Удивления эмоция – Удивление — эмоция

Удивление — эмоция


     Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.
     Удивление вызывается как неожиданным событием, так и событием, которое можно назвать псевдонеожиданным. Представьте ситуацию, когда жена появляется в офисе мужа. Если она регулярно приходит в это время, чтобы принести мужу обед, то он не испытает удивления — ее появление в офисе не будет ни неожиданным, ни ошибочно ожидаемым. Если жена редко заходит в офис и секретарша, увидев ее, сообщает: «Я вижу на улице вашу жену», то приход супруги не вызовет у мужа удивления, потому что в этом случае у него останется время, чтобы поразмышлять об этом нетипичном событии и его причинах. Но если жена входит в офис без предварительного оповещения и ее появление воспринимается как нечто необычное, то это событие оказывается
неожиданным
сюрпризом — необычным событием, которое не предвиделось. Оно называется неожиданным, а не псевдонеожиданным, потому что в этот момент испытывающий удивление человек не ожидает ничего подобного. Теперь предположим, что вместо продавца кофе вразнос, который всегда приходит в офис в одно и то же время и всегда стучит в дверь особым образом, в офисе появляется жена. Такое событие является псевдонеожиданным сюрпризом. Здесь возникает специфическое предчувствие чего–то другого, что должно произойти в данный момент. В случае псевдонеожиданного сюрприза событию не нужно быть действительно неожиданным, чтобы оказаться удивительным; именно контраст с тем, что ожидалось в данный момент, и составляет предмет удивления. Если в тот момент, когда ожидается появление продавца кофе, в офис входит секретарша, это тоже может вызвать удивление, возможно, незначительное. Если же событие, противоположное ожидавшемуся, оказывается еще и неожиданным, то удивление будет еще большим. Появление жены в данный момент покажется более удивительным, чем появление секретарши.
     Удивительным может быть практически все, что угодно, при условии, что оно оказывается либо неожиданным, либо ошибочно ожидавшимся. Удивительными могут быть взгляд, звук, запах, вкус или прикосновение. Когда человек откусывает кусок пирога, начинка которого выглядит как шоколадный крем, то вкус начинки из свинины и грибов может стать для него сюрпризом. Такой вкус оказался для него псевдонеожиданным. Но удивление вызывают не только физические ощущения. Непредвиденные или ошибочно предвиденные идеи, замечание или предположение другого человека также могут оказаться удивительными. Такими же могут оказаться и ваши собственные мысли или чувства. Цель многих детективных романов состоит не в том, чтобы просто вызвать у читателя чувство страха (это задача произведений, описывающих всевозможные ужасы), но также и удивить его неожиданной развязкой. К примеру, в основе многих анекдотов лежат ошибочные ожидания людей, и потому анекдоты производят эффект. Степень вашего удовольствия от услышанного анекдота будет зависеть от того, насколько вас заинтригует сюжет и удивит финал.
     Если у вас есть время, чтобы правильно предвидеть событие, то тогда вы не испытаете удивления. Вернемся к нашему примеру: если муж мог бы увидеть свою жену, подходящую к офису, то он испытал бы удивление в тот момент, когда заметил ее на улице, но ко времени, когда она постучала бы в его дверь, от удивления не осталось бы и следа. Он не испытал бы удивления, если бы знал, что его жена собирается пройтись по магазинам, расположенным вблизи офиса. Удивление сохраняется только до тех пор, пока вы не оцените то, что произошло. Как только вы определите природу удивившего вас события, вы перестаете удивляться. Обычно имеется готовое объяснение: «Я пошла по магазинам, но у меня кончились деньги; я решила зайти за ними к тебе, встретила по дороге продавца кофе и принесла тебе стакан кофе сама». Если событие с трудом поддается объяснению, то период удивления растягивается; вы можете почувствовать себя сбитым с толку, испуганным или решить, что вас мистифицируют. Предположим, что женщину приветствует на пороге дома ее муж, который, как она думала, был убит на войне. Женщина испытывает удивление. Но оно исчезает, когда мужчина объясняет: «Я брат–близнец твоего мужа» или: «Я по ошибке попал в список убитых, а после ранения долго страдал амнезией». Если интерпретация события оказывается еще более невероятной, чем само событие, то эта женщина может испытать удивление снова, испугаться или решить, что ее мистифицируют, например, если мужчина скажет: «Я дух твоего мужа. Я пришел, чтобы поговорить с тобой».
     Как только неожиданное или псевдонеожиданное событие вами оценено, происходит быстрый переход от удивления в другое эмоциональное состояние. «Я приятно удивлен», — говорите вы, не понимая, что удивление само по себе является нейтральным в гедонистическом смысле. Скорее именно следующая эмоция придает позитивный или негативный тон вашему опыту в зависимости от природы исходного события. Удивление превращается в удовольствие или радость, если событие приносит или обещает принести вам то, что вам приятно. Отвращение возникает вслед за пагубным или неприятным событием. Если событие провоцирует агрессию, то удивление перерастает в гнев. А если событие таит в себе угрозу, которую вы не в состоянии ослабить, то вы испытываете страх. Страх является наиболее типичным следствием удивления, возможно потому, что неожиданные события часто бывают опасными и многие люди ассоциируют с опасностью любое неожиданное событие. Далее мы покажем, как люди могут путать страх с удивлением из–за сходства проявления этих эмоций на лице.
     Поскольку удивление является кратковременным и ему на смену быстро приходит другая эмоция, то лицо часто отображает смесь удивления с последующей эмоцией. Подобным образом, если человек уже испытывает какую–то эмоцию, когда происходит удивительное событие, то на его лице отображается сочетание этой эмоции с удивлением. Проницательный наблюдатель, обращающий внимание на мимолетные выражения лица, может уловить чистое выражение удивления. Однако большинству из нас более знакомы внешние проявления удивления в сочетании с элементами второй эмоции. Так, широко открытые от удивления глаза могут оставаться в таком положении в течение какого–то мгновения, пока усмешка распространяется по нижней части лица. Или же брови могут от удивления моментально подниматься вверх, а оттянутые назад уголки рта будут придавать лицу выражение страха. В исследовании эмоции страха мы покажем, как одновременно отражаются на лице страх и удивление; далее мы покажем смешанные выражения удивления и отвращения, удивления и гнева и удивления и радости.
     Удивление по степени интенсивности может проявляться от слабого до предельного — в зависимости от вызвавшего его события. Неожиданное появление жены в офисе мужа, по–видимому, окажется менее удивительным, чем появление старого друга детства, связь с которым прервалась много лет назад. Реакция испуга рассматривается как предельная форма удивления, но она имеет специфические характеристики, отличающие ее от удивления. Испуг проявляется на лице иначе, чем удивление. Глаза на мгновение закрываются, голова откидывается назад, губы втягиваются и человек «вздрагивает». Внезапное сильное изменение стимулирования, лучше всего иллюстрируемое звуком выстрела из ружья или визгом тормозов, вызывает реакцию испуга. В отличие от удивления, когда правильное предвидение события предотвращает получение опыта, реакция испуга может быть вызвана событием, которого вы ожидаете. Последовательные громкие звуки выстрелов не перестают вызывать реакцию испуга, хотя само это чувство и его проявление ослабевают. В отличие от опыта удивления, который не является ни приятным, ни неприятным, опыт испуга обычно оказывается неприятным. Никто не любит испытывать испуг. Иногда люди говорят об испуге, вызванном чьими–то идеями или словами, но эти утверждения следует воспринимать скорее как обороты разговорной речи. Неясно, может ли человек действительно быть испуган чем–нибудь, кроме внезапного громкого звука, зрелища или прикосновения. Вы можете быть крайне удивлены чьими–то словами, продемонстрировать выражение крайнего удивления на лице и описать произошедшее как вызвавшее у вас испуг. Таким образом, термин «испуг» используется для описания реакции предельного удивления, а также для реакции, родственной удивлению, но отличной от него. Реакция испуга также тесно связана со страхом, и в следующей части мы рассмотрим различие между страхом и удивлением, а также продолжим объяснение связи между испугом и удивлением, страхом.
     Опыт переживания каждой из эмоций, которые мы будем обсуждать, может доставлять удовольствие. Понятно, что радость — это приятная эмоция, но удивление, страх, гнев, отвращение и даже печаль также могут быть приятными, хотя очевидно, что обычно они таковыми не являются. Есть люди, которые редко получают наслаждение, испытывая радость, а вместо этого ощущают чувство вины или стыда за получаемые ими удовольствия. Наслаждение эмоциями или неспособность наслаждаться ими, возможно, является результатом воспитания, но о том, как достигается этот результат, известно очень мало.
     Разумеется, есть люди, которые любят испытывать удивление. Удивительная вечеринка, удивительный подарок, удивительная встреча доставляют им удовольствие. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы чаще иметь возможность испытывать удивление, ищут нового. В предельном варианте человек, «зависимый» от удивления, наслаждающийся испытываемым удивлением больше, чем любыми другими эмоциями, оказывается вынужденным отказаться от планирования своей жизни — он стремится настолько ее дезорганизовать, чтобы способность предвидеть события не лишала его возможности испытывать удивление.
     Но есть и другие люди, которые не любят испытывать удивление. Они говорят вам: «Пожалуйста, никогда не делайте мне сюрпризов», даже если сюрпризы могут оказаться для них приятными. Они не хотят подвергаться неожиданностям. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы сократить в ней появление всего нового и избежать ситуаций, в которых они не будут знать, какое событие окажется следующим. В предельном варианте человек, не выносящий сюрпризов, занимается ненормально подробным планированием и учетом всех возможных событий, он никогда не признает ничего неожиданного, если не может сделать это неожиданное предсказуемым. Представьте себе ученого, который боится удивляться: такой ученый способен лишь подтверждать или опровергать гипотезы, но он никогда не сможет открыть ничего неожиданного.

Как выглядит удивление

     Для демонстрации типичных выражений лица нами используются фотографии двух людей, Патрисии и Джона. В Приложении I описывается, какие задачи мы перед собой ставили, делая эти фотографии, как они были получены и кто эти люди.
     Каждая из трех частей лица, выражающего удивление, имеет свои внешние характерные особенности. Брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы.

Брови


     Брови изгибаются и приподнимаются. На рис. 1 (сверху) вы видите удивленные брови Патрисии (В) и ее брови в нормальном или нейтральном состоянии (А). Кожа под поднятыми бровями растягивается и становится более заметной, чем обычно (стрелка 1). Поднятие бровей приводит к появлению длинных горизонтальных морщин на лбу (стрелка 2). Эти морщины появляются не у каждого. Их нет у большинства маленьких детей, даже когда брови находятся в приподнятом положении, а также иногда отсутствуют и у взрослых. Некоторые люди имеют горизонтальные морщины — бороздки, постоянно присутствующие на коже лица, — даже при неподвижности бровей, но обычно такие морщины появляются в среднем возрасте. Если эти постоянные морщины имеются на нейтральном лице, то они становятся еще глубже и заметнее, когда брови удивленно приподнимаются вверх.
     Хотя у человека, испытывающего удивление, обычно не только приподнимаются брови, но и широко раскрываются глаза и опускается челюсть, поднятые брови можно наблюдать и на нейтральном лице. В таких случаях выражение лица больше не отражает эмоцию; оно приобретает другие значения, причем некоторые из них могут иметь отношение к удивлению. На рис. 1 (снизу) вы видите удивленные брови на нейтральном лице (В) и абсолютно нейтральное лицо (А). Когда брови удерживаются в приподнятом положении в течение нескольких секунд, то это выражение лица становится эмблемой сомнения или вопроса. Часто так поступает человек, слушая, что говорит ему кто–то другой; таким образом он без слов выражает вопрос или сомнение в том, что ему говорят. Вопрос или сомнение могут быть серьезными или нет; часто такая эмблема выражает ироническое сомнение, скептицизм или удивление слушателя по поводу сказанных слов. Если это дополняется движением головой в сторону или назад, мы наблюдаем немое восклицание. Если же удивленно приподнятые брови дополняет искривленный в гримасе отвращения рот, то эмблема приобретает несколько иное значение — скептического неверия или же, если человек начинает покачивать головой взад и вперед, — недоверчивого немого восклицания.
     На рис. 1 раскрывается что–то еще, имеющее очень важное значение при рассмотрении выражений лица. Патрисия, по–видимому, выражает сомнение на всем своем лице, но эта фотография является составной. Поднятые брови — это только часть измененного ранее нейтрального лица, показанного на левой фотографии. Если вы закроете ее брови рукой, то убедитесь в этом сами. Несмотря на существование многих выражений лица, изменение только в одной области создает впечатление, что остальные черты лица также изменились.
     Если удивленные брови удерживаются в приподнятом состоянии очень ненадолго, это может свидетельствовать о других значениях. Если поднятие бровей сопровождается наклоном головы или легким движением головы вверх и вниз, то мы наблюдаем эмблему приветствия, называемую вскидыванием бровей; такая эмблема, встречающаяся в Меланезии, была названа одним исследователем универсальной. Быстрое вскидывание бровей может также использоваться как разговорный «знак препинания». Когда человек что–то говорит, он может быстро поднимать и опускать брови, чтобы акцентировать внимание на конкретном слове или фразе. Выражения лица акцентируют внимание на произносимых словах подобно тому, как это делает курсив в напечатанном тексте. Другие движения бровей и движения прочих частей лица также используются как «знаки препинания», о чем мы обязательно поговорим позже.

Глаза


Рисунок 2      На лице, выражающем удивление, глаза широко открыты, нижние веки расслаблены, а верхние веки приподняты. На рис. 2 (слева) у Патрисии и Джона удивленно раскрытые глаза; для сравнения в правой части рисунка показаны их глаза при нейтральном выражении лица. Отметьте, что в состоянии удивления узкие полоски белков глаз — склеры — становятся видны между верхним веком и радужной оболочкой (окрашенной центральной частью глаза). Склера может также быть видна и ниже радужной оболочки, но это зависит от того, насколько глубоко посажены глаза, и опущена ли нижняя челюсть достаточно низко, чтобы натянуть кожу под глазами. Таким образом, когда вы видите белок ниже радужной оболочки глаза, это не является таким же надежным индикатором удивления, как появление склеры между верхним веком и радужной оболочкой.
     Обычно удивленные глаза дополняются удивленными бровями, удивленным ртом или тем и другим одновременно, но иногда они появляются сами по себе. Когда верхние веки приподнимаются, показывая склеру при отсутствии соответствующих изменений положений бровей и рта, то это движение почти всегда оказывается кратковременным и длится малые доли секунды. Такие раскрытые глаза могут служить отражением мгновенно возникшего интереса либо дополнением или заменой, например, такому слову как «Здорово!» Широко раскрытые глаза могут также использоваться как разговорные «знаки пунктуации», акцентирующие внимание на конкретном прозвучавшем слове.

Нижняя часть лица

     В момент удивления нижняя челюсть опускается, в результате чего разжимаются зубы и размыкаются губы. На рис. 3 показано, что приоткрытый от удивления рот расслаблен, а не напряжен; губы не сомкнуты и не оттянуты назад. Вместо этого рот выглядит так, будто он раскрылся естественным образом. Рот может быть приоткрыт лишь слегка, умеренно приоткрыт, как это показано на рис. 3, или раскрыт более широко, и эта степень раскрытия зависит от того, насколько сильным оказывается удивление. Мы приведем пример таких вариаций ниже.
     Челюсть может опускаться без каких–то движений остальных элементов лица. На рис. 3 показано лицо, на котором удивление отражается только в нижней его части в виде опущенной челюсти, а для сравнения показано то же лицо в нейтральном состоянии. Смысл опускания челюсти состоит в том, чтобы выразить ошеломление. Опускание челюсти могло бы произойти, если бы Патрисия действительно была чем–то ошеломлена; оно может служить эмблемой, если Патрисия захочет заявить, что она была ошеломлена в какой–то момент в прошлом; или оно может использоваться для придания лицу притворного выражения, когда она захочет разыграть ошеломление. Рисунки 3 и 1 показывают, как изменение одной части лица приводит к полному изменению выражения всего лица. Взгляните на область глаз на рис. 3В: кажется, что выражается чуть больше удивления, чем на рис. 8А. Но это также составная фотография; если вы закроете своей рукой области рта на обоих изображениях, то увидите, что глаза и брови — лоб на обеих фотографиях одинаковы.

От легкого удивления к крайнему


     Испытываемое удивление различается по своей интенсивности, и лицо отражает эти вариации. Хотя при этом наблюдаются незначительные изменения бровей (немного приподнимаются) и глаз (расширяются и открываются чуть шире), главным индикатором интенсивности удивления является нижняя часть лица. На рис. 4А показано легкое удивление, а на рис. 4В — умеренное удивление. Брови и глаза на обеих фотографиях выглядят одинаково; изменяется только уровень опускания челюсти. Чем сильнее удивление, тем шире раскрывается рот. Проявления крайнего удивления часто сопровождаются восклицаниями наподобие «О–о» или «Ого».

Четыре типа удивления

     Удивление может быть выражено посредством всего двух областей лица, при этом третья область останется нейтральной. Каждое лицо, на котором удивление проявляется на двух частях, имеет свое несколько особое значение. На рис. 5 показаны четыре типа удивления. Но прежде чем мы приступим к объяснениям того, какое сообщение, по нашему мнению, передается каждым из этих лиц и как различия во внешнем виде лица формируют эти разные сообщения, взгляните на каждую из этих фотографий и спросите себя: «Какое это сообщение?» и: «Чем это лицо по внешнему виду отличается от других лиц?»
     На рис. 5А Патрисия демонстрирует вопросительное удивление, имеющее довольно неопределенный характер. Это выражение лица могли бы сопровождать, к примеру, такие слова: «Это так?» или: «О, в самом деле?» Оно является в точности таким же, как и показанное на рис. 5D, с той лишь разницей, что на рис. 5D удивленный рот был заменен на нейтральный. Если вы закроете пальцами области рта на лицах, показанных на рис. 5А и 5D, то увидите, что эти лица тождественны во всем, кроме формы рта. Удивление выглядит вопросительным, когда выражение удивления на лице создается только за счет движений бровей и глаз.
     На рис. 5В Патрисия демонстрирует удивление, достигшее изумления. Это выражение лица может сопровождаться такими словами, как «Что?», или звуками наподобие «Ах», издаваемыми одновременно с быстрым вдохом. Если вы закроете пальцами брови и лоб на лицах, показанных на рис. 5B и 5D, то увидите, что эти лица идентичны во всем, кроме закрытых частей — областей бровей и лба. Удивление достигает изумления, когда оно выражается на лице только за счет движений глаз и рта.
     На рис. 5C Патрисия демонстрирует удивление, более близкое к ошеломлению, или менее заинтересованное удивление, или удивление, которое может выражать на лице внутренне опустошенный или находящийся под влиянием наркотиков человек. Если вы закроете глаза на рис. 5C и 5D, то увидите, что на них все одинаково, кроме глаз. Удивление выглядит подобным ошеломлению, когда оно выражается только движениями бровей и рта.
     На рис. 5D показано выражение удивления, создаваемое с помощью элементов всех трех областей лица. Смысл сообщения, распространяемого таким лицом, заключается в одном слове — удивление.

Резюме


Рисунок 6
     На рис. 6 показаны выражения удивления, создаваемые всеми тремя частями лица. Обратите внимание на каждый из отличительных признаков удивления.
  • Брови подняты и изогнуты.
  • Кожа под бровями натянута.
  • Поперек лба идут горизонтальные морщины.
  • Веки открыты; верхние веки подняты, нижние опущены; белок глаз — склеру — можно видеть над радужной оболочкой, а нередко и под ней.
  • Нижняя челюсть опускается, так что губы и зубы размыкаются, а рот находится в ненапряженном состоянии.

«Конструирование» выражений лица

     Закрепить приобретенные знания о выражениях удивления на лице можно при помощи «конструирования» лиц, которые вы видели на этой странице. Для этого возьмите фотографии с нейтральными выражениями лиц Джона и Патрисии (нажмите для увеличения, сохраните себе на компьютер, и распечатайте). Разрежьте каждую фотографию надвое по белым линиям. Теперь у вас есть все необходимое для составления различных выражений удивления на лицах Патрисии и Джона.
  1. Возьмите части C и поместите их на лица на рис. 2. Какое получилось выражение лица на этих фотографиях?
    Вы уже видели такое лицо у Патрисии, но еще не видели такого лица у Джона. Оно выражает сомнение или недоверие (рис. 1).
  2. Наложите части B на лица на рис. 2. Какое выражение получилось теперь? Вы видели такое выражение у Патрисии на рис. 8. Такое же выражение будет и у Джона. Это выражение ошеломления.
  3. Наложите на изображения рис. 2 части А, а затем наложите части D. Такого выражения лица вы еще не видели, но мы поговорим о нем позже. Вы используете только удивленные глаза, и если выражение возникает лишь на какой–то миг, оно означает интерес или немое восклицание. Оставьте часть D там, где она лежит, и меняйте местами части А и C. Это создаст впечатление, что глаза перемещаются взад и вперед от нейтрального выражения к удивлению, как это и было бы в жизни.
  4. Оставьте только части А. Вы получите выражение изумления (рис 1B). Теперь верните части D обратно и удалите части А. Вы получите выражение вопросительного удивления. Меняя местами А и D, вы можете наблюдать, как изменяется смысл выражений лица.

psyly.net

Удивление — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 декабря 2015; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 декабря 2015; проверки требуют 6 правок. Мимика удивления Мимическое проявление удивления

Удивле́ние — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы.

Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх.

Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.

Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.


Удивление это реакция, которая представляет собой разницу между ожиданиями и реальностью, разрыв между нашими предположениями и ожиданиями о мирских событиях и то, как эти события действительно происходят. Гормональный агент удивления – дофамин. Чем сильнее удивление, тем сильнее и продолжительнее выброс дофамина, так что удивляйтесь на здоровье. Удивительным может быть практически все, что угодно, при условии, что оно оказывается либо неожиданным, либо ошибочно ожидавшимся. Удивительными могут быть взгляд, звук, запах, вкус или прикосновение. Когда человек откусывает кусок пирога, начинка которого выглядит как шоколадный крем, то вкус начинки из свинины и грибов может стать для него сюрпризом. Такой вкус оказался для него псевдонеожиданным.

Удивление – эмоция, созданная для обучения. Именно внутри этой эмоции ваши умственные способности, способности к запоминанию, обработке, фиксации и структуризации информации – предельны.

Иногда считается, что удивление это внешнее проявление эмоции и экстраверты удивляются чаще, чем интроверты, но доказать это затруднительно.

В этой статье не хватает

ru.wikipedia.org

Эмоция удивления, ее характеристики и особенности проявления на лице

08.07.2018

По сравнению с другими эмоциями, эмоция удивления очень краткосрочна. Возникая внезапно, она длится всего лишь мгновение. Поводом для удивления, как правило, служит неожиданное событие, непредвиденный вкус, запах, тактильное ощущение, зрительный образ и т.д.

Какие факторы вызывают удивление?

Удивительным может стать и псевдонеожиданное развитие событий, когда вместо ожидаемого и прогнозируемого человек сталкивается с новым и нехарактерным. Например, дегустируя пирог с начинкой, которая очень похожа на шоколад, человек внезапно и невольно удивляется, обнаружив, что блюдо начинено мясом и грибами.

<!—adv1—!>

Удивительными могут быть не только физические объекты окружающего мира, но также невещественные идеи, концепции, замечания и высказывания других людей или свои собственные. Именно за счет такого свойства, как неожиданная развязка, детективы пользуются большой популярностью. Анекдоты, которые эксплуатируют ложные ожидания, также имеют большой эффект и удивляют нас.

Эмоция удивления никогда не возникнет там, где есть возможность предсказать и предугадать то или иное событие. Напротив, удивление будет тем интенсивнее и дольше, чем меньше разумных объяснений мы можем дать происходящему. Удивленный человек теряется и сбивается с толку, пока не может осмыслить всю цепочку причин и следствий удивительного события. Когда же последнее наконец оценивается, на место удивлению приходят другие эмоции.

Эмоция удивления имеет нейтральный заряд с точки зрения удовольствия, хотя иногда мы говорим, что удивлены приятно. Такая приятность относится на счет сменяющей удивление позитивной эмоции, например, радости от встречи со старым другом.  Если же за удивлением следует страх или отвращение, то негатив сопрягается с удивлением, которое расценивается как отрицательное с гедонистической точки зрения. Если человек удивлен опасным происшествием, с которым он не в силах справиться, то он испытывает страх – самое распространенное следствие удивления. Если же он способен преодолеть угрозу и пресечь ее, то удивление сменяется гневом.

За счет своей молниеносности эмоция удивления быстро смешивается мимически со следующей за ней эмоцией. Наблюдатель может заметить, как в течение нескольких мгновений взлетевшие удивленные брови и распахнутые удивленные глаза дополняются присоединяющейся улыбкой, которая распространяется в нижней части лица и сигнализирует о радости. Вместо улыбки уголки рта могут податься немного назад, и в этом случае мимика удивления сочетается с мимикой страха.

Интенсивность рассматриваемой эмоции варьирует от слабо выраженной до предельной. На пике реакции испуга – предельного удивления, вызываемого резким и громким стимулом – человек откидывает назад голову, закрывает глаза, смыкает губы и вздрагивает. Такой опыт всегда расценивается как крайне неприятный.

Зачастую и другие эмоции, следующие за удивлением, переживаются как неприятные, однако нужно помнить, что существуют люди, находящие радость и удовольствие в острых, негативных ощущениях. Они стремятся испытывать удивление как можно чаще и склонны ко всему новому и неизвестному. Напротив, большинство людей отрицательно относятся к эмоции удивления и ненавидят неожиданности. Они стремятся к максимальному контролю любой ситуации, которая в силу этого не может подложить им «свинью».  

<!—adv2—!>

Внешние проявления удивления в области глаз и бровей

Эмоция удивления находит свое отражение во всех трех зонах лица.

Брови реагируют первыми – они поднимаются и приобретают характерный удивленный изгиб. За счет этого кожа, находящаяся под ними, растягивается, а кожа на лбу собирается горизонтальными длинными складками. Такие морщины совсем не наблюдаются у детей и становятся тем отчетливее, чем старше человек. Их не следует путать с т.н. постоянными морщинками, которые образуются на некоторых нейтральных лицах у людей среднего возраста. Постоянные складки при эмоции удивления станут еще более выраженными и отчетливыми.

Если удивленные брови сохраняют приподнятое положение в течение некоторого времени, это свидетельствует о том, что человек (как правило, слушатель) сомневается по поводу того, что ему говорят, или желает задать собеседнику вопрос. Сомнение и скепсис могут быть ироничными или серьезными. Если такие брови сопровождаются движением головы назад или в сторону, то это свидетельствует о восклицании собеседника. Восклицание приобретает явный недоверчивый оттенок, если голова покачивается взад и вперед. Категорическое неверие слушателя выражается гримасой отвращения.


Если удивленные брови взлетели и опустились на место в мгновение ока, это может означать приветствие (сопровождается также наклоном головы) или акцент внимания.

Широко открытые глаза – понятный каждому признак удивления. Нижняя их граница расслаблена, а верхняя – поднята. За счет этого над радужкой глаза отчетливо видна склера. В зависимости от глубины посадки глаз белок глаза видим или невидим и под радужной оболочкой.

Зачастую удивленные глаза дополнены такими же бровями и ртом, но если они присутствуют на нейтральном лице, то говорят о быстро возникшей заинтересованности или используются для ударения на том или ином элементе беседы.

Как выражается удивление в нижней части лица?

Когда человек переживает эту эмоцию, его челюсти невольно размыкаются. Опущение нижней челюсти приводит к разжиманию зубных рядов. Рот становится расслабленным, его губы находятся в разомкнутом положении. О подобной мимике удивления часто говорят «челюсть отвалилась», так как рот выглядит открытым максимально естественно.

Степень такой открытости может быть умеренной или значительной. Слегка открытый рот может демонстрировать верхние резцы, но чем сильнее удивление, тем больше виден язык. Отвисшая челюсть может быть единственным знаком удивления на лице и демонстрировать ошеломление. Чем оно сильнее, тем вероятнее появление таких характерных звукосочетаний, как «О-о» или «Ого».

Подводя итог, можно описать мимику удивления следующим образом:

  • поднимаются и изгибаются брови, которые натягивают кожу верхних век;
  • на лбу собираются морщины удивления;
  • глаза максимально открыты и демонстрируют склеру над радужкой;
  • челюсти размыкаются, обнажая зубы.

profailer.com

Удивление. Азбука Эмоций – Эмоэнграмм

Удивление – это эмоциональная короткая реакция на внезапное, неожиданное событие, имеющая четко выраженные мимические черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. Это одна из наиболее легко узнаваемых и универсальных эмоциональных реакций. И по нашей «Азбуке эмоций» не является эмоцией, которая способна сформировать эмоэнграмму. Удивление может быть по шкале от неприятного оттенка до приятного, стремящегося к радости или к испугу в зависимости от ситуации, поражающей своей неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью человека.

При данном чувстве у человека наблюдается некий мыслительный шок, или стопор, при котором мозг на доли секунд освобождается от мыслей. При легком ударе электрического тока мышцы мгновенно сокращаются. Можно провести аналогию, что также и при удивлении есть ощущение, как от удара тока, что-то заставляет пробежать ток по нервам, которое заставляет вздрогнуть. При удивлении человек не знает «что же дальше?», так как внезапность порождает у него чувство неопределенности.

В нашем контексте таблицы эмоциональных состояний от настроения до аффекта удивление является чувством, а не эмоцией, именно потому, что это коротко-возникающее состояние, которое испытывает человек при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление способно перерасти в низкотоновые состояния, такие как тревога, страх, испуг. Если ситуация будет оценена как безопасная или приятная, то в высокотоновые – интерес, счастье, радость. Чувство удивления знакомо каждому человеку с детства, именно поэтому данная эмоциональная реакция не получает достаточного описания и осмысления у человека.

Существует общепринятое мнение о том, что большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание. Любой человек при вспоминании ситуации с чувством удивления чаще всего расскажет о радостном или приятном сюрпризе, или полученном далее удовольствии.

Удивление, по мнению психологов, занимает промежуточное положение между позитивными и негативными эмоциями. В нашей теории эмоэнграмм это не так, у нас нет негативных эмоций. При этом важно заметить, что в целом высокотоновое состояние интереса в переходе далее через удивление до возбуждения от сделанного открытия имеет гораздо более высокий уровень эмоционального напряжения, чем просто эмоция радости от полученного подарка.

Удивление характеризуется краткосрочностью – быстро, наступает внезапно и так же уходит. В отличие от других чувств и эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Зачастую психологи относят удивление не к эмоциям в истинном значении этого слова, а к эмоциональным реакциям. Основная функция удивления состоит в том, чтобы человека был готов к эффективному взаимодействию с чем-то новым или внезапным. Это как вспышка или сигнал для привлечения внимания.

Мы все свободны до открытий,

До новых грез, вершин высот!..

Но в ком-то голод до событий,

В других же все наоборот.

Павел Иванов. «Моей Особенной».

Жизнь человека – это в первую очередь жизнь через эмоциональные состояния, которые человек всегда испытывает длительное или короткое, одно или несколько сразу. Длительность эмоции характеризуется психологическими и физиологическими индивидуальностями человека. Однажды возникнув, в связи с конкретной ситуацией, они долго как бы не угасают и продолжают держать человека в этом состоянии. Яркий пример грусть или печаль. И вот как раз, если бы не эмоциональная реакция удивления, которая способна менять общий эмоциональный фон человека, при внезапном возникновение опасности, то человек, находящийся в этот момент в грусти мог бы и погибнуть.

Удивление как бы встряхивает организм и очищает каналы для других эмоциональных токов, подготавливает тело к новой активности и к новому восприятию происходящего.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Эмоция удивление — как эффективно обучаться?

Сегодня – ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ЭЛЕМЕНТ схемы, шестая базовая эмоция – УДИВЛЕНИЕ.

Уже следующей статьей все основные элементы схемы (все базовые эмоции) будут открыты и описаны. Однако, самое интересное находится между ними. Это то, что перевернет ваше понимание себя и всей реальности, а также даст понимание ваших возможностей по управлению собой и своими состояниями.

И да, этот простейший инструмент – 1% от того, что будет дано на онлайн-курсе “Апгрейд Эмоционального Интеллекта”. Но сейчас не об этом.

Эмоция удивление

Сейчас мы говорим о, непосредственно, УДИВЛЕНИИ. Будет слегка сложновато, но чертовски интересно и УДИВИТЕЛЬНО.

?Главная функция удивления, высшая точка амплитуды этой эмоции – построение новой нейронной связи в мозгу. Или ОСОЗНАНИЕ.

Не спеши понимать всё сразу и прямо сейчас, я всё объясню!

Ты ведь ловил так называемые “Инсайты” (как сейчас модно выражаться) или по-русски “Озарения” о каких-либо жизненных явлениях?

Это то самое чувство, когда тебе в долю секунды, в один миг становится ясна вся картина происходящего, вся суть явления. Ты видишь все составляющие явления, ты его понимаешь, чувствуешь, ты его ОСОЗНАЕШЬ!

В этот момент в твоем мозгу была построена новая нейронная связь. Ощущается этот момент построения новой нейронной связи именно как “осознание”/”озарение”/”инсайт”/”просветление”.

А возможно такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО внутри эмоции удивления. Нет удивления – никогда не будет прозрения, осознания.

Каждая такая вспышка, по сути своей, является переломной точкой в вашей жизни, потому что с построение каждой новой нейронной связи, с каждым новым осознанием, меняется ваша картина мира, ваше мышление, ваш образ действий, и как следствие – ваш результат. Вам становится известно то, что доселе было неизвестно, видно то, то чего вы раньше не видели, доступно то, что раньше было недоступно.

Амлитуда эмоции удивления так же очень широка. Начиная от банального неярковыраженного интереса заканчивая прозрением, расширением сознания, просветлением (“сатори”, “самадхи”, “нирвана”).

?Гормональный агент удивления – дофамин в чистом виде. Чем сильнее удивление, тем сильнее и продолжительнее выброс дофамина.

Гормональная реакция в незначительной степени подкрепляется выбросом серотонина, но основой удивления является дофамин.

К слову, именно поэтому на длительных сроках информационного/полового/пищевого воздержания, когда чувствительность рецепторов к дофамину предельна, вас всё удивляет, как будто вы видите это в первый раз, даже вид заката или неба вызывает у вас нереальный “@XyEвоз”

Вы начинаете, буквально, жить в этой эмоции, потому что ваш гормональный фон меняется вследствие конкретных физиологических практик (ограничение базовых потребностей).

?Удивление – эмоция, созданная для обучения. Именно внутри этой эмоции ваши когнитивные способности, способности к запоминанию, обработке, фиксации и структуризации информации – предельны.

Нужно чему-то научится? Что-то усвоить из речи человека, книги, видео? Тогда задаете себе вопрос: “Чему я могу у него научиться”? “Чему я могу научится у этой книги”, входите в эмоцию удивления через триггерные мысли, которые будут указаны ниже и… Всасывайте как губка!

Кстати, вы все, наверное, встречали на своем жизненном пути так называемых “шизоидов” – людей, что фанатично пропагандируют какую-либо идею. Они маниакальны, их зрачки всегда расширены а брови чуть подняты, будто в их голову каждую секунду загружаются Божественные, мать их, законы мироздания, повергающие в шок.

Да, эти шизики – люди с “застрявшей” эмоцией удивления, они в ней “залипли”.

Удивление граничит с радостью и состоянием ребенка (которое я описывал в предыдущей статье про “радость”).

Напоследок следует сказать, что нет удивления – нет развития. Люди с подавленным удивлением (эмоция может существовать в трех фазах – одобренная, неодобренная, подавленная) – неспособны осознавать новое, выстраивать новые нейронные связи и как следствие, развиваться. Учится они тоже не хотят и не могут.

Импотенция. Ментальная. Гормональная, эмоциональная, называйте как хотите, суть не меняется.

Ключевые триггерные мысли, прокрутка и проживание которых вводит в эмоцию удивления:

?Ничего себе!
?ОЙ!
?УХ ТЫ!
?ВАУ!
?ВОСХИТИТЕЛЬНО!
?И другие, включая русские матерные слово-формы (“Ебать!”, “Охуеть!”).

Смотреть запись про эмоциональный интеллект

Хочешь научится погружаться в эмоцию удивления максимально глубоко и становится лучшим в своем деле за счет небывалой обучаемости?

Хочешь уметь свободно переключаться между любыми эмоциями?

Вызывать в каждый конкретный момент ту эмоцию и то состояние, которое тебе сейчас наиболее необходимо?

Управлять своим гормональным фоном через эмоции?

Тогда не тормози и записывайся на онлайн-курс “Апгрейд эмоционального интеллекта” от “Института Сильной Личности”.
https://vk.com/wall-143503737_5608 – Узнать подробнее о курсе и записаться можно здесь.

А если хочешь совершить самую выгодную инвестицию в себя за свою жизнь, то совести обучение по эмоциональному интеллекту с обучением по управлению гормональным фоном и усиль свои результаты в десятки раз.

Узнать подробнее о курсе “Гормональный Апгрейд” и записаться на него можно здесь: https://vk.com/wall-143503737_3901

Следующей статьей завершим финальный элемент. Вы уже поняли что это?

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Об авторе

Михаил Рысак

Смотри правде в глаза. ©

mihailrysak.ru

Удивление — базовая эмоция человека

« Алиса удивилась, как это она не удивилась, но ведь удивительный день еще только начался и нет ничего удивительного в том,что она еще не начала удивляться » Льюис Кэрролл.» Алиса в стране чудес»

Так случилось, что моя единственная дочь — типичный интроверт (ИНТРОВЕРТ — человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, он обращен на самого себя). А вот внучка, которой на днях исполнилось 1 год и 2 месяца совершенно противоположный тип. Наблюдая каждый день как растет малышка, я отметила особенность, которая для экстравертов демонстрируется легко и просто (ЭКСТРАВЕРТ — человек, психический склад которого направлен на окружающий мир и деятельность в нем).

Ежедневно, с раннего утра до позднего вечера, дом оглушается по 100 раз в день возгласами радостного удивления. Звук «о-о» произносится на разных частотах, в разных интонациях, различный по длительности… Но всегда это выражение очень созвучное радостному «Эврика!». Выполненная нежным детским голоском эмоция звучит очень потешно и заставляет улыбнуться в ответ. Такая реакция на все: на яркую витрину, на новый предмет, на огромную лохматую собаку, в несколько раз превышающую по объемам кроху, на камешек, брошенный в море, на ор мартовского кота, услышанного с балкона… абсолютно на все новое!

«Познание начинается с удивления», — сказал Аристотель.

Мне подумалось о том, что пока маленький человек чист, как ангел, не отягощен социальными запретами и прочим гнетом, его восприятие реальности безусловно адекватное и главная эмоция, помогающая осваивать мир — удивление, представлена в первозданном виде, кристально-чистая, не замутненная страхом или испугом.

Как же трактует эмоцию удивления современная наука?

Психологическая энциклопедия дает следующее определение: «(Surprise) Удивление — это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени удивления, особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Её физиологические корреляты в целом являются теми же, что и при увеличении возбуждения. Удивление может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно» (Прим. автора: «А если годовалый ребенок при удивление не испытывает «приятных или неприятных чувств?»)

Толковый словарь Ушакова гласит: «Удивление, удивления, мн. нет, ср. Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью».

То есть удивление трактуется как когнитивная эмоция, появляющаяся при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы. (Прим. автора: «А если годовалый ребенок не знает, что такое норма»?)

Основные определения, характеризующие состояние удивления — удивлённый, изумлённый, поражённый. Синонимами слова «удивление» являются: изумление, крышеснос, обалдайс, отключка, ошеломление.

В лингвистике эмоцию удивления характеризуют следующие междометия — Ай, Ах, Ого, Ого-го, Ой, Ой-ляля, Ох, Ха, Фью, Тю, Ба, Фу-ты; Agh, Ah, Aiee, Oh, Oh-lala, Oho, Ha, Ha-ha, Heh, Heigh-Ho, Ho, Huh, Hump, Whoo, Whoope, Wow, Pah, Bah, Faugh.

В ряду шести основных эмоций (радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть) еще Р. Декарт, поддерживая и развивая идею Аристотеля, на первое место поставил как раз эмоцию удивления. Было отмечено, что удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект типичный, не имеет в себе ничего необычного, мы спокойны и рассматриваем его без всякого воодушевления. А вот при удивлении ситуация меняется и мы глядим на предметы или ситуацию очень заинтересовано, с высоким уровнем включенности.

Удивление развивается в ходе познания.

И. Кант определил удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: 1 — когда первоначально задерживается развитие мысли (вследствие этого бывает неприятно) и 2 — прилив мыслей и неожиданных представлений (потому становится приятно).

К. Д. Ушинский, проводя анализ эмоции удивления, полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже устоялись у человека. По его мнению, дело не в самом явлении или образе, нас удивляющем, а в его отношении к нашим убеждениям и мыслям, обусловливающих наши ожидания. Удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится…».

Сегодня можно об этом дискуссировать.

Отмечено также, что люди имеют различные способности к удивлению. Ушинский выделил 3 типа людей, которые удивляются не часто:

Во-первых, это те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным.

Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить.

В-третьих, это люди, которые знают всё поверхностно, но которые, как им кажется, могут всё объяснить (т. е. дилетанты).

Для людей, которые не любят удивляться, неожиданности неприятны. Они организуют и планируют свою жизнь таким образом, чтобы сократить в ней появление всего нового и избежать незнакомых ситуаций. В крайнем варианте человек, не выносящий сюрпризов, патологически педантичен, занимается ненормально подробным планированием. Все неожиданное старается сделать предсказуемым. Представьте себе научного работника, который не умеет удивляться: такой ученый способен лишь подтверждать или опровергать гипотезы, как робот, но он вряд ли сможет сделать неожиданное открытие!

Естественно, есть люди, которые любят испытывать удивление. Удивительная книга, удивительный праздник, удивительный подарок, удивительная встреча доставляют им радость и удовольствие. Эти люди организуют свою жизнь таким образом, чтобы чаще иметь возможность испытывать удивление, ищут нового, необычного, нетрадиционного. Если человек «зависит» от удивления («пограничный вариант»), то чаще всего он отказывается от сознательного планирования и построения собственной жизни — он стремится настолько ее дезорганизовать, чтобы предвиденность событий не мешала ему «кайфовать» от получения неожиданных удивлений. Таким людям тяжело жить по социальным законам, заводить стабильные отношения, работать на одном месте долгое время.

Интересно трактуется удивление в религиозной сфере:

а) удивление-благоговение, являющееся источником веры и Богопознания;

б) удивление-сомнение, выступающее признаком греховного неверия;

в) удивление-возмущение, вызывающее осуждение в связи с отсутствием смирения;

г) удивление-обольщение, способно привести человека к роковому заблуждению и вечной погибели.

И. А. Васильев выделяет три стадии возникновения и развития удивления.

Первая стадия — недоумение.

Вторая стадия связана с «анормальным» удивлением. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.

Третья стадия — изумление.

Удивлённый человек имеет характерное выражение лица — широко раскрытые глаза с редким миганием, застывшая мимика лица, отражающая недоумение, растерянность.

Так как удивление — эмоция, возникающая в связи с неожиданной ситуацией, то в норме как у детей, так и взрослых, время пребывания в эмоции длится недолго.

Зачастую, наблюдая за удивленным ребенком или взрослым, тяжело предвидеть, что будет следующим шагом.

Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление может переходить в испуг.

Если ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.

Если же ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.

Удивительным может быть практически все, что угодно, начиная от вещей, звуков, вкусов, касаний и заканчивая ситуациями, идеями, мыслями, чувствами… Например, цель многих детективных романов или фантастически-приключенческих историй состоит в том, чтобы удивить читателя неожиданной развязкой или необычностью сюжета.

Удивление по степени интенсивности может проявляться от слабого до предельного (в зависимости от силы вызвавшего его события).

И совершенно ясно, что удивление в чистом виде — это скорее качество души, а не мозга, а значит, присуще каждому из нас.

Это позже, потеряв детскую наивность, мы теряем или притупляем способность удивляться, забывая, что проживание этой замечательной эмоции несет нам удовольствие, а значит, ощущение полноты жизни.

Полагаю, для каждого, читающего этот текст полезным будет обращение с вопросом к себе: «А насколько я сохранил (а) в себе способность удивляться? Что может меня удивить? Могу ли я видеть удивительное рядом?

Рей Бредбери, фантаст планетарного уровня, как-то сказал: «Главное для меня — не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное».

Таким образом, умение удивляться можно не только реанимировать, но и развивать и совершенствовать!

И касается это абсолютно всех сфер человеческой жизни, начиная с бизнеса, заканчивая отношениями, о которых так красиво сказал Эдуард Асадов:

«Не привыкайте к счастью никогда!
Напротив, светлым озарясь гореньем,
Смотрите на любовь свою всегда
С живым и постоянным удивленьем».

www.inpearls.ru

Удивление (состояние замешательства) ~ Проза (Психология)


Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы.
Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх.

Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.

Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Кэррол Э.Изард в книге «Психология эмоций» повествует, что «удивление весьма кратковременное состояние, — оно наступает внезапно и так же быстро проходит, В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями.
Причины удивления:
Чувства
1. Синонимы удивления: испуг, шок;
2. Неожиданное осознание чего-то;
3. Растерянность, смущение, конфуз;
4. Физическая или психическая стимуляция;
5. Чувство, что введен в заблуждение, обида; чувство, что тобой воспользовались;
6. Синонимы страдания: угнетенность, печаль;
7. Синонимы стыда: смущение, стеснительность;
8. Другие чувства.
Мысли
1. Мысли о какой-нибудь ошибке, несообразности;
2. Мысли об определенном человеке или деятельности;
3. Неожиданное осознание чего-то;
4. Оригинальная, творческая мысль
5. Другие мысли
Действия
1. Оригинальное, творческое действие;
2. Неожиданный успех или неудача;
3. Глупое, ошибочное действие;
4. Реакция на стимул;
5. Другие действия.
Последствия удивления
Чувства
1.Синонимы удивления
2. Растерянность, смущение;
3. Синонимы страха;
4. Синонимы интереса;
5. Счастье или печаль, в зависимости от контекста;
6. Синонимы удовольствия;
7. Синонимы стыда;
8. Другие чувства.
Мысли
1. Мысли о причине, вызвавшей удивление;
2. Мысли о том, что удивляться не следовало бы;
3. Ожидание последствий;
4. Мысли о возможных положительных последствиях;
5. Мысли о том, как вновь обрести контроль над собой и ситуацией;
6. Другие мысли
Действия
1. Попытки понять причину удивления;
2. Попытки обрести контроль над собой и ситуацией;
3. Выражение удивления, вербальное и физическое;
4. Действия продиктованные ситуацией, необходимые действия;
5. Ожидание последствий
6. Панические, иррациональные действия;
7. Выражение удовольствия
8. Другие действия.
Чарлзуот (Charlesworth,1969) определяет проблему удивления как функцию ошибки ожидания (в отличие от неожиданности). Реакция удивления является критерием развития определенных когнитивных процессов и может служить показателем этапов когнитивного развития[c.193-195]/

Ильин Е.П. в книге «Психофизиология состояний человека» пишет: «Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель. У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к более сложным. При этом эмоция удивления развивается в ходе познания. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. В ряду шести основных «чувств» на первое место он ставил «чувство» удивления. Им высказан ряд важных мыслей. Он, например, писал, что поскольку мы удивляемся до того, как мы определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти.

Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей редкими и необычными.

И. Кант (1900) определял удивление как состояние замешательства при встрече с чем-либо неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.

Т. Рибо (1898) в понимании интеллектуальных чувств, и в частности удивления, исходил из представлений о любопытстве. Рассматривая становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выделял три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. В первом периоде им выделялись три этапа: изумление, удивление и чисто утилитарное любопытство.

Глубокий анализ эмоциональному состоянию удивления дал Ушинский. Он полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания. «Явление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что химик или физик привыкли к данному явлению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое явление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдет» (1974, с. 434). Ушинский для доказательства своей позиции приводит мнение Броуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится…» (с. 435).

Ушинский соглашается с мнением Декарта, что одни люди способнее других к чувству удивления, но сетует на то, что тот смешал это чувство со страстью удивляться (в современной терминологии последнее, очевидно, относится к любознательности). Он полагает, что людей, не ищущих удивления (нелюбознательных), действительно можно встретить, как и вообще людей, равнодушных к приобретению знаний; но людей, неспособных удивляться, нет. Ушинский пишет о трех видах людей, которые редко удивляются. Во-первых, те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным. Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить. В-третьих, люди, которые знают все поверхностно, но которые, как им кажется, могут все объяснить (т. е. дилетанты).

Ушинский поднимает важный вопрос о том, что традиционные воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются готовые ответы, убивает способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и с младенческим чувством. Он считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое удивление присуще глубоким мыслителям и великим поэтам, останавливающимся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Ушинский справедливо считает такое удивление одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись другие, чтобы сделать великое открытие. «Правда, — пишет Ушинский, —ученый уже не удивляется тому, чему еще дивится невежда, но зато он удивляется тому, чему невежда не может удивиться» (с. 437).

Выражение удивления. Мимическое выражение удивления состоит в следующем: брови высоко подняты, из-за чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Переживание, сопровождающее эмоцию удивления, носит позитивный характер. Изард (2000) считает, что в ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как и при сильном интересе. Однако приписывая удивлению переживание удовольствия, нельзя не учитывать, что Кант говорил и о недовольстве при удивлении, когда удивление задерживает развитие мысли. Да и Изард пишет: «…если Ребекка чаще испытывала неприятное удивление…» (с. 195), — соглашаясь, по сути, с тем, что удивление может переживаться и как негативная эмоция. Поэтому в обыденной речи можно услышать: «Ты меня неприятно удивил!»

Причины удивления. Еще Декарт писал, что удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Но если это так, то эмоция удивления должна отождествляться или же быть хотя бы частью (переживанием) ориентировочной реакции или рефлекса «что такое?» по Пав­лову. С точки зрения Изарда, удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления, как он полагает, служит внезапное, неожиданное событие. Это ближе к истине, но тоже не совсем точно. Внезапный звук может не удивить, а испугать человека. Следовательно, нужна еще какая-то характеристика стимула, которая только одна и может привести к удивлению как психической реакции, а не только физиологической. Более точно сказано С. И. Ожеговым (1975): удивление — это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Вот эта-то необычность стимула (оттого он и становится неожиданным, не отвечающим нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, очевидно, главной причиной появления удивления. В этой связи В. Чарлзуорт (Charlsworth, 1969) определяет удивление как ошибку ожидания.
Но такое понимание удивления, замечает Изард, исключает возможность его появления раньше пяти-семимесячного возраста, так как новорожденный ребенок из-за недостаточного развития когнитивных функций еще не способен к формированию ожиданий и предположений.

Другая точка зрения высказана Т. Бауэром (Bower, 1974), который приводит данные, что реакция испуга или удивления (для него это одно и то же) наблюдается у младенцев уже по прошествии нескольких часов после рождения. Однако, чтобы согласиться с ним, нужно все-таки выяснить, что же наблюдалось у младенцев — испуг или удивление, поскольку очевидно, что это разные эмоциональные реакции.

Стадии возникновения удивления. И. А. Васильев (1974), связывающий удивление с формированием проблемы, выделяет три стадии возникновения и развития этой эмоции.
Первая стадия — недоумение. Оно возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некоторое явление не согласуется с этим опытом. Противоречие еще осознанно слабо, смутно, а прошлый опыт еще недостаточно проанализирован. Направленность недоумения четко не выражена, а его интенсивность незначительна.

Вторая стадия связана с «нормальным» удивлением. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.

Третья стадия — изумление. Оно возникает, когда человек был абсолютно уверен в правильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал результаты, противоположные возникшим. Изумление часто протекает как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.

Васильев полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека . Эмоция удивления презентует сознанию еще не осознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время данная эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия (Е.П.Ильин Психофизиология состояний человека).

В «Психологической энциклопедии» под редакцией Р Корсини, А. Ауэрбаха записано:
«Удивление — кратковременная , быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до этого активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый рот. При крайней степени удивления, особенно при испуге, наблюдается моргание глаз и поступательные реакции. Это из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Удивление может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно.

Томкинс описывает удивление как состояние «сброса», при котором разум на долю секунды очищается от мыслей.

Удивление может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно так же тесно связано с когнитивным несоответствием – рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле – это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности.
Удивление – первичная эмоция и практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций (радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение). Внезапность необходима для удивления.

Удивление связано с ориентировочной реакцией, или реакцией на новые раздражители, при которой животное или человек ориентирует своё тело и органы чувств в направлении этих раздражителей.

При научении . Л.Клеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызвать удивление. Вагнер высказал предположение, что все уровни научения взаимосвязаны через понятие удивительности раздражителя.

Удивление и юмор . З.Фрейд проводил различия между «тенденциозным» и «безобидным» остроумием. Этим двум разновидностей остроумия соответствует два семейства теории юмора.

Первая разновидность остроумия («тенденциозность») рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов.

Вторая разновидность когнитивного остроумия (безобидное остроумие), объясняется, как несоответствие ( то есть несогласованность) или удивление. И состоит из трех частей:

а) «установки», в ходе которой оформляется контекст событий и ожидания слушателя;

б) «кульминационного пункта», когда внезапно вводится несоответствие;

в) «соли», или развязки, посредством которой слушатель внезапно разрешает несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает удивление дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз – в процессе развязки.

Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным и «безобидным», или основанном на несоответствии, юморе. Имеются так же некоторые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного удивления, — свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Таким образом, удивление играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия [с. 933-934].
Литература:
1. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека.
2. Психологическая энциклопедия под редакцией Р Корсини, А. Ауэрбаха, СПб.:Питер,2003.

Растерянность: отупение и ступор
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/rasteryan…
Растерянность — состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия.
Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность.
Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуацией нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость.
Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция — всегда найдется.

Когда человек в страхе и растерянность, он перестает соображать. Часто не может ответить на самые простые вопросы.0

Как формируется растерянность у детей?
Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно раннем возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают.
Растерянность – не базовая и неврожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода — снятие с себя ответственности: «Я растерялся — а что я в этом состоянии могу поделать?!» Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности.
Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют к нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, — по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. Кричать на детей — малоэффективно, а вот приучить их слушаться и не давать им (даже по мелочам — все начинается с мелочей!) входить в ступор — полезно и вполне реалистично.
Если ребенок видит и чувствует, что ступор ему по факту взрослые разрешают, он проходит путь самонаучения от ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни. Через какое-то время вроде бы взрослый, а по сути человек-ребенок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Взрослый человек не разрешает себе это состояние и, при случайном его возникновении, быстро собирает себя.
Как выходить из растерянности?
Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не надо ни паниковать, ни винить себя — это не помогает точно. Что помогает? Помогает сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда.
Например, начинающим учителям в новом классе растеряться — элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учительница поймет, что у нее здесь многое вполне получается.
Если вы одни — поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями.
Если рядом друг или близкий человек, сказать: «Я, кажется, растерялся!» — Это лучше, чем совсем тупо стоять. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать «О-па!» и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность.
А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:
• всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать «что скажу» и «что буду делать».
• представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.
Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного.
Как приводить в чувство того, кто растерялся
Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:
• спокойная уверенность,
• убедительная похвала,
• простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
• простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.

www.chitalnya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *