ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | это… Что такое ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ?
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ — система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофиз-ма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (см. ЦЕННОСТЬ).
Общечеловеческие ценности и нравственность
Содержимое статьи отвечает на такие вопросы
Общечеловеческие ценности, общие понятия о нихПорядочный, достойный человек живёт по своим несокрушимым нравственным принципам, в основе которых общечеловеческие ценности.
Несокрушимым, потому что они у него существуют не в виде знания о правилах и ценностях морали, а в виде убеждений – в абсолютной уверенности, что именно ТАК должно быть, а ни как иначе.
Общечеловеческие ценности – это плод социальной жизни человека на протяжении его исторического развития, как свод ценностей человеческой жизни и правил жизни, исполнение которых позволяет человеку быть человеком.
По другим версиям, в религии – это Божие заповеди и установки людям, как подобает жить, в околонаучных кругах – правила жизни для людей, установленные более развитыми представителями внеземной жизни.
Нашему менталитету, более близки и понятны общечеловеческие ценности, которые были озвучены перед учениками – апостолами, Иисусом Христом в его заповедях.
Вернее, те общечеловеческие ценности, которые вложены людьми в уста Иисуса, ибо, нет числа только официально доказанным трактовкам и изменениям в «Заповедях Иисуса Христа».
Это лишь свидетельствует о том, что это действительно общечеловеческие ценности, ибо, они прошли проверку веками жизни нашей цивилизации и только уточнялись и шлифовались, оставаясь, в сути своей, неизменными.
Давайте, рассмотрим общечеловеческие ценности, опираясь на первоисточники.
Первоисточники, я говорю условно, потому что, мы, ныне, можем иметь и знать только уже исправленные неоднократно тексты и канонические тексты, которые, по сути, тоже являются более поздними трактовками первоисточников, так как нет возможности сделать аутентичный перевод с древних языков.
Более того, если их рассматривать не через призму религии и религиозной веры, мы должны под религиозной оболочкой увидеть эти общечеловеческие ценности. А что они именно там сокрыты, мы сейчас с вами убедимся.
Общечеловеческие ценности и нравственные принципы в Заповедях Иисуса Христа1. Главная ценность на Земле – это человек.
В религии: Ибо, человек – божие творение и в каждом часть бога – его духа, если в сердце человека живёт Бог. Любить бога – это любить человека – его творение, опекаемое им.
Иисус Христос (далее: И.Х.): Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и всем разумением твоим.
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
2. Относись к другому человеку с уважением, дружелюбием и почтением. Так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
И.Х.: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Эти две нравственные заповеди являются центральными, основными, и в устах Христа, и в системе нравственности любого высоконравственного человека. Ибо, все остальные ценности и правила морали базируются на их основе.
Далее, по сути, следует толкование, развитие и конкретизация основной ценности «Человек» и основного нравственного правила отношений между людьми – «Относись к другому, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Как вы сейчас увидите, в последующих заповедях показана и диалектика нравственных и безнравственных человеческих отношений, и система наказания за безнравственную жизнь.
Только, если в религии сделан упор на наказание, кару Божию, или, наоборот, на воздаяние за благочестие, то, очевидно, что, что верующему человеку, что неверующему, наказание одно – муки совести и несчастия за безнравственную жизнь.
Если верующий человек боится кары за безнравственность на том свете или после суда Божьего, то, неверующий, светский человек, знает или предполагает, что ему, за безнравственную жизнь, за неприверженность общечеловеческим ценностям, воздастся ещё на земле.
А, даже, если и не предполагает и не знает, ему всё равно воздастся, пусть в муках его немощного — в болезни, при смерти, в старости, сознания. Ибо, когда тело наестся «сладостей жизни», разум вынужден будет проснуться от спячки неправильной (неправедной) жизни.
Ибо, таковы законы не только нравственной или безнравственной жизни – Зло, в конечном счёте, не остаётся безнаказанным.
Таковы законы человеческой жизни, как таковой, ибо: жить по человечески – это жить нравственно или стремясь к этому. А жить безнравственно – это жить не по человечески.
А сия такая жизнь противоестественная для человека – неправильная. И, рано или поздно, ещё при жизни человека, – эта неправильность или проявит себя в бедах для безнравственного человека, или в осознании им этого, что ещё ужаснее. Ибо, как правило, уже ничего не исправишь.
И, очевидно, что поощрением – воздаянием от жизни, для неверующего и для верующего будет жизнь в ладу со своей совестью и осознание смысла, полезности своей жизни – осознание себя Человеком. Что, само по себе, является значительным благом.
Общечеловеческие ценности и принципы жизни человека3. Думай, прежде всего, о своей духовности, о себе как о человеке, а не о своём материальном и телесном благополучии.
И.Х.: Блаженны (счастливы) нищие (нуждающиеся) духом…
4. Горе не вечно, — оно приходящее и уходящее – человек должен понимать диалектику жизни, в которой всё «течёт и всё меняется».
И.Х.: Блаженны плачущие, ибо, они утешатся.
5. Человек не должен себя возвеличивать.
И.Х.: Блаженны кроткие…
6. Человек должен искать истину, правду в жизни.
И.Х.: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7. Человек должен быть добрым – милостивым.
И.Х.: Блаженны милостивые…
8. Человек должен быть честным и чистосердечным, непорочным.
И.Х.: Блаженны чистые сердцем…
9. Человек должен быть миролюбивым, не агрессивным к окружающим.
И.Х.: Блаженны миротворцы…
10. Человек должен быть готов пострадать за правду, за свои убеждения.
И.Х.: Блаженны изгнанные за правду… когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
11. Человек должен понимать, что, только соблюдение общечеловеческих ценностей, даёт ему надежду на достойную человека жизнь.
И.Х.: Радуйтесь и веселитесь, ибо, велика ваша награда на небесах…
Продолжение: Заповеди Иисуса Христа – свод нравственных правил человека
Ещё статьи по этой тематике:
Духовные ценности, их иерархия. Мораль и нравственность
Порядочность. Как исчезает порядочность, нравственность, достоинство?
Вежливость – скромность, тактичность, деликатность
7 смертных грехов – правила жизни не только для верующих
Порядочный мужчина. Мужское достоинство — это не член
Порядочная девушка, женщина — нравственный и достойный человек
Нравственная жизнь: вопросы и ответы
Мораль и нравственность – должен, обязан, но не буду
Нравственный человек в заповедях Нагорной проповеди Иисуса Христа
Универсальная мораль – культура и психология
Кажется, что некоторые из наиболее важных и фундаментальных моральных принципов универсальны для всех людей во всех культурах и не меняются с течением времени. Было обнаружено, что, начиная примерно с 10 лет, дети в большинстве культур приходят к убеждению в том, что мораль, основанная на причинении вреда, заключается в том, что причинение вреда другим, будь то физически или путем нарушения их прав, является неправильным (Helwig & Turiel, 2002). Некоторые исследования показывают, что развитие морали начинается гораздо раньше в развитии человека. Хэмлин и его коллеги использовали марионеточный нравоучительный спектакль в эксперименте с младенцами и малышами, который обнаружил, что дети предпочитают людей, которые помогают другим достичь цели (просоциальное поведение), и избегают людей, которые причиняют вред или мешают другим достигать цели. Уже в возрасте 3 месяцев люди оценивают поведение других и придают положительное значение полезному, кооперативному поведению (Hamlin et al., 2007; Hamlin & Wynn, 2011) и отрицательное значение вредному или эгоистичному поведению. Эти фундаментальные и универсальные принципы морали включают индивидуальные права, свободу, равенство, автономию и сотрудничество.
Теория, которая имеет наибольшую межкультурную эмпирическую поддержку, — это «Этапы морального развития» Кольберга, теория когнитивного развития, вдохновленная работами Пиаже. Нравственное развитие относится к изменениям в моральных убеждениях по мере того, как человек становится старше и достигает зрелости.
Согласно теории Кольберга, нравственность основана на концепции равенства и взаимности помощи, которую можно предсказать в определенном возрасте. Чтобы развить эту теорию, Кольберг ставил моральные дилеммы перед людьми всех возрастов; однако все они были белыми мужчинами из Соединенных Штатов. Одна из самых известных моральных дилемм Кольберга широко известна как дилемма Хайнца, и участников попросили решить, что следует делать Хайнцу.
В Европе женщина была на грани смерти от особого вида рака. Было одно лекарство, которое, по мнению доктора, могло ее спасти. Это была форма радия, которую недавно открыл аптекарь в том же городе. Изготовление лекарства было дорогим, но аптекарь брал в десять раз больше, чем стоило производство лекарства. Он заплатил 200 долларов за радий и 2000 долларов за небольшую дозу препарата. Муж больной женщины, Хайнц, ходил ко всем своим знакомым, чтобы занять деньги, но смог собрать только около 1000 долларов, что составляет половину его стоимости. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил его увидеть дешевле или позволить ему заплатить позже. Аптекарь сказал: «Нет, я открыл это лекарство и собираюсь зарабатывать на этом деньги». Итак, Хайнц отчаялся и ворвался в магазин мужчины, чтобы украсть наркотик для его жены. Это должен был сделать муж? (Кольберг, 1969, с. 379).
Поставив перед собой эту и другие моральные дилеммы, Колберг просмотрел ответы людей. Колберга не интересовало, ответили ли участники на дилемму «да» или «нет», его скорее интересовало обоснование их ответа. В зависимости от обоснования Кольберг помещал людей на разные стадии морального мышления. Кольберг выделил три основных уровня моральных рассуждений:
- Доконвенциональный
- Обычный
- Постконвенциональный
Каждый уровень связан со все более сложными этапами морального и когнитивного развития. Согласно Кольбергу, человек переходит от способности к доконвенциональной морали (до 9 лет) к способности к конвенциональной морали (ранний подростковый возраст) и к достижению постконвенциональной морали (после достижения формального операционального мышления), что только немногие полностью достигают.
Колберг размещал ответы, которые отражали рассуждения о том, что Хайнцу следует украсть лекарство, потому что жизнь его жены важнее, чем фармацевт, зарабатывающий деньги на высшей стадии. Ценность человеческой жизни важнее жадности аптекаря. Важно осознавать, что даже те люди, у которых есть самые изощренные постконвенциональные причины для некоторых решений, могут сделать другой выбор, чтобы избежать неприятностей (например, доконвенциональные причины).[Изображение предоставлено Noba Project]
Существует ли универсальная мораль?
Нет, универсальной морали не существует, и несколько удивительно, что в 21 веке до сих пор задаются этим вопросом. Опять же, это не значит, что все идет, а-ля моральный релятивизм. Конечно, многое зависит от того, что понимать под «универсальностью», так что давайте попробуем немного разобраться.
Во-первых, если под «всеобщей» мы подразумеваем, что мораль подобна законам физики, или математическим теоремам, или, может быть, законам логики, то забудьте об этом. Если оставить в стороне интересные дискуссии о природе математики и логики и о том, действительно ли их принципы универсальны или нет, мораль даже не находится на приблизительном уровне.
«Нравственность» происходит от латинского moralis , слова, которое Цицерон использовал для перевода греческого ethos . Латинское слово более правильно относится к привычкам и обычаям народа, тогда как греческое относится к идее характера. Итак, «мораль» касается характеров людей и того, как мы взаимодействуем друг с другом в обществе.
… этика связана с тем, как достичь гармоничных социальных взаимодействий, насколько это возможно для человека.
В самом деле, современная, особенно западная, светская концепция морали как связанной с универсальным кодексом поведения, с правильным и неправильным (обратите внимание на заглавные буквы) является недавним явлением, в основном восходящим к эпохе Просвещения и, в частности, к фигура Иммануила Канта. А это нехорошо, к сожалению.
Кант хотел поставить моральную философию на ту же прочную основу, которую Ньютон заложил для натурфилософии (то, что мы сегодня называем наукой, хотя в то время это была в основном физика). И он думал, что может сделать это только силой разума. Отвергая — справедливо — любое божественное вдохновение в этом вопросе, Кант пришел к тому, что он считал универсальной логикой морали, к своему знаменитому категорическому императиву: «Поступай только в соответствии с тем принципом, согласно которому ты можешь в то же время желать, чтобы он стал всеобщим». закон.» Кантовская деонтология (т. е. этика, основанная на долге) имеет множество специфических проблем, хорошо известных философам, но самая фундаментальная из них заключается в том, что моральная философия не имеет ничего общего с физикой. Или логика.
Скорее, древние греки и римляне были гораздо ближе к истине: этика связана с тем, как достичь максимально гармоничных социальных взаимодействий, насколько это возможно для человека, и это можно сделать множеством различных способов, вот почему Сократ однажды сказал, что то, что идет в Афинах, не идет в Спарте, и наоборот.
Однако это начинает подозрительно походить на моральный релятивизм, и все же очень немногие из древних подпадают под эту категорию (за исключением софистов, предшественников как современных юристов, так и радикальных постмодернистов…). Что спасло древнюю этику от релятивизма и что спасет нас более двух тысячелетий спустя, если мы перестанем слушать Канта (или Джона Стюарта Милля, или массу других современных философов-моралистов), так это существование человеческой природы.
Сократ, стоики, эпикурейцы, киники и ряд других греко-римских школ сходились в одном: люди — это особый тип животных, и эта особенность заключается главным образом в двух аспектах того, что значит быть человек: мы очень социальны и способны рассуждать.
Первый бит означает, что все мы глубоко взаимозависимы от других людей. Несмотря на модную, особенно в США, чепуху про «селфмейд-мужчин» (как правило, это мужчины), на самом деле такого понятия не существует. Без социальных связей и поддержки наша жизнь была бы, по известному выражению Томаса Гоббса, бедной, отвратительной, жестокой и короткой.
Кое-что, конечно, древние ошибались: они, особенно Аристотель, думали, что человеческая природа есть результат телеологического процесса, что все имеет свое предназначение, определяемое самой природой космоса. Мы в это больше не верим, не после Коперника и особенно Дарвина. Но мы знаем, что люди действительно являются особым продуктом сложных и непрерывных эволюционных процессов. Эти процессы не определяют человеческую сущность, но формируют статистический набор признаков, определяющих, что значит быть человеком.