что это такое, виды целей и как они возникают?
С самого детства человек слышит о необходимости выбрать правильную цель. Родители, учителя, наставники, все как один, уверяют, что от этого зависит успех и результативность человека. Чем значимее цель, тем насыщеннее и интереснее жизнь, тем большим смыслом она наделена. Но как найти верное направление? Как понять, куда необходимо двигаться? Как определить цель, которая действительно будет мотивировать? И вообще, так ли она важна, как о ней говорят? Не переоценивается ли ее значение? Можно ли стать успешным без навыков целеполагания? Какие препятствия возникают перед человеком, у которого нет цели?
Что такое цель?
Цель — это материальный или ментальный (мыслительный) результат, на достижение которого направлены действия человека. В самом определении заложен дуализм (двойственная природа) цели. С одной стороны, она бывает прагматичная. Например, хороший заработок, просторный дом, красивая машина. С другой – приоритетом может стать духовный продукт, не имеющий материального эквивалента. Феномен в том, что такие результаты порой ценятся даже выше реальных.
Часто возникает путаница, вызванная наличием близкородственных понятий к слову «цель». В первую очередь – это задача и задание. Чем же они отличаются друг от друга?
Задача — это ситуация, с явно выраженной целью, которую можно достичь во время решения. В узком смысле задачей могут называть саму цель, но это не совсем правильно, поскольку задача характеризуется, кроме ожидаемого результата, еще и условиями его достижения. При этом, задача подразумевает поиск пути решения, широко применяясь в учебном процессе, когда ученику или студенту необходимо найти ответ, что делается для развития творческих и интеллектуальных способностей человека.
Задание — это тоже задача, только с заранее оговоренным планом действия. Речь может идти и о более масштабном действии. Например, домашнее задание состоит из нескольких задач, каждая из которых преследует достижение своей цели.
Хотя все это условно, потому задание, цель и задачи, чаще всего, воспринимается практически как одно и то же, оставляя демагогию для закоренелых буквоедов. Многие авторы, чтобы избежать тавтологии в своих текстах, чередуют эти слова, используя их практически как синонимы.
Пройти тест на тип личности
Каким образом возникает цель?
Все связано с обстоятельствами и моральной зрелостью человека. Чем более развитая личность, тем чаще мотивом для ее поступков служат внутренние факторы. По принципу Пирамиды Маслоу, на нижних уровнях которой расположены физиологические потребности, включая голод и сексуальное влечение. На более высоких ступенях развития появляются цели, связанные с личным ростом или карьерой, духовным саморазвитием.
Цель зарождается в ответ на внешний стимул, либо внутренний порыв. В первом случае все достаточно ясно. Допустим, человек поднимает голову и обращает внимание на метеорит, летящий в его сторону. Возникает объективная цель – убежать, которая настолько сильно мотивирует человека, что в напоминании не нуждается. Вряд ли кто-нибудь в такой момент решит остановиться, чтобы перекурить, и случайно забудет о приближающемся «привете» из космоса.
Сам процесс постановки цели называется целеполаганием. Известны разные методики, помогающие правильно выбирать цели. Достаточно популярна техника SMART, в основе которой пять базовых принципов, по которым желательно проверять любую цель:
- Specific – конкретность;
- Measurable – измеримость;
- Achievable – достижимость;
- Relevant – значимость;
- Time bound – ограниченность во времени.
Выполнение этих условий помогает максимально адаптировать цель под ее реализацию. Чем больше пунктов учесть, тем выше шансы, что запланированное будет выполнено.
Допустим, кто-то хочет научиться выполнять жим от груди с весом 100 кг за один год тренировок в спортзале. Результат в 80 или даже 95 кг не вписывается в эти рамки. Не подойдет и срок реализации больше года. Цель определена четко – за год научиться поднимать штангу, которая весит центнер. Для выполнения цели необходимы посещения спортзала или хотя бы штанга в домашнем спортивном уголке. Заранее определен результат, сроки, место и/или инструмент. Учитывая, что есть различные виды целей, то и рамки для них определяются индивидуально. Чем масштабнее запланирована задача, тем шире диапазон ее реализации.
Пройти тест на самооценку
Виды целей.
Поскольку цель – понятие обширное, то имеется развернутая классификация, помогающая определить какого рода задачи ставятся перед человеком, чтобы лучше понимать, как их выполнить.
По завершенности процесса:
- Промежуточные – подразумевают выполнение одного из этапов общего процесса;
- Конечные – замыкают логическую последовательность событий.
По приоритетности:
- Необходимые – первоочередные цели, которые следует достигать вначале;
- Желательные – рекомендованы к исполнению, но не обязательны;
- Возможные – не имеют конкретного значения в данный момент.
По сложности:
- Простые – предусматривают одно необходимое действие;
- Сложные – предполагают прохождение нескольких этапов.
По форме выражения:
- Качественные – не поддаются измерению;
- Количественные – могут быть подсчитаны.
По масштабу:
- Стратегические – определяют перспективные глобальные задачи;
- Тактические – отвечают за механизм достижения стратегических целей;
- Оперативные – текущие подзадачи, от выполнения которых зависит успех всей кампании.
По срокам исполнения:
- Долгосрочные – срок от трех до пяти лет;
- Среднесрочные – период от года до трех лет;
- Краткосрочные – их сроки измеряются неделями, либо месяцами.
По взаимосвязи:
- Индифферентные – никак не связанные;
- Конкурирующие – одна цель замедляет достижение другой;
- Комплементарные – дополняющие друг друга;
- Антагонистические – взаимоисключающие;
- Идентичные – совпадающие цели.
Кроме этих классификаций, можно еще говорить о целях в жизни и о главной цели жизни. Эти понятия не идентичны. О них мы сейчас и поговорим.
Пройти тест на темперамент
Жизненные цели человека.
Поскольку человек отличается от животных разумом и духовностью, для него актуальны вопросы, которые связаны с поиском своего предназначения. Для чего он рожден? Какую миссии должен выполнить? В чем может раскрыть свой потенциал? Ответив на них, можно найти цель и смысл жизни человека. Это крайне важно, ведь в противном случае индивидуум напоминает корабль, который сбился с пути и не знает, куда плыть. Такой человек опасен для себя и окружающих. Он может легко попасть под дурное влияние, совершить неправильный поступок, либо проживать свою жизнь впустую.
Цель жизни человека связана с его самым главным мотивом. Например, для спортсмена это будет олимпийское золото, для ученого – Нобелевская премия, для музыканта – всенародная любовь и признание. Достижение этих задач станет главной победой в жизни для каждого из них. Но это совершенно не означает, что параллельно не могут возникать другие цели в жизни. Например, путешествия в разные страны, уютная квартира, дорогой автомобиль и т.д. Просто есть одно самое главное задание, выполнение которого придает человеку ощущение того, что жизнь прожита не впустую. Все остальные цели только дополняют общую картину.
К выбору жизненной цели желательно подойти ответственно. С одной стороны, она должна быть масштабной, а с другой – теоретически осуществимой. Баланс удержать сложно, но крайне важно. Если цель окажется легкой, то она будет быстро достигнута и человек окажется в ситуации, когда придется искать новую задачу. В таком случае может начаться апатия и депрессия, ощущение внутренней пустоты. Если же цель будет чересчур сложной и глобальной, человек с ней не справится, опять же впадая в депрессивное состояние и ощущая, что прожил жизнь зря.
Еще более важное умение для выбора цели – думать своей головой, а не слушать чужие подсказки. Иначе, можно прожить чужую жизнь и добиться ненужных результатов. Чтобы этого не произошло, следует научиться расставлять приоритеты, понимая, чего хочется на самом деле, слушать свой внутренний голос, а не советы «доброжелателей». Если важнее семейные ценности, то желательно посвятить свою жизнь созданию крепкой и дружной семьи.
Если цель – карьера, необходимо приложить усилия к продвижению по служебной иерархии, отложив на второй план все остальное. Если кто-то скажет «моя цель – большой театр», то он должен, как минимум, стать артистом, а не космонавтом или водолазом. Четкое понимание цели, помогает сформулировать ее рамки и определить механизмы достижения. Но еще важнее выбрать приоритеты и определить ту цель, которая наполнит жизнь смыслом.
Люди ставят перед собой цели. У одних они глобальные, другие же довольствуются приземленными желаниями, по типу поесть или попить. Кто-то преследует материальные ценности. Есть и те, кому важнее духовное развитие. Независимо от жизненных приоритетов и типа мышления, мотивом для любого действия становится цель. Даже животные, выходя из своего укрытия, делают это с определенной целью, пусть даже неосознанной. Человек же, обладая даром самому ставить перед собой задачи, просто не имеет права относится к нему безответственно.
Пройти тест на полушария мозга
Задача (в психологии мышления). Большая российская энциклопедия
Термины
- Области знаний:
- Мышление, Решение задач
Зада́ча (мыслительная задача), устойчиво выделяемый наряду с проблемами вид проблемных ситуаций. Обычно понимается как цель, поставленная в определённых условиях, препятствующих её непосредственному достижению (Леонтьев. 1965; Петухов. 1987). Задача представляет собой форму неопределённости – неизвестность средств достижения поставленной цели, с которой в тех или иных ситуациях (учебных, профессиональных, бытовых и др.) сталкивается человеческое мышление. Решение задач – одна из основных форм мышления в самых разных сферах деятельности. Задача – базовое понятие психологии мышления, входящее в одно из наиболее распространённых психологических определений мышления как процесса решения задач.
Происхождение понятия
В научный обиход понятие задачи ввели вюрцбургские психологи Н. Ах, Г. Уатт, К. Бюлер. С его помощью они описывали протекание мыслительных процессов после постановки перед решателем вопроса или задачи. В отличие от потенциально хаотического ассоциативного процесса в этих случаях наблюдалось направленное и осмысленное движение к цели (решению или ответу). Такой феномен перечисленными авторами был назван детерминирующей тенденцией – особой формой мышления, обладающей направленностью и избирательностью, которая возникает в ответ на постановку перед решателем задачи.
Содержание понятия
Существует, по крайней мере, три различных подхода к пониманию того, что такое задача. В соответствии с первым задача – цель, поставленная перед человеком; в соответствии со вторым – ситуация, которая состоит из цели и условий, в которых она должна быть достигнута; в соответствии с третьим задача – это словесная формулировка (знаковая модель) проблемной ситуации (Балл. 1990). Определение, описанное в этой статье, соответствует второй из перечисленных традиций.
Обычно задаче приписывают ещё несколько свойств. Она может возникать в ходе тех или иных форм целенаправленного поведения, но может быть и предзадана. В этом случае решатель имеет готовую формулировку условий и требований до начала процесса решения. Решение задачи – достижение психологически определённой цели; это делает задачи более простыми для решения, чем проблемы. Процесс решения задачи – поиск необходимых для этого психологических средств (которые изначально отсутствуют) в границах, заданных (или подразумеваемых) условиями. Именно с помощью таких средств и можно достичь цели. Предзаданные задачи обычно характеризуются наличием конвенционального правильного решения (или их множества). Это значит, что существуют или могут быть в явном виде сформулированы критерии оценки правильности ответа. Более того, в некоторых случаях решение может быть заранее известно (такое положение дел типично для учебных ситуаций). Примерами здесь могут служить учебные задания из школьных учебников, различные головоломки и т. д.
Задача обладает двумя структурами: объективной и психологической. Критерий их различения в том, что объективная структура существует независимо от процесса решения, а психологическая (её более современное название репрезентация задачи) – только в его рамках: решатель каким-то образом репрезентирует решаемую задачу. Объективная структура включает в себя условия (то, что дано) и требование (то, что требуется найти; требование обычно формулируется в виде вопроса или указания: выделить, преобразовать, доказать, сравнить, узнать и т. д.). В психологической структуре требованию соответствует цель, а условиям – средства её достижения (Петухов. 1987). Таким образом, процесс решения задачи включает в себя и целеобразование, когда на основе требования и условий возникает цель, и поиски путей её достижения.
Более современные представления об устройстве задачи подчёркивают важность иных, более глубоких её свойств: исходно скрытых возможностей, которые могут стать основой для решения (Спиридонов. 2019). Именно они выступают значимыми частями репрезентации задачи. В качестве подобных возможностей могут выступать и определённые действия самого решателя, которые потенциально могут быть совершены, и неочевидные свойства предметов, входящих в условия задачи, и их взаимоотношения, и фонетические созвучия названий таких предметов, и синонимия или омонимия лексических единиц, использованных в формулировке, и различные синтаксические интерпретации текста задачи, и многое другое. Задача в силу наличия цели побуждает решателя к активности, направленной на выявление этих возможностей, причём не произвольных, а именно тех, которые могут быть обнаружены и использованы в заданных условиях.
Учитывая названные структурные и содержательные особенности задач, многообразие их видов чрезвычайно велико (см. статьи об отдельных видах задач: открытых и закрытых, творческих и репродуктивных, инсайтных, хорошо и плохо определённых).
Спиридонов Владимир Феликсович Дата публикации: 24 мая 2022 г. в 09:44 (GMT+3)
Определение цели | Что такое цель
Прокрутите вверх
Что такое цель?
Для психологов цель — это постоянное намерение достичь долгосрочной цели, которая имеет как личное значение, так и оставляет положительный след в мире. Цели, которые воспитывают целеустремленность, потенциально могут изменить жизнь других людей, например, создание организации, исследование болезни или обучение детей чтению.
Наше понимание цели будет меняться в течение жизни. По мере того, как мы боремся со своей подростковой идентичностью, берем на себя ответственность взрослой жизни и переходим к выходу на пенсию, исследование показывает, что наше чувство цели естественным образом то усиливается, то ослабевает.
Как и счастье, цель — это не пункт назначения, а путешествие и практика. Это означает, что она доступна в любом возрасте, если мы готовы исследовать, что для нас важно и какими людьми мы хотим быть, и действовать, чтобы стать такими людьми.
Если мы сможем пересмотреть и обновить наше чувство цели по мере того, как мы проходим вехи и переходы, предлагает это исследование, тогда мы можем рассчитывать на более удовлетворительную и наполненную смыслом жизнь.
Каковы ограничения?
Избранные статьи
Зачем этим заниматься?
Исследователи обнаружили, что чувство цели связано с рядом хороших результатов на протяжении всей жизни как для отдельных лиц, так и для организаций.
- Молодые люди, у которых есть целеустремленность, также сообщают о более высоком уровне счастья и удовлетворенности жизнью, что, по-видимому, связано с лучшими результатами обучения. В одном исследовании изучались студенты колледжей, которые хотели помогать другим, заниматься искусством или добиваться финансового успеха. Исследователи не обнаружили существенных различий в положительных результатах среди групп. Для молодых людей было просто хорошо иметь цель, какой бы она ни была.
- Как для молодых, так и для старых физические преимущества целеустремленности хорошо задокументированы.
Например, Эрик Ким и его коллеги из Гарвардской школы общественного здравоохранения обнаружили, что люди, сообщающие о более высоком уровне целеустремленности в какой-то момент времени, через четыре года объективно демонстрируют лучшую физическую подвижность, чем те, кто сообщает о меньшей целеустремленности.
- Патрик Хилл и его коллеги из Вашингтонского университета обнаружили важные преимущества для более целеустремленных взрослых, в том числе лучшее когнитивное функционирование и большую продолжительность жизни. Они с большей вероятностью чистят зубы, занимаются спортом и обращаются к врачу. Почему? Исследователи предполагают, что люди лучше заботятся о себе, когда чувствуют, что им есть ради чего жить. Наличие цели также, по-видимому, связано с более низким уровнем стресса в целом, что способствует улучшению здоровья.
- Приносят ли одни цели больше преимуществ, чем другие? Ответ пока да — если вы старше. Одно исследование показало, что молодые люди с более «просоциальными» целями, направленными на помощь другим, в более позднем взрослом возрасте продемонстрировали более высокий личностный рост, целостность и здоровье.
- Действительно, если смотреть не только на индивидуальную жизнь, у людей развилось целеустремленность, чтобы мы могли сотрудничать и вместе достигать больших целей. Исследование 2007 года предполагает, что менеджеры могут эффективно повысить опыт работы и благополучие своих сотрудников, помогая им соединиться с более высокой целью, связанной с работой. Опрос основных убеждений и культуры 2013 года показал, что 91 процент респондентов, которые считают, что их компания имеет сильное чувство цели, также говорят, что у нее есть история высоких финансовых показателей.
- Цель адаптивна в эволюционном смысле. Она помогает как отдельным особям, так и видам выживать и процветать. Цель часто вырастает из нашей связи с другими, поэтому кризис цели часто является симптомом изоляции. Как только вы найдете свой путь, вы почти наверняка найдете других, путешествующих вместе с вами в надежде достичь той же цели — сообщества.
Избранные статьи
Как выращивать
Согласно исследованию Кендалла Коттона Бронка, для того, чтобы найти свое предназначение, необходимы четыре ключевых компонента: самоотверженность, личная значимость, целеустремленность и видение большего, чем собственное «я».
Часто поиск нашей цели включает в себя поиск смысла в опыте, который у нас был, с оценкой наших ценностей, навыков и надежд на лучший мир. Это означает, что нужно уделять время личным размышлениям, представляя наше идеальное будущее.
Вот несколько упражнений, которые исследователи рекомендуют для поиска цели в жизни:
- Волшебная палочка: Подумайте об окружающем вас мире — вашем доме, сообществе, мире в целом — и представьте, что бы вы изменили, если бы у вас была волшебная палочка и вы могли бы изменить что угодно.
Затем спросите себя, почему вы выбрали то, что вы сделали, и подумайте о конкретных шагах, которые вы могли бы предпринять, чтобы немного приблизить мир к этому идеалу. Это упражнение использовалось для развития целеустремленности у молодежи и молодых людей, в частности.
- Наилучшее возможное Я: Представьте себя в каком-то будущем возрасте — например, через 10 или 20 лет — и подумайте о том, какой была бы ваша жизнь, если бы все шло как можно лучше. Затем задайте себе следующие вопросы: Что вы делаете? Что для вас важно? Что вас действительно волнует и почему? Сосредоточение внимания на идеальном себе может увеличить оптимизм в отношении будущего, что, по мнению исследователей, связано с целью.
- Уточните свои ценности: Если вам трудно понять, что для вас важнее всего, подтверждение ваших ценностей может помочь. В трех опросах о ценностях — «Опросник ценной жизни», «Опросник портретных ценностей» и «Опросник личных ценностей» — вас просят ранжировать важность различных ценностей, что может помочь вам лучше понять свою цель.
- Признайте свои сильные стороны: Чтобы получить представление о своих конкретных навыках, попробуйте опрос VIA о сильных сторонах характера, чтобы узнать, что он говорит о вас. Или вы можете связаться с людьми, которые вас знают — учителями, друзьями, семьей, коллегами и наставниками — и спросить их, в чем вы хороши, что вам нравится делать и как вы могли бы оставить свой след в мире. Иногда мнение со стороны может помочь прояснить ваши личные сильные стороны и понять, как лучше всего их применить.
- Волонтер: Поиску цели помогает широкий набор значимого опыта, который может указать вам правильное направление. Волонтерство расширяет ваш опыт, а также улучшает ваше благополучие и помогает миру. Мало того, волонтерство позволяет вам общаться с людьми, которые имеют схожие ценности, которые могут вдохновить вас или указать на другие возможности изменить ситуацию, о которых вы раньше не думали.
- Развивайте положительные эмоции: Положительные эмоции помогают нам расширить наш взгляд на мир и почувствовать прилив энергии для действий на благо; так что они могут быть полезны для поиска цели.
Благодарность и трепет, в частности, помогают нам заботиться о других, строить отношения и чувствовать связь с чем-то большим, чем мы сами, поэтому они связаны с достижением цели. Вы можете посетить наш веб-сайт Greater Good in Action, чтобы найти упражнения, которые помогут укрепить вашу целеустремленность и сделают вас счастливее.
Избранные статьи
Важность наличия чувства цели
Наличие чувства цели в жизни связано с более низким риском смерти, согласно исследованию, опубликованному 24 мая 2019 года в JAMA Network Open .
Исследование, в котором приняли участие почти 7000 человек, включало оценку психологического благополучия — анкету из семи пунктов, в которой оценивалась цель жизни (Alimujiang, et al, 2019). Исследователи пришли к выводу: «Результаты этого исследования показали, что более высокая цель в жизни связана со снижением смертности. Целенаправленный образ жизни может быть полезен для здоровья» (2019 г., п. 2). Важно отметить, что исследование указывает на связь между целеустремленностью и здоровьем, но не на причинно-следственную связь.
Источник: Moni Mckein из Pixabay
Это исследование дополняет растущее число исследований (Cohen et al, 2016; McKnight & Kashdan, 2009), демонстрирующих связь между целеустремленностью, пользой для здоровья и общим качеством жизни.
Психолог из Стэнфорда Уильям Дэймон и его коллеги (2003, стр. 121) определяют цель как «устойчивое и обобщенное намерение совершить что-то, что одновременно имеет значение для самого себя и имеет последствия для мира за пределами нашего «я». Их определение цели включает три компонента:
- В отличие от простых повседневных целей, таких как приготовление ужина или поездка на работу, цель «более стабильна и далеко идуща» (стр. 121).
- У него есть внешний аспект, который включает в себя выход за пределы самого себя.
- Это включает в себя достижение, прогресс или завершение.
Лидеры в растущей области позитивной психологии, основанной на фактических данных, объясняют цель и смысл как краеугольные камни счастья, потока, оптимального опыта и полноценной жизни (Seligman, 2011; Csikszentmihalyi, 19). 90; Фредриксон, 2009).
Цель открывает возможности. Эта информация может пробудить нас к определению целей и идеалов, которые имеют личное значение и каким-то образом выходят за рамки нас самих, чтобы постепенно определять наше существование. Цель не имеет конкретных определений или границ. Испытываем ли мы целеустремленность в качестве волонтера, администратора, плотника, учителя, ремонтника, родителя или врача, не имеет значения: важно наличие целеустремленности.
В связи с тем, что бэби-бумеры выходят на пенсию в рекордном количестве, стремление к цели становится темой широкой и актуальной темы. Поиск цели и смысла может открыть двери для развития благополучия, когда мы преодолеваем трудности и возможности второй половины жизни. Возможно, эти результаты рекомендуют переход от пенсия досуга к пенсии смысла .
Наличие цели — большой или маленькой, достигаем ли мы цели или продолжаем к ней стремиться — влияет на наше существование важными способами, которые могут влиять на физическое и психическое здоровье и общее самочувствие.
Этот пост предназначен для образовательных целей и не должен заменять психотерапию с квалифицированным специалистом.
Ссылки
Alimujiang, A., Wiensch, A., Boss, J, Fleischer, N.L., Mondul, A.M., McLean, K., Mukherjee, B., & Pierce, C.L. (2019). Связь между целью жизни и смертностью среди взрослых американцев старше 50 лет. JAMA Открытая сеть, 2(5) . https://jamanetwork.com/journals/jamanetworkopen/fullarticle/2734064
Коэн, Р., Бавиши, С., и Розански, А. (2015). Цель жизни и ее связь со смертностью от всех причин и сердечно-сосудистыми событиями: метаанализ. Психосоматическая медицина, 78(2) , 122-133.
Чиксентмихайи, М. (1990). Flow: Психология оптимального опыта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.
Дэймон, В., Менон, Дж. и Бронк, К.С. (2003). Развитие цели в подростковом возрасте. Прикладная наука о развитии, 7(3) , 119-128.
Фредриксон, Б.