Треугольник драматический: Драматический треугольник: жертва, преследователь, спаситель

Содержание

Г. Драматический треугольник. Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы]

Г. Драматический треугольник. Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы]

ВикиЧтение

Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы]
Берн Эрик

Содержание

Г. Драматический треугольник

В период зрелости полностью обнаруживается драматическая природа сценария. Драма в жизни, как и в театре, основана на поворотах сюжета, и Стивен Карпман очень точно представил их в простой диаграмме, которую он назвал «драматическим треугольником» (см. рис. 12). Каждый герой на сцене или в жизни начинает с одной из трех главных ролей: Спасителя, Преследователя или Жертвы, в то время как исполнителем другой главной роли выступает другой человек, Антагонист. Когда происходит кризис, два актера движутся по треугольнику, меняясь ролями. Один из простейших поворотов сценария происходит во время развода. В браке, например, муж является Преследователем, а жена исполняет роль Жертвы. Но когда подается заявление о разводе, роли меняются: жена становится Преследователем, а муж Жертвой, в то время как ее и его адвокаты исполняют роли Спасителей.

Драматический треугольник

Рис. 12

В сущности вся жизненная борьба представляет собой движение по этому треугольнику в соответствии с требованиями сценария. Так, преступник преследует свою Жертву; Жертва обращается с заявлением и становится истцом или Преследователем, а преступник превращается в Жертву. Если его поймают, Преследователями становятся полицейские. Тогда он нанимает профессионального Спасителя, адвоката, который преследует полицейских. В случае предотвращенного изнасилования начинается гонка по тому же треугольнику. Преступник, который преследовал девушку, становится Жертвой Преследователя — полицейского, который перед этим сыграл роль Спасителя.

Адвокат преступника старается спасти его, преследуя и Жертву-девушку, и полицейского. Если сказки рассмотреть как драмы, в них обнаруживаются те же черты. Например, Красная Шапочка — Жертва преследующего ее волка, ее спасает охотник, и тогда она неожиданно сама становится Преследователем и набивает брюхо своей Жертвы-волка камнями.

Второстепенные персонажи в сценарных драмах — Посредник и Простак. Они всегда должны быть под рукой у главных персонажей. Посредник — это человек, который предоставляет все необходимое для поворота, обычно за плату, и он вполне сознает свою роль: это продавец алкоголя, поставщик наркотиков, тот, кто продает свое влияние или оружие. Пистолет, который часто называют «уравнивателем», превращает труса (Жертву) в дерзкого Преследователя или переключает его с защитного поведения на агрессивное. Простак находится под рукой, чтобы быть обманутым и либо предотвратить поворот сценарного сюжета, либо ускорить его. Классический пример Простаков представляют присяжные, а самый крайний — матери, которые платят, чтобы их сыновей держали в тюрьме.

Иногда Простак пассивен и исполняет роль приманки для поворота, как бабушка Красной Шапочки. Следует отметить, что поворот, о котором мы здесь говорим, тот же самый, о котором шла речь в главе второй.

Карпман в своей последовательно развитой теории предлагает множество вариантов таких поворотов сценария. Сюда относятся пространственные повороты (наедине — в обществе, открытый — закрытый, близко — далеко), которые предшествуют или следуют за ролевыми поворотами, а иногда и являются их причиной, смена скорости протекания сценария (количество ролевых переключений за определенный промежуток времени). Таким образом, Карпман уходит далеко за пределы простого перечисления ролей, описанного в игре «Алкоголик», и делает впечатляющие замечания относительно многочисленных аспектов жизни, психотерапии и театра.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Треугольник судьбы

Треугольник судьбы Когда мы впервые узнали «о треугольнике судьбы», — мы были просто потрясены. Суть этого треугольника в том (рис. 6.25), что, если вы являетесь «Преследователем» или «Избавителем», то, в конце концов, неизбежно станете «Жертвой». Неизбежно: треугольник судьбы

Любовный треугольник

Любовный треугольник Эта очень популярная для любовных отношений геометрическая фигура многократно описана в книгах и показана в фильмах. Но я думаю, что такой «геометрический» подход к сфере отношений ошибочен и поверхностен. Мы принимаем любовные треугольники как

Пятый этап – драматический ритуал

Пятый этап – драматический ритуал Этап является завершением серии драматерапевтических сеансов. Центральная часть мероприятия – торжественный ритуал, в ходе которого дается общий анализ деятельности, приводятся результаты позитивной обратной связи от сообщества в

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК Мужчина и женщина — это противоборство. И любовь продолжается до тех пор, пока нет побежденного, пока один из них полностью себя не выказал. Альфонс Доде Встречаются двое друзей, не видевшихся пятнадцать лет. — Что новенького? — спрашивает

Г. Драматический треугольник

Г. Драматический треугольник В период зрелости полностью обнаруживается драматическая природа сценария. Драма в жизни, как и в театре, основана на поворотах сюжета, и Стивен Карпман очень точно представил их в простой диаграмме, которую он назвал «драматическим

Человек-треугольник

Человек-треугольник Если рисунок состоит на 60% из треугольников, то это рисунок лидера. Человек, уверенный в себе. Быстро соображает, предприимчив, обычно его интересует прежде всего конечный результат. Он быстро говорит, быстро принимает решения, всегда готов рискнуть и

Цель.

Фигура: треугольник

Цель. Фигура: треугольник Треугольники имеют по три вершины. Вытянутый по горизонтали треугольник может обозначать стрелку, указывающую в определенном направлении. Это направление есть цель. С помощью треугольной рамки мы стремимся к результату в поиске информации.Мы

ГЛАВА 3 ТРЕУГОЛЬНИК СУДЬБЫ

ГЛАВА 3 ТРЕУГОЛЬНИК СУДЬБЫ От голографической памяти – к голограмме разума Знаете ли вы, какие воспоминания для нас важны, а какие можно забыть?Я думаю, что примерно знаете. Люди не помнят, как они 5 или 10 лет назад просто шли по улице, как они умывались, завтракали,

Отношения троих (треугольник)

Отношения троих (треугольник) Участница: Речь идет о женщине, которая организовывает для меня семинары и которая после расстановки, сделанной у меня ее партнером, серьезно заболела. После этого она больше не смогла даже заниматься своей терапевтической

Треугольник блестящего выступления

Треугольник блестящего выступления Каждый раз, когда вы выходите на сцену, ваш успех или провал определяется тремя компонентами: обстановкой, подачей и содержанием.Содержание – это текст, который вы написали бы на листе бумаги, если бы вас попросили составить речь.

Схема 1.1.11 Треугольник удовлетворенности

Схема 1.1.11 Треугольник удовлетворенности Успешное разрешение конфликта подразумевает, что все стороны остались удовлетворенными предложенным решением. При анализе конфликтной ситуации важно провести проверку выбранного варианта решения на предмет удовлетворенности

Глава 1 Треугольник Карпмана

Глава 1 Треугольник Карпмана В любовном треугольнике один угол обязательно тупой. Народное творчество Сейчас об игре, в которую играть не стоит. Но повсюду люди в нее играют, и постоянно тебя в нее втягивают и навязывают ненужную тебе роль. Вообще, ты начинаешь играть

ТРЕУГОЛЬНИК

ТРЕУГОЛЬНИК «Проблема у меня очень деликатная, рассказывает мне пациент, я сильный, здоровый мужчина. Есть жена, дети. Мне нравятся женщины, были романы, все было нормально. Недавно я познакомился с женщиной, она моложе меня, красивая, в общем, все, что нужно, чтобы у мужчины

Бермудский треугольник

Бермудский треугольник В океане есть участок, таинственная зона, действующая как своего рода естественная или сверхъестественная черная дыра, которая поглощает проплывающие суда и пролетающие самолеты. Может, это портал в другую вселенную? Или инопланетяне балуют?

Новые Драматические Треугольники Стивена Карпмана

Делая переводы и вообще изучая информацию часто наталкиваюсь на прекрасные материалы «из первых уст», оригиналы и первоисточники. Вот так вот найдя в оригинале очень полезную, по моему мнению, статью Стивена Карпмана (с которым, кстати, мне удалось лично встретиться и пообщатья, когда он приезжал в Россию, но это отдельная история) «The New Drama Triangles» с описанием истории Драматического Треугольника, его истории и различных деталей, с удовольствием обнаружила перевод на дружественном ресурсе transactional-analysis.ru.

Публикую ее здесь.

USATAA/ITAA лекция для конференции 11 Августа 2007 г.
Версия для бесплатной загрузки, переработанная для
DVD.

1. ИСТОРИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

Идея драматического треугольника возникла как результат моих зарисовок на 30 страниц футбольных и баскетбольных финтов. Изначально в нем присутствовала 4-я позиция, Трикстер, которая в результате, превратилась в линии переключения. Сначала треугольник был сценарным, но вскоре его стали использовать как игровой треугольник. 8 лет назад я принял сценарное решение быть выдумщиком. Много хобби. Эксперименты в искусстве. На 202-х вторничных ночных семинарах Берна, действовало правило мозгового штурма, на разработку новой теории выделялась одна неделя. Эрик Берн, как редактор своего TAB. (бюллетень транзакционного анализа ) сказал мне: «Тебя будут цитировать 150 лет, так что сделай все как следует». Он предлагал в качестве альтернативы назвать Преследователя Агрессором и поставить угол жертвы наверх, в качестве манипулятора процессом. К своей формуле игры он, затем, добавил Переключение (П), и сейчас она выглядит так: Н + С = Р > П > С1 > В[1] Драматический треугольник удостоили Научной Награды Памяти Эрика Берна в 1972 г. Речь благодарности, опубликованная в TAJ (журнал транзакционного анализа) за январь 1973 г. была размещена на моем сайте www.karpmandramatrangile.com. 100 посещений в неделю. Но, что удивительно, кто-то раньше меня уже зарегистрировал названия Драматический Треугольник и Треугольник Карпмана. Это оказалось для меня столь же неожиданно, как носорог на дереве.

2. РАННИЕ КОРРЕКТИВЫ

Рисунок а. Вскоре окружающие, как и я ранее, стали представлять треугольник в упрощенном виде, как равнобедренный треугольник с вершиной внизу. Эрик Берн стал ссылаться на него как на «треугольник Карпмана» (по аналогии с треугольником Хассельбаха в медицине). ТА-тренеры, которые стали преподавать ТА по всему миру, укрепили это название.

Рисунок b. Для меня стало ясно, что следует добавить отдельные линии для транзакций (линии по периметру треугольника) и переключений (округлые линии за пределами треугольника) , например в игре «Я Лишь Пытаюсь Помочь Вам» , где Жертва Приманивает Спасателя с помощью «Вы Единственный, Кто Может Помочь Мне» (транзакционные линии на диаграмме), а Спасатель покупается на это с Ответом «Да, У Вас Столько Потенциала». Затем происходит переключение (округлые линии за пределами треугольника). Вот простой пример: вы пытаетесь помочь своему партнеру («это поможет мне, вам, нам»), давая подсказки, полезные для вас лично, или нежеланный совет, за которыми сразу же следует отдача. Таким образом, вы, Спасатель, становитесь новой Жертвой.

Рисунок c. Изначально я предполагал энергию на вершинах треугольника, так как она может быть (+) или (-), называя это ОК треугольником. Иногда я помещал внутри треугольника имя человека, чтобы рассмотреть каждого из игроков в отдельности.

Рисунок а.                                             Рисунок b.                                                 Рисунок c.

ОК ТРЕУГОЛЬНИКИ

Другие авторы описали свои ОК версии. Среди них:

  1. Эйси Чой с великолепной публикацией «Треугольник Победителя» в журнале TAJ за январь 1990 г., в которой он назвал вершины треугольника — Уверенный, Заботливый и Беззащитный, связав их, таким образом, с моделью решений Института Катексиса.
    2. Льюис Куинби на своем обширном сайте, посвященном ТА TA-tutor.com, позаимствовал те же инициалы PRV[2] но в его «Длящемся Треугольнике Куинби» они означают Настойчивость, Помощь и Беспомощность.
    3. Девида Эмеральд, в своем замечательном исследовании, описанном в книге «Сила Т. E.D.’а[3]», переименовал вершины П – Претендент, С – Кушетка, Ж – Формирователь.

КОРРЕКТИВЫ ДРУГИХ АВТОРОВ

В интернете все меняется. Изначально заглавные буквы были предназначены мной для того, чтобы обозначить игровые роли, в то время как прописные могли использоваться для реальных ролей, то есть для подлинных спасателей, подлинных жертв. Этого не произошло. Изредка, авторы, безо всяких на то оснований, переименовывали треугольник, чертили его в «безобразном» виде и занимались тому подобными вещами. В большинстве же случаев, (например, на www.LynneForrest.com и других) публиковались глубоко продуманные варианты треугольника, применимые дома или на работе в различных областях деятельности (для няни, для преподавания, для подлинной ситуации, для неблагополучных семей, в сфере развлечений), что привело к тому, что поисковая система Google находит более 15000 ссылок на запрос. Влияние треугольника, среди авторов ТА обнаруживается в таких темах как Треугольник Минисценария[4], Шестигранник Переопределения и многих других. Одно время в рамках ТА была добавлена роль «Наблюдателя», но стало ясно, что если наблюдатели что-либо чувствуют и получают, включая секретарей и докладчиков, они уже находятся в треугольнике. В противном случае они занимают позицию Взрослого.

ОК ТРЕУГОЛЬНИКИ. ДОПУЩЕНИЕ 10-И ПРОЦЕНТОВ

Вскоре я включил в ОК Треугольник правило «допущения 10 %», которое нашел весьма полезным в терапии супружеских пар, и которое гласит:

1. В каждой игре существует как минимум 10% разумных, ОК, доводов в каждой позиции П, С, Ж.
2. Каждое высказанное утверждение содержит как минимум 10% истины.
3. 10% людей реагировали бы точно также.
4. 10% из того, что вы говорите, в любом случае неправда.

Допущение 10%

3. ВАРИАНТЫ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Какими неизвестными доводами она руководствовалась, когда бросила его без объяснений? Проверьте, может быть, она как Жертва убежала, словно он сильно её обидел или разочаровал. Или, может быть, с позиции Спасателя она оказала ему услугу, тихо исчезнув из его жизни, так как не являлась той, в ком он нуждался. Или она Преследует его тем, что лишает шанса объясниться с ней. Треугольник предлагает 3 мотива для любого необъясненного поступка.

ТРЕУГОЛЬНИКИ ОШИБОЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Диаграмма, приведенная выше, также иллюстрирует затруднения, связанные с тем, что человек, возможно, ошибочно понимает ситуацию такой, какой хочет её видеть, а не такой, какая она есть в действительности. Старые семейные переносы («багаж»), или проекции собственных бессознательных установок могут переиначить восприятие П, С и Ж. Ниже изображено, как восприятие некоторых людей замыкается в одной вершине треугольника, словно это их единственное окно в мир.

Окно Преследователя                               Окно Спасателя                                                   Окно Жертвы

ТРЕУГОЛЬНИКИ ДВОЙНОГО ТУПИКА

Предположим что у человека, вовлеченного в судебное разбирательство присутствует проблема наркотической зависимости. Если он добровольно (С) признает проблему, это будет использовано против него в суде, и он проиграет. Если он солжет (П), и будет отрицать, что есть какая-либо проблема, то скажут, что он отказывается признать её, и он проиграет. Третья позиция в Двойном Тупике (Ж), это позиция, в которой нет возможности говорить о проблеме.

ТРЕУГОЛЬНИКИ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТИ

Рисунок а. Представим человека, который хочет попросить свою жену сделать пластическую операцию, чтобы улучшить их сексуальную жизнь, в надежде, что жена станет Спасателем их отношений. Но он знает, что стоит ему попросить об этом и она отреагирует с позиции Преследователя и оттолкнет его ещё дальше от себя. Таким образом, он стоит в нерешительности, «наполняя себя чувствами» в позиции Жертвы. В фигуре b, он тайно копит недовольство в позиции Жертвы, но если он начнет высказываться, это прозвучит слишком враждебно (Преследователь), таким образом, он остается в позиции Жертвы, в нерешительности. В фигуре c, он чувствует, что его игнорируют, и желает Спасти сам себя, познакомившись с девушкой на стороне, но это может обернуться тем, что его покинут обе женщины (двойной Преследователь), и он вновь станет Жертвой. Выход из двойного тупика осуществляется с помощью осторожной и заботливой коммуникации на протяжении длительного времени. Если кто-то оказался в затруднительном положении, ему следует отыграть ППИ[5] карты: Признай это, Поверь в это, Измени это.

Рисунок а.                         Рисунок b.                       Рисунок c.

ТРЕУГОЛЬНИКИ ПОРОЧНОГО КРУГА

Рисунок а. Одинокие Жертвы, которые испытывают Расстройство Контроля над Побуждениями и имеют неудовлетворенные потребности, Спасают себя посредством еды, азартных игр, секса, власти, растранжиривания и наркотической зависимости, затем страдают от последствий (П) извне или изнутри, и возвращаются, таким образом, в позицию Жертвы. Рисунок b описывает классический круг насилия, стрелка совершает колебательное движение в противоположную сторону. Освобождение от отвергаемой роли Жертвы (1#) приходит с накоплением напряжения (2#), которое изливается в виде насилия Преследователя (3#), за которым следуют раскаяние и извинение в виде «сюсюканий», затем следует этап обещаний (4#), который начинает круг сначала (1#).

Рисунок а. Треугольники Зависимости

Рисунок b. Треугольник Круга Насилия

ТРЕУГОЛЬНИКИ ЛОВУШКИ и «Узы Предательства»

На первых двух диаграммах один из родителей блокирует другого с помощью уз «особого секрета» или узами угрозы. На третьей диаграмме две верхние роли уже настолько всесторонне контролируются и исполняются, что Жертва не может претендовать на них, и оказывается загнанной в подчиненную позицию.

1                                              2                                         3

  1. «Никому не рассказывай наш особый секрет»
    2. «Не рассказывай, а не то я!!!»
    3.  «Тебе не справиться без меня»

ТРЕУГОЛЬНИКИ ВЫХОДА

«Как же мне выбраться из треугольника?»

Начать следует с понимания ролей и переключений, понимания, как и почему вы оказались в нем и понимания последствий. Как и в случае с эскалацией игр до 1-го, 2-го и 3-го уровней: 1) количество игроков растет, 2) пространство расширяется, 3) драма становится более запутанной и сложной, 4) выигрыш достигает размаха «страшных последствий». Чтение дополнительной литературы по теме со-зависимости и терапии 12-и шагов познавательно и благоприятно в целях изменения. Избегайте скользких путей, ненадежных людей и неясных мыслей. Поменяйте друзей, когда освободитесь. Когда обладающий знанием чувствует, что начинается новая драма, он может сказать драме «нет» .

Если тот, кто осознает роли, переключения и последствия, находится в треугольнике, для него становится возможным выход из любой позиции. Вот выходы из этих позиций:

  1. П = «Я лучше буду сумасбродным, чем сердитым»
  2. С = «Я лучше поумнею, чем буду мучеником»
  3. Ж = «Я лучше буду добиваться своего, чем угасать»

ТРЕУГОЛЬНИКИ УГНЕТЕНИЯ И ТРЕУГОЛЬНИКИ РАВНОПРАВИЯ

Рисунок а. демонстрирует социальных Жертв дефицита и угнетения. Их попытки освобождения не приводят к результатам по причине неэффективности или диверсий со стороны традиционных Преследователей. Затем следует возвращение против часовой стрелки к позиции Жертвы, откуда можно начать все заново или сдаться. Рисунок b изображает ОК Спасение, которое осуществляется с помощью самостоятельных усилий или вдохновляющих героев или общественных движений. Успешная ОК конфронтация с позиции Преследователя включает лидерство или собственную настойчивость и выводит за пределы треугольника, при том, что все три стороны угла были задействованы.

              

Рисунок а. Зацикливание                                                                 Рисунок b. Выход

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ

Драма в треугольнике создается переключением ролей. Игроки будут умело и быстро переключаться между ролями, чтобы избежать любой ясности. Для того чтобы скрыть, защитить и отстоять свои пороки они быстро переключаются туда-сюда между ролями, используя Три Правила Хаоса:

1) Все превращать в психологическую игру

2) Все отрицать

3) Немедленно заставить вас защищаться (семейное правило гласило: говори быстро, не слушай.)

Алкоголик, в позиции полной сожаления Жертвы может изображать раскаяние, затем переключиться в позицию угрожающего, запутывающего или убеждающего Преследователя, затем переключиться в роль Спасателя и стать «слишком хорошим, чтобы быть правдой» и обещать, что все станет лучше, если ему дадут второй шанс. Но вскоре вновь вернется опечаленная Жертва, чтобы начать круг заново.

Рисунок а. Увертливое переключение

РОЛИ В СЕМЬЕ АЛКОГОЛИКА

выстраиваются так:

Три семейных роли:

Алкоголик                           Со-зависимый

В.Ре.А. (Взрослый в Ребенке Алкоголика)

Четыре классических сценарных выбора В.Ре.А.:

«Козел Отпущения»                                      «Герой», «Талисман»

«Потерявшийся ребенок»

4. ТРЕУГОЛЬНИК СОСТРАДАНИЯ

Треугольник Сострадания нарисован со знаком + в центре треугольника. Он представляет из себя теорию о том, что если кто-то оказался в Драматическом Треугольнике, он автоматически принимает все 3 роли, не только социально опознаваемую роль, но и роли, отвергаемые явно или завуалировано. Скрытые мотивы могут быть как осознаваемыми, так и бессознательными, или предстать в качестве «непредвиденных последствий». Чтобы получить трехмерное представление об игре, необходимо обсудить все три возможности.

Рисунок а. Рассерженный босс, в качестве Опознаваемого Преследователя, ругает и вводит в замешательство секретаря. Но скрыто, босс занимает позицию Жертвы небрежной работы секретаря, и возможности потерять собственную работу в зависимости от продуктивности офиса; также, он скрыто занимает позицию Спасателя, обучая работников тому, как соответствовать более высоким стандартам, а также открыто выражая претензии, вместо того, чтобы потихоньку уволить секретаря.

Рисунок b. Рассмотрим в качестве Опознаваемого Спасателя со-зависимого в неблагополучной семье: он является скрытым Преследователем, давая возможность продолжать игру, и является скрытой Жертвой, которая не ищет выхода.

Рисунок с. Опознаваемая Жертва представлена в примере ниже классическим «Опознаваемым Пациентом», козел отпущения в неблагополучной семье занимает позицию Жертвы. Но в качестве Спасателя, он является громоотводом, отводящим родительское раздражение и удерживающим семью вместе, а в качестве Преследователя продолжает игру, создавая все больше сложностей для ещё отмены.

Рисунок а.                                                  Рисунок b.                                            Рисунок с.

Опознаваемый Преследователь                   Опознаваемый Спасатель                         Опознаваемая Жертва

ТРЕУГОЛЬНИК ЛЖЕЦА

Лжец теряет уважение, выступая в качестве Опознаваемого Преследователя, но тайно он может быть Спасателем, защищая себя и других, а в качестве Жертвы он опасается справедливой или несправедливой отдачи и этот страх основан на предыдущем опыте.

ТРЕУГОЛЬНИК ЗАЩИТНОГО МЕХАНИЗМА П.Т.С.Р.

Человек, страдающий П.Т.С.Р. (Посттравматическое Стрессовое Расстройство), причиной которого является жестокое обращение в доме, может инстинктивно реагировать на любую критику с позиции Преследователя и Жертвы, но даже не думает о том, чтобы выразить благодарность Спасателю за попытки наладить общение, ни чтобы выразить сочувствие Жертвам своих стрессов. Первым шагом в этом случае будет дать партнеру высказаться, задавать правильные вопросы и использовать критику конструктивно.

5. ТРЕУГОЛЬНИКИ ВНУТРЕННЕЙ ДРАМЫ

В процессе психологической игры мы располагаем внешней личностью и внутренней личностью. Мы можем переживать обе личности, одну или вообще ни одной, с искажениями восприятия или без них. Эта внутренняя диаграмма ПСЖ помогает объяснить: 1) внутренние чувства, 2)внутренний диалог (транзакции по отношению к самому себе), 3) внутренние игровые роли (включая внутренние переключения) в процессе психологической игры. Внутренняя и внешняя личности могут находится в состоянии гармонии или дисгармонии между собой в определенный момент игры. В любой момент времени может доминировать любая из них. В гневе верховодит внешняя личность, при депрессии – внутренняя.

В Треугольнике Минисценария Драйверы начинаются с веры Жертвы в Спасение: «Я буду ОК, если я: Буду Лучшим, Буду Сильным, Буду Торопиться, Буду Стараться, или Буду Радовать Других.» Это может происходить внутри и вовне в позиции Спасателя, и когда не приводит к результатам, это неминуемо ведет человека к его Стопперу или позиции Обвинителя (П) внутри или вовне треугольника, что затем ведет к конечной позиции Безысходности (Ж). После этого процесс повторяется, часто за считанные секунды.

ДВУХУРОВНЕВЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Рисунок а. В пустом месте в середине треугольника можно визуально представить то что ещё не высказано в психологической игре (Невысказанное), слова, приготовленные для того чтобы все усугубить(-) или улучшить(+), когда представится шанс.

Рисунок b. Социальный и психологический уровни коммуникации в игре, могут быть изображены как на фигуре b.

Рисунок а. Сказанное, Невысказанное.

Рисунок b. Психологический уровень, социальный уровень.

ТРЕУГОЛЬНИКИ МУДРОСТИ

Мудрый человек может предположить 24 варианта треугольника (в зависимости от + и – для каждой позиции) в окружающих и себе самом и выявить их, когда необходимо наладить сопереживание и взаимопонимание.

УХОД В СЕБЯ С ЦЕЛЬЮ РАЗРУШИТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. ТРЕУГОЛЬНИК МАНИПУЛЯТОРА

Когда человек, с предписанием «Не Думай», сталкивается с тем, чего не хочет слышать, он может обратиться против себя самого и сотворить среду, в которой присутствуют «только чувства», в которой он заведомо победит.

П = «Сейчас я всыплю сам себе за за это!»               С = «В этом виноват кто угодно, только не я»
(Расправа)                                                                     (Заступничество)


Ж = «У меня никогда ничего не получается» (Сожаление)

ПОЗИТИВНЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

П+ = самоподстегивание, умение управлять собой, дисциплина, целеустремленность и сила характера
С+ = самопоглаживание, самозащита, вера в себя и в свое здоровье, собирание ОК разрешений.
Ж+ = принятие себя, открытость, простота, мягкость, восприимчивость.

ВОЗМОЖНОСТИ ДРАМЫ

Является возможным давать поглаживания за те углы внутреннего и внешнего треугольника, которые ОК, это улучшает отношения и упрощает коммуникацию. Можно так же сглаживать негативные углы, подготавливая человека к разговору, попутно объясняя свои действия: «Возможно сейчас не совсем верный момент, чтобы говорить об этом (чтобы избежать П), но дайте мне знать, если…»(моя Ж)

6. СЦЕНАРНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Два маленьких треугольника на фигуре а, представленной ниже, иллюстрируют игры, происходящие в «Сценарном Процессе». В детстве, во время написания сценария, происходит внутренняя и внешняя драма.

ВНУТРЕННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК НОВОГО РЕШЕНИЯ
  1. Ж = «Как вы чувствовали себя в тот момент?» (ЧУВСТВУЙ)
    2. С = «Что вы думали об окружающем мире?» (ДУМАЙ)
    3. П = «Какое вы приняли решение» (ДЕЛАЙ) – 13 Запретов (Не делай этого) и 5 Драйверов (Делай это)

ВНЕШНИЙ ТРЕУГОЛЬНИК ПЕРЕНОСА 

Объясняет, почему ребенок приемлет «осценаривание».

  1. Ж = Пассивность. Подражание, импринтинг и аттрибуция[6]; ребенок введен в замешательство и подавлен численным превосходством.
    2. С = Поддержка. Желание стать поборником системы родительских убеждений.
    3. П = Отмщение. Желание отомстить родителям, разрушив их надежды и мечты.

Внутреннее пространство можно использовать, разместив там невербальные воспоминания. Родительские предписания(П), драйверы(С) и рэкетные чувства(Ж) располагаются по соответствующим углам. Эти треугольники можно назвать по-разному: Треугольник Нового Решения, Треугольник Переноса и Треугольник Написания Сценария, в зависимости от того, каким образом вы их используете.

П = Предписания С = Драйверы Ж = Рэкетные чувства

ДВУХУРОВНЕВЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

ТРЕХУРОВНЕВЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Сказанное. Невысказанное. Неизвестное.

Сознательное. Подсознательное. Бессознательное.

СЦЕНАРНАЯ ТЕРАПИЯ

Рисунок а. Иллюстрирует впитавшиеся сообщения Репарентинга (П), поступившие от терапевта

Рисунок b. Иллюстрирует впитавшиеся Разрешающие (С) сообщения терапевта

Рисунок c. Иллюстрирует впитавшиеся Реляционные (Ж) сообщения терапевта.

Рисунок а.                                                  Рисунок b.                                                  Рисунок c.

ПРОГРЕССИЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Потребности могут быть перечислены по Фройду, Эриксону, Маслоу, Шиффам и Левину. Это также могут быть 6 типов голода по Берну (Признания, Контакта, Стимула, Секса, Влияния[7] и Структуры) или неудовлетворенные потребности с точки зрения 13 запретов Гулдингов (включающих «не желай») . Эти неудовлетворенные потребности могут пронизывать всю жизнь человека, как это показано на рисунке ниже.

7. БИОХИМИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Поместите меньший треугольник внутри Сценарного Треугольника, и станет возможным описать взаимодействия на клеточном уровне, которые имеют животное, расовое и семейное происхождение; а так же сообщение между органическими или биохимическими процессами и сценарными решениями. Пятиуровневая диаграмма «Единой Теории Поля» в ТА включает: внешний и внутренний социальный уровень, внутренний и внешний сценарный уровень и клеточный уровень.

ДИНАМИКА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Гены можно разделить на Доминирующие (П) гены, гены которые будут способствовать дальнейшему развитию, эволюции (R) и неблагоприятные гены (Ж).

КЛЕТОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

Одна группа клеток вырабатывает химические вещества, гормоны (ОБЕСПЕЧЕНИЕ), для клеток (Ж), ожидающих приема (ПОТРЕБЛЕНИЕ), в то время как другие клетки (П) осуществляют блокирование (ОГРАНИЧЕНИЕ) слишком большого выброса или поглощения веществ. Например, выделяется и потребляется серотонин, а его излишки выводятся. Антидепрессанты типа СИОЗС (селективных ингибиторов обратного захвата серотонина) препятствуют всасыванию серотонина клетками рецепторов, таким образом, поддерживая высокий уровень содержания сератонина.

Клеточный уровень. П = Ограничение, С = Обеспечение, Ж = Потребления.

Прим. переводчика:

[1] Наживка, Слабинка, Рычаг, Переключение, Смятение и Выигрыш соответственно.

[2] От анг. Persecutor, Rescuer, Victim, что переводится как Преследователь, Спасатель и Жертва соответственно.

[3] T.E.D. – аббревиатура англ. «The Empowerment Dynamic», переводится как «динамика наделения властью»

[4] В некоторых переводах на русский, например, в книге «Современный Транзактный Анализ», фигурирует как минискрипт.

[5] В оригинале — ABC: Admit it, Believe it, Change It, соответствуют первым 3-м буквам латинского алфавита.

[6] Здесь под аттрибуцией понимается возможность приписывать объектам свойства, например наделение родителей волшебной силой.

[7] В оригинале Incidence Hunger, в переводе книги Э. Берна «Секс в человеческой любви», переведено как голод по инциденту, что, на мой взгляд, не совсем корректно, т.к. контекст описывает необходимость влиять на что-либо, и указывает, таким образом, на переносное значение слова incidence: степень влияния, охват воздействия.

Copyright © 1967, 2007 by Stephen B. Karpman, M.D. All rights reserved. www.KarpmanDramaTriangle.com
Downloads free. Many thanks to Eric Karpman for graphics at www.EricsGraphics.com
Перевод: Владислав Кононов

Что это? Причина? Как сбежать от него?

Драматический треугольник — это модель, которая показывает 3 роли непродуктивных, интенсивных и потенциально токсичных отношений. Преследователь, Спасатель и Жертва (PRV). Треугольник может помочь людям принять эти три роли, чтобы избежать ужасного драматического треугольника конфликтных отношений. Они делают это, зная, что, во-первых, эти роли существуют, а во-вторых, какую роль каждая роль играет в треугольнике. Это объяснение драматического треугольника.

Краткая предыстория того, как впервые был изобретен драматический треугольник

Прежде всего, нам нужно понять баскетбольные и футбольные фальшивки: преимущество. Фальсификация мяча выполняется, когда игрок делает вид, что передает или бросает мяч убедительным движением, но на самом деле не отпускает мяч.

Стивен Б.Карпман, доктор медицины, создатель драматического треугольника. Он изучал подделки, сидя рядом с баскетбольными и футбольными матчами. Стивен начал, по его собственным словам, с того, что «… рисовал кругами и символами, пытаясь понять, как квотербек может перехитрить оборонительного полузащитника в футболе…».

Его отец был психоаналитиком, работавшим в психиатрической тюремной больнице. Русский ученый, учившийся у Фрейда и открывший новую область криминального психоанализа. Кроме того, он написал 20 книг и 100 статей.

Стивен Карпман, сын, посетил вечерний семинар Эрика Берна во вторник. Эрик был психиатром канадского происхождения, который создал теорию транзактного анализа как способ объяснения человеческого поведения. Более того, Берн поощрял своего ученика к мозговому штурму, предлагая еженедельные кредиты для новых теорий. Первая опубликованная теория его творчества называлась «Сказки и анализ сценарной драмы» в 1919 г.68.

После того, как Стивен показал Эрику свою первоначальную теорию в 1968 году, Берн сказал: «Напишите ее, и люди будут цитировать вас 200 лет». . Сорок лет спустя драматический треугольник так же полезен сегодня, как и тогда.

Инфографика драматического треугольника с использованием персонажей Диснея

Что такое драматический треугольник? Обзор того, что подразумевается под драматическим треугольником

Wiki говорит,

Драматический треугольник Карпмана — это социальная модель человеческого взаимодействия, предложенная Стивеном Б. Карпманом. Треугольник отображает тип деструктивного взаимодействия, которое может произойти между конфликтующими людьми. Модель драматического треугольника — это инструмент, используемый в психотерапии, особенно в трансактном анализе.

Насколько я понимаю, драматический треугольник представляет собой модель, которая помогает нам изначально лучше понять отношения — социальное взаимодействие. Во-вторых, его можно использовать для сравнения этой модели непродуктивных отношений с нашей собственной, чтобы узнать, являются ли наши отношения токсичными или нет. Чтобы узнать, являются ли наши отношения реактивными и не уполномоченными. Что-то вроде карты, показывающей нам, где мы находимся, чтобы потом знать, где мы хотим быть.

Что такое драматический треугольник? Подробности о том, как устроен драматический треугольник Карпмана

Страшный Драматический Треугольник состоит из 3 ролей; Преследователь, Спасатель и Жертва. Иногда его называют «Три лица жертвы», а треугольник иногда называют «треугольником жертвы». Роли также описываются как две и одна вниз роли. Преследователь со спасателем в верхней части треугольника и жертва в верхней части треугольника.

Инфографика драматического треугольника

 

Эти 3 роли находятся в отношениях, которые зависят друг от друга. Отношения, которые не являются продуктивными и будут истощать их энергию нездоровым взаимодействием. Даже если вы не играете ни одну из этих ролей каждый день, весьма вероятно, что вы имеете дело с людьми, которые таковыми являются. Помните, что эти роли можно играть сознательно или подсознательно.

Ловушка в том, что люди, попавшие в ужасный драматический треугольник, хотят удовлетворить свои потребности, которые могут быть неосознанными желаниями, вместо того, чтобы брать на себя ответственность за роль, которую они играют в воплощении треугольника в реальность.

Чтобы воплотить это в жизнь, давайте свяжем это с чем-то, что мы знаем. Вот 3 примера:

Красная Шапочка

В этой знаменитой сказке Красная Шапочка была Жертвой Преследователя, Злого Волка, а Спасателем был Дровосек. Интересно, что в сказке роли меняются. Например, Красная Шапочка изначально была Спасительницей своей бабушки, а позже стала Преследователем. Подробнее об изменении ролей далее в этой статье.

Фильм «Титаник»

Роуз, «бедная маленькая богатая девочка», стала жертвой. Ее преследователь — Кэл, богатый нефтяной магнат и ее будущий муж. Джек — «просто бедняга» и Спасатель.

Дональд Трамп

На президентских выборах Дональд Трамп часто выдвигал себя в качестве жертвы. Например: «О, значит, у меня меньше времени говорить, чем у него». Он имел в виду Байдена. В данном случае преследователем выдвигался модератор, а Дональд надеялся, что американский народ станет его Спасителем.

Примеры дома

Все эти примеры относятся к отношениям треугольника, также известного как эмоциональный треугольник. Более «домашним» примером может быть:

Мама и ее маленький сын спорят о состоянии его комнаты. Папа приходит с работы и говорит: «У него был долгий день в школе. Отпусти его». Мама — преследователь, сын — жертва, а папа — спасатель. Дальнейшее может быть либо продолжением этих ролей, либо, возможно, сменой ролей, когда папа нападает на маму, а их сын пытается спасти свою маму. Все меняются ролями.

Если вы подумаете о своей жизни, то в какой-то момент вы уже играли одну из этих ролей. Это очень неудобно признавать, но знание того, что у вас есть, может стать самым первым шагом к тому, чтобы стать счастливее. Подробнее о побеге из драматического треугольника далее в этой статье.

Лучшее понимание трех ролей; Преследователь, Спасатель и Жертва

Каждая роль уникальна и имеет свои собственные чувства, высказывания, желания и обязанности. Помните, что это нездоровые роли, сформированные привычными поведенческими привычками.

Преследователи
Злой бизнесмен, указывающий пальцем
Примеры Преследователя

В приведенных выше примерах нашими Преследователями были Большой Злой Волк, Кэл — муж-миллиардер и модератор выборов.

Роль преследователя — злость

Преследователей также можно назвать злодеями, мучителями, предателями, угнетателями или обвинителями. Во всем виновата роль Преследователя. Это роль, основанная на стыде — «принцип теневого отца». Напоминает критически настроенного родителя. Они всегда должны быть правы, и обвиняя, они отрицают свою уязвимость, боясь сами стать жертвой. Они критикуют и обвиняют.

Часто в детстве этот человек подвергался психологическому или физическому насилию. Преследователи часто втайне кипятятся, потому что над ними «оскорбляли», и теперь они решили никогда больше не быть жертвой, а вместо этого быть выжившим, а единственный способ выжить — быть кем угодно, кроме как «придирающимся неудачником». Их преследование — это способ защитить себя, почти нанеся первый удар.

«Работа» преследователя состоит в том, чтобы удерживать жертву в угнетенном состоянии — быть жертвой. Они не решают проблем, и их сила используется негативно и может быть очень разрушительной: «Я в порядке, а ты нет — я унижаю других, чтобы они чувствовали себя хорошо». Преследователи не гнутся и не могут быть уязвимы.

Если Преследователь не удерживает жертву в угнетении, жертва может подняться, и тогда преследователь не играет роли, так как жертва покидает треугольник. Эта роль является самой экстремальной из трех, хотя вы можете найти и более пассивно-агрессивных преследователей.

Высказывания преследователя
  • «Это ты во всем виноват».
  • ‘Они ошибаются, а я прав’.
  • ‘Вы ничего не можете сделать правильно’.
  • Жертве: «Ты виноват, что все идет не так».
Как распознать личность преследователя
  • Принижает достоинство других людей
  • Преследует, чтобы чувствовать превосходство
  • Снижает ценность и честность других
  • Агрессивный
  • Злой
  • Судебный
  • Критический
  • Обвинение
  • Управление
  • Улучшенный
  • больно
Отношения Преследователь ищет в Треугольнике

Преследователь ищет жертв. Удерживая жертву угнетенной, они сохраняют себя преследователем.

Спасатели
Обеспокоенная деловая женщина оглядывается через плечо

 

Примеры Спасателя

В приведенных выше примерах нашими спасателями были Лесник, Джек и американцы.

Роль Спасателя – Страх

Спасатели спасают людей, которые, по его мнению, уязвимы, и помогают без просьб. «Я в порядке, а ты нет» — я беру на себя обязанности жертвы, чтобы чувствовать себя хорошо. Не моя». Спасатели хотят заботиться о других людях, и даже должны делать это, чтобы чувствовать себя хорошо, при этом пренебрегая собой или не беря на себя ответственность за свои собственные нужды. Они хотят чувствовать себя ценными, и нет лучшего способа, чем быть спасителем.

Они верят, что если они позаботятся о других, то в конце концов позаботятся и о них. Это рождается из-за того, что их потребности не удовлетворялись в детстве. Считает, что их собственные потребности не важны, и их единственный способ достичь ценности — это общаться с другими и спасать их.

Спасатели переутомлены, устали, пойманы, застряли, почти как мученики, в то время как негодование накапливается под поверхностью. Их роль — полная противоположность Преследователю. Их можно было бы описать как теневой аспект материнского принципа, но вместо поддержки и заботы они контролируют и подавляют, что является ошибочным пониманием расширения возможностей.

Они не могут позволить жертве поправиться или добиться успеха, потому что жертва покинет треугольник, что лишит их возможности «спасать».

Высказывания спасателей
  • «Позвольте мне помочь вам».
  • «Я могу вам помочь».
  • ‘Вы не можете сделать это самостоятельно’.
  • ‘Бедный ты, позволь мне помочь’.
  • ‘если бы они делали то, что я говорю, они были бы счастливы’.
Как распознать личность спасателя
  • Пренебрежение навыками других людей
  • Помогает почувствовать превосходство
  • Бедный ты
  • Обезболивающее
  • Снижает способность других думать самостоятельно
  • Активатор
  • Держит жертву в зависимости
  • Слишком услужливый
  • Самопожертвование
  • Необходимость
  • Спасает, когда не нужен
  • Чувствует себя виноватым, если не спасут
  • страх не нужен
  • Держит жертву в зависимости от них
  • Скидки на то, что жертва может сама решить проблему
Жертва
Деловая женщина с руками за столом, выглядящая напряженной

 

Жертва

В приведенных выше примерах жертвами были Красная Шапочка, Роза и Дональд Трамп. Знайте, что Преследователь и Спаситель боятся менее желательной роли Жертвы.

Высказывания жертвы и разговор с самим собой
  • «Бедный я. Так нечестно’.
  • ‘Это всегда случается со мной’.
  • ‘Я никогда не отдыхаю’.
  • Спасателю: «Только ты можешь мне помочь».
Роль жертвы – печаль

Жертвы подавлены собственной уязвимостью и не берут на себя ответственность за свое положение. Они отрицают какую-либо ответственность за свои негативные обстоятельства и отрицают обладание властью изменить эти обстоятельства. У жертв есть реальная проблема с принятием решений, решением проблем, поиском удовольствия в жизни или пониманием своего самовоспроизводящегося поведения.

«Я не в порядке, ты в порядке — я помогаю другим чувствовать себя в порядке».

Эта роль — тень нашего раненого внутреннего ребенка. Невинная, уязвимая и нуждающаяся часть нас. Парализующая зависимость от первичных отношений. Сломанный и непоправимый. В конце концов, Жертва с одним проигрышем устанет быть такой и будет пытаться уравнять правила игры, что будет означать, что они будут стремиться отомстить, став преследователем (Обвинение других) или спасателем (Помогая другим).

Как распознать личность жертвы
  • Принижает себя
  • Избегает ответственности, чтобы чувствовать себя неполноценным
  • Скидки самовывозу
  • Бессильный
  • Безнадежный
  • В ловушке
  • Застрял
  • Забитый
  • Беспомощный
  • Жалобы на неудовлетворенные потребности
  • Удрученный
  • Поведение ребенка
  • Скидки на собственную способность решить проблему
  • Мечта отклонена
Отношения треугольника драмы Каждая роль больше всего хочет иметь дело с

Жертва ищет Спасителя, спасителя, чтобы остаться Жертвой. Если они подходят к этому человеку и отказываются «спасти его», Жертва может превратить его в преследователя. Представьте пример:

— Жертва: «У меня нет денег, потому что правительство продолжает облагать меня налогом».

– Желаемый спасатель: «Все облагаются налогом. Так оно и есть».

– Жертва: «Ты мне тоже денег в долг не даешь. Ты хочешь, чтобы я был несчастен». Жертва превращает Спасателя в Преследователя.

Преследователь ищет, кого обвинить, а Спасатель ищет, кого спасти. Каждая из трех ролей разыгрывает свой собственный дисфункциональный паттерн.

Преимущества пребывания в драматическом треугольнике

Большинство статей, которые вы читаете, не рассказывают о преимуществах пребывания в драматическом треугольнике, потому что пребывание в треугольнике считается плохим. Тем не менее, мы все были частью треугольника больше, чем хотели бы признать. Так почему мы?

Потому что в треугольнике Преследователи могут чувствовать свое превосходство, Спасатели могут чувствовать себя хорошо, заботясь о жертвах, а о жертвах заботятся. Что не нравится?! Цена в том, что они продолжают эти нездоровые отношения. Преследователям никогда не удается должным образом бросить вызов, который приводит к положительному результату. Спасатели никогда не смогут по-настоящему помочь кому-то в долгосрочной перспективе (накормить человека рыбой). И Жертвы никогда не смогут помочь себе сами.

Последствия жизни в драматическом треугольнике

Жизнь в треугольнике токсична, нездорова и обречена на несчастье и страдания. Цена любой из ролей, живущих в этом треугольном существовании, — умственная, эмоциональная и, возможно, даже физическая боль. Когда мы гоняемся по треугольнику, мы живем в противодействии. Вместо того, чтобы жить проактивно, спонтанно или по личному выбору, мы живем в мире действия и противодействия, который уныл, болезненн и несчастен.

Переход от Треугольника Драмы к Треугольнику Уполномоченных — это вызов для всех нас.

Инфографика от драматического треугольника к треугольнику расширения возможностей

Как мы перемещаемся между тремя ролями преследователя, спасателя и жертвы

Каждый из нас входит в треугольник по умолчанию. Одна из трех ролей. Это наше значение по умолчанию, и это наша личность. Наши стартовые ворота и роль, которую мы берем на себя, определяют нас и, как правило, кристаллизуются в нашем детстве. Это будет проторенный путь и знакомый сценарий, используемый снова и снова, чтобы помочь нам, быть нами. Если вы разместите 3 роли на горизонтальной линии, они будут выглядеть так:

Преследователь —— Жертва ——— Спасатель

Когда вы входите, вы в конечном итоге становитесь жертвой. Переход с одного из 2-х подъемов; либо Преследователя, либо Спасателя и соскальзывая вниз к находящемуся внизу – Жертве. Мы все оказываемся жертвами. Бессильный и беспомощный. Это одна из проблем при входе в драматический треугольник: вы всегда неизбежно оказываетесь в месте, где чувствуете грусть, беспомощность и бессилие.

Карпман поделился своими мыслями о перемещении между ролями в сказке о Красной Шапочке. В «Красной шапочке» героиня начинает как Спасатель. Приносить еду своей бабушке, которая является жертвой. Затем она становится жертвой Большого Злого Волка, который является Преследователем. Затем, позже, Красная Шапочка становится Преследователем, когда она вшивает камни в брюхо волка, который теперь стал жертвой.

Красная Шапочка играет все роли драматического треугольника. Интенсивность драмы тем больше, чем больше у нее переключателей. Например, если мы являемся преследователем, обвиняющим кого-то, а затем переключаемся на жертву, наши чувства еще более выражены. Нам было «комфортно» обвинять, а теперь мы поменялись ролями с новыми мыслями и новыми чувствами, что похоже на катание на эмоциональных американских горках. Это берет свое.

Движение по треугольнику

Мы входим в треугольник не только с людьми, но и мысленно. Мы постоянно мысленно перемещаемся по треугольнику. Рассмотрим этот пример:

Вы пропустили крайний срок проекта. Отругайте себя за лень и некомпетентность – Преследователь. Вы говорите себе, что вы всего лишь человек, и вы сделали все возможное — Спасатель. И вы говорите себе, что вы перегружены работой компании, и они должны быть более благосклонны — Жертва.

Программа, постоянно играющая в наших головах, увековечивает драматический треугольник и становится нашей собственной машиной позора. Нездоровый и в мире, где осознанность и психическое здоровье все больше нуждаются, этот треугольник представляет собой безразличную и разрушительную силу, о которой мы должны знать.

Что вызывает «треугольник травмы»? (Это другое название драматического треугольника)

Драматический треугольник возникает, когда ситуация требует, чтобы кто-то почувствовал себя жертвой или преследователем. Затем они берут на себя одну из этих ролей. Затем этот человек привлекает спасателя к ситуации. Каждая роль действует эгоистично, чтобы удовлетворить свои потребности, т.е. для преследователя, чтобы обвинить кого-то.

Как сбежать из драматического треугольника Карпмана (Решения драматического треугольника?

Чтобы сбежать из страшного драматического треугольника, нужно «надеть штаны для большого мальчика». Вести себя как взрослый. Подавать пример лидера. ни бегство, ни борьба, а тот срединный путь, когда делать правильные вещи неудобно, но лучше для всех участников. Осознание того, что вы играете одну из этих ролей, требует большого самосознания. Движение к «треугольнику расширения возможностей» является ключом. Треугольник драмы — это место, где происходит «драма», а треугольник расширения возможностей — это место, где происходит расширение прав и возможностей: от вовлечения во все это до принятия на себя ответственности за свою роль в нем9.0003 Инфографика треугольника полномочий

 

Если кто-то из одного человека «просыпается» из треугольника, он может поддерживать все 3 роли, выходящие из треугольника. В особенности, если жертва просыпается, потому что это самая слабая роль и, возможно, самая трудная роль, чтобы сбежать. Причина, по которой один человек может разрушить треугольник, заключается в том, что он немного похож на Бэтмена и Джокера. Бэтмену нужен Джокер, чтобы стать супергероем. Без него у него нет роли — они созависимы друг от друга.

Знание того, что вы в нем

Первый шаг к выходу из драматического треугольника — это осознание того, что вы в нем находитесь.

Признать, что вы взяли на себя одну из трех ролей, трудно, но важно для продвижения вперед. Научите своего внутреннего наблюдателя распознавать признаки того, что вы становитесь одним из трех PRV.

Второй шаг — спросить себя: «Чего я действительно хочу?». Хочу ли я перейти от реактивных отношений к ощущению силы в ваших отношениях?

Третий шаг требует изменения вашего мышления, а затем и поведения. От реакции до выбора. Снос, чтобы построить. От рассказа до вопроса. Меньше сосредотачивайтесь на том, чего вы не хотите, и больше на том, чего вы действительно хотите.

Какая у тебя роль? Прокурор, как Волк? Спасатель, как Джек? Или жертва, как г-н Трамп?

Мы никогда не жертвы, но по собственному выбору

Как только вы узнаете свою роль по умолчанию, прочитайте о том, что ваша роль может сделать, чтобы избежать драматического треугольника:

Я Преследователь, но я хочу быть Претендентом

Значок двух боксеров с надписью Претендент

 

Признайте, что вы «плохой парень». Вы обвинили. Держал жертву как жертву. Это ваш первый шаг и это важный шаг и трудный шаг. Оставаться на месте легче, убежать трудно.

Ваш следующий шаг — оставаться твердым и в то же время справедливым. Напористый – не агрессивный. Воспринимайте жертву как личность и бросьте ей вызов — не обвиняйте ее. Привлекать людей к ответственности. Например: «Если ты выполнишь свою часть сделки, я сделаю то же самое». Ты можешь это сделать. Спросите себя – кто был сложным и в то же время справедливым в вашей жизни? Используйте их как образец для подражания. Гордитесь тем, что помогаете жертве учиться и расти при вашей поддержке.

Я спасатель, но я хочу быть тренером
Иконка с изображением женщины, дующей в свисток, с надписью «Тренер»

 

Эта фраза наиболее полезна для выхода из роли Спасателя:

Дайте человеку рыбу, и вы его накормите на день. Научите человека ловить рыбу, и вы накормите его на всю жизнь.

Помогите пострадавшим помочь себе. Научить их. Тренируйте их и продолжайте заботиться о них, но с соглашением о границах того, сколько обучения и коучинга вы будете делать, чтобы помочь им. Ведь им нужно помочь самим себе. Изучение модели РОСТ поможет вам начать. Тот самый первый шаг — задавать открытые вопросы, и хороший первый вопрос — спросить их: «Чего вы действительно хотите?».

Я жертва, но я хочу быть творцом
Создатель отлично подходит для выхода из роли жертвы

 

Примите свою уязвимость и станьте решателем проблем и выжившим. Изучите методы решения проблем, помедитируйте и спросите себя: «Что вы можете сделать?». Будьте более ориентированы на результат и менее ориентированы на проблемы. Составьте список благодарностей за то, что хорошо в вашей жизни: «Я могу это сделать». Первый шаг — определить один практичный и простой шаг, который вы можете предпринять для достижения желаемого результата.

Rocketman – The Film – Elton and Bernie

Фильм о жизни Элтона Джона рассказывает о прекрасном партнерстве между Элтоном и Берни. Берни пишет тексты, а Элтон их поет. Много раз в жизни Элтона, полной американских горок, секса, наркотиков и рок-н-ролла, он пытался сделать Берни преследователем или спасителем. Каждый раз Берни поддерживает, направляет и сопротивляется вступлению в драматический треугольник с Элтоном, поощряя его решать свои собственные проблемы. Всегда делается с сочувствием и сочувствием, и всегда в интересах Элтона. Отличный пример того, как не попасть в треугольник драмы.

Дальнейшее понимание

Эрик Берн, психиатр, в 1964 году написал книгу под названием «Игры, в которые играют люди». С тех пор было продано более 5 миллионов копий, и в нем описываются как функциональные, так и дисфункциональные социальные взаимодействия. По сути, это было началом концепции, известной нам как три эго-состояния родителя, ребенка и взрослого.

В первой половине книги Берн представляет транзакционный анализ, который представляет собой средство интерпретации социальных взаимодействий или понимания поведения людей. Во второй половине Эрик говорит, что многие негативные поступки можно объяснить переключением или смешением этих ролей. Эту книгу очень стоит прочитать.

Вариации треугольника

Карпман написал множество вариаций своей первоначальной теории. Ниже мы кратко изложили некоторые из них, а дальше вы можете прочитать непосредственно у Карпмана по ссылке. По мнению автора, не шутите с оригиналом — это лучшая версия!

Треугольник «ОК» или 10%

Стивен включил это, особенно для парной терапии. Этот треугольник предлагает, что:

  • В каждой из ролей есть не менее 10% верных причин.
  • Каждая высказанная идея содержит как минимум 10% правды.
  • 10% населения отреагировали бы так же.
  • 10% того, что вы говорите, все равно неправда.
Треугольник вопросительного знака

Этот треугольник предлагает три мотива любого необъяснимого действия.

Треугольники ложного восприятия

Этот треугольник связан с путаницей ложного восприятия при прочтении ситуации, возможно, такой, какой ее хотят видеть, а не такой, какая она есть.

Треугольники двойной связи

Пример Карпманса: партнер в битве за опеку имел периодические проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами. Если бы он добровольно (R) признал, что у него есть проблема, это было бы использовано против него в суде, и он проиграл бы. Если бы он солгал (П) и отрицал наличие какой-либо проблемы, они бы сказали, что он отрицал это, и он проиграл. Он был в двойном плену. В любом случае он проиграет. Третий пункт (V) классического двойного бинда заключается в том, что о нем нельзя говорить.

Другие треугольники из исследовательской статьи Карпмана

Треугольники нерешительности, треугольники порочного круга, треугольники ловушки, треугольники побега, треугольники угнетения и освобождения, треугольник переключения, треугольник сострадания, треугольник лжецов, треугольник защиты от ПТСР, треугольник внутренней драмы, треугольник двухуровневой драмы, треугольник мудрости, сценарий треугольник, внутренний треугольник повторного решения, внешний треугольник переноса, двухуровневый драматический треугольник, трехуровневый драматический треугольник и биохимический треугольник.

Преодоление драматического треугольника — Хизер Хейс и партнеры

«Существовать — значит изменяться, изменяться — значит взрослеть, взрослеть — значит бесконечно создавать себя».

~ Анри Бергсон

Драматический треугольник был впервые описан в 1960-х годах доктором Стивеном Карпманом для объяснения различных ролей, которые люди играют в межличностных отношениях, особенно в областях споров, конфликтов или «драм». ] Три роли, Жертва, Спасатель и Преследователь, движимы тревогой и удерживают человека поглощенным драмой, а не позволяют личностному росту и процветанию отношений.

Доктор Карпман разработал эту структуру и шаги по ее преодолению с конечной целью Преодоления Я. Идея Преодоления Я — это трансформация в состоянии Взрослого Эго, когда человек становится автономным и ответственным за свои взаимодействия с другими.[2]

Объяснение драматического треугольника

Драматический треугольник представляет собой психологическую модель для объяснения деструктивных моделей взаимоотношений и привычек. Каждая позиция в треугольнике — Жертва, Спасатель и Преследователь — имеет идентифицируемые характеристики. Человек, скорее всего, признает себя одним из трех типов. Однако важно признать, что все мы движемся между тремя ролями, и все они имеют разрушительные элементы. Треугольник не статичен и будет развиваться и вращаться в зависимости от конкретной ситуации и динамики тех, кто в ней участвует. Эти роли можно понимать как нашу позицию «идти к» в зонах конфликта или режим, в который мы входим, когда находим защиту во время стресса.

Для многих эти роли и цикличность драмы становятся не только привычными, но и утешительными. В некоторых случаях люди «создают» драму, чтобы иметь возможность воплотить свою роль и достичь представления о безопасности, даже если оно ложно.

Драматический треугольник Карпмана объясняет, как люди, считающие себя Жертвами, могут чрезмерно и деструктивно реагировать в отношениях и межличностных спорах. Независимо от того, проявляет ли человек характеристики Жертвы, Спасателя или Преследователя, он действует исходя из личных интересов и самообороны. [3]

  • Жертва
    • Описание: Жертва склонна проявлять нужду, низкую самооценку, негативность, безнадежность и страх. Они неизбежно привлекут Спасателя, который придет им на помощь, через проекцию своей уязвимости.
    • Мышление жертвы: Склонность барахтаться, предаваться жалости к себе и даже может манипулировать другими для получения помощи.
  • Спасатель
    • Описание: Спасателю нужна Жертва, чтобы чувствовать себя значимой и целеустремленной. Они склонны сосредотачиваться на потребностях других, а не на своих собственных, и испытывают чувство неполноценности, если не могут оказать кому-то достаточную помощь.
    • Мышление жертвы: Они не настоящие «герои», а скорее способствуют поведению других жертв. Они также избегают собственных проблем, сосредотачиваясь на других.
  • Преследователь:
    • Описание: Преследователь склонен быть агрессивным, властным и контролирующим. Они обычно воспринимают свое окружение как угрозу и действуют из оправдания, чтобы защитить себя или «победить».
    • Мышление жертвы: Преследователю нужна жертва, чтобы защитить себя от собственной неуверенности, прошлой боли или низкой самооценки.

Эти роли не статичны, и в ходе одного конфликта один человек может перемещаться между всеми тремя ролями. Самовиктимизация увековечивается за счет того, что одна роль переключается на другую. Например, Жертва может обвинить Спасателя, Спасатель затем становится Преследователем, а Жертва снова чувствует себя оправданной в своей вере в то, что на нее напали.

Каждая роль приносит пользу человеку, так как она позволяет ему нездорово жертвовать собой и оставаться таким, какой он есть. Чтобы создать полноценные отношения, позитивное взаимодействие и установить здоровые границы, нам необходимо как понять, так и решить наши собственные дисфункциональные тенденции жертвы.

Преодоление драматического треугольника

Общеизвестно, что наша предрасположенность к этим ролям формируется в детстве и в результате нашего взаимодействия и стиля привязанности с нашим основным опекуном. [4] Это создает конструкцию нас самих, центральным элементом которой является наша собственная вера в себя относительно нашей идентичности и нашей роли в мире. Исследование 2020 года показало, что люди, оказавшиеся в драматическом треугольнике, как правило, «ассоциировались с незащищенными стилями привязанности и повышенной тревогой, стрессом, депрессией и негативными эмоциями».[5]

Преодолеть Треугольник Драмы возможно только тогда, когда человек соединяется со своим состоянием Взрослого-Эго и понимает обусловленность, личную историю, прошлые отношения и стили привязанности, которые привели к его участию в Треугольнике Драмы. Карпман описывает этот процесс через структуру трансформации через творчество:0081 Преследователь переходит к Претенденту: Сосредоточение внимания на альтруистических намерениях придает смысл и мотивацию их действиям

  • Спасатель становится Тренером : Обучение, поощрение и мотивация других вместо того, чтобы вмешиваться или контролировать
  • Принимая на себя ответственность за наше участие в увековечивании драмы, мы можем принять и признать наши действия. С помощью терапии мы можем изучить необходимые инструменты, чтобы применять осознанность, брать на себя ответственность, реагировать творчески и позволять исцелению происходить. Переход от нашего Детского-Эго к нашему Взрослому-Эго с помощью доверенного терапевта позволяет нам обрести автономию и овладеть собой, своим представлением о себе и нашим взаимодействием с другими.

    Преодоление циклической природы Треугольника Драмы позволит нам создавать радостные, любящие и позитивные отношения дома, на работе и во всех социальных взаимодействиях.

    Если вас беспокоят какие-либо вопросы, обсуждаемые в этом блоге, звоните по телефону Heather R. Hayes & Associates . Позвоните по телефону 800-335-0316 или напишите по электронной почте [email protected] сегодня.


    [1] Лак, Эндрю и Кэндис Д. Дональдсон. «Разработка и проверка шкалы драматического треугольника: вы жертва, спасатель или преследователь?». Журнал межличностного насилия , 2020, с. 088626052095769. Публикации SAGE , doi:10.1177/0886260520957696. По состоянию на 1 июня 2021 г.

    [2] Шмелев И.М. «За пределами драматического треугольника: преодоление себя». Psy-Journal.Hse.Ru , 2015, https://psy-journal.hse.ru/data/2015/11/16/1081314107/PJHSE_2_2015_133_149.pdf.

    [3] «Как выйти из драматического треугольника Карпмана». Сознательное переосмысление , 2021 г., https://www.aknowledgerethink.com/9667/karpman-drama-triangle/.

    [4] Нильсен, Сара Керстин Кая и др. «Стиль привязанности и тревога взрослых – посредническая роль в регуляции эмоций». Журнал аффективных расстройств , том 218, 2017 г., стр. 253-259. Elsevier BV , doi:10.1016/j.jad.2017.04.047. По состоянию на 2 июня 2021 г.

    [5] Лак, Эндрю и Кэндис Д. Дональдсон. «Разработка и проверка шкалы драматического треугольника: вы жертва, спасатель или преследователь?». Журнал «Межличностное насилие », 2020, с.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *