Упражнения для развития общительности – 8 упражнений, которые научат общаться даже самых застенчивых

Содержание

8 упражнений, которые научат общаться даже самых застенчивых

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Бытует мнение, что научить человека общаться невозможно. Мол, умение разговаривать с людьми — это какая-то генетически заложенная способность: или дано, или не дано. Но в последние годы психологи активно опровергают этот стереотип и смело заявляют: общение — это точно такой же навык, как танцы, пение или готовка. И точно так же, как в развитии любого навыка, здесь существуют определенные упражнения для отработки.

Мы в AdMe.ru сегодня собрали для вас 8 необычных упражнений, которые смогут сделать разговорчивым даже самого застенчивого интроверта. Это не просто упражнения для улучшения речи, а целый комплекс занятий, помогающих научиться мыслить во время разговора и строить увлекательный диалог.

1. Пересказ

Для чего: Вы учитесь думать и говорить одновременно. Упрочняется связь мышления и речи.

Как выполнять: Открываете любимый блог, находите любую статью, из нее выбираете 2–3 любых абзаца. Читаете их и пересказываете самому себе вслух. Дальше — следующие несколько абзацев, и так до конца статьи.

Длительность упражнения: Зависит от объема статьи. Пересказывать нужно по 1 статье в день.

2. Продолжение чужой мысли

Для чего: Вы учитесь искать нестандартные решения, развиваете гибкость мышления.

Как выполнять: Включаете телевизор или любое видео в интернете. 30 секунд слушаете спикера, далее выключаете звук и в течение 30 секунд развиваете его мысль.

Длительность упражнения:

По 5–10 минут в день.

3. Загадка Льюиса Кэрролла

Для чего: Ломаете собственные стереотипы, привычки мыслить определенным образом.

Как выполнять: Загадка, которую придумал Кэрролл, звучит так: «Чем ворон похож на стол?» Упражнение построено на ее основе. Желательно выполнять его вдвоем, чтобы не подтасовывать себе более «удобные» предметы. Один называет любое слово, другой называет любое другое слово, между ними вставляете вопрос: «Чем похожи?» Получается что-то типа «Чем шкаф похож на кролика?» Сидите и ищете варианты.

Длительность упражнения: Начать стоит с 10 пар.

4. Лекция кому угодно о чем угодно

Для чего: Выуживая из памяти неприкладную информацию, тренируете память. Делаете процесс мышления более гибким.

Как выполнять: Упражнение выполняется вдвоем. Вы выбираете любой предмет из тех, что вас окружают, и рассказываете о нем собеседнику. Как он появился? Почему важен в масштабах человечества? Для чего он используется здесь, в этом помещении? При регулярной практике вскоре вы сможете задвинуть часовую лекцию про ластик, стул или дверцу шкафа.

Длительность упражнения: Начинайте с 5 минут.

5. Диалог с зеркалом

www.adme.ru

Упражнения для развития коммуникабельности

Понятие «коммуникабельность» сегодня знакомо многим людям, но далеко не каждый из представителей человеческого рода имеет подобную черту в своём характере. Коммуникабельность – это то качество в характере, которое присуще только активным и общительным людям. Оно помогает развивать отношения различного рода в коллективе, налаживать дружественные контакты с определёнными людьми, быстро адаптироваться к переменам во внешней среде и даёт возможность человеку стать лидером по жизни.

Общительный и открытый человек легко и непринуждённо может заинтересовать других людей какой-то темой, вовлечь их в увлекательную беседу, молча выслушать чужое мнение, а после спокойно высказать своё, произведя при этом впечатление умного и интересного персонажа.

В психологии подобный тип людей называют экстравертами, а их антиподов – интровертами. Последние, в отличие от первых, более погружены в свой внутренний мир и переживания, и практически не склоны к общению с другими людьми.

Большинству индивидуумов такая черта характера, как общительность, даётся от рождения, остальным же приходится развивать её самостоятельно, используя для этого разные упражнения для развития коммуникабельности и всевозможные психологические практики, ориентированные на развитие этого качества в характере.

Внимание! Не стоит забывать, что общительность – не всегда значит коммуникабельность. Коммуникабельный человек – это, в первую очередь, личность, которая легко умеет подстраиваться под разные типы людей и знает, когда и каким способом стоит преподносить ту или иную информацию окружающим.

Для чего нужно развивать коммуникабельность?

Есть несколько причин тому, чтобы человек занимался развитием такого качества в своём характере, как коммуникабельность.

Во-первых, это возможность достижения максимального успеха в жизни и полная реализация себя, как личности, в разных сферах жизнедеятельности: в работе, в творчестве, в личной жизни и т. д. Как показывает статистика, коммуникабельные люди имеют гораздо больше шансов добиться чего-то конкретного в жизни, благодаря своему мастерству общения.

Если бы вы были начальником крупной корпорации, в которой на одно вакантное место претендует два абсолютно разных человека: один из них обаятельный и открытый, второй – более замкнутый и серьезный, то кого бы из них вы выбрали? В большинстве случаев выбор пал бы на кандидата под номером один, поскольку он, благодаря своим высокоразвитым навыкам коммуникабельности, способен быстро и уверенно располагать к себе нужных людей, и, при необходимости, легко сможет договориться на деловых переговорах с требовательными и неуступчивыми партнёрами о нужной сделке.

Во-вторых, умение легко идти на контакт с людьми способствует приобретению большого количества дружественных связей, которые в дальнейшем могут пригодиться в жизни. Человек, который быстро и непринуждённо находит общий язык с другими людьми, может также без проблем разрулить любой конфликт в свою пользу, поскольку он способен проявлять гибкость в общении и понимание, когда это требуется.

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Ну и, наконец, развитие коммуникабельности благоприятным образом сказывается на обретении гармонии во внутреннем мире и избавлении от ненужных комплексов, страхов, неуверенности, ощущения одиночества, которым зачастую подвержены интроверты.

Как можно развивать в себе коммуникабельность?

Развитием коммуникабельности необходимо заниматься ещё в периоде детства, в то значимое время, когда на формирование человеческого характера влияют не столько внутренние убеждения, сколько внешние факторы. На этом жизненном этапе человека его коммуникабельность проявляется в таких моментах, как: умение легко адаптироваться к новым условиям (например, к смене школы или посещению новых творческих кружков) и способность быстро завести себе новых друзей. В этот период для ребёнка большое значение имеют:

  • спокойная, располагающая обстановка в доме;
  • дружеская поддержка родителей и их внимательное, заботливое отношение;
  • упор на всестороннее образование.

В более взрослом возрасте человеку становится труднее развить в себе коммуникабельность, но и здесь можно добиться хороших результатов, избрав для этого особую стратегию. Для начала можно просто начать больше общаться с окружающими людьми, и лучше осуществлять сей процесс вживую, а не в социальных сетях, хотя и они не возбраняются. При этом сами диалоги должны носить позитивный характер, а не выглядеть скучными монологами с жалобами на жизнь. Это нужно для того, чтобы ваш собеседник запомнил беседу с лучшей стороны, а сами вы получали удовольствие от увлекательного процесса общения.

Параллельно нужно развивать в себе такие черты, как артистизм и позитивное мышление. Первое умение понадобится для того, чтобы придать своему разговору больше насыщенности и эмоциональности, ведь рассказ, подогретый грамотными жестами, мимикой и интонацией, всегда вызовет интерес у слушающей публики. Второе – поможет притянуть к себе как можно больше людей, ведь улыбка и открытый, добрый взгляд всегда привлекают внимание, а пессимисты не интересны никому. Нужно постараться стать таким человеком, к которому окружающие будут тянуться. Не зря народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется».

Но что же делать тем людям, которые не имеют в своём окружении большого круга знакомых людей, а с сослуживцами и соседями по дому им особо поговорить не о чем? В таком случае нужно постараться завести новые знакомства. И не стоит бояться этого делать, хотя поначалу, конечно же, будет довольно страшно. Нужно не стесняться подходить к незнакомым людям на улице и вызывать их на разговор, используя для этого разные уловки, и не отчаиваться, если первые попытки не увенчаются успехом. Здесь, главное – регулярная практика.

Полезные советы для развития коммуникабельности

Для повышения уровня коммуникабельности психологи сегодня предлагают немало упражнений и секретов. Вот некоторые полезные советы о том, как повысить коммуникабельность человеку:

  1. Учитесь наблюдать за известными политиками или ораторами. Отметьте, какие «фирменные штучки» они используют в разговоре и попробуйте повторить их.
  2. Посмотрите дома несколько юмористических монологов или словесных дебатов, а после воспроизведите их перед зеркалом, стараясь при этом подавать информацию уверенно и свободно. Такое упражнение способствует не только повышению качества общения, но и придаёт весёлое настроение.
  3. При скучной беседе с напарником не старайтесь поскорее завершить её, а переведите разговор в нужное, более интересное русло, используя для этого встречные вопросы. Задайте течению разговора свой мотив, и вы не заметите, как диалог станет увлекательной беседой.
  4. Старайтесь ежедневно выполнять упражнения на дикцию, ровность голоса и его силу, чтобы говорить в дальнейшем правильно и уверенно.
  5. Искорените в своей речи слова-паразиты («короче», «типа» и т. д.) и ежедневно расширяйте словарный запас, читая регулярно художественную литературу.
  6. Пробуйте такое упражнение, как «Разговор ни о чём». Его смысл состоит в том, чтобы взять какой-то объект и постараться говорить о нём непрерывно как можно больше, беседуя с невидимым собеседником. При этом необходимо обязательно засекать время разговора секундомером, чтобы в следующий раз стараться преодолеть предыдущий показатель по времени.
  7. Учитесь устанавливать контакт с совершенно незнакомыми людьми: прохожие, попутчики в транспорте, консультанты в магазине и т. д. Установите для себя ежедневную планку, равную определённому количеству незнакомых вам людей, и старайтесь достигать её. Начните с одного контакта в день и постепенно увеличивайте их количество до десяти. При этом зачет себе в этом упражнении нужно ставить, только если было воспроизведено хотя бы одно полное предложение, а не однозначный ответ или молчаливое действие.

Внимание! Развитие коммуникабельности – это ежедневный труд, а не одноразовое занятие.

В заключение

Помните, что коммуникабельность – это та характеристика человеческой натуры, которую нужно регулярно развивать и поддерживать, даже если она дана ему от рождения. При желании и правильных ориентирах этой чертой характера способен овладеть каждый человек, а, как следствие, улучшить свою жизнь в будущем и прийти к желаемому успеху.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Упражнения для развития коммуникабельности 🚩 развитие коммуникабельности 🚩 Общение

Эксперт + Психолог

4305

249 подписчиков

Спросить

Коммуникабельность – качество, совершенно необходимое человеку в современном мире. Это способность легко и непринужденно общаться с самыми разными людьми, устанавливать деловые и дружеские связи. Порой наша стеснительность и неумение общаться могут привести к проблемам на работе и в личной жизни. Вывод: нужно развивать коммуникабельность с помощью специальных упражнений. Эти упражнения нацелены на развитие внимания к окружающим людям и потенциальным собеседникам – ведь именно интерес, проявленный к человеку, помогает установить с ним хорошие отношения.

Статьи по теме:

Инструкция

Упражнение «Запоминание лица»

Упражнение можно выполнять в транспорте, магазине, в любом общественном месте. Нужно выбрать в толпе какого-либо человека, незаметно от него внимательно рассмотреть его лицо, а затем отвернуться и попробовать восстановить его в памяти во всех деталях.

Упражнение «А как он смеется?»

Глядя на лицо какого-либо человека, нужно постараться представить себе, как он смеется, плачет… Каков он в растерянности? Как он хитрит, старается выкрутиться? Как он грубит? Ругается? Обижается? Как он объясняется в любви? Как он выглядел пять лет назад? Каким будет в старости?

Упражнение «Перевоплощение»

Нужно почувствовать себя на месте другого человека, представить, что вы – это он: «обрести» его внешность, хоть чуть-чуть проникнуть в его внутренний мир, попробовать воспроизвести его походку, мимику, жесты, пожить его чувствами и мыслями.

Упражнение «Одобрение»

Общаясь с людьми, нужно как можно чаще выражать им свое одобрение. Похвала вроде «Вы настоящий профессионал!» или «Как ловко у вас это получается!», сказанная с искренней улыбкой, способна расположить к вам практически любого человека.

Упражнение «Улыбка»

Находясь в общественном месте, необходимо постоянно контролировать выражение своего лица и приучать себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала доброжелательная улыбка. Если настоящая улыбка не совсем уместна, то «внутренняя» улыбка в душе должна быть всегда!

Совет полезен?

Распечатать

Упражнения для развития коммуникабельности

Статьи по теме:

Не получили ответ на свой вопрос?
Спросите нашего эксперта:

www.kakprosto.ru

Упражнения по развитию приемов общения

  1. Упражнение на общение «Расскажи о…»

Это упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого развития участников, для тренировки навыков общения.

Цель: тренировка навыков общения.

Инструкция:

Предмет рассказывает о хозяинеКаждый из участников берёт в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своём обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

2. Упражнение на общение «Восточный базар»

Цель: потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Инструкция:

Каждый участник получает 8 небольших листочков. На каждом из листочков разборчиво напишите своё имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол(коробку). Перемешиваем горку записок. Теперь каждый по очереди подходит к горке и вытягивает 8 бумажек. В течении следующих 5 минут участникам придётся уговорами ,спорами, обменом найти и вернуть себе все 8 листочков со своим именем. Первые 2 «покупателя»,которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, будут считаться победителями.

3. Упражнение на общение «Другими словами»

Цель: тренировка речевой гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Инструкция: Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5-6 слов. Тот должен передать её следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе(исключение частицы и предлоги). Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т.д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми 4-мя игроками. Ещё 2-3 добровольца будут следить, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно.( фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

4. Упражнение на общение « Выслушай и повтори»

Цель: обучить участников приемам активного слушания.

Инструкция:

Упражнение проводится в малых группах-«тройках». Во время выполнения упражнения 2 человека беседуют, 3-ий выступает в роли «контролёра». Будут проведены 3 беседы: каждый побудет в роли собеседника и контролера. Один разговор рассчитан на 3-5 минут. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. Повторение может начинаться словами: «Ты думаешь…», « Ты говоришь…». Контролер следит за соблюдение этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять.

5. Упражнение на общение « Как мы похожи!»

Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Материалы: бумага, карандаш, призы.

Инструкция:

Ведущий просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня 2 ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним. Тот, кто быстрее всех найдет 10 качеств, объединяющих его с 5-ю другими участниками, получает приз.

6. Упражнение на общение « Разговор на чистоту»

Цель: Упражнение позволяет участникам объективно оценивать свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.

Инструкция:

На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные качества, которые у него проявляются в общении(3 мин. на выполнение). Каждый, берёт по ещё одному чистому листу. Его с помощью булавки крепите на спину. Этот лист будут заполнять ваши товарищи. Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки. Каждый, по очереди передвигается по аудитории, читают листы самооценки, пишут комментарии. Заканчивается упражнение тогда, когда вы видите, что большинство встреч уж произошло и упражнение теряет ритму.

7. Упражнение на общение « Испорченный телефон»

Цель: знакомство приемами общения, развитие базовых коммуникативных умений.

Инструкция:

Участники встают в цепочку, ведущий становится в конце цепочки. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом, стоящему впереди участнику. Затем он жестами показывает какой-либо предмет. 1-ый участник поворачивается ко 2-ому и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, и так до последнего участника. Последний участник показывает предмет.

Все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет по плечу.

8. Упражнение на общение « Завершение предложения»

Цель: развитие коммуникативных навыков группы.

Инструкция:

Вызываются 4 добровольца и отсаживаются от основной группы. Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают 3-е других участников (по очереди). В конце рассказа рассказчик выбирает из 3 того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам.

9. Упражнение на общение «Да, и ещё…»

Цель: тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему своё уважение и готовность к сотрудничеству.

Инструкция:

Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые участниками предложения, парализуется творческая энергия, и процветают соперничество и конфликты.

10. Упражнения на общение « Уникальные слова»

Цель: развитие навыков коммуникации, обогащение словарного запаса и внимания при беседе.

Инструкция:

Участники рассаживаются в круг. Выбирается какое-то художественное произведение, которое все участники знают. Перед участниками ставится задача: рассказать содержание этого произведения, но рассказать в определённом порядке. По очереди каждый участник вносит свой вклад: говорит 1 фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальным, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных. Если кто-то нарушил правила или просто сдается, то он выбывает из игры. Последний, оставшийся объявляется победителем.

Картотека по педагогике

«Упражнения по развитию приемов общения»

Студентки I курса

Отделения ШО и ПИ Ш-11 группы

Самойленко Светланы

Преподаватель: Великановская Л.А

kopilkaurokov.ru

Тренинг развития навыков общения.

Тренинг развития навыков общения

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки;

  • усовершенствовать общение в команде;

  • освоить навыки обратной связи;

  • усовершенствовать процессы принятия решений в группе.

Оборудование: лист бумаги формата A3, цветные мелки или фломастеры.

Ход занятия

Вводная часть.

Приветствие. Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или
«Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этого упражнения группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Психологу следует обращать внимание на манеры установления контактов.
По его окончании психолог разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Разминка. Участники садятся в круг.

«Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, психолог тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Основная часть.

Упражнение «Приглашение».

Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула (допустим, его зовут Андрей).

«Задача Андрея пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев — удержать своих «подопечных». Сделать это можно, успев положить руку на плечо того человека, который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерение пересесть. Постоянно держать руку над плечом вашего «подопечного» не стоит».

Через некоторое время психолог предлагает участникам поменяться: те, кто сидели, встают и наоборот. При этом одному из тех, кто стоял, придется встать за свободный стул.

С одной стороны, упражнение позволяет участникам группы подвигаться, снижает напряженность, усталость. Оно проходит весело, улучшает настроение. После завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросами: «Каким образом вы действовали, когда приглашали кого-то на ваш стул?», «Как вы понимали, что вас пригласили занять свободный стул?».

Упражнение «Встреча».

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, психолог тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел.

«Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая — в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому, что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Психолог заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

На первом этапе упражнения психолог предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй — принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, психолог предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Игра «Ты и я».

Участники группы разделяются на пары.

«Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу «начали», сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одно временно посмотреть друг на друга».

Упражнение «Титаник».

Мне любопытно, сможете ли вы решить следующую задачу. Разбейтесь на пары и решите, кто из вас будет участником «А», а кто — «Б ». Все «А » становятся перед столом, берут себе лист бумаги, карандаш и ждут. Все «Б» сейчас подойдут ко мне, и я им на ухо скажу название какого-нибудь фильма. Потом они должны будут вернуться к своим партнерам и нарисовать у них на спине картинки, с помощью которых те попробуют отгадать название фильма. Участники «А» пытаются тот же образ нарисовать на листе перед собой. Когда у «А» появится какое-либо предположение о загаданном названии, он может шепнуть его на ухо своему партнеру. «Б» должен сказать, верна ли эта догадка. Во всех остальных случаях «А » и «Б » не имеют права разговаривать друг с другом. После того, как пара справится с заданием, они должна издать «боевой клич индейцев», чтобы я знал об этом. Но название фильма при этом нельзя произносить вслух, поскольку другие пары в это время еще работают. А теперь я попрошу всех «Б» подойти ко мне.

( После выполнения упражнения партнеры меняются ролями.)

Комментарии для ведущего. Эта интересная игра требует тесного взаимодействия участников и способствует их физическому контакту.

Упражнение можно варьировать. Вы можете предложить отгадать названия романов, театральных пьес, городов; имена спортсменов, артистов и т. д.

Надо только помнить о том, что выбранное Вами в качестве загадки слово должно быть достаточно хорошо известно участникам (если это название фильма, то это может быть, например, «Титаник»).

Игра «Без слов».

Это очень веселая, полная юмора игра. Участники должны выстроиться в ряд по размеру обуви. Звучит тривиально, и Вы, возможно, решите, что задание это бессмысленно. Но проведите этот эксперимент и посмотрите, что будет в конце. Часто простые задания доставляют группе наибольшее удовольствие. К тому же при выполнении этого задания необходимо соблюдать два правила: все играют с закрытыми глазами и не разговаривают друг с другом. Это усложняет задачу, одновременно делая упражнение более эффективным. Игра выявляет индивидуальные особенности поведения участников, что делает нашу жизнь разнообразнее и пробуждает нашу творческую энергию. Поэтому упражнение может послужить группе хорошим импульсом для развития. Об этом Вы можете сказать в начале эксперимента.

1. Игроки встают в шеренгу, плечом к плечу. Раздайте всем повязки или попросите закрыть глаза.

  1. Придумайте «легенду», например: «Некто проник в кухню здания, в котором проводится конференция. Полиция обнаружила отпечатки следов. Через четверть часа прибыл комиссар полиции и решил проверить, не совпадают ли эти следы с размером ботинок кого-нибудь из присутствующих. Чтобы облегчить работу комиссару, вся группа должна выстроиться в ряд по размеру обуви. Разговаривать запрещается».

  1. Отметьте, что это задание требует сообразительности и концентрации.

  1. Когда группа справится с заданием, скажите участникам, сколько времени ушло на это. Затем задайте следующие вопросы:

  • Понравилось ли мне принимать участие в этом упражнении?

  • Что меня поразило?

  • Насколько дружелюбной была установка, с которой группа работала над заданием?

  • Что вы делали, чтобы все-таки решить поставленную задачу?

  • Какую роль взял на себя каждый?

  • Кто был зачинщиком, кто дурачился, кто организовывал процесс, кто его контролировал и т. д.?

Упражнение «Ранжирование ценностей».

Наши ценности тесно связаны с нашим самосознанием и самоуважением. Поэтому мы очень болезненно переживаем, если сами предаем важные для нас ценности, а также ощущаем себя несвободно, когда наши ценности игнорируют другие. Совершенно естественно, что различия в ценностных предпочтениях разных социальных групп легко приводят к конфликтам. Поэтому мы должны уметь говорить на важные для нас, ценностные темы и учиться находить общий язык с совершенно разными людьми, в том числе и с теми, которые отличаются от нас по мировоззрению.

В этом упражнении игроки, поделенные на четверки, должны расставить по степени значимости восемнадцать ценностей, предложенных профессором Милтон Рокич. В процессе выполнения упражнения возникает оживленное общение между участниками, поскольку каждый высказывает свою точку зрения и отстаивает ее. Для каждой четверки Вам потребуется одна копия Приложения к этому упражнению.

  1. Участники разбиваются на группы из четырех человек. Чтобы группы оказались подобранными по случайному принципу, попросите игроков рассчитаться на первый-четвертый. Те участники, у которых совпал номер, объединяются в одну группу.

  2. Кратко расскажите о значении ценностей в жизни человека— как в личной, так и в профессиональной. Жизненные установки отдельных членов команды имеют большое значение для общей работы. По основным вопросам должно быть достигнуто согласие, иначе опасность конфликтов увеличивается.

  3. Раздайте вопросники (по одному на подгруппу). У каждой команды есть задание — расположить восемнадцать предложенных ценностей в порядке убывания их значимости — но значимости не для отдельного человека, а для всей команды. Таким образом, участники будут вынуждены искать компромиссное решение в каждом случае. Какие ценности были особенно важными и допускали единственную трактовку? При обсуждении каких ценностей допускались приемлемые для всех различия во мнениях? На работу командам отводится 20 минут.

  4. Команды собираются вместе и представляют результаты своей работы.

Выделите время для подведения итогов:

  • Что в данное время является основной ценностью в моей жизни?

  • Насколько успешным был процесс принятия единого решения?

  • Какие ценности были признаны всеми членами команды? Какие из них важны для командной работы?

Приложение к упражнению «Ранжирование ценностей»

Ниже вы видите список из восемнадцати ценностей, расположенных в алфавитном порядке. Этот список был разработан американским социальным психологом профессором Милтон Рокич.

Задача группы состоит в том, чтобы расставить ценности в порядке их значимости для командной работы группы. Наиболее важный командный принцип будет стоять под номером 1, второй — под номером 2 и т. д. Наименее важная ценность получит номер 18. Участники не должны торопиться, их задача — попытаться найти компромиссное решение. Все участники должны быть довольны конечным результатом. Итак, человек, работающий в команде, должен быть:

• вежливый (дружелюбный, с хорошими манерами),

• владеющий собой (сдержанный, уравновешенный, уверенный в себе),

• готовый помочь,

• интеллигентный (думающий, разумный, понимающий),

• искренний (правдолюбивый, честный),

• компетентный (профессиональный, успешный),

• логичный (рациональный, последовательный),

• мужественный (отстаивающий собственные убеждения),

• независимый (уверенный в себе, самостоятельный),

• оптимистичный (приятный, радостный, счастливый),

• ответственный (надежный, достойный доверия),

• открытый, общительный (свободный от предрассудков),

• порядочный,

• послушный (сознающий свой долг, соблюдающий субординацию),

• прощающий (не злопамятный),

• творческий (умеющий продуцировать нестереотипные идеи, гото¬вый к риску),

• честолюбивый (готовый к напряженной работе, стремящийся к успеху),

• эмоциональный (чувствующий, сопереживающий, сердечный).

Заключительная часть.

Упражнение «Подарок».


Психолог говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»


Рефлексия: «Наше занятие подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

 

infourok.ru

Упражнения на развитие навыков общения

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 24Следующая ⇒

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.

Ход упражнения: Дети встают в цепочку. Пси­холог встает в конце цепочки. Таким образом, все дети повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стояще­му впереди подростку. Затем он жестами показы­вает какой-либо предмет (спичечный, коробок, пис­толет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлоп­ком по плечу просит его повернуться и показы­вает предмет, второй передает третьему, третий — четвертому и т. д. Последний участник показыва­ет предмет.

Условия: все делается молча, используются толь­ко жесты, можно лишь попросить повторить, участ­ники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их по плечу.

ОБЩЕНИЕ — ЭТО…

Цель: знакомство с приемами общения; расши­рение представлений о способах самоанализа и са­мокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

 

А. Невербальное общение. «Передай другому»

Ход упражнения: Дети сидят в кругу и по оче­реди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, по­ка все не примут участие. Обсуждение.

• Легко или трудно было передавать предмет?

• Кому легко?

• А в чем были трудности?

• Легко или трудно было отгадывать предмет?

• Кому было легко?

• А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении. «Что помню?»

Ход упражнения: Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух за­гадывают одного из присутствующих. Задача во­дящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет законче­но, члены группы могут дополнить описание сво­ими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз. Обсуждение.

• Легко или трудно было описывать внеш­ность?

• В чем были трудности?

• Почему?

• Что легче всего вспоминается?

• Что труднее?

• Кому было легко выполнять это упражнение?

• Почему?

В. Умение слушать другого. «Спина к спине»

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спи­ной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчали­вых зрителей.

Обсуждение.

Дети делятся своими ощущениями.

• Легко ли было вести разговор?

• В чем были трудности?

• Есть ли удовлетворение от разговора?
Зрители высказывают свои наблюдения.
Можно повторить упражнение еще с одной па­рой участников.

Г. Точная передача информации. «Пересказ текста»

Ход упражнения: — Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я за­читаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я пригла­шу в комнату третьего участника. Второй расска­жет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внима­тельно слушать каждого участника.

Затем выполняется упражнение согласно инс­трукции.

Текст подбирается психологом произвольно. Же­лательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики «Инфор­мация».

Необходимо, чтобы было два-три героя и опреде­ленная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)

Обсуждение.

• За счет чего произошло искажение инфор­мации?

• Что «своего» каждый внес в рассказ?

• Бывает ли так в жизни?

• Что надо делать, чтобы искажения были ми­нимальными?

ПОНИМАНИЕ

Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.

Ход упражнения: Одно из основных умений че­ловека, которого мы называем общительным, за­ключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди членов группы выберите человека, чье со­стояние и мысли вы будете угадывать.

Вам дается три минуты на то, чтобы письмен­но изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т. п.

Затем мы сядем в большой круг, и вы, обра­щаясь к человеку, состояние которого описали, рас­скажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомменти­ровать этот рассказ, т. е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действи­тельным мыслям и ощущениям, он может под­твердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть ваши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки.

ДРУГОЙ АКЦЕНТ

Цель: совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.

Ход упражнения: — Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим. Например, после того как вы предложили партнеру принять участие в каком-либо деле, он говорит, что ему не совсем ясно, о чем идет речь. Вы можете отреагировать двумя принципиально разными способами.

Первый из них, который обычно используют не­компетентные в общении люди, выглядит пример­но так: «Вы меня не поняли» («Ну какой же вы бестолковый человек!»).

Второй способ реакции на возникшую ситуацию, который используют опытные в общении люди, — это: «Извините, я плохо выразил свою мысль» (читай в скобках: «Я сегодня, действительно, не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).

Вы понимаете, что первым ответом мы перекла­дываем всю ответственность на партнёра и тем са­мым ставим его в неловкое положение. Эти слова как бы подчеркивают, что он некомпетентен, пло­хо разбирается в вопросе, который обсуждается, и т. д. Ваш партнер может сделать и другие мрач­ные выводы.

Второй вариант ответа снимает с вашего парт­нера значительную долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показывае­те свою готовность продолжить разговор, несмотря на то, что с первого раза не все получилось так, как вы хотели.

Какая тактика более эффективна?

Я думаю, что выводы вы сделаете сами.

Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для это­го мы сначала соберем несколько примеров выска­зываний первого типа, при котором вся вина пе­рекладывается на партнера.

Желательно, чтобы это были примеры из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знакомыми и други­ми людьми. После этого мы все вместе перенесем акцент в ответе на себя, т. е. переделаем ответы во второй вариант, который более эффективен при ведении диалога.

Упражнения на формирование конкретных социальных навыков

 

НАЧАЛО БЕСЕДЫ

Цель: обучение навыку «как начать беседу».

Ход упражнения: «Каждому из вас приходится использовать этот навык хотя бы раз в день. Да­вайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Правильное начало разговора поможет вам в его конце добиться того, чего вы хотите, и рас­статься с собеседником так, что вы оба останетесь довольны». Шаги упражнения:

Поздоровайся с собеседником (часто для этого следует выбрать правильное место и время).

Поговори о чем-нибудь нейтральном или инте­ресном для собеседника, чтобы втянуть его в раз­говор.

Реши, слушает ли он тебя (смотрит он на тебя или в сторону, кивает ли головой, говорит ли «м-м, да-да»).

Перейди к главной теме.

Самым трудным для подростков является вы­полнение 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровав­шись, они сразу переходят к главной теме, забывая сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.

Примеры ситуаций: договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпросить­ся у родителей на дискотеку; познакомиться с но­вым человеком; договориться с учителем и про­пустить урок.

ВОЛШЕБНЫЙ ЩИТ

Цель: обучение навыку принятия критики.

Ход упражнения: «Давайте надуемся, как авто­мобильные шины… надуваемся, надуваемся… до конца, чтоб появилось желание сдуться, пока мы не лопнули. Так чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопается — атакует в ответ, или чувствует, как проваливается сквозь землю. А теперь представьте, что канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро про­летит мимо, если вы в ответ на критику выставите перед собой волшебный щит — зададите простой вопрос: что вы имеете в виду?»

ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ

Цель:обучение навыку принятия критики.

Ход упражнения: Человек, не умеющий при­нимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить. Шаги упражнения:

1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокой­ным.

2. Попроси разъяснения — «Что вы имеете в виду?» При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.

3. Отметь реакцию партнера.

4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем — нет и почему. При этом чувствовать себя надо сво­бодно.

«Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разоча­рованием в нас. Важно признать факт своего несо­вершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю се­бе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и, если я принимаю это, мне удается пра­вильно понять критику. С чем-то из сказанного я соглашаюсь, а с чем-то — нет».

Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради; друг называет тебя жадным.

КАК СКАЗАТЬ «НЕТ»

Цель: обучение навыку отказа. Ход упражнения: Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно ес­ли этот человек настойчив. Подросткам часто бы­вает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться.

«Бывают ситуации, в которых сказать «да» зна­чит сделать хуже себе, а сказать «нет» — сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувс­твуем себя виноватыми и одинокими. Однако от­каз не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо про­явить сочувствие, сопереживание, «послушать сер­дце» этого человека. Другими словами, «нет» на­до говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет време­ни на это дело».

Способность сказать «нет» повышает вашу оцен­ку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да».

Труднее всего отказывать близким людям, кото­рые о нас заботятся, например родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять».

Шаги упражнения:

1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелатель­но.

2. Если что-то неясно, попроси разъяснения — так же, как и в случае критического замечания.

3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Корот­ко объясни, почему ты отказываешь.

4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений. «Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувс­тво вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на глав­ном содержании просьбы и причине вашего отка­за. Лучший способ отказать настойчивому собесед­нику — повторять «нет» в ответ на его попытки продолжить разговор».

Примеры ситуаций: друг просит тебя подежу­рить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную вещь.

Далее приводится основное содержание упраж­нений для отработки наиболее значимых для под­ростков навыков (шаги, комментарии, примеры мо­делируемых ситуаций).

ПРОСЬБА О ПОМОЩИ

Цель: обучение навыку обращения за помощью.

Ход упражнения:

1. Реши, в чем заключается проблема.

2. Подумай, можешь ли ты решить проблему самостоятельно.

3. Реши, хочешь ли ты помощи.

4. Подумай, кто может помочь тебе.

5. Оцени всех возможных помощников и выбе­ри лучшего.

6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его помочь тебе.

Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; про­сит одного из родителей помочь разобраться в лич­ной проблеме; просит друга одолжить на вечер его модную куртку.

ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Цель: обучение навыку отстаивания своего мне­ния, убеждения, преодоления давления.

Ход упражнения:

1. Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях.

2. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению.

3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.

4. Внимательно выслушай его ответ.

5. Подумай, что в его мнении является пози­тивным.

6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон.

Примеры ситуаций: решить, какой фильм смот­реть по телевизору; договориться с соседкой, кото­рая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграж­дении за работу.

ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ

Цель: обучение навыку отстаивания своего мне­ния, убеждения, преодоления давления.

Ход упражнения:

1. Подумай, что случилось, из-за чего ты почувс­твовал себя недовольным. Ты чувствуешь мораль­ное давление, тебя не замечают, с тобой плохо об­ращаются, дразнят?

2. Подумай о способах, которыми ты можешь отстоять свои права, и выбери лучший.

3. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, избегая давать оценки.

4. Выслушай ответное мнение.

5. Последовательно отстаивай свое мнение ра­зумным способом.

Примеры ситуаций: обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя прическа — это твое личное дело; попросить сестру прекратить пользо­ваться твоей косметикой.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ

Цель: обучение навыку преодоления обвинения.

Ход упражнения:

1. Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Является это обвинение справедливым или нет? Ты действительно нарушил его права, испортил иму­щество и т. п. или он говорит на основании спле­тен или ошибки?

2. Было ли обвинение высказано конструктив­ным способом или неконструктивным?

3. Подумай, как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ:

• отрицать свою вину и привести аргументы, доказывающие ошибку собеседника;

• исправить его понимание проблемы;

• объяснить свое поведение;

• признать свою ошибку, извиниться, предло­жить возместить ущерб.

Примеры ситуаций: сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло; друг обвиняет тебя во лжи; родители ругают тебя за плохую отметку.

ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

Цель: обучение навыку выражения благодарности.

Ход упражнения:

1. За что ты хочешь поблагодарить другого че­ловека (за комплимент, помощь, подарок)?

2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответ­ным подарком).

3. Выбери правильное время и место, чтобы вы­разить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходит­ся откладывать до ближайшего праздника или дня рождения).

4. Вырази свою благодарность. Скажи собесед­нику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу сле­дует за поступком другого человека).

Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; отец дал тебе добрый совет.

3.5. Развитие личности и самосознания71

 

Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, «Я-концепции», выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое отличие — уникальность и неповторимость. Подростковый воз­раст характеризуется прежде всего повышением значимости «образа Я», системы самооценок на ос­новании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Ориентация на оценку окружаю­щих сменяется ориентацией на самооценку, фор­мируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится под­линной основой «образа Я» подростка.

Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное бу­дущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности.

Подростки чрезвычайно чувствительны к важ­ным событиям и переменам в своей жизни. Эта личностная нестабильность проявляется и в пред­ставлениях детей о себе. Так самооценки младших подростков в большой мере повторяют суждения взрослых. Суждения старших подростков о себе более самостоятельны, но неопределенность критериев и уровня притязаний делают их менее надежными и устойчивыми.

Описывая особенности самооценки у подрост­ков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охва­та различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

У подростков наблюдается своеобразное сочета­ние конкретной, частной и общей самооценки: каж­дая положительная и каждая отрицательная част­ная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер. Причем очень часто самооценка бывает крайне полярной: либо все, либо ничего — середи­ны нет. Другими словами, или реализация Я-идеального, или ничего.

Таким образом, работа по развитию и коррекции самооценки подростка должна быть направлена на раскрытие личностных возможностей, создание внут­ренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.

Одной из возрастных задач подросткового и юно­шеского возраста является развитие половой иден­тичности. Половая идентификация происходит еще в детстве. Девушки-подростки уже имеют пред­ставление о том, что значит быть женщиной. Точ­но так же мальчики-подростки осведомлены о том, что они принадлежат к мужскому полу, и о том, что это такое. Но выражение сексуальности начи­нается только в отрочестве. Для некоторых подрос­тков открытие своей собственной сексуальности и интерес к противоположному полу так же естест­венны, как и рост. Для других

 

___________________

71 В данном разделе использованы следующие источники: Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004; .Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, дет­ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия». Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психологи. М.: Эксмо, 2004

становление половой идентификации может смущать, а сфера сексу­ального казаться далекой и пугающей. Еще одним из направлений коррекционно-развивающей работы с подростками и старшеклассниками, таким обра­зом, является помощь им в осознании своей по­ловой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как мужчины (женщины), формировании представлений об отношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т. д.

 




infopedia.su

Упражнения на коммуникативные навыки

Упражнения на коммуникативные навыки — это основа большинства тренингов личностного роста. Чем грамотнее и профессиональнее вы общаетесь, тем большего успеха добьетесь в самых разных сферах жизни.

Упражнения на коммуникативные навыки направлены на умение говорить легко и непринужденно, на умение красиво выстраивать рассказ, на умение слушать и слышать, на умение договариваться. Все это — важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха и в работе и в личных отношениях.

Коммуникация — это та область, развиваться в которой можно бесконечно. И помочь в этом развитии могут эффективные упражнения.

В сети сейчас можно найти большое количество упражнений на коммуникативные навыки. Но многие из них слишком «заезжены» или малоинтересны. Для тех, кто ценит качество, эксперты профессионального портала TRENERSKAYA.RU сделали подборку из 6 ярких и качественных упражнений на развитие коммуникативных навыков, которые есть в свободном доступе.

Упражнение «Разговор начистоту»

Цель: Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.

Время: 15–20 минут

Размер группы: 8–30 человек

Ход упражнения:

Скажите участникам тренинга: «Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки. Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: „А как меня воспринимают другие?“ Так как все мы участники тренинга и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим: „Каков я в отношении с другими?“

Этап № 1:

На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях.

3 минуты на выполнение.

Итак, перед каждым — его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Этап № 2:

Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.

  • Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты — рисуйте в углу листа солнышко.
  • Если хотите услышать критику — рисуйте молнию и тучу.
  • Если вам интересно узнать о себе и то, и другое — рисуйте вопросительные знаки.

Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки.

Готово? Мы начинаем! Можете свободно передвигаться по аудитории, читать листы самооценки, реагировать, писать комментарии.

Заканчивайте тогда, когда вы увидите, что большинство встреч уже произошло и упражнение теряет ритм.

Подведение итогов:

  • cесть в круг;
  • nеперь все могут прочесть материал, накопившийся на их «заспинных» листах;
  • lалее, тренер предлагает желающим поделиться своими наблюдениями.

Комментарии от эксперта портала TRENERSKAYA.RU, профессионального тренера, эксперта  в области подготовки тренеров Ольги Паратновой:

Упражнение хорошо тем, что активно вовлекает всех участников тренинга, поднимает энергетику группы, создает открытую и доверительную обстановку в группе. Для более глубокой работы это упражнение лучше давать, когда участники тренинга уже достаточно хорошо знают друг друга. Если это регулярный тренинг, то оптимально дать это упражнение на 3–4-м занятии. Если вы проводите 2-х дневный интенсив, то самым подходящим моментом для данного упражнения будет конец первого дня.

Чтобы упражнение не превратилось просто в «веселые встречи», а шла действительно серьезная работа и давалась объективная обратная связь, тренеру важно серьезно настроить группу перед вторым этапом упражнения,

Если вы хотите, чтобы упражнение прошло глубже и выводы из упражнения работали на участников, то после упражнения я рекомендую вам объединить участников в пары и предложить каждому поделиться с партнерами своими выводами, возникшими при сравнении двух своих листков. А также проговорить партнеру, какие задачи по совершенствованию своих коммуникативных навыков ставит каждый участник.

Упражнение «Вертушка жалобщиков»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников тренинга.

Время: 25–30 мин.

Количество участников: любое

Из стульев составляется два круга: внешний и внутренний. Один стул внешнего круга должен находиться напротив одного стула внутреннего круга. Общее количество стульев должно соответствовать количеству участников. Если их число нечетное, добавляется ведущий.

Тем или иным способом участники разбиваются на две группы (если нечетное количество, то включается сам ведущий). Одной группе уделяется роль «экспертов», они занимают места во внутреннем круге. Вторая группа получает роль «жалобщиков», они занимают места во внешнем круге.

Ведущий сообщает, что каждый «жалобщик» должен будет пожаловаться нескольким «экспертам». Для этого через каждую минуту все «жалобщики» дружно поднимаются и пересаживаются на соседнее место (по часовой стрелке). «Жалобщик» должен очень быстро и точно изложить суть своей жалобы. Желательно, чтобы жалоба была реальная, но можно использовать и вымышленную. Жалоба может касаться совершенно любой стороны жизни. У одного «жалобщика» жалоба одна для всех «экспертов». «Эксперт», быстро выслушав «жалобщика» так же быстро выдает свою рекомендацию по этой жалобе.

Когда «жалобщики» пообщаются с 5–6 разными «экспертами» начинается следующий этап.

Теперь «жалобщик» рассказывает про советы других «экспертов», которые успел услышать. Задача «эксперта» на этом этапе — согласиться или опровергнуть рекомендации других экспертов. На это отводится тоже одна минута и также проводится 5–6 смен.

После второго круга «жалобщики» и «эксперты» меняются ролями.

В конце происходит обсуждение:

  • Какие индивидуальные различия в манере разговаривать, слушать, в невербальном поведении участники успели заметить друг у друга?
  • Много ли можно успеть сказать и услышать за одну минуту?

Упражнение «Завершение предложения»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников.

Время: 15–20 мин.

Количество участников: любое

Ведущий вызывает четырех добровольцев. Они отсаживаются несколько в стороне от основной группы.

Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди).

Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам. Примерно выглядит это так:

Как-то раз шел я по улице и…

  • поскользнулся
  • встретил знакомого
  • тут у меня зазвонил телефон

На самом деле я шел по улице и увидел бездомную собаку. Я зашел в магазин рядом, чтобы купить там…

  • хлеб
  • колбасу
  • сосиску

Да я зашел, чтобы купить колбасу. Но выхожу я из магазина, а…

Затем проводится обсуждение:

  • Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник?
  • Как вы думаете, почему кому то удается чаще угадывать ход мысли собеседника, а кому то реже?

Комментарии от эксперта портала TRENERSKAYA.RU, профессионального тренера, эксперта  в области подготовки тренеров Ольги Паратновой:

Упражнение хорошо тем, что учит участников быть внимательнее к словам собеседника, переносит акцент на внимательное слушание, наблюдение за собеседником.

Чтобы каждый участник тренинга потренировался, я рекомендую затем разделить всю группу на четверки и запустить упражнение уже для всех. Если время позволяет, хорошо бы дать возможность каждому по очереди побыть рассказчиком.

Упражнение может быть использовано не только в коммуникативных тренингах, но и в тренингах продаж, т. к. научит участников быть внимательнее к своим клиентам, к тому, что они хотят сказать.

Упражнение «Да, и ещё…»

Цель: Тренировка умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.

Время: 20–25 минут

Размер группы: 6–30 человек

Инструкция:

Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают внимание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия и процветают соперничество и конфликты.

Демонстрация

Для демонстрации того как будет проходить упражнение мне нужны два добровольца.

Упражнение будет проходить так: два участника разговаривают между собой, каждый из них должен соглашаться со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал.

Игрок 1 начинает беседу, игрок 2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: «Да, и еще…». Первый игрок тоже соглашается со вторым и добавляет что-то свое: «Да, и еще…».

Если первый игрок, например, говорит: «Пойдем в кино», второй игрок может, к примеру, сказать: «Да, и возьмем большую плитку шоколада с начинкой». Игрок 1 продолжает: «Да, и помимо того, бутылку шампанского». Игрок 2 отвечает: «Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила».

Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каждое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как правило, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.

Продолжение

1. Разделите группу на пары.

2. Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким образом должны быть обсуждены участниками в парах:

  1. Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.
  2. Отец и сын на пикнике.
  3. Два друга по пути на футбольный матч.
  4. Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины их свадьбы.
  5. Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой.

3. Через 2–3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.

Подведение итогов:

  • Какие чувства вы испытываете после этого упражнения?
  • Какими интересными наблюдениями вы готовы поделиться?
  • Что вам легко удавалось? Что давалось труднее?
  • Как вы думаете, где, в каких жизненных ситуациях это может быть полезным?

Упражнение «Уникальные слова»

Цель: развитие навыков коммуникации, обогащение словарного запаса и внимания при беседе.

Время: 15–20 мин.

Количество участников: любое

Ведущий тренинга рассаживает участников в круг. Выбирается какое-то художественное произведение (фильм), которое все участники читали (смотрели), ну или хотя бы имеют представление о его содержании. Перед участниками ставится задача: рассказать содержание этого произведения, но рассказать в определенном порядке. По очереди (по кругу) каждый участник вносит свою лепту: говорит одну фразу, раскрывающую содержание произведения. Эта фраза не должна быть короче трех слов, и все слова в этой фразе должны быть уникальными, то есть не повторяться на протяжении всего упражнения. Это условие касается вообще всех слов, в том числе местоимений, предлогов и имен собственных.

Если кто-то нарушил правила (произнес слишком короткую фразу или повторно использовал слово) или просто сдается, то он выбывает из игры. Последний оставшийся объявляется победителем.

Упражнение можно повторить несколько раз, перед началом каждого список задействованных слов обнуляется.

Иногда могут возникать спорные ситуации. Считать ли, например, слова «красивый» и «некрасивый» за одно и то же. Ведущий в таких случаях берет на себя роль арбитра. Можно обговорить заранее тонкости: например, что изменение окончания не меняет слова, а изменение суффикса и/или приставки — меняет. Поэтому «красивый» и «некрасивый» — разные слова, «красивый» и «красивенький» — тоже, «красивый» и «красивое» — одно и то же.

Затем проводится обсуждение:

  • Было ли сложно выполнять данное упражнение?
  • Что вам помогло в этом упражнении?

Комментарии от эксперта портала TRENERSKAYA.RU, профессионального тренера, эксперта  в области подготовки тренеров Ольги Паратновой:

Упражнение наверняка вовлечет участников, будет для них интересным, и при этом незаметно для участников потренирует и их умение формулировать, и умение внимательно слушать и следить за ходом беседы, и расширит активный словарный запас.

Это упражнение стоит использовать преимущественно на молодежных группах, на тренингах личностного роста.

Поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они уже могут быть известны вашим участникам.

Когда вам для ваших тренингов понадобятся:

1. Не просто упражнения, а упражнения-бриллианты: яркие, мощные, запоминающиеся

2. Эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов

3. Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Вы всегда можете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU в разделе «Упражнения для тренингов».

Портал TRENERSKAYA.RU вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За 30 лет успешной работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для личностных тренингов и бизнес-тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов».

Из уникальных упражнений на развитие коммуникативных навыков, мы рекомендуем вам прежде всего, следующие упражнения:

  • Упражнение «Внутренний переводчик»

Уникальная авторская разработка доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

  • Упражнение «Убеди другого»

Классическое упражнение тренингов продаж, презентаций и переговоров, особенно любимое внутренними и «корпоративными» тренерами. Достаточно один раз попробовать, чтобы раз и навсегда оценить его эффективность.

Быть убедительным — вот один из важных навыков, необходимый для успешной коммуникации. То же самое можно отнести к переговорам и презентациям, где способность убеждать играет не менее важную роль.

Упражнение «Убеди другого!» и направлено в первую очередь на то, чтобы отработать навыки убеждения при коммуникации, продаже-презентации товара и переговорах.

  • Упражнение «Вчувствование»

Уникальная авторская разработка доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете.

Упражнение «Вчувствование» дает возможность участникам попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Техника «Вчуствование» поможет участникам лучше понимать своего партнера по коммуникациям, что особенно важно в важных и значимых переговорах.

  • Упражнение «Случай в гостинице»

Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в коммуникации, в умении устанавливать контакт с другим человеком. А также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в коммуникации и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов коммуникативных навыков, тренингов продаж, переговоров, тренингов влияния.

А в разделе «Программы тренингов» на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU вы можете приобрести качественно разработанные готовые программы тренингов.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

trenerskaya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *