Упражнения на завершение тренинга: Упражнения на завершение тренинга – примеры

Упражнения на завершение тренинга, подведения итогов и рефлексию – Технология тренинга

Завершение тренинга это очень важная тренинговая активность. Оно должно быть ярким и запоминающимся. Завершающие упражнения для тренинга представленные в данном разделе помогают тренеру организовать процедуру резюмирования результатов и сбор обратной связи о тренинге. Кроме того, упражнения на завершение тренинга, которые вы найдете на этих страницах, могут помочь тренеру собрать объективную и развивающую его обратную связь.

Количество упражнений для завершения тренинга: 16 шт.

Цель

Побудить участников в игровой форме подвести итоги пройденного материала. Также упражнение может дать хорошие вопросы для будущих тестов для оценки пройденного материала.

Необходимое время

15 минут

Размер группы

Неограниченно.

Ресурсы и подготовка

Не требуется

Читать далее
Цель

Проверить знания участников тренинга по выбранной теме. Упражнение также является хорошим энерджайзером. Рекомендуется к проведению после обеда либо в конце дня.

Размер группы

6 — 20 человек.

Время

10-20 минут

Ресурсы

Бумага, ручки, бумажный скотч.

Читать далее
Цель

Завершение тренинга. Подойдет для тренинга командообразования.

Размер группы

6 — 20 человек.

Время

10 минут

Ресурсы и подготовка

Не требуется

Читать далее
Цель

Получить обратную связь от участников. Закрепить эмоциональным подъемом работу за день.

Количество участников

6-14 человек.

Время

15 минут

Ресурсы и подготовка

Не требуется

Читать далее
Цель

Получить обратную связь от участников.

Количество участников

15-25 человек.

Время

10 минут.

Материалы
  • Плакат, на котором нарисован паровоз с прицепными вагончиками (по количеству оцениваемых этапов семинара).
  • Самоклеящиеся карточки разных цветов (Post-it).
  • Маркеры.
Читать далее
Цель

Завершение тренинга. Обратная связь участникам.

Размер группы

6- 14 человек.

Время

30 минут

Ресурсы

Именные сертификаты о прохождении тренинга.

Читать далее
Цель

Завершение тренинга. Обратная связь участникам. Подойдет к тренингу по командообразованию. И не только.

Размер группы

6-12 человек

Время

15-25 минут

Ресурсы и подготовка

Не требуется

Читать далее
Цель

Завершение тренинга. Обратная связь участникам.

Размер группы

6-8 человек

Время

15-25 минут

Ресурсы

Бумага и ручки/карандаши/маркеры

Читать далее
Цель

Завершение тренинга.

Размер группы

6-8 человек

Время

20-30 минут

Ресурсы

Почтовые конверты, листы бумаги для вложения в конверты. Каждому участнику должно достаться столько листов, сколько участников в группе.

Читать далее
Цель

Завершение тренинга. Скорее подойдет для тренинга коммуникаций.

Размер группы

6-8 человек

Время

60-90 минут

Ресурсы

Флип-чарт, маркеры

Читать далее

Первые и последние упражнения данного раздела нашего сайта всегда доступны всем посетителям без ограничений. Остальные упражнения могут быть полностью доступны только подписчикам платных тарифов нашего сайта. Кроме того, все упражнения для традиций тренинга собраны в электронный сборник, который вы можете приобрести в Магазине.

Психологические игры на завершение

1. Упражнение  Какой был тренинг?

Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

Необходимые материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.

Время: 15 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д.

После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.

Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.

 

2. Упражнение Подведение итогов

Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Время: 20 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.

Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.

Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.

После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.

Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими — нет?

 

3. Упражнение Изменения

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

Время: 10 минут.

Размер группы: 6-30 человек.

Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

 

4. Упражнение Вопросы и ответы

Упражнение используется в конце тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.

Необходимые материалы: планшетки, клейкие листочки.

Время: 20 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков.

Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку.

После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали.

Обсуждение. Тренер может дополнять прозвучавшие ответы.

 

5. Упражнение Как использовать

Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить полученные знания в своей повседневной жизни.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

Время: 15 минут.

Размер группы: 7-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как использовать в реальной жизни и какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой команды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».

Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рассказывает всей группе о том, что придумала его команда.

 

6. Упражнение Бесплатные советы

Упражнение проводится в завершающей части тренинга, в результате него каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.

Необходимые материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши.

Время: 10-30 минут (в зависимости от размера группы).

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.

Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации ,которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.

После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.

Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, что бы их не было видно.

 

7. Упражнение Дерево терминов

Упражнение дает возможность участникам объединить все, что было изучено, в единое целое.

Необходимые материалы: листы ватмана формата А3.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Тренер объясняет, что один из способов объединить в единую систему какие-либо новые понятия — это организовать их через укрепление-разукрепление. Например, если мы говорим о столах, то можно вспомнить о деталях (ножки, столешница) либо о более общих понятиях (мебель, предметы домашнего обихода). В свою очередь, каждое из этих понятий можно далее разделить на более частные (столешница — это лак, дерево и т.д.) либо объединить в более общие (мебель — это то, что производит промышленность, либо то, что делает нашу жизнь легче и т.д.).

Тренер предлагает каждой мини-группе построить подобное дерево терминов для ключевых слов данного тренинга (работа в команде, эффективные продажи и т.д.)., стволом которого будет центральная тема тренинга, а ответвлениями — более частные понятия. Рисовать эти понятия не нужно, достаточно изобразить дерево, а термины надписать словами.

Каждая группа получает лист ватмана, на котором за 10 минут должна нарисовать дерево, после чего один человек от каждой группы презентует всем результат групповой работы.

Варианты. Подобное задание можно дать и для лучшего усвоения других тем, например, можно попросить мини-группы подготовить дерево изменений, где центральной темой будет внедрение на рабочем месте знаний, полученных на тренинге, а ветвями — конкретные шаги, которые будут для этого предприняты.

 

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

— Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

9. Упражнение «Я желаю себе…»

Цель: Завершение тренинга.

Размер группы: 6-14 человек

Время: 15 минут

Инструкция

Участники тренинга встают в круг. Ведущий присоединяется к ним.

Мы закончили тренинг. Надеюсь, что он был полезен для вас, и вы разглядели в себе какие-нибудь точки профессионального роста. Предлагаю вам упражнение, которое поможет вам закрепить эти открытия.

У меня в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот у кого он оказывается, громко произносит свое имя и говорит: «Я желаю себе в профессиональном плане…» и произносит, то, что он желает себе. Это довольно важный момент в тренинге и я прошу поддерживать стремление наших коллег аплодисментами.

 

10. Упражнение «Чемодан».

Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.

Этапы игры : «Наша работа подходит к концу». Мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым.

Так как мы занимались проблемой общения, туда мы «положим» то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили».

Тренер может предложить использовать временного ориентира опыт обсуждения участника, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом. Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи. При планировании работы группы тренер должен учесть, что на сбор чемодана в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

Модификация 1

Этапы игры: «Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение».

Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.

Модификация 2

Этапы игры: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

 

11. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.

Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.

 

13. Я тебе благодарен…

Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»

Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.

 

14. Фонарик

Необходимы музыка, фонарик, секундомер.

Посадите участников в круг.

Дайте фонарик одному из участников. Включите музыку. Фонарик передается по часовой стрелке. Не глядя на группу, остановите музыку через несколько секунд. Участник, у которого в руках фонарик, говорит о тренинге в течение 30 секунд. После 30 секунд включите музыку снова.

Если в момент остановки музыки фонарик оказался в руках у участника, который уже выступал, фонарик передается следующему участнику. В распоряжении этого участника будет меньше времени на выступление, так как отсчет начинается с момента остановки музыки.

Игра продолжается до тех пор, пока не выступят все участники тренинга.

 

15. Впечатления о тренинге

Положите стопку карточек или клейких листочков в центре комнаты. Попросите участников взять несколько карточек и записать или нарисовать свои впечатления и воспоминания о тренинге.

Участники прикрепляют карточки на стену или доску.

Все собираются возле стены и смотрят на «воспоминания».

Проводится при длительных тренингах (более 4 дней).

Очень эмоциональное завершение для людей, которые несколько дней работали вместе. Дайте участникам пообщаться друг с другом.

 

16. Пожелания

Раздайте каждому участнику достаточное количество карточек. На одной стороне карточки участник пишет имя адресата (кому относятся комментарии) и имя отправителя (свое). На другой стороне пишется позитивный и честный комментарий.

Каждый член команды пишет карточки для всех остальных участников.

Когда все карточки написаны, они вручаются адресатам.

 

 

17. Ты меня уважаешь?

Участники встают в 2 круга и поворачиваются друг к другу лицом.

Находящиеся в наружном кругу должны спросить коллегу, стоящего напротив: «За что ты меня уважаешь?».

А стоящие во внутреннем круге отвечают на этот вопрос. После ответов игроки внутреннего круга переходят на одного человека по часовой стрелке. Люди из наружного круга повторяют вопрос.

 

18. Напиши пожелание на спине

Предлагается написать пожелания на спине участника, (прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова)

 

19. Путаница

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.

Время: 10-15 минут.

Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком.

После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка.

Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело?

2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?

3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?

4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

 

20. Упражнение «Чему Я научился» (5мин)

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился…

Я узнал, что…

Я нашел подтверждение тому, что. ..

Я обнаружил, что…

Я был удивлен тем, что…

Мне нравится, что…

Я был разочарован тем, что…

Самым важным для меня было…

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

 

90 000 мощных способов завершить тренировку, которая окажет неизгладимое впечатление! Рамана резюме

Рамана резюме

Тренер-фрилансер — продажи, обслуживание клиентов, поведенческие, управленческие, обучение программным навыкам. Корпорации. Образовательный

Опубликовано 17 февраля 2016 г.

+ Подписаться

Как завершить тренировку

————————————

(Из выпуска Thiagi за ноябрь 2014 г. )

Как вы завершаете тренировку?

Вопрос для опроса

В выпуске журнала TGL за ноябрь 2014 г. мы спросили наших тренеров-читателей, как они заканчивают свои тренировки.

    5 из них (18%) сказали, что подводят итоги сессии (1)

    8 из них (29 %) рассматривают ключевые моменты обучения (2)

    5 из них (18 %) проводят период вопросов и ответов ( 3)

    2 из них (7 %) планируют действия по применению ( 4)

    4 из них (14%) отмечают завершение сеанса ( 4)

    4 из них (14%) делают что-то еще ( 5)

Открытый вопрос

В продолжение опроса мы задали читатели кратко описывают свое любимое заключительное занятие.

Вот некоторые из ваших ответов по состоянию на 25 ноября 2014 г.:

 (1)    Для меня «одно слово, которое вы узнали за день», является свежим и динамичным и дает энергичное завершение сеанса.

    Я прошу людей спонтанно назвать мне слово, которое всплывает у них в голове, когда они думают о дне. Слово может быть о содержании, форме, эмоциях… Затем я обхожу круг, спрашиваю слово, громко повторяю его и иду дальше в быстром ритме.

    —Готье

 

 (2)    Мне нравится использовать значки погоды, чтобы помочь участникам описать, на что был похож семинар. Было солнечно, облачно, туманно, дождливо…?

(3)    Дерево Бодхи.

Начертите на диаграмме дерево с тремя ветвями. Дайте каждому участнику по 3 стикера разного цвета. Они должны написать о трех вещах на трех стикерах: Одно новое, чему они научились, одно, чему они не научились, и одно, чему они научились в результате тренинга. Затем прикрепите три стикера к трем соответствующим ветвям дерева Бодхи. После того, как все сделали это, я зачитываю и обсуждаю с дерева Бодхи.

(4)    После вопросов и ответов я обычно предоставляю цитату на основе темы .

Предлагает обсуждения, охватывающие весь процесс обучения.

(5)    Тронная речь, в которой участники заполняют пробелы в подготовленной речи ключевыми моментами, которые они узнали в ходе каждого занятия, которое они выполняли в течение дня. Заполнение пробелов объединяет основные моменты обучения на одной странице. Затем они читают свои речи всей группе, если есть время, или своей группе за столом, если времени не хватает.

(6)    Каждый участник подписывает договор о том, что он будет делать с полученной информацией. Вкладывают в конверт и отдают тому, кто будет привлекать их к ответственности.

Совет № 363: Как завершить тренировку на высокой ноте

«Отмечайте то, что вы хотите видеть больше». Томас Дж. Питерс

«Начните с конца». Steven Covey

Программы обучения обычно заканчиваются тем, что участники быстро заполняют оценочный лист. Деятельность в порядке, но сроки проблематичны.

В течение всего занятия инструкторы пытаются наладить связи между участниками для создания обучающего сообщества. Когда участники завершают оценку в самом конце программы, это отнимает всю энергию у обучающей среды. Их внимание сразу уходит внутрь, и они перестают общаться с окружающими.

Есть лучшая альтернатива. Сделайте оценки предпоследним действием в сеансе. Затем используйте одно или несколько из этих четырех более увлекательных, физических и интерактивных упражнений, чтобы завершить тренировку таким образом, чтобы сохранить интерес к обучению и энергию.

Первые два занятия закрепляют знания участников. Последние два занятия укрепляют социальные связи, которые участники установили друг с другом.

1. Сообщить о ключевом обучении.

Дайте участникам минуту или около того, чтобы записать наиболее важные знания, которые они получили благодаря программе. (Это может быть либо новое обучение, либо проверенное предыдущее обучение). Затем попросите их встать и по очереди рассказать о том, что они узнали. Подбрасывание Koosh хорошо подходит для этого. Участники садятся после того, как заявляют, что забирают ключ, и бросают куш тому, кто еще стоит. Если некоторые участники назовут один и тот же ключевой урок, это просто усилит его важность.

 

Чтобы настроить это заключительное занятие, создайте контракт на обучение с участниками в самом начале сеанса. Он просит их сообщать вам, когда у них возникают проблемы с содержанием или процессом обучения. Это также побуждает их взять на себя ответственность за собственное обучение, чтобы они могли сообщить о своем ключевом обучении в конце занятия.

В их отчетах будет представлено эффективное резюме содержания обучения, подчеркнуто и закреплено то, что участники сочли наиболее важным, а инструктору будет предоставлена ​​мгновенная оценка эффективности программы.

2. Прогуляйтесь.

Попросите участников записать, как они планируют использовать полученные знания. Затем пусть они объединятся в пары с кем-то, с кем они не работали во время сеанса, и отправятся на короткую (4-минутную) прогулку.

Пока они идут, они должны по очереди рассказывать о своих планах. Это повысит вероятность того, что они их реализуют. Когда пары возвращаются с прогулки, они могут дать друг другу «десятку».

Это закрытие может быть менее удовлетворительным для инструктора, чем основные отчеты об обучении, потому что инструктор не слышит, что говорят участники. Однако процесс ходьбы и разговора вызовет у участников высокий уровень энергии и энтузиазма. Выбор прогулки с кем-то «новым» для них также создаст новые социальные связи.

3. Делайте личные заметки.

Это упражнение хорошо сочетается с многодневной программой обучения, когда у участников есть ряд возможностей для совместной работы в различных ситуациях. Это действие также должно быть настроено в начале сеанса.

Все начинается как арт-проект. Раздайте участникам цветные фломастеры и что-нибудь для рисования. Это может быть мешок из светлой ткани, большой бумажный пакет, страница флип-чарта или лист бумаги. Попросите их нарисовать картинки или написать слова, которые описывают то, что важно в их жизни. (Один из вариантов — попросить их обвести руку и написать или нарисовать что-нибудь для каждого пальца). Если у них есть девиз или поговорка, которая им подходит, они также могут записать это.

Участники будут использовать то, что они нарисовали или написали, чтобы представиться остальной группе. Убедитесь, что они указали свое имя в своем проекте, потому что другие люди будут писать об этом позже.

В конце каждого дня участники обмениваются своими проектами, а затем пишут что-нибудь владельцу проекта. Полезно дать им закончить предложение, например: «Я узнал о вас…», «Я надеюсь, что мы оба запомним…» или «Спасибо за…». Попросите их подписать то, что они пишут.

Будет много смеха, когда они сдадут проекты обратно и прочитают написанное самостоятельно.

Это прекрасное заключительное занятие, которое используется каждый день в течение многодневной программы, обеспечивает преемственность и укрепляет социальные связи.

4. Создайте праздничный круг.

Это упражнение можно использовать для закрытия любой тренировочной программы, но оно особенно эффективно в конце последнего дня многодневной программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *