Судебно-психологические аспекты понятия «провокация» в уголовном процессе | Секераж
1. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции в современной России // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3. С. 43–52.
2. Гаврина Е.Е. Социально-психологические детерминанты, оказывающие влияние на формирование коррупционного поведения // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 47–55.
3. Решетников М.М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия. Монография. 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. 101 с.
4. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ценностные ориентации коррупционных преступников // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 5. http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1623-kroz61.html
5. Сафуанов Ф.С. Как построить предметный вид судебно-психологической экспертизы // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1. С. 220–239. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070118
6. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. М.: Юрлитинформ, 2000. 160 с.
7. Grisso T., Borum R. (eds). Evaluating Competencies. Forensic Assessments and Instruments. 2 nd ed. New York: Kluwer, 2003. 553 p.
8. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 421 с.
9. Сафуанов Ф.С. Принципы клинико-психологической судебной экспертологии // Российский психиатрический журнал. 2020. № 2. С. 39–45. http://rpj.serbsky.ru/index.php/rpj/article/view/0205
10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 4 т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2017. 316 с.
11. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.
12. Кузнецов В.О. «Провокация» как экспертное понятие в судебной лингвистической экспертизе // Теория и практика судебной экспертизы. 2020. Т. 15. № 3. С. 6–18. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2020-3-6-18
13. Garner B.A. (ed). Black’s Law Dictionary. 8 th ed. St. Paul: Thomson/West, 2004. 1810 p.
14. LaFave W.R. The Objections to the Subjective Approach / LaFave W.R. Criminal Law. 4 th ed. 2003. P. 508–512.
15. Баранчиков М.Н. Провокация преступления в сравнительно-правовом аспекте по российскому и американскому уголовному законодательствам // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1 (39). С. 224–226.
16. Аюсинов А.Е. Особенности регламентации уголовной ответственности за провокацию преступления по зарубежному законодательству // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 6 (107). С. 148–153.
17. Шмонин А.В., Семыкина О.И. Провокация преступлений со стороны правоохранительных органов: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Журнал российского права. 2013. № 7. С. 71–81.
18. Шеметова Т.Н. Искусство провокации и идеальный провокатор // Обсервация культуры. 2014. № 1. С. 11–17. https://observatoria. rsl.ru/jour/article/viewFile/3/141
19. Андреева Г.М., Донцов А.И. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания. Исследования феномена каузальной атрибуции / Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В. Кутасова. М.: Смысл, Академия, 1994. С. 106–120.
20. Леонтьев А.А. Психология общения. Учебное пособие. 4-е изд. М.: Смысл: Академия, 2007. 368 с.
21. Лозовский А.В. Семантика понятия «провокация» и его производных в русскоязычной и англоязычной психологической литературе // Право. Экономика. Психология. 2018. № 4 (12). С. 55–59.
22. Солодухо А.С., Лозовский А.В. Провокативность в интернет-коммуникации: проблема определения понятия // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019. № 1. С. 104–109. https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/2021
23. Глухова А.В. К вопросу о роли провокации в политике // Власть. 2016. Т. 24. № 3. С. 92–96. https://www.isras.ru/index. php?page_id=2384&id=4038
24. Загладин Н. Событие политическое / Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. Н–Я / Под ред Г.Ю. Семигина. М.: Мысль, 1999. С. 419–420.
25. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Провокация: социофилософские очерки. Монография. М.: ЦСПиМ, 2017. 336 с.
26. Тумский С.В. Провокация как социальное действие: определение феномена в контексте кроссдисциплинарного анализа // Социодинамика. 2017. № 8. С. 1–11. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2017.8.23349
27. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 4-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2020. 536 с.
28. Иссерс О.С. Стратегия речевой провокации в публичном диалоге // Русский язык в научном освещении. 2009. № 2 (18). С. 92–104. http://rjano.ruslang.ru/ru/archive/2009-2/92-104
29. Власов М. Психология человека / Провокация. 19.12.2017. https://psichel.ru/provokatsiya/
30. Donath J.S. Identity and Deception in the Virtual Community / Smith M.A., Kollock P. (eds). Communities in Cyberspace. L., N.Y.: Routledge, 1999. P. 29–59.
31. Степанов В.Н. Провокативные речевые жанры как инструменты непрямой коммуникации: лингвистические признаки и анализ // Теория и практика судебной экспертизы. 2014. № 4 (36). С. 89–99.
32. Васкэ Е.В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия. М.: Генезис, 2014. 312 с.
33. Павлова Н.Д. Механизмы и средства оказания субъектом дискурсивного воздействия / Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. С. 53–73.
34. Farrelly F., Brandsma J.M. Provocative Therapy. 5 th ed. Meta Publications, 1989. 195 p.
35. Енин А.В. Психология «провокативной педагогики»: некоторые аспекты теории и методики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 2 (70). С. 252–255.
36. Морозова Е.А. Психотерапевтический потенциал провокативных методов и форм социально-психологического воздействия (на примере авангардного искусства) // Консультативная психология и психотерапия. 2005. Т. 13. № 4 (47). С. 137–153. https://psyjournals.ru/mpj/2005/n4/1763.shtml
37. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. СПб.: Речь, 2003. 304 с.
38. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. Практическое руководство. М.: Ин-т психотерапии, 2001. 208 с.
39. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). М.: АСТ, 2001. 848 с.
40. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Алгоритм, 2002. 288 с.
41. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004. 256 с.
42. Волкова О.С. Коммуникативная провокация как стратегия деструктивного поведения в бытовом конфликте // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2014. № 5 (24). С. 49–55. http://doi.org/10.15688/jvolsu2.2014.5.6
43. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. Логико-семиотический анализ вербальной магии. М.: Новый век, 2000. 448 с.
44. Штеба А.А. Лингвистические признаки провокации // Litera. 2017. № 1. С. 120–128. https://doi.org/10.7256/2409-8698.2017.1.19580
45. Степанов В.Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации. Монография. СПб.: Роза мира, 2008. 268 с.
46. Латынов В.В. Психология коммуникативного воздействия. М.: Институт психологии РАН, 2013. 368 с.
47. Изотова Т.М., Кузнецов В.О., Плотникова А.М. Методика проведения судебной лингвистической экспертизы по делам об оскорблении // Теория и практика судебной экспертизы. 2016. № 1 (41). С. 92–98. https://doi.org/10.30764/64/1819-2785-2016-1-92-98
48. Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения судебной психологолингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2014. 98 с.
49. Плотникова А.М., Кузнецов В.О., Саженин И.И., Акуленко Е.В. Бойцов А.А., Губаренкова Е.О., Крюк Е.К., Кумкова Т.Н., Портнова В.Б., Чумакова Е.Н. Семантические исследования в судебной лингвистической экспертизе. Метод. пособие / Под ред. С.А. Смирновой. М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018. 136 с.
Возрастная психология несовершеннолетних как фактор, определяющий особенности предварительного расследования по уголовным делам с их участием Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум
Актуальность. Возрастная психология несовершеннолетних является объектом изучения ряда наук, прежде всего, собственно возрастной психологией, объектом которой являются законы, закономерности и тенденции изменения психики человека, его поведения, жизнедеятельности и личности на протяжении всей его жизни. Вместе с тем, в юридической литературе отмечается, что большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обусловлено возрастной мотивационной спецификой, совершаются на почве озорства, ложно понятого чувства товарищества и романтики, стремления к самоутверждению, подражанию как взрослым, так и сверстникам, пользующимся авторитетам. Поведенческая основа несовершеннолетних правонарушителей формируется под воздействием психологической ломки переходного возраста, несформированности устойчивых нравственных позиций, неправильной трактовки различных явлений, подверженность в значительной степени групповым воздействиям, импульсивности в принятии решений [8, с.154]. Вместе с тем, исследуя поведение несовершеннолетних правонарушителей О.Х. Галимов сделал вывод о том, что поведение подростков в значительной степени связано с их возрастными особенностями, которые и определяют во многом их поведение, что мы можем наблюдать, в том числе и в ходе предварительного расследования по уголовным делам с их участием.
Таким образом, знание особенностей возрастной психологии может позволить определить наиболее эффективные меры воспитательной работы, направленные на коррекцию поведения, исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей [1, с.112]. Именно эти цели принимает во внимание законодатель, устанавливая особенности производства как по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, так и регламентации следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Особенности возрастной психологии несовершеннолетних необходимо учитывать и при выборе тактики следственных действий, производимых с их участием, так как это является одним из необходимых условий достижения цели следственного действия и предварительного расследования в целом.
Проблема. На протяжении всей жизни организм человека постоянно изменяется, при этом процесс развития осуществляется по этапам, которые называются возрастными и сменяют друг друга. Физиологи установили, что, развиваясь, человек преодолевает три критические фазы: в возрасте 3-4 лет, вторая в 7-8 лет и третья в 14-18 лет. Как правило, в процессе расследования следователи сталкиваются с несовершеннолетними потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми и обвиняемыми, находящимися в третьей критической фазе развития, однако в качестве свидетелей и особенно потерпевших нередко выступают и малолетние, то есть лица, не достигшие 14-летнего возраста.
Психологические подходы к возрастным особенностям несовершеннолетних, влияющих на предварительное расследование по уголовным делам с их участием. С.Л. Рубинштейн указывает, что с точки зрения психологии, оценивая поступки человека, необходимо учитывать, что истоки тех либо иных поступков следует искать в связанной воедино совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, причем в эти внутренние условия включаются и психические явления, то есть психические свойства и состояния личности [10, с.88]. Социально-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего включает общие типологические черты несовершеннолетних, свойственные всем лицам соответствующего возраста, особенные, то есть индивидуальные черты воспитания. Таким образом, психологические особенности личности несовершеннолетнего представляют собой многогранную и сложную совокупность процессов, свойств, состояний, качеств, которые проявляются по-разному не только в поведении несовершеннолетнего в быту, в обычных для него условиях, но и в экстраординарных ситуациях, связанных с вовлечением его в среду уголовного судопроизводства.
Психологи отмечают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общие особенности отношений людей, на объективные свойства предметного мира, формируется знание о возможном несоответствии свойств предмета и отношения людей к этому предмету. Причиной глубоких переживаний ребенка нередко становится замеченное им несоответствие между словом и делом в поведении взрослых, что негативно влияет на развитие его психики и проявляется впоследствии в виде делинквентного поведения, то есть не только асоциального, но и противоправного, связанного с совершением действий, которые наносят вред обществу, угрожают жизни других людей, в связи с чем являются уголовно-наказуемыми.
Так у обучающихся начальных классов, в возрасте около 7-8 лет, только начинают формироваться общие способы ориентирования в отношении определенных вещей, явлений, в то время как более юные малолетние еще только учатся отличать случайные события от определенных закономерностей в сфере человеческой жизнедеятельности, взаимоотношениях между личностями, пытаются вырабатывать определенные для себя критерии оценивания как себя, так и других участников взаимоотношений.
Несовершеннолетние в силу возраста и психологических особенностей, отличаются несобранностью, рассеянностью, неумением длительно концентрировать внимание на одном и том же событии или явлении, быстрым переключением внимания с одного предмета на другой, который в настоящее время представляется им более интересным, в связи с чем они чаще, чем взрослые, не замечают либо не запоминают важного и необходимого в конкретных ситуациях и обстоятельствах.
На формирование личностных качеств несовершеннолетних оказывает влияние проявляющаяся в подростковом возрасте акселерация, то есть ускоренное психофизиологическое развитие последующего поколения по сравнению с предыдущими, причем как общее развитие подростков, так и индивидуальное ускоренное развитие отдельных из них [6, с.4]. В этот период происходит не только более интенсивные гормональные изменения, связанные с половым созреванием, но и нарастает связанная с этими процессами определенная психолого-физиологическая дисгармония. Развитие головного мозга и сердечно-сосудистой системы отстает от физического развития, что, в свою очередь, приводит к неуравновешенности нервной системы и чувств малолетних. В.Н. Мясищев по этому поводу отмечает, что «особенности типа нервной деятельности в соотношении с систематичностью, последовательностью и объективной обоснованностью или противоположными особенностями воздействия также влекут за собой образование различных свойств характера как особенностей отношения и способа реакции на различные обстоятельства» [9, с.251].
Психика подростков, их умственное развитие не поспевают за их физическим развитием. В силу процессов акселерации нарастает разрыв между половой зрелостью, физической, психологической и социальной.
Как отмечают исследователи подростковых поведенческих деструкций: «Переход из мира детства во взрослый мир — сложнейший этап. Подросток не осознает свой новый социальный статус. От ближайших агентов социализации (прежде всего, родителей, но также и от воспитателей, учителей, школьных психологов, педагогов-кураторов) в первую очередь зависят волевые установки подростка, его моральные и нравственные ценности, которые он впоследствии передаст своим будущим поколениям» [4, с. 200].
Период взросления подростков зачастую сопровождается присущими данному возраста кризисными явлениями и состояниями как правило связанными с достаточно сильными личностными изменениями, отношением к восприятию окружающих событий, явлений.
Развитие каждого человека индивидуально, поэтому у некоторых подростков может наблюдаться явление инфантилизма, когда уровень его психического развития не соответствует физическому развитию и возрасту, в связи с чем 14-летний несовершеннолетний, не страдая каким-либо психическим заболеванием, находится на уровне развития 10-12-летнего, а, соответственно, не понимает или не до конца понимает значение своих действий и не может ими руководить. Данное явление должно учитываться следователем не только в ходе производства следственных действий, но и при подготовке к нему.
Отметим, что в психологии переход к подростковому возрасту оценивается в качестве самого критического периода. На этом этапе развития у несовершеннолетних изменяется качество общения с окружающими, появляется и начинает развиваться потребность в общении как в форме деятельности, при этом главным ее содержанием становятся другие подростки, как личности, обладающие определенными качествами, что проявляется во всех формах деятельности и характеризуется следованию в отношениях чувству.
Несовершеннолетние в этот период времени могут строить отношения как на основе уважения, так и полного доверия, придерживаясь общности внутренней жизни. При этом поступки несовершеннолетних нередко диктуются необходимостью соблюдать солидарность с друзьями, и по этому критерию оценивать свои и чужие поступки. Кроме того, на выбор линии поведения несовершеннолетних значительное влияние оказывает поведение членов микрогруппы, являющейся для них референтной, служащей своеобразным стандартом для себя и других, а также ложно понимаемое чувство товарищества. В.Е. Горбачева отмечает, что в силу того, что жизненный опыт подростка, его волевые качества отличаются от соответствующих качеств взрослых, в силу чего несовершеннолетние не в состоянии правильно оценить поступки сверстников, с которыми он общается в микрогруппах, что порождает конфликты в сложных жизненных обстоятельствах [2, с. 6], к которым, по нашему мнению, относится и участие в уголовном судопроизводстве.
Не достаточно глубокие, а порой и поверхностные правовые, нравственные представления несовершеннолетних об окружающих их отношениях, подкрепленные внутренней противоречивостью эмоциональных переживаний, волевых свойств, оказывают сильное влияние на психологическую основу их поведения, что периодически приводит к отсутствию реальных жизненных планов на будущее.
В основе же направленности личности несовершеннолетнего в этот период лежит устойчивая система доминирующих мотивов, в которой ведущая роль принадлежит тем, которые образуют мотивационную сферу поведения.
Е.Б. Кириллова по этому поводу отмечает, что у несовершеннолетних преобладают импульсивные и ситуативные мотивы, обусловленные желанием развлечься, самоутвердиться, привлечь внимание, выделиться среди других подростков, заработать авторитет в группе. Под воздействием этих мотивов несовершеннолетние не только совершают преступления, но и избирают определенную линию поведения в уголовном процессе [4, с.201]. Недостаток жизненного опыта приводит к тому, что несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые не способны правильно оценить серьезность ситуации, влияние привлечения к уголовной ответственности на их последующую жизнь, и более того, к совершению в процессе расследования других преступлений.
По мнению некоторых ученых, поведение несовершеннолетних на данном этапе их психического развития с учетом в определенной степени малоизменяющейся обстановки приводит к возникновению у них потребностей выйти за рамки повседневной рутины. У них появляются стремления начать взрослую жизнь, все более им подражая, выйти за рамки школы, что сопровождается желанием самоутвердиться, доказать окружающим что они достаточно самостоятельные, взрослые чтобы совершать определенные поступки, в том числе заведомо наперекор мнению взрослых или противоположные сложившимся традициям в отношениях.
В подростковом периоде организм несовершеннолетних находится в постоянном физиологическом развитии. Изменяется впечатлительность, эмоциональность, появляется необходимость в самовыражении, публичной демонстрации своих душевных переживаний. В этот период преобладают процессы демонстрирующие силу чувств и недостаточное умение их сдерживать, в ряде случаев это приводит к неумению справиться с своим состоянием, что сопровождается грубостью, дерзостью, неуравновешенностью по отношению к окружающим. Это поведение может проявляться у несовершеннолетних и в ходе общения с правоохранительными органами.
Поведение несовершеннолетних может быть достаточно импульсивным, диктоваться принятием сиюминутных решений, под влиянием внезапно возникшего состояния раздражения или иного эмоционально возбужденного состояния.
Для несовершеннолетних в возрасте от 14 лет и старше характерны ряд противоречий: непримиримость к несправедливости, с одной стороны, и несправедливые поступки, совершенные в связи с неумением разобраться в сложностях жизни, с другой; стремление к совершенствованию и негативное отношение к воспитательным процессам, призванным помочь им достичь этой цели; сознание необходимости поддержки и помощи взрослых и нежелание обратиться к ним за этой помощью и советом; разнообразие желаний и ограниченность сил, не позволяющих их исполнить, стремление самоутвердиться и незнание каким образом это правильно сделать, стремление к знаниям и отрицание авторитетов.
В.К. Комаров по этому поводу указывает, что незначительный жизненный опыт, недостаточная объективность впечатлений, суждений и убеждений приводит к тому, что потребности несовершеннолетних становятся своеобразными, а интересы неустойчивыми. Своеобразным является и их отношение к идеалу. Уровень умственного развития еще не позволяет им оценить всю сложность социально-психологических черт личности идеала, которым нередко становятся взрослые с асоциальной направленностью личности [5, с. 143].
Отсутствие у несовершеннолетних настоящих интересов и положительных идеалов, узость личного правового опыта, ограниченность правовых переживаний, специфический набор ценностей, стандартов, образцов поведения, эмоциональная незрелость, низкий уровень внутреннего самоконтроля и ответственности, являются основой их негативизма и правового нигилизма [3, с. 60]. Это нередко побуждает их к необдуманному, спонтанному принятию решения о совершении преступления или участии в его совершении, а также и легкомысленному отношению к предварительному расследованию, избранию меры пресечения и т.п.
Обусловленная особенностями психофизиологического развития эмоциональная неустойчивость несовершеннолетних приводит к частой смене настроений, к тому, что подростки становятся упрямыми, самолюбивыми и обидчивыми.
Для несовершеннолетних характерно такое качество, как конформность, податливость влиянию сверстников или взрослых, пользующихся у них авторитетом, поведению которых они стремятся подражать. Несформированность нравственных ценностей отражают отношение несовершеннолетних к окружающим, а также способность учитывать интересы других [14, с. 181]. Именно это качество нередко лежит в основе ложных показаний несовершеннолетних участников процесса, причем не только подозреваемых и обвиняемых, но и потерпевших и свидетелей.
Несовершеннолетних также характеризует подверженность таким психологическим состояниям как болезненное самомнение, хвастовство, рисовка перед сверстниками и особенно взрослыми. Кроме того, им присуща полярность суждения, быстрая смена настроения, зависимость от окружающих, слабость самоконтроля [13, с. 79].
Названные психофизиологические особенности проявляются у несовершеннолетних в различной степени, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относят тип высшей нервной деятельности, наследственность, условия жизни несовершеннолетних, к субъективным – влияние микрогрупп, особенно референтных, в которых вращается подросток вне семьи.
Знание следователем психологических особенностей несовершеннолетних, в том числе подозреваемых, обвиняемых может дать ему профессиональную возможность применения более эффективных мер профилактики, предотвратить совершение более тяжких преступлений, своевременно оказав коррекцию на их поведение, а также установить необходимый психологический контакт в ходе производства предварительного расследования.
Полагаем, что психофизиологические особенности несовершеннолетних необходимо учитывать и при производстве следственных действий, на что указывают многие ученые, изучавшие поведение несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
В ходе анализа проведенных исследований было установлено, что несовершеннолетние приблизительно в два раза, в отличие от взрослых, полностью или частично умышленно искажают свои показания, вводя в заблуждение следователя и более эмоционально открыто реагируют на все события с которыми сталкиваются в ходе предварительного расследования.
Основываясь на воззрениях Д. Н. Узнадзе, отметим, что когда несовершеннолетний решает, как себя вести при производстве следственных действий, он из всех возможных вариантов выбирает тот, который соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности [15, с. 196]. Н.Ш. Сафин подчеркивает, что несовершеннолетние ведут себя в процессе расследования и дают показания, ориентируясь на систему своих основных потребностей, с позиций которых они дают оценку происходящему [11, с.98].
На наш взгляд следует учитывать и тот факт, на который указывает Т.В. Мальцева: «в цифровом мире личность несовершеннолетнего подвержена отрицательным влиянием на организм и психику, трансформацией социального пространства. Дело осложняется тем, что старые варианты адаптивного поведения невозможно использовать в новой реальности…» необходимы меры «…ослабления любых негативных последствий, связанных с использованием цифровых технологий, системой психологической саморегуляции в цифровом пространстве, методов проработки внутренних смыслов и установок у несовершеннолетних, связанных с цифровым пространством» [8, с. 154].
Знание психофизиологических особенностей несовершеннолетних также необходимо следователю для того, чтобы, во-первых, правильно определить линию своего поведения, быть готовым к возможным проявлениям грубости, дерзости, способы предотвращения либо пресечения подобного поведения и приемы оказания воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, без чего невозможно установление с ним психологического контакта. С другой стороны, знание особенностей развития несовершеннолетних необходимо для выбора наиболее оптимальных тактических приёмов производства следственного действия.
Вместе с тем, как отмечают Н.Ю. Скрипченко, Н.В. Машинская, анализ правоприменительной практики показывает, что в ходе предварительного расследования в силу служебной, процессуальной загруженности, отсутствия специфических знаний в области подростковой психофизиологии, следователи зачастую не осуществляют достаточного всестороннего исследования психологического развития и состояния несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого [7, с. 45].
Изучение следователем психологических особенностей личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в ходе анализа ряда уголовных дел, проводилось достаточно формально. Содержащиеся в материалах уголовных дел характеристики, как правило, малоинформативны, в них содержатся сведения об отношениях несовершеннолетнего к учебе, к труду, к общественной работе, об отношениях несовершеннолетнего к учителям, реже к одноклассникам. Причем характеристика, как правило, отражает мнение одного лишь человека – классного руководителя, мнение других педагогов не учитывается. Не более информативными являются допросы в качестве свидетелей и законных представителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Одной из причин совершения преступлений несовершеннолетними является недостаточное внимание родителей к его воспитанию или его полное отсутствие в семьях, где сами родители ведут антиобщественный образ жизни в связи с чем сообщить сведения о личности своих детей, которые бы помогли в организации и производстве с ними следственных действий, родители просто не в состоянии.
Если УПК РФ обязывает следователя изучать личность обвиняемого (ст. ст. 73, 421 УПК РФ), то в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей изучение их личности законодатель оставил на усмотрение следователя и в материалах дела, характеризующие этих участников процесса данные практически отсутствуют. Это нередко приводит к даче несовершеннолетними свидетелями и потерпевшими ложных показаний, отказу от дачи показаний, изменению ранее данных правдивых показаний на очной ставке с другими несовершеннолетними при неправильной ее организации и т.п.
В условиях, когда у следователя, особенно в дежурные сутки, не всегда есть возможность изучить личность несовершеннолетних, знание общих психофизиологических особенностей несовершеннолетних является практически единственным ориентиром, способным помочь следователю правильно определить свою линию поведения и тактические приемы производства следственных действий на подготовительном этапе, а также при необходимости скорректировать их на рабочем этапе.
Вывод. Подводя итог рассмотрению вопроса о возрастной психологии несовершеннолетнего отметим, что несовершеннолетним, в силу особенностей их возраста и обусловленного этим психофизиологического развития свойственны специфические личностные качества, требующие особого подхода к организации и производству с ними следственных действий. Знание общих психологических особенностей несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства позволяет использовать закономерности развития их личности для создания наиболее оптимальных для производства следственного действия условий: определения наиболее эффективной линии поведения следователя; правильного определения круга участников, времени и продолжительности следственного действия, выбора тактических приемов, способных гарантировать достижение его цели. Полагаем, что целесообразно чаще привлекать психолога к следственным действиям с участием несовершеннолетних, а также который ранее уже знаком и работал с несовершеннолетним лицом. Им может быть психолог, приглашенный из школы в которой обучается несовершеннолетний или из какой-либо частной организации, к которому ранее обращался несовершеннолетий. Это связано с тем, что указанному психологу уже могут быть известны психологические особенности конкретного несовершеннолетнего, оказывающие влияние на даваемые им показания, либо возможные психологические затруднения их дачи. Кроме того, приглашенный специалист может позволить преодолеть трудности установления психологического контакта между несовершеннолетним и следователем, более правильно понять процесс мышления, восприятия и реакций несовершеннолетнего. Что в результате поможет следователю более правильно выбрать конкретные тактические приемы при проведении следственных действий в условиях конкретной следственной ситуации.
Что такое криминальная психология? — Степени онлайн-психологии
Что такое криминальная психология? Криминальная психология изучает мысли и поведение преступников. Он отвечает на вопрос: почему преступники делают то, что делают? Изучение криминальной психологии было прославлено в популярных культурах, таких как телешоу, такие как Criminal Minds и CSI. Однако то, что мы видим по телевизору, не всегда отражает реальность жизни. Давайте рассмотрим изучение криминальной психологии, посмотрим, что оно влечет за собой, и ответим на вопрос: « Что такое криминальный психолог ?
Чем занимается криминальный психолог?Профилирование
Да, криминальные психологи могут быть профилировщиками. Они помогают федеральным правоохранительным органам создать психологический профиль для задержания подозреваемых. Однако, в отличие от того, что вы видите по телевизору, реальный психолог вряд ли пойдет с полицией, чтобы противостоять подозреваемым. Кроме того, известный серийный убийца появляется только раз в голубую луну. Хотя 9Криминальный психолог 0005 может посещать места преступлений, они с большей вероятностью проведут время в офисе с материалами дела или в комнате для записей, изучая анализы возможных подозреваемых, чем на месте преступления. Большая часть криминальной психологии изучает исследования и данные, имеющие отношение к делам. Это почти академично. Кроме того, криминальное профилирование является лишь одним из возможных аспектов их многочисленных обязанностей.
Консультация
Криминальные психологи часто используют свои знания человеческого поведения для консультаций с правоохранительными органами и другими представителями системы уголовного правосудия по различным аспектам дела. Например, они могут помочь тем, кто работает в системе уголовного правосудия, задавать соответствующие вопросы во время допроса или предоставлять соответствующую информацию, которая поможет им в расследовании.
Оценка
Оценка является еще одним важным аспектом криминальной психологии. Проведение психологического тестирования для определения психического здоровья подозреваемого является неотъемлемой частью судебного процесса. Например, психологу, возможно, придется определить, находится ли подозреваемый в стабильном психическом состоянии, чтобы предстать перед судом. Возможно, им придется определить, соответствуют ли они личностным характеристикам предполагаемому преступлению.
Исследования
Криминальные психологи могут проводить исследования, имеющие далеко идущие практические последствия для изучения криминологии и правовой системы. Например, психологи провели исследования памяти, свидетельских показаний, сбора доказательств и признаний, которые повлияли на действия сотрудников правоохранительных органов и юристов в уголовных делах.
Свидетельские показания в суде
Криминальным психологам часто приходится появляться в суде, чтобы давать показания свидетелей-экспертов. Они говорят о ненормальной психологии так, как их могут понять присяжные. Есть психологи, вся практика которых основана на высказывании своего экспертного мнения. Они основывают свои суждения на проведенных ими тестах. Они также используют информацию, полученную в результате анализа оценок и доказательств, предоставленных другими специалистами.
Психотерапия
Криминального психолога также могут попросить предоставить психотерапию людям, совершившим преступления. Их роль заключается в том, чтобы помочь своим клиентам справиться с последствиями преступного поведения. Они помогают им в их реабилитации, чтобы они могли быть полезными членами общества после того, как они совершили преступное поведение.
Преподавание
Психолог (преступник) может преподавать в колледже на факультете психологии или уголовного правосудия. Кроме того, они могут преподавать курсы или проводить семинары в учебных заведениях правоохранительных органов, например, в ведении федерального агентства, такого как Управление по борьбе с наркотиками, или полиции.
Криминальная и судебная психология
В чем разница между криминальной психологией и судебной психологией? Некоторые люди используют термины «криминалист» и «криминалист» как синонимы. Люди могут идентифицировать себя как с одним или с другим и выполнять одни и те же обязанности. Однако между уголовной и судебной психологией существуют некоторые важные различия. Если вы говорите о профилировании преступника, то это, скорее всего, область криминальной психологии. Большая часть оценки проводится судебным психологом, но для того, кто идентифицирует себя как криминальный психолог, возможно провести тестирование. Криминальные психологи просматривают множество исследований и данных по определению психологического склада преступников, но многие люди, проводящие экспериментальные исследования, идентифицируют себя как судебные психологи. Еще одно отличие состоит в том, что судебные психологи занимаются всеми видами юридических вопросов, включая гражданские дела, а криминальные психологи занимаются уголовными делами.
Где работают криминальные психологи и сколько они зарабатывают?Криминальные психологи имеют ряд карьерных возможностей в системе уголовного правосудия. Обычно они делят свое время между офисом и судом, но также могут проводить некоторое время в полевых условиях, например, на местах преступлений и в тюрьмах. Некоторые работают в государственных учреждениях, таких как полиция или ФБР. Другие имеют собственную практику и работают консультантами юристов и правоохранительных органов. Многие криминальные психологи связаны с университетами. По данным BLS, криминальные психологи в среднем зарабатывают 9 долларов.3440, что больше, чем в большинстве других дисциплин психологии. Зарплата криминального психолога во многом будет зависеть от того, где они работают, и от их конкретных обязанностей. Если они работают непосредственно в государственном учреждении, таком как Служба внутренней безопасности, то, вероятно, зарабатывают меньше, чем в качестве частных консультантов. Кроме того, тот, кто дает оценку и дает показания в суде в ходе уголовного разбирательства, скорее всего, заработает больше, чем тот, кто в основном занимается исследованиями.
Как стать криминальным психологом?Во-первых, вам необходимо получить аттестат о среднем образовании и степень бакалавра, желательно степень бакалавра психологии. Необходимо выйти за рамки степени бакалавра. Затем вам нужно получить аккредитованную степень магистра и, возможно, докторскую программу. Минимальный средний балл бакалавриата выше 3.0 (и, вероятно, намного выше), вероятно, необходим для поступления в программу магистратуры. Обратите внимание, что криминальная психология не признана областью специализации Американской психологической ассоциации (АПА). Это означает, что вы не сможете получить одобренную APA ученую степень в области криминальной психологии. Тем не менее, вы можете получить одобренную APA степень в области судебной психологии. Если вы не поступаете на программу судебной психологии, рекомендуется получить степень в области клинической психологии, а затем специализироваться на криминологии или судебной экспертизе. Хотя вы можете найти работу со степенью магистра, для поиска работы в качестве криминального психолога обычно требуется докторская степень (Psy.D). В большинстве штатов последним шагом является получение лицензии.
В наши дни все больше и больше онлайн-программ доступны для получения степени психолога. Эти онлайн-программы позволяют студентам учиться на неполный или полный рабочий день, в зависимости от того, что наиболее удобно.
Известные специалисты в области криминальной психологииХотя большинство криминальных психологов работают за кулисами, некоторые из них получили известность благодаря своей роли в задержании высокопоставленных преступников или их вкладу в криминальную психологию. Следует отметить, что хотя не все нижеперечисленные лица являются криминальными психологами по образованию, все они выполняли или в настоящее время выполняют работу, соответствующую криминальному психологу.
Хьюго Мюнстерберг
Мюнстерберг был пионером в области криминальной психологии. На рубеже 20-го века Мюнстерберг опубликовал On The Witness Stand, сборник эссе, в котором указывалось на присущую свидетельским показаниям ненадежность. Мюнстерберг показал, как психологические переменные могут мешать людям давать показания в судебных процессах. Изучение свидетельских показаний продолжилось в психологии, в частности, работами известного исследователя Элизабет Лофтус. Мюнстерберг также считается одним из первых, кто изучил важность выбора присяжных.
Томас Бонд
Считается, что Томас Бонд был первым криминалистом. Он был врачом, который исследовал улики жертв, которые, как считается, были убиты Джеком Потрошителем. На основании своего расследования он сделал определенные выводы о психологическом и физическом облике убийцы.
Дэвид Кантер
Дэвид Кантер помог британской полиции раскрыть знаменитое дело о железнодорожном насильнике в 1980-х годах. Считается, что он был первым человеком, который использовал профилирование для раскрытия убийств в Англии. Ему также приписывают создание исследовательской психологии, которая сочетает психологическое профилирование с данными, полученными в результате эмпирических научных исследований.
Саул Кассин
Научные исследования Кассина о ложных признаниях в настоящее время используются во всем мире для определения законности полицейского допроса и процесса признания. Он является выдающимся профессором психологии в Колледже уголовного правосудия Джона Джея. Кассин — почетный профессор Массачусетского колледжа Уильямс в Уильямстауне, Массачусетс.
Джон Дуглас
Джон Дуглас прославился, работая в отделе серийных преступлений ФБР. Он был профилировщиком, который работал над несколькими громкими делами о серийных убийцах, включая убийства детей в Атланте и убийцу из Грин-Ривер. Он был моделью Джека Кроуфорда в 9 лет.0007 Молчание ягнят, фильм, вызвавший огромный интерес к криминальной психологии. Нынешний сериал Netflix «Охотник за разумом » основан на его работе.
Важность криминальной психологииПреступление похоже на камешек в пруду, когда оно совершается, затрагивая множество людей. Поиск виновных и обеспечение точного и этичного судебного процесса никогда не были более важными. Благодаря их бесценной работе в криминальной психологии , криминальные психологи помогают правоохранительным органам задерживать ответственных лиц и помогают в дальнейшем обучении криминальному мышлению.
Где я могу изучать криминальную психологию?
По данным Национального центра статистики образования, около 40 университетов предлагают степень магистра и/или доктора философии. в криминальной психологии. Прежде чем поступать на программу получения степени по криминальной психологии, вы должны убедиться, что она аккредитована APA. В настоящее время APA является единственной организацией, уполномоченной аккредитовывать академические программы по психологии.
Сколько зарабатывают криминальные психологи?
Средняя годовая зарплата психологов-криминалистов составляет 54 000 долларов, хотя самые опытные могут зарабатывать до 113 500 долларов в год. Об этом сообщает сайт с отчетами о заработной плате Payscale.
Каковы перспективы работы криминальных психологов?
Бюро трудовой статистики США ожидает, что рабочие места для психологов, в том числе психологов-криминалистов, вырастут на 6% в период до 2031 года. Это примерно столько же, сколько в среднем по всем отраслям.
Каковы требования для того, чтобы стать криминальным психологом?
Если вы интересуетесь уголовным правосудием, но не хотите работать в правоохранительных органах, то стать криминальным психологом может быть для вас отличным выбором. Если ваша цель — стать криминальным психологом, то ваши первые шаги — получить степень бакалавра психологии или категорию психологии и степень магистра психологии. Аккредитованные программы повышения квалификации, одобренные Советом по здравоохранению и уходу (HCPC), готовят студентов к началу своей карьеры в качестве клинических криминальных психологов.
Связанные ресурсы:
- Что такое поведенческая психология?
- Что такое нейропсихология?
- Что такое психология цвета?
- Что такое психологическое консультирование?
- Что такое психологическое консультирование?
- Что такое психологическое консультирование?
- Что такое психология развития?
Стать психологом-криминалистом – Степени и школы [2023]
Что такое психолог-криминалист
Психолог-криминалист работает в области, которая объединяет психологию с областью уголовного правосудия. Криминальные психологи часто работают с представителями судебной системы, правоохранительных органов и других органов и предоставляют свои экспертные оценки по ряду направлений. Большая часть работы криминального психолога заключается в проведении исследований, оценке поведения и написании отчетов.
Криминальные психологи могут оценивать мысли и поведение уголовных преступников, определять способность обвиняемого предстать перед судом или давать экспертные показания во время судебного разбирательства относительно психического состояния обвиняемого во время совершения преступления.
Криминальные психологи могут также работать с жертвами преступлений, чтобы помочь им преодолеть травмы, связанные с их опытом. Многие криминальные психологи также работают с правонарушителями после того, как они были осуждены, чтобы помочь им реабилитироваться для возможного возвращения в общество в целом.
Чем занимается криминальный психолог?
Криминальные психологи работают в области криминалистики, применяя психологические принципы в системе уголовного правосудия. Большая часть их времени уходит на оценку обвиняемых и предполагаемых жертв.
Например, криминальный психолог может оценить подсудимого, чтобы определить его или ее способность предстать перед судом. Они также могут опросить жертву преступления, чтобы установить хронологию событий.
Предоставление экспертных показаний является еще одним основным направлением работы криминальных психологов. Работая в гражданских, семейных, уголовных и военных судах, криминальные психологи могут давать показания на слушаниях по делу об опеке о том, какой родитель, по их мнению, более подходит для опеки над несовершеннолетними детьми. Они также могут работать со свидетелями или потерпевшими, особенно с детьми, чтобы получить более четкое представление о том, что произошло, и о том, будет ли свидетель надежным в качестве свидетеля.
Криминальные психологи также могут давать показания в военных судах, рассказывая о душевном состоянии подсудимого во время предполагаемого преступления.
Психологи также могут использовать свой опыт работы в системе уголовного правосудия для оказания помощи адвокатам и суду. В процессе отбора присяжных психологи по уголовным делам помогают адвокатам определить, какие потенциальные присяжные заседатели наиболее подходят для данного дела.
Криминальные психологи также могут помочь прокурорам и защитникам определить, какие аргументы являются наиболее убедительными для обоснования их дела. В громких делах криминальному психологу также будет предложено провести исследование климата, чтобы определить уровень, в котором досудебная огласка повлияла на общественное мнение о деле.
Хотя психологи, специализирующиеся в криминальной сфере, могут проводить много времени в центре внимания зала суда, у многих из них нет таких гламурных обязанностей, как в популярных телевизионных шоу, таких как Мыслить как преступник, и Закон и порядок.
Очень немногие криминальные психологи работают профилировщиками в ФБР, и криминальные психологи не полагаются на догадки или чувства, как это часто бывает на телевидении. Вместо этого криминальные психологи полагаются на свое образование, обширную подготовку и эмпирические данные, чтобы прийти к обоснованным выводам.
Терапия обычно не входит в обязанности криминального психолога. Однако некоторые психологи предлагают терапевтические услуги лицам, которых суд принуждает к участию в лечении. Это может включать консультирование пар для родителей во время или после определения опеки, индивидуальное консультирование лица, признанного виновным в совершении преступления, или групповое консультирование людей, страдающих зависимостью.
Связанный : В чем разница между криминальной психологией и судебной психологией?
На самом деле сфера деятельности большинства криминальных психологов довольно узка. В отличие от своих коллег в области клинической психологии, которые работают с клиентом в течение длительного периода времени, чтобы добиться позитивных изменений в жизни, криминальные психологи сосредотачиваются на одном событии (например, конкретном преступлении) или конкретной задаче (например, преступлении). оценку психического здоровья) и сообщить о своих выводах.
Криминальные психологи также стремятся стать экспертами в очень специфической области, такой как виктимология, оценка химической зависимости или лечение сексуальных преступников.
Психологи-криминалисты могут также попытаться объяснить, почему некоторые люди, подвергшиеся воздействию определенных факторов и стимулов, становятся преступниками, а другие, подвергшиеся такому же набору обстоятельств, не становятся преступниками.
Где работают криминальные психологи?
Криминальные психологи обычно работают в:
- Суды
- Сфера социальной работы
- Исправительные учреждения
- Академические институты
- Правоохранительные органы
- Центры психического здоровья
- Частное консультирование
- Местное, государственное и федеральное правительство
Каковы требования, чтобы стать криминальным психологом?
Чтобы стать криминальным психологом, вам, как правило, необходимо выполнить следующие требования:
- Получить степень бакалавра
- Получите степень магистра в области криминальной, судебной, клинической психологии или смежных областях
- Получить докторскую степень в области криминальной, судебной, клинической психологии или смежных областях
- Пройти стажировку
- Выполнить требование опыта работы под наблюдением
- Сдать ЕППП и госэкзамены
- Полная проверка биографических данных
- Выполнение дополнительных требований на уровне штата (если таковые имеются)
- Подать заявку на получение лицензии
Степени бакалавра психолога-криминалиста
Чтобы стать психологом-криминалистом, нужно начать со степени бакалавра в области психологии, консультирования или смежных областях.
Эти четырехлетние программы направлены на развитие общих знаний и навыков в области психологии.Степени в области криминальной психологии как таковые недоступны на уровне бакалавра, и лишь немногие из них имеют степень магистра. Для начала, вероятно, лучший вариант — получить четырехлетнюю степень бакалавра в области судебной психологии. Еще один хороший вариант — специализироваться в области психологии и второстепенной или двойной специальности в области уголовного правосудия.
Типичные курсы для получения степени бакалавра в области судебной психологии включают:
- Введение в уголовное правосудие
- Введение в психологию
- Введение в анатомию и физиологию
- Преступления против детей
- Право, правосудие и семья
- Судебно-медицинская экспертиза
- Статистика для психологии
- Научные исследования в области психологии
- Аномальная психология
- Психология личности
- Социальная психология
- Когнитивная психология
Ученая степень психолога-криминалиста
Чтобы продвинуться по служебной лестнице, необходимо поступить в аспирантуру и получить степень магистра психологии. Многие школы могут предлагать специальные курсы в области криминалистики, которые готовят выпускников магистратуры к работе начального уровня в области криминологии, криминалистики и уголовного правосудия.
Как и в других областях психологии, обычно требуется докторская степень, аккредитованная APA, чтобы получить доступ к наиболее востребованным вакансиям в области криминальной психологии. В зависимости от выбранной вами программы вам необходимо будет пройти 1-2 профессиональные стажировки во время вашей докторской программы.
Кроме того, в основном требуется специализация в области криминалистики, клинической медицины, психического здоровья или судебной психологии . Вы можете запросить дополнительную информацию в популярных аккредитованных университетах, перечисленных ниже.
Психологи с опытом работы в области психического здоровья, клинической психологии, экспериментов или нейропсихологии также могут перейти в криминальную психологию.
Другой популярный вариант — получить совместную степень, результатом которой станет докторская степень. в психологии и JD в области права. Эти программы, которые доступны в Университете Аризоны, Университете Дрекселя и Стэнфорде, и это лишь некоторые из них, позволяют студентам засчитывать курсовую работу для обеих степеней, чтобы сократить общее количество времени, которое студенты должны посвятить получению своих степеней.
Например, Стэнфорд позволяет студентам подавать до 54 четвертных единиц на обе степени, что означает, что студент может получить как степень доктора философии, так и степень доктора философии. и степень доктора права в течение 3-4 лет после начала обучения в докторантуре.
Клинический опыт психолога-криминалиста
Многие программы для выпускников психологии требуют, чтобы студенты прошли клинические часы под наблюдением, в течение которых они могут работать с клиентами и приобретать практический опыт.
Лицензия и сертификация психолога-криминалиста
Хотя лицензионные требования варьируются от штата к штату, человек должен иметь лицензию, чтобы заниматься практикой. В большинстве штатов требуется докторская степень, аккредитованная APA. для получения лицензии.
Независимо от требований к степени, все штаты требуют, чтобы лицензированные психологи прошли определенное количество предварительных часов практики под наблюдением (под руководством лицензированного психолога) для получения лицензии. Также необходимо постоянное профессиональное развитие для поддержания этой лицензии.
Сертификация судебной психологии предлагается Американским советом профессиональной психологии (ABPP). Вы можете подать заявку на сертификацию после получения докторской степени. Требования для получения этих сертификатов:
- Степень доктора психологии
- Действующая лицензия на работу психологом
- Сдать письменные и устные экзамены
- Успешное голосование Совета
- В целом хороший характер
Сколько времени нужно, чтобы стать криминальным психологом?
Чтобы стать криминальным психологом, обычно требуется около 10-12 лет. Это включает в себя получение степени бакалавра (4 года), магистра (2 года) и доктора психологии (4-6 лет) с последующей специальной подготовкой и опытом работы в области криминальной психологии.
Что нужно, чтобы стать криминальным психологом?
- Знания в области психологии и права: Криминальные психологи хорошо подготовлены как в юридических вопросах, так и в принципах человеческого поведения. В результате они должны быть экспертами в области психологии, права, а часто и криминалистики.
- Полное управление психологическими тестами: Также необходим опыт в проведении психологических тестов и изучении результатов этих тестов.
- Законы о психическом здоровье: В сфере права криминальные психологи должны отлично разбираться в законах о психическом здоровье. Также необходимо знание законов штатов, прецедентного права и судебных процедур.
- Исключительные коммуникативные навыки: Криминальные психологи должны уметь эффективно общаться с другими, в том числе активно и эмпатически слушать. Поскольку криминальные психологи часто дают показания в суде, отличные навыки публичных выступлений и способность сохранять спокойствие в напряженных ситуациях являются чрезвычайно полезными навыками.
- Организационные навыки: Как и клинические психологи, психологи-криминалисты должны уметь вести записи в организованном порядке и работать с людьми из самых разных групп и слоев общества уважительно и беспристрастно.
- Способность завоевать доверие: Способность установить доверительные отношения с ответчиком и другими заинтересованными сторонами в деле также чрезвычайно важна.
- Настроение на исследования: Безупречные исследовательские навыки также обязательны. Способность эффективно проводить исследования прошлых дел, изучать улики и проводить интервью — важные навыки.
- Внимание к деталям: Точно так же важны внимание к деталям и способность распознавать модели поведения.
Является ли криминальная психология хорошей специальностью?
Криминальная психология может быть полезной и интересной областью изучения для людей, которые заинтересованы в понимании не только криминального мышления, но и системы уголовного правосудия.
Специальность в области криминальной психологии может обеспечить прочную основу для принципов и теорий психологии, связанных с преступным поведением. Это также может обеспечить понимание системы уголовного правосудия и правовой системы. Это двойное знание может быть чрезвычайно полезным в различных профессиях в системе уголовного правосудия, таких как судебная психология, правоохранительные органы, уголовное расследование и консультирование по исправительным учреждениям.
Криминальная психология, по сути, является междисциплинарной областью, и студенты обычно проходят курсы по психологии, консультированию, социологии и уголовному правосудию, чтобы понять, как эти области взаимосвязаны, а также как их можно использовать для понимания преступного поведения.
Студенты также изучают такие темы, как психологическая оценка, судебная психология и методы исследования, которые могут быть применены к преступному поведению в рамках системы уголовного правосудия.
Однако стоит отметить, что карьера в области криминальной психологии может быть конкурентоспособной, и, как упоминалось выше, профессионалы обычно получают ученую степень, чтобы быть конкурентоспособными в этой области.
Кроме того, полезно знать, что исследования в области криминальной психологии часто охватывают деликатные темы и могут касаться травмирующих материалов. Поэтому для студентов важно оценить, готовы ли они эмоционально справиться с содержанием, прежде чем приступить к изучению основного предмета.
Криминальная психология — это сложно?
Уровень сложности специальности криминальная психология зависит от интеллекта, интересов, способностей и общих привычек человека. Как и любая другая специальность, криминальная психология также требует значительных усилий, как с точки зрения времени, так и усилий, чтобы понять материал и хорошо работать на курсах.
Как упоминалось выше, криминальная психология по существу является междисциплинарной областью, которая требует знания психических, психологических и криминологических теорий, методов и исследований. Это может потребовать значительного количества чтения и письма, чтобы понять различные концепции, идеи и теории.
Кроме того, в зависимости от программы получения степени от студентов может потребоваться исследование существующих исследований, анализ данных, а затем разработка собственных исследований
Также важно отметить, что область криминальной психологии может быть эмоционально требовательной, поскольку она обычно имеет дело с такими сложными темами, как насилие, жестокое обращение и травмы. Студентам может потребоваться проанализировать тематические исследования и другие материалы, связанные с этими темами, что может их беспокоить.
Курсовая работа и исследования в области криминальной психологии могут быть сложными, однако это верно для большинства специальностей в области психологии. Это требует от студентов изучения, анализа, понимания и сравнения широкого круга концепций и теорий.
Короче говоря, криминальная психология может быть сложной специальностью, однако при самоотверженности и тяжелой работе она также может быть очень выгодной как в финансовом, так и в личном плане для тех, кто интересуется этой областью.
Теперь все, что вам нужно сделать, это запросить дополнительную информацию в популярных аккредитованных университетах, перечисленных ниже!
Что такое перспектива трудоустройства для криминальной психологии?
Перспективы карьеры в области криминальной психологии сильны. По данным Американской психологической ассоциации, потребность в экспертах в области криминальной психологии резко возросла после того, как в 1962 году суд постановил, что психологи могут давать экспертные заключения в суде.
Хотя в последние годы криминальная психология стала популярной областью изучения благодаря телевидению и массовой культуре, спрос на квалифицированных криминальных психологов по-прежнему намного превышает предложение.
Хотя Бюро трудовой статистики не предлагает подробностей в области криминальной психологии конкретно, оно отмечает, что в психологии в целом к 2031 году ожидается двузначный рост числа рабочих мест.
Сколько зарабатывает психолог-криминалист в год ?
По данным ZipRecruiter, по состоянию на март 2023 года средняя годовая зарплата криминального психолога составляет 92 776 долларов. Тем не менее, диапазон заработной платы простирается от 40 000 долларов в год до значительно более 190 000 долларов в год.
Два основных фактора определяют доход психолога-криминалиста. Наибольшее влияние на заработную плату оказывает время, которое человек проработал в этой сфере. Город/штат, в котором человек работает, также будет иметь большое влияние на оплату труда.