Треугольник судьбы карпмана: ТРЕУГОЛЬНИК СУДЬБЫ | Психологический Центр сотрудничества и творчества «АФИНА»

Треугольник Карпмана (судьбы) | Психология отношений

 

В продолжение темы о «настоящем мужчине», которому внушили, что он по жизни должен…

Часто мужчина начинает решать проблемы женщины, считая, что тем самым он может добиться ее уважения и любви. Эта ошибка, чаще всего (но не всегда), является следствием слабого поведения мужчины, когда мужчина не может заинтересовать женщину своей личностью, либо, неправильным пониманием того, что на самом деле является мужественностью. Особенно опасно, когда это происходит в начале отношений.

 

Как появляется треугольник Карпмана

Все начинается с появления Жертвы — человека, которого кто-то – Преследователь, или что-то — обстоятельства, проблемы — преследует. Как вы понимаете, такая ситуация просто не может существовать долго: либо Преследователь «кушает» свою Жертву, либо Жертва справляется со своими проблемами и, стало быть, перестает ею быть. И все.

Но есть еще вариант: на помощь Жертве приходит Избавитель — он сам решает все проблемы Жертвы. За нее. И вот тут-то и начинаются главные приключения: люди, занимавшие вполне определенные позиции в Треугольнике Карпмана (Преследователя, Жертвы или Избавителя) начинают меняться ролями — треугольник начинает «вращаться».

При таком «вращении» Преследователь на какое-то время сам становится Жертвой, а Избавитель — его Преследователем. Теперь уже бывшая Жертва может начать защищать своего Преследователя. И даже начать преследовать своего Избавителя… Вариантов смены ролей множество, но факт остается фактом: каждому из участников Треугольника Карпмана придется побывать в каждом из его углов.

Довольно типичный пример:

Расстроенный Сын (Жертва), приходит домой из школы. Учительница по математике (Преследователь) поставила ему двойку. На пороге его встречает Мать. Узнав про двойку она (Преследователь) ругает сына (Жертву). Тот говорит, что оценка была поставлена несправедливо (Мальчик — Преследователь, Учительница — Жертва). Пришедший с работы Отец (Преследователь) собирается выпороть Сына (Жертву), но Мать (Избавитель) его останавливает и предлагает сходить в школу — разобраться с Учительницей (Жертва). Можете не сомневаться, что учительница легко найдет себе Избавителя (и Преследователя) в лице Директора. И ситуация продолжит свое развитие.

Как видите, треугольник не только «вращается», но и порождает новые треугольники.
Подводя предварительный итог, можно сказать, что Треугольник Карпмана — весьма неприятная штука, и выбраться из него гораздо труднее, чем туда попасть. Тому, как вовремя распознать опасную ситуацию и обойти ту дорогу, что прямиком ведет в этот треугольник судьбы, и посвящена эта статья. Начнем, правда, «от противного».
 

Типичные ошибки Избавителя

Как превратиться в Жертву? Отвечаю: легче всего превратиться в Жертву, начав с роли Избавителя. Причем, скорее всего, Вашим Преследователем станет тот, кому Вы недавно помогли — облагодетельствованная Вами Жертва:

Попала как-то куча зверей в одну большую яму. Раскрутили бутылку: на кого попадет, того съедят. Попало на зайца — кабан вдруг говорит:
— Нет, зайца не будем есть. Он мой друг, и кто его хоть пальцем тронет, того загрызу.
Ну ладно, кабан — он дикий, все можно ожидать. Закрутили бутылку, а она опять на зайца попадает. Кабан опять за свое. И так пять раз. На шестой попало на кабана. Заяц:
— Ну что, кабан? Довыпендривался?

Можно, конечно, осуждать зайца и возмущаться его подлостью, но тот, кто знает о законах Треугольника Карпмана, ничему удивляться не будет: так оно и должно было произойти. Михаил Литвак сформулировал это в виде короткого правила:

Оказывая благодеяние, жди подлости от того, кто это благодеяние принял

Это и последующие высказывания Михаила Литвака взяты мной из его книги «Принцип сперматозоида». Вообще, очень рекомендую книги этого автора: они буквально пронизаны огромным жизненным и консультационным опытом этого врача-психотерапевта и просто психолога.

Но и этот забавный (страшный?) анекдот, и это страшное (забавное?) правило от Михаила Литвака — лишь иллюстрация. Лишь утомительное повторение знаменитого:

«Закон суров, но таков закон».

Декларация того, что Треугольник Карпмана работает как закон природы. И трудное это дело — объяснять как и почему он работает. Гораздо проще сделать практический вывод (опять Михаил Литвак):

Хочешь жить спокойно — не оказывай благодеяний

 

Почему Избавитель становится Жертвой?

Потому что взаимодействие Жертвы с Избавителем ущербно по определению: оно основано на передаче ответственности.
Применительно к межполовым отношениям, мужчина (избавитель), вместо того, чтобы развивать отношения на основе влечения, считая это проявлением качеств «настоящего» мужчины, берет на себя ответственность за судьбу жертвы.

Конечно, в сложившихся отношениях, это чаще всего нормально. Но НАЧИНАЯ отношения с этого, будьте готовы к тому, что вас будут использовать во вполне определенной роли, которую вы САМИ для себя посчитали нормальной, поскольку это укладывается в ВАШЕ представление о «мужественности».

Забота о других — это вообще «отдельная песня». Временами кажется, что о ней и только о ней говорят как о благих намерениях, ведущих в ад. Оставьте человеку возможность заботиться о себе самостоятельно! Хотя бы — достаточно взрослому.

Каждый обладает всеми необходимыми ему ресурсами — одна из пресуппозиций НЛП. Я не призываю совсем никому не помогать, но дождитесь хотя бы, пока другой сам попросит Вас о помощи. Тогда вы будете точно знать: что, как и зачем нужно сделать, чтобы действительно помочь.

Задав себе вопрос
 

о своевременности и уместности помощи,

мы экономим множество времени и сил. Как своих, так и чужих. О нервах и прочем душевном здоровье я уже и не упоминаю — об этом вся статья. Я Вас уверяю: если наши действия совпадают с потребностями того, ради кого мы все это делаем, то благодарности мы получим существенно больше! А если не совпадают — как говорит одна моя знакомая: «Я его об этом не просила!»

Кстати, получив пару-тройку таких реакций на свои попытки помочь (в особенности, если при этом пришлось «переворачивать горы»), Избавитель сам превращается в Преследователя: «Я для нее!. . А она!.. Неблагодарная! Ну она у меня получит!» Знакомо? Надеюсь, что — нет. Впрочем, зря надеюсь: слишком велика вероятность положительного ответа.

Думаю, путаница с разделением своих и чужих потребностей уходит своими корнями в глубокую древность — к «золотому» правилу: «Делай для других то, что тебе хотелось бы, чтобы они сделали для тебя«. Разве это так? Очень хочется ответить не менее древним: «По себе людей не судят!» В смысле, судят, конечно, но это «не есть хорошо».

Отсюда мини-правило:

учись отличать свои желания от чужих потребностей.

И помощь станет эффективней! Одной опасностью меньше.

Но есть одно «но». Даже если Ваша помощь действительно высокоэффективна, это все равно не убережет Вас от роли Жертвы. По крайней мере — без каких-либо гарантий. Ведь тем самым Вы отучаете человека решать собственные проблемы самостоятельно:

Молодожены у сексопатолога. Муж:
— Доктор, я до сих пор не знаю, что нужно делать с женой в постели.
Врач, взглянув на красавицу-жену:
— Сейчас покажу.
Уложил ее на кушетку и исполнил обязанности мужа.
— Ну, теперь ясно?
— Спасибо, доктор! Только я не знаю…
— Что еще?
— Если вы будете заняты, то куда нам обращаться?

Человек попадает в зависимость от Вас. Любое поведение — выбор наилучшего варианта из имеющихся в настоящий момент. Теперь лучшим вариантом поведения для Жертвы в аналогичной ситуации становится повторное обращение к Избавителю — человеку, который однажды уже справился с его проблемой. Он будет просто вынужден это сделать.

Полагаю, что через некоторое время Избавитель будет решать исключительно проблемы Жертвы. А та еще будет оценивать его действия и, в случае чего, выдвигать ему претензии по поводу качества найденных решений. Вам не кажется, что роли уже поменялись? Жертва (теперь уже Преследователь) нахально уселась на шее Избавителя (своей Жертвы) и совершенно не собирается с нее слезать.
 

Об эмоциях, фактах и ожиданиях.

Самое интересное — впереди. Запросы «халявщика» будут неуклонно расти! И это тоже — не новость. По крайней мере, наш мудрый народ давно подметил, что «аппетит приходит во время еды».

То же самое можно объяснить и более наукообразно. Чуть сложнее и намного интереснее. Зададимся вопросом: «Что определяет реакцию человека на наши действия (в нашем случае — на нашу помощь)?» Ответ: его эмоциональная реакция. Здесь мы подходим к замечательному вопросу: «Что делает эмоцию положительной или отрицательной?» Один из многих возможных ответов — такая формула:

Если мы ждали больше, чем получили, то в соответствии с этой формулой эмоция получается отрицательной. Например, разочарование. Если мы получили больше, чем ожидали, то — положительная. Скажем, радость. Или так: ожидали очень плохого, а получили просто плохое: облегчение. Степень совпадения — степень нейтральности эмоции.

Хорошая формула? Лично мне она нравится своей простотой и элегантностью. Ее можно использовать весьма разнообразно. В частности — для создания эмоции желаемого заряда. Как у другого, так и у себя. Но здесь нам важен другой ее аспект.

Не секрет, что наши представления о будущем формируются фактами из прошлого и настоящего. (Есть и многие другие факторы, но с известной долей упрощения можно сказать, что это так).

Чем больше мы сделаем для другого сейчас, тем больше он будет ждать от нас в будущем. И то, что было величайшим одолжением сегодня, завтра будет ожидаться «по умолчанию». Цениться это уже не будет, но вот претензий можно получить множество. Так появляются новые обязанности.
 

Как быть?

Если вы в чем-то участвуете, значит это вам зачем-то нужно. Иначе бы все просто развалилось.

Каждый человек индивидуален, у каждого свое представление о мире и его собственная самобытность. Это может нам нравится или не нравится, но каждый человек имеет право быть таким, каким он хочет. И это его право иметь те проблемы или те возможности, которые у него есть, и его право менять это или нет. И по моему опыту получается, что если попробовать «спасти» человека, особенно вопреки его желанию, обычно это заканчивается вполне плачевно. Если человек не берет ответственности за свое изменение, изменения не получается, а получается нечто совершенно непристойное.

data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,odnoklassniki»

еще СТАТЬИ >>>

Драматический треугольник Карпмана или игры, в которые мы играем в жизни. — Ольга Радионова на TenChat.ru

Треугольник Кáрпмана или драматический треугольник, или треугольник судьбы — это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе, впервые описанная Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году в его статье Fairy Tales and Script Drama Analysis.

Эта модель наглядно, просто и понятно отражает многие психологические проблемы взаимоотношений между людьми.
Причины созависимых отношений также можно найти благодаря треугольнику Карпмана.

Классический треугольник судьбы включает в себя троих персонажей, каждый из которых играет свою роль:

🔴 преследователь — тот, кто оказывает давление, преследует жертву,
🟢 спасатель — тот, кто спасает, как это кажется на первый взгляд, жертву,
жертва — тот, кого преследуют, кто нуждается в помощи и ждёт спасение только извне.

Особенность данного треугольника заключается в переключении ролей.
Так, в определенный момент жертва сама может стать преследователем спасателя, а спасатель в свою очередь жертвой и другие варианты развитии событий.
Каждый из участников игры может менять свою роль на любую из трёх.

Рассмотрим сегодня роль Спасателя.

🟢 Спасатель в треугольнике Карпмана — это не тот, кто реально спасает.

У этого персонажа есть скрытый мотив оказания помощи. Это не помощь для помощи и не альтруизм.
Ведёт спасателя эгоистичный мотив, выгодный только ему самому.
А каков этот мотив?
Это уже другой вопрос.
И для спасателя выгоден момент неразрешения ситуации жертвы, создающий возможность созависимости её от него и постоянной нужды в его помощи.

Что же получает от этих игр спасатель?
Повышение своей самооценки, самоценности, ощущение важности, нужности и признания.
И самое глубокое и главное — избегание таким образом собственных внутренних проблем и их решения.
И это всё не про искреннее желание помочь и реальную эмпатию к другому человеку.

Как же перестать заниматься спасательством?
Для начала осознать свои мотивы и истинные цели своих спасательских мероприятий.
А также, самое главное — это никогда не действовать без запроса от человека!
Это уже 50% успеха👌🏻
Разобраться со своими проблемами, спасти себя изначально!
И следовать своему дизайну человека!

Пример игры спасатель-жертва-преследователь 👇

Есть девушка Николь и у неё никак не складывается в личных отношениях, ей одиноко и грустно, и она всё время говорит всем об этом.
Николь играет роль жертвы по треугольнику Карпмана.

У неё есть верная подруга Альбина, которая всегда, все 24/7 готова помочь, несмотря на то, что сама находится сейчас на грани развода с мужем. Она день и ночь ищет подходящих кандидатов для своей подруги, которые как назло всё время в чем-то имеют изъян, который никак невозможно принять. А также каждую минуту находится с подругой на связи!
Держит руку, так сказать, на пульсе. А то мало ли что!
И попутно сражается с навязчивой мамой подруги, которая давит словно на больную мозоль, напоминая, что пора бы уже внуков.

Мама девушки Николь — преследователь в данной истории.

А Альбина — настоящий спасатель в данном треугольнике.

Николь, наша героиня, считает себя безнадежной и обречённой на одинокую судьбу, и уже начинает злиться на свою подругу Альбину, что она ей давит на больное, знакомя с новыми парнями, которые постоянно в чем-то не устраивают её, убеждаясь с каждым разом всё больше в безнадёжности ситуации.

Похоже скоро в данной истории подруга Николь превратится из жертвы в преследователя Альбины.
А заботливая мама станет спасателем от назойливой подруги, видящейся ей преследователем своей дочери Николь.

📍Все персонажи и история в примере выдуманы, любые совпадения ситуаций и имён случайны!

❓❓❓
Хотели бы узнать больше об остальных участниках драматического треугольника?
Нашли себя в какой-то из ролей?

Ваш психолог, регрессолог, дизайнер человека
Ольга Радионова 🦋🌹

Драматический треугольник для христиан | Carter Counseling & Coaching Services

  1. Я в порядке, ты в порядке  (здоровое положение)
  2. Я в порядке, ты не в порядке  (проективная позиция) «Ты ничего не стоишь».
  3. Я не в порядке, ты в порядке  (интроективная позиция) «Я ничего не стою».
  4. Я не в порядке, ты не в порядке, ничего не в порядке  (бесполезная позиция) «Жизнь ничего не стоит».
Драматический треугольник

Мы видим, что драматический треугольник Стива Карпмана подпитывается позицией «не в порядке» и что этот треугольник перевернут. Это потому, что основная роль в Треугольнике — роль Жертвы. Жертва всегда становится жертвой, обычно Преследователем, и Спасается спасателем. Преследователем может быть что угодно. это может быть человек; это может быть проблема или состояние, такое как зависимость, депрессия, проблемы со здоровьем или финансовые трудности; или это может быть учреждение или организация, такая как общество, или правительство, или агентство по сбору платежей, или какое-либо другое агентство. Спасатель видит жертву как жертву и позволяет жертве оставаться жертвой, позволяя, исправляя, контролируя и т. д. Цель Спасателя — предотвратить виктимизацию жертвы, будь то человек, зависимость или что-то еще. еще.

Давайте рассмотрим мягкую форму драматического треугольника: папа (преследователь) приходит домой после особенно тяжелого рабочего дня и начинает резко критиковать 12-летнего Джонни (Жертва) за то, что тот не вынес мусор.

Мама (Спасатель) набрасывается на папу за то, что он слишком резок и критичен, пытаясь спасти Джонни. Джонни расстраивается, потому что папа (жертва) подвергается нападению со стороны мамы (преследователя) и прыгает на (преследует) маму за то, что она напала (преследует) на папу, пытаясь спасти папу. И здесь мы видим, что эти роли сильно меняются. . Вот что помещает Драму в Треугольник Драмы!

В более тяжелом случае, допустим, папа алкоголик (Преследователь). Мама постоянно пытается спасти папу от последствий его проблемы с алкоголем и пытается спасти детей от последствий. Папа приходит домой и избивает детей в алкогольной ярости, соседи вызывают полицию (преследователи), дети (папа-спасатель) лгут работникам Службы по делам детей, которые приходят расследовать заявления о жестоком обращении с детьми. В этих случаях есть настоящие жертвы (дети), настоящие преследователи (полиция) и настоящие спасатели (детские службы). Только позже, во взрослом возрасте, эти изначально настоящие жертвы учатся играть в драматический треугольник как способ справляться (или не справляться) с жизнью.

Треугольник наделения полномочиями

Альтернативой драматическому треугольнику является Треугольник наделения Дэвида Эмеральда. Экзистенциальная позиция, которую занимает тот, кто живет по этой модели, — это здоровая позиция «ОК». Ориентация Треугольника Силы противоположна Драматическому Треугольнику, он указывает на положение ВЕРХ, потому что противоположность Жертвы — Творец. Творец — это человек, который берет на себя ответственность и ответственность за создание обстоятельств в своей жизни, когда они находятся под их контролем. Действительно, если мы посмотрим на то, что говорит Библия, мы увидим, что мы созданы по образу Божьему; Бог — ТВОРЕЦ в массовом масштабе! Созданные по Его образу, мы также являемся Творцами в том смысле, что можем создавать свою жизнь, а не просто пассивными жертвами всего, что происходит (по крайней мере, не в этой модели).

В Треугольнике Силы нет Спасателей, но есть Тренеры. «Тренер» — это любой, кто рядом, стоит в стороне, кто может быть ресурсом для Творца. Если я не знаю, что делать с конкретной задачей или проблемой, я могу взять тайм-аут, выйти на боковую линию и проконсультироваться с одним из моих тренеров. Основное различие между тренером и Спасателем заключается в том, что последний посадит меня на скамейку запасных и начнет играть за меня, а Тренер предложит мне идеи и варианты игры, но останется в стороне. Коучем может быть любой поддерживающий человек, наставник, пастор или профессионал в той области, в которой мне нужна помощь. Мы даже можем посоветоваться с нашим внутренним Тренером, Которого мы знаем как Святой Дух.

В Треугольнике Силы нет такого понятия, как Преследователь. Есть только вызовы или возможности для роста. Если какой-либо человек, состояние, ситуация, учреждение или организация делают что-либо, что можно было бы считать Преследованием, то Творец видит в этом возможность для роста; мы можем принять вызов и/или узнать что-то новое из каждого опыта. Если у нас нет возможности справиться с этим самостоятельно, мы можем проконсультироваться с нашими тренерами.

Обновление нашего разума

Библия побуждает нас читать Слово Бога и «преобразовываться обновлением ума нашего». Когда мы смотрим на драматический треугольник, мы видим, что все роли на самом деле являются ролями жертвы. Преследователь чувствует себя жертвой, потому что если бы другие только слушали и делали то, что они говорят, все было бы прекрасно! Спасатель чувствует себя жертвой, потому что никто не понимает всего, чем они жертвуют и что только пытаются помочь. И, конечно же, Жертва чувствует себя бессильной и видит всех и вся либо Преследователем, либо Спасателем.

Итак, мы можем думать о драматическом треугольнике как о менталитете жертвы (менталитете). И наоборот, мы можем рассматривать треугольник расширения возможностей как менталитет Творца (менталитет). Менталитет жертвы, так как его усвоили с раннего возраста, является привычным мышлением. Менталитет Творца нужно изучать. Божье Слово (Библия) — это руководство по применению Мышления Творца. Когда мы изучаем его и сосредотачиваем на нем свое внимание, мы не подпитываем менталитет жертвы.

Вместо этого мы буквально «преобразовываемся обновлением нашего разума». Эммет Фокс любил напоминать нам, что «мы не можем создавать одно, размышляя о другом».

Драматический треугольник для христиан

Итак, поставив рядом менталитет жертвы и менталитет Творца, мы увидим, что ими движут две разные силы. Менталитет жертвы основан на нашей греховной природе и основан на лжи сатаны (СС). В то время как Менталитет Творца основан на Воле Бога, как определено Словом Божьим (СБ).

И мы можем легко проследить корни драматического треугольника вплоть до Эдемского сада. Потому что действительно была драма, которая разыгрывалась в Саду, как описано в Книге Бытия. Первой жертвой стала Ева, которую схватил сатана, который притворился Спасителем, представив Бога гонителем. Будучи отцом Лжи, он притворился, что обеспокоен тем, что Адам и Ева были обмануты Богом, который не хотел, чтобы они съели яблоко с дерева жизни, потому что тогда они стали бы такими, как он. Ева, будучи жертвой, также привлекла внимание Адама, заставив его съесть яблоко.

Итак, Адам и Ева спрятались от Бога, и когда Бог нашел их, Он спросил Адама, «кто сказал тебе, что ты наг», и спросил его, ели ли они от Древа Жизни. Если бы он был кем-то, кроме Бога, у него могло бы возникнуть искушение стать Спасителем. Но поскольку Бог — Творец всего сущего, Он не может быть искушен, поэтому не вовлекался в менталитет жертвы. У Бога не было иного выбора, кроме как остаться со своим менталитетом Творца и возложить на Адама и Еву ответственность за их выбор, даже несмотря на то, что сатана был преследователем.

Адам даже пытался заставить Бога Спасить его и Еву, говоря: «Это была женщина, которую ты создал для меня». Это была первая рационализация. Адам пытался рационализировать свое поведение и взывать к Богу, чтобы Он Спас его от ошибок, обвиняя Еву и Самого Бога! (Адам и не подозревал, что у Бога действительно есть план его спасения, но что Ему придется Создать обстоятельства, чтобы этот план осуществился.)

Итак, грех вошел в мир, и Сатана, продолжая быть отцом Лжи, дал нам постоянный менталитет жертвы. Сатана продолжает и по сей день притворяться Спасителем и делать вид, что другие люди, места и вещи являются нашими Преследователями. Таким образом, он держит нас в менталитете жертвы и часто в режиме выживания «сражайся или беги», когда мы либо боремся, либо убегаем от наших проблем.

В то время как Бог хотел бы, чтобы мы находились в режиме роста, также известном как Менталитет Творца. Потому что он знает, что отсюда мы можем столкнуться с любыми вызовами. Он дал нам инструкцию под названием Библия, чтобы направлять нас в этом мышлении. В его Слове много упоминаний о том, что произойдет, если мы попытаемся сделать что-то самостоятельно, своими собственными силами. На самом деле в Евангелии от Иоанна сказано, что «…без Него мы ничего не можем делать», но с Богом в центре нашей жизни «все возможно».

Таким образом, взяв на себя роль Создателя, используя наших тренеров и отказываясь видеть что-либо или кого-либо как преследователя, а скорее как вызов или возможность для роста, мы можем преуспеть в Его воле для нас.

Хождение в Духе

Теперь есть еще один важный момент, на который я хотел бы обратить внимание при рассмотрении драматического треугольника с христианской точки зрения. Когда мы находимся в режиме выживания, мы живем во плоти. Когда мы находимся в режиме роста, мы находимся в духе. Послание к Римлянам 7 и 8 говорит о том, каково это, когда мы живем во плоти, а не живем в Духе. в Послании к Римлянам 7 Павел много говорит о том, что хочет делать одно, а вместо этого делает другое, когда он говорит что-то вроде: «Почему я не делаю того, что хочу, и делаю то, чего не хочу делать? ибо если я делаю то самое зло, которого не хочу делать, то это уже не я делаю, а живущий во мне грех».0023

И позже, в 8-й главе Послания к Римлянам, есть несколько отрывков, на которых весь этот разговор строится, где Павел говорит: «Те, кто живет по плоти, о плотском мыслят. Те, кто ходит по Духу, направляют свои мысли на вещи Духа». Таким образом, может быть очень легко проверить эту модель, просто замечая, что что-то идет не так или когда все идет правильно. Когда мы ходим по плоти и думаем о вещах плоти, очевидно, что мы находимся в менталитете жертвы. И наоборот, когда мы ходим по Духу и думаем о вещах Духа, мы пребываем в Разуме Творца.

В менталитете жертвы мы не синхронизированы с Божьей волей для нас и живем по плоти, что означает, что мы в своей греховной природе, эгоистичны и эгоцентричны и слушаем ложь сатаны. Когда мы находимся в менталитете Творца, мы синхронизированы с волей Бога для нас и живем согласно Его Слову в каждой ситуации. Все всегда получается, когда мы синхронизированы с его волей для нас. Библия — это руководство по воле Бога для нас в любых обстоятельствах.

Так что, если вы чувствуете, что бьетесь головой о стену, возможно, вам стоит взглянуть на то, с каким менталитетом вы работаете. Здесь следует предостеречь: когда мы читаем 8-ю главу Послания к Римлянам и видим, где говорится, что те, кто ходит по духу, направляют свои мысли на духовное, а те, кто ходит по плоти, на плотское, становится легко. чтобы увидеть, как мы можем ошибочно принять это за то, что одни из нас ходят по плоти, а другие по духу. На самом деле мы все делаем и то, и другое, потому что, как говорит Павел, «…я делаю то, чего не хочу, и не делаю того, что хочу» 9.0023

В работе, ориентированной на выздоровление, мы обнаруживаем, что можем довольно легко переключиться в режим самосохранения, или режима выживания, и должны прокладывать себе путь обратно в режим самоактуализации, или режима роста. По словам Павла, мы находим, что «…члены тела нашего, плоти нашей, ведут войну с законами ума нашего, духа нашего». Вот почему это ежедневная битва между духом и плотью. Мне нужна Божья воля, Его слово и Его сила, чтобы оставаться в режиме роста. Мне нужно насытить свой мозг Его Словом, чтобы я мог «…преобразоваться обновлением своего ума (или Разума)» 9.0023

Итак, давайте взглянем еще на одну вещь. Мы начали с этих психологических позиций, которые мы можем занять о себе, других людях и жизни в целом…

    1. Я в порядке, ты в порядке  (здоровое положение)
    2. Я в порядке, ты не в порядке  (проективная позиция) «Ты ничего не стоишь».
    3. Я не в порядке, ты в порядке  (интроективная позиция) «Я ничего не стою».
    4. Я не в порядке, ты не в порядке, все в порядке  (Бесполезная позиция) «Жизнь ничего не стоит».

    Мы можем преобразовать эти экзистенциальные позиции в Духовные позиции о себе, других людях и жизни в целом следующим образом:

    Экзистенциальные духовные позиции

     

    В заключение…

    Всякий раз, когда становится тяжело и кажется, что вы крутите колеса, взгляните на эту страницу еще раз. Решите, чувствуете ли вы себя жертвой, относитесь ли вы к другим как к преследователю или чувствуете ответственность за спасение кого-то от его собственного выбора. Или вы живете как Творец своей собственной жизни или Тренер, доступный для других, и воспринимаете все как возможность для роста или вызов, который нужно преодолеть.

Драматический треугольник. Часть 2

В первой части я представил 3 роли: Спасатель, Преследователь и Жертва.

ЧАСТЬ 2
  • Почему мы играем?
  • Как это начинается?
  • Различные ситуации

ПОЧЕМУ МЫ ИГРАЕМ?

В Треугольнике мы удовлетворяем некоторые потребности, такие как признание или видимость, стимулирование обмена и получение подтверждения того, кто мы есть. В то же время взаимодействие структурирует наше время: какое-то время мы заняты деятельностью, полной «изюминок».

Тогда мы что-то выиграем, хотя выплаты в конечном итоге будут отрицательными. То есть мы устанавливаем контакт, что лучше, чем его отсутствие. Но взаимодействие не приносит удовлетворения, так как результат будет проявляться в виде конфликтов, недомогания, гнева, вины и обиды, что скажется на нашем благополучии.

Когда мы в Треугольнике, ничего не меняется. Внутри себя мы чувствуем себя в безопасности, потому что следуем сценарию, где все знают ходы игры. Мы принимаем ту роль, которую осваиваем, и сюрпризов почти не бывает.

Но такой способ взаимодействия создает дистанцию ​​между людьми, поскольку он недостоверный. Искреннего общения, которое решило бы проблемы, быть не может. В результате мы можем избежать близости, ответственности и аутентичности. Более того, это подтверждает убеждения, которые у нас есть относительно самих себя («Со мной всегда происходит то же самое»).

КАК ЭТО НАЧИНАЕТСЯ?

Семья — это место, где дети учатся играть три роли Треугольника. Оба родителя, которые взаимодействуют в своей любимой части, являются моделями. Их обучали в их собственной семье и передавали их следующему поколению, создавая неаутентичные отношения.

Каждый член семьи выбрал одну из 3-х ролей и обычно «специализируется» на этой роли. Они перенимают его много раз, пока он не станет частью их личности. В конце концов, вся семья бессознательно взаимодействует в Треугольнике.

Какие роли исполняли или принимали ваши родители, ваши братья и сестры и вы сами?

Когда вы узнаете, кто берет на себя или взял на себя роль Спасителя, Преследователя и Жертвы, вы сможете наблюдать, как Треугольник развивается в вашей семье.

Стать сознательным — это первый необходимый шаг, чтобы иметь возможность изменить динамику.

РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ СО СПАСАТЕЛЬОМ, ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ И ЖЕРТВОЙ

Преамбула: Я использую термины отец/мать/сын/дочь/мужчина/женщина случайно. Я не упоминаю систематически все гендеры, чтобы сохранить плавность чтения.

Семья

Многие родители хотят, чтобы их дети не попадали в неприятные ситуации, потому что они боятся за них. Они не хотят, чтобы они страдали. Не доверяя способности детей найти свой собственный путь, они говорят им, что и как делать. При этом они лишают их возможности потерпеть неудачу и учиться на своих ошибках. Желание контролировать свое потомство порождает конфликты и споры, поскольку каждый человек выступает в своей роли Спасателя, Преследователя или Жертвы.

С другой стороны, по той причине, что некоторым родителям нужно , чтобы чувствовать себя «хорошими родителями», они делают все для своих детей, не устанавливая границ. Такое отношение создает детей, которые становятся Жертвами («Бедный я») или Преследователями («Маленькие тираны или диктаторы»). Следовательно, дети не знают, как принимать решения или как устанавливать границы. Затем они обвиняют других в собственных ошибках, открывая дверь в будущую роль взрослой Жертвы или Преследователя.

Примером игры в семье может быть сын, который не показывает свои плохие оценки (по Спасателю), потому что не хочет разочаровывать родителей и попасть в беду. Когда отец осознает обман, он наказывает его (преследователя) за то, что тот не сказал правды. Сын заканчивает в Victim. В то же время мать пытается «спасти» сына, споря с отцом, чтобы он оставил сына в покое. В результате у троих накапливаются неприятные эмоции, каждый из которых подтверждает свои негативные убеждения.

Пара

Еще одним игровым полем являются романтические отношения, в которых каждый партнер играет роль Спасателя, Преследователя или Жертвы.

Интенсивность, с которой мы играем в Треугольник, можно разделить на 3 категории. Каждая категория влечет за собой более или менее серьезные последствия. Новостные сообщения в газете обычно относятся к третьей степени.

Фемицид в Великобритании: 76% женщин, убитых мужчинами в 2017 г., знали своего убийцу

Давайте рассмотрим три примера, иллюстрирующих эти категории:

  • Первая степень:  Энн и ее муж идут на вечеринку. Там Энн открыто флиртует с мужчиной. Когда она приходит домой, она отказывается от ухаживаний своего мужа, который теперь чувствует себя разочарованным.
  • Вторая степень:  У Анны есть любовник, и она следит за тем, чтобы ее муж узнал об этом. Она утверждает, что внебрачные отношения для нее не важны. Муж и жена спорят и ссорятся.
  • Третья степень: Муж находит Энн и ее любовника в постели. В шоковом состоянии муж так или иначе реагирует: подает на развод, убивает ее, кончает жизнь самоубийством или прибегает к алкоголю, …
1. Первая степень  

Первая степень социально приемлема и раскрывается вербально. Это происходит в повседневной жизни.

Следующий пример относится к первой степени. Такой стереотипный диалог позволяет паре не браться за настоящую проблему, а выплескивать сдерживаемые эмоции.

В разговоре этой пары очень важен тон, который не проявляется в письме:

– Дорогая, я не могу найти ключи от машины. (Жертва, не пытаясь их найти и не спрашивая четко, что нужно человеку)

— Почему ты всегда винишь меня? (в «Жертве» слово «всегда» предполагает, что этот тип разговора повторяется) А, теперь я вспомнил, что несколько месяцев назад вы обещали купить еще один комплект ключей. (ответ без прямого отношения к теме взаимодействия)  Всегда одно и то же. Я не могу доверять тебе, и я должен позаботиться обо всем! (Переходит к Преследователю, ищет, в чем обвинить партнера, и в конце концов к Спасителю)

Последствия первой степени:   неприятные эмоции (разочарование, гнев, ярость, печаль, вина,  …)

2. Вторая степень

Неприятные эмоции и страдания более интенсивны. Счастье затронуто. В некоторых песнях о любви приводятся примеры роли Спасителя, Преследователя или Жертвы:
— «Все мужчины, которые мне нужны»
— «Это неправильно, но это нормально»
— «Куда деваются разбитые сердца»
— «Мы вместе»
— «Без тебя»
— «Слава Богу, я нашла ты».

Многие конфликты или проблемы в отношениях являются выражением Треугольника Драмы. Драма — это не любовь.

Последствия второй степени:   ссоры, драки, конфликты, …

3. Третья степень

Последствия вредны для физической, психологической, эмоциональной или финансовой неприкосновенности человека. Оскорбительные отношения следуют той же схеме с тремя ролями, за исключением того, что последствия теперь серьезные.

Роли обычно бессознательны, и мы играем по бессознательным причинам. С другой стороны, человек, который сознательно играет и умело «обманывает» словами для получения выгоды за счет другого человека, называется манипулятором.

Манипуляторы могут начать как Спасатели, соблазняющие тех, кем манипулируют. Они говорят им то, что они хотят услышать, заставляя их поверить, что оба думают одинаково и что их отношения «особенные».

Затем манипуляторы постоянно жалуются на свои обстоятельства («Бедный я» в «Жертве»), так что манипулятор переключается на Спасателя, беря на себя ответственность за манипулятора.

Наконец, манипуляторы переключаются на Преследователя, обвиняя манипулируемых («Это потому, что ты… что я…», «Это твоя вина, если….») и запугивая их. Они используют возмездие и плохое настроение, чтобы подтолкнуть манипулируемого к роли Жертвы. Поскольку Жертвы не умеют устанавливать никаких границ, они остаются без денег, изолированными от друзей и семьи, ими пользуются, чувствуют тревогу и растерянность….

Последствия третьей степени:   деструктивное поведение, причинение вреда себе или другим, попадание человека в больницу, психиатрическое отделение, тюрьму или морг.

Сказки и фильмы

Сказки и фильмы основаны на динамике Треугольника. Стивен Карпман (создатель Драматического Треугольника) использует пример Красной Шапочки:

Героиня начинает как Спасатель своей больной бабушки, когда она идет , чтобы принести ей корзину с едой. Она также спасает волка, давая ему указания найти дом ее бабушки. Бабушка и Красная Шапочка становятся жертвами волка-преследователя, когда волк съедает их обоих. Волк становится жертвой дровосека, когда тот вспарывает себе брюхо. Помимо Преследователя волка, дровосек является Красной Шапочкой и Спасителем бабушки, освобождая их из волчьего чрева.

Профессиональная среда

Три одинаковые роли можно найти в профессиональном мире, в любом офисе или компании.

Как учитель, дающий частные уроки, я иногда входил в роль Спасателя, когда прилагал больше усилий, чем ученик. Всегда готовя больше материала, посвящая больше времени и энергии, чем этот конкретный студент, я бессознательно поощрял студента оставаться пассивным и соответствовать своей роли Жертвы. Когда я увидел пассивность и отсутствие мотивации ученика, я внутренне разозлился и сказал ему или ей не становиться Преследователем.

Можете ли вы назвать ситуацию на вашем рабочем месте, соответствующую драматическому треугольнику?

В уме

Мы постоянно и каждый день играем в уме, даже не замечая этого. Наш внутренний диалог переходит от одной роли к другой: «Глупый я! Как глупо с моей стороны!» (Преследователь), поскольку мы совершили ошибку, мы чувствуем себя виноватыми или некомпетентными (Жертва), и мы ищем оправдания или игнорируем последствия (Спасатель), чтобы избежать неприятных эмоций.

Зависимости

Роли Спасателя, Преследователя или Жертвы в равной степени применимы к зависимостям.

Алкоголики могут начать как Жертвы, нуждающиеся в алкоголе, чтобы справиться с нерешенными проблемами или травмами. Партнеры обычно играют роль Спасателей, беря на себя ответственность за других, убирая, организуя, заботясь, контролируя или даже предлагая напитки. После того, как алкоголик снова напился, устроил беспорядок, плохо себя вел или проявил насилие (выступая в роли Преследователя), Спасатели становятся Жертвами. Их гнев в результате Спасения заставляет их переключиться на Преследователей, которые обвиняют алкоголика.

Наградой или вознаграждением для Спасателей является чувство невиновности и праведности, позволяющее им чувствовать моральное превосходство («Я все делаю правильно, ты виноват») и получение признания от других за то, что они мирятся с ситуацией.

Наградой для Жертв является то, что они заняты выпивкой (структурируя свое время), избегая реальной проблемы, привлекая внимание и заботясь о них.

Более того, вещество (наркотики, алкоголь, пища…) или вызывающее привыкание поведение (секс, покупки, азартные игры…) спасают Жертву от собственного недомогания (скуки, одиночества, страха, беспокойства, стресса, проблем, травмы) . В то же время вещество или поведение преследуют наркоманов (виня себя, чувствуя стыд и вину, создавая финансовые и социальные проблемы или проблемы со здоровьем).

Внутренняя игра с самим собой удерживает человека в Треугольнике. Такой Треугольник распространяется также на отношения и на семью.
Наркоманы играют на двух уровнях: внутреннем и внешнем.
То, что внутри, можно найти и снаружи.

Христианская религия

Христианство основано на вере в первородный грех.

Верующие рождаются несовершенными, грешными и виновными по своей природе (Жертвы). Поэтому они всегда зависят от одобрения церкви, которая может их контролировать. Верующие должны исповедовать свои грехи и покаяться, чтобы получить прощение от Церкви (Спасатель). Вера спасет их от вечного проклятия и предлагает в награду Небеса.

Иисус (первая Жертва) умер от рук римлян (Преследователей), чтобы искупить верующих от их грехов и, в конце концов, выступил в роли Спасителя.

Церковь манипулирует и преследует людей с помощью представления об аде, с ловушкой совершенства (невозможная задача поступать как Иисус), обвиняя людей в их грехах, обладая властью определять, что такое грехи и кто чего стоит, осуждая личные вопросы (аборты, контрацепция, сексуальные предпочтения, эвтаназия), исключение людей (еретиков, женщин) и, в конечном счете, узаконивание применения насилия, изнасилования, сексуального насилия и геноцида.

В то же время Церковь манипулирует и спасает людей с помощью концепции Неба и спасения, обладая властью прощать грехи, определять истину и добро, а также предлагая принадлежность.

Святая Инквизиция

Святая Инквизиция, начавшаяся в 12 -м веке, является примером гигантского драматического треугольника.

Трибунал был орудием репрессий, орудием власти (Преследователь), чтобы отделить зёрна (христиане – стадо – внутри) от плевел (еретики – угроза общественному порядку – снаружи).

С одной стороны, трибунал (Преследователь) наказывал христиан (Жертв), спонтанно исповедавшихся в своих грехах, штрафами, бичеванием или епитимиями. Но тогда их можно было бы выкупить (спасти).

С другой стороны, трибунал использовал давление или пытки для получения признания (Преследователь), чтобы найти еретиков. Затем они были отлучены от церкви, заключены в тюрьму или приговорены к смертной казни (жертвы).

Смена ролей?

Ситуаций, в которых мы можем действовать в драматическом треугольнике, великое множество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *