Ум Википедия
Ум — это совокупность способностей к мышлению[1], познанию[2], пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо[3].
Ум определяется ощущениями, эмоциями, пониманием, памятью, желаниями, индивидуальными особенностями и мотивами, а также подсознанием[3]. В русском языке термин прослеживается со времени «Слова о полку Игореве» (Спала князю умь похоти или туга умь полонила). В синодальном переводе Библии словом ум (ум Божий) переводится то, что в церковнославянском обозначено как сердце (лат. cor) (Иез. 28:2). Однако термин ум (оумъ, лат. sensum) встречается и в церковнославянском переводе Библии (1Кор. 2:16; 1Кор. 14:20; Фил. 4:7). Ум (лат. mens, др.-греч. νοῦς) противопоставляется духу как способность понимания (1Кор. 14:14). Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина «читта», английского mind и немецких терминов geist (дух)
К латинским синонимам может быть отнесён «интеллект» (от лат. intellectus «понимание, познание») — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно[5].
Часто умами называют учёных, нобелевских лауреатов, советников, аналитиков и специалистов, которые занимаются умственным трудом[6][7][8].
Считается, что среди всего наблюдаемого, ум я
ru-wiki.ru
Что такое ум? Понятие и признаки ума. УМ это что такое УМ: определение — Философия.НЭС
Оглавление
Слова «ум», «разум» и «рассудок» очень часто употребляются как синонимы, и во многих жизненных ситуациях такое словоупотребление оказывается вполне приемлемым, однако при более глубоком взгляде на человека их различение оказывается важным, а в православной духовной традиции – необходимым. Нашей целью является общий обзор содержания этого терминологического ряда в православной аскетической традиции и предоставление его уважаемым читателям для сопоставления и размышления в контексте жизненного и профессионального опыта каждого человека.
Предыстория вопроса
Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.
В античности первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что один способ мышления позволяет видеть частное, а другой возвышает до целостного. Первое – это рассуждение, оно менее совершенно, ограниченно, человек в этом случае не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция – составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее.
Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность. Ибо святоотеческое учение основано не на абстрактном теоретизировании, а на реальном опыте духовной жизни, и каждое понятие, каждое смысловое различение выстрадано собственной жизнью православных подвижников.
Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.
Это разнообразие терминологических пар может несколько дезориентировать неподготовленного читателя, но желающим ознакомиться с христианской антропологией следует помнить, что терминология в этой сфере не оформлена, поэтому понимание святоотеческих текстов не должно быть буквальным, формальным. Чтение и понимание творений святых отцов – это особый вид духовной деятельности, который возможен, только если читатель сам укорен в Священном Предании Православной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «
Рассудок
Слова «рассудок», «рассуждение» (διάνοια, λογική) часто встречаются в книгах Ветхого и Нового Завета и обозначают душевную деятельность человека, в ходе которой производится анализ событий, личного опыта и других фактов, чтобы сделать выводы, принять решение. В этой деятельности человек опирается на свои естественные силы. Если быть точнее и вспомнить святоотеческое учение о трех силах души, то рассудок и рассуждение – это проявление высшей силы души – разумной.
Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям.
Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром.
Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным (; ; ; и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» (; ; ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить:«Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность
» (; Ср.: ; ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (; ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.Разумная сила души проявляет себя через мышление (διάνοια) и действует через мысль или, как говорили святые отцы, внутреннее слово . Преподобный так характеризует внутреннее слово:«Внутренний логос сердца есть то, чем мы размышляем, судим, составляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста произносили слова» .
Понятие о мысли четко отличается святыми отцами от понятия «помысл » или «помышление» (λογισμός). Помысл – это непроизвольная мысль, побуждающая человека к действию. В отличие от мысли, которая есть результат сознательной интеллектуальной работы, помысл имеет различные неосознаваемые человеком причины появления. У людей после грехопадения сознание заполнено множеством помыслов. Люди пытаются разобраться в них или осуществить их. Эта внутренняя работа требует немалых душевных сил, но она не является прямым проявлением рассудка или мышлением по сути, ибо исходный мысленный объект не порожден сознательной деятельностью собственного разума. Человек тратит силы, чтобы разобраться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправд
criptopia.ru
Ум что это? Значение слова Ум
Значение слова Ум по Ефремовой:
Ум — 1. Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной деятельности. // Большая проницательность, незаурядный и тонкий разум. // Определенный склад мышления, особенности миропонимания. // разг. Здравый смысл, определяющий разумное поведение (в противоположность чувству).
Значение слова Ум по Ожегову:
Ум — Такая способность, развития в высокой степени, высокое развитие интеллекта
Ум О человеке как носителе интеллекта
Ум Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни
Ум в Энциклопедическом словаре:
Ум — способность мышления и понимания. В истории философии — то же, чторазум, дух. в древнегреческом языке этому понятию соответствует нус, влатинском — интеллект.
Значение слова Ум по словарю синонимов:
Ум — разум
рассудок
интеллект
Значение слова Ум по словарю Ушакова:
УМ
ума, м. 1. только ед. Мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности. Кто обуял твой дивный ум? Пушкин. Что нужды мне в твоем уме? Пушкин. Дураку не ум помешал. Пословица. чем книга нашпигована, постигнуть нет ума. Некрасов. От его пытливого ума ничто не могло скрыться. А. Н. Толстой. У него блестящий, тонкий, острый, проницательный, светлый ум. человек большого ума. Склад ума. || употр. для обозначения большой проницательности, большого и тонкого разума. Петр Иванович был человеком с умом и тактом, не часто встречающимся. Гончаров. || сознание. Ум его утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей. Гончаров. Пофилософствуй — ум вскружится. Грибоедов. В здравом уме и твердой памяти. || чаще мн. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества. общество, люди, как носители каких-н. представлений, умственных интересов, просов. Умы людей не время волновать нежданною, столь важной новизною. Пушкин. Брожение в умах. Направление умов. Настроение умов. 2. перен. человек, характеризуемый его умственными, интеллектуальными способностями. Он — блестящий, тонкий, острый, проницательный, светлый ум. Ограниченный ум. В натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума. Гоголь. || Выдающийся человек, мыслитель, ученый. Лучшие умы человечества. без ума (быть) от кого-чего (разг.) — в восторге, в восхищении от кого-чего-н. От твоих прелестных песен все пастушки без ума. Крылов. без ума (делать что-н.) — противоп. с умом (см. ниже). браться (взяться) за ум — см. браться. В своем уме (разг.) — в здравом задний. И в уме нет или не было чего (разг.) — и не думал о чем-н., не предполагал. Из ума вон Что у кого (разг. фам.) — совсем забыл, не осталось в памяти. — Что бишь я хотела сказать? Из ума вон… Вишь нынче какая память у меня. Гончаров. Из ума нейдет или не итти с ума — см. итти. короткий ум (разг.) — см. короткий. На уме или в уме у кого (разг.) — в мыслях, в кругу интересов, внимания кого-н. Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме. Грибоедов. Всё служба на уме. Грибоедов. На ум наставить кого (разг.) — научить, как правильно действовать, поступать. Ну, брат, спасибо, Что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. А. Островский. Не моего (твоего, его, нашего и т. д.) ума дело (разг. фам.) — я (ты, он, мы и т. д.) ничего в этом не понимаю. — Не моего ума это дело. Еще напорчу, пожалуй. Мельников-Печерский. От большого ума (разг. ирон.) — по глупости. А он от большого ума возьми да и ляпни. Повредиться в уме (простореч.) — помешаться, Сойти с ума. Я точно в уме повредился. Тургенев. Поврежденный в уме (разг.) — ненормальный, помешанный, сумасшедший. А вы заметили, Что он в уме серьезно поврежден? Грибоедов. Прийти (взбрести) на ум или в ум Кому (разг.) — 1) с инф. о появлении желания, намерения сделать что-н. Зубастой щуке в ум пришло за кошачье приняться ремесло. Крылов. Кому же в ум придет на желудок петь голодный. Крылов. 2) Что, представить Себе. Ему пришла на ум странная мысль. раскинуть умом — см. раскинуть. Свести с ума кого — 1) довести до сумасшествия, до потери рассудка. 2) перен. увлечь, пленить, довести до самозабвения. Вот нехотя с ума свела! Грибоедов. — Ну, Катя! чудо сарафан! Он всех с ума сведет! Некрасов. Себе на уме — см. себя. Сойти (спятить, свихнуть, своротить, спрыгнуть и т.п.) с ума — стать сумасшедшим, помешанным, лишиться разума, рассудка. В его лета с ума спрыгнул. Грибоедов. Чуть с ума не своротил. Пушкин. Ты… либо пьян, либо вовсе с ума свихнул. А. Островский. — Ты никак с ума сошла! Разве не знаешь, Что Сашенька почивает? Гончаров. С умом (делать что-н.) — рассудительно, разумно, с пониманием. Когда перенимать с умом, тогда не чудо и пользу от того сыскать, а без ума перенимать, и боже сохрани, как худо! Крылов. Сходить с ума непостижимо — см. непостижимый. Уму помрачение — см. по ком или по кому-чему (разг.) — очень увлекаться кем-чем-н., быть в восторге, восхищении от кого-чего-н. терять ум (разг.) — лишаться способности здраво, разумно поступать, терять голову. Ты, девка, люби, да ума не теряй. А. Островский. Ум-разум (в разг. и нар.-поэт. выражениях: уму-разуму учить, уму-разуму набраться, ума-разума не приложу и т. п.) — употр. в знач. ум, сообразительность, разум. Ума не приложить (разг.) — не догадаться, не понять, не сообразить чего-н. И, бедняжка! ума не приложит, отчего он так скоро сгорел. Некрасов. — Да чем же ситцы красные тут провинились, матушка? Ума не приложу! Некрасов. Что делать, я и ума не приложу. Зощенко. Ума палата — см. палата. Ум за разум заходит — см. разум. Уму
Значение слова Ум по словарю Даля:
Ум
м. общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить. это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти. в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная, об
Ум
математический, логичный, способности, направленье ума. Быть в уме, в полном уме, в своем уме, в памяти, сознании, рассудке. Сойти, спятить с ума, лишиться ума, помешаться, свести кого с ума, обаять, прельстить чем, заставить дурить. Быть
Значение слова Ум по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ум — I. В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений: 1) восприятия и их интеллектуальную переработку, 2) изменения эмоционального равновесия. 3) волевые импульсы. Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что мы не знаем состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно. но возможность различного количественного и качественного их комбинирования и невозможность сведения одного из них к другим заставляет нас различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет, никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первая из основных групп психических процессов носит название У., умственной или познавательной деятельности. Разнообразие явлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объема понятия «ум» и отождествлению с ним всей совокупности явлений сознания. с другой стороны, та роль, которую в интеллектуальной деятельности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприятия, ведет к вносящему такую же сбивчивость сужению объема понятия и отожествлению «У.» с этими процессами, совокупность которых мы обнимаем именем рассудка, разума и т. д. Трехчленное деление получило в психологии всеобщее распространение сравнительно недавно, благодаря, главным образом, Канту. Изучать умственную деятельность можно или в её элементах (см. Восприятие, Внимание, Ассоциации, Память, Рассудок, Разум, Суждение), или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальную индивидуальность. Характерная особенность нашего сознания состоит в том, что из бесчисленного множества явлений внешнего мира материал для умственных операций доставляет только ничтожная часть — явления, могущие быть воспринятыми при посредстве наших органов чувств. Можно представить себе душевный мир, область восприятия которого ограничена почти исключительно осязательными впечатлениями (слепая и глухонемая Лаура Бриджмен). при этих условиях возможно образование довольно сложных представлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительной односторонностью. Из восприятий зрительных и слуховых большее значение для умственного развития имеют, по-видимому, послания, вследствие тесной связи их со звуковой речью, которой главным образом мы обязаны возможностью пользоваться умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования., остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависит от более общего поражения мозга. Но и при полной невредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие, входят в наше сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственной переработке. Большая часть получаемых нами ежедневно впечатлений для этого слишком неясны и расплывчаты. Для того, чтобы они стали восприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условия интеллектуального свойства, определяющие интеллектуальную индивидуальность. Впечатления становятся ясными восприятиями только в том случае, если они встречают в нашем сознании своего рода резонаторы, в виде содержащихся в нем образов воспоминания, совместное возбуждение которых усиливает чувственное раздражение (апперцепция). Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником. То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, напр., выставки машин. Единичные сильные впечатления могут при этом еще проникать в сознание, но они в нем не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки. В таком положении, по отношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознание ребенка в первое время по его появлении на свет. Пока впечатления внешнего мира не образовали еще никаких прочных следов для воспоминаний, до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которой все последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственными приобретениями предшествующего времени. Даже тогда, когда часто повторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребенка прочные следы, число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так же скудны и односторонни восприятия дикаря. Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира. Самым важным следствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятия является возможность выбора между действующими на нас впечатлениями. Содержание сознания ребенка находится в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки. на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо от внутренней связи явлений. У взрослых, напротив того, процесс восприятия все более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся из личного душевного опыта. Нами воспринимаются предпочтительно те впечатления, которые находят отзвук в накопленных нами представлениях и ассоциациях их. каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливает отзывчивость, так что, наконец, самый легкий намек на близкое нашему интеллектуальному миру впечатление вызывает ясное и отчетливое восприятие. Этим путем поддерживается единство нашей личности, создается интеллектуальная индивидуальность. Из сказанного ясно, какое выдающееся влияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память (см. Память). Ходячее представление, противополагающее развитие памяти умственному развитию, основано на недоразумении. Наши воспоминания не только образуют ту сеть, в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор тех восприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений. Они влияют не только на количество, но и на качество получаемых восприятий. Мы видим в фетише не то, что видит в нем африканский дикарь. апперципируемый объект изменяется под влиянием «апперципирующей массы», как и сам он ее видоизменяет, входя с ней в сочетание. Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивного паралича ведет к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальной индивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом и остающихся без дальнейшей переработки. То противопоставление памяти умственному развитию, о котором мы упомянули, основано на отожествлении памяти вообще с некоторыми специальными ее видами. При привычке к отвлеченному мышлению могут, напр., ослабевать конкретные воспоминания, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты. на крайних степенях этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком. На этих ступенях возможно то явление, которое Гете охарактеризовал в словах: «Wo die Begriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein», т. е. возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, — подводный камень, о который так часто разбивались философские умозрения. Нельзя, однако, выводить отсюда заключение неблагоприятное для памяти вообще. наоборот, отвлеченное мышление предполагает наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний. Другим важным фактором, влияющим на течение умственной деятельности, является внимание (см. Внимание). Оно оказывает влияние уже на процессы восприятия, повышая нашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которые оно направлено. Еще более значительной является его роль в процессах переработки восприятий. Если воспринимаются только впечатления, находящие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознания, то связь эта во всяком случае обоюдна, и восприятие оживляет в нашем сознании только созвучные следы прежнего душевного опыта. Подобных созвучных следов в развитом сознании каждое восприятие находит так много, что исходящее из него непроизвольное течение представлений может принимать крайне разнообразный и иногда совершенно беспорядочный характер. Последнее наблюдается в тех случаях, когда, под влиянием усталости, мы «даем полную волю» нашим ассоциациям представлений. в сознании проносятся тогда хаотические обрывки представлений, соединенные между собой часто только случайною внешней связью и заводящие нас так далеко от исходного пункта наших размышлений, что, сделав усилие над собой для обозрения пройденного нами пути, мы становимся в тупик перед зигзагами наших представлений. В еще более резкой форме это наблюдается при «вихре идей» у душевнобольных. Внимание вносит в течение наших представлений планомерность. неизвестным нам ближе путем оно, при посредстве созвучных с данным восприятием «резонаторов», усиливает все соответствующее планам, желаниям и потребностям личности и таким образом создает для течения представлений определенные рамки. Устойчивость внимания, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому, ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины и устойчивости ее эмоций, — а последнее определяется существованием в сознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей. этим, вероятно, объясняется, что способность к глубокому сосредоточению внимания часто наблюдается у «узких» и «односторонних» людей. Сочетание способности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностью идейного содержания сознания дает гениев. Ошибка, часто совершаемая людьми, говорящими о «рассеянности» ученого и о «рассеянности» ребенка, отвлекающегося от занятий по поводу всякого пустяка, зависит от смешения двух прямо противоположных явлений: в последнем случае мы имеем перед собой полную неспособность сосредоточить на чем-либо внимание (явление, часто наблюдаемое и у взрослых под влиянием усталости), во втором — такое глубокое сосредоточение внимания на внутренней работе, что посторонние ей предметы не в состоянии достигнуть сознания. На высших степенях этого состояния перед заполняющей все сознание умственной работой может отступить на задний план даже смертельная опасность (предсмертные минуты Архимеда). Третьим моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности. Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни. Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно при занятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время — как показали новейшие исследования, — имеет, подобно памяти и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальной индивидуальности в качестве одного из существенных ее признаков. Особый вид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связи с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отождествляющей гений с психозом, так как гениальность часто сопровождается резко выраженной нервно- и психастенией. Завися от усиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, эта утомляемость не исключает — при благоприятных условиях — возможности крупной по своему объему работы. — На эмоции интеллектуальная деятельность оказывает умеряющее влияние. представление, соединенное с яркой эмоцией, вступая в ассоциацию с другими рядами представлений, находит среди них представления, связанные с иными чувствованиями, нейтрализующими до известной степени первоначальную эмоцию. Но в то же время она углубляет их: если с одним из членов сложной ассоциации связана пережитая нами когда-то эмоция, то чем разнороднее и сложнее ассоциация, тем чаще по самым разнообразным поводам будет возникать у нас в памяти воспоминание об этой эмоции. Распространенное представление о том, что «образование не делает людей более счастливыми» имеет, поэтому основание, если критерием счастья считать непосредственную жизнерадостность, а не интенсивность и полноту душевной жизни: дикари и дети, с их неразвитой памятью, непосредственнее и жизнерадостнее, чем образованный человек, сохраняющий воспоминания о прошлых страданиях, окрашивающие оттенком грусти и заботы думы о будущем. Эмоции первых ярче, но поверхностнее. В качественном отношении интеллектуальная деятельность влияет особенно на расширение симпатических чувствований. влияние ее в этом отношении так резко, что известную формулу: «Все понять, значит все простить», можно было бы с полным правом парафразировать так: «Все познать, значить все полюбить». Интеллектуальная деятельность сопровождается особыми «интеллектуальными эмоциями». Подобно другим высшим эмоциям, интеллектуальные эмоции уступают по своей интенсивности низшим в момент их появления, но характеризуются несравненно большей способностью к возобновлению. Сопровождая почти беспрерывно наше мышление в течение всей жизни, они у личности с широко развитой умственной деятельностью придают основному фону душевного настроения устойчивость и ровность и могут исчезнуть только под влиянием исключительно тяжелых потрясений, надламывающих психическую индивидуальность. Относительно наших реакций на внешние впечатления умственная деятельность оказывает резко задерживающее влияние. В этой задержке и смысл ее возникновения в филогенезе органического мира, в качестве одного из механизмов приспособления организмов к более сложной среде. Кроме простых впечатлений, вызывающих даже у современного человека простые рефлексы (рефлекторный кашель при попадании в дыхательное горло инородного тела, рефлекторная рвота и т. д.), на организм действуют явления, слагающиеся из ряда последовательных впечатлений. Функция умственной деятельности и состоит в том, чтобы задержать реакцию при воздействии первого из этих впечатлений, дать возможность подействовать следующим впечатлениям, дать возможность сочетаться новым восприятием с воспоминаниями о прежнем опыте и выработать целесообразную и планомерную реакцию. Выработанные при посредстве сознания сложные ряды реакций на сложные ряды впечатлений превращаются благодаря навыку в инстинктивные, т. е. протекающие настолько быстро, что обычно они не проникают в сознание и подходят к типу рефлекса. Умственной деятельности настолько присуща склонность к задержке реакций, что при одностороннем направлении душевного развития только в сторону воспитания У. легко возникают явления «паралича» или, вернее, «недоразвития воли». Нормальный ряд психических процессов (восприятие, интеллектуальная переработка, волевая реакция) часто не совершается в полном виде или под влиянием пассивной мечтательности, или вследствие того, что воспитание заменяет самодеятельность дисциплиной и ставит рефлекторное исполнение приказания на место волевого акта, вытекающего из интеллектуальной работы личности. Отсюда может произойти то странное разъединение интеллектуальной и волевой сфер, которое так часто поражало моралистов и нашло себе выражение в известном стихе: vid é. o meliora proboque, deteriora sequor. Действия личности определяются при этом по преимуществу принявшими инстинктивный характер привычками и не имеют опоры в ее интеллектуальном мире, знаниях, убеждениях и взглядах. Переход интеллектуального процесса в волевой импульс возможен только при известной энергии первого, поэтому подобное явление наблюдается даже у людей с развитой волей в моменты усталости и представляет один из стойких симптомов неврастении, отражающейся не столько на качестве, сколько на энергии умственных процессов. О различном значении термина ум см. Эйслер, «W ö. rterb. d. Philosoph. Begriffe», слова Vernuft, Verstand, Intellect (Б., 1898). П.
Определение слова «Ум» по БСЭ:
Ум — характеристика способности мышления и понимания. В истории философии — то же, что разум, дух. славянский перевод древнегреческого философского понятия Нус (лат. — Интеллект).
xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai
Что такое ум? Что такое ум?
Ум — это познавательные и аналитические способности человека. В русском языке прослеживается со времени Слова о полку Игореве (Спала князю умь похоти или туга умь полонила). В синодальном переводе Библии словом ум (ум Божий) переводится то, что в церковнославянском обозначено как сердце (лат. cor) (Иез. 28:2). Однако термин ум (оумъ, лат. sensum) встречается и в церковнославянском переводе Библии (1Кор. 2:16; 1Кор. 14:20; Фил. 4:7). Ум (лат. mens, др. -греч. νοῦς) противопоставляется духу как способность понимания (1Кор. 14:14). Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина читта, английского mind и немецких терминов geist (дух) [1]. Слово «ум» использовано при переводе сочинения Декарта «Правила для руководства ума» (Regulae ad directionem ingenii). К латинским синонимам может быть отнесён «интеллект» (от лат. intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Часто умами называют учёных, нобелевских лауреатов, советников, аналитиков и специалистов, которые занимаются умственным трудом. К параметрам, составляющим отличительные особенности умственной системы человека, относят: объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике, многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации, сознание, память. Выделяются биофизические параметры «умственной энергетики»: количество информации, ускорение (частота, скорость) и расстояние её передачи, — с объединением их в «формулу ума» [10]. Место «ума» в сознании В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений: Восприятия и их умственную переработку; Изменения эмоционального равновесия; Волевые позывы. Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что неизвестны состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различного количественного и качественного их сочетания и невозможность сведения одного из них к другим заставляет различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет, никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первая из основных групп психических процессов носит название ум, умственной или познавательной деятельности. Разнообразие явлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных умственных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объёма понятия «ум» и отождествлению с ним всей совокупности явлений сознания; с другой стороны, та роль, которую в умственной деятельности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприятия, ведёт к вносящему такую же сбивчивость сужению объёма понятия и отождествлению «Ума» с этими процессами, совокупность которых называется рассудком, разумом и т. д. Трёхчленное деление получило в психологии всеобщее распространение благодаря, главным образом, Иммануилу Канту. Изучать умственную деятельность можно или в её элементах (Восприятие, Внимание, Ассоциации, Память, Рассудок, Разум, Суждение), или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют умственную индивидуальность.
Это такое такое такоетакое….
Это что-то неизвестное и непостижимое…
Все знают, что ум есть, но никто его не видел, не трогал, только наблюдал его следствие…
Не ум а сознание
условное обозначение способности мыслить
Это правильное использование мозга
Ум — это то, ограничивает наше сознание!
что такое ум? читайте здесь <a rel=»nofollow» href=»http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/u/chto-takoe-um» target=»_blank»>http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/u/chto-takoe-um</a>
touch.otvet.mail.ru
Значение слова ум. Толкование, определение слова ум: что это такое
Ум математический, логичный, способности, направленье ума. Быть в уме, в полном уме, в своем уме, в памяти, сознании, рассудке. Сойти, спятить с ума, лишиться ума, помешаться, свести кого с ума, обаять, прельстить чем, заставить дурить. Быть от чего, от кого без ума, слепо предаться кому. Сходить с ума по ком, по чем, стремиться к одному, безотчетно и нередко безрассудно. Горе от ума, от ума строптивого, самовластного. Пришло, взбрело на ум, вздумалось, вспомнилось. Ум с сердцем не владу, рассудок с волей. Делай с умом, рассудительно. Ум разбивает, сев. не пойму, не понимаю. Считать на- умах, на память, без счетов и записки. Держать в уме, помнить. На уме вертится, а не вспомню! За добра ума, впору, вовремя, загодя, предвидя худо. Я за добра ума убрался. И с умом, да с сумой. Ум хорошо, а два лучше того. Ум хорошо, два лучше, а три — хоть брось. Сто голов, сто умов. Ум с умом сходилися, дураками расходилися. Всяк своим умом живет. Чужими умами только бураки подшивают. На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом. Чужим умом жить — добра не нажить. Чужой ум до порога. Чужой ум не попутчик. Я на уме у него не бывал. Брат он мой, а ум у него свой. Что в руках у брата, вижу: что на уме, не вижу. Брата родного знаешь, а ума его не знаешь. Ум на ум не приходится. Дал бы ума, да своею мало. Своим умком своим домком. На доброе дело ума не станет, а на худое станет. И с умом воровать — беды не миновать. Это не бьют, а ума дают. За дело побить уму-разуму учить. Ума дадут (побьют), не воз навьют (или: не весь вобьют, т. е. сразу не поумнеет). Благодарим покорно за ум (говорить после показания). Держи на уме (помни) — коли есть на чем! Голодной куме хлеб на уме. Что на уме, то и на языке. Пьян без ума — недиви на него! Не жаль вина, жаль ума. Пьян бывал, а ума не пропивал. Кума, сойди с ума: купи вина! И от ума сходят с ума. От большого ума сходят с ума. От ума сходят с ума, а без ума не сойдешь с ума. От мила отстать- в уме не устоять. Мужа чтут за разум, жену по уму (т. е. по рассудку). Женский ум лучше всяких д ум. Женские умы — что татарския сумы (переметный). Молоденький умок, что весенний ледок. Из ума выжить (одуреть годами). Молод годами, да стар умом. Ум бороды не ждет. Старость придет — веселье на ум не пойдет. Без ума торговать, только деньги терять. Кабы у немца напереди, что у руского назади (ум)! Родится Тит, широкий ум (предсказание о рождении Ивана Вас. Грозного). По платью встречают, а по уму провожают. Пророк Наум наставляет на ум (отдают в ученье детей 1 декабря.). Богу молись, а добра ума держись. Ума на деньги не купишь-у кого денег нет. Пьяным умом города берет, а проспится, подгородков нет! Дай Бог, чтоб пилось, да елось, а служба и на ум не шла (солдат.). Невеста без места, женихе без ума (без куска). Это не твоего ума дело (не берись, не сделаешь). И на большие умы живет расход (оплошка). Не видал я такого ума, как твой: либо уже, либо шире! Ум разуму не указ. Ум за разум заходит. Ум разумом крепок (или красен). Ум без разума — беда. Ум за разумом не ходит. Ум разуму подспорье. Доходит ум и до Бога. Ум доводит до безумья, разум до раздумья. С умом и найти и потерять. Не пером пишут, умом. Пускай ум наперед: отстанет, не догонит (т. е. думай наперед дела, а не после). С умом, подумаем; а без ума, сделаем. С умом задумано, а без ума сделано. Убытки ум дают. Чужая беда не дает ума. Пора на ум наводит Пора бы за ум хватиться. За добра ума убраться. Учись доброму, худое на ум не пойдет. Была пора, так не было ума: а пора ушла, и ум пришел (а пора ушла, кума с умом пришла). Хорошая жизнь ум рождает, плохая и последний теряет. Счастье ума прибавляет, несчастье последний отымает. Ума придет (пришел), да пора уйдет (прошла). Ум без догадки черт ли в нем! Без ума суму таскать, а с умом деньги считать. Счастье без ума — дырявая сума (что найдешь, то потеряешь). Ума разума много, а рук приложить не к чему). Не без ума, так и не без промысла. Не дал Бог ума. найдется сума. Умовая работа, умственая, труд ума, духовный, вообще не телесный. Умный человек, кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий, постигающий не всякому доступное; | рассудительный, разумный, смышленый; понимающий и заключающий здраво, прямо, верно. Умное дело, слово, письмо, умно устроенное, дельное, основательное и логичное. Да умный человек не может быть не плутом! Грибоедов. Не родись богат, не родись умен, родись счастлив! Умный тебя поп крестил, да жаль, что не утопил! Умен как поп Семен: книги продал, а карты купил. Умная голова, разбирай Божьи дела! Глупый умного, пьяница трезвого не любят. На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. Умный бы ты был человек — кабы не дурак. Глупый осудит, а умный рассудит. Дурак не рассудит, а умный не осудит. Дай Бог с умным потерять, не дай Бог с дураком найти! Умных то по умным разослали, а меня к вашей милости (ответь на дурак). Дурак дом построил, а умница купил. Умная ложь лучше глупой правды. Бес всех умнее, а злой дух (а люди не хвалят). Много на свете умного, да хорошего мало. У меня была умна, а ты, как хошь для себя учи (жениху). Хоть умненек, а не проживет без денег. Глупому счастье, умному напасть (или: ненастье). Дурак закинет, а умный доставай! Умный суму наживает, глупый и ту проживает. Брюхо больного умнее лекарской головы. Сын отца глупее — жалость; сын отца умнее радость; а брат брата умнее — зависть. Умные зубы, по одному кутнему зубу вверху и внизу, вырастающие при возмужалости. | Умный, умовой, умственый, духовный. Видать что умными очами, не чувственными, видеть духом. | Умные, в виде сущ. арифметич. число, которое, при сложеньи и умноженьи держат в уме, прикладывая его ко следующему столбцу. Сем да два девять, да умных три, двенадцать. Умно нареч. разумно, рассудительно, дельно, основательно. Умно, умне церк. умствено, духовно; мыслено, умозрительно; а рriori, т. е. по одному лишь заключенью ума. Умненький ребенок. Умненько сделано. Он умнёхонек, умным-умнешенек. Умнешенько домой пришел, нехмельной. Умник м. умница об. умный человек, образованный науками, ученый, с проницательным умом и даром слова | рассудительный, разумный, опытный и смышленый человек, со здравым смыслом. | О дитяти: послушный, не шаловливый. Андрей же князь толик умник сы, во всих далах. летопись. Из школьных умников нередко выходят тихони, а из перебесившихся баловников, умные, дельные люди. Свой дурак дороже чужого умника. Старые умники вымерли, а молодые не нарождаются. В умницы не попал и из дураков не вышел. Умничать, считая себя умнее других, пересудачивать мнения, распоряженья их, а на деле, переиначивать все по-своему; перехитрить в деле, исказить его по самоуверенности; мудровать. Не умничай: умное тебя в тюрьме сидят. Не умничай, а отдай как приказано. Полно тебе умничать; не делай своего хорошего, а делай мое худое! Умничанье, действ. по глаг. Умничатель, охотник умничать. Поляки опять безумначают. Доумничаешься ты до чего нибудь! Опять заумничал. Наумничал мой управитель. Нельзя же не поумничать. Он всякого переумничает. Все время проумничали, а ничего не сделали, только рассуждали. Расходился, и глупо разумничался. Ты тут напрасно сумничал по-своему. Умственый, относящ. к уму, к духовной части человека, и при том к мыслительной способности, а не ко нравственой, не к воле. | Мыслимый, воображаемый, представляемый или созидаемый умственно, мысленно, в уме, не на деле. Умствовать, мыслить, размышлять, думать, об(раз)думывать, сображать в уме, в мыслях, думою, выводя заключенья; философствовать; мечтать. Поумствуешь над Божьими делами — ум вскружится! В тиши и в глуши свободнее умствуется, безличн. Он безумствует, сумасшествует. Доумствовался до безумия. Заумствовался, замечтался. Наумствовались вдоволь. Проумствуешь век, а помрешь дураком. Умствованье, действие по глаг. -ватель, -ница, кто умствует; мудрец, философ, умозритель, теоретик, мечтатель. Умобредное мудрствованье. Умобредо(дство)вать, сумасбродить. Умовредное или -вредительное ученье. Умовредовать наущениями. Умодержавное владычество, разумная сила, власть ума. Умозаключенье, вывод из рассуждений или силлогизм. Умозренье, заключенье умственое, по умствованью, догадка ума, мыслительный вывод, теория, противопол. опыт, дело, практика, насущность. Умозренья могут быть весьма ошибочны. -зрительные, -зорные науки, метафизика. -ность, свойство по прилаг. Умозрительность нередко блуждает. -зритель, -ница, теоретик, строющий заключенья свои на умственых догадках. Умозорный, -зоркий человек, который видит умом, духом далее, глубже других, остроум. Умоисступленье (не от тупить, а от ступать), неист
lexicography.online