Ценности человеческой жизни: О ценности человеческой жизни — Журнал «Решение вместе с Decision»

О ценности человеческой жизни — Журнал «Решение вместе с Decision»

«Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни» — мы слышим это достаточно часто, и, разумеется, абсолютное большинство людей с этим согласится. Но, как и другие бесспорные максимы, эта постоянно нарушается. Мир охвачен войнами, люди убивают и умирают и охотно ставят множество вещей выше человеческой жизни — идеологию, деньги, власть, удовольствия. Что же означают слова о ценности жизни? Или это просто бессмысленная, не имеющая отношения к реальности фраза?

Люди могут обладать ценностью в глазах друг друга — и в морально здоровом обществе это так и должно быть. Но если это не так? Обладает ли ценностью жизнь одинокого старика, бомжа, ребенка, которого убьют в утробе матери, — жизнь людей, на которых смотрят с полным пренебрежением? Во многих обществах жизнь людей ценилась по-разному, и некоторые жизни считались значительно дешевле. Впрочем, это и сейчас так. ХХ век показал ужасающие примеры полного пренебрежения к человеческой жизни; люди могут очень легко перестать считать жизнь соседа ценностью. Но не только жизнь соседа. В наши дни эпидемия самоубийств, алкоголизма и наркомании показывает, что люди не видят чего-то ценного и в своих собственных здоровье и жизни. 

Как мы видели, особенно в ХХ веке, идеи могут убивать. Но идеи могут и спасать — когда они сообразны истине. И вот к истине-то нам и следует обратиться.

Почему человеческая жизнь ценна? Чтобы понять это, нам придется задаться вопросом о ценности вообще. Ценность предполагает оценивающего — ценностью можно обладать только в чьих-то глазах. Более того, утверждение, носящее нормативный, обязывающий характер, — «Ты должен относиться к жизни как к ценности» — предполагает Кого-то, Кто имеет власть обязывать. Того, для Кого эта жизнь ценна независимо от мнения на этот счет людей, и даже независимо от мнения самого человека. Разговор об объективных, обязательных для всех ценностях — это всегда разговор, выводящий на Бога, который только и может быть их источником.

Вера в Бога, который привел каждого из нас в Свое мироздание и имеет в отношении нас Свои цели и замыслы, предполагает отказ от одного фундаментального заблуждения. Заблуждения настолько популярного, что мы воспринимаем его как что-то само собой разумеющееся. Это вера в то, что моя жизнь принадлежит мне и я могу распоряжаться ею по своему усмотрению. За самоубийствами, пьянством и другими формами саморазрушительного поведения стоит именно уверенность в том, что моя жизнь — моя. За убийством — вера в то, что я могу распоряжаться и чужой жизнью.

Заповедь «Не убий» означает, что жизнь — как моя, так и ближнего — принадлежит Богу. В свое время для меня было открытием, что заповедь «Не убий» распространяется и на меня самого, и она запрещает совершать самоубийство, вредить своему здоровью или безрассудно подвергать себя опасности, так что, даже переходя дорогу на красный свет, я погрешаю против этой заповеди.

Моя жизнь принадлежит Богу и ценна в Его очах, я должен ее беречь. У меня есть цель и предназначение в этой жизни, для исполнения которого Бог поместил меня сюда. Мне самому эта цель может быть не вполне ясна (или на данный момент совершенно не ясна) — но она есть.

Отказ от ядовитой и пагубной идеи, что моя жизнь принадлежит мне, может быть нелегким, сама мысль об этом вызывает внутренний протест. Но, когда мы решаемся признать истину, что мы принадлежим Богу, а не себе, она приносит великое, невыразимое утешение. Бог любит меня и желает, чтобы я был жив и здоров и вел счастливую и плодотворную жизнь. В этом мире, пораженном грехом и противлением, неизбежно присутствуют страдание и смерть, но Бог не на стороне страдания и смерти. Бог — на стороне радости и жизни. Он сразился со смертью на Кресте и победил ее, и в конце концов мы войдем в преображенное мироздание, где смерти уже не будет.

Это верно и в отношении другого человека. Бог любит его и ценит его жизнь. Даже если сам человек ее не любит и не ценит и обращается с собой крайне дурно, его жизнь ценна в очах Бога. На мне лежит обязанность избегать всего, что может повредить жизни или здоровью моего ближнего. Не убивать, не бить, не вести поджигательских речей, которые могут обернуться побоями или убийством, не лишать необходимого, не вредить прямо или косвенно.

Это нелегко, потому что мы живем в мире, разорванном грехом, где люди постоянно делятся на враждующие племена, и каждое племя требует лояльности, которая должна проявляться в ненависти к другому племени — будь то племя, партия, нация, корпорация, группа единомышленников или любое иное сообщество людей, которое противопоставляет себя другим.

Но мы можем — и должны — быть посланниками другого мира — мира, где правит Христос. Мы живем по другим правилам. Там, где люди мира сего видят врага, которого надо убрать с пути, мы видим человека, которого пришел спасти Христос.

Это неизбежно ведет к конфликту, о котором апостол говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:15–16).

Мир требует враждовать и ненавидеть, убивать и разрушать, Бог требует любить и беречь. Мы постоянно оказываемся перед необходимостью делать выбор — настраиваться на ту ли иную волну, принимать повеления из того или иного командного центра, смотреть на окружающее теми или иными глазами.

Буквально все внутри и вокруг нас — наши привычки, привычки других людей, телевизор, кино — говорит о том, что насилие, готовность покуситься на чужую жизнь и здоровье (и рискнуть своими), «пасть порвать и моргалы выколоть» — это хорошо. Это источник приятного возбуждения, позитивной самооценки, общественного одобрения (если герой поубивал кого надо).

Но быть христианами — значит быть, как пишет Клайв Льюис, подпольщиками в мире, оккупированном сатаной. Мы не играем по его правилам. Мы саботируем его призыв. Мы повинуемся Богу и по Его заповеди ценим человеческую жизнь — свою и чужую.    

 

Автор: Сергей Худиев
Фото: gettyimages.ru

 

20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.

Ценности изучает и сопоставляет аксиология — философская дисциплина.

Ценность человеческой жизни определяется по огромной совокупности разнообразных критериев. Она была высока во всех философских и религиозных системах прошлого. Причина в личной заинтересованности создававших такие системы людей.

Однако в новой и особенно в новейшей истории ценность человеческой жизни существенно возросла. И сегодня в развитых странах жизнь человека ценится превыше всего. А умышленное лишение жизни последовательное искореняется, в том числе запрещается смертная казнь. Только эвтаназия («хорошая смерть») имеет серьезных защитников, уверенных в том, что для тяжелобольного человека мучения хуже быстрого и безболезненного умерщвления.

Вместе с человеческой жизнью все выше ценятся ее самые лучшие стороны, в том числе совокупность свобод, включая свободу

личностного выбора.

В классической философии выбор человека считался ограниченным множеством объективных закономерностей (непреодолимых законов природы) и моральных императивов. Современные же философы любят порассуждать о том, как важно, чтобы всякая личность, делая свой выбор, была свободна не только от внешних, но и от внутренних сдержек (самозапретов). Чтобы ничто не принуждало поступать только так и не иначе. Чтобы всегда имелась альтернатива, а лучше множество возможных вариантов поведения, и выбор одного из них совершался абсолютно свободно (по спонтанному влечению). Тогда, мол, и подлинная, глубинная сущность каждого из нас раскроется во всей красе и благородстве.

В то же время «угрозы и вызовы современности» принуждают задуматься о том, как побудить или заставить людей бережнее относиться к природе и к окружающим. И тут уж опять говорят о необходимости подчиняться объективным законам, правовым и нравственные нормам.

Особо важен выбор смысла жизни. Разные философские школы по-разному определяют этот смысл. Гедонисты видят его в удовольствии. Эвдемонисты — в счастье. Религиозные персоналисты — в единении с Богом. Социологизаторы — в общественных ценностях (часто в «бесценности светлого будущего»). Ригористы — в служении долгу. Экзистенциалисты задаются вопросом: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» — и отвечают: «Жизнь абсолютно бессмысленна, и все ее смыслы – иллюзии, созданные от безысходности». Однако практически все современные философы признают, что смысл жизни у каждого свой, уникальный. И это важнейшая форма самореализации личности.

Человек считается единственным существом, знающим о своей

неизбежной кончине. Преодолевают же страх смерти в разных философских учениях по-разному: либо признавая бессмертие души, либо игнорируя по Эпикуру (смерти при жизни нет), либо надеясь продолжиться в детях, делах, идеях и т.п. В неклассических философиях смерть иногда выступает как окончательный уход, а существование всего мира ‑ лишь момент между двумя ничто, прошлым и будущим. Для диалектиков смерть – способ развития: дескать, только так на смену старому может прийти нечто новое.

Бессмертие (и в первую очередь бессмертие души) проповедуют различные религиозные и мистические учения. Некоторые верования (брахманизм, буддизм, индуизм) допускают переселение душ. Христиане уповают на воскресение праведников воплоти в День Страшного Суда и их последующее бессмертие. В основе таких надежд человеческий страх перед смертью, а порою и нежелание смириться с конечностью чего бы то ни было.

Русский родоначальник космизма Федоров призывал человечество сплотиться ради изобретения естественнонаучного метода воскрешения усопших и обессмерчивания всех.

 

Личные ценности в жизни человека

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт.

5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Обзор

. 2017 сен; 1 (9): 630-639.

doi: 10.1038/s41562-017-0185-3. Epub 2017 21 августа.

Лилач Сагив 1 , Соня Роккас 2 , Ян Цецюх 3 4 , Шалом Х. Шварц 5 6

Принадлежности

  • 1 Школа делового администрирования, Еврейский университет в Иерусалиме, гора Скопус, Иерусалим, 91905 г. , Израиль. [email protected].
  • 2 Факультет образования и психологии, Открытый университет Израиля, почтовый ящик 808, Юниверсити-роуд, 1, Раанана, 43107, Израиль.
  • 3 Университет Цюриха, Социальные сети URPP, Andreasstrasse 15, CH-8050, Цюрих, Швейцария.
  • 4 Институт психологии Университета кардинала Стефана Вышинского в Варшаве, Wóycickiego 1/3 bud. 14, 01-938, Варшава, Польша.
  • 5 Школа делового администрирования, Еврейский университет в Иерусалиме, гора Скопус, Иерусалим, 91905, Израиль.
  • 6 Факультет психологии, Еврейский университет в Иерусалиме, гора Скопус, Иерусалим, 91905, Израиль.
  • PMID: 31024134
  • DOI: 10.1038/с41562-017-0185-3

Обзор

Лилач Сагив и др. Нат Хум Бехав. 2017 Сентябрь

. 2017 сен; 1 (9): 630-639.

doi: 10.1038/s41562-017-0185-3. Epub 2017 21 августа.

Авторы

Лилач Сагив 1 , Соня Роккас 2 , Ян Цецюх 3 4 , Шалом Х. Шварц 5 6

Принадлежности

  • 1 Школа делового администрирования, Еврейский университет в Иерусалиме, гора Скопус, Иерусалим, 91905 г. , Израиль. [email protected].
  • 2 Факультет образования и психологии, Открытый университет Израиля, почтовый ящик 808, Юниверсити-роуд, 1, Раанана, 43107, Израиль.
  • 3 Университет Цюриха, URPP Social Networks, Andreasstrasse 15, CH-8050, Цюрих, Швейцария.
  • 4 Институт психологии Университета кардинала Стефана Вышинского в Варшаве, Wóycickiego 1/3 bud. 14, 01-938, Варшава, Польша.
  • 5 Школа делового администрирования, Еврейский университет в Иерусалиме, гора Скопус, Иерусалим, 91905, Израиль.
  • 6 Факультет психологии, Еврейский университет в Иерусалиме, гора Скопус, Иерусалим, 91905, Израиль.
  • PMID: 31024134
  • DOI: 10.1038/с41562-017-0185-3

Абстрактный

Конструкт ценностей занимает центральное место во многих областях социальных и гуманитарных наук. В последние два десятилетия наблюдается рост числа психологических исследований, изучающих содержание, структуру и последствия личных ценностей во многих культурах. Принимая во внимание межкультурную перспективу, мы рассматриваем, организуем и объединяем исследования личных ценностей и указываем на некоторые из основных результатов, к которым пришли эти исследования. Личные ценности носят субъективный характер и отражают то, что люди думают и говорят о себе. Следовательно, как исследователи, так и неспециалисты иногда ставят под сомнение полезность личных ценностей при влиянии на действия. Тем не менее, значения, о которых сообщают сами люди, предсказывают большое разнообразие установок, предпочтений и явного поведения. Люди действуют способами, которые позволяют им выражать свои важные ценности и достигать целей, лежащих в их основе. Таким образом, понимание личных ценностей означает понимание человеческого поведения.

Похожие статьи

  • Семейная педиатрия: отчет Целевой группы по семье.

    Щор Э.Л.; Целевая группа Американской академии педиатрии по вопросам семьи. Шор Э.Л. и соавт. Педиатрия. 2003 г., июнь; 111 (6 ч. 2): 1541-71. Педиатрия. 2003. PMID: 12777595

  • Какие различия имеют значение? Обещание и реальность различных команд в организациях.

    Мэнникс Э., Нил Массачусетс. Мэнникс Э. и др. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2005 г., октябрь; 6 (2): 31–55. doi: 10.1111/j.1529-1006.2005.00022.x. Epub 2005 1 октября. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2005. PMID: 26158478

  • [Подход к сексуальности в контексте СПИДа в Конго].

    Куртуа Р., Малле Э., Мальви Д. Куртуа Р. и др. Санте. 2001 янв-февраль;11(1):43-8. Санте. 2001. PMID: 11313231 Обзор. Французский.

  • [Предложение по реформированию обучения психологов во Франции и в Европейском Союзе].

    Бушар Дж.П. Бушар Дж. П. Энцефал. 2009 фев; 35(1):18-24. doi: 10.1016/j.encep.2007.11.008. Epub 2008 2 апр. Энцефал. 2009. PMID: 19250989 Французский.

  • Мужские знания, отношение и поведение в отношении фертильности.

    Хаммарберг К., Коллинз В., Холден С., Янг К., Маклахлан Р. Хаммарберг К. и соавт. Обновление воспроизведения гула. 2017 1 июля; 23 (4): 458-480. doi: 10.1093/humupd/dmx005. Обновление воспроизведения гула. 2017. PMID: 28333354 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

Полнотекстовые ссылки

Издательская группа «Природа»

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по номеру

Бог ценит людей, даже самых крошечных

Сегодня люди кажутся более морально сбитыми с толку, чем когда-либо. На самом деле, даже ответ на монументальный вопрос Кто такой человек? не кажется ясным. В культурном плане битва за аборты бушует между «жизнью» и «выбором», и связанные с этим вопросы находятся в центре огненной бури. В этом коротком посте я изложу библейское основание ценности человеческой жизни и дам надежду тем, кто нарушил святость жизни.

Ответы на трудные вопросы об абортах сильно различаются в зависимости от того, верим ли мы, что этот мир создан Творцом или является просто продуктом космической катастрофы. Если мир был сотворен, то Бог, сотворивший его, является точкой отсчета того, как мы должны определять жизнь. И наоборот, если мир — просто случайная случайность, то человек — конечная точка отсчета. То, как мы определяем жизнь, определяет, как мы относимся к другим. Теолог Фрэнсис Шеффер предупреждал, что о каждом поколении будут судить по тому, «насколько гуманно люди относятся друг к другу» 9.0063 1 , и я бы сказал, что это предостережение включает в себя наше обращение с нерожденными.

Библия и ее схема жизни
Прогресс в науке и технике открыл многое о природе нерожденной жизни. Рассмотрим, например, как пренатальные УЗИ показали, что нерожденный ребенок — это нечто большее, чем просто «ткань матки». К сожалению, несмотря на такие технологические достижения, индивидуальные и общественные этические взгляды остаются более или менее неизменными.

Однако, несмотря на эти расхождения во взглядах, Библия открывает нам, что жизнь по своей сути не только уникальна, но и священна. Бог создал людей по своему образу (Бытие 1:26) и, что еще более важно, стремится установить с ними личные отношения (Иоанна 3:16–17). Хотя Библия не является учебником по эмбриологии, в ней подчеркивается, что Бог непосредственно вовлечен в процесс развития плода в утробе матери.

Обратите внимание на прекрасное изображение псалмопевцем нерожденной жизни в Псалме 139. Поэтическим и медитативным языком автор подробно описывает близкие и динамичные отношения (стих 15), которые Бог имеет с ним, особо указывая на его пренатальное существование. В толковании этого отрывка теологом Джоном Стоттом он использует три заголовка, которые подчеркивают жизнь нерожденного ребенка: сотворение, преемственность и общение. 2

В творении Бог, которого Стотт сравнивает с «умелым ремесленником», формирует человека. 3 Псалмопевец пишет: «Ты сотворил сокровенное мое существо; Ты соткал меня во чреве матери моей» (стих 13). Затем мы видим непрерывность в псалмопевце, использующем личные местоимения I и me для обозначения как своего пренатального, так и постнатального «я». Стотт отмечает, что псалмопевец «осознает отсутствие разрыва» между тем, кем он был до рождения, и тем, кем он был во взрослом возрасте. Он «осознает, что он один и тот же человек» от зачатия до взрослой жизни. 4 Наконец, мы видим причастие в том, как псалмопевец описывает свои близкие отношения с Богом — то самое, что делает его тем, кто он есть как личность, уникальным человеческим существом. В сущности, нас делает людьми не то, что мы знаем Бога, а то, что Он знает нас индивидуально, не то, что мы любим Бога, а то, что Он возлюбил нас еще до того, как сотворил нас во чреве (Иер. 1:5). 5

Оплакивая смерть, принимая прощение
Даже для тех, кто верит, что библейское описание жизни верно, личные нарушения святости жизни могут оставить человека безнадежно охваченным чувством вины. В нашем нынешнем моральном кризисе у нас есть выбор (иногда нам даже навязывают), который, если он будет сделан ответственно и добросовестно, может навсегда повлиять на будущие поколения. Одним из примеров, который приходит на ум, является обладатель премии «Грэмми» в области хип-хопа Лекрей Мур, который признался в том, что много лет назад выступал за уничтожение своего будущего ребенка. 6 Это история, наполненная глубокой виной, стыдом и сокрушением, но она также демонстрирует искреннее раскаяние и, как следствие, вселяет уверенность и надежду. Мур рассказывает свою грустную, но правдивую историю в треке «Хороший, плохой, уродливый» из альбома Anomaly (2014). Конец песни запомнился мне больше всего:

Так что я подвез ее в эту клинику

В тот день часть нас умерла вина и сожаление, как у Мура, стали обычным явлением. Однако он дает нам надежду, говоря, что его признание вины, раскаяния и стыда было не концом, а поворотным моментом и началом процесса исцеления для него.

Фонд ценности нерожденных
Некоторые утверждают, что признание Муром вины и раскаяния является продуктом суеверного убеждения, навязанного ему другими. Хотя это правда, что взгляды человека на аборт могут зависеть от мнения других, христианская вера обеспечивает прочную основу для ценности жизни и сожаления о том, что она была несправедливо отнята.

На самом деле, истина Божьего откровения о себе вращается вокруг Его творения, Слова и Сына, которые уходят своими корнями в историю. Чтобы понять святость человеческой жизни, особенно жизни нерожденных, нам нужно рассмотреть истину, открытую нам в Писании. Христианское понимание того, кем мы являемся как люди — даже нерожденные люди — неразрывно связано с тем, кто такой Бог. Наша уверенность в истине о Боге и о том, кто мы такие, должна побуждать нас ценить всю человеческую жизнь.

Надежда среди боли
С библейской точки зрения разделение, с которым мы сталкиваемся, на самом деле не между «жизнью» и «выбором». И не между «виновными» и «невиновными», потому что мы все виновны и отклонились от Божьего плана жизни. Между непрощенным и прощенным.

Некоторые из нас могут нести чувство вины, раскаяния и стыда из своего прошлого. Однако, если мы, подобно Муру, честны и искренни в признании своих неудач, нам доступно исцеление во Христе. Писание говорит, что Иисус, находясь на кресте, понес наши болезни и немощи и обеспечил полное исцеление для каждого из нас, включая прощение всех наших грехов (Матфея 8:17; 1 Петра 2:24).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *