что это такое, виды целей и как они возникают?
С самого детства человек слышит о необходимости выбрать правильную цель. Родители, учителя, наставники, все как один, уверяют, что от этого зависит успех и результативность человека. Чем значимее цель, тем насыщеннее и интереснее жизнь, тем большим смыслом она наделена. Но как найти верное направление? Как понять, куда необходимо двигаться? Как определить цель, которая действительно будет мотивировать? И вообще, так ли она важна, как о ней говорят? Не переоценивается ли ее значение? Можно ли стать успешным без навыков целеполагания? Какие препятствия возникают перед человеком, у которого нет цели?
Что такое цель?
Цель — это материальный или ментальный (мыслительный) результат, на достижение которого направлены действия человека. В самом определении заложен дуализм (двойственная природа) цели. С одной стороны, она бывает прагматичная. Например, хороший заработок, просторный дом, красивая машина. С другой – приоритетом может стать духовный продукт, не имеющий материального эквивалента. Феномен в том, что такие результаты порой ценятся даже выше реальных.
Часто возникает путаница, вызванная наличием близкородственных понятий к слову «цель». В первую очередь – это задача и задание. Чем же они отличаются друг от друга?
Задача — это ситуация, с явно выраженной целью, которую можно достичь во время решения. В узком смысле задачей могут называть саму цель, но это не совсем правильно, поскольку задача характеризуется, кроме ожидаемого результата, еще и условиями его достижения. При этом, задача подразумевает поиск пути решения, широко применяясь в учебном процессе, когда ученику или студенту необходимо найти ответ, что делается для развития творческих и интеллектуальных способностей человека.
Задание — это тоже задача, только с заранее оговоренным планом действия. Речь может идти и о более масштабном действии. Например, домашнее задание состоит из нескольких задач, каждая из которых преследует достижение своей цели.
Хотя все это условно, потому задание, цель и задачи, чаще всего, воспринимается практически как одно и то же, оставляя демагогию для закоренелых буквоедов. Многие авторы, чтобы избежать тавтологии в своих текстах, чередуют эти слова, используя их практически как синонимы.
Пройти тест на тип личности
Каким образом возникает цель?
Все связано с обстоятельствами и моральной зрелостью человека. Чем более развитая личность, тем чаще мотивом для ее поступков служат внутренние факторы. По принципу Пирамиды Маслоу, на нижних уровнях которой расположены физиологические потребности, включая голод и сексуальное влечение. На более высоких ступенях развития появляются цели, связанные с личным ростом или карьерой, духовным саморазвитием.
Цель зарождается в ответ на внешний стимул, либо внутренний порыв. В первом случае все достаточно ясно. Допустим, человек поднимает голову и обращает внимание на метеорит, летящий в его сторону. Возникает объективная цель – убежать, которая настолько сильно мотивирует человека, что в напоминании не нуждается. Вряд ли кто-нибудь в такой момент решит остановиться, чтобы перекурить, и случайно забудет о приближающемся «привете» из космоса.
Сам процесс постановки цели называется целеполаганием. Известны разные методики, помогающие правильно выбирать цели. Достаточно популярна техника SMART, в основе которой пять базовых принципов, по которым желательно проверять любую цель:
- Specific – конкретность;
- Measurable – измеримость;
- Achievable – достижимость;
- Relevant – значимость;
- Time bound – ограниченность во времени.
Выполнение этих условий помогает максимально адаптировать цель под ее реализацию. Чем больше пунктов учесть, тем выше шансы, что запланированное будет выполнено.
Формируется рамка цели, которая четко определяет допустимые колебания в процессе достижения, отвечая на вопросы «что?», «где?», «когда?», как в одноименной телепередаче. Это помогает избежать лишних движений, повышая шансы на успешную реализацию задуманного. Слово «рамка» совершенно не означает отсутствие гибкости при выполнении задания. Просто, с помощью этого подхода происходит конкретизация цели, а уже методы ее достижения подбираются по ситуации.Допустим, кто-то хочет научиться выполнять жим от груди с весом 100 кг за один год тренировок в спортзале. Результат в 80 или даже 95 кг не вписывается в эти рамки. Не подойдет и срок реализации больше года. Цель определена четко – за год научиться поднимать штангу, которая весит центнер. Для выполнения цели необходимы посещения спортзала или хотя бы штанга в домашнем спортивном уголке. Заранее определен результат, сроки, место и/или инструмент. Учитывая, что есть различные виды целей, то и рамки для них определяются индивидуально. Чем масштабнее запланирована задача, тем шире диапазон ее реализации.
Пройти тест на самооценку
Виды целей.
Поскольку цель – понятие обширное, то имеется развернутая классификация, помогающая определить какого рода задачи ставятся перед человеком, чтобы лучше понимать, как их выполнить.
По завершенности процесса:
- Промежуточные – подразумевают выполнение одного из этапов общего процесса;
- Конечные – замыкают логическую последовательность событий.
По приоритетности:
- Необходимые – первоочередные цели, которые следует достигать вначале;
- Желательные – рекомендованы к исполнению, но не обязательны;
- Возможные – не имеют конкретного значения в данный момент.
По сложности:
- Простые – предусматривают одно необходимое действие;
- Сложные – предполагают прохождение нескольких этапов.
По форме выражения:
- Качественные – не поддаются измерению;
- Количественные – могут быть подсчитаны.
По масштабу:
- Стратегические – определяют перспективные глобальные задачи;
- Тактические – отвечают за механизм достижения стратегических целей;
- Оперативные – текущие подзадачи, от выполнения которых зависит успех всей кампании.
По срокам исполнения:
- Долгосрочные – срок от трех до пяти лет;
- Среднесрочные – период от года до трех лет;
- Краткосрочные – их сроки измеряются неделями, либо месяцами.
По взаимосвязи:
- Индифферентные – никак не связанные;
- Конкурирующие – одна цель замедляет достижение другой;
- Комплементарные – дополняющие друг друга;
- Антагонистические – взаимоисключающие;
- Идентичные – совпадающие цели.
Кроме этих классификаций, можно еще говорить о целях в жизни и о главной цели жизни. Эти понятия не идентичны. О них мы сейчас и поговорим.
Пройти тест на темперамент
Жизненные цели человека.
Поскольку человек отличается от животных разумом и духовностью, для него актуальны вопросы, которые связаны с поиском своего предназначения. Для чего он рожден? Какую миссии должен выполнить? В чем может раскрыть свой потенциал? Ответив на них, можно найти цель и смысл жизни человека. Это крайне важно, ведь в противном случае индивидуум напоминает корабль, который сбился с пути и не знает, куда плыть. Такой человек опасен для себя и окружающих. Он может легко попасть под дурное влияние, совершить неправильный поступок, либо проживать свою жизнь впустую.
Цель жизни человека связана с его самым главным мотивом. Например, для спортсмена это будет олимпийское золото, для ученого – Нобелевская премия, для музыканта – всенародная любовь и признание. Достижение этих задач станет главной победой в жизни для каждого из них. Но это совершенно не означает, что параллельно не могут возникать другие цели в жизни. Например, путешествия в разные страны, уютная квартира, дорогой автомобиль и т.д. Просто есть одно самое главное задание, выполнение которого придает человеку ощущение того, что жизнь прожита не впустую. Все остальные цели только дополняют общую картину.
К выбору жизненной цели желательно подойти ответственно. С одной стороны, она должна быть масштабной, а с другой – теоретически осуществимой. Баланс удержать сложно, но крайне важно. Если цель окажется легкой, то она будет быстро достигнута и человек окажется в ситуации, когда придется искать новую задачу. В таком случае может начаться апатия и депрессия, ощущение внутренней пустоты. Если же цель будет чересчур сложной и глобальной, человек с ней не справится, опять же впадая в депрессивное состояние и ощущая, что прожил жизнь зря.
Еще более важное умение для выбора цели – думать своей головой, а не слушать чужие подсказки. Иначе, можно прожить чужую жизнь и добиться ненужных результатов. Чтобы этого не произошло, следует научиться расставлять приоритеты, понимая, чего хочется на самом деле, слушать свой внутренний голос, а не советы «доброжелателей». Если важнее семейные ценности, то желательно посвятить свою жизнь созданию крепкой и дружной семьи.
Если цель – карьера, необходимо приложить усилия к продвижению по служебной иерархии, отложив на второй план все остальное. Если кто-то скажет «моя цель – большой театр», то он должен, как минимум, стать артистом, а не космонавтом или водолазом. Четкое понимание цели, помогает сформулировать ее рамки и определить механизмы достижения. Но еще важнее выбрать приоритеты и определить ту цель, которая наполнит жизнь смыслом.
Люди ставят перед собой цели. У одних они глобальные, другие же довольствуются приземленными желаниями, по типу поесть или попить. Кто-то преследует материальные ценности. Есть и те, кому важнее духовное развитие. Независимо от жизненных приоритетов и типа мышления, мотивом для любого действия становится цель. Даже животные, выходя из своего укрытия, делают это с определенной целью, пусть даже неосознанной. Человек же, обладая даром самому ставить перед собой задачи, просто не имеет права относится к нему безответственно.
Пройти тест на полушария мозга
Задача (в психологии мышления). Большая российская энциклопедия
Термины
- Области знаний:
- Мышление, Решение задач
Зада́ча (мыслительная задача), устойчиво выделяемый наряду с проблемами вид проблемных ситуаций. Обычно понимается как цель, поставленная в определённых условиях, препятствующих её непосредственному достижению (Леонтьев. 1965; Петухов. 1987). Задача представляет собой форму неопределённости – неизвестность средств достижения поставленной цели, с которой в тех или иных ситуациях (учебных, профессиональных, бытовых и др.) сталкивается человеческое мышление. Решение задач – одна из основных форм мышления в самых разных сферах деятельности. Задача – базовое понятие психологии мышления, входящее в одно из наиболее распространённых психологических определений мышления как процесса решения задач.
Происхождение понятия
В научный обиход понятие задачи ввели вюрцбургские психологи Н. Ах, Г. Уатт, К. Бюлер. С его помощью они описывали протекание мыслительных процессов после постановки перед решателем вопроса или задачи. В отличие от потенциально хаотического ассоциативного процесса в этих случаях наблюдалось направленное и осмысленное движение к цели (решению или ответу). Такой феномен перечисленными авторами был назван детерминирующей тенденцией – особой формой мышления, обладающей направленностью и избирательностью, которая возникает в ответ на постановку перед решателем задачи.
Содержание понятия
Существует, по крайней мере, три различных подхода к пониманию того, что такое задача. В соответствии с первым задача – цель, поставленная перед человеком; в соответствии со вторым – ситуация, которая состоит из цели и условий, в которых она должна быть достигнута; в соответствии с третьим задача – это словесная формулировка (знаковая модель) проблемной ситуации (Балл. 1990). Определение, описанное в этой статье, соответствует второй из перечисленных традиций.
Обычно задаче приписывают ещё несколько свойств. Она может возникать в ходе тех или иных форм целенаправленного поведения, но может быть и предзадана. В этом случае решатель имеет готовую формулировку условий и требований до начала процесса решения. Решение задачи – достижение психологически определённой цели; это делает задачи более простыми для решения, чем проблемы. Процесс решения задачи – поиск необходимых для этого психологических средств (которые изначально отсутствуют) в границах, заданных (или подразумеваемых) условиями. Именно с помощью таких средств и можно достичь цели. Предзаданные задачи обычно характеризуются наличием конвенционального правильного решения (или их множества). Это значит, что существуют или могут быть в явном виде сформулированы критерии оценки правильности ответа. Более того, в некоторых случаях решение может быть заранее известно (такое положение дел типично для учебных ситуаций). Примерами здесь могут служить учебные задания из школьных учебников, различные головоломки и т. д.
Задача обладает двумя структурами: объективной и психологической. Критерий их различения в том, что объективная структура существует независимо от процесса решения, а психологическая (её более современное название репрезентация задачи) – только в его рамках: решатель каким-то образом репрезентирует решаемую задачу. Объективная структура включает в себя условия (то, что дано) и требование (то, что требуется найти; требование обычно формулируется в виде вопроса или указания: выделить, преобразовать, доказать, сравнить, узнать и т. д.). В психологической структуре требованию соответствует цель, а условиям – средства её достижения (Петухов. 1987). Таким образом, процесс решения задачи включает в себя и целеобразование, когда на основе требования и условий возникает цель, и поиски путей её достижения.
Более современные представления об устройстве задачи подчёркивают важность иных, более глубоких её свойств: исходно скрытых возможностей, которые могут стать основой для решения (Спиридонов. 2019). Именно они выступают значимыми частями репрезентации задачи. В качестве подобных возможностей могут выступать и определённые действия самого решателя, которые потенциально могут быть совершены, и неочевидные свойства предметов, входящих в условия задачи, и их взаимоотношения, и фонетические созвучия названий таких предметов, и синонимия или омонимия лексических единиц, использованных в формулировке, и различные синтаксические интерпретации текста задачи, и многое другое. Задача в силу наличия цели побуждает решателя к активности, направленной на выявление этих возможностей, причём не произвольных, а именно тех, которые могут быть обнаружены и использованы в заданных условиях.
Учитывая названные структурные и содержательные особенности задач, многообразие их видов чрезвычайно велико (см. статьи об отдельных видах задач: открытых и закрытых, творческих и репродуктивных, инсайтных, хорошо и плохо определённых).
Спиридонов Владимир ФеликсовичДата публикации: 24 мая 2022 г. в 09:44 (GMT+3)
Определение цели | Что такое цель
Прокрутите вверх
Что такое цель?
Для психологов цель — это постоянное намерение достичь долгосрочной цели, которая имеет как личное значение, так и оставляет положительный след в мире. Цели, которые воспитывают целеустремленность, потенциально могут изменить жизнь других людей, например, создание организации, исследование болезни или обучение детей чтению.
Наше понимание цели будет меняться в течение жизни. По мере того, как мы боремся со своей подростковой идентичностью, берем на себя ответственность взрослой жизни и переходим к выходу на пенсию, исследование показывает, что наше чувство цели естественным образом то усиливается, то ослабевает.
Как и счастье, цель — это не пункт назначения, а путешествие и практика. Это означает, что она доступна в любом возрасте, если мы готовы исследовать, что для нас важно и какими людьми мы хотим быть, и действовать, чтобы стать такими людьми.
Если мы сможем пересмотреть и обновить наше чувство цели по мере того, как мы проходим вехи и переходы, предлагает это исследование, тогда мы можем рассчитывать на более удовлетворительную и наполненную смыслом жизнь.
Каковы ограничения?
Избранные статьи
Зачем этим заниматься?
Исследователи обнаружили, что чувство цели связано с рядом хороших результатов на протяжении всей жизни как для отдельных лиц, так и для организаций.
- Молодые люди, у которых есть целеустремленность, также сообщают о более высоком уровне счастья и удовлетворенности жизнью, что, по-видимому, связано с лучшими результатами обучения. В одном исследовании изучались студенты колледжей, которые хотели помогать другим, заниматься искусством или добиваться финансового успеха. Исследователи не обнаружили существенных различий в положительных результатах среди групп. Для молодых людей было просто хорошо иметь цель, какой бы она ни была.
- Как для молодых, так и для старых физические преимущества целеустремленности хорошо задокументированы. Например, Эрик Ким и его коллеги из Гарвардской школы общественного здравоохранения обнаружили, что люди, сообщающие о более высоком уровне целеустремленности в какой-то момент времени, через четыре года объективно демонстрируют лучшую физическую подвижность, чем те, кто сообщает о меньшей целеустремленности.
- Патрик Хилл и его коллеги из Вашингтонского университета обнаружили важные преимущества для более целеустремленных взрослых, в том числе лучшее когнитивное функционирование и большую продолжительность жизни. Они с большей вероятностью чистят зубы, занимаются спортом и обращаются к врачу. Почему? Исследователи предполагают, что люди лучше заботятся о себе, когда чувствуют, что им есть ради чего жить. Наличие цели также, по-видимому, связано с более низким уровнем стресса в целом, что способствует улучшению здоровья.
- Приносят ли одни цели больше преимуществ, чем другие? Ответ пока да — если вы старше. Одно исследование показало, что молодые люди с более «просоциальными» целями, направленными на помощь другим, в более позднем взрослом возрасте продемонстрировали более высокий личностный рост, целостность и здоровье.
- Действительно, если смотреть не только на индивидуальную жизнь, у людей развилось целеустремленность, чтобы мы могли сотрудничать и вместе достигать больших целей. Исследование 2007 года предполагает, что менеджеры могут эффективно повысить опыт работы и благополучие своих сотрудников, помогая им соединиться с более высокой целью, связанной с работой. Опрос основных убеждений и культуры 2013 года показал, что 91 процент респондентов, которые считают, что их компания имеет сильное чувство цели, также говорят, что у нее есть история высоких финансовых показателей.
- Цель адаптивна в эволюционном смысле. Она помогает как отдельным особям, так и видам выживать и процветать. Цель часто вырастает из нашей связи с другими, поэтому кризис цели часто является симптомом изоляции. Как только вы найдете свой путь, вы почти наверняка найдете других, путешествующих вместе с вами в надежде достичь той же цели — сообщества.
Избранные статьи
Как выращивать
Согласно исследованию Кендалла Коттона Бронка, для того, чтобы найти свое предназначение, необходимы четыре ключевых компонента: самоотверженность, личная значимость, целеустремленность и видение большего, чем собственное «я».
Часто поиск нашей цели включает в себя поиск смысла в опыте, который у нас был, с оценкой наших ценностей, навыков и надежд на лучший мир. Это означает, что нужно уделять время личным размышлениям, представляя наше идеальное будущее.
Вот несколько упражнений, которые исследователи рекомендуют для поиска цели в жизни:
- Волшебная палочка: Подумайте об окружающем вас мире — вашем доме, сообществе, мире в целом — и представьте, что бы вы изменили, если бы у вас была волшебная палочка и вы могли бы изменить что угодно. Затем спросите себя, почему вы выбрали то, что вы сделали, и подумайте о конкретных шагах, которые вы могли бы предпринять, чтобы немного приблизить мир к этому идеалу. Это упражнение использовалось для развития целеустремленности у молодежи и молодых людей, в частности.
- Наилучшее возможное Я: Представьте себя в каком-то будущем возрасте — например, через 10 или 20 лет — и подумайте о том, какой была бы ваша жизнь, если бы все шло как можно лучше. Затем задайте себе следующие вопросы: Что вы делаете? Что для вас важно? Что вас действительно волнует и почему? Сосредоточение внимания на идеальном себе может увеличить оптимизм в отношении будущего, что, по мнению исследователей, связано с целью.
- Уточните свои ценности: Если вам трудно понять, что для вас важнее всего, подтверждение ваших ценностей может помочь. В трех опросах о ценностях — «Опросник ценной жизни», «Опросник портретных ценностей» и «Опросник личных ценностей» — вас просят ранжировать важность различных ценностей, что может помочь вам лучше понять свою цель.
- Признайте свои сильные стороны: Чтобы получить представление о своих конкретных навыках, попробуйте опрос VIA о сильных сторонах характера, чтобы узнать, что он говорит о вас. Или вы можете связаться с людьми, которые вас знают — учителями, друзьями, семьей, коллегами и наставниками — и спросить их, в чем вы хороши, что вам нравится делать и как вы могли бы оставить свой след в мире. Иногда мнение со стороны может помочь прояснить ваши личные сильные стороны и понять, как лучше всего их применить.
- Волонтер: Поиску цели помогает широкий набор значимого опыта, который может указать вам правильное направление. Волонтерство расширяет ваш опыт, а также улучшает ваше благополучие и помогает миру. Мало того, волонтерство позволяет вам общаться с людьми, которые имеют схожие ценности, которые могут вдохновить вас или указать на другие возможности изменить ситуацию, о которых вы раньше не думали.
- Развивайте положительные эмоции: Положительные эмоции помогают нам расширить наш взгляд на мир и почувствовать прилив энергии для действий на благо; так что они могут быть полезны для поиска цели. Благодарность и трепет, в частности, помогают нам заботиться о других, строить отношения и чувствовать связь с чем-то большим, чем мы сами, поэтому они связаны с достижением цели. Вы можете посетить наш веб-сайт Greater Good in Action, чтобы найти упражнения, которые помогут укрепить вашу целеустремленность и сделают вас счастливее.
Избранные статьи
Важность наличия чувства цели
Наличие чувства цели в жизни связано с более низким риском смерти, согласно исследованию, опубликованному 24 мая 2019 года в JAMA Network Open .
Исследование, в котором приняли участие почти 7000 человек, включало оценку психологического благополучия — анкету из семи пунктов, в которой оценивалась цель жизни (Alimujiang, et al, 2019). Исследователи пришли к выводу: «Результаты этого исследования показали, что более высокая цель в жизни связана со снижением смертности. Целенаправленный образ жизни может быть полезен для здоровья» (2019 г., п. 2). Важно отметить, что исследование указывает на связь между целеустремленностью и здоровьем, но не на причинно-следственную связь.
Источник: Moni Mckein из Pixabay
Это исследование дополняет растущее число исследований (Cohen et al, 2016; McKnight & Kashdan, 2009), демонстрирующих связь между целеустремленностью, пользой для здоровья и общим качеством жизни.
Психолог из Стэнфорда Уильям Дэймон и его коллеги (2003, стр. 121) определяют цель как «устойчивое и обобщенное намерение совершить что-то, что одновременно имеет значение для самого себя и имеет последствия для мира за пределами нашего «я». Их определение цели включает три компонента:
- В отличие от простых повседневных целей, таких как приготовление ужина или поездка на работу, цель «более стабильна и далеко идуща» (стр. 121).
- У него есть внешний аспект, который включает в себя выход за пределы самого себя.
- Это включает в себя достижение, прогресс или завершение.
Лидеры в растущей области позитивной психологии, основанной на фактических данных, объясняют цель и смысл как краеугольные камни счастья, потока, оптимального опыта и полноценной жизни (Seligman, 2011; Csikszentmihalyi, 19). 90; Фредриксон, 2009).
Цель открывает возможности. Эта информация может пробудить нас к определению целей и идеалов, которые имеют личное значение и каким-то образом выходят за рамки нас самих, чтобы постепенно определять наше существование. Цель не имеет конкретных определений или границ. Испытываем ли мы целеустремленность в качестве волонтера, администратора, плотника, учителя, ремонтника, родителя или врача, не имеет значения: важно наличие целеустремленности.
В связи с тем, что бэби-бумеры выходят на пенсию в рекордном количестве, стремление к цели становится темой широкой и актуальной темы. Поиск цели и смысла может открыть двери для развития благополучия, когда мы преодолеваем трудности и возможности второй половины жизни. Возможно, эти результаты рекомендуют переход от пенсия досуга к пенсии смысла .
Наличие цели — большой или маленькой, достигаем ли мы цели или продолжаем к ней стремиться — влияет на наше существование важными способами, которые могут влиять на физическое и психическое здоровье и общее самочувствие.
Этот пост предназначен для образовательных целей и не должен заменять психотерапию с квалифицированным специалистом.
Ссылки
Alimujiang, A., Wiensch, A., Boss, J, Fleischer, N.L., Mondul, A.M., McLean, K., Mukherjee, B., & Pierce, C.L. (2019). Связь между целью жизни и смертностью среди взрослых американцев старше 50 лет. JAMA Открытая сеть, 2(5) . https://jamanetwork.com/journals/jamanetworkopen/fullarticle/2734064
Коэн, Р., Бавиши, С., и Розански, А. (2015). Цель жизни и ее связь со смертностью от всех причин и сердечно-сосудистыми событиями: метаанализ. Психосоматическая медицина, 78(2) , 122-133.
Чиксентмихайи, М. (1990). Flow: Психология оптимального опыта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.
Дэймон, В., Менон, Дж. и Бронк, К.С. (2003). Развитие цели в подростковом возрасте. Прикладная наука о развитии, 7(3) , 119-128.
Фредриксон, Б.