Кто такой Леон Фестингер? Его открытия в психологии | Меняй реальность | Психология
Сегодня многие вещи в жизни, социуме и психологии кажутся человечеству естественными. Люди могут находить общий язык, самостоятельно решать психологические проблемы и менять свою жизнь, несмотря на общественные установки. Но буквально 100 лет назад это считалось фантастикой. А стало реальностью благодаря трудам Леона Фестингера.
Биография
Леон Фестингер — знаменитый ученый, практик, психолог-исследователь, создавший ряд научных трудов. Именно они продвинули такие науки как социология и психология на много ступеней вперед по сравнению со своим временем.
Семья Леона Фестингера переехала в США после Первой Мировой войны. Мальчик рос умным и талантливым, интересовался науками. В том числе ещё в раннем возрасте прочел «Гипноз и внушаемость» Кларка Халла. Эта книга и заинтересовала будущего ученого, приведя в психологию. После успешного окончания колледжа и университета занялся исследованиями психологии поведения человека в обществе, динамическими процессами, особенностями восприятия и истоками мотивации личности.
Вклад в науку
Леон Фестингер известен как создатель теории когнитивного диссонанса. А также исследовал метод социального сравнения. Он применял настоящие научные эксперименты в психологии и своих социологических исследованиях.
Так, например, обратился к явлению землетрясения в Индии и исследовал поведение и страхи людей. А также изучал поведение группы, проповедующей определенный культ. Его логические доводы и убеждения, работа с людьми помогали не только психологически. Они дали широкое поле для деятельности самого Фестингера. Так он сделал важные для социологии и психологии открытия. На базе их работает современная академическая наука и практики в области психологии, социологии, менеджмента, управления и т.д.
Когнитивный диссонанс
Изучив поведение огромного количества жителей Индии после землетрясения, Леон Фестингер выяснил, что люди склонны подкреплять свои страхи, сомнения и убеждения любыми слухами и информацией, которая соответствует им. Но если дать человеку достаточно убедительное доказательство того, что его опасения беспочвенны, а убеждения не имеют под собой почвы, возникает когнитивный диссонанс.
Личность теряется, когда в голове сталкиваются противоречащие друг другу убеждения. И диссонанс этот силен до тех пор, пока новая установка не пересилит старую. Это, например, объясняет сложности при ломке установок и ограничивающих вредных убеждений на начальных сеансах психотерапии. При этом внутри человек чувствует дискомфорт.
За разработку своей теории и огромный вклад в науку, который остается актуальным до сих пор, ученый получил премию Ассоциации психологов США.
Социальное сравнение
Сейчас активна установка на то, чтобы люди не сравнивали себя с другими, ведь это шаг в никуда. Но оказывается, что такое сравнение обусловлено именно тем, что мы живем в социуме. А значит, давно стало естественным и органичным для поведенческих паттернов людей.
При этом человек оценивает свои идеи, достижения, убеждения, сравнивая их с достижениями, талантами, мировоззрением окружающих. Итог сравнения — нахождение общего и отличий, понимание своего места и роли в социуме для обеспечения безопасности.
Когда человек находит много общего, ему комфортно. Ведь он считает себя органичной частичкой социума. А еще личные связи, дружба, взаимоотношения складываются, как правило, с теми, кто наиболее близок по результатам такого сравнения.
Если же человек видит много противоречий, то различия между собой и окружающими старается сгладить разными способами. Чаще всего из них используются два:
1. Человек стирает свою непохожесть на других, аутентичность и старается подстроиться.
2. В большей степени не экологичен по отношению к окружающим. В этом случае личность начинает навязывать кардинально отличающемуся от него собеседнику свои установки, ценности насильно.
Понимая это, человек может более эффективно выстраивать личные и рабочие отношения, противостоять манипуляциям и сам вести себя более экологично по отношению к окружающим. Понять истинные глубинные истоки своих действий.
Как видно, психология, как наука, непрерывно развивается. Но она в то же время и базируется на неких фундаментальных основах, которые важно понимать каждому. Это даст лучшее знание и принятие себя, своих качеств и внутренних ощущений. Позволит работать с подсознанием и делать выбор, выстраивать свое настоящее более сознательно.
психологиякогнитивныйдиссонанссоциальноесравнение
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Кто из выдающихся ученых работал над теорией когнитивного диссонанса? В чем заключаются основные постулаты данной теории?
Валерьян10062
Психология
Александра10063
Психология
Автором данной теории является известный американский психолог Леон Фестингер.
Мария10064
Психология
Теория когнитивного диссонанса была предложена американским ученым Л. Фестингером, жившим и работавшим в США в прошлом веке. Автор утверждает, что в основе положительных эмоциональных переживаний человека лежит подтверждение его ожиданий от результатов деятельности, а когнитивные проявления появляются в случае, если между действительным и ожидаемым результатом имеются несоответствия, расхождения – диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса ощущается как дискомфорт, от которого человек стремится побыстрее избавиться. Л.Фестингер видел два выхода из сложившейся ситуации: · изменение когнитивных ожиданий под реально имеющийся результат; · получение нового результата, который будет согласовываться с имеющимися ожиданиями. С точки зрения теории когнитивного диссонанса в качестве основного мотива поступков рассматриваются эмоции, которым придается значительно более важная роль, чем имеющим место органическим изменениям. Сейчас в качестве эмоциогенных факторов признаются также сознательные оценки ситуации, даваемые человеком. Считается, что они имеют непосредственное влияние на характер эмоционального переживания.
Леон Фестингер | Биография и факты
- Год рождения:
- 8 мая 1919 г. Нью-Йорк Нью-Йорк
- Умер:
- 11 февраля 1989 г. (69 лет) Нью-Йорк Нью-Йорк
- Предметы изучения:
- когнитивный диссонанс когнитивная психология коллективное поведение человеческое поведение мысль
Просмотреть весь связанный контент →
Leon Festinger , (родился 8 мая 1919 года, Бруклин, Нью-Йорк, США — умер 11 февраля 1989 года, Нью-Йорк), американский когнитивный психолог, наиболее известный своей теорией когнитивного диссонанса, согласно которому несоответствие между мыслями или между мыслями и действиями приводит к дискомфорту (диссонансу), который мотивирует изменения в мыслях или поведении. Фестингер также внес важный вклад в изучение группового поведения, самооценки и изменения отношения.
Образование
Фестингер получил степень бакалавра гуманитарных наук. получил степень доктора психологии в Городском колледже Нью-Йорка в 1939 году. Затем он поступил в Университет Айовы, где учился у немецкого социального психолога Курта Левина и получил степень доктора философии. в 1942 году. Год спустя он перешел в Рочестерский университет, чтобы работать статистиком в комитете Национального исследовательского совета по отбору и обучению пилотов самолетов. Он оставался там до конца Второй мировой войны.
Социальное давление в неформальных группах
В 1945 году Фестингер стал доцентом Исследовательского центра групповой динамики, который тогда возглавлял Левин, в Массачусетском технологическом институте (MIT). Центр был привержен применению психологических концепций и методов для решения социальных проблем и привлек многих талантливых студентов, в том числе Стэнли Шахтера и Гарольда Келли.
Важный ранний исследовательский проект был основан на опросах жителей семейных студенческих общежитий. Исследование зафиксировало хрестоматийный феномен: чем физически ближе были люди (даже всего на несколько ярдов), тем чаще возникала дружба. Сходство в установках также имело решающее значение: установки жителей, как правило, сходились, но жители, придерживавшиеся девиантных установок, скорее всего, были социально изолированы.
Одна из центральных идей Фестингера в то время заключалась в том, что члены группы приобрели схожие убеждения и мнения из-за социального давления в сторону единообразия или приспособления. В своей теории неформального общения он предположил, что люди подвержены социальному давлению, когда их привлекает группа. . Такое притяжение происходит потому, что некоторые цели могут быть успешно достигнуты только при сотрудничестве других, или потому что группы обеспечивают подтверждение социальной реальности, что необходимо, потому что некоторые мнения и убеждения не могут быть проверены напрямую или объективно (например, «Должен ли аборт быть законным?»; «Кто величайший бейсболист всех времен?»).
Предполагая, что людей привлекает определенная группа, они могут стремиться к групповому единообразию или согласию, пытаясь изменить мнение других людей (общение), изменяя свои собственные взгляды, чтобы они соответствовали взглядам других членов группы (изменение мнения), или отвергая расходящиеся другие как соответствующие ссылки (отказ). Такое давление должно быть больше в привлекательных группах и усиливаться по мере того, как проблема становится более актуальной для целей группы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Для проверки теории Фестингер и его ученики провели серию лабораторных экспериментов. Группы (или клубы) формировались из ранее незнакомых лиц, которым предлагалось обсудить различные вопросы. Такими факторами, как типы целей, потребность в социальной реальности, привлекательность, актуальность проблемы и т. д., манипулировали. В некоторых экспериментах сообщники изображали из себя испытуемых и играли по сценарию роли членов группы с отклоняющимися или совпадающими мнениями.
Хотя прецеденты для этой амбициозной исследовательской программы существовали в более ранних работах Левина и социального психолога турецкого происхождения Музафера Шерифа, Фестингер возвеличил роль экспериментатора как драматурга и режиссера.Для своей диссертации Шахтер под руководством Фестингера поместил сообщников в группы. Один с самого начала принял точку зрения большинства (т. ») придерживался противоположного мнения. Наблюдатели кодировали поведение группы при обсуждении. Реальные испытуемые пытались убедить других участников дискуссии. Этот режим был легко принят, как и ползунок после принятия мнения большинства. Первоначально большая часть общения была направлена на девианта, но общение прекратилось, когда девианта оказалось невозможно убедить, и девиант был назначен на самые нежелательные клубные задания. В соответствии с теорией групповые цели или социальная реальность достигались путем стремления к групповому консенсусу, давление с целью достижения единообразия проявлялось через различные поведенческие пути, а отклонения отклонялись.
Этот эксперимент отражает несколько особенностей исследований Фестингера. Фестингер понял, что прогресс в любой науке требует методов, соответствующих этой области. Соответственно, социальная психология нуждалась в собственном экспериментальном подходе. Следуя примеру Левина, он задумал новую методологию как своего рода экспериментальный театр с прикрытиями, сообщниками и обманом, чтобы контролировать искажающие факторы и создавать ситуацию, которая воспринималась субъектом как психологически значимая.
Теория социального сравнения
После смерти Левина в 1947 году Исследовательский центр групповой динамики с большей частью оставшихся преподавателей перешел в Мичиганский университет. В 1951 году Фестингер перешел на штатную должность в Миннесотский университет, где Шахтер уже работал на факультете.
В Университете Миннесоты Фестингер разработал теорию социального сравнения, свой второй крупный вклад в социальную психологию. Теория неформальной социальной коммуникации была о власти группы над личностью. Напротив, теория социального сравнения подчеркивала, как люди оценивают свои собственные мнения и способности по сравнению с другими.
Теория социального сравнения постулирует, что люди оценивают свои способности и мнения, сравнивая их с мнениями других, когда невозможно проверить их напрямую. Сравнение ведет к стремлению к единообразию (т. е. к сходству), но тенденция к сравнению прекратится, если другие будут слишком отличаться по измерениям, связанным с рассматриваемой способностью или мнением. Что касается мнений, то согласие с другими, которые, по-видимому, также заинтересованы в том, чтобы придерживаться правильных взглядов, как правило, заставляет людей чувствовать себя более уверенно. Что касается способностей, то наблюдение за теми, кто обладает схожими способностями, позволяет людям узнать, на какие действия они способны.
Теория социального сравнения также признает отличительную черту способностей. Люди хотят быть немного лучше, чем все остальные, потому что стремление быть лучше или совершенствоваться придается особое значение западным культурам. Это означает, что в западных культурах полное согласие во мнениях может быть удовлетворительным для всех, но не будет полностью равных способностей — подразумевая, что «состояние социального покоя никогда не достигается», как выразился Фестингер.
Когнитивный диссонанс и исследование Фестингера и Карлсмита
Исследование Фестингера и Карлсмита
У каждого человека есть свой собственный способ оценки себя, и обычно это делается путем сравнения себя с другими. Это проявляется в явлении, называемом когнитивным диссонансом. Это дополнительно объясняется в исследовании Леона Фестингера и Джеймса Карлсмита в 1954 году.0070
Когнитивный диссонанс — одна из форм социального сравнения. Теория социального сравнения была первоначально предложена Леоном Фестингером в 1954 году. По словам социального психолога, теория социального сравнения — это идея о том, что у людей есть стремление искать внешние образы, чтобы оценить свои собственные мнения и способности. Указанные образы могут быть отсылкой к физической реальности или сравнением с другими людьми.
В процессе люди рассматривают изображения, изображаемые другими, как нечто доступное и реалистичное, а затем сравнивают себя, других и идеализированные образы.
Вообще говоря, теория социального сравнения объясняет, как люди оценивают свое мнение и желания, сравнивая себя с другими.
Образец
Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит провели исследование когнитивного диссонанса, изучая когнитивные последствия принудительного подчинения. В ходе исследования студентов бакалавриата кафедры вводной психологии Стэнфордского университета попросили принять участие в серии экспериментов.
Им объяснили, что отдел психологии проводит исследование, и поэтому они обязаны участвовать в экспериментах. Им сказали, что исследование направлено на оценку этих экспериментов, чтобы помочь им улучшить их в будущем. Студенты будут опрошены после участия в эксперименте, и им было предложено быть полностью честными в этих интервью.
Участниками стали 71 студент мужского пола.
Методология
71 испытуемый был проинформирован о том, что эксперимент сосредоточен на «Показателях производительности». Участников попросили выполнить ряд монотонных задач, которые должны были быть скучными и бессмысленными. В частности, испытуемых просили надевать, а затем снимать катушки с помощью только одной руки в течение получаса, а затем в течение следующих получаса поворачивать квадратные колышки по часовой стрелке на четверть оборота, а затем начинать все сначала, как только весь цикл завершен для всех 48 квадратных колышков.
Субъекты были разделены на две группы, A и B, причем группа A не была проинформирована о задачах, которые они будут выполнять, а группа B была представлена. Группу Б представил экспериментатор, представив задачи в интересной и приятной форме.
После выполнения заданий каждый из испытуемых был опрошен относительно того, насколько ему понравились задания. Затем Фестингер и Карлсмит исследовали, существуют ли убедительные доказательства когнитивного диссонанса, когда скучные задачи воспринимались как приятные.
Некоторых испытуемых поблагодарили и отпустили после того, как другой экспериментатор побеседовал с ними о том, как можно улучшить представление скучных заданий для будущих целей. Указанная группа служила контрольной группой эксперимента.
Остальных испытуемых попросили занять место экспериментатора, если они захотят. Их работа состоит в том, чтобы дать следующей группе участников восхитительное представление о задачах, которые они выполняли ранее. Половине из них предложили 1 доллар за выполнение работы, а другой половине — 20 долларов.
Затем испытуемых снова опрашивали и просили оценить четыре различные области эксперимента. Первая область заключается в том, были ли задачи интересными и приятными в целом. Субъекты оценивали это по шкале от минус 5 до плюс 5 (от -5 до +5).
Вторая область — дал ли эксперимент участнику возможность раскрыть свои собственные навыки, используя шкалу от 0 до 10. Третья спрашивает, считает ли этот субъект важным занятие, снова используя шкалу от 0 до 10. И, наконец, , участников спросили, захотят ли они снова участвовать в будущем в подобном исследовании, используя шкалу от -5 до +5.
Результаты
Как и в любом другом исследовании, некоторые ответы считаются недействительными. В эксперименте Фестингера и Карлсмита 11 из 71 ответа были сочтены недействительными по нескольким причинам.
Среди платных участников у 5 были подозрения на получение оплаты за указанное задание. Это заставило их задаться вопросом, какова настоящая цель исследования. Помимо этих 5 исключений, еще 2 платных участника сказали девушке правду о том, что задания, которые она будет выполнять, скучны и неинтересны, и что им просто платят за то, чтобы они говорили обратное. Трое других участников отклонили предложение, а еще один, хотя он дал девушке положительный инструктаж, впоследствии попросил ее номер телефона, чтобы, по его словам, он мог объяснить ей, в чем заключается исследование.
Если исключить эти 11 ответов, оставшиеся 60 ответов будут следующими:
Вопрос на собеседовании | Экспериментальное состояние | |||||||||||||||
Контроль (N=20) | Twenty
Насколько понравились задания (оценка от -5 до +5) | -0,45 | +1,35 | -0,05 |
---|---|---|---|
Насколько они узнали (оценка от 0 до 1) | 3. 08 | 2.80 | 3.15 |
Scientific importance (rated from 0 to 10) | 5.60 | 6.45 | 5.18 |
Participate in similar exp. (от -5 до +5) | -0,62 | +1,20 | -0,25 |
Один из вопросов, на который стремились ответить Фестингер и Карлсмит, заключался в том, насколько приятными были задания. для участников. Результаты эксперимента показали, что, несмотря на то, что задания действительно были скучными и неинтересными, неоплачиваемая контрольная группа оценила активность на 0,45 (-0,45) отрицательно. Те, кому заплатили 1 доллар, оценили активность на положительный 1,35 (+1,35), а те, кому заплатили 20 долларов, дали отрицательную оценку 0,5 (-0,5). Результаты, по мнению исследователей, отображают феномен когнитивного диссонанса.
Согласно Фестингеру и Карлсмиту, участники испытали диссонанс между конфликтующими представлениями о том, что конкретная задача интересна, когда на самом деле они находили ее довольно неинтересной и скучной. Те, кому заплатили 1 доллар, были вынуждены рационализировать свои собственные суждения и убедить себя, что то, что они делают, доставляет удовольствие, потому что у них не было другого оправдания. С другой стороны, те, кому заплатили 20 долларов, по-видимому, использовали деньги в качестве основного оправдания для выполнения своей задачи.
Исследователи также пришли к выводу, с помощью указанных результатов, что с 1 долларом участники не нашли существенного оправдания, таким образом, возникновения когнитивного диссонанса. Когда их попросили солгать о том, как они на самом деле относятся к заданию, они заставили себя почувствовать то, что их заставили чувствовать и выражать. Этот гипотетический стресс приводит к тому, что субъект внутренне верит, что деятельность действительно интересна и доставляет удовольствие.
Заключение
В заключение, люди, которых убеждают солгать без достаточного обоснования, будут выполнять задачу, убеждая себя в лжи, а не говоря ложь.