человек, даже не знакомый с психологией личности.
В отличие от других теорий личности, концепции, описываемые транзакционным анализом, не являются конструктами, а представляют собой переживаемые и наблюдаемые реальности, которые могут помочь человеку легко понять свою личность.
Если вы будете следовать идеям, изложенным в этой статье «Трансактный анализ», вам будет легко контролировать свое поведение надлежащим образом. Это поможет вам лучше справляться с общением и отношениями. Таким образом, это поможет вам описать себя как личность и понять основную динамику вашего поведения.
Эго-состояние представляет собой целостный набор последовательных и связных моделей бытия, принятия решений, мышления, чувств и поведения. Они могут быть пережиты внутренне и выражены вовне индивидом. A
Состояние эго – это то, что мы думаем и чувствуем в данный момент времени, и оно отражается в том, как мы относимся к себе и другим людям.
Согласно транзакционному анализу, строительными блоками нашей личности являются состояния эго. Срок «состояние эго» означает состояние « эго » или « I ». Таким образом, «я» занимает центральное место.
Человек находится в определенном эго-состоянии в определенный момент и может оказаться в другом эго-состоянии моментом позже. Приложив немного усилий, мы можем наблюдать за своим поведением из определенного эго-состояния. Состояния эго — это эмпирических и наблюдаемых элементов нашей личности.
Слово «холистический» в определении эго-состояний подчеркивает, что здоровая личность представляет собой интеграцию многих элементов. В TA мы имеем дело со всеобщим опытом индивидуума, и, таким образом, различные состояния эго не ограничиваются каким-то одним способом функционирования.
Понимая концепцию эго-состояний в транзакционном анализе, мы можем понять, почему мы ведем себя по-разному в разное время. Как только мы узнаем причины человеческого поведения, нам становится легче сознательно регулировать и контролировать собственное поведение. Это даст нам чувство свободы и ответственности.
Возможно, вы обнаружите, что можете очень хорошо применять это в своих жизненных ситуациях.
Согласно транзакционному анализу, наша личность состоит в основном из трех эго-состояний – Родительского Эго-Состояния , Взрослого Эго-Состояния и Детского Эго Состояние .
Родительское эго-состояние — это та часть личности, которую мы заимствуем у наших родителей . Даже от тех, кто занял их место. В основном от родителей и авторитарных фигур в нашей повседневной жизни.
Все мы в детстве впитываем чужие личности в свои. Обычно, не осознавая этого, мы улавливаем позы, жесты, привычки, идеи и выражения других людей. Этот набор установок, чувств и поведений, скопированных со всех без исключения значимых родительских фигур, становится родительским эго-состоянием.
Мы записываем эти способы видения и действия в нашем мозгу, и позже в жизни они становятся почти автоматическими реакциями. Находясь в состоянии родительского эго, мы буквально ведем себя так, как вели себя наши родители.
Родительское эго-состояние выражается внешне одним из двух способов – Критическое Поведение или Заботливое Поведение.
A. Критический РодительКритический Родитель Эго-состояние заключается в обвинении других и неконструктивной критике. Это включает в себя такое поведение, как — нападение на других людей, крайняя критичность, не слушание, отсутствие интереса к объяснениям. Критически настроенный родитель скорее спишет вас со счетов как личность, чем будет разбираться с вашим поведением.
Таким образом, когда вы видите, как ученик разговаривает в классе, отвлекая себя и других, учитель называет его надоедливым. Это не имеет отношения к поведению , а обозначает ученика. Когда учителя делают это, они ведут себя исходя из критического родительского эго-состояния.
B. Заботливый РодительЭго-состояние заботливого родителя в первую очередь связано с заботой, воспитанием и утешением людей . Он основан на понимании и пытается заставить людей чувствовать себя хорошо. Действия, предпринятые из этого состояния, вселяют уверенность и побуждают других двигаться дальше и полны признательности людям и их позитивному поведению.
Таким образом, когда вы поздравляете ученика с победой в конкурсе красноречия, вы играете роль заботливого родителя. Заботливый родитель
поддерживает жизнь, рост и самовыражение . Это дает человеку возможность стать победителем.
Поведение взрослого эго-состояния – это примерно-
- сбор, анализ и оценка информации
- смысл этого
- делать взвешенные суждения о вещах.
Взрослое эго-состояние имеет дело с фактами , а не с чувствами и эмоциями. Он реагирует на чувства и эмоции своего естественного детского эго-состояния. И учитывает мнение и убеждения родительского эго-состояния. Он основан на
Взрослое эго-состояние заключается в попытке понять, почему мы
реагируем или ведем себя определенным образом, и делаем сознательный выбор. типичное поведение взрослых — это спокойное, рациональное, аналитическое, бесстрастное логично и разумно .
Обычно используются следующие слова: Почему? Когда? Где? Что? Как? ВОЗ? Имеет ли это смысл? Он сверяется с реальностью, прежде чем делать выводы и ответы.
A. Фотографический взрослыйФотографический взрослый — это та часть личности, которая воспринимает происходящее в здесь и сейчас , записывает это в мозгу, запоминает и сообщает об этом.
Таким образом, когда кто-то говорит вам, что вы носили ту же рубашку на вечеринке на прошлой неделе, он находится в своих фотографическое взрослое состояние.
Комбинирующий взрослый — это та часть личности, которая производит вычисления, используя данные, поступающие от фотографического взрослого и хранящиеся в памяти. Он вычисляет вероятности, делает прогнозы и выполняет большую часть рассуждений.
Например, когда вы говорите своему учителю, что на предстоящих экзаменах вы получите 80-процентную оценку, в вас проявляется сочетание признаков взрослого. Ваш прогноз основан на ваших наблюдениях и анализе того, насколько хорошо вы усвоили концепции, и на вашем среднем балле в практических тестах.
3. Детское эго-состояниеДетское эго-состояние является источником наших эмоциональных реакций. Ребенок снова чувствует те эмоции, которые исходно вызвала у него ситуация. И он/она начинает осознавать те же интерпретации, истинные или ложные, которые он/она давал опыту в первую очередь.
Каждый носит это в своем мозгу и нервной системе. Это постоянных записей пути –
- он/она опытный мир,
- как он/она чувствовал о мире
- так, как он/она приспособил к нему .
Наш мысленный магнитофон записывает событий на одну дорожку ( родителей ) и чувств связанных с этими событиями на другую дорожку ( ребенок ). Другими словами, детское эго-состояние — это запись внутренних событий или реакций маленького человека на то, что он видит и слышит.
Это запись радости, удивления, изумления и всех прекрасных чувств, связанных с нашими первыми открытиями в жизни, с одной стороны. С другой стороны, ужас, агония и все пугающие чувства.
Сегодня с нами, взрослыми, может случиться многое, воссоздающее ситуацию детства.
Когда это происходит, мы говорим, что наше детское эго-состояние взяло верх.
Естественным поведением ребенка является поведение, нуждается в , а хочет в открытом, честном и неманипулятивном виде.
Естественный ребенок самовыражается спонтанно, не заботясь о других. Он энергичен, чувствителен, любвеобилен, раскован и любит веселье . Он чувствует себя свободным и делает то, что хочет.
В нем найдено генетических записей всех наших первичных побуждений
B. Адаптированный ребенок (AC)Адаптированный ребенок – это та часть ребенка, которая демонстрирует изменение наклонностей естественного ребенка. Эти адаптации происходят в ответ на травматический опыт, обучение и требования со стороны авторитетных фигур.
Адаптация может происходить двумя способами: покорный или послушный ребенок и бунтующий ребенок.
C. Податливый ребенок (CC)В податливом дочернем состоянии вы делаете то, что другие люди хотят, чтобы вы делали независимо от того, как вы к этому относитесь.
Вы ведете себя так, как, по вашему мнению, другие люди ожидают или хотят, чтобы вы вели себя, а не так, как
соответствует тому, что вы чувствуете, как если бы вы чувствовали себя естественным ребенком.
Даже если здравый смысл подсказывает вам не выполнять просьбу, вы все равно ее выполняете.
D. Мятежный ребенок (RC)Мятежный ребенок — это та часть личности, которая восстает против власти и воспринимается как навязывание.
Это разумно и имеет смысл. Он реактивен в своем поведении.
Например, вам дается три периода замены в один и тот же день, и вы идете и говорите своему директору
, что не пойдете ни на один из них, это будет «бунтарское поведение ребенка» .
Маленький профессор — это мыслящая часть детского эго-состояния. Это творческий , имеет инициативный и манипулятивный .
С маленьким профессором ребенок продумывает ситуацию и, кажется, обладает врожденной способностью придумывать новые идеи, «дергать за нужные ниточки» , чтобы достичь желаемой цели и проявлять инициативу, чтобы знать, что делать в данной ситуации. ситуация.
Например. Мать ругает сына. Он подходит и обнимает ее с очаровательной улыбкой. Мать забывает свой гнев. В этом примере сын успешно меняет неприятную ситуацию, в которой он находится, на приятную.
ТранзакцииКогда люди общаются друг с другом, их эго-состояния взаимодействуют друг с другом. Это известно как транзакция. Сделки здоровы, когда состояния эго взаимодействуют и сочетаются здоровым образом. Однако иногда состояния эго загрязняют и вызывают нездоровое общение.
В любой данный момент человек совершает действие из определенного эго-состояния из Родителя (ценности), Взрослого (рациональность) и Ребёнка (эмоции, творчество). Сделки и общение будут здоровыми только тогда, когда состояния эго дополняют друг друга. Кроме того, он также должен быть сочувствующим.
Примеры различных транзакций –
Дополнительная транзакция1) Родитель-ребенок –
Человек А: О нет! Я пролил молоко! Человек Б: Все в порядке! Пойдем, позволь мне почистить его для тебя, дорогая.
2) Взрослый –
Человек A: Вы не видели мой бумажник? Человек Б: Да, он внутри ящика.
Дополнительная транзакция состояний эго
Перекрестная транзакцияЭтот тип транзакции обычно происходит, когда человек нацеливает свой разговор на определенное эго-состояние другого человека и ожидает ответа от него. Однако другой человек отвечает из другого состояния эго.
Например –
Лицо A (цель – взрослый взрослому ) : Вы видели мой бумажник? Человек Б (ответ — Родитель ребенку ) : О нет! Вы снова его потеряли!
Перекрестная трансакция эго-состояний
Функции эго-состоянийУ нас есть три эго-состояния, и нам нужно, чтобы все три из них функционировали интегрированным образом, чтобы вести здоровый образ жизни. Тем не менее, каждое состояние эго имеет свои собственные функции. Давайте посмотрим, что это за функции.
Функция Родительского ЭгоСостояние Родительского Эго помогает людям быть хорошими родителями и организовывать свою жизнь в соответствии со шкалой ценностей и суждений.
Точно так же, как хорошие родители обеспечивают содержание, поддержку, любовь и направление для своих детей, родительское эго-состояние обеспечивает воспитание, безопасность и правила для нас и других.
Это помогает нам автоматически выполнять бесчисленные рутинные задачи без необходимости каждый раз тщательно обдумывать их.
Функция Эго ВзрослогоЭго-состояние взрослого функционирует в , обновляя родителя и потомка. Он проверяет данные в родительском объекте, чтобы увидеть, является ли то, что он предписывает, истинным и все еще применимым сегодня .
Кроме того, это помогает сохранить уместное эмоциональное выражение. Индивид, действующий из этого эго-состояния, собирает и обрабатывает данные в настоящем, проверяет реальность и решает, какой курс действий предпринять.
Функция детского эгоСостояние детского эго в транзакционном анализе означает удовлетворение своих потребностей . Каждый ребенок хочет удовлетворения своего голода и удовлетворения своих потребностей. Он будет выражать радость, когда удовлетворен, и гнев, когда разочарован.
В то же время он хочет выжить в ситуациях, которые могут показаться опасными. Короче говоря, детское эго-состояние используется для выражения эмоций, достижения своего, творчества и веселья.
Недостатком ТА является то, что человеку становится необходимо иметь хорошую степень самосознания. Также способность замечать и владеть своим поведением, эмоциями и моделями мышления. Некоторые клиенты или люди могут не иметь такой возможности. Так что это применимо не ко всем.
Чтобы проверить свое понимание темы, пройдите этот короткий тест – Тест MCQ для анализа транзакций – Часть 1
Ссылки- Чиккарелли, С. К.; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание). Пирсон.
- egyankosh.ac.in
Теория транзактного анализа, модель, ключевые концепции, типы и преимущества
Трансактный анализ покойного доктора Эрика Берна — высокоэффективная и популярная психологическая теория, разработанная в 1970-х годах. Понимание трансактного анализа (также известного как ТА) полезно для каждого человека. Вы можете быть профессионалом, выполняющим обычную работу, предпринимателем, студентом или домохозяйкой!
Вы можете быть любым, кто хочет улучшить свое общение с собой и другими, используя модель ТА. Транзактный анализ поднимает ваше мышление на высокий уровень, одновременно повышая осведомленность, чтобы вы могли понять свое собственное сложное и дисфункциональное поведение и модели общения, чтобы развить более глубокие связи с собой и миром. Разве это не меняет жизнь? Представьте, что вы контролируете желаемые результаты и имеете глубокое понимание людей и отношений!
Давайте углубимся в мощный мир транзактного анализа.
Покойный доктор Эрик Берн создал сильную теорию, которая поможет вам понять ваши собственные методы общения. Международная ассоциация трансактного анализа определяет ТА как : «Трансактный анализ — это теория личности и систематическая психотерапия для личностного роста и личных изменений».
Теперь, пока вы не запутались с определением, мы упростим для вас транзактный анализ. Это теория личности, которая дает вам исчерпывающую информацию о том, почему люди ведут себя так, а не иначе. Спроси себя, 905:00 «Сколько раз я повторял свое поведение, которое мне не помогало?»
Например, кричать на людей в пробке или дуться во время ссоры. Это также может быть положительным, например, способность противостоять невзгодам с большей силой в любой момент жизни. Таким образом, транзакционный анализ обращает ваше внимание на себя — — как вы общаетесь с миром, осознавая, как другие общаются с вами.
Трансактный анализ включает концепции модели эго-состояния (модель «родитель-взрослый-ребенок»), жизненных сценариев, поглаживаний, структурирования времени и т. д. Вы понимаете, как вы воспроизводите определенные паттерны по мере взросления, чтобы создавать результаты, которые вы можете одобрять или не одобрять. Вы научитесь избегать нежелательного поведения.
Трансактный анализ также полезен при лечении психологических расстройств, является важной частью консультирования и коучинга.
Ключевые концепции трансактного анализаТрансактный анализ основан на Эго-состояниях или модели Родитель-Взрослый-Ребенок (PAC).
1) Эго-состояния или Модель Родитель-Взрослый-Ребенок (PAC)Давайте разберемся в ситуации. Эмили замужем и часто требовательна в отношениях. Также известно, что она закатывает истерику, когда что-то идет не по ее плану. Партнер Эмили не может понять ее поведения и спокойно мирится с ее истериками. Со временем их отношения становятся натянутыми.
Эмили здесь не управляет своим мышлением как Взрослый, а демонстрирует поведение, которому научилась в детстве, чтобы все шло своим чередом. Давайте поймем сложность человеческого поведения, зная модель PAC.
а) Эго-состояние Родителя
б) Эго-состояние Взрослого
в) Эго-состояние Ребенка
Три эго-состояния модели ПАС:
а) Эго-состояние Родителя 900 66
Бывают моменты, когда ведите себя в своем нынешнем состоянии так, как вели бы себя ваши родители. Родительское эго-состояние связано с поведением и чувствами, которые были скопированы у ваших родителей или у ваших первых опекунов.
В случае с Эмили она, вероятно, будет копировать свое доминирующее поведение и использовать его без оглядки на своего партнера.
Родители в своей роли весьма критичны в своем поведении по отношению к ребенку.
Они дают нам набор инструкций, которые часто могут звучать как —
«Не делай этого…»
«Всегда делай это…»
«Будь этим…»
«Перестань делать это…»
Их невербальное общение может быть защитным (жесты) или заботливым (объятия).
Человек в этом эго-состоянии во взрослом возрасте может быть крайне критическим, осуждающим, часто решающим за других, защищающим, заботливым и т. д.
Трансактный анализ также полезен при лечении психологических расстройств, является часть консультирования и коучинга
б) Эго-состояния Взрослого
Когда человек находится в Эго-Состоянии Взрослого, он/она проявляет поведение, непосредственно связанное с ситуацией здесь и сейчас. Индивидуум свободен выбирать свою реакцию, не подвергаясь влиянию какого-либо другого эго-состояния. Он/она будет искать решения наиболее эффективным и рациональным образом, не слишком эмоционально оценивая ситуацию.
Человек во взрослом эго-состоянии часто прямолинеен в своем подходе, заинтересован в беседе без осуждения и знает, как использовать логику в конфликтных ситуациях.
Человек в этом Эго-состоянии склонен задавать вопросы о разных сторонах ситуации, таких как что и почему, где и знать, что он/она видит, в сравнении с тем, каких мнений они придерживаются.
c) Детское эго-состояние
Человек в этом эго-состоянии демонстрирует поведение, чувства или может думать о ситуациях, находясь под влиянием своих мыслей, воспроизведенных в детстве. На угрюмость Эмили будет влиять ее Детское Эго-Состояние, в котором на ее реакцию влияют эмоции, вызванные прошлым поведением.
Если бы вам нужно было спросить Эмили, : «Эта ситуация связана с чем-то в вашем детстве?» Эмили ответила бы: «Да, каждый раз, когда мне хотелось внимания матери, я швыряла свои игрушки и дулась».
Человек в этом Эго-Состоянии может проявлять бунт, восторг, нытье, дуться, паниковать, бояться или даже много смеяться.
Человек никогда не осознает свои Три Эго-Состояния. Каждый человек заново переживает часть Эго-Состояния Родителя или Эго-Состояния Ребенка, чтобы основывать свое общение на текущей ситуации.
Если бы Эмили использовала свое Взрослое Эго-Состояние, она могла бы подумать, «О! Я должен не злиться, а работать над поиском решения. Но что меня на самом деле злит?»
Эрик Берн описывает присутствие Трех Эго-состояний в повседневной жизни. Человек всегда найдет использование правил дорожного движения, например, очень полезным в жизни. Они происходят из Родительского Эго-Состояния. Детское эго-состояние полезно для поддержания активности творческих способностей и интуитивных навыков.
Эго-состояние Взрослого помогает принимать решения, основанные на настоящем моменте, для решения проблем с большей точностью, не демонстрируя влияния других эго-состояний на поведение.
Определение эго-состояний Эрика Берна:
Постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим устойчивым паттерном поведения.
Щелкните здесь , чтобы изучить всю программу.
2) Жизненные позицииЭрик Берн подчеркнул, что жизнь человека и ее результаты предопределены на основе первых 5 лет жизни человека. Вы можете задаться вопросом, как человек может основывать свою историю жизни на чем-то, что произошло в далеком детстве? Таким образом,
Life Positions представляет собой интересную теорию, которая привлекает внимание к нашим психологическим моделям мышления, чувств и поведения. Наши решения основаны на ответах, которые мы получаем от родителей или родительских фигур. Они формируют убеждения о себе и мире. Ребенок склонен принимать это решение рано, основываясь на сообщениях, которые могут быть как вербальными, так и невербальными, которые он получает в первые годы.
Однако жизненные позиции не являются постоянными и могут быть изменены с помощью консультирования или терапии, помогая человеку освободиться от самоограничивающих убеждений и принять новую жизненную историю для себя.
Жизненные убеждения сформированы следующим образом:
- Я в порядке
- Я не в порядке
- Ты в порядке
- Ты не в порядке 906 59
- Вербальные или невербальные
- Положительные или отрицательные
- Условные или безусловные быть постоянной потребностью делиться обновлениями и селфи в социальных сетях. Человек ожидает «лайков», которые являются не чем иным, как поиском позитивных поглаживаний от своих друзей и семьи. Ребенка часто можно заставить почувствовать, что он/она не нуждается в поглаживаниях, вызывая внутри себя голод по поглаживаниям.
Тем не менее, поглаживания доступны в большом количестве, и желательно заниматься самопоглаживанием умеренными способами, чтобы чувствовать себя лучше.
Эрик Берн подчеркнул, что жизнь человека и ее результаты предопределены на основе первых 5 лет жизни человека.
5) Игры
Если вы чувствовали себя жертвой в жизни и ловите себя на том, что говорите: « Почему это происходит со мной?», , добро пожаловать в психологические игры, в которые мы играем с собой и миром. . Транзактный анализ описывает набор игр, в которые играют люди. Они часто являются следствием неосознанного поведения.
Игры определяются как непрерывная серия скрытых транзакций, ведущих к предсказуемому результату.
Например, человек может думать, что он не умеет общаться. Он претендует на множество вакансий, его выбирают, но он часто отказывается от собеседования. Друг говорит: «Ты должен пойти на курсы, чтобы улучшить общение и побороть свой страх». Он говорит: «О, нет, у меня нет времени». Друг говорит: «Ты можешь лучше управлять своим временем». Он говорит: «Да, но я должен управлять своим домом». Человеку удалось избежать всех предложений друга.
Эта игра помечена как «Да, но…». Анализ игры помогает понять, в какие игры играют люди.
Транзактный анализ выделяет игры с определенными характеристиками —
- Они повторяются — человек демонстрирует одни и те же шаблоны и дает одинаковые результаты
- В них играют без осознания Взрослого
- Человек всегда заканчивает тем, что испытывает чувства рэкета
- Идет обмен скрытых транзакций
- Они всегда включают чувство удивления или полного замешательства
Примеры игр:
а) Я только пытаюсь вам помочь — человек предлагает помощь, но желает контролировать поведение.
б) Порок — человек находит недостатки в людях. Настоящая игра заключается в том, чтобы отвлечься от себя и не смотреть на собственные ошибки.
c) Зал суда — человек доказывает, как часто он прав, а другие ошибаются. Они ищут поддержки и сочувствия у людей.
г) Бедный я- человек часто показывает себя совершенно беспомощным. Они хотят искать сочувствия.
Более глубокое изучение транзакционного анализа помогает понять Игры, осознавая закономерности, которые мы показываем.
Транзактный анализ также включает в себя изучение функционального анализа эго-состояний, структурирования времени, сообщений-сценариев, запретов, движущих сил, дисконтирования, системы отсчета, симбиоза, рэкетов, штампов и многого другого.
Мы знаем, что у вас много вопросов, связанных с трансактным анализом. Мы ответили на несколько здесь.
Как трансактный анализ помогает человеку?- Уверенность в себе — способность принимать собственные решения в жизни
- Выявление областей улучшения в общении с собой и другими лучше понимать людей
- Повышение самосознания в ситуациях, ответьте, прежде чем отреагировать
- . Разработайте способность просмотреть ситуации от состояния взрослых
- .
- Личностное развитие — создает людей с высоким самосознанием и ответственностью в жизни, фокусирует внимание на личных и профессиональных целях
- Работа — ТА полезен на работе, поскольку вы изучаете методы управления межличностными коммуникациями, поощряете создание команды и т. д.
- Бизнес — Деловой человек учится управлять ситуациями посредством самосознания, принимать решения на основе «здесь и сейчас»
- Быть человеком с высоким самосознанием
- Понимать собственное поведение, изменять паттерны
- Изучать свои мысли, поведение, действия
- Присутствовать во взрослом эго-состоянии
- Дополняющий
- Перекрестный
- Скрытый (дуплексные транзакции, угловые транзакции)
- Транзакции «бычий глаз»
Берн объединил их в 4 Life Позиции следующим образом:
а) Я в порядке, ты в порядке
Это часто называют выигрышным Сценарием Жизни. Здесь ребенку комфортно с собой и миром. Он/она знает, что они привлекательны и вырастут, чтобы доверять другим, иметь длительные содержательные отношения. У них хорошее отношение, они дают и получают доверие.
б) Я не в порядке, ты в порядке
Здесь ребенок часто считает себя проигравшим. Они твердо верят в это и создают жизненные истории, которые приносят больше страданий. Человек чувствует потребность угодить другим, чувствуя себя жертвой. Они часто больше поддерживают силы других людей, чем свои собственные.
в) Я в порядке, ты не в порядке
Младенец растет, думая, что он выше других. Такой ребенок становится взрослым, ориентированным на свои «хочу», переступая через других. Этот взрослый может иметь тенденцию проецировать свои проблемы на других и играть в игру с обвинением. Такой человек всегда заставляет других чувствовать себя хуже, в то время как сам чувствует себя «хорошо».
г) Я не в порядке, ты не в порядке
Когда ребенок определяет эту Жизненную Позицию, у ребенка происходит внутренняя борьба и с собой, и с миром. В конечном итоге они создают жизнь, полную страданий, не веря в себя и принимая решения, которые ставят их в положение жертвы. Человек чувствует себя разбитым и безнадежным. Такой человек может уйти в себя или даже нанести себе травму.
Эти позиции представляют собой особую позицию, занимаемую человеком, которая полностью связана с тем, как он/она воспринимает себя и других.
В философии транзакционного анализа упоминается:
Люди в порядке.
У каждого есть способность мыслить.
Люди сами решают свою судьбу, и эти решения можно изменить.
3) Жизненные сценарииТранзактный анализ описывает каждого человека n уже написали историю своей жизни или сценарий, основанный на многих вещах, таких как жизненные позиции. Берн подчеркивает, что это начинается с самого рождения. У каждого человека есть начало, середина и конец — просто сценарий, который вы заметите в кино. Здесь вы режиссер и сценарист, и вы определяете свой финал без вашего сознательного ведома.
Сценарий жизни, впервые разработанный Эриком Берном, а затем доработанный Клодом Штайнером, представляет собой план, на который влияют люди, с которыми человек растет . Ребенок наблюдает и подготавливает этот План Жизни, основываясь на внешних влияниях, а также на том, что происходит внутри. Родитель отправляет ребенку сообщения, например, «Мир небезопасен». Ребенок растет, думая: «Я никому не должен доверять». Важно отметить, как двое детей могут интерпретировать одни и те же сообщения по-своему.
Младенец или ребенок интерпретирует определенные родительские сообщения по-своему. Игнорирование матерью в раннем возрасте может привести к тому, что младенец вырастет и станет не доверять женщинам или людям в целом. Человек может решить, «Я неудачник» после того, как классный руководитель часто унижал меня.
Обучение трансактному анализу помогает изменить ваши основные ограничивающие убеждения, чтобы изменить и создать выигрышный жизненный сценарий.
4) Транзакции и ходыЭрик Берн называл транзакции «основной единицей социального дискурса».
Транзакции бывают разных типов.
Например, вы приветствуете коллегу «привет» и получите в ответ « как дела» . Когда вы продолжаете разговор, вы получаете серию транзакций. Трансакции могут быть дополнительными, перекрестными, скрытыми и угловыми скрытыми. Они могут возникать между разными Эго-состояниями.
Человек может наблюдать за своим общением, которое включает вербальные, невербальные жесты и язык тела, чтобы выявить проблемы в своих транзакциях. Трансактный аналитик способен исправить и изменить подход клиента к общению, чтобы добиться лучших результатов в жизни.
Берн определил поглаживания как «единицы узнавания». Вы обмениваетесь поглаживаниями, когда произносите дружеское приветствие, и получаете поглаживание в ответ. Однако человек, не получивший поглаживания в ответ, может чувствовать себя обделенным, как упоминал Берн. Голод человека к Инсульты начинается в раннем возрасте. Например, ребенок хочет быть на руках и в физическом контакте со своими родителями. Однако ребенок, лишенный того же самого, вырастет и будет испытывать эмоциональные трудности и проблемы.
Поглаживания определяются как:
Транзактный анализ также полезен для любой отрасли — медицины, коучинга, образования, СМИ, искусства и многого другого.
Узнайте больше о наших сертифицированных программах обучения ICF.
Можно ли использовать транзактный анализ как форму психотерапии?Трансактный анализ в психотерапии является проверенной формой терапии для ускорения внутренних изменений в людях. Консультант может исследовать личность клиента и его опыт, который формируется их решениями. Понимание личности дает множество ответов на проблемы, с которыми сталкивается клиент.
Консультант может использовать ряд приемов, чтобы задавать вопросы и слушать клиента. Трансактный анализ полезен для решения многих проблем, когда человек направляется к рефлексивной практике. Транзактный анализ полезен для устранения бесполезных мыслей и чувств, чтобы повысить осведомленность о действиях. Люди учатся нести ответственность, не обвиняя ситуации или других.
Преимущества транзактного анализа в общенииТрансактный анализ полезен для эффективного общения, поскольку человек понимает свое общение с самим собой, идентифицируя личность другого. Более глубокое понимание личности и поведения позволяет улучшить общение, которое предназначено для достижения наилучших результатов.
Цель трансактного анализаПознакомьтесь с доктором Парасом , практикующим трансактный анализ и тренером по жизненному лидерству . Доктор Парас, основатель Matrrix, имеет престижные награды мирового уровня. Его обширный опыт в области коучинга, обучения, наставничества и консультирования снискал ему множество поклонников по всему миру.
Matrrix предлагает сертифицированные программы для профессионалов, стремящихся преуспеть в жизни. Доктор Парас предлагает курсы, аккредитованные международными центрами, с целью обеспечения подлинной сертификации для всех. В качестве вклада в общество доктор Парас также руководит Tava-Mitram, некоммерческой организацией, которая предлагает бесплатные групповые тренировки менее удачливым. Вопросы о трансактном анализе? Пишите по телефону [email protected]
Часто задаваемые вопросы:1. Насколько полезен транзакционный анализ в общении?
Теория транзактного анализа поддерживает понимание состояний эго (Родитель, Взрослый, Ребенок), которые дают глубокое понимание собственного поведения. Это помогает расшифровать модели общения, чтобы решить эмоциональные проблемы, чтобы внести изменения в себя, улучшая при этом общение с собой и наше понимание мира.
2. Каковы ключевые концепции трансактного анализа?
Модель Эго-Состояния, Жизненные Позиции, Жизненные Сценарии, Трансакции и Поглаживания, Игры – это концепции Трансактного Анализа, которые изучаются во всем мире. Изучая эти концепции, вы можете понять, как вы склонны повторять определенные модели поведения по мере взросления, что может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Обладая этими знаниями, вы можете работать над отказом от нежелательного поведения и развитием более желательного.
3. Для чего используется транзакционный анализ?
Трансактный анализ часто используется как часть консультирования, поскольку он включает в себя ключевые концепции для понимания личности, моделей мышления и поведения. Терапевт исследует личность человека и то, как она формировалась под воздействием опыта. Он также используется в качестве эффективного инструмента коучинга для раскрытия истинного потенциала.
4. Каковы 3 эго-состояния транзактного анализа?
Эго-состояния представляют собой последовательный набор паттернов. Человек может решить чувствовать, думать или вести себя в одном/всех следующих состояниях.
Родитель: Один отвечает так же, как родитель/опекун.
Взрослый: Человек отвечает прямо здесь и сейчас.
Ребенок: Человек отвечает эмоциями, пережитыми в детстве.
5. Какие существуют виды транзакционного анализа?
Ниже приведены некоторые типы транзакционного анализа:
Изменение с осознанием эго-состояния полезно для транзакций здоровым образом. Это приводит к эффективному общению, если вы решите действовать осознанно.
НАПИСАЛ
Доктор Парас
Сертифицирован ICF (мастер-сертифицированный коуч) и ESIA — коуч-супервайзер доктор Парас и соучредитель Dr Paras Wellness Pvt. Ltd. с брендом Matrrix была сосредоточена на инициировании изменений и преобразований в людях. Как сертифицированный мастер-практик нейролингвистического программирования (НЛП) и тренер по осознанности, он предлагает свежий подход к изучению психологии моделей мышления и поведения. За свой 18-летний путь он обучил, тренировал и наставлял более 1,5 миллиона человек, а также сертифицировал более 240 тренеров. Программы развития лидерских качеств Marrix отточили более сотни профессионалов, решая проблемы на рабочем месте и обеспечивая более высокую рентабельность инвестиций для фирм.
Доктор Парас использует возможности коучинга, консультирования и позитивной психологии для решения организационных вопросов, управления внутренними конфликтами и ускорения роста бизнеса. Его программы профессиональной сертификации по НЛП, осознанности, консультированию, коучингу и другим дисциплинам укрепили его репутацию тренера по трансформации. Доктор Парас также является основателем Образовательного фонда «Внутренняя Вселенная», который занимается организацией «Тава-Митрам» (некоммерческой организацией) для улучшения эмоционального самочувствия.